Google+
Что делать, если вы... умерли? Alf экранизации булгакова МИРЫ. «ВАВИЛОН 5»
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. «Человек-амфибия» — новая экранизация
Кратко о статье: Морской дьявол Книгой Александра Беляева “Человек-амфибия” зачитывались целые поколения мечтателей. Одноименный советский фильм стал событием, едва выйдя на экраны страны, и современники окрестили его “символом свободных шестидесятых”. Маленькие любители фантастики лепили Ихтиандра из пластилина, а взрослые — спорили о возможности имплантации человеку акульих жабр. Прошло более сорока лет. Студия “Российского телевидения” решила снимать новую экранизацию романа, и параллельно с ней — анимационный фильм. Оба проекта мы увидим в самом ближайшем будущем...

Морской дьявол

Новая экранизация “Человека-амфибии”

“Его тело было покрыто искусственной чешуей, — продолжал эксперт, — из какого-то неизвестного, гибкого, но крайне прочного вещества. Анализ того вещества еще не закончен. В воде Ихтиандр пользовался иногда очками с особыми стеклами из тяжелого флинтгласа, показатель преломления которых равен почти двум. Это давало ему возможность хорошо видеть под водой. Когда мы сняли с Ихтиандра его чешую, то обнаружили под обеими лопатками круглые отверстия десяти сантиметров в диаметре, закрытые пятью тонкими полосками, похожими на жабры акулы.

В зале послышался заглушенный голос удивления.

- Да, — продолжал эксперт, — это кажется невероятным, но Ихтиандр обладает легкими человека и в то же время жабрами акулы. Поэтому он может жить на земле и под водой.

- Человек-амфибия? — иронически спросил прокурор.

- Да, в некотором роде человек-амфибия — двудышащее земноводное.”

(Александр Беляев “Человек-амфибия”)

Книгой Александра Беляева “Человек-амфибия” зачитывались целые поколения мечтателей. Одноименный советский фильм стал событием, едва выйдя на экраны страны, и современники окрестили его “символом свободных шестидесятых”. Маленькие любители фантастики лепили Ихтиандра из пластилина, а взрослые — спорили о возможности имплантации человеку акульих жабр.

Прошло более сорока лет. Студия “Российского телевидения” решила снимать новую экранизацию романа, и параллельно с ней — анимационный фильм. Оба проекта мы увидим в самом ближайшем будущем.

9 Kb

Страсти по Ихтиандру

12 Kb

Человек-амфибия (Саид Дашук-Нигматуллин) в сценическом наряде.

Вот уже два года общественность внимательно наблюдает за подъемом батискафа “Отечественная кинофантастика” со дна глубочайшей бездны, пугающие габариты которой не снились даже таким голливудским акулам, как Камерон и Соммерс.

До последнего времени почетная роль спасителя российского кинематографа возлагалась на “Ночной дозор” Первого канала. Успехом или неуспехом данной ленты будет определена судьба других кинопроектов подобного рода, ждущих своей очереди: “Волкодава” Марии Семеновой и “Алмазного меча” Ника Перумова.

13 Kb

Однако студия канала РТР и продюсер Валерий Тодоровский, отметившийся рядом успешных телесериалов (три “Каменские” и “Бригада”), не стали ждать премьеры “Ночного дозора” и решили выпустить на просторы телеэфира знакомое каждому поклоннику советской фантастики подводное существо — чешуйчатое, пучеглазое и ужасно симпатичное.

Речь идет о герое многосерийного фильма “Морской дьявол” — новой экранизации романа Александра Беляева “Человек-амфибия”. Съемки картины уже закончены, монтаж — тоже, 20 мая готовая лента легла на стол продюсеров, а летом этого года “Морской дьявол” выходит на экраны телевизоров.

Сначала мне было не совсем понятно, почему создатели фильма обратились к уже обыгранной теме человека, вырванного злыми сородичами из своей привычной среды обитания и страдающего от неразделенной любви к некоей юной особе из враждебного ему общества. Достаточно окинуть взглядом списки голливудских поделок, в основу которых легли комиксы, — и родственных Ихтиандру персонажей мы найдем немало: Бэтмен, Человек-паук, Человек-молния, целая орава Людей Икс. С каждым из них в детстве случилась ужасная психологическая травма. Например, на глазах у ребенка гангстер застрелил родителей, или в 1942 году из оккупированного фашистами польского города вывезли в концлагерь маленького еврейского мальчика, который от таких переживаний получил сверхъестественную способность изничтожать преступность при помощи программируемых тарелок в форме летучей мыши или вить из двадцатимиллиметровых стальных прутьев косички одним шевелением извилин.

14 Kb 19 Kb

Ихтиандр в окружении редкой разновидности кубинского планктона.

Сцена спасения Гуттиэре.

Рука потянулась написать “Нет, наш Ихтиандр лучше заокеанских любителей заправлять красный плащ в синие трусы...” — и остановилась. А лучше ли? Или, чем, собственно, эти заокеанские беглецы из кунсткамер провинились перед зрителем, раз приходится их сравнивать с многообещающим в плане семейного просмотра Человеком-амфибией? Ведь комиксы, наиболее доходчивым слогом воспевающие поборников американской мечты, явились тем костылем, на котором Америка буквально выкарабкалась из экономического кризиса 20-х годов.

24 Kb

После съемок.

И наш Человек-амфибия, и их Спайдермен — одного поля ягоды. Этакие “мичуринки”, выращенные в одинаковое время и одинаково питательные для подрастающих поколений. Для молодого советского читателя романы Александра Беляева “Человек-амфибия”, написанный в двадцатые годы прошлого века, и “Ариэль” (1941) — феерическая притча о герое, наделенном способностью летать, — заняли пустовавшую полку, отведенную для литературы мечтаний.

Фильм “Человек-амфибия” Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева был снят в 1961 году, и оказался удивительно созвучен “оттепельным” настроениям шестидесятых. От пейзажей на экране веяло не столько научно-романтичным Беляевым, сколько забытым во времена просвещенного сталинизма Грином, “Бегущей по волнам” и “Алыми парусами”. Владимир Коренев (Ихтиандр) и Анастасия Вертинская (Гуттиэре) надолго стали эталонами светлого свободомыслия — и в какой-то степени первыми секс-символами шестидесятых.

26 Kb

Александр Атанесян, режиссер нового “Человека-амфибии”, дал однажды почитать роман Беляева одному знакомому мальчишке, который осилил историю за один день и тут же, облачившись в ласты, полез в ванную изображать водоплавающего героя. Значит — интересно?! Значит — нужно снимать!

Так Атанесян затеял анимационный проект “Морской дьявол” — для маленьких телезрителей, а Валерий Тодоровский убедил его параллельно снимать художественный фильм — для зрителей постарше, у которых еще свеж в памяти успех советского фильма.

13 Kb 16 Kb

Гуттиэре (Юлия Самойленко).

О фильме “Человек-амфибия”

Студия-производитель: РТР (Российское телевидение).

Формат: многосерийный художественный фильм.

Хронометраж: 4 серии по 52 минуты.

Дата выхода на экраны: лето-осень 2004-го года.

Бюджет: миллион долларов ($250000 на серию).

Статус: новая экранизация романа Александра Беляева “Человек-амфибия”.

Место съемок: Куба, Крым.

Режиссер: Александр Атанесян (“Танец”, “24 часа”, “Летний дождь”).

Продюсер: Валерий Тодоровский (“Бригада”, “Каменская-1/2/3”, “Идиот”, “Дневник убийцы”, “Любовники”).

Автор сценария: Илья Авраменко.

Композитор: Андрей Петров (“Человек-амфибия”, 1961).

Звуковая дорожка: Музыка к фильму по большей части заимствована из “Человека-амфибии” 1961 года и прозвучит в виде кавер-версий современных музыкантов.

Это не римейк, или Цена одиночества

18 Kb

Этот аквариум должен взорваться в одной из сцен фильма. При съемках столь опасного трюка практически никто не пострадал.

Ихтиандр, которого ловцы жемчуга и католические священники окрестили “морским дьяволом”, а местные жители — “морским богом”, у режиссеров фильма 1961 года получился, как ни странно, “морским ангелом”, от одного взгляда в объектив камеры которого таяли замечтавшиеся девушки. А беляевская Аргентина, образовавшаяся в результате захвата европейцами исконно индейских территорий, напротив, совместила в себе все лучшие представления об образе жизни за пределами Советского Союза. В результате появилась относительно сказочная южная страна, в которой хотелось жить измученному авторитарной идеологией советскому человеку.

Сериал “Человек-амфибия” — это не римейк старого фильма, а новая экранизация романа Беляева. На таком подходе к картине настаивают ее создатели и исполнители главных ролей. Режиссеры фильма “Человек-амфибия” остановились на одной-двух идейных гранях романа, в то время как новый фильм, продолжительность которого будет, как минимум, в два раза больше, не только уравновесил наличествующие в романе сюжетные линии, но и добавил новые.

23 Kb

На вопрос “О чем новый фильм?” исполнитель роли Ихтиандра Саид Дашук-Нигматуллин уверенно отвечает: “Об одиночестве”. Одинок, прежде всего, сам Ихтиандр, испытывающий сильные чувства по отношению к простой девушке, что никак не сочетается с его старыми увлечениями — гонять косяки рыб, разъезжать на дельфине и резать зазевавшихся акул. Одинок и его “хирургический отец”, доктор Сальватор (Регимантас Адомайтис), занимающийся операциями по совмещению несовместимых на первый взгляд животных и безвозмездно лечащий индейских мальчиков от тяжелых болезней. Одинока талантливая певичка Гуттиэре (Юлия Самойленко), не имеющая возможности раскрыть свой талант в провинциальном городке. Одинок самоотверженный ныряльщик Бальтазар и злодей Зурита, поставивший за цель вывести “морского дьявола” на чистую воду.

Чтобы тема одиночества не переросла в тему скуки зрителя перед экраном, создатели фильма добавили сюжетную линию импресарио (Андрей Панин) и журналистки Джинни, роль которой исполнила экс-продюсер “Земфиры” Анастасия фон Калманович. Эти герои донельзя бюрократичны: импресарио под видом благочестивого мецената и искателя певческих талантов пытается совратить Гуттиэре, а Джинни, в свою очередь, собирает материал для сенсационной статьи о невиданном существе, наводящем страх на рыбаков и режущим в клочья их сети.

22 Kb

Репортерша Джинни (Анастасия фон Калманович).

Изменилось и место съемок. Старый фильм снимали в Баку и на южном побережье Крыма (Гурзуф), заменявшем советским кинематографистам и Кавказ, и Кордильеры. За картонными декорациями виделась режиссерам не кучка санаториев и лагерей отдыха, а знойная страна ловцов жемчуга, легких баркасов, тесных улочек и ломящихся от диковинного товара лавок. Сегодня же съемочная группа отправилась прямиком в Карибское море, на Кубу.

Подводная одиссея команды РТР

23 Kb

Старый ныряльщик Бальтазар (Элгуджа Бардули).

Каждый мало-мальски порядочный супергерой должен в совершенстве владеть вверенной ему способностью. Человек-паук — это не тупое извержение паутины из желез на запястьях. Это еще и цепкое карабканье по отвесным стенам небоскребов, и скольжение по свежевымытым окнам оных. Создатели комиксов не зря получали свой хлеб — отыскав суперспособность, они разрабатывали ее с такой скрупулезностью, с какой старатели потрошили рудники на Клондайке.

От нашего же героя требовалось немногое: чувствовать себя, как рыба в воде. Грациозно и быстро плавать, долгое время (под конец съемок исполнитель роли Ихтиандра научился задерживать дыхание на полторы минуты и больше!) обходиться без воздуха, споро вскрывать брюхо бутафорской акуле и методично рвать рыбацкие сети. У Саида Дашука-Нигматуллина, несколько лет назад получившего сертификат дайвера, это получалось превосходно. Не хуже, чем у его дублера, Андрея Диденко — двукратного чемпиона мира по подводному скоростному плаванью, который снимался в воде в то время, когда Саид находился на суше. Эти два Ихтиандра между собой ничуть не похожи, потому дублеру приходилось плавать исключительно в костюме амфибии, когда актеру — в обычной одежде.

35 Kb

Гуттиэре на бортике лодки.

Подводный мир Кубы в “Человеке-амфибии” шевелится серебристыми косяками рыб и дышит зябкой дрожью водорослей, зевает темными провалами пещер и скалится истлевшими скелетами почивших на дне морском кораблей. И все это переливается всеми оттенками голубого и бирюзового. Подобного материала наснимали на два с половиной часа. По разным причинам 80% этого великолепия не вошло в фильм, и мы можем надеяться лишь на 30 минут самых-самых морских съемок, экономно разбросанных по четырем сериям.

34 Kb

Выстрел с баркаса.

Под водой с утра до вечера работала группа кубинских подводников и съемочная команда во главе с Григорием Яблочниковым — оператором и режиссером подводных съемок. А у него вся аппаратура и техника была в точности как у доктора Сальватора — его собственного изобретения. Самое главное — 35-миллиметровая кинокамера — была помещена в герметичный подводный бокс, который когда-то давно НИКФИ изготовил по чертежам Яблочникова. Еще из аппаратуры была долли (подводная тележка) и техническая мелочь, вроде подводных фонариков и сачков для вылавливания угодившего в кадр мусора. Никакой навороченной техники, зато очень много энтузиазма.

35 Kb 33 Kb

Песня Гуттиэре.

Такие безделушки можно купить и в Крыму.

31 Kb

Аргентинский капитан Зурита (Левани Учанейшвили) на фоне кубинских фургончиков.

Однажды во время съемок в непролазно темной, полузатопленной водой пещере, Григорий приплыл с двумя фарами в руках, причем провода на этих фарах были просто примотаны к клеммам, а кабель уходил к генератору на катер, и объяснил Саиду с подводниками: это, мол, “подводный свет”. Понял всю подоплеку только Саид, потому справедливо поинтересовался, а не убьет ли их? На что Григорий ему ответил: “Ну, что я могу тебе сказать, Саид...” Попросив пока не включать, актер выплыл из пещеры от греха подальше.

Прозвучала команда “Включай”, и на катере завели генератор... И тут же — “Выключай! Выключай!”, а из пещеры, странно быстро шевеля ластами, стали выплывать кубинцы, на собственном опыте испытавшие нешуточные 110 вольт в соляном растворе.

Над обликом “морского дьявола” работали очень долго, экспериментируя с разными материалами и фактурами, проверяя их поведение в соленой воде при нагрузках. Актеры приходили в “Олимпийский” и плавали в опытных образцах костюма — под присмотром несколько озадаченных спортсменов и абонементников бассейна. В конечном итоге, был найден оптимальный вариант: сшитый по спецзаказу из 5-миллиметровой пористой резины подводный костюм, покрытый двойным слоем силикона, с красящим порошком между слоями. В качестве грузов использовались железные пояса на талии, руках и ногах. Ласты — разделенные и ассиметричные, были сделаны из резины с оргалитом по образцу моноласт для скоростного подводного плавания. Маску переделали из настоящей итальянской маски путем приклеивания “составных частей” и добавления второй пары стекол. Все материалы пропитали смесями силикона и герметика.

41 Kb

Зурита, Импресарио, Джинни.

На экране это выглядит так: гибкое, искрящееся золотом чешуйчатое тело со вселяющей легкий ужас маской, разорванными в крупную бахрому плавниками-ластами и ножом на правой ноге.

Нож пригодился против силиконовых же чудовищ — акулы и спрута — которых съемочная бригада привезла с собой из России. Их бы оживили на компьютере, да только создатели фильма отказались от использования визуальных эффектов. Максимум, что будет сделано на компьютере — простая цветокоррекция.

Остается только надеяться, что батискаф “Отечественная кинофантастика” все же поднимется на поверхность, ведь к спасательной команде подключился еще один мощный тягач — студия “Российского телевидения”. Премьера замечательного фильма “Человек-амфибия” постоянно откладывается, но в скором времени он обязательно будет показан зрителю. В отличие от “Ночного дозора”, в “Человеке-амфибии” не будет голливудских визуальных эффектов, но их отсутствие окупят целых 30 минут красивейших подводных съемок.

Вфильме снимались

Ихтиандр: Саид Дашук-Нигматуллин (“Граница: Таежный роман”, “Легенда об Анастасии Слуцкой”)

Гуттиэре: Юлия Самойленко

Зурита: Левани Учанейшвили (“Олигарх”, “День независимости”, “Секретные материалы”, “Самолет президента”, “Вирус”, “Блэйд”)

Импресарио: Андрей Панин (“Каменская”, “День рождения Буржуя”, “Граница: Таежный роман”, “Бригада”)

Джинни: Анастасия фон Калманович (экс-продюсер “Земфиры”)

Бальтазар: Элгуджа Бурдули (“Трудно быть богом”, “Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара”)

Сальватор: Регимантас Адомайтис (“Трудно быть богом”, “Пейзаж с тремя купальщицами”)

Мигель: Геннадий Митрофанов

Неофициальный сайт фильма в интернете

amfibia.kinofant.ru — На странице представлена подробная информация о съемках фильма, актерах и съемочном коллективе, приведено несколько фотографических галерей, собраны статьи и интервью.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться