Google+
Christmas Вампиры нового Мира Тьмы BADASS HALLOWEEN
Версия для печатиНастольные игры: Настольные игры. Star Trek CCG

Карточный путь к звездам

Star Trek CCG

 «Звездный путь» вызвал к жизни множество игровых проектов, среди которых настольные игры занимают весьма немалое место. По мотивам похождений экипажей самых разных «Энтерпрайзов» были сделаны как «перекрашенные» настолки вроде «Монополии» или «Уно», так и вполне серьезные, самобытные, самостоятельные проекты. Отдельно стоит упомянуть коллекционную карточную игру Star Trek. Вернее, игры. О них мы сейчас и поговорим.

Когда в 1993 году появилась Magic The Gathering, весь игровой мир осознал, что коллекционные карточные игры обладают потенциалом, который не раскрыт еще даже на четверть. Трудно сейчас сказать, сколько новых проектов зародилось в то время. Десятки! Но поначалу никто не догадался адаптировать к принципам ККИ хорошо раскрученный мир. Никто, кроме...

ККИ Star Trek появилась в ноябре 1994 года. Из семи игр, вышедших между «Альфой» MTG и «Звездным путем», лишь три в той или иной мере заслуживают упоминания. И ни одна не была хотя бы наполовину столь же успешной.

Сила — не главное!

Секрет успеха заключался, прежде всего, в грамотном подходе. Двое игроков — Том Браунлих и Ролли Теш, глядя на торжество MTG, в ноябре 1993 г. предложили компании Decipher выпустить ККИ на какой-нибудь известный «брендовый» сюжет. «Дешифровальщикам» удалось заполучить от «Парамаунта» лицензию на выпуск ККИ по «Звездному пути» (поначалу только по сезонам «Следующего поколения»), и вскоре Том и Ролли взялись за работу.

Однако для успеха одной привязки к знаменитому сюжету было бы мало. Необходимы были еще атмосфера и некая изюминка, выделяющая игру из кучи конкурентов. Разработчикам удалось добиться и того, и другого. Почти все ККИ тех лет по игровому процессу были сходны, как две капли воды: построение подразделений, иногда маневрирование и столкновение (битва), где сравниваются характеристики противоборствующих сторон. В Star Trek CCG основу игры составляет составление экипажей звездолетов для выполнения определенных миссий.

Если в MTG и в большинстве других ККИ первой хронологической десятки у персонажей было одна-две численных характеристики, кроме стоимости ввода, то в «Звездном пути» персонажи обладали тремя численными характеристиками, некоторыми стандартными навыками, а также уникальными способностями. Несмотря на обилие игровой и художественной информации, дизайн карточек был выполнен так, что не возникало ощущения перегруженности деталями.

Одна из характеристик была вполне обычной — strength (сила), причем в перечне ее демонстративно ставили последней. Весьма небанально были названы две оставшиеся. Они во многом передают дух и философию первоисточника, где на первый план выходят не битвы (в игре «пострелять» тоже можно, но не это главное), а поведенческие мотивы и борьба идей, моральных принципов. Первейшей характеристикой персонажа была его integrity, что примерно можно перевести как «целостность натуры». Завершала список хитрость, смекалка, изобретательность — cunning.

Главной же характеристикой в игре была нигде на карточках не прописанная коллективность: коллективная целостность, коллективный разум, коллективная сила. Именно суммарные характеристики позволяли командам выполнять те или иные миссии. А сам игрок, управляя несколькими коллективами, мог получить удовольствие от удачного стратегического планирования и тактических действий.

Список всех сетов*
* Сеты с рандомной сортировкой карт.
Специальные выпуски с фиксированным набором карт не включены.

First Edition

1994

Premier Limited — 363 карты

Premier Unlimited — 363 карты (повтор предыдущего сета с исправлениями)

1995

Alternate Universe — 122 карты

1996

Q-Continuum — 121 карты

1997

First Contact — 130 карт

1998

Deep Space Nine — 277 карт

The Dominion — 134 карты

1999

Blaze of Glory — 130 карт

Rules of Acquisition — 130 карт

2000

The Trouble With Tribbles — 141 карта

Reflections — 105 карт

2001

Voyager — 218 карт

The Borg — 143 карты

Holodeck Adventures — 140 карт

2002

The Motion Pictures — 134 карты

Second Edition

2002

Second Edition — 415 карт

2003

Energize — 180 карт

Call to Arms — 208 карт

2004

Necessary Evil — 120 карт

Reflections 2.0 — 60 карт

2005

Strange New Worlds — 120 карт

2006

To Boldly Go — 120 карт

Captain's Log — 120 карт

2007

These Are The Voyages — 120 карт

In A Mirror, Darkly — 120 карт

What You Leave Behind — 120 карт

Карточка правил

Правила игры довольно объемны, так что мы характеризуем их в общем, не особенно вдаваясь в детали. Играть можно только вдвоем. У каждого игрока есть собственная колода — основной признак всех ККИ. Колода в первой редакции Star Trek CCG состояла из двух частей и суммарно из 60 карт. Первая — это так называемые Seed Cards («сеянные» карты), и вторая — сама Draw Deck (колода). Сеянные карты — это миссии, дилеммы и артефакты, аванпосты и порталы. Их должно быть не более 30. Это то, что создает географию, задачи и препятствия. Draw deck — это персонажи, звездолеты, оборудование, события и контрдействия. Таких карт должно быть не менее 30. Это то, что нужно для передвижения по космическому пространству и решения задач.

У каждого игрока в колоде должно быть ровно по 6 карточек миссий. Они — основа игры. Эти карточки игроки по очереди по одной выкладывают в ряд из 12 миссий. На карточках миссий указаны необходимые данные. Прежде всего, их ценность (победные очки, чаще 25—35, но встречаются миссии на 20 и на 50 очков). Для победы в партии надо набрать 100 очков. Миссии бывают двух типов, что отображается соответствующей иконкой: планетные требуют высадки экипажа, космические выполняются, не выходя из звездолета. Также указываются значками те фракции, которые могут участвовать в выполнении данной миссии. Каждая миссия представляет собой некую локацию, поэтому на карточке указывается и удаленность этой миссии. Ну и, наконец, приводятся условия выполнения миссии. Например, чтобы выполнить миссию «Botanical Research» на неизведанной планете, Федерации, Клингонам или Доминиону необходимо иметь в составе команды членов с навыками «наука» и «медицина», и плюс ко всему суммарное значение «изобретательности» всех участвующих в выполнении миссии персонажей должно превышать 35 («коллективный разум»!). В случае успеха игрок получал 30 зачетных очков.

В начале игры сразу после выкладки миссий игроки подкладывают под них самые разные препятствия («дилеммы»). Преодолеть их можно опять же с помощью коллективного разума, огневой мощи или каких-то уникальных навыков членов экипажа, — смотря на что нарвется команда и что от нее потребуется. В случае неудачи — и это тоже оговаривается на карточке дилеммы — отряд может постигнуть какая-то неприятность, например, он может вынужденно остановиться, потерять бойца или какие-то навыки.

Долгая дорога

Игра получила мгновенный отклик со стороны фанатов сериала и поклонников ККИ. Первый выпуск базового издания (limited) разошелся тиражом 46 млн карточек. Через месяц был допечатан тираж базового сета с белыми полями карт (unlimited). Издатель установил план в еще 162 млн карточек... и, похоже, переборщил. До сих пор можно найти в продаже стартеры и бустеры unlimited по относительно невысокой цене.

Далее сеты первой редакции правил выходили с разной периодичностью. Игра обогащалась новыми лицензиями (включая полнометражные фильмы, старые оригинальные серии, канву Deep Spaсe Nine и другие). Star Trek CCG стала самой «долгоиграющей» игрой по лицензионному продукту, а вплоть до прошлого года, когда проект и поддержку все-таки закрыли, вообще второй по долгожительству после MTG (если не считать выпущенную на два месяца раньше ККИ Jyhad первым сетом будущей Vampire: The Eternal Struggle).

Почти каждый новый выпуск сопровождался дополнениями к правилам, выходили эрраты текстов карт. Появлялись новые типы карт и даже дополнительные, побочные части колоды. Создавалось такое впечатление, что разработчики пытаются максимально симулировать процессы и взаимосвязи, возникающие в сериалах и фильмах. Постепенно сложилась следующая странная ситуация. Игра хорошо отражала происходящее на экране, как никакая другая ККИ передавала букву и дух лицензионного первоисточника, но при этом число ее последователей не увеличивалось. Новичку было крайне тяжело ориентироваться в море правил и изменений. Ситуацию надо было спасать. И ее спасли.

В конце 2002 года на смену вяло продающимся последним сетам приходит новый большой сет вместе с новой редакцией правил. Основные черты игры остались прежними, осталось прежним название, к нему только добавились слова Second Edition. Но по сути это была другая игра. Игровой процесс обрел динамичность, стройность и структурность. Правила стали вновь понятны новичкам. Разработчики позаботились о поклонниках старой редакции, сделав половину новых карточек пригодными для игры по старым правилам. Из принципиальных нововведений — сократили до четырех карт количество миссий, изменили принцип их выкладывания и подкладки «дилемм», сделали осмысленными «ресурсные» принципы, навели порядок с типами карт и структурой хода. Были и другие изменения, сокращения, дополнения. Изменился, конечно, и дизайн карт. Настройка колод стала удобной и базировалась на богатом к тому времени опыте создания ККИ.

Новая игра удалась. За пять лет было выпущено 10 рандомных сетов и несколько фиксированных наборов. В любом деле не обходится без нестыковок и поправок, однако количество ляпов было ничтожно малым. И очень правильным и заслуженным оказался финал. Игру торжественно закрыли в декабре 2007 года вместе с очередным истечением срока лицензии. Жаль, что закрыли тут же и поддержку. Тем не менее, армия поклонников до сих пор огромна. Возникло грандиозное сообщество неофициальной поддержки игры под названием The Continuing Committee.

***

Мы убеждены, что игра не ляжет на архивные полки, в нее будут продолжать играть многие годы. Потому что продолжают смотреть и снимать фильмы, потому что база карт исчисляется многими тысячами единиц, потому что энтузиасты продолжают придумывать новые карты и колоды, потому что игра неразрывно связана с сюжетными хитросплетениями, потому что «Звездный путь» бесконечен, как бесконечна Вселенная.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться