Google+
Космическая музыка АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ Сериал «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья
Версия для печатиТрибуна: Трибуна. Евгений Гаркушев. Жвачка фэнтези
Кратко о статье: О том, почему современное отечественное фэнтези — жвачка для мозгов.

Жвачка фэнтези

Евгений Гаркушев, писатель-фантаст

Недавно мне довелось прочесть солидную, в несколько книг эпопею одного из коллег по цеху. Это было типичное классическое фэнтези об одном из далеких миров, где в ходу магия и мечи, где добро и зло меняются местами, а коварство и предательство побеждаются добром и дружбой. Ну, вы ведь понимаете, что такое фэнтези?

Прочел с большим удовольствием, правда, к концу слегка надоело — но тут эпопея и закончилась. Хороший, без «ляпов» текст, грамотно построенный сюжет, интриги. Но… «Я закрыл «Илиаду» и сел у окна, на губах трепетало последнее слово»… Слово, действительно, трепетало, только вкус его был совсем не таким, как в «Илиаде». Задумавшись, я вообще не смог разобраться, зачем читал эти книги. Что автор хотел сказать несколькими томами весьма качественного текста? Добро победило? Да нет, все как было мрачновато, так и осталось … Герои выжили? Ну, радует, конечно, только глубокого смысла здесь нет. Повезло. Тогда я начал вспоминать другие образцы фэнтези — зарубежного и отечественного — сопоставлять их, и думать: в чем же, собственно, дело?

Типичный фэнтези-роман современного отечественного автора строится по канонам жанра. Свалилось на героя или его близких какое-то несчастье. Или захотелось приключений. Но несчастье все-таки чаще — его поярче описать можно. И пошел герой в дальние дали. Идет, идет, идет — обидели его, или он кого-то обидел. Драка. Дальше идет — снова драка. От драки к драке наш герой становится всё круче — если только до этого не был нереально крут, что тоже встречается. Бац — нашелся артефакт. Бац — появилось новое знание. Ну ничего себе! Вот оно как повернулось! Да только, по большому счету, ничего это знание не меняет. Отдохнул герой где-то, отлежался после раны, перезимовал — и снова вперед. Во имя чего? Во имя победы, конечно. Или спасения мира. Главное — не останавливаться. Иди, дерись, вспоминай или узнавай историю стран, по которым лежит твой путь, встречайся с разнообразными представителями диковинных рас — и читатель не будет скучать. А все в конце концов умрут. Или обретут бессмертие. Третьего не дано.

Идеи фэнтези-романа, как правило, отличаются монументальностью и проверенным годами качеством. Добро побеждает зло. Равновесие нельзя нарушать. Ради близких герой может сделать что угодно. Человеком нужно оставаться всегда. Дружба побеждает. Великого может одолеть малый. Силу полезно соизмерять. За все надо платить. Проблема в том, что все эти идеи обыгрывались тысячи раз. В пьесах, в стихах, в прозе. У древних греков, у Шекспира, у классиков жанра.

Кстати, о классиках. Возьмем «Властелина Колец» Толкина. О чем он? О дружбе и самопожертвовании, которые спасают мир. О храбрости и отваге сильных, о долге. О победе «маленьких людей», а точнее, хоббитов, над обстоятельствами. Сказал ли Толкин что-то существенно новое в плане идеи? Возможно, и нет. Но качество созданного им мира настолько высоко, что породило вереницу идущих следом миров: и ярких, и искривленных, и тусклых подобий…

Еще пример. Мир «Хроник Амбера» Желязны весьма своеобразен, но жизнь там такая же, как и у нас, — если не считать городов в небе или в морской пучине. Недаром амбериты только и делают, что ездят на Землю учиться в университетах. Принц Корвин борется за свою судьбу, за личную свободу — и понимает, что на пути к трону себя не обретешь. Банально? Да. Но желязновская вселенная грандиозна и потрясает воображение. Поэтому «Хроники Амбера» — шедевр, которому и подражать тяжело. Тот же Желязны писал много научной фантастики. Но не потому ли, что фэнтезийные образы и идеи буквально пропитывают творчество мастера, Брайан Олдисс говорил: «Желязны приготовит вам отменную сахарную глазурь, но самого торта вы так и не попробуете»?

Несмотря на то, что идеи фэнтези стандартны, а сюжеты редко блещут разнообразием, фэнтези популярно не только и не столько среди читателей, сколько среди писателей. Подсчитайте количество авторов, работающих на ниве фэнтези и ничего, кроме фэнтези, не пишущих. Успешных авторов. Увы, но в большинстве случаев они производят жевательную резинку. На вкус хорошая жвачка приятная, плохая — так себе. Когда ее жуешь, вроде бы, есть какое-то занятие, даже развлечение. Иногда это бывает очень и очень приятно. Жвачка разнообразна: и с мятным вкусом, и с арбузным, и с апельсиновым. Зайдите в любой магазин — полки ломятся! Насытиться жвачкой категорически невозможно — разве что обмануть себя. А еще она зубы чистит.

Все свойства жвачки можно применить и к большинству фэнтэзи-романов. Красиво и вкусно. Несытно, но и безопасно — не отравишься. Можно очистить мозги от современных проблем, получить удовольствие. Да и изо рта пахнет приятнее – все же лучше хоть что-то читать, чем не читать ничего.

А как же Толкин? Неужели и он такой же, как все? Уверен, что нет. Как мне кажется, Толкин создал свою мифологию — нечто большее, нежели просто роман. И Желязны тоже. И Ле Гуин. А вот наши писатели слишком часто увлекаются заимствованием из чужих миров, причем заимствованием небрежным. Можно спорить о том, где и сколько позаимствовали наши коллеги из мифологии и книг старших товарищей. Но сам факт заимствований никуда не деть. Глобализация?

Значит ли все вышесказанное, что фэнтези по определению ущербно, а «научная фантастика» — если объединить под ее знаменами и киберпанк, и альтернативную историю, и социальную утопию и антиутопию, — будет жить и процветать? Нет. Даже жевательная резинка нужна, а ведь книги все-таки вовсе не жевательная резинка. Из них может вырасти что-то большее. Хотелось бы, чтобы это случалось чаще. Чтобы авторы не разменивали талант на хорошо продающиеся эпопеи, а создавали новые прекрасные миры.

И еще. Есть газированная вода с сахаром, а есть с подсластителями. Вроде бы, вкус должен быть одинаковый, а разница все равно ощущается. Поэтому оригинальная идея — сахар — в любом фэнтези все же должна быть. Мало идти по накатанной дорожке. Нужно прокладывать свои пути — ведь только на них читатели увидят что-то новое.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
1 2
Robin Pack
№ 1
29.03.2009, 20:34
Kажется, подстaвь в такую стaтью вместo "фaнтастикa умepлa" другой теpмин, нaпpимеp "вeлосипeд yмеp" - и вот ужe гoтoво эcce o том, чтo велосипедный спoрт нынe уж нe тот, прoпaли грoмкиe имeнa вeлoсипeдиcтoв, дa и кaтaться ceгодня ужe никтo не умеeт так, кaк кaтались наши деды. Дa и вaлeнки pаньше были тeплее, cолнце ярче, травa зeленей и пpибивнeй, водa мокpeй, тpактоpa быстрeй и девушки мoложе...

Лео Каганов.

Во фразе: "Картины Пикассо - это мазня" - о Пикассо не сказано ничего, зато о говорящем - все.

Жан Кокто

Последний раз редактировалось Robin Pack; 29.03.2009 в 20:58.
Waterplz
№ 2
29.03.2009, 20:42
еще один самопиар от еще одного совершенно неизвестного автора.
Кувалда Шульц
№ 3
29.03.2009, 21:13
Цитата:
Сообщение от Waterplz Посмотреть сообщение
еще один самопиар от еще одного совершенно неизвестного автора.
Ну почему же не известного? В узких кругах, он очень известный. Наверное. Вы же не ездите, как и большинство читателей на всякие сборища МТА, поэтому и не знаете.
Robin Pack
№ 4
29.03.2009, 21:54
Шульц, известный писатель - это писатель, чьи книжки читало большое количество читателей. Писатель, который известен тем, что ездит на конвенты и там толкает речуги с видом гуру - это не писатель. Это тусовщик.

Судя по Фантлабу, он даже в узких кругах весьма узкий. Я тоже о нем впервые услышал после этой статьи. Никому из моих знакомых он прежде не известен.
Скрытый текст - А названия книг объясняют, почему:
Космический капкан,
Межпланетная банда,
Ничего, кроме магии
Человек, который знался с эльфами


Но кагбэ, главная проблема не в том, КТО сказал не очень умную мысль. А в том, ЧТО он сказал.

Последний раз редактировалось Robin Pack; 07.04.2009 в 00:19.
Дрима
№ 5
05.04.2009, 21:36
Кхм...
Во-первых, все это можно было представить в паре-тройке предложений, не правда ли?))
Во-вторых, фэнтези - это, как раз, наоборот, очень возвышенный жанр, который ничего общего не имеет с "жвачкой". Хотя бы из-за того, что в нем практически нет границ. А все те каноны, перечисленные выше, типа "добро побеждает зло" есть не только в фэнтези. Кстати, сейчас и они не так уж часто попадаются. Все-таки писатели не дураки и понимают, что читателю нужна свежатинка.
И, наконец, в-третьих, даже если сравнивать фэнтези со жвачкой, то это очень вкусная жвачка. И, в общем-то, пусть она и не несет какой-то великой пользы, но от нее получаешь удовольствие. А что еще надо?! Если захочется глобального смысла, я возьму в руки учебник по философии... И засну после пяти страниц.
Argumentator
№ 6
14.04.2009, 17:28
Дрима- ты только что сказала все то же самое, но двумя словами и с более доброжелательным отношением к фентези.
По большому счету автор прав. 90% фентези - жвачка. И 90% этой жвачки - дрянь. Но, надо заметить, что 90% всего - дрянь...
Beyond
№ 7
14.04.2009, 17:35
Ах да, читнула эту статейку. Ну, явно же ж, что автор гений, а все остальные - так, постоять пришли.
Adsumus
№ 8
14.04.2009, 17:50
А кто есть такой Евгений Гаркушев?
Robin Pack
№ 9
15.04.2009, 22:33
Евгений Гаркушев есть умеренно молодой умеренно начинающий пейсатель.
Хотя дело-то не в том, кто автор заметки, а в том, что в ней содержится, скажем так, рагу из синей птицы.
Franka
№ 10
16.04.2009, 10:00
После прочтения этой статьи был только один вопрос - "Если ты такой умный, то почему я раньше не слышала о твоих книгах?" Наверно, они глубокомысленны и совсем не похожи на то, о чем говорится в статье.
В принципе, когда о проблемах клишированной фэнтезюхи говорят Олди, а они об этом постоянно говорят, см. хотя бы "Фанты для фэна", то не возникает ощущения фальшивости. Олди за свои слова отвечают книгами, в которых как раз-таки и уходят от общих мест, ищут что-то свое, развивают героев, ищут баланс между лакомыми составляющими: фантдопущениями, декорациями, героями, стилем, наполненностью информацией, и языковыми изысками. Другой вопрос, что порой они цитируют сами себя, что они обзавелись набором собственных узнаваемых элементов...
Поэтому могу оценить статью лишь очень и очень скептически.
Robin Pack
№ 11
16.04.2009, 18:40
Ну, ты несправедлива. Аргумент ad hominem - самый паршивый из всех аргументов. У тебя получается: "Когда Гаркушев критикует фэнтези, он дурак, потому что не знаменит. А когда Олди говорят о том же, они правы, потому что знамениты".

О фэнтези, фантастике в целом, итд, имеет право высказывать мнение любой, кто их читает, а не обязательно пишет. В журнале, что ли, работают сплошь известные писатели? В Литклубе оценивают книжки классиков, критикуют даже - а вот так зайти и заткнуть всем рот непобедимым: "Спердобейся!" Напиши свой нетленный труд, продай его миллионным тиражом, и тогда будешь иметь право на собственное мнение!

А разница между Гаркушевым и Олди - в наличии такта. Олди в статье "Фанты для фэна" подвергли аудиторию почти любовному анализу и предложили ей свои выводы. Они не обьявляли своих коллег бездарной жвачкой, а фанатов - тупым хавающим быдлом. К тому же, критикам фантастики они тоже отписали статью - "Секстет для эстета".
Гаркушев же отписал, как ветеран какого-нибудь форума, который все книжки перечитал, ему скучно, и он брюзжит, что времена уже не те, и один отстой кругом. Не эссе получилось, а желчный пост в блоге.

Последний раз редактировалось Robin Pack; 16.04.2009 в 18:51.
Franka
№ 12
16.04.2009, 18:58
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
О фэнтези, фантастике в целом, итд, имеет право высказывать мнение любой, кто их читает, а не обязательно пишет.
Одно дело - высказать мнение, а другое - снисходительно-свысока смешать разом 90% продукции с самым сокровенным продуктом человеческой жизнедеятельности. Проконстатировать - и на том остановиться. Дескать, "все плохо, жрать нечего, попса одна по ящику"(С)
Олди я привела в пример не ради апелляции к известному и признаному имени, а чтобы показать, что есть и другой путь. Они-то как раз объясняют, не устают объяснять, как выйти из порочного круга "жвачки" (не называя это "жвачкой"), к новой ступени развития, как сделать фантастико-фэнтезийный роман литературой, а не куском развлекухи вида "скоротать вечерок/дорогу в метро".
Словом, если бы товарисч автор не остановился на поплевывании с высокого дерева, то я отнеслась бы к его статье иначе.
Robin Pack
№ 13
16.04.2009, 19:02
Я не к Олдям придрался, а к первой строчке, насчет, "почему это я не слышала о твоих книгах?"
Не все же, кто пишет статьи о фантастике - писатели.
Например, о книгах Сергея Переслегина я тоже не слышал, он и не писатель вообще, однако о фантастике умные вещи пишет.
Franka
№ 14
16.04.2009, 19:07
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
а к первой строчке, насчет, "почему это я не слышала о твоих книгах?"
Так под фамилией товарисча скромненько так красуется "писатель-фантаст". И если он менторски дает назидания "коллегам по цеху", то значит и сам должен писать так, чтобы к нему нельзя было применить его же упреков.
А если не пишет, значит, кривит душой. И работает на публику, ведь не на конвенте же выступает, а на страницах журнала, перед читателями книг. Своими же гипотетическимипотенциальными читателями. Вопрос - чего хочет добиться?
А Переслегин в МФ под знаменем писателя-фантаста и не вступает и не поучает с его страниц таким вот макаром, пардон за скверный французский.

Последний раз редактировалось Franka; 16.04.2009 в 19:09.
Snake_Fightin
№ 15
16.04.2009, 19:12
Цитата:
Сообщение от Franka Посмотреть сообщение
Вопрос - чего хочет добиться?
Да да, мы помним, - нагрубить плохо, извернуться философским трактатом - хорошо. Или как писали древние, интелигентнвй человек никогда не скажет - вашу мать, он скажет, я вам в отцы гожусь.
Steffan
№ 16
13.05.2009, 07:01
Ой. Да ладно вам. Фентези был изначально тупиковый жанр. Потому как в отличии, от фантастики к примеру, был загнан в рамки (эльфы, магия, типа средневековье и тп.). Чего удивляться то тому, что на протяжении века уже одно и тоже мусолят?
Кувалда Шульц
№ 17
13.05.2009, 18:30
Steffan, Вы имели в виду научную фантастику? Или какую? Так её, научную то есть, в России ОЧЕНЬ мало издаётся? Вопрос почему? Никому не нужна? Зато тема "Наш современник попадает в фантастическое прошлое" цветёт и пахнет. Издаётся конечно книги с антуражем "научности" (звездолёты, бластеры, мир постакалипсиса), но это всё антураж. То же самое фентези.
Steffan
№ 18
14.05.2009, 01:53
Ну фантастика не только научная. Есть космофантастика, есть альтернативная история, биофантастика, психоделическая (здраствуй дядя Дик). Ну беспорно самая массовая это приключенческая. которая и есть ширпотрёб. Где фантастические атрибуты как декорации. Тем не мение. У фантастики как таковых строгих границ нету. Вы можете писать и про колонизацию альфа центавры, и про раздвоение лично на фоне контактов с внеземным разумом. И всё это будет фантастика.
А фентези? Если нету эльфов, мечей, магии.. ТО всё. Уже не фентези. Вот и всё. Слишком узыкие рамки. Отсюда и полная тафтология. Я вообще не очень понимаю, зачем в своё время фентези "отпилили" от остальной фантастики, и загнали в эти 4-ре стены.
Дрима
№ 19
26.05.2009, 19:58
У любого жанра есть рамки.
К примеру, в космофантастике, которую вы, Steffan, упоминули, писатель ограничен звездолетами и лазерами-пулеметами также, как в фэнтези эльфами и магией.
Но выкручиваются же. И много-много интересного придумывают. Зачем говорить "мусолят"? Если воображение позволяет, пусть пишут фэнтези побольше.
Robin Pack
№ 20
26.05.2009, 20:21
Так чтобы не было вопросов, кто такой Гаркушев. В МирФе гражданин часто освещался и даже рассказ публиковал.
Кстати, ВСЕ его книги в МирФ получали одну и ту же оценку: 7.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться