Google+
ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» Вселенная трансформеров
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2008
Кратко о статье: Главные произведения, герои и события.

Герои и события 2008

Лучший музыкальный альбом

Претенденты: Avantasia — The Scarecrow; Mechanical Poet — Eidoline: the Arrakeen Code; Ayreon — 01011001; Dvar — Zii; Judas Priest — Nostradamus

Mechanical Poet — Eidoline: the Arrakeen Code

Первая в истории «МФ» премия «Лучший музыкальный альбом» в 2008-м особенно актуальна: число качественных концептуальных работ, рассказывающих нам ту или иную фантастическую историю, значительно увеличилось по сравнению с прошлыми годами. Заметим, что в список номинантов мы принципиально не стали включать работы без ярко выраженного сюжета.

Недавний полноформатный альбом Eidoline: the Arrakeen Code московского коллектива Mechanical Poet по качеству материала идет вровень с грозными конкурентами, но несколько приятных особенностей все-таки обеспечили ему первое место. Во-первых, новая пластинка группы — одно из лучших мультимедийных воплощений «Дюны» Френка Герберта, и уж точно самое эмоциональное. Во-вторых, нельзя не сказать о визуальной составляющей: иллюстрированные Лексом Плотниковым буклеты стали не просто одной из «фишек» уникального проекта, а его неотъемлемой составляющей. В-третьих, «поэты» — наши соотечественники, что особенно отрадно, учитывая, что все остальные кандидаты — зарубежные гости (разве что загадочные пчелки Dvar имеют российское гражданство, но с существ из другого мира и спрос особый).

(Рецензия на диск — в №2 за 2009).

Самый веселый проект

Претенденты: «Кунг-фу Панда»; «Астерикс на Олимпийских играх»; «Вольт»; Майк Шварк, Рон Каульферш «Ван-Вон Хантер»; Dvar  — Zii

«Вольт»

В последнее время реальная жизнь скупится на приятные сюрпризы — и тем ценнее возможности улыбнуться, которые подбрасывают нам книги, фильмы и игры. Несмотря на экономический кризис, войну и президентские выборы, прошедший год оказался довольно урожайным на хорошую и смешную фантастику (мы не имеем в виду фильмы Уве Болла, которые, при всей своей смехотворности, скорее подошли бы для нашей следующей номинации).

На сей раз основная борьба за звание самого веселого проекта года развернулась между мультфильмами. «Мадагаскар 2» мы отмели сразу: истории про говорящих животных представляют интерес для дрессировщиков или психиатров, но к фантастике имеют лишь косвенное отношение. «Кунг-фу Панда» — ироничная стилизация под гонконгскую вуксию, но все с теми же человекоподобными зверушками.

Остается «Вольт». Похождения щенка овчарки, снимающегося в супергеройских фильмах, — как раз в формате «Мира фантастики». Анимационное «Шоу Трумена» не только радует детей, но и приятно удивляет родителей — проект очень напоминает старые работы Walt Disney без новоприобретенной суматошности. Фильм собрал 118 миллионов долларов и крайне положительно оценен критиками. Наконец, для выдвижения на «Оскар» студия выбрала «ВАЛЛ•И» и «Вольта», сочтя их своими лучшими работами этого года.

(Рецензия на фильм — в №1 за 2009).

Самый страшный проект

Претенденты: «Монстро»; «Приют»; Dead Space; Макс Брукс «Мировая война Z»; Moonspell — Night Eternal

Макс Брукс «Мировая война Z»

Роман американца Макса Брукса «Мировая война Z» рассказывает о битве человечества с легионами зомби, однако это не очередной боевик в духе «Обители Зла». Перед нами — полный сомнений роман-предупреждение, многие события которого, увы, вполне могут стать реальностью.

В книге несколько пластов ужаса. Один — привычный страх любого человека перед Смертью, олицетворяемой полчищами живых мертвецов, смердящих трупов, которые протягивают к живым свои цепкие лапы. Но зомби Брукса  — не просто мертвые, восставшие из могил под воздействием черной магии, неведомых космических лучей или бактериологического оружия. В зомби может превратиться любой человек, даже самый близкий вам. Сегодня милый ребенок играет с любимой мамочкой, а завтра — пытается ее сожрать (или наоборот). Вот в чем ужас! И, наконец, книга — метафора происходящих ныне в мире событий, рисующая неспособность цивилизованного общества справиться с жаждущими его уничтожения фанатиками. Чем устроившие кровавую бойню в Бомбее террористы отличаются от зомби? С ними нельзя договориться, они не знают жалости и бестрепетно готовы умереть, прихватив с собой сотни невинных жизней. Наконец, самое страшное в этой книге — рецепт победы над зомби. Человечество может выжить как вид, лишь превратившись в племя безжалостных убийц…

(Рецензия на книгу — в №2 за 2009).

Самый стильный проект

Претенденты: «Тургор»; «Судный день»; Patapon; Иван Нефедов «Чародейский источник»; художественный альбом «Берсерк»

Patapon

Пожалуй, эта номинация — самая спорная во всех итогах года по версии «Мира фантастики». Самый страшный проект можно определить по выбросам адреналина в кровь читателя или зрителя, самый веселый — подсчитывая продолжительность смеха в зале. Стильность же — понятие чисто эстетическое, а эстетические предпочтения у каждого разные. Недаром еще задолго до того, как в русском языке появилось само слово «стиль», уже существовала поговорка о том, что на вкус и цвет в товарищах согласья нет.

Однако на этот раз мы безоговорочно уверены в своем выборе. «Патапон» — история о том, как племя двумерных глаз-на-ножках под бой божественных барабанов одолело супостата и выбралось из края вечных сумерек на рассветный берег моря, — это настоящий авангард индустрии видеоигр. «Патапон» — тот случай, когда авторы игры не пытаются переплюнуть кинематограф по зрелищности или литературу — по сюжетной линии. Вместо этого они доводят до совершенства то, что ни книги, ни фильмы предложить не могут, — игровой процесс. Неподражаемая графика, психоделическая вселенная и привыкание с первого раза прилагаются. Именно такие проекты превращают «бессмысленное развлечение для инфантильных подростков» в полноценный вид искусства. И если когда-нибудь у видеоигр появится своя муза, то танцевать она будет под «пата-пата-пата-пон».

(Рецензия на игру — в №4 за 2008).

Оружие года

Претенденты: многоствольный пистолет («Хеллбой 2: Золотая армия»); пуля («Особо опасен»); меч Фростморн (World of Warcraft: Wrath of the Lich King); перчатка Нерона (Devil May Cry 4)

Фростморн

В прошлом году эту номинацию венчали два меча ведьмака Геральта, в этом победитель один, но он стоит целых армий. Великий артефакт, меч Фростморн знаменит в основном тем, что стал той самой занозой, которая расцарапала душу Артаса, наследного принца Лордерона. Переступив через безжизненное тело старого друга и взяв проклятый клинок в руки, Артас сделал один из главных шагов к тому, чтобы превратиться в Короля-лича. Того самого, который злобствует сейчас на просторах онлайновой игры World of Warcraft, сполна вымещая свою ненависть ко всему, что имеет наглость жить, дышать и шевелиться.

Артас, крепко сжимающий рукоятку Фростморна, стал символом второго аддона онлайнового гиганта — Wrath of the Lich King. Более 11 миллионов игроков по всему миру спят и видят, когда же они смогут увидеть этот меч в игре. А самые ярые фанаты уже заказали его точную копию «для нашей реальности». Великолепный стальной клинок 47 дюймов в длину может стать и вашим  — если, конечно, не жаль будет отдать за него пятизначную сумму. Душу, к счастью, отдавать не потребуется. Хотя как знать...

(Рецензия на игру — в №12 за 2008).

Транспортное средство года

Претенденты: «Аксиом» («ВАЛЛ•И»); «Мак-5» («Спиди-Гонщик»), звездолет орков («King’s Bounty: Легенда о рыцаре»); корабль-дракон (Джеймс Уорд «Корабельный маг Хальцион Блисс»)

Мак-5

Бальзам на сердце поклонникам аниме — это первый в истории «Мира фантастики» случай, когда награду в данной номинации получает машина из современного переосмысления манги и аниме 1960-х годов. Отец Спиди создал это немаленькое технологическое чудо, при виде которого у Бэтмена в его бэтмобиле увяли бы уши. Машина под завязку напичкана гаджетами, помогающими Спиди решать любые проблемы на дороге: достаточно лишь вовремя нажимать на кнопки (промаркированные от A до G).

Мало кто знает, что автомобиль, построенный для съемок фильма, перед камерой не ездил: его поднимали краном перед синим полотном, а все остальное дорисовывали на компьютере. Интересно также, что в 2002 году было построено 100 «Мак-5» на базе «Корвета», разрешенных для использования на улицах. Кстати, в фильме Спиди использовал «Мак-5» в том числе и для рядовых «покатушек», а на самые ответственные гонки брал усовершенствованный «Мак-6».

Есть мнение, что братья Вачовски отовариваются таблетками из мусорного бачка на заднем дворе аптеки: их новая режиссерская работа столь явно балансирует между великолепной стилизацией и предсмертным бредом, что кассовые сборы даже не окупили затрат на съемки. Однако, как это часто бывает, «отдельные горошины очень даже ничего». «Мак-5» сильно выделяется из аниме-контекста: при всей заезженности образа «машины с примочками» — это в первую очередь гоночный автомобиль, а не мажорный тарантас Бонда или умный рыдван из «Рыцаря дорог».

(Рецензия на фильм — в №8 за 2008).

Монстр года

Претенденты: Тварь («Невероятный Халк»); монстр ( «Монстро»); подземный червь (Gears of War 2); коллективный разум (Dead Space); хищный мусор (Чайна Мьевиль «Нон Лон Дон»)

Хищный мусор

Большая часть чудовищ минувшего года вполне традиционны — разных размеров твари с зубами, пытающиеся схрумкать героев на завтрак, обед или ужин. Отличаются от них лишь коллективный разум из Dead Space и мусор с улиц Нонлондона, который и стал нашим победителем — уж больно экзотичен, собака. Представьте себе рваные, заляпанные жиром газеты, пустые картонные коробки, продуктовые пластиковые пакеты с оборванными лямками, скрюченные тюбики из-под зубной пасты, обглоданные куриные кости, яблочные огрызки, жестяные банки, мокрые смердящие тряпки… И вся эта куча дурно пахнущей дряни ведет себя как стая живых существ, преследуя людей и пытаясь погрести их под собой. Впрочем, мусорные стаи по своим повадкам напоминают скорее шакалов, ибо нападают только на самых слабых, исподтишка. Сразиться в открытую с решительно настроенными людьми у Отбросов кишка тонка! Потому, если вам предстоит убраться в своем доме, засучите рукава и вперед, с песней! Только смелым покорятся океаны отходов жизнедеятельности современной цивилизации!

(Рецензия на книгу — в №2 за 2009).

Злодей года

Претенденты: император Хан («Мумия: Гробница императора драконов»); Джокер ( «Темный рыцарь»); Ликвид Снейк (Metal Gear Solid 4); Кейн (Command & Conquer); принц Артас (World of Warcraft: Wrath of the Lich King)

Джокер

Джокер, он же шут. «Дикая» карта, способная заменить любую другую. В Таро он зовется «Дурак» и символизирует некое мистическое знание. Кстати, о секретах — знали ли вы, что мультипликационного Джокера озвучивал Марк Хэмилл, более известный как Люк Скайуокер?

Личность Джокера — тоже секрет. За его долгую историю (персонаж «родился» в 1940 году) у него были самые разные «легенды». В «Темном рыцаре» Джокер на ходу сочиняет про себя различные грустные истории, оставляя открытым вопрос, откуда он взялся. Супергерои и суперзлодеи развиваются быстро, но не появляются в полной силе «с нуля». Однако этот мега-социопат выскочил, как чертик из коробочки. Режиссер решил, что в расшаркиваниях со зрителями нужды нет, и сделал его эдаким «дьяволом из машины». Джокер по версии Джека Николсона — самовлюбленный гангстер и стиляга с черным чувством юмора. Хит Леджер ограничился минимальным гримом и сыграл шизофреника с нулевым уровнем эмпатии и жаждой разрушения. По собственному определению Джокера — собаку, которая бежит за машиной, заливаясь лаем, но не знает, что делать с ней, когда догонит.

Созданный им образ гениален. Джокер переиграл Бэтмена. От сцен с его участием зрители получали больше удовольствия, чем от прыжков «летучей мыши» с крыш и хлестких реплик, произнесенных шаляпинским басом. За такое следует дать «Оскара» посмертно. А мы пока наградим героя Леджера в номинации «Злодей года».

(Рецензия на фильм — в №9 за 2008).

Герой года

Претенденты: Индиана Джонс («Индиана Джонс: Королевство хрустального черепа»); Тони Старк («Железный человек»); Хэнкок («Хэнкок»); Старкиллер (Star Wars: The Force Unleashed); Нэсс (Алексей Пехов «Жнецы ветра», «Искра и ветер»)

Хэнкок

Кто стучится в нашу дверь в рваной шапке набекрень? Это он, это он — персонаж, которому мы отдаем приз за первое место в этой номинации. Хэнкок — человек-загадка, а может, и не человек вовсе. Сверхъестественной силой и равнодушием к любому физическому воздействию парень отчаянно подражает Супермену, однако ни в фас, ни в профиль не напоминает уроженца Криптона. Если бы только хоть одним глазком заглянуть в паспорт странного героя. Увы, никаких удостоверяющих личность документов у него нет. Хэнкок — потерянная душа — живет в разваливающемся трейлере, ночует на лавочках, а от нечего делать ловит преступников и литрами глушит алкоголь.

Пожалуй, этот типаж можно отнести к антигероям, мода на которых пышно цветет в наше время стремительно обесценивающихся жизненных ценностей. Однако Хэнкок не по природе своей асоциален. Просто он категорически не понимает окружающих, поскольку не может понять самого себя. Он спасает жизни, в то же время хамит и сквернословит. Божество локального масштаба? Ангел или кара, ниспосланная на людей за все тяжкие? Кем бы он ни был, это один из самых интересных супергероев. Хэнкок в глубине души гуманист, но любит говорить людям правду в глаза. Так что, если какая-нибудь пожилая мадам пожалуется, что от него пахнет алкоголем, он ответит ей прямо: «Это потому что я пил, дура!»

(Рецензия на фильм — в №8 за 2008).

Героиня года

Претенденты: Ева («ВАЛЛ•И»); Кэмерон Филлипс («Терминатор: Битва за будущее»); Харухи Судзумия («Меланхолия Харухи Судзумии»); Фэйт (Mirror’s Edge); Фокс («Особо опасен»); гарпия Келене Строфаде (Генри Лайон Олди «Гарпия»); Лена Лапина (Марина и Сергей Дяченко «Ключ от королевства»)

Харухи Судзумия

«Обычные люди меня совершенно не интересуют. Если среди вас есть пришельцы с других планет, из будущего, из иных миров, или экстрасенсы — я буду рада вас видеть, подходите ко мне на перемене. Всё!»

Немного найдется любителей фантастики настолько буйнопомешанных, чтобы выдать этот монолог в качестве приветствия новым одноклассникам. Еще меньше найдется таких, к кому и впрямь придут все приглашенные существа. Собственно говоря, такой человек на Земле ровно один — наша героиня года.

Харухи Судзумия не просто фанатка фантастики — она ее божество. Захочет детектива — нате вам идеальное убийство, пожелает инопланетян — тут как тут вторжение. Сама Харухи этого, правда, не знает и отчаянно скучает в «скучном повседневном мире», пока ее друзья, законспирированные инопланетянка, гостья из будущего и экстрасенс, тщательно прячут от нее последствия всех неуемных фантазий. Почему? А вы можете представить себе, чего она начнет желать, когда ей наскучат и пришельцы?

Королева фанатов, главная героиня всего на свете, несравненная Харухи Судзумия со своей свитой получает первый приз в единственной номинации, победителя в которой редакция назвала без споров.

(Статья о сериале — в №10 за 2008).

Событие года

Претенденты: «Еврокон» в Москве; успех книжной серии S.T.A.L.K.E.R.; запуск в России мировых фантастических телеканалов; возвращение «Индианы Джонса»; новый мультсериал по «Звездным войнам»

Успех книжной серии S.T.A.L.K.E.R.

Ученые знают, что самые интересные события в науке обычно происходят в пограничных областях: недаром Большой адронный коллайдер решили строить на границе Франции и Швейцарии. Западные дельцы давно взяли на вооружение этот принцип: каждое более-менее популярное произведение массового искусства тут же обрастает таким количеством «сопутствующих товаров», что уже и не разберешь, где оригинал, а где — очередная «-зация». У нас переводные фантастические книги «по мотивам» выпускают уже лет пятнадцать, отечественные новеллизации тоже выбрались из детских штанишек, но настоящий прорыв случился только в 2008 году.

Почему мы придаем такое большое значение коммерческому успеху не самых выдающихся в литературном отношении книг? «Мир фантастики» всегда интересовали межавторские мультимедийные проекты вроде «Звездных войн» или «Гарри Поттера». Обращаясь к любителям самых разных развлекательных жанров, они не только увеличивают популярность фантастической вселенной, но и позволяют посмотреть на нее со всех сторон. Кроме того, подобные проекты стирают границы между книгами, фильмами, играми, привлекая к фантастике все больше зрителей и читателей.

Первые плоды успеха книжной серии S.T.A.L.K.E.R. мы пожали уже в 2008-м. Новые серии новеллизаций, «Конкуренты» Сергея Лукьяненко — все это говорит о том, что процесс пошел, и в наступившем году мультимедийные межавторские проекты станут привычной реальностью в нашей фантастике. А со временем — как знать? — может, и увидим томики по второму «Старкрафту» или третьему «Дьябло», подписанные русскими именами.

(Статья о проекте — в №12 за 2008).

Итоги 2005 года

Событие года: Окончание эпопеи «Звездных войн»

Итоги 2006 года

Событие года: Появление нового поколения игровых устройств

Итоги 2007 года

Лучший художник: Иван Хивренко

Самый страшный проект: Clive Barker’s Jericho

Самый стильный проект: Календарь «Ник Перумов. Миры»

Битва года: 300 спартанцев

Оружие года: Два меча Геральта

Транспортное средство года: Бамблби

Монстр года: Чужехищник

Злодей года: Вольдеморт

Герой года: Геральт

Героиня года: Лира Белаква

Событие года: Финал «Поттерианы»

2
1 2 3 4
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
06.04.2009, 11:46
Кстати, у Мехпоэта - редкая подарочная обложка. В обычном издании она выглядит так:

Sunbird
№ 2
07.04.2009, 21:43
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
Кстати, у Мехпоэта - редкая подарочная обложка. В обычном издании она выглядит так:

Рецензировалось подарочное издание, поэтому, дабы избежать непонимания, поставили обложку с него.
Robin Pack
№ 3
13.04.2009, 19:14
Мне ли не знать))
Это я для юзеров вторую обложку пиарю))
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться