Google+
Фантастические профессии. Друиды Макс фон Сюдов Вселенная трансформеров Киношедевры: Кинг-Конг
Версия для печатиМашина времени: Фантастика 1950-х годов
Кратко о статье: История фантастики 1950-х годов — грезы об освоении космоса, разумных роботах и многом другом.

1953

Имя, брат!

На конвенте Worldcon впервые была вручена премия «Хьюго». С тех пор она присуждается ежегодно (за пропущенный 1954-й вручена в 2004-м). Премия носит имя Хьюго Гернсбека, основателя первого целиком и полностью фантастического журнала Amazing Stories. На сегодняшний день премия вручается более чем в десятке номинаций, в их числе — лучший роман, повесть, короткая повесть, рассказ, книга о фантастике, постановка (крупная и малая форма), и т. д. Первым «Хьюго» получил Альфред Бестер за роман «Человек без лица».

Рукописи горят

«451 градус по Фаренгейту» (233 по Цельсию) — температура, при которой загорается бумага. Антиутопия Рэя Брэдбери описывает конечную стадию «праздника потребления». Общество, где духовные ценности не только признаны ненужными, но и жестоко преследуются как отвлекающие людей от мыслей о новых покупках. Конечно же, в свободной стране не может быть тайной полиции, поэтому книги сжигают «пожарные», а приговоры диссидентам приводят в исполнение кибернетические устройства.

Описанные в книге события происходят примерно в наши дни. Может показаться, что мрачные пророчества автора не сбылись. Но рисуемые антиутопией картины не стоит понимать буквально. Книги классиков, конечно, сейчас не жгут... А зачем? Разве их кто-то читает?

Путешествие первое

27 декабря великий польский писатель и философ Станислав Лем публикует первые страницы «Звездных дневников Ийона Тихого», дав тем самым путевку в жизнь жанру иронической фантастики. С этого дня заблудившийся во времени странник, «космический Мюнхгаузен» Ийон становится постоянным спутником Лема.

Покорение космоса всегда считалось делом «железных людей в железных кораблях». Что же влечет к звездам далеко не героического пана Тихого? Философские притчи Станислава Лема уводят читателя в иные миры, чтобы в них, как в зеркале, он увидел отражение современного общества, смог глубже понять мир и себя.

1953 — Артур Кларк «Конец детства»

1954

Колечко, на память колечко

В 1954-1955 годах впервые опубликован «Властелин Колец» Джона Рональда Руэла Толкина. Переоценить значимость этой книжной трилогии решительно невозможно. До Профессора фэнтези как жанр совершило нескольких робких фальстартов, но только хоббит Фродо сумел принести «кельтский миф» из Средиземья на Землю и зажечь сердца людей. С тех пор фэнтези превратилось в пласт мировой культуры, заслужив статус «современной мифологии». Создав вселенную Средиземья, Толкин объединил очарование волшебной сказки с идеальной ареной для героических приключений.

Подводная одиссея капитана Никто

Увидела свет экранизация романа Жюля Верна «20000 лье под водой» — первый научно-фантастический игровой фильм, снятый студией Диснея, и единственный, к которому гений приложил руку лично. Лента стала новым словом в истории спецэффектов и до сих пор считается одной из лучших (а также одной из самых «взрослых») работ студии.

Я ваш город за ужином скушаю!

Японец Исиро Хонда дал жизнь Годзилле, герою одноименного фильма, — огромному ящеру, сожравшему, растоптавшему и спалившему пол-Токио. Кажется, в фильме были еще какие-то герои, которые в конце концов победили, но точно этого уже никто не помнит. А вот сама ящерка живет-здравствует по сей день и может похвастаться огромным, ежегодно пополняющимся потомством.

1955

1955 — Пол Андерсон «Патруль времени»

1956

А не пора ли нам замахнуться...

Режиссер Фрэд Уилкокс снимает фильм «Запретная планета» по мотивам драмы «Буря» Уильяма Шекспира. Таким образом величайший гений драматургии посмертно оказался вовлечен в орбиту научной фантастики.

В фильме гибнущий на скалах парусник заменяется космическим кораблем. Волшебник Просперо превращается в ученого Морбиуса, управляющего машиной для исполнения желаний. Прислуживающий магу фэйри Ариэль становится роботом и оригинально именуется Робби. Миранда мутирует в Альтаиру. Историки моды полагают, что именно отчаянно смелые (по меркам пятидесятых, конечно) наряды сексапильной дочки Морбиуса внесли решающий вклад в распространении моды на миниюбки.

1957

За честь и свободу

Вышла книга Роберта Хайнлайна «Гражданин Галактики» — история пути человека от маленького забитого раба на заштатной планете до главы корпорации и грозного борца с работорговлей. Довольно милитаристическая, как это свойственно раннему Хайнлайну, книга всерьез рассматривает проблемы чести, человеческого достоинства и рабства.

1957 — Роберт Хайнлайн «Дверь в лето»

1958

Выход из себя

Выходит книга Роберта Шекли «Корпорация «Бессмертие». Ее герой становится жертвой криминальной организации из следующего века. Корпорация отправляет экспедиции в прошлое, чтобы похищать здоровые тела для продажи стареющим богачам, желающим продлить свои дни. Якобы погибнув в автомобильной катастрофе, похищенный просыпается уже в чужом времени и чужом теле.

Позже автор продолжит и разовьет тему чехарды разума по черепным коробкам чужих, обменных, прокатных, негуманоидных, краденых, фальшивых и даже многоместных тел в романе «Обмен разумов». В созданной Шекли вселенной очень интересно организован межзвездный транспорт: физические тела не покидают родных планет. Из одного мира в другой едет только «крыша».

История будущего

Изданы романы Пола Андерсона «Война крылатых людей» и «Снега Ганимеда». Автор продолжает строительство своей «Истории будущего», предсказывая историю нескольких ближайших столетий.

Интересны политические предсказания Андерсона. Тотальное торжество прав и свобод и ослабление государственного регулирования постепенно приводит к исчезновению демократии и установлению олигархического правления Торговой Лиги. Лечить все это приходится военным переворотом и возрождением империи по римскому образцу. А уже ее — демократизировать. Спираль истории!

Цветной белый змей

На экран вышел Hakujaden, «Великий белый змей», экранизация древней китайской легенды — первый полнометражный аниме-фильм, выполненный в цвете. В озвучке работало всего двое актеров, а сама анимация по нынешним меркам выглядит очень бедно, но этот фильм стал большим шагом к тому великолепию, которое мы видим сегодня. В списке ста лучших аниме по версии журнала Animage «Белый змей» гордо занимает первое место.

1959

Штурм Голконды

Издается изрядно покромсанный цензурой и не очень любимый авторами первенец братьев Стругацких — роман «Страна Багровых Туч». Действие книги, открывающей цикл о мире «Полдня», разворачивается в «светлом коммунистическом будущем» —1990-х годах.

Это жестокий мир. Экспедиция на Венеру, об условиях на поверхности которой ни авторы, ни герои романа не имеют понятия, похожа на десант в тыл врага. Космопроходцы пробиваются к цели, не считаясь с потерями. Танк сгорел, патроны на исходе, уцелевшие десантники изнемогают от облучения, голода, ран и неизвестных болезней... Но маяки, указывающие путь транспортам, которые везут технику для разработки столь нужных народному хозяйству рудников «Урановой Голконды», все-таки установлены. Дело сделано, павшим — салют.

В более поздних романах Стругацких «Мир Полдня» станет добрее, забудет про радиоактивные рудники и сосредоточится на проблемах человеческой личности. В результате коммунистическая утопия поблекнет, потеряет смысл и умрет. Для того чтобы человек с радостью жертвовал личным в пользу общественного, общество должно дать ему максимум того, что дать способно. Дать цель, за которую стоит умереть.

Гимн морской пехоте

Роберт Хайнлайн пишет «Звездный десант». Книга явно рассчитана на подростковую аудиторию, но тактика «звездных войн» в ней обрисована настоящим военным. Несмотря на огромный прогресс технологий и массу появившейся за последние полвека фантастической литературы, «тактико-технические» предсказания Хайнлайна все еще кажутся самыми убедительными и актуальными.

Любопытно, что патриотичный роман Хайнлайна в Америке сначала не хотели публиковать. Автор замахнулся на святое святых, позволив себе крамольные мысли об ограничении демократии: в его мире избирательным правом пользуются только граждане, отслужившие в рядах вооруженных сил. Публикация расставила все точки над i: на следующий же год, в 1960-м «Звездный десант» получил «Хьюго».

Здравствуй, брат!

Выходит роман «Эдем», на страницах которого Станислав Лем размышляет над проблемой контакта. Обычно варианты контакта сводятся к одной из двух версий: дружить или убить. Лем видит контакт совсем по-другому.

Высадившаяся на планету Эдем экспедиция после нескольких недоразумений и пары перестрелок обнаруживает, что аборигены просто не желают иметь дела с людьми. У живущей здесь расы двутелов, кажется, большие проблемы, но они не просят помощи. А земляне и не в силах помочь, так как в чем именно состоят проблемы существ с совершенной иными физиологией и культурой, понять невозможно. Капитан принимает единственно разумное решение: не лезть не в свое дело.

1959 — Курт Воннегут «Сирены Титана»

1959 — «План 9 из открытого космоса»

Если 1950-е именуют «золотым веком фантастики», это подразумевает, что последующая эпоха сделана из менее ценного металла.

Что же стало причиной постепенной «уценки» жанра? Ушли великие мастера? Нет. В 60-х, 70-х, 80-х они продолжали очень плодотворно работать. Появлялись и новые яркие авторы. С каждым годом фантастические произведения все активнее завоевывали прилавки книжных магазинов. Но, начиная с 60-х, настоящая научная фантастика стала быстро растворяться в потоке приключенческой литературы, использующей «внеземной» антураж. Она могла быть сильной и слабой, но с фантастикой эти произведения имели только внешнее сходство. Авторам требовался лишь экзотический и одобренный конъюнктурой фон для приключений.

В 50-е годы фантастика еще не была модным жанром, что эффективно защищало ее от наплыва халтурщиков. Писатель, решивший трудиться на этой ниве, сознательно шел на то, что реакция издателей и критиков на его материалы будет неблагожелательной. А читатель, увидев нечто непонятное с ракетой на обложке, удивится... и продолжит перебирать популярные в то время детективы про гангстеров.

Фантасты 50-х не искали славы. Им просто было что сказать. И золотой блеск фантастики тускнел по мере того, как она все в большей мере становилась коммерческой, развлекательной литературой.

Немаловажно и то, что в те годы «научность» фантастики отнюдь не была бессмысленной приставкой, по которой всего лишь можно судить, будут ли герои книги биться на бластерах или на мечах. Многие авторы были настоящими учеными, каждый считал своим долгом и хорошим тоном серьезно изучать матчасть, ведь задачей фантастики считалась популяризация научных знаний. К сожалению, с течением времени эта задача все больше предавалась забвению, и постепенно великое слово «популяризатор» превратилось в столь знакомую нам сегодня попсу.

1954 — Роберт Хайнлайн «Звездный зверь»

1955 — Роберт Хайнлайн «Тоннель в небе»

1955 – Андрэ Нортон «Звезды принадлежат нам»

1955 — Клайв Стейплз Льюис «Племянник чародея»

1 |
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться