Google+
Космические пираты uNIVERSAL ABERCROMBIE 25 сериалов
Версия для печатиАниме: Миры. Persona
Кратко о статье: Путеводитель по серии Persona — одного из самых мрачных и запутанных ответвлений мистической вселенной Shin Megami Tensei.

Маски сброшены

Вселенная Persona

«Персона» — производное от латинского слова, означающего маску античного актера; относится к социальной маске или лицу человека, обращенному к внешнему миру. Термин «Персона» может употребляться для обозначения половой идентичности, стадии развития (например, подросткового возраста) или профессии. Индивид может сознательно либо бессознательно проявлять определенные аспекты собственной личности в виде Персоны, и на протяжении жизни может носить множество масок, по несколько одновременно.

Из словаря психоаналитических терминов

Чем нам только не приходилось заниматься в японских ролевых играх! Наши герои тренируются во владении мечом, магией и алхимией, создают и собирают причудливые артефакты, ловят и приручают фантастических зверей, путешествуют по параллельным мирам, перемещаются во времени и летают отправляются в космос... Героям же игровой серии Persona не приходится покидать пределы родного города, и дело они имеют с сущностями скорее внутренними: тенями, персонами, слухами. Масштаб, на первый взгляд, скромный, но события в нем разворачиваются нешуточные. Ведь демоны, порожденные человеческим сознанием, по силе не уступают настоящим обитателям ада.

Несмотря на известность линейки Megami Tensei и немалую славу серии не только в родной Японии, но и за рубежом, большинству из нас при упоминании «Персоны» вспомнится только синеволосый мальчик-эмо, стреляющий себе в голову из чего-то, подозрительно напоминающего пистолет. Действительно, Persona 3 совершила своего рода революцию: она превратила серию из отрады редких ценителей городской мистики в действительно популярный френчайз, по которому даже сняли аниме. Но история «Персоны» началась задолго до злоключений Минато и претерпела за свою долгую жизнь немало метаморфоз.

Прихоть богов

Началась эта сага длиной более десятка лет с невинной выходки подростков из школы Святого Гермелина, решивших развлечься спиритизмом — сыграть в мистическую игру под названием «Персона». Доигрались они до того, что попадали без сознания, и во сне встретили Филемона — духа, живущего на границе измерений. Он подарил им способность вызывать персону — воплощение внутренней силы, способное противостоять внешней опасности. Персоны также могут использовать различную магию, их можно менять или создавать новых из карт Таро, если добыть их у демонов. Созданием персон занимается еще один дружественный дух, карлик по имени Игорь, живущий в Бархатной комнате где-то в ином пространстве. Игорю любопытно наблюдать за становлением подростков, способных управлять своей персоной, а героям не обойтись без его помощи. Поэтому к нему в гости в свою очередь заглядывали все без исключения протагонисты игр, и даже Син, герой аниме-экранизации, не избежал встречи с ним.

Милая девочка, небольшие проблемы с головой, а чуть весь город не сгубила.

Однако волшебные силы никогда не появляются просто так. Вскоре Наоя Тодо (это имя герой получил в манге, в игре же имя ему надо придумать самому) из Revelations: Persona (Megami Ibunroku Persona) и его друзья столкнулись с наводнившими город демонами. Причиной бедствия стал глава корпорации по производству электроники Кандори Такахиса, который создал машину, способную открыть портал в иное измерение через разум человека. Объектом его экспериментов стала Маки Сономура — слабая, прикованная к постели, психически нездоровая девушка, которую Наоя сотоварищи часто навещали, пока она лежала в больнице. Благодаря аппаратуре Такахисы представления Маки об идеальном мире заменяют реальность. Теперь Маки вполне здорова, зато по городу бродят демоны, а Такахиса стал местным божеством. Не по собственной, впрочем, воле — он был если и не одержим, то обманут Нъярлатотепом — духом, сеющим хаос в мире людей. Наое и его друзьям пришлось остановить Такахису и привести мир (а по возможности и психику Маки) в порядок.

Игорь и его ассистентка всегда к услугам героя.

От родной серии Megami Tensei «Персоне» досталась система контрактов с демонами. Чтобы получить карты для создания новых персон и прочие полезные вещи, с демоном можно было заговорить и попробовать заинтересовать его. Так что путь в игре можно было прокладывать как мечом, так и умелой речью. В первой игре была заложена школьно-урбанистическая стилистика серии, ее основные темы и своеобразная мифология, изобилующая заимствованиями из разных религий, юнгианской психологии и даже творений Говарда Лавкрафта. В США игра вышла в изрядно отредактированном виде, с измененными именами, дизайном, и урезанным сценарием.

Первые части выглядят серьезнее и мрачнее следующих.

Повторное знакомство

Хорошая новость для тех, кто в свое время не успел оценить «Персону» на первой PlayStation: 29 апреля выходит римейк игры на PlayStation Portable. В ней разработчики из Atlus исправили баланс, дизайн уровней, интерфейс и карту города, и добавили новые уровни и загадки. Сценарий остался без изменений, большая часть графики, судя по трейлерам, тоже. Зато ролики будут пересняты заново и их станет больше. Звуковая дорожка предстанет в новой аранжировке авторства Сёдзи Мегуро. Американское отделение Atlus заявило, что планируют перевести и издать обновленную Shin Megami Tensei: Persona 30 сентября. Будем надеяться, что в этот раз игра дойдет до западных поклонников в оригинальном, не порезанном виде.

Официальный сайт римейка загадочен, трейлеры неоднозначны, но вердикт уже ясен — ждем!

Все могло быть по-другому

Продолжающая серию Persona 2 оказалась разбита на две части с альтернативным сюжетом и разными главными героями. Действие обеих частей разворачивается через несколько лет после событий первой игры в городе Сумару, обладающем любопытным свойством: здесь слухи, в которые поверит достаточное количество людей, становятся реальностью.

Persona 2: две игры, два героя.

В первой половине игры, Innocent Sin, ходит слух, что если набрать на мобильном свой собственный номер, появится таинственный Джокер и выполнит любое твое желание. Главный герой Тацуя, правда, от встречи с ним ничего хорошего не получил: Джокер обвинил его в преступлении, которого тот не совершал. И снова в игру вступают персоны, на этот раз чтобы разрушить культ Джокера, забирающего у людей их энергию и мечты, и вернуть другу детства Тацуи, Дзюну, его настоящие воспоминания. Если правильно выстроить диалоги, то можно даже устроить этой парочке романтические отношения. Видимо, именно это плюс воплотившийся слух о воскрешении Гитлера и его последнего батальона стали причиной того, что игра так и не вышла за пределами Японии: еще не ко всему привыкшая американская цензура не выдержала творящихся в игре безобразий.

По каждой из игр выходила манга, а по третьей и четвертой еще и антологии фанатских работ, артбуки, аудиоспектакли, фигурки, игры для мобильных телефонов...

А вот вторая половина игры, Eternal Punishment, в США вышла-таки. Ее действие происходит через несколько месяцев после первой, но в альтернативной вселенной. Филемону пришлось отмотать время назад и изменить ход истории. События Innocent Sin остались только в памяти Тацуи. Здесь главная роль досталась репортерше Майе, расследующей дело о серии убийств, в которых повинен Джокер. Но теперь слух изменился: вместо исполнения желаний Джокер убьет того, кого прикажешь... Героев вновь ждут расследования, распространение слухов и битва с собственной тенью. И за всем этим снова стоит Нъярлатотеп, ведущий с Филемоном извечный спор о том, способно ли человечество стать лучше, или в будущем его ждет лишь хаос и разрушение.

Вторая «Персона» тесно связана с первой. Тут можно узнать о будущем ветеранов первой стычки с демонами, получить от них оружие и даже при определенных условиях взять в партию.

Игротека
  • Revelations: Persona (Megami Ibunroku Persona) — PlayStation, 1996
  • Persona 2: Innocent Sin (Tsumi) — PlayStation, 1999
  • Persona 2: Eternal Punishment (Batsu) — PlayStation, 2000
  • Shin Megami Tensei: Persona 3 — PlayStation 2, 2006
  • Shin Megami Tensei: Persona 3 FES — PlayStation 2, 2007
  • Shin Megami Tensei: Persona 4 — PlayStation 2, 2008
  • Shin Megami Tensei: Persona — PlayStation Portable, 2009

Persona 4 оформлена в желтых тонах. Какой цвет будет следующим?

Тени выходят в полночь

Завалить и запинать — главная стратегия.

В третьей части сильные изменения претерпели как сюжет и мифология, так и геймплей. Контракты с демонами остались в далеком прошлом, так же как и подбор персон для каждого из персонажей. Теперь игроку был вверен только главный герой, с персонами которого и предстояло экспериментировать. Зато протагонист зажил школьной жизнью на полную катушку — половина игры превратилась в симулятор свиданий. Теперь в свободное от боевых действий время герой может прокачивать социальные навыки (ум, обаяние, смелость) и укреплять свои связи с окружающими его людьми. Каждому человеку соответствует свой аркан Таро, и чем сильнее связь, тем сильнее будут персоны соответствующего аркана.

FES: купите игру дважды и получите один эпизод в подарок!

Духи больше не вмешиваются в дела людей, и причиной катаклизма, постигшего очередной город, стал проведенный десять лет назад в лаборатории семьи Киридзо в школе Геккоукан эксперимент, закончившийся, как водится, оглушительным провалом. Его целью было собрать достаточно потусторонних монстров — теней, чтобы с помощью их энергии управлять временем. Но тени разбежались, и сама ткань времени и пространства была повреждена так, что после полуночи в городе появился еще один дополнительный час, в течение которого на улицах появлялись тени, пожиравшие разум того, кто в это время окажется в сознании. Противостоять им могут только обладатели персон, в числе которых оказывается протагонист Минато, наследница семьи Киридзо Мицуру, ряд их школьных товарищей, девочка-робот и даже собака. Они ищут способ убрать лишний час, и для этого исследуют башню, в которую по ночам превращается их школа.

И это только начало: по ходу игры всплывает печальное прошлое Минато — внутри него заточена сама Смерть, которую герои по незнанию выпустят на свободу, едва не устроив конец света. Сам предвестник Апокалипсиса, впрочем, оказывается очень милым парнем и мир уничтожать совсем не хочет, но от судьбы не уйдешь. И Минато придется пожертвовать жизнью и душой, чтобы не позволить человечеству вызвать Армагеддон на свою голову. Потому как принцип, дававший жизнь слухам в Сумару, здесь все еще работает. И пока будут люди, желающие смерти, угроза не минует. Это оставшиеся в живых соратники Минато узнали уже после окончания основного сюжета, в новой главе дополненного издания Persona 3: FES.

Интересной стилистической находкой третьей части стал способ вызова персоны. Чтобы явить миру свое внутреннее «я», героям приходится выстрелить себе в голову из эвокера — устройства, подозрительно напоминающего пистолет. Эту маленькую деталь можно считать финальным штрихом невероятно пафосной и драматичной картины, которую являет собой Persona 3.

В 3 и 4 частях отличные анимешные ролики.

Новые лица

Persona -trinity soul-

Формат: 26-серийный телесериал (2008)

Жанр: научная фантастика, мистика, драма

Производство: A-1 Pictures

Режиссер: Дзюн Мацумото (Blood+)

Другие создатели: сценарист-раскадровщик — Ясуюки Муто (Basilisk, Chevalier D'Eon), дизайнер персонажей — Юрико Исии (Darker than BLACK), дизайнер механизмов — Синобу Цунеки (Ghost in the Shell: Stand Alone Complex), главный художник — Митиэ Судзуки (Gintama, Star Ocean EX), композитор — Таку Ивасаки (Gurren Lagann, Soul Eater)

Официальный сайт: persona-ts.net

Аниме, как и мальчики в нем: милое, да унылое.

Десять лет спустя

Новое поколение подростков с персонами.

Неожиданное продолжение полюбившаяся всем третья часть обрела в виде анимационного сериала. Правда, хотя Persona -trinity soul- и была названа сиквелом игры, объединяет их только общая концепция, пара вернувшихся персонажей да мелкие подарки для фанатов вроде кусочков игровой музыки. Ни эвокеров, ни запасного часа, ни даже теней тут нет и в помине. Зато есть слезливая история взаимоотношений школьников Сина и Дзюна Кандзато, вернувшихся в родной город пожить у старшего брата Рё.

Десять лет назад здесь произошла катастрофа, унесшая жизни многих людей, включая родителей братьев Кандзато. Ее причиной были опыты, которые доктор Кейске Комацубара ставил на собственной дочери. С тех пор у многих подростков в городе Аянаги появились некоторые способности к вызову персоны, использовавшиеся ими, правда, только для игры в «перетягивание тени», распространенной некогда, чтобы вычислить самых способных из них.

С возвращением братьев Кандзато домой ситуация заметно ухудшилась. На Сина объявили охоту воспитанники Комацубары, готовые на все, лишь бы заполучить его персону. Дзюн и живущий в нем дух его сестры-близняшки Юки тоже становятся для них желанной добычей. Защитить семью пытается Рё, хоть ему это и дается тяжелее всего, так как он уже перерос возраст, в котором можно без проблем вызвать персону, и теперь сидит на таблетках, позволяющих подчинить свое второе «я», но очень скверно сказывающихся на здоровье. Несмотря на все старания, братьям придется расстаться, а жителей Аянаги захлестнет волна воспоминаний и иллюзий, из которых сложно будет выпутаться.

Акихико вырос в славного молодого детектива.

Основным связующим звеном игры и аниме, кроме собственно персон, стал Акихико Санада, за десять лет до событий сериала учившийся в Геккоукан и сражавшийся с тенями вместе с Минато. Теперь же он стал детективом, сдружился с Рё Кандзато и в меру сил старается помочь Сину. Немало фактов указывают и на то, что тихий глава общежития Инуи — никто иной как Кен Амада, также старый соратник Минато, ныне работающий под прикрытием. По-другому его рассказы о том, как в его молодости тоже были персоны, и дружеские беседы с Акихико объяснить нельзя, да и внешнее сходство немалое.

Надо сказать, что публика приняла аниме довольно холодно. Оно вышло эмоциональным и атмосферным, но излишне затянутым, да и связь с игрой оказалась гораздо слабее, чем рассчитывали фанаты. Не говоря уже о том, сколько вопросов сериал породил. Например, каким образом герои вызывают персон среди бела дня без помощи Филимона или эвокеров? И с каких пор их способности ограничены подростковым возрастом?

Тысяча чертей!

Линейку Shin Megami Tensei из массы японских ролевых игр выделяет мрачная, мистическая тематика с примесью киберпанка и антураж настоящего или недалекого будущего, неизменно переживающего не лучшие времена. В играх основной одноименной серии мир обычно подвергается нашествию демонов, вызванных из параллельного мира при помощи компьютерной программы. С ними можно сражаться, а можно и подружиться — тогда демон будет сражаться на твоей стороне. Но герою надо не просто очистить мир от незваных гостей, но зачастую и решить его судьбу, встав на сторону сил порядка, представленных ангелами и самим богом, или же сил хаоса, свободолюбивых демонов преисподней. Причем все здешние демоны — это герои мифов и священных книг. В мире Megami Tensei можно сразиться или призвать на свою сторону архангела Михаила и скандинавского хитреца Локи, Вишну и Кухулина.

Последней игрой с участием высших сил и цифровых демонов можно считать MMORPG Shin Megami Tensei: Imagine. Серия богата на ответвления. В нее также входят: цикл детектив об охотниках на демонов Devil Summoner, научно-фантастическая дилогия Digital Devil Saga и собственно Persona, имеющая к серии самое далекое отношение. Демоны здесь превратились в персон и живут не в колбах и не на компьютерах, а в душах героев, которых больше заботит не судьба мира, а благополучие близких.

Хотите вызвать Метатрона или Сатану? Запросто!

Оставайтесь на нашем канале!

Чего у «Персоны» не отнять, так это стиля.

Вдохновившись успехом Persona 3, Atlus всего через год после FES выпустили новую часть. Действие ее разворачивается через год после окончания предыдущей, но связь их ограничивается несколькими общими локациями да явлением насквозь второстепенной тихони Тихиро.

Герой четвертой части, Сета Содзи, из-за работы родителей вынужден постоянно переезжать. На новый учебный год он приезжает жить в маленький городишко Инаба. Однако здесь не так тихо, как хочется думать глядя на пасторальные пейзажи и простоватые, но добродушные лица одноклассников. Туманными ночами в Инабе происходят таинственные убийства. Говорят, что жертв перед этим видели по полуночному каналу, который можно увидеть только в двенадцать часов в дождливую ночь. Сета обнаруживает в себе способность не только увидеть этот канал, но и попасть внутрь сквозь экран телевизора, а заодно и прихватить с собой друзей. Так начинается его собственное расследование серии убийств. Оказывается, те, кто попадает на полуночный канал, встречает собственную тень, воплощение своих отрицательных качеств. Тех, кто не желает признавать эти качества в себе, тени убивают. Героям же по очереди приходится столкнуться со своей темной стороной и победить ее. Постепенно они подберутся к разгадке дела, за которым стоит одна вредная богиня. Концовка здесь куда оптимистичнее, чем в третьей части: все живы и счастливы.

Дизайн персон в четвертой части тоже озадачивает.

Понач алу публика с подозрением отнеслась к «недоделанной» игре, созданной на консоли прошлого уже поколения, да еще и на старом движке. Ругали и дизайн «неотесанных деревенщин, стриженых под горшок». С этим героям и правда повезло мало: простоватый стиль Соедзимы вкупе с буйством красок и попыткой изобразить простых ребят из глубинки вместе выдали нечто, на что без содрогания смотреть невозможно. Но к внешним недостаткам можно привыкнуть, особенно если сюжет и геймплей хороши. После пафосных страданий Минато на пороге Армагеддона Инаба с ее телевизионным детективом показалась проще и роднее. Да и герои здесь эмоциональнее, и раскрыты полнее. Не зря ведь они встречают собственных теней и помогают друг другу справиться с ними, а потому и могут вызывать персон без посторонней помощи вроде эвокера. Ведь эту маску все уже видели, и перед друзьями больше не надо ничего скрывать. А проблемы под этими масками таятся нешуточные. Чего только стоит неопределенная гендерная роль и ориентация сурового парня Кандзи, который на самом деле очень любит шить. Умилительно, право слово.

Истории «Персоны», ее пересечениям с другим играм серии, отсылкам к мифам и легендам, персонажам, их судьбам и взаимоотношениям можно посвятить не одну статью. И это еще далеко не конец. 30 июня должно увидеть свет европейское издание четвертой части, 29 апреля в Японии выйдет римейк первой игры на PSP, а от него и до американской версии недалеко — она запланирована на 30 сентября. А там, глядишь, на страницах свеженького Famitsu окажется анонс пятой части. При таком успехе ее не может не быть! Вопрос лишь во времени и платформе, которую выберут обленившиеся, но все еще любимые разработчики Atlus. Не вечно же серии торчать на PS2 да портативных консолях, в самом деле.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться