Google+
НЕВЕСОМОСТЬ Игровые новеллизации в России Космические пираты Конан против Волкодава
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Кино
Кратко о статье: История кинематографа от перевернутых отражений в темном ящике до трехмерных фильмов на экранах размером с девятиэтажный дом.

Эволюция

Кинематографа

Ленин говорил Луначарскому: «Вы должны помнить, что из всех искусств важнейшим для нас является кино»*. Человечество освоило живопись тысячи лет назад, но лишь немногим более века знает, что застывшую реальность можно оживить, превратив ее, по меткому выражению Жана-Люка Годара, в «правду 24 раза в секунду». Кино уникально: в нем не нужно ничего придумывать, и в то же время оно предоставляет безграничное поле для фантазии. Его называли «искусством для неграмотных», «опасным изобретением» и «куском жизни». Это живопись, которую можно слушать, как музыку. И это история, которую вы сейчас узнаете.

Прародителем кино считается камера обскура — проще говоря, темный ящик с дыркой в одной стенке, позволяющий получать перевернутое изображение на внутренней поверхности противоположной стенки. Этот эффект впервые упомянул китайский философ Мо-цзы в 400-х годах до нашей эры. А уже во 2 веке до нашей эры Тинь Хуан смастерил простейший зоотроп — вращающийся барабан с картинками, создающий иллюзию их движения.

Если зажечь лампочку, мы видим свет мгновенно. А если ее выключить, нить накаливания будет видна еще 1/16 секунды. На этой инерции зрения и основано кино. Изобретения китайцев были позабыты на 2000 лет, но в викторианскую эпоху людей уже развлекал тауматроп (быстро вращающийся картонный диск, рисунки с обеих сторон которого накладывались друг на друга). Его можно увидеть в фильмах «Спящая лощина» и «Престиж».

В 1551 году Джамбатиста Порта изобрел проектор — фонарь, светящий через стекло с рисунком. Два века спустя «волшебные фонари» стали крайне популярны. Несколько стекол с рисунками позволяли воспроизводить движение (например, в рот к спящему мужчине забегала мышь). На ярмарках и в «кинозалах» устраивались многочасовые шоу с музыкой, чтениями и проекциями в дым. Тогда же появились первые «ужастики», называемые «фантасмагориями». В 19 веке рисунки уступили место фотографиям, причем под конец эпохи «волшебных фонарей» делались целые фотофильмы по какому-либо сюжету с участием актеров в студиях («кино» было цветным, так как снимки раскрашивались).

Если взять книгу и нарисовать на ее страницах последовательно двигающийся объект, то при быстром перелистывании он «оживет». Раньше выпускались специальные «фолиоскопы» с движущимися картинками. Известно, что ими увлекался Лев Толстой. Сегодня есть программы, позволяющие распечатать кадры видеофайла на бумаге для создания фолиоскопов или, как их принято называть, «флип-буков».

В 1831 году бельгиец Джозеф Плато и австриец Штампфер изобрели фенакитоскоп — два вращающихся диска с прорезями и картинками, создававшие иллюзию движения последних. Сегодня это устройство известно как стробоскоп.

В 1878 году Эдвард Мэйбридж создал «зоопраксископ» — устройство для проецирования серии фотографий, и снял скачущую лошадь по кличке «Оцидент» с помощью множества камер, установленных по ее пути. Это был первый полноценный фильм в истории человечества. Чуть позже была изобретена первая «камера» с фотопластинами на вращающемся барабане.

В 1884 году Джордж Истмэн придумал замену фотопластинам — бумажную пленку, покрытую фотоэмульсией. В 1888 году он зарегистрировал компанию Eastman Kodak. Тогда же на его пленку режиссер Луис Ле Принц снял первый в истории пленочный фильм — «Сцены в саду Раундхэй». Интересно, что вскоре после этого умерла актриса и мачеха режиссера, сам он бесследно исчез с поезда, а его сын застрелился. Целлулоид был изобретен еще в 1862 году, а Kodak стал выпускать пластиковую кинопленку в 1889.

Конец 19 века ознаменовался конкуренцией камер и проекторов от различных инженеров. На них снимались первые документальные фильмы — от инаугурации президента Маккинли до короткометражек Эдисона об американо-испанской войне (первой войне, снятой на кинопленку). В 1895 году Луи Люмьер изобрел «кинематограф» — аппарат, совмещавший функции камеры и проектора. Его премьера состоялась на бульваре Капуцинов (Париж). Позже патент на кинематограф был продан Шарлю Пате — основателю известной кинокомпании Pathe freres.

В России первая кинопремьера состоялась в 1896 году (одновременно в Петербурге и Москве). Поначалу это был аттракцион для заведений «легкого жанра», но с 1903 года по всей стране стали строится «электротеатры» (они же «иллюзионы»). На фото — электротеатр «Ампир», г. Владимир. На Западе они назывались «никельодионы» (от «никель» — 5 центов за вход, и Odeon — греч. «театр»).

В 1886 году чета Уилкоксов приобрела участок около Лос-Анджелеса, названный «Голливуд» (от слов «остролист» и «лес»). Вскоре они стали сдавать землю в аренду. Именно здесь строились киностудии небогатых эмигрантов. Компанию Paramount основал Адольф Цукор, подмастерье меховщика. Торговец одеждой Карл Лемль создал Universal, братья Уорнер, рекламировавшие велосипеды, — Warner Bros, а русский эмигрант Майер, торговавший металлоломом, — студию MGM. Крупный бизнес вскоре задушил никельодеоны с их короткометражками. Первая мировая война нанесла страшный удар европейскому кино. Эстафету лидерства принял Голливуд. Кинематограф превратился в тот бизнес, каким мы сегодня его знаем. На фото — Голливуд в 1885 году.

«Звуковое кино нужно не больше, чем поющая книга», — говорил киновед Виктор Шкловский. Но с начала 20 века было разработано множество систем синхронизации фильма со звуком, а впоследствии и записи звука на пленку. В феврале 1927 года пять американских студий договорились использовать один и тот же формат. Звуковые фильмы сделали Голливуд лидером мирового кино. При этом многие звезды, обладавшие дурными голосами или сильным акцентом, «закатились». Поначалу режиссеры звуковых фильмов считали, что актеры должны постоянно говорить. Рене Клер по этому поводу сказал: «Бедствием немого кино были ненужные надписи, бедствием нынешнего — ненужные диалоги». Увы, афоризм актуален и поныне.

В 1950-х началась «золотая эра» трехмерного кино. Стереофильмы, известные с начала века, стали качественными — а потому и популярными. К концу десятилетия их вытеснили другие новинки — широкие форматы экрана. Не так давно появились 4D-кинотеатры с физическими эффектами (наклоны кресел, ветер, брызги воды).

В 1967 году канадская компания IMAX Corporation начала разработку киноформата для экранов с диагональю 22 метра и более. В конце 2008 года в мире насчитывалось около 300 подобных кинотеатров (более половины — в США и Канаде). Самый большой экран высотой с девятиэтажный дом — 35х29 метров — находится в Сиднее (на фото).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться