Google+
МИРЫ. BATTLETECH СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Звездный путь: Вселенная «Star Trek» Росомаха
Версия для печатиМиры: Миры. «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина
Кратко о статье: Статья посвящена вселенной цикла юмористических детективов Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха».

Найти и обезвредить

Тайный сыск царя Гороха

Мне кажется, что мои книги интересны лишь тем, кто не разучился смеяться и верить в сказку. Пока такие люди есть — мне стоит жить...

Андрей Белянин

Название мира: Лукошкино

Возникновение: 1999 год

Создатель: Андрей Белянин

Происхождение: Литература

Воплощения: Аудиокниги, ролевая игра, сериал (планируется)

Совсем недавно из-под пера известного российского писателя-фантаста Андрея Олеговича Белянина вышла последняя книга знаменитого сказочно-детективного цикла «Тайный сыск царя Гороха» — «Жениться и обезвредить». Мы читали этот цикл десять лет. Вскоре должна появиться его экранизация. Самое время попробовать обобщить известное и подвести некоторые итоги.

Главный герой Никита Ивашов и его сослуживцы по «тайному сыску» живут в Лукошкино — столице царства славного Гороха, которое населено персонажами русского фольклора. Цикл состоит из семи книг, по жанру это сказочное юмористическое фэнтези с детективной фабулой, однако в нем присутствуют и скрытые религиозно-философские мотивы.

Во всем виноват дефолт

Лукошкинский мир появился в то время, когда еще свежа была память о финансовых потрясениях, серьезно пошатнувших не только экономику страны, но и дух россиян. Неверие в собственные силы, недоверие к властям и неуверенность в завтрашнем дне приводили к тому, что литература и искусство становились все более мрачными. Вовсю расцветала «чернуха», со страниц книг и журналов, с экранов телевизоров и кинотеатров лилась масса негативной информации, не добавлявшая гражданам оптимизма.

Но вскоре появились смельчаки, которые призывали не ныть и не вешать нос, — ведь русские, как известно, в воде не тонут и в огне не горят! Среди людей, которые взялись возрождать неунывающий русский дух, был и молодой писатель Андрей Олегович Белянин. Было ему в то время чуть за тридцать (это сейчас такой возраст стал считаться «зрелым» для автора, а тогда все было несколько по-другому). В угрюмую шеренгу мрачных героев того времени стараниями Белянина шагнул молодой, полный сил и энергии персонаж, не унывающий ни при каких обстоятельствах, — подлинный рыцарь без страха и упрека, этакий Василий Теркин эпохи миллениума. Сходство с героем Твардовского подчеркивалось и тем, что оба парня были одеты в форму; правда, Никита Ивашов имел офицерское звание (пусть и самое незначительное и «несерьезное» — младший лейтенант), а форма его была милицейской.

Слово творца:
Андрей Белянин

Я осатанел от обилия чернушных детективов и всерьез позавидовал Глену Куку. Его частный детектив Гаррет так успешно, по-голливудски расправлялся с самыми запутанными делами, что мне вдруг стало обидно за державу. Первый роман о лукошкинской опергруппе писался на одном дыхании, я впервые почувствовал, что делаю что-то свое, что-то очень русское!

В постсоветской литературной традиции к тому моменту сложился устойчивый стереотип людей в милицейских погонах. Фактически они стали олицетворением ужаса, происходящего в государстве. Рэкет, коррупция, крышевание преступников, бандитизм — вот неполный набор обвинений, предъявлявшихся милиции. Даже специальный фразеологизм появился — «оборотни в милицейских погонах».

Белянин одним из первых в те годы предложил читателю положительный образ сотрудника правоохранительных органов. Писатель-фантаст из Астрахани показал нам «нетрадиционного» милиционера, нетипичного для смутной поры. Кстати, для литературы и кино предшествующего периода Никита Ивашов был как раз вполне по меркам. Сразу вспоминались «Сержант милиции», «Место встречи изменить нельзя», «Следствие ведут знатоки», первые романы Николая Леонова о сыщике Гурове. Наивный и неопытный, попавший из столичного РОВД в сказочное царство Гороха и сделавший там небывалую карьеру, Никита рос на наших глазах. И как-то совсем незаметно вырос, став уже не мальчиком, но мужем.

Место прописки

Действие всех романов, входящих в цикл, происходит то ли в стольном городе, то ли в деревне «государственного значения» Лукошкино. Примечательно, что столица сказочного мира отнюдь не напоминает современные мегаполисы. Белянин, сам житель тихого губернского городка, расположенного на окраине великого государства Российского, изображает то, что хорошо знакомо ему самому, что близко многим среднестатистическим россиянам, у которых в крови настороженное отношение к шумным многомиллионным муравейникам. В Лукошкине читатель из глубинки с удивлением и радостью «узнает» свой родной населенный пункт. Подобных не счесть в Святой Руси. В нем с легкостью угадываются и Вологда, и Великий Устюг, и Владимир, и Астрахань, и... Малый мир, равный великому. Где есть, чем гордиться, и где каждый житель на виду.

Этот удивительный мир живет по патриархальным законам. Он не идеален, отнюдь. Но ведь так и должно быть — хоть наяву, хоть в сказке. Иначе жизнь просто закиснет, остановится. И все же в основе, в самой своей сердцевине Лукошкино — чрезвычайно здоровый организм, отторгающий все наносное, ненастоящее, чуждое. Дурман чужеземной религии, покушающейся на души лукошкинцев, межнациональная рознь, вносящая неустройство в повседневный уклад царства, навь-зелье, угрожающее физическому здоровью горожан, — все это получает должную оценку и мощный отпор. Власть и подданные становятся монолитной стеной, преграждающей путь лютым ворогам. Как раз это и может показаться в белянинских книгах подлинной фантастикой, утопией на фоне многочисленных сочинений, разоблачающих коррумпированную правящую верхушку. И здесь автор не выдумывает искусственные разрешения конфликтных ситуаций, а просто вспоминает славные страницы нашего прошлого. В годины лихих бед и напастей русское общество всегда объединялось ради торжества правого дела. Воссоздавая в своих романах сюжетные коллизии, до боли напоминающие острые проблемы современности, и предлагая совсем не радикальные, а вполне реалистические рецепты выхода из них, фантаст неизменно остается верным себе, своему кредо. Добро должно торжествовать. А для этого людям нужно для начала хотя бы услышать друг друга, улыбнуться, сделать шаг навстречу друг другу, протянуть руки.

Слово творца:
Андрей Белянин

Выдумывать ничего не приходится: готовые сюжеты шлют со всех концов, типажи беру с улицы, слова, шутки, говор — прямиком с базара. Творить в таких условиях — просто блаженство для писателя!

Часть действия цикла происходит в окрестностях Лукошкина. Например, в «Опергруппе в деревне» Никита с друзьями проводят лето в селе Подберезовка — слепке с сотен и тысяч российских деревень с их извечными проблемами. Нет, не в дорогах дело, и даже не в дураках. Догадались? Ну конечно же, она, aqua vita. Нет меры хмелю русскому! Надо отдать должное такту Белянина, пьянство в его книге отнюдь не дикое и беспробудное, а именно веселое. Спиртное в Подберезовке льется рекой. И не просто «меды стоялые», более приличествующие времени и месту, а именно знакомый всем мутный и валящий с ног сорокаградусный самогон (вот оно, волшебное изменение реальности, а ведь Менделеев-то еще не родился!). От «первача» на такие подвиги тянет, и такое может привидеться, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Опергруппа, на выезд!

«Тайный сыск царя Гороха» населен множеством действующих лиц. Среди них есть и обычные люди, и сказочно-фольклорные персонажи, и существа, порожденные воображением писателя. Но основная троица — это, конечно, члены опергруппы.

Главный герой — Никита Иванович Ивашов, младший лейтенант милиции. В результате неудачной операции по задержанию бандитов каким-то чудом переместился из современной Москвы в сказочное условно-средневековое царство Гороха. Это типичный сельский участковый. Служить в условиях «неправового государства» ему поначалу трудновато, но со временем это проходит. Постепенно лукошкинцы и «сыскной воевода» притираются друг к другу. Никита Иванович со всеми знаком, ведает, чем живут и дышат его подопечные. Причем интересуется бедами и радостями новоявленных сограждан не только с профессиональной точки зрения, а и чисто по-человечески. Со своей стороны, Ивашов тоже не отгораживается от «придирчивых глаз» соседей. Такая взаимная открытость и приводит к тому, что молодой милиционер становится органичной частью лукошкинского мира. Простой народ видит в нем не просто очередного государева чиновника, но и своего заступника.

Второй центральный персонаж — Баба Яга, хозяйка дома, в который Ивашов определен на постой, по совместительству — «эксперт-криминалист». Умудренная годами и опытом, присмиревшая и проникшаяся религиозным духом (вспомним хотя бы манипуляции со святой водой, которую по «черноте» ее натуры вроде бы держать в доме не положено) старушка сглаживает шероховатости, проистекающие от буйства крови молодых сослуживцев, выступая в качестве миротворца и няньки. Парадоксально, что именно этот персонаж больше всех печется о чистоте милицейского мундира.

Младший оперативник Дмитрий Лобов — любитель кислой капусты и большой охотник до знатной потасовки. Это также исконно русский характер, выписанный в традициях народных сказок, и в то же время дружеский шарж на некоторых сотрудников милиции младшего звена. Излишнее административное рвение и какая-то по-детски наивная, умиляющая любовь к сыскному делу нередко доводят Лобова до неприятных ситуаций: то в петуха его превратят, то сразу пять невест являются в райотдел осматривать будущее место жительства, то бедняге приходится чуть ли не в запорожцы записываться.

Хронология

«Тайный сыск царя Гороха» (1999)

«Заговор Черной Мессы» (1999)

«Летучий корабль» (2000)

«Отстрел невест» (2002)

«Дело трезвых скоморохов» (2004)

«Опергруппа в деревне» (2006)

«Жениться и обезвредить» (2009)

Правь, явь и навь

Основная идея, звучащая в цикле, — мысль народная. «Народ всегда прав», — неоднократно подчеркивает Никита, вырастая из простого сыскаря до народного заступника. Причем под «народом» здесь надобно разуметь не только простых крестьян (Белянин в этом сериале почти далек от какой-либо социальной сатиры и критики, хотя иногда аллюзия-другая и случается), но и вообще весь «мир», общество, включая царедворцев, духовенство и самих царя с царицей.

Царь Горох — «государь-надёжа». В нем воплотилось идеальное представление писателя о власти и ее отношениях с народом и чиновничеством. Пожалуй, это один из наиболее прописанных персонажей цикла. Горох — личность развивающаяся, белянинский вариант Петра Великого. Он проходит сложный путь от типичного русского барина-самодура до человека, открытого всему новому, жадно впитывающего дух реформ. Его юродство и блажь — не более чем маска, за которой скрывается ранимая душа и нетривиально мыслящая личность. Не случайно, успокоившись после очередного припадка буйства, царь порой выдает такие решения, что пришелец из 20 века Ивашов просто диву дается. И живет Горох по тем заветам, которые давал еще Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении чадам своим». Он готов голодного накормить, бездомного приютить, с нищим последней рубахой поделиться и вообще «душу положить за други своя».

Царица Лидия Адольфина Карпоффгаузен — австрийская принцесса, прибывшая на смотр невест. Став жертвой заговора, едва не погибла. Приняв православие, стала законной супругой царя Гороха (ласково именуемого ею Горошком) под именем Лидия Карповна.

Суженая главного героя Олена — бывшая бесовка, служанка Кощея Бессмертного, влюбившаяся в Никиту и расколдованная им. На протяжении четырех романов рассказывалось о развитии их чувства и, наконец, в финальной книге цикла «Жениться и обезвредить» молодые люди идут под венец.

А вот придворные, мужи лепшие и нарочитые, служилый люд:

Бравый сотник Фома Еремеев — помощник Никиты в расследовании дел. Его стрельцы, приданные сыскному воеводе для усмирения разбушевавшихся верноподданных и охраны общественного порядка, выполняют роль местного ОМОНа.

Отец Кондрат — настоятель столичной церкви Ивана-воина, не раз свершал духовные подвиги во спасение столицы и ее обитателей.

Думный дьяк Филимон Груздев — надоедливый прилипала, всячески пытается навредить оперативникам и постоянно пишет на них кляузы царю.

Иностранцы:

Кнут Гамсунович Шпицпрутенберг — австрийский посол, глава немецкой слободы Лукошкина. Считает Россию своим вторым Отечеством, а потому при малейшей опасности извне готов грудью стать за приютившую его землю.

Запорожцы во главе с полковником Чорным — дружеский шарж на представителей Харьковской школы фантастики, с которыми Андрея Белянина связывают узы многолетней дружбы. Писателю в этой оппозиции «свое» — «чужое» удалось избежать резкого антагонизма. Да, украинцы отчасти не похожи на русских. В представлении автора, они более медлительны, раздумчивы. Но они так же, как и лукошкинцы, любят выпить и закусить. Запорожцы умны, им не чужды понятия чести, благородства, взаимовыручки. Не случайно гости принимают деятельное участие в проводимом Никитой Ивашовым расследовании преступлений.

Преступный элемент:

Лица «восточной национальности» с явными бесовскими признаками — шамаханы, наводнившие столицу двойниками первых чиновников государства, чтобы посеять панику и неразбериху. Часто выступают в качестве наемников.

Кощей Бессмертный — местный лукошкинский «криминальный авторитет». Большинство преступлений, совершаемых в царстве, — его костлявых рук дело.

Полуживая-полумертвая Карга-Гордыня имеет два обличья. Одно неимоверно прекрасное, могущее прельстить любого (как и положено спящей в хрустальном гробу красавице), а второе — неописуемо жуткое и безобразное. Такова черная богиня Кали в индийских сказаниях.

Коварно безликое Лихо Одноглазое — непонятное и неминучее. С кем повстречается, тому и горе горевать. Согласно гипотезе Никиты, в Лихо превратился после Рагнарека глава скандинавских богов Один (тоже одноглазый).

При всей внешней простоте текстов Белянина и их веселости, они буквально насыщены символикой. Чего стоит одно лишь только царство размером с деревню или небольшой городок. Или Петух — одновременно символ пробуждения и спасения. Всем сотрудникам Лукошкинского райотдела он надоел до смерти, все (кроме Бабы Яги) его мечтают пришибить. Охота на непоседливую домашнюю птицу, проходящая через все романы, комична. Но как раз петух-то и спасает не единожды героев от Кощея Бессмертного и прочей нечисти. Или Летучий корабль, совершающий бессмысленные круговые полеты. Этакая себе никчемная игрушка, на которую ушло столько труда и интеллектуальной энергии русского народа и из-за которой полегло столько людей.

Это интересно
  • За первую и вторую книги цикла писатель два раза подряд (в 2000-м и 2001 годах) был удостоен на фестивале «Звездный мост» премии Харьковского национального университета внутренних дел МВД Украины с формулировкой «За правдивое отражение средствами фантастики работы сотрудников правоохранительных органов».
  • Детективный элемент присутствует и в некоторых других произведениях фантаста: «Моя жена — ведьма», «Багдадский вор», «Охота на гусара», «Ааргх».
  • По словам Белянина, источниками его вдохновения были произведения Михаила Булгакова, Николая Гоголя, Терри Пратчетта и в особенности книги Глена Кука из цикла о детективе Гаррете.

***

Расставаться с полюбившимся героем всегда нелегко. Хотя кто говорит о прощании навеки? В конце концов, Никита Ивашов не умер и не вернулся назад, в современную Москву. Значит, не исключено, что когда-нибудь он вновь сможет погрозить окаянному петуху и произнести свою коронную фразу: «Опергруппа, на выезд!».

Герой Белянина появился на свет в невеселую для отечества годину, чтоб оружием смеха сразиться с мрачными настроениями, царившими в обществе. Символично, что прощальная книга о Никите Ивашове выходит в свет в точно такую же суровую пору, когда весь мир трясет лихорадка экономического кризиса. Может быть, добрый смех и вера в милосердие Господне снова помогут нам преодолеть лихое время?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Margarita
№ 1
23.06.2009, 17:46
Последняя фраза очень правильная. :)
Замечательная статья и замечательная серия историй про Тайный сыск.
Gligarr
№ 2
09.10.2009, 18:54
Ознакомится пока удалось лишь с первой книгой серии. Могу сказать - временами смешно (Митяй - вне конкуренции), временами пафосно... Но все равно хорошо. Думаю и остальные книги серии настолько же хороши. Пусть герои по чуть-чуть уже ошаблониваются из-за шквала подражателей Белянина (особенно в "Алфа-книге" этим грешат) но именно в данном цикле персонажи раскрыты по полной программе.
Bad 13
№ 3
14.10.2009, 16:40
Прочитал весь цикл книг! Где то смешно, где то грустно, где то пафосно! Вообщем весело..Тайный сыск становится мой настольной книгой!))
Volkov. Alex
№ 4
15.10.2009, 16:38
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Где то смешно, где то грустно, где то пафосно! Вообщем весело
Первые три книги да мои любимые у Белянина, но потом скучно и тоскливо «дело скоморохов» я еще осилил , а дальше даже не тянет.Хотя Автор всё ровно один из любимейших.
Bad 13
№ 5
15.11.2009, 22:11
Volkov. Alex, ну в «деле скоморохов» автор как всегда расслабился и схалтурил, в прочем цикл он постепенно завершил, и в последующих произведениях после «дела скоморохов» показал себя в общем неплохо…

Последний раз редактировалось Bad 13; 16.02.2011 в 09:12.
Atonubis
№ 6
11.12.2010, 14:18
Кто писал рецензию? Дайте мне посмотреть в его глаза! Есть у него(нее) совесть или нет? Все, слово в слово, списано с рецензии Игоря Черного! Знаете, за такое, в 19-ом веке, били подсвечниками!!!
Alek
№ 7
02.10.2011, 21:19
Нда... А вверху страницы посмотреть полное название не дано? Это именно рецензия Игоря Черного.
Медея
№ 8
02.10.2011, 21:44
Bad 13, насколько я знаю, при написании именно этой книги в семье автора произошла трагедия, так что удивительно, что она вышла хоть с каким-то юмором.
Читала первые три книги серии, но сейчас, хоть убей, не вспомню о чем там было. Помню тольку общую "фишку". У меня так с большинством книг Белянина, пока читаю - всё хорошо, а как закончила, так через какое-то время мало что вспоминается. С другой стороны, это удобно для перечитывания ))
Atonubis
№ 9
19.07.2012, 14:58
Цитата:
Миры: Миры. «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина

Кратко о статье: Статья посвящена вселенной цикла юмористических детективов Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха».
Найти и обезвредить
Тайный сыск царя Гороха

Мне кажется, что мои книги интересны лишь тем, кто не разучился смеяться и верить в сказку. Пока такие люди есть — мне стоит жить...

Андрей Белянин

Название мира: Лукошкино

Возникновение: 1999 год

Создатель: Андрей Белянин

Происхождение: Литература

Воплощения: Аудиокниги, ролевая игра, сериал (планируется)

Совсем недавно из-под пера известного российского писателя-фантаста Андрея Олеговича Белянина вышла последняя книга знаменитого сказочно-детективного цикла «Тайный сыск царя Гороха» — «Жениться и обезвредить». Мы читали этот цикл десять лет. Вскоре должна появиться его экранизация. Самое время попробовать обобщить известное и подвести некоторые итоги.

Главный герой Никита Ивашов и его сослуживцы по «тайному сыску» живут в Лукошкино — столице царства славного Гороха, которое населено персонажами русского фольклора. Цикл состоит из семи книг, по жанру это сказочное юмористическое фэнтези с детективной фабулой, однако в нем присутствуют и скрытые религиозно-философские мотивы.
Alek, у кого из нас плохо с глазами, у тебя или у меня?
Где здесь сказано, что рецензия именно Игоря Черного?
Или ты хочешь сказать, что Игорь Черный пишет для МФ? Тогда почему нигде не указан автор статьи?
Данило
№ 10
14.03.2020, 15:59
Это больно и обидно... скоро выйдет экранизация говорили они... ПрИвЕт Из 2020года
Denerinda
№ 11
16.03.2020, 20:08
Серия книг о Тайном сыске царя Гороха остаётся одним из моих любимых циклов. Весёлые и умные книги. Я сейчас очень болею. И "Тайный сыск" помогает мне преодолевать болезнь, иногда и посмеяться над собой. Герои - Митька, Никита Ивашов, Баба Яга, Горох и много, много ещё - стали хорошими знакомыми и друзьями. Мне комфортно во вселенной Тайного сыска царя Гороха. Может быть, когда я выздоровею, буду читать что-то более серьёзное ... А может быть и нет!
Гёрлум
№ 12
17.03.2020, 08:34
Цитата:
Сообщение от Denerinda Посмотреть сообщение
умные книги
Так их ещё никто не называл.
Denerinda
№ 13
17.03.2020, 18:03
Цитата:
Сообщение от Гёрлум Посмотреть сообщение
Так их ещё никто не называл.
Весёлые и умные - так я назвала книги серии "Тайный сыск царя Гороха". Не надо передёргивать, доказывая нечто своё.
Гёрлум
№ 14
17.03.2020, 18:45
Данный тред предназначен для комментирования и не является дискуссионным клубом. Дочь капитана Очевидность.
Denerinda
№ 15
18.03.2020, 18:38
Простите, Гёрлум, а что такое тред?
Хрононафт
№ 16
18.03.2020, 21:05
Цитата:
Сообщение от Denerinda Посмотреть сообщение
Простите, Гёрлум, а что такое тред?
Я не Гёрлум, но полагаю греха не будет,если я отвечу, что это тема на интернет-сленге

Последний раз редактировалось Хрононафт; 18.03.2020 в 21:09.
Алиса Евсеева
№ 17
23.12.2020, 21:29
Данная интернет-статья посвящена циклу романов известного писателя-фантаста Андрея Олеговича Белянина «Тайный сыск царя Гороха». Данные произведения были взяты мной для школьного индивидуального проекта, так что надеюсь получить отклики от людей, читавших данный цикл, согласны ли они с моими выводами или нет.
Знакомясь с романами А. Белянина из цикла «Тайный сыск царя Гороха», я пришла к выводу, что в ранних романах серии явно прослеживаются черты литературной утопии. Когда автор только начинал этот цикл, а первые книги стали выходить в конце 90-х годов XX века, мир сказочного Лукошкина должен был противопоставляться нашей действительности, с ее сменой власти, нестабильностью, коррупцией, крахом многих нравственных ценностей и отсутствием настоящей веры. Мне кажется, любому читателю, неравнодушному к творчеству этого автора, самому хотелось бы оказаться в этом фантастическом мире, где мы видим царя, искренне заботящегося о своем народе, простого и понятного, понимающего свой долг перед государством, и жителей, единым фронтом встающих на защиту города и родной милиции, да и главный герой – справедливый, честный и неподкупный руководитель лукошкинской опергруппы – личность явно идеализированная. Каждая деталь изображенного А. Беляниным общества убеждала читателя: да, в Лукошкине еще есть преступность, есть отдельные проблемы с властью (например, конфликты с боярской думой), но в целом идиллия власти и народа налицо. Это наводит на размышления: уж не был ли знаком автор с первой русской утопией XVIII века «Путешествие в землю Офмрскую», автор которой, Михаил Щербатов, также в поисках идеала обращается к допетровским временам и просвещенной монархии. Царь Горох и царица Лидия Карповна, которые знают каждого жителя по имени, знают обо всех проблемах и заботах своих подданных, которые всегда готовы помочь, а то и лично принять участие в работе правоохранительных органов – чем не утопия? Внешняя и внутренняя политика Лукошкина направлена на укрепление престижа государства, но концепция «царь – отец своих подданных» для царя Гороха – основной закон власти. Нравственность народа охраняют не только законы и участковый, но и идеальный священник, отец Кондрат, вера которого настолько сильна, что защищает весь город, а нечистая сила боится его как огня. При этом образ получился у автора живой, со своими маленькими недостатками, не схематично-назидательный. Именно такому священнику легко открыть душу, именно такая церковь дает обществу нравственную опору. А сами лукошкинцы, живущие в мире и согласии с другими национальностями, уважающие другую веру, не терпящие только зла в любых его проявлениях, борющиеся с несправедливостью, имеющие народные нравственные принципы, готовые подчиняться идеальному правителю, – это тоже, на мой взгляд, образы во
многом утопические ( хотя «живые выкрики» из толпы помогают читателю почувствовать местный колорит и преодолеть избыток идеальности: «граждане» - лукошкинцы могут изменять мужьям и женам, могут подраться от души, сходить в кабак или высказать недовольство царскими решениями), однако в критический момент народ Лукошкина встает на защиту правды и справедливости не щадя живота своего, во главе с матерью Митьки или теткой Матреной, даже жители немецкой слободы сражаются плечом к плечу с русскими.
Черты утопии в цикле читатель видит до романа «Жениться и обезвредить», это последний, на мой взгляд, роман, где идеализированное Лукошкино негласно выступает противовесом реальной России. В дальнейших книгах автор изображает другую картину: в сказочное идеальное государство начинают вторгаться проблемы не мелкие, бытовые, а те, которые уничтожают утопическое обаяние цикла. Пьянство царя и его «устранение» от решения государственных проблем, разобщенность героев, когда многие обнаруживают в себе черты, которых никто из читателей не ждал, обострение национального вопроса ( оказывается обыватели всегда мечтали сжечь и пограбить немцев), кризис веры ( в описании женского монастыря, который стал оплотом греха и лицемерия) – вот приметы государства в последних романах. Такое изменение концепции цикла вполне понятно. Роман «Жениться и обезвредить» должен был завершить повествование о героическом милиционере Никите Ивашове, однако поклонники не дали автору это сделать. Дальнейшие романы – записки Никиты о предыдущих делах, они-то и разбивают образ утопического мира Лукошкина. Единственное, что не изменилось, это институт семьи, он сохранил свою идеальность. Для Андрея Белянина семья является очень важной составляющей в всех книгах, как бы ни менялись его персонажи или миры, которые он создает, семья остается единственным местом, где, несмотря на все проблемы, должна оставаться атмосфера любви и заботы. Поэтому в завершении цикла читатель видит, что у главного героя все равно будет все хорошо, у него будет свой маленький идеальный мир – его жена Олена и будущий ребенок. Возможно, в последних романах цикла «Тайный сыск царя Гороха» писатель намеренно разрушает идиллию и отучает своего читателя от полюбившегося ему фантастического мира, чтобы открыть дорогу новым произведениям. А как думаете Вы?
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться