Google+
МИРЫ. BATTLETECH 25 сериалов ghost in the shell «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. «Вий»
Кратко о статье: Рассказ об отечественной приключенческой трилогии «Вий» с комментарием режиссера Олега Степченко.

Наше кино

О нечисти начистоту

Экранизация повести Николая Гоголя «Вий»

Благодаря остроумию Томаса Эдисона известно, что гений состоит лишь из одного процента вдохновения и девяноста девяти процентов пота. Поскольку в лабораториях этого американского изобретателя делались первые шаги к становлению кинематографа, его наблюдение применимо и к мастерам движущихся картинок. Но мастера, особенно самопровозглашенные, — народ капризный, поди заставь их вспотеть! Например, лишь немногие российские режиссеры готовы основательно подойти к съемкам.

Бывает, автор экранизации книги открыто заявляет, что не читал первоисточника. Не будем тыкать ни в кого пальцем, но уверенности в отечественном кино это, ясное дело, не прибавляет. Однако в царстве пессимизма то тут, то там вспыхивают лучи надежды. Не видите? Сейчас мы поднимем вам веки.

Экранизировать нетленные произведения — беспроигрышный ход, поскольку обеспечивает фильму широкую аудиторию. Однако, признайтесь, так ли интересно было бы смотреть очередную экранизацию повести Николая Васильевича Гоголя «Вий», сделанную «близко к тексту»? Нам представляется, что нет. Вольная интерпретация первоисточника — тоже не панацея. Доказано «Ведьмой» — не к ночи будет помянута.

Создатели нового «Вия», вернее, целой трилогии, объединенной общим названием, пошли своим путем и решили поэкспериментировать. Побывав на киностудии имени Горького и пообщавшись с режиссером фильма Олегом Степченко и продюсером Алексеем Петрухиным, корреспонденты «МФ» убедились, что у этих экспериментов есть все шансы закончиться успешно.

Царство «Вия» начинается с этой комнаты. Здесь проводился кастинг, отыгрывались некоторые сцены, а также принимались стратегически важные решения.

Наше досье

Вий. Возвращение

Жанр: Приключения, мистика

Премьера: Октябрь 2009

Производство: RFG, Step by Step

Режиссер: Олег Степченко

Сценаристы: Александр Карпов, Олег Степченко

Продюсеры: Алексей Петрухин, Леонид Огородников, Сергей Созановский, Станислав Ершов

В ролях: Валерий Золотухин, Джейсон Флеминг, Нина Русланова, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Анна Чурина, Ольга Зайцева, Игорь Жижикин, Юрий Цурило, Алексей Огурцов

Бюджет: 14 миллионов долларов

Официальный сайт: viymovie.com

Наследие классика

Путь «Вия» 21 века до зрителей еще более тернист, чем тропа, по которой Хома Брут пытался убежать из злосчастного хутора. Проект запустился еще в 2005 году и с тех пор неуклонно эволюционировал. Однако нас в первую очередь привлек не размах, который обещает новоявленная трилогия, а тот факт, что создатели картин, едва начав работу, сильно усложнили себе жизнь.

Юрий Цурило и Олег Степченко. Главнее пана Сотника на этом хуторе только пан Режиссер.

Слово творца

Олег Степченко о начале съемок

Традиционный вопрос: как вы оказались у руля этого проекта?

Когда мы заканчивали «Мужской сезон», существовало несколько сценариев, которыми можно было заняться. Но я понимал, что это все будут заурядные фильмы или вообще артхаус. Хотелось чего-нибудь поинтереснее — красивого и яркого игрового фильма. Тогда я начал думать: а что вообще реально сделать? Разродиться чем-то кардинально новым — практически невозможно. Идея экранизации Гоголя давно меня не покидала, но я отдавал себе отчет в том, что мы пока для нее не созрели. Однако неожиданно появился шанс реализовать этот трудоемкий проект. Проблема в том, что, при всем богатстве языка и великолепной атмосфере, в «Вие» сюжета маловато: убийство ведьмы, три ночи в церкви и... все. Но ведь Хома побывал в стольких местах и узнал столько людей! Что с ними стало? Мы не знаем ни историю приятелей Хомы, ни историю Сотника. В повести нет «послесловия», поскольку она резко обрывается: раз, и нет Хомы. Это очень странно, вот мы и начали допытываться, что же хотел сказать Гоголь. Если бы он ничего сказать не хотел в своем произведении, он бы его сжег. Наше расследование оказалось весьма познавательным и затянуло с головой сперва съемочную группу, а затем еще много людей. Увлеклись мы серьезно, так как сразу было ясно, что с кондачка фильм не снять: получится ерунда, а ерунду делать очень не хочется.

Согласитесь, можно было задушить креативные порывы и выбросить на широкие экраны безыдейную кальку с фильма 1967 года. Но команда Олега Степченко с нехарактерной для нового российского кино дотошностью закопалась в изучение культурных и исторических реалий эпохи запорожского казачества. Им удалось отыскать авторский вариант повести «Вий» (пятнадцатое издание собраний сочинений Гоголя редакции 1900 года) и проанализировать сопутствующие письма и заметки автора. В результате сценарий обрел значительно большую детализацию.

Запорожские казаки. Ничуть не менее интересные, чем пираты Карибского моря.

Суть первоисточника осталась неизменной: в ней нашлось место и Хоме Бруту, и демонической Панночке, и поглощающим горилку, как трактор — солярку, казакам. Однако создатели картины решили показать события через призму логики и здравого смысла. Для этого в повествование ввели Джонатана Грина — ученого-материалиста. Он стал художественной интерпретацией французского картографа Гийома Левассера де Боплана, который в 17 веке изучал Малороссию и даже написал книгу «От Трансильвании до Московии».

Экипаж Джонатана Грина — выдающееся средство передвижения. Не хватает только Терминатора-кучера.

По сюжету через год после исчезновения Хомы на злосчастный хутор приезжает Грин и тут же сталкивается с очевидцами произошедшей истории. Местные рассказывают чужестранцу подробности событий, в частности про Вия и прочую нечисть, а он втихаря крутит пальцем у виска. Само собой, Грин не верит источающим запах горилки свидетелям на слово и пытается воссоздать подлинную картину случившегося, опираясь в расследовании на факты и свое аналитическое мышление.

Слово творца

Олег Степченко о Джонатане Грине

Каким будет образ картографа? Это замкнутый в себе ученый или же Брюс Ли в шляпе, вроде Грегуара де Фронсака из «Братства Волка»?

Понимаете, для каждого времени есть вещи актуальные и неактуальные. Когда вышло на экраны «Братство Волка», была популярна тема боевых искусств, так что фильм пришелся кстати. Безусловно, снят он отлично, но сегодня эта эквилибристика выглядит нелепо. Мы не то чтобы следим за модой: какие образы популярны, а какие нет. Грин у нас ученый в буквальном смысле, но есть одна оговорка. Вот ответьте: Колумб был ученым или пиратом — как это определить? Ведь чтобы отправиться черт знает куда, исследовать неизвестные земли, фанатично отдаваться своему делу, руководить кучей головорезов, — необходимо мужество, и немалое. И в то же время требовалось рисовать карты, вести дневники, писать научные заметки. Так что же это за люди? Они были явно не слабее духом, чем мастера единоборств: разбирались в психологии, да и оружием владели. Вот и наш Джонатан Грин — путешественник, который под влиянием времени ринулся открывать новые земли, что-то там исследовать. В общем, интересный такой персонаж — веселый, отчасти даже комедийный.

Роль путешественника могли сыграть Винсан Кассель, Шон Бин, Энди Гарсиа, Пирс Броснан и даже Киану Ривз. В итоге выбор пал на Джейсона Флеминга («Звездная пыль», «Лига выдающихся джентльменов») — куда менее известного среди российских зрителей лицедея. Решение обусловлено отнюдь не жадностью голливудских звезд, когда речь заходит о гонорарах. Продюсеры справедливо рассудили, что именитый актер непременно перетянет на себя львиную долю внимания публики, а коллеги по площадке будут чувствовать себя скованно.

Вместе с персонажем Флеминга зрители инсценируют повесть Гоголя, но авторы фильма акцентируют внимание на подробностях, которые легко упустить во время чтения повести.

Устраивают ли казаки охоту на ведьм? Вопрос риторический.

ВИЙток истории

На самом деле попыток перенести идеи Гоголя в киноформат было несколько больше, чем принято считать. Первопроходцем стал не знаменитый советский ужастик, а короткометражка Василия Гончарова, выпущенная в 1909 году, — одна из первых кинолент в истории отечественного кинематографа. В 1916 году экранизировать классику удалось и заслуженному режиссеру Владиславу Старевичу. Увы, до наших дней эти работы не сохранились. В 1967 году учащиеся Высших режиссерских курсов Союза кинематографии СССР — Константин Ершов и Георгий Кропачев — сделали шедевр, ради которого стоит любить советский кинематограф. Определение «культовый» при всей своей выспренности отлично подходит к «Вию» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. В 2006 году идею первоисточника смело изуродовал Олег Фесенко, сняв «Ведьму». И, конечно же, все киноманы ждут новостей от заслуженного Фредди Крюгера кинокошмаров, Роберта Инглунда, который в настоящее время снимает собственную интерпретацию повести Гоголя.

Вечера на хуторе

Объема проделанных работ хватало явно не на одну картину. Впрочем, решение разделить «Вия» на три части не было спонтанным: сценарии первых двух готовили заранее, а третьей — близок к завершению. Крайней степенью садизма авторы не страдают, поэтому каждая картина будет логически завершенной — без обрубленного на самом интересном месте сюжета.

— А куда все идут, в церковь?

— Нет, в кино. На новый, как бишь его, «блокбастер»!

На вопрос «о чем будет первый фильм?» режиссер хитро интересуется: «А что больше всего запоминается в оригинальной повести?». Встреча со старухой-ведьмой, три ночи в церкви и, собственно, нечистая сила. Все это мы увидим в фильме «Вий. Возвращение», премьера которого назначена на осень этого года. Джонатану Грину расскажут о судьбе бурсака Хомы и об ужасах, произошедших на хуторе.

Сюжет же второй части повествует о том, как скептик-ученый находит в лесу ту самую церковь. Подробности третьего фильма пока держатся в секрете.

В рукописи Гоголя на хутор после третьей ночи приходит священник из другого селения, приказывает закрыть церковь и забыть к ней дорогу. Роль этого персонажа досталась Андрею Смолякову.

Слово творца

Олег Степченко о жанре трилогии

Почему вы позиционируете фильмы как «приключения», а не как «ужасы»?

Представьте на экране кинотеатра хрестоматийную сцену: в доме ночью мигает свет, героиня идет в подвал разбираться, непременно со свечой, которая гаснет. Свет продолжает мигать, и тут в зале восклицают: «О, Чубайс до Америки добрался!», и люди начинают ржать. Я отслеживаю менталитет русского зрителя. Нас не напугаешь, а шутников и подавно: на каждом сеансе целый «Комеди клаб» собирается. Как вообще строятся «современные русские фильмы ужасов»? Там убивают человека, причем жестоко, оставляют его гнить у всех на виду, с ним все таскаются, плачут, демонстрируют суровую правду жизни. И когда его уже закопали, народ успокоился, смирился с потерей, вот тогда из-под земли неожиданно... «Граааа!» — выскакивает ужасный ужас. От такого зрителя кондрашка хватит. Чем больше «Дорожного патруля» и подробностей, тем лучше. Герман это понимал, поэтому специально настоящие трупы для съемок брал. На это русский зритель реагирует, а на шевелящиеся манекены — вряд ли. Поэтому не нужно делать серьезное лицо и перенасыщать атмосферу. Лучше идти от легко к сложному, от развлечений к драматургии. Наш «Вий» — в первую очередь приключение, где есть юмор, яркие персонажи и интересная история. Но страшно будет — это я вам обещаю.

***

В Голливуде давно уяснили, что лучший способ избежать шрапнели тухлых помидоров от зрителей — подходить к съемкам фильмов со всей серьезностью. Поэтому команда Стивена Спилберга изучала животных, прежде чем приступить к «Парку Юрского периода», а Гильермо дель Торо штудирует основы военной тактики до работы над «Хоббитом».

Алексей Чадов зажжет вашу веру в отечественное кино.

«Вий. Возвращение» Олега Степченко подкупает фанатизмом, с которым за этот проект взялись его создатели. Это уже не безыдейное освоение бюджетных средств, а профессиональный, соответствующий западным стандартам подход: с дотошным изучением фактической стороны дела, съемками, проходящими в несколько этапов, и внушительным контингентом приглашенных специалистов. Уверены, что прояснили, почему «МФ» включил «Вий. Возвращение» в пятерку самых ожидаемых фильмов года.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
03.05.2009, 23:35
Что-то мне казацкие костюмы не нравятся. Волкодавистые какие-то - обноски, тряпки, рванина. По-моему, костюмер фильма не имел ни малейшего представления об украинской народной одежде.
Скрытый текст - Например:


А вот карета с глобусом интригует )) Золотой компас?
Spy Fox
№ 2
04.05.2009, 16:37
Ой не знаю. Зачем надо в сюжет какого-то ученого заморского впихивать? Историю на целую трилогию разбивать? Как по мне - все это лишние нагромождения.
Robin Pack
№ 3
04.05.2009, 19:24
Его никто впихивать в сюжет не будет. Это будет совершенно отдельный сюжет в тех же декорациях. Вий 20 лет спустя, так сказать.

Первый фильм - экранизация классики
Второй и Третий фильмы - вольное творчество.

ИМХО как раз в плане сценария придумано идеально. Не перевирать Гоголя, но и дать себе свободу.

В общем, намерения самые благие и задумка интересная. А вот кадры пока что средней паршивости. Авось да предварительные.
Spy Fox
№ 4
04.05.2009, 19:35
Во всяком случае, это будет не "Ведьма" Фесенко. И то радует.
Franka
№ 5
04.05.2009, 19:45
Статья - "завлекалочка". После нее действительно хочется посмотреть, что же получится из замысла. Так что свое назначение она оправдывает. ;)
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться