Google+
На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Вампиры нового Мира Тьмы БЕСТИАРИЙ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЧУДОВИЩА Киношедевры: Кинг-Конг
Версия для печатиМашина времени: Фантастика 1950-х годов
Кратко о статье: История фантастики 1950-х годов — грезы об освоении космоса, разумных роботах и многом другом.

На перепутье времен

Фантастика 1950-х годов

Единственный способ установить границы возможного — попытаться сделать шаг за эти границы.

Второй закон Артура Кларка

Читая фантастические произведения середины 20 века, очень трудно представить себе, что написаны они еще до полета Юрия Гагарина. В 50-е человечество только стучалось в двери космоса.

Как же это было давно! В то время на Венере под пеленой облаков еще скрывались первобытные джунгли. Вокруг покрытого каналами Марса вращались полые (как результат ошибки, допущенной при расчете их массы) Фобос и Деймос. А самый гениальный электронный мозг мог быть собран на радиолампах.

Именно в эти годы зазвучали имена великих писателей-фантастов: Айзека Азимова, Артура Кларка, Рэя Брэдбери, Роберта Шекли, Клиффорда Саймака, Станислава Лема и братьев Стругацких. Именно в это время научная фантастика ставила самые острые вопросы и искала ответы на них.

1950-е недаром именуются «золотым веком фантастики».

1950

«Я, робот»

Именно так назывался увидевший свет в 1950 году первый сборник рассказов уроженца Могилевской губернии Исаака (а в английской транскрипции Айзека) Азимова. На страницах его книги были сформулированы Три закона роботехники: робот не должен причинять вред человеку; робот выполняет приказы человека, если это не противоречит первому закону; робот не позволяет причинить вред себе, если это не противоречит первому и второму закону.

К трем законам Азимова с большим вниманием отнеслись не только фантасты, но и серьезные ученые. Если живые существа обладают инстинктами, то и роботов необходимо снабдить некими фундаментальными побуждениями, на удовлетворение которых должна быть направлена деятельность их интеллекта. Но эти директивы — вовсе не панацея от «восстания машин». Разумный робот, способный судить, что будет благом, а что вредом для человека, и обладающий волей (чтобы подавить одну из директив в случае их конфликта), все равно окажется полностью свободным в действиях и злодействе.

Евангелие от Клайва

Клайв Стейплз Льюис издает первый (второй по внутренней хронологии цикла), самый известный том «Хроник Нарнии» — «Лев, Колдунья и платяной шкаф». По жанру книга — так называемое «христианское фэнтези». В ней очень много почти не скрываемых автором религиозных параллелей. Сам Льюис называл центрального персонажа цикла, льва Аслана, «Христом мира Нарнии». Книга, хотя и представляет собой чуть ли не христианскую агитку, пестрящую религиозными нравоучениями и аллюзиями, очень хороша и по праву входит в список ста лучших романов на английском языке (по версии журнала Time). Верующие до сих пор спорят, считать ли цикл о Нарнии изощренным кощунством, или же перед нами — гениальный способ проповеди Благой Вести среди маленьких нехристей.

1950 — Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

1950 — Айзек Азимов «Камешек в небе»

1951

Космос не для войн

В 1951 году сборником рассказов «Прелюдия к космосу» началась серьезная литературная деятельность титана научной фантастики — сэра Артура Кларка. В произведениях этого автора особое внимание привлекает оригинальная в эпоху холодной войны идея советско-американского сотрудничества. Сэр Артур правильно полагал, что освоение космического пространства должно стать общечеловеческой задачей, при решении которой уместно научно-техническое соперничество, но не должны играть роли идеологические и политические конфликты держав.

Но другое предсказание Кларка не сбылось: большую роль в грядущих исследованиях Солнечной системы он отводил родной Англии. Сначала Британия действительно проявляла интерес к космической гонке, но после распада колониальной империи впала в уныние и сняла свою кандидатуру.

Одержимость

Напечатан первый роман Роберта Хайнлайна — «Кукловоды». Это произведение подарило научной фантастике идею пришельцев-паразитов, вселяющихся в людей и управляющих ими. Концепция, затрагивающая одновременно и мистические, и физиологические страхи человека, впоследствии стала необычайно популярной у авторов фантастических «ужастиков». Изгнать одного инопланетянина из тела человека, между прочим, сложнее, чем целый легион бесов.

Век собаки

Книга Клиффорда Саймака «Город» описывает завершение истории человеческого рода. Люди частично вымерли, частично покинули планету и изменились так, что уже не ассоциируют себя с прежним человечеством. Зато собаки в результате эволюции стали разумными и теперь населяют Землю, поклоняясь исчезнувшему человеку. Ученые их расы, впрочем, считают двуногих предтеч мифическими существами.

«Город» должен навевать грусть. Но, благодаря доброму юмору автора, не навевает. Ничто не может и не должно существовать вечно. Появление одних видов, исчезновение других — лишь очередной поворот колеса жизни.

Кто ты?

Выходит на экраны фильм «Нечто из иного мира», поставленный режиссером Кристианом Ниби по блестящей повести Джона Кэмпбелла «Кто ты?».

Антарктическая экспедиция обнаруживает и неосмотрительно размораживает впаянного в ледяную глыбу инопланетянина. В благодарность чудовище не только убивает полярников одного за другим, но еще и размножается делением, идеально копируя каждую жертву. Уцелевшие не могут доверять друг другу. Кто из них человек, а кто уже монстр? Одолеть врага удается, только постигнув его психологию. Пришельцы — не социальный вид. Каждое из отродий (и даже каждая из капель их крови) — самодостаточное существо, столь же враждебное себе подобным, как и людям. Персоналу базы удается объединиться. Пришельцам — нет.

В 1982 году Джон Карпентер снял римейк этого фильма, сократив название до «Нечто».

Зеленые хищники

В 1951 году Джон Уиндем пишет роман «День триффидов». Картина будущего в книге безрадостна: сначала появившаяся на небосводе зеленая комета лишает большинство людей зрения, затем на беспомощные толпы нападают хищные растения — триффиды. В отличие от поставленных по его мотивам в 1962 и 1981 годах фильмов, роман посвящен не столько сражениям с триффидами, сколько поиску путей строительства нового общества на руинах прежней цивилизации.

Мы ошибались

Состоялась премьера триллера Роберта Уайза «День, когда Земля остановилась». Сюжет фильма вводит в обращение ставший ныне классическим тип гуманных и мудрых инопланетян. В отличие от уэллсовских марсиан-людоедов, представители этой сверхцивилизации желают только одного: чтобы люди на Земле прекратили войны. В противном случае пришельцы намерены уничтожить планету. Римейк этой картины с Кеану Ривзом в главной роли мы увидели в 2008 году.

1951 — Айзек Азимов «Академия»

1952

Петля времени

«И грянул гром» — ставший вехой в истории фантастики рассказ Рэя Брэдбери. Хотя сама идея путешествий во времени в 1950-е уже не нова, Брэдбери впервые уделяет внимание не картинам далекого прошлого, а опасностям и парадоксам самих странствий.

Отправившись на сафари в юрский период, герой рассказа случайно убивает бабочку, которая не должна была погибнуть в тот день. Это малозначительное искажение прошлого начинает причинно-следственную цепь, которая за десятки миллионов лет изменяет облик Земли до неузнаваемости.

В 2005 году по мотивам рассказа был снят одноименный фильм, не имевший, к сожалению, особого кассового успеха.

И никто никому не нужен

В начале 20 века предметом интереса фантастов были в основном технологии будущего. С 1950-х внимание писателей все чаще обращается к судьбе человечества в мире высоких технологий. Одно из знаковых произведений этого времени — «Механическое пианино» Курта Воннегута. В нем затрагивались проблемы грядущего постиндустриального мира, где широкое внедрение машин приводит к потере работы большей частью населения. Да, общество теперь может позволить себе содержать «лишних людей». Но почему оно должно давать им какие-то права, если эти люди ему не нужны?

Отметим, что описания еще не изобретенных машин в те годы частенько оказывались поразительно точными. А вот моделируя общественные процессы, футурологи обычно попадали пальцем в небо.

Двадцать лет спустя

Лайон Спрэг де Камп начинает редактировать и издавать романы и рассказы «Хайборийской эры», не успевшие увидеть свет во время жизни «папы Конана» Роберта Ирвина Говарда. Конан все так же имеет бешеный успех, поскольку не подавляет читателя интеллектуальным перевесом и не пытается читать ему морали.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться