Google+
Code Geass НЕВЕСОМОСТЬ Звездные войны: Технологии «Star Wars» НА ЗЛОБУ ДНЯ. ЧЁРТОВА ДЮЖИНА СТРАШИЛОК
Версия для печатиИнтервью: Елена Беспалова, художник
Кратко о статье: Беседа с российской художницей Еленой Беспаловой.

«В каждой работе должна быть идея»

Беседа с Еленой Беспаловой

Нашу сегодняшнюю гостью мы представляем с особой гордостью. На заре существования «Мира фантастики» Елена Беспалова, тогда еще начинающая художница, проиллюстрировала рассказ «Змейка» из цикла Алексея Пехова «Хроники Сиалы». Рассказ был опубликован в сентябрьском «МФ» в 2005 году. Прошло без малого четыре года, и вот уже иллюстрация Елены украшает обложку номера, который вы сегодня держите в руках. Мы решили встретиться с художницей и поговорить обо всем, что может быть интересно нашим читателям, — особенно тем, кто и сам планирует профессионально заниматься рисованием.

«Делать по сто визиток в день неинтересно»

Здравствуй, Лена. Когда ты начала рисовать? Помнишь свой первый рисунок?

Я рисую с детства, лет с пяти-шести. Тогда у меня был любимый герой — Прометей, и моя первая картинка — иллюстрация той истории, когда орел выклевывает ему печень. Также в детстве мне нравилось изображать библейские сюжеты. Потом началась эпоха увлечения американскими комиксами и аниме, и я много рисовала по их мотивам.

Родители и бабушки-дедушки сильно повлияли на тебя как на художника?

У меня неплохо рисует отец, но вообще он музыкант. В детстве я часто ходила с ним вместе — он много выступал. Как такового художественного образования у него не было, и лишь спустя много лет я узнала, что он и рисовал в том числе. Мама у меня искусствовед — тоже, в принципе, творческий человек, но я не сказала бы, что она художник.

В общем, у тебя очень творческая семья.

Ну, там все сложнее — мама уже давно живет в США, а та женщина, которая воспитала меня как мать, — она журналист. Но что точно можно сказать — мне мало что запрещали, у меня всегда была свобода. Меня особенно не поощряли заниматься рисованием, но и не мешали. Все были заняты собой, и я могла также заниматься, чем хочу.

Быстрая зарисовка, выполнена за три часа. Навеяно прогулкой по Москве.

Ты получила образование как художник?

Да, у меня есть классическое художественное образование — четыре года училища. Кроме рисования, нам преподавали и множество дополнительных дисциплин, учили основам дизайнерской работы, умению обращаться со шрифтами и т. п.

Редкий случай в нашей практике  — художник, получивший классическое образование и работающий по специальности. Ты довольна, что так получилось?

По специальности я дизайнер, у меня диплом дизайнера, и по идее я бы должна заниматься дизайнерской работой — полиграфией, разной мелочью вроде визиток, чем-то подобным. Но я очень довольна, что работаю именно художником. Уже во время учебы я поняла, что больше всего люблю рисовать, и начала искать соответствующую работу. Делать по сто визиток в день мне было неинтересно, это сразу стало ясно.

Как ты рисуешь?

Основные инструменты — компьютер и планшет. Сейчас есть программы, которые позволяют достичь высочайшей точности рисования. Ничего не имею против традиционных техник — акварель, масло — но надо заниматься ими всерьез, а это требует совершенно отдельного времени. Если я, скажем, хорошо рисую в PhotoShop, совершенно не факт, что буду так же хорошо рисовать и на холсте кисточкой. Я сделала свой выбор — буду и дальше совершенствоваться в рисовании на компьютере.

«Шаг вперед, и очень серьезный»

Один из персонажей комикса. Классический тип — хулиган, вечно попадающий во всякие истории.

Расскажи об основных «станциях» своего творческого пути — от первого рисунка до сегодняшней работы.

Как и все студенты, я попробовала во время учебы множество разных подработок. Проиллюстрировала немало книжек — от детских до различных серьезных трудов на религиозные темы. Успела поработать и с «МФ» — несколько раз иллюстрировала вам рассказы. Пробовала работать с «Берсерком», но не получилось. Потом попала на аутсорс в компанию Nival Online — это уже был последний, четвертый год обучения. Полгода проработала дома, затем меня взяли в штат. Уже год работаю в штате.

Чем ты занимаешься в качестве штатного художника «Нивала»?

Рисую разные скетчи для локаций в игре «Аллоды Онлайн». От меня зависит, как будет выглядеть в финале тот или иной объект, интерьер, здание, — с учетом игрового процесса и различных графических эффектов. Занимаюсь также и персонажами, ведь художников в любом проекте частенько перебрасывают туда-сюда. Через какое-то время буду рисовать доспехи для героев.

Персонаж, который попал на обложку этого номера «МФ», нарисован тобой. Расскажи о нем. Кто эта девушка? Какие идеи хотелось воплотить в ее образе? Почему она получилась именно такой?

Это сигнатурный* персонаж, жрица расы хадаганцев из вселенной «Аллодов онлайн». Надо было сделать девушку максимально привлекательной, сохранив всю атрибутику расы. Хадаганцы — империалисты. Поэтому, например, у героини пряжка в форме звезды.

Главный герой комикса. Был наемным убийцей, сейчас исправляется. Душевных страданий и терзаний — в избытке.

Есть и еще несколько мотивов, которые в портрете, в общем, легко угадываются: например, явный намек на «эмо»*. Тот, кто неравнодушен к аниме, увидят в этом персонаже и вполне читаемый намек на милую «кавайную» школьницу, которая на деле — профессиональная убийца. Ну и эротичность персонажа, думаю, хорошо заметна: ведь девушка, повторюсь, должна быть действительно очень привлекательной.


*Сигнатурный персонаж — «образцовый» герой, черты которого в максимальной степени отражают особенности определенной расы или класса.


**«Эмо» — современная молодежная субкультура, представителей которой отличает инфантильный взгляд на мир, интровертность и акцент на внутренних переживаниях.


Девушка-инквизитор из вселенной Warhammer 40000. Картинка нарисована для «дуэли художников». Противник на поединок не явился, так что победа засчитана «автоматом». И не зря!

Расскажи, как выглядит работа художника в крупной фирме?

Художник делает несколько скетчей (карандашных набросков), основываясь на техническом задании. Затем они отправляются руководителям отдела (или всего проекта). Те рассматривают и дают какие-то комментарии — как по идейной сущности, так и по каким-то отдельным деталям, помогающим раскрыть образ (вроде «одежды поменьше, глаза поярче, посох подлиннее... остальное отлично»). Художник дорабатывает рисунок с учетом всех комментариев, добавляет цвет. Еще раз-два все это согласовывается, и готово.

А как быть, если собственные идеи при этом остаются в стороне?

Сложный вопрос. Многие думают, что художник — это такой свободный творец: что хочу, то ворочу. Но все это очень сложно, когда надо не просто творить, но воплощать чьи-то идеи. Быть творцом — это хорошо, но художнику, работающему не на себя, надо научиться еще и быть хорошим исполнителем.

Поделись своим опытом работы в больших организациях — нашим читателям, которые планируют себе такую карьеру, это наверняка очень интересно.

Важно сразу понять общую концепцию проекта, над которым вы работаете. Не поленитесь прочесть концепт-документ, в котором описывается главное. Вы должны четко знать основные элементы будущей работы, вникнуть в стиль, понять графическую стилистику. У каждого художника свой стиль, но всей команде придется подстраиваться под некий общий знаменатель, иначе качественного продукта просто не выйдет: если каждый будет рисовать так, как он хочет, вразнобой, то будет полная каша и хаос. Способность подстраиваться под требования — это главное. Ну и еще важно уметь работать не только качественно, но и быстро — если по несколько недель убивать на единственную зарисовку, никто такого художника долго терпеть не будет.

А ты сама играешь в «Аллоды»?

Да, мы играем в обязательном порядке  — это лучший способ протестировать рисунок и анимацию и быстро поправить что-то.

И как впечатления?

Мне очень нравится. Сейчас выходит много игр с мрачной, темной, серой какой-то графикой — а у нас все очень красивое и красочное. Я считаю, для отечественного рынка «Аллоды Онлайн» — шаг вперед, и очень серьезный. Сравнивая с мировыми монстрами вроде Guild Wars и Lineage 2 — как минимум, мы идем на уровне. Мы несколько раз показывали игру иностранным партнерам, и им всем очень нравится. Особенно их радуют славянские мотивы; ведь фэнтези уже приелось, а у нас оно с очень четким налетом нашего, русского колорита. У нас даже избушка на курьих ножках есть. Россиянин вообще найдет в «Аллодах» очень много пересечений как с историческими, так и с современными русскими реалиями.

Конкурсная работа, получившая третье место в категории 2D-графики: модель и разверстка. Вечно живая и молодая богиня природы с виноградной лозой в качестве орудия убийства.

«Нужно расти и соревноваться с профессионалами»

«Бог войны» со знаком пацифиста на груди и значком радиационной опасности на оружии. Fallout forever!

Ты участвовала в нескольких сетевых конкурсах художников и даже занимала призовые места. Расскажи об этих конкурсах?

Специализированные конкурсы бывают часто, на разные темы, с разными спонсорами. Есть глобальные конкурсы, которые происходят между разными форумами. Есть даже такие, где можно объединяться в команды по три человека. Как правило, в таких конкурсах и призы куда более интересные — до 3-4 тысяч долларов за первое место. Обычно в конкурсах бывает по 2 секции: 3D-графика и 2D-графика. В последнем конкурсе, в котором я участвовала (Doiminance War 3 на сайте dominancewar.com), — я заняла третье место в категории концепт-арта.

У писателей-фантастов тоже есть конкурсы рассказов в интернете, и существуют такие люди, которые считают, что жюри там всегда подкуплено, а все рассказы — сплошь халтура. У художников нет такого?

Все мы творческие люди, все живем в одном информационном пространстве — да, у нас тоже поднимаются иногда такие темы. «Почему рисуют столько трэша», «Опять планшет в призах?!», «Да кому это нужно» — есть такие возгласы. Есть и недобросовестные художники — например, могут выставить откровенный плагиат, выдав его за свою работу.

Первая полоса комикса. Пока Елена планирует сделать его черно-белым — для экономии времени.

Надо заметить, что когда размещаешь работу на сайте зарубежного конкурса, тебе пишут конструктивные замечания и дают кучу советов, ссылок на полезные ресурсы и вообще отзывы там в основном доброжелательные; на русских форумах можно нарваться на прямые оскорбления. Ну и художники тоже у нас в основном на критику не умеют реагировать адекватно. Сейчас, правда, ситуация исправляется, но в зарубежных конкурсах все равно участвовать намного приятнее и спокойнее.

Ко всему прочему, там значительно выше уровень выставляемых работ. И потому я очень советую в них участвовать. Учиться надо, не делая себе скидку на то, что «ой, ну это же рисовал японец, у него планшет в сто раз лучше, он все имеет, а я...». Нужно расти и соревноваться с профессионалами. Так и твоя планка подымется быстрее. Конечно, большинству людей нравится выставлять свое творчество там, где им нет равных. Но надо идти туда, где твоя гордость получит под дых, зато профессионализм — вырастет.

Обложка комикса. Рисовалась еще для «первой редакции», и, возможно, будет изменена.

А конкурсы — не слишком жестокая среда для новичков?

Может быть, но они очень важны. Например, я в свое время послала на конкурс рисунков по «Берсерку» акварельную работу. Мне тогда казалось, что акварель — это действительно здорово, а в «Фотошопе» получается просто зализанный гламур... Конечно, мне было обидно тогда, что мой труд не оценили. Но я многое поняла после этого.

Иногда новичок выставляет на конкурс работу, и ему мастера пишут комментарии — ну, скажем, в работе мало цвета, поправь это, доделай то... А тот, вместо того чтобы послушать советы, начинает, брызгая слюной, доказывать, что он и сам все знает. Драма на десять страниц, переход на личности... Не хотите получать негативных отзывов — выбирайте «тестеров» из знакомых профессионалов, но тогда уж слушайте их беспрекословно! Даже если вы в упор не понимаете, зачем вам говорят «поправь вот это», — слушайтесь! Спустя какое-то время вы и сами поймете, что и верно, так лучше. Только так и можно учиться.

А тебе приходилось становиться таким вот «тестером» для начинающих художников?

Работа на конкурс «Принцы против принцесс», проводившемся на форуме Ильи Комарова. У Елены прекрасно получаются эксперименты со стилем.

Были случаи, когда у меня просили совета, — но когда слышали далеко не то, что хотели услышать, просто отказывались работать с рисунком. «Да если я так сделаю, потеряется мой уникальный стиль!» На самом деле не стиль потеряется, а мастерство придет, но ведь каждому не докажешь.

Что бы ты могла посоветовать молодым художникам?

Многие художники сейчас заняты в основном тем, что пытаются достигнуть высот техники — максимально реалистично рисовать все эти складочки, веточки, морщинки. Но при этом их работы все одинаковы, у них нет никакой истории, идеи, в них нет внутренней логики — да, вот у него еще одна «Тетка № 101», она, конечно, идеально нарисована, но это сто первая кукла, и все тут. Сейчас, в век глобализации, безумно трудно выделиться за счет всего лишь техники. Всегда найдется кто-то, кто будет лучше рисовать. Поэтому в каждой работе должна быть идея. Не ленитесь ее продумывать.

Бывает, наверное, что надо изобразить нечто, чего и в природе не существует, или просто ты еще не рисовала такое. Что будешь делать в этом случае?

Да, конечно. Я, например, почти не рисовала дома и крепости, когда пришла работать в «Нивал». Научилась. Это несложно. Допустим, надо нарисовать крепость. Первым делом лезу в интернет и смотрю кучу ссылок на это слово (у художников это называется «изучать референсы»). Разглядываю картинки, смотрю, как там все устроено, как функционирует, что для какой цели. Даю себе время подумать. И накидываю несколько скетчей.

А взять фотоаппарат и поехать в Германию, сделать несколько снимков этой самой крепости?

В наш век, когда информация доступна, это не так уж и обязательно. Конечно, если б была такая возможность, я бы непременно поехала и сделала кучу снимков «с натуры», и получила бы наверняка куда больше вдохновения.

Такой же вопрос обычно возникает, когда рисуешь человека. В США есть целые студии, которые специализируются на создании референсов для художников. Например, художнику надо нарисовать какую-нибудь всадницу с мечом — и работники студии берут девушку, одевают ее, как нужно заказчику, сажают на лошадь и делают много фотографий. И вот художник получает свой, абсолютно эксклюзивный образ — бери и рисуй! У нас такого нет. Очень часто нас еще и поджимает время, например, дается всего два дня на какую-то задачу — и никого особо не интересует, как ты это сделаешь, главное — результат.

Быстро схватить кого-то из «своих» и рисовать с натуры?

Бывает и такое — особенно когда тебе нужно изобразить позу, которую ты никак не можешь просто представить. Иногда можно подойти к зеркалу и попробовать на себе, но бывает, что и этого недостаточно. Ловишь кого-то и просишь постоять несколько минут в нужной позе. Друзья тоже помогают — шлют свои фотографии, когда очень нужно.

Интересные случаи какие-то можешь припомнить?

Ну, их много... Однажды долго объяснялась с одним молодым человеком, который просил помочь ему нарисовать робу мага. Я ему посоветовала обернуться в кусок ткани и посмотреть, как лежат складки, на что вообще это может быть похоже. Но он упорно требовал фотографию кого-нибудь в робе. Пришлось признать, что робы у меня нет, и помочь я ему не смогу.

А на собственное творчество время остается?

Пытаюсь и для себя что-то делать, правда, времени очень мало. Уже достаточно долгое время рисую собственный комикс. Опыта у меня в этом деле никакого, так что затянулось оно надолго. Началось все с того, что я придумала героев и нарисовала целую главу, но потом поняла, что получилось пусть красиво, но скучно и неинтересно. Пришлось начать заново. Я потратила целый год, чтобы написать более-менее внятный драматический сценарий. Показала его профессионалам. Сейчас вот работаю по нему, уже готова половина первой главы.

Издавать его планируешь?

Планирую. В США, и шансов, в общем, много — там куча маленьких издательств, есть зацепки, куда податься. Первую главу я в любом случае выложу бесплатно — и посмотрим, как оно пойдет и что из этого выйдет. Полноценный комиксист рисует по 30 полос в месяц — если б я не работала, то могла бы выдавать такую норму, сейчас не могу, так что пока это только планы.

«Обожаю сказки»

Твои увлечения?

Я люблю петь, пишу песни и стихи, иногда рассказы, но последнее время с этим туго, некогда. На гитаре немного играю. Люблю проводить время с друзьями, гулять, просто ходить по улицам. Читаю книги — фантастику, фэнтези, люблю Дэна Симмонса, Эдгара Берроуза, Андрэ Нортон. А вообще я читаю, не обращая особого внимания на имя автора, так что всех и не перечислю.

А какую музыку слушаешь? И слушаешь ли во время работы?

Самую разную. Во время работы слушаю не всегда, здесь зависит от того, какая это работа. Если это простая отрисовка, то под музыку замечательно работается: «тысячу окошек в небоскребе» очень хорошо под жесткий металл рисовать, например. А вот когда надо что-то придумать, лучше делать это в тишине — иначе очень сильно отвлекаешься.

Кроме «Аллодов», играешь еще во что-то?

Да, в Team Fortress 2! И даже занимаю первые места. Эта игра, в отличие от большинства прочих сетевых шутеров, не такая мрачная. Тут отличная мультяшная графика и очень харизматичные персонажи с уникальными характерами. А вообще очень люблю ролевые игры, хотя последнее время, мне кажется, все они стали очень казуальными. Проектов со сложностью на уровне Baldur’s Gate не найти уже.

А Fallout 3 как тебе? Игра года 2008 по версии «МФ».

Ну, она интересная, но лучше бы они назвали ее как-то по-другому. Было бы честнее. В целом, я бы сказала — чего боялись, на то и напоролись, получился у них «Обливион с ружьями». Ну а с точки зрения художника могу сказать, что игра слишком «завалена» по цвету в одну гамму — серую и невзрачную. Так нельзя. Очень трудно замечать реально важные объекты. В первой и второй части это разбиение было куда более грамотным.

Какие фильмы ты любишь?

Сказки. Обожаю сказки! Но не просто добрые сказки с хорошим концом, а что-то необычное, оригинальное, новенькое. Мне, например, очень понравилась «Звездная пыль» — там есть моменты, которых в фильмах такого жанра не было никогда.

Ну и напоследок — посоветуй что-то начинающим художникам.

Во-первых, всегда работать над собой: терпение и труд все перетрут! Во-вторых, обязательно поставьте себе цель, не распыляйтесь — иначе, погнавшись за двумя зайцами, не догоните ни одного. В-третьих, верьте в себя, в свои силы, не слушайте замечания вроде «да ты ерундой занимаешься!», «займись куплей-продажей, зачем тебе это»! И все получится.

Спасибо, Лена. Желаем тебе творческих успехов, и поздравляем с наступающим праздником 8 марта!

Досье: Елена Беспалова

Родилась и выросла в Москве. Рисовать начала с детства, излюбленной темой были персонажи древнегреческих мифов и сказок Пушкина. По сей день любит диснеевские мультики и мультсериалы Thundercats и Blackstar.

Сочетать традиционное и цифровое рисование начала еще в школе, сперва в Paint для Win 3.1, орудуя мышью. В 2003-м году у Елены появился первый планшет, и будущая художница бросилась осваивать PhotoShop. В это же время поступила в МГАХУ памяти 1905 года, где существенно подняла свой навык в классическом рисунке и живописи, не забывая и CG-графику.

Во время учебы немного подрабатывала, рисуя иллюстрации. После окончания училища еще полгода фрилансила, в январе 2008 года устроилась в Nival Online концепт-художником. Сейчас работает над проектом «Аллоды Онлайн» — многопользовательской онлайновой ролевой игрой, которая увидит свет в самом ближайшем будущем.

Елена проиллюстрировала несколько рассказов для «Мира фантастики», в их числе: «Змейка» Алексея Пехова (напечатан в «МФ» № 25, сентябрь 2005), «Призрак в наследство» Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой (напечатан в «МФ» №30, февраль 2006), «Дети Онегина и Татьяны» Александра Зорича (напечатан в «МФ» № 32, апрель 2006), и др. Иллюстрация на обложке этого номера «МФ» выполнена Еленой для игры «Аллоды Онлайн».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться