Google+
МИРЫ. «ТЕРМИНАТОР» КАЙДЗЮ RAIMI БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ
Версия для печатиЕсли бы: Легенды. Одинаковые мифы разных народов
Кратко о статье: Перечень и краткий анализ общечеловеческих мифов: почему люди разных народов верят в драконов, хотя некоторые из них никогда не видели ящериц крупнее пальца, и какие мифы повторяются на каждом континенте.

Мифические тайны

Одинаковые мифы разных народов

— А ведь не в Муспельхейм меня занесло, и не в Страну Великанов, — изумленно сказал себе Тор. — Это другая Вселенная, другой Бог Грозы, такой же, как я!

Мария Семенова «Поединок со Змеем»

Выбирая книгу или игру жанра фэнтези, многие обращают внимание на практически одинаковое оформление обложек. Чаще всего мы видим на них страшных демонов, драконов, кентавров, седобородых старцев, полуобнаженных женщин с мечами, мускулистых варваров... и недовольно морщимся: дескать, всегда одно и то же. Но виноваты ли в этом художники? Может, все дело в том, что при виде именно этих фигур у нас возникает определенная эмоциональная реакция? Почему мифы одних народов так похожи на другие? Почему о драконах слагают легенды даже там, где отродясь не водилось ящериц крупнее пальца?

Что такое мифы? Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. Легенда похожа на миф, но в ее основе всегда лежит какой-нибудь исторический факт, обросший со временем самыми невероятными подробностями. В противоположность легенде и мифу сказка носит исключительно развлекательный характер. При этом она может содержать заимствованные из легенд и мифов элементы. Сегодня мы изучим самый древний пласт человеческой культуры. Так ли много различий между плясками африканских шаманов и молитвами в Ватикане?

Игры разума

Карл Густав Юнг, создатель теории архетипов.

...В самой большой церкви Лондона появляется камень с торчащим мечом. Тот, кто извлечет его, — станет королем. Лишь подросток по имени Артур смог сделать это. Позже рука из озера вручит ему знаменитый меч Экскалибур.

...Когда-то земли Вьетнама разоряли китайские захватчики. Дворянину Ле Лою духи повелели возглавить восстание против них. Из озера, на берегу которого жил наш герой, всплыла огромная черепаха с мечом в пасти. С помощью чудесного оружия Ле Лой изгнал китайцев и стал королем.

Очевидно сходство обеих историй. Можно назвать и другие, подобные им.

Исследователи мифологии выделяют следующие мотивы, которые можно встретить в сказаниях практически всех народов: создание всего сущего; представления о структуре Вселенной; о происхождении человечества; о всемирном потопе; о возникновении болезней и смерти; о сверхъестественных существах; о загробной жизни; о конце света. Существует несколько гипотез, объясняющих такое положение дел. Самую убедительную выдвинул Карл Густав Юнг, создатель теории архетипов.

Он считал, что существует коллективное бессознательное, очень глубокий слой психики. Оно едино для целых народов, и более того, для всех, принадлежащих к человеческому роду. Коллективное бессознательное находит выражение в древних символах, мифах, фольклоре, снах, а также в художественном творчестве. Заполняют его архетипы — общечеловеческие, изначальные образы. Архетип представляет собой связь между инстинктом и образом, т. е. каждое конкретное переживание получает в памяти человечества отчетливую «картинку».

Начало и конец

Имир, ледяной гигант, из бренных останков которого был сотворен мир.

Любая мифология начинается с попыток объяснить то, откуда взялся мир.

У китайцев Вселенная некогда была похожа на куриное яйцо. Затем в нем рождается гигант Пань-гу. Его смерть и части тела дали начало всему сущему. Так, дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос — громом и т. д. В индийской мифологии из яйца рождается бог Брахма, который затем силой мысли порождает людей, богов, демонов и чудовищ. В гавайском мифе Таароа — создатель мира — бесчисленное множество лет провел в раковине, напоминающей яйцо.

Распространенным является и достаточно садистский вариант создания мира, когда Вселенная описывается как получившаяся в результате убийства или жертвоприношения. В священных гимнах древних индийцев — Ведах — говорится о том, как некогда боги принесли в жертву гигантского первочеловека по имени Пуруша, рассекли его тело, и из останков создали видимый мир. В том числе, из разных частей тела Пуруши родились и представители каст — сословий древней Индии. У скандинавов боги во главе с Одином создают мир из тела убитого ими же великана Имира.

Индейцы североамериканского племени тинне считали, что первичным веществом, из которого был сотворен мир, послужила плоть собаки, растерзанной великанами. Тибетцы, в зависимости от рода, верили в происхождение Вселенной из тела поверженного демона, который имел облик то жабы, то тигрицы, то льва. Наконец, в вавилонском мифе бог Мардук, уничтожив в яростной битве чудовище Тиамат, создал космос из ее тела.

Битва Мардука и Тиамат.

Дело здесь не в том, что древним людям была присуща какая-то особая жестокость. Эти мифы прямо или косвенно воспроизводят обряд жертвоприношения, смысл которого — через смерть происходит возникновение новой жизни. Что же касается яйца, во многих культурах оно служило символом самой жизни, ее истока.

По поводу того, как мир должен прекратить существование, единого мнения нет. Некоторые народы (египтяне и греки) конца света не знали. Индийцы считали, что история мира циклична. В соответствии с ней, все живое в мире направляется богом Брахмой. Он живет сто собственных лет, равных 311 040 000 000 000 человеческих.

Затем он умирает, и огонь пожирает вселенную, но спустя определенный промежуток времени Брахма рождается вновь и снова воссоздает мир. Скандинавы говорили о Рагнареке — битве между богами, великанами и чудовищами (волком Фенриром, змеем Ёрмунгандом). Тогда должны погибнуть почти все боги. Но, в конце концов, происходит возрождение мира, и наступит новый золотой век.

Наконец, в авраамических религиях (иудаизме, исламе и христианстве) существует представление о Страшном Суде — времени, когда наступит воздаяние каждому человеку за его дела.

Индийский бог Брахма. Пока живет он — живет Вселенная.

Этажи Вселенной

В том, что касается устройства мира, древние люди проявляли завидное единообразие. Для многих народов было характерно представление о том, что земля держится на спине какого-нибудь живого существа. У русских, бурят, иранцев, эвенков, индейцев хайда в этой роль выступал огромный кит (или же несколько китов). У якутов говорится о «железных рыбах подземных морей», держащих Землю. У японцев, по одной версии, носителем Земли также был кит, по другой — гигантский сом.

Популярные легенды о том, как странствующие в море путешественники причаливают к острову, который на самом деле оказывается гигантской рыбой («1001 ночь»), содержат в себе отголоски подобных верований.

Гигантская рыба и незадачливые путешественники.

В этой роли выступали и другие животные, связанные с землей и водой, или, как их называют ученые, хтонические: черепахи, лягушки, змеи (они, по древним представлениям, рождались из увлажненной почвы). Так, в буддийской мифологии божество Манжушри, обратившись в огромную лягушку, легло на спину и на своем животе утвердило им же созданную землю. У китайцев рассказывается о том, что во время битвы бога воды с богом огня была сломана гора, служившая опорой неба. Это грозило всему сущему настоящей катастрофой. Тогда богиня Нюйва умертвила черепахоподобное чудовище, отсекла его ноги и применила их в качестве подпорок неба. Египтяне считали, что в четырех углах Вселенной обитают четыре пары божеств, имеющие облик лягушек и змей. Наконец, предания индейцев-ирокезов говорят о черепахе, на панцирь которой боги помещают кусочки земли, добытой со дна океана. Они разрослись, и получилась земная твердь.

Картина мира по версии племени ирокезов.

Поскольку в сознании древних вода и земля были тесно связаны, понятно, почему именно эти обитатели аквариумов (для современных обывателей) исполняли такую важную функцию.

Сухопутные звери тоже носили на своих телах тяжесть грешного мира. У тюрков земля находится на огромном быке, у индийцев — на спинах слонов. Греки пошли еще дальше, заставив держать небесный свод титана Атланта. Наконец, по мусульманскому мифу, вселенная была утверждена творцом на голове ангела.

Для многих народов характерна вера в многоэтажную вселенную. Обычно она состоит из трех миров: небес, земли, подземного царства. Они имеют некую связующую ось, которой обычно выступает гора или мировое древо. У скандинавов ясень Иггдрасиль соединяет мир богов (Асгард), мир людей (Мидгард), подземный мир мрака (Нифльхейм). У древних египтян осью мира было гигантское золотое древо, вершиной упиравшееся в небо. Майя Центральной Америки говорили о Первом дереве мира, с бочкообразным стволом, усеянным колючими шипами. Представления о мировой горе есть в индийской (гора Меру), алтайской и китайской космологиях.

Идею нескольких миров, соединенных между собой, блестяще воплотил писатель-фантаст Филипп Хосе Фармер в цикле «Многоярусный мир».

Идею многоэтажности Вселенной ученый Джозеф Кэмпбелл объясняет следующим образом. На определенном этапе развития практически во всех культурах появляются идеи космического порядка и закона — они логически формируются при наблюдении за небесными светилами. Дерево или гора выступают в качестве связующего звена между небом и землей.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться