Google+
Метательные машины КАЙДЗЮ МИРЫ. DRAGONLANCE Разговор с Борисом Стругацким
Версия для печатиКнижный ряд: Книжные серии. Издательство «АСТ»
Кратко о статье: Координаты чудес Века дракона Ничто не вечно под луной. Еще вчера ты был бесспорным лидером, а сегодня — глотаешь пыль, провожая завистливо-растерянным взглядом обогнавших тебя удачливых конкурентов...

Так проходит земная слава...

Координаты чудес Века Дракона

3 Kb

Ничто не вечно под луной. Еще вчера ты был бесспорным лидером, а сегодня — глотаешь пыль, провожая завистливо-растерянным взглядом обогнавших тебя удачливых конкурентов.

Издательство АСТ работает еще с самого начала 90-х годов минувшего века и на сегодня является гигантским концерном, контролирующим львиную долю книжного рынка России. А уж в фантастическом книгоиздании у АСТ очень долго не было серьезных соперников. Конечно, свою нишу рынка занимали “Северо-Запад” (а затем подхватившая покачнувшееся знамя “Азбука”), “Полярис”, “Армада”, “Эксмо”. Остальные выступали в роли случайных гостей: “Центрполиграф”, “СПЕКТР”, “Русич”, “Тролль” — иных уж нет, а те далече... Особенно сильны были позиции АСТ в выпуске авторов переводной фантастики. Подавляющее большинство новых книг зарубежных авторов выходило на русском языке именно здесь.

Потерянные “Координаты чудес”

28 Kb

Серия “Координаты чудес” была основана еще в 1993 году — именно тогда вышел сборник Урсулы Ле Гуин (датированный, правда, почему-то 1992 годом). После появления еще нескольких томиков — Р. Шекли, Р. Хайнлайна и Б. Шоу — выпуск серии был временно приостановлен. Триумфальное возрождение состоялось в 1995 — 23 книги самых ярких звезд англоязычной фантастики, среди которых Пол Андерсон, Дэн Симмонс, Дэвид Брин, Лоис Макмастер Буджолд, Джордж Мартин. И пошло-поехало!

Во второй половине 90-х “Координаты чудес” — безусловный флагман переводной НФ. “Гиперион”, сага о Форкосиганах, “Первое правило волшебника” (поначалу в серии водилось и фэнтези), другие книги авторов, чьи имена ласкали слух наших фанов, изголодавшихся по качественной и новой западной фантастике: Чалкер, Адамс, Гибсон, Уайт, Диксон, Асприн, Резник... В серии выходили многие произведения 80-х и 90-х годов, удостоенные престижнейших премий “Хьюго” и “Небьюла”. Правда, иногда встречались и ляпы. Был безнадежно испорчен убогим переводом “Автостоп по Галактике” такого яркого мастера, как Дуглас Адамс. Читая АСТовский вариант, абсолютно непонятно, почему англоязычный мир “встал на уши”, провозгласив творение Адамса безупречной вершиной парадоксально-юмористической НФ. Однако это был лишь эпизод. Во всяком случае, пока...

29 Kb

Вероятно, памятуя о том, что нельзя складывать все яйца в одну корзину, под конец 90-х годов АСТ попыталось распределить поток переводной фантастики по нескольким сериям. Однако новые проекты “Индекс реальности”, “Виртуальный мир”, “Боевой флот”, “Экспансия”, “Wing Commander” успеха не имели и были быстро прикрыты.

Впрочем, в 1999 году издательство решилось на создание еще одной масштабной серии переводной НФ — “Золотой библиотеки фантастики”, которая первоначально планировалась для переиздания уже полюбившихся читателям книг или бесспорных бестселлеров. В виде сборников-”омнибусов” была переиздана “барраярская” сага Буджолд и впервые в профессиональном переводе выпущен легендарный цикл “Дюна”. А в другой омнибусной серии, “Классика мировой фантастики”, выходили произведения испытанных временем “бойцов” жанра — Бэрроуза, Браннера, Ван Вогта, Дика, Дилэйни, Каттнера и многих других.

29 Kb

В последние пару лет, как грибы после дождя, вновь стали возникать новые серии: “Хроники Вселенной”, “Мировая фантастика”, “Hugo & Nebula Winners”, “New Wave”, но это броуновское движение весьма хаотично и напоминает паническую стрельбу из пушки по воробьям. Дело в том, что за выпуск зарубежной фантастики весьма серьезно взялся единственный по-настоящему серьезный АСТовский конкурент — “Эксмо”, — доселе игравший на фантастическом поле лишь от случая к случаю. Да и “Азбука” старается держать марку. Качество оформления, уровень работы переводчиков и редакторов, маркетинговая политика выгодно отличает книги конкурентов от проектов АСТ. Впрочем, у последнего в загашнике еще много хороших авторов, и наверняка это уважаемое издательство не собирается без боя уступать завоеванные ранее позиции.

А что же “Координаты чудес”? Начало нового века для серии было явно неудачным: в 2001 году вышло всего 11 книг. Правда, затем положение немного выправилось, по крайне мере, количественно. Но вот качественно... Кроме переиздания классиков — Саймака, Вэнса, Андерсона — да продолжения ранее начатых циклов Диксона, Болдуина, Грина, похвастать было особо нечем. Имена новичков не впечатляли: Вардеман, Квистра, Фауст, Ван Палланд — второй-третий эшелон современной НФ. Единственная по-настоящему яркая новинка — цикл “Культура” Иэна Бэнкса — была во многом подпорчена откровенно слабым переводом. Пока еще КЧ держатся на плаву, но надолго ли их хватит? Запущенная недавно “Эксмо” новая серия “Зарубежная фантастика”, куда войдут как серьезные, так и развлекательно-коммерческие авторы, может стать последним гвоздем в гроб некогда славных, а ныне порядком обветшавших “Координат чудес”.? Что ж, поживем — увидим, но, как бы там ни было, помянем КЧ добрым словом. Ее создатели доставили нам много радости...

26 Kb 27 Kb 29 Kb
“Координаты Чудес”
10 Kb

С 1992 по 2003 в серии вышло почти 200 книг.

Циклы: Д. Адамс “Автостопом по Галактике”, “Детективное агентство Дирка Джентли”; П. Андерсон “Патруль времени”; Р. Асприн “Вокзал времени”; Б. Болдуин “Вилф Брим”; Л. М. Буджолд “Барраяр”; И. Бэнкс “Культура”; С. Грин “Охотник за смертью”; Г. Диксон “Дорсай”; Г. Кук “Ловцы звезд”, “Темная война”; А. Нортон “Королева Солнца”; Ф. Пол “Осада Вечности”; Д. Симмонс “Песни Гипериона”; Д. Уайт “Космический госпиталь”; А. Д. Фостер “Призыв к оружию”; Д. Чалкер “Ромб Вардена”, “Пираты Грома”, “Колодец Душ”; Ч. Шеффилд “Наследие Вселенной”; Б. Шоу “Орбитсвилль”.

Отдельные произведения С. Барнса, Б. Бэйли, Г. Бира, Д. Вэнса, У. Гибсона, У. Дитца, Д. Дункана, Р. Желязны, Г. Игана, О. С. Карда, Н. Кресс, С. Лема, Д. Летема, Д. Мартина, К. Раули, М. Резника, К. Саймака, К. Уиллис, Р. Хайнлайна, Р. Шекли и ряда других писателей.

Закат “Века Дракона”?

Чуть позже КЧ, в 1996 году, начался “Век Дракона” — еще одна АСТовская серия, предназначенная для издания лучших романов в жанре фэнтези. Новый проект быстро занял в сердцах поклонников жанра то место, где ранее безраздельно царила почившая к тому времени знаменитая “желтая” серия “Северо-Запада”. Главным достоинством “Века Дракона” на тот момент стала новизна представляемых произведений: ведь “северо-западная” серия была составлена из “доконвенционной” фэнтези (то есть вышедшей на языке оригинала до 1973 года, когда СССР присоединился к международной конвенции о соблюдении авторских прав). На головы ошалевших от счастья читателей посыпались, как из рога изобилия, свеженькие книги и авторы. Не проходит года-двух после выхода романа на Западе, глядишь — он уже издан у нас, и почти наверняка под логотипом “Века Дракона”. Лепота!

Уже в первый год существования серии появилось почти два десятка книг популярных авторов, среди которых выделялись ставшие фирменным брэндом ВД Роберт Джордан, Анджей Сапковский, Глен Кук, Роберт Асприн. В последующие годы к ним присоединились такие ведущие мастера жанра, как Дэвид Геммел, Терри Гудкайнд, Дэйв Дункан, Джордж Мартин, Пирс Энтони и множество других писателей. Кроме авторского, отличительной чертой ВД было и жанровое разнообразие: эпическая, героическая, историческая, интеллектуальная, юмористическая фэнтези — на любой вкус. Успеху способствовали и приличные переводы, миленькое оформление, приемлемая цена — да и отсутствие серьезной конкуренции. Неудивительно, что “Век Дракона” надолго стал флагманской серией переводной фэнтези на российском книжном рынке.

17 Kb 26 Kb 29 Kb

Однако длительное отсутствие конкуренции, похоже, сыграло свое черное дело: постепенно серия стала притормаживать. Некоторые циклы выпускались не до конца (“Змеиная война” Р. Фэйста, “Сага о Лонгдирке” К. Худа), а другие необъяснимо перепархивали в другие серии (“Орокон” Т. Ардена, “Легенды Элиты” К. Якоби). Были и анекдотичные моменты. После выхода “Первого правила волшебника” — начального начального романа цикла Т. Гудкайнда “Меч Истины” — кому-то в голову пришла “удачная идея” выпускать и последующие тома (которые имеют в оригинале совершенно разные названия) как очередные “правила волшебника”. Автор, со своей стороны, довольно молод и, похоже, собирается писать цикл до гробовой доски, так что количество “Правил” грозит стать просто неприличным. Не исключено, что лет через двадцать наши любители фэнтези будут почитывать на досуге какое-нибудь "Двадцать седьмое правило волшебника". Впору дополнительный путеводитель выпускать, дабы не заплутать в сих “Правилах”!

Увы, с каждым годом количество накладок увеличивалось. Становилось все меньше качественных переводов и все больше аляповатых обложек, не говоря уже о нелепых аннотациях. Да и подбор авторов в полюбившейся серии стал явно прихрамывать: в последние пару лет ее буквально заполонили откровенные посредственности. К тому же книги явно похудели — некоторые томики едва насчитывают сотни две страниц, что на фоне объемистых фолиантов от конкурентов (при почти сопоставимой цене) привлекательности новинкам ВД не прибавляет. Появились и переиздания уже выходивших книг, чего ранее в серии практически не бывало.

29 Kb 33 Kb 34 Kb

А книжный рынок между тем меняется на глазах, и прежде всего качественно. Все большему числу фанов хочется не просто поставить на полку вожделенную книгу — все в ней должно быть прекрасно: и обложка, и бумага, и перевод. Другие издательства, похоже, вовремя уловили тенденцию, а вот АСТ как будто впало в летаргию.

Впрочем, поклонников и у АСТ, и у “Века Дракона” еще немало. В “портфеле” серии имеются авторы, чьи новые книги просто обречены привлекать повышенное внимание. Можно не сомневаться, что и свеженький “МИФФ” Асприна (пусть в соавторстве с Д. Л. Най), и очередные тома “Меча Истины”, “Колеса Времени”, “Песни Льда и Огня” Гудкайнда, Джордана, Мартина, и “Башня дураков” Сапковского наверняка станут общероссийскими фэнтезийными бестселлерами. А там, глядишь, и решит все же АСТ модернизировать серию, вернув ей статус самой популярной в этом сегменте книжного рынка. Все-таки многолетнее положение лидера, как говорится, обязывает.

“Век Дракона”
22 Kb

С 1996 по 2003 в серии вышло около 300 книг.

Циклы: К. Андерсон “Игроземье”; Р. Асприн “МИФФ”; Д. Бибби “Ронан-варвар”; Д. Бишофф “Роковые кости”; Д. Геммел “Камни Силы”, “Йен Шенноу”, “Дренаи”; Т. Гудкайнд “Меч Истины”; Д. Джонс “Ученик пекаря”; Р. Джордан “Колесо Времени”, “Конан”; Д. Дункан “Седьмой меч”, “Большая игра”, “Меняла историй”, “Королевские клинки”, Д. Дуэйн “Кошачья магия”; Г. Кук “Приключения Гаррета”, “Империя Ужаса”; Х. Лайл “Тайные тексты”; Д. Мартин “Песня Льда и Огня”; Н. О’Доннахью “Перекресток Исцеления”; Д. Розенберг “Хранители Скрытых Путей”, “Огненная Гвардия”; М. С. Роэн “Зима Мира”; А. Сапковский “Ведьмак”; М. Скотт “Фракс”; К. Сташефф “Маг-рифмоплет”, “Небесный камень”; М. Стэкпол “Королевства Хаоса”; Д. Тарр “Возвышение Аверьена”; Л. Уотт-Эванс “Хроники Этшара”; Э. Уэллс “Королевства”; Р. Фэйст “Сага о Змеиной Войне”; Л. Флевелинг “Ночные всадники”; А. Д. Фостер “По Мыслящим Королевствам”; М. Фьюри “Ориэлла”; Д. Чалкер “Ветры перемен”; П. Энтони “Ксанф”; К. Якоби “Легенды Элиты”.

Отдельные произведения Р. Асприна, Д. Барнса, Л. М. Буджолд, Л. Гамильтон, Р. Гаррета, Д. Геммела, Д. Йолен, М. Лэки, Б. Ламли, Т. Пауэрса, Д. Стоддарда, М. Суэнвика, Г. Тертлдава, М. Уэллс, Т. Хафф, Л. Шепарда и др.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Кувалда Шульц
№ 1
08.04.2009, 20:58
Цитата:
Был безнадежно испорчен убогим переводом “Автостоп по Галактике” такого яркого мастера, как Дуглас Адамс.
А чей перевод лучше?
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться