Google+
Распространенные заблуждения Бог против Дьявола черновики лукаса ГЕНРИ ЛАЙОН ОЛДИ. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ
Версия для печатиБестиарий: Легенды. Мифология и боги Древней Греции
Кратко о статье: Древнейшая мифология Европы Все мы с детства читали про греческих героев и богов. Чудесные, красивые истории, полные удивительного очарования и как будто открывающие дорогу в мир необычный, не такой, который окружает нас. И с детства нам объясняли, что древнегреческие мифы — это то, во что верили умные, но слишком наивные древние греки. Увы, это далеко не так. Ведь древнегреческие мифы на самом деле — лишь литературные произведения, а представления греков о мире сильно отличались от того, что писали их поэты...

Древнейшая мифология Европы

Истоки мифов и верований Древней Греции

Эпиграф:

Возле ворот их стоял Юпитера-Гостеприимца
Злом омраченный алтарь. Как завидит пришелец, что пятна
Крови на камне его, он думает: тут убивают
Богу телят-сосунов да двухлетних овец амафунтских,
Путник сам жертвой бывал.

Создавая произведение в жанре фэнтези, автор не может не задуматься о мифологической подоплеке своего труда. В какие высшие силы верят его герои? Будут ли боги отвечать на моления смертных? Какие обряды должны проводить жрецы? Как выглядит капище, традиционное для нового сказочного мира?

Отыскивая ответ на подобные вопросы, нельзя пренебрегать опытом человечества, которое давно прошло стадию зарождения мифологии. Насколько связаны мифы с нашей древней историей, имели ли эпические образы реальное воплощение?

Когда-то здесь, в Эфесе, стоял храм Артемиды, одно из Семи чудес света.

Когда-то здесь, в Эфесе, стоял храм Артемиды, одно из Семи чудес света.

Все мы с детства читали про греческих героев и богов. Чудесные, красивые истории, полные удивительного очарования и как будто открывающие дорогу в мир необычный, не такой, который окружает нас. И с детства нам объясняли, что древнегреческие мифы — это то, во что верили умные, но слишком наивные древние греки. Увы, это далеко не так. Ведь древнегреческие мифы на самом деле — лишь литературные произведения, а представления греков о мире сильно отличались от того, что писали их поэты.

Что такое мифология?

Храм Геры в Сицилии.

Храм Геры в Сицилии.

Привычное обоснование происхождения мифологии, встречающееся сплошь и рядом, гласит, что любой миф есть объяснение явлений природы доступными невежественному древнему человеку средствами. Причем — вне зависимости от художественных достоинств мифа. Подобное понимание мифа обладает одним недостатком, оно сводит объяснение непонятного к понятному. Но чем, принципиально, понятнее становится существование солнца, если предположить, что это не движение раскаленного камня, а поездка некоего человека по небу в колеснице? Во-первых, это противоречит каждодневному опыту людей — известно, что колесницы не летают. Во-вторых, это противоречит и органам зрения — ведь Гелиоса не видно, а сияющий диск на небе появляется каждый день.

Еще одно объяснение существования мифологии прямо пересекается с первым. Оно гласит, что человек боялся явлений природы, так как не властвовал над ними, поэтому обожествлял их и приносил им жертвы. Но и это объяснение тоже странно. Лес ночью кажется страшным городскому человеку, незнакомому с лесом и не умеющему понимать звуки ночной чащи и ее жизнь. Море кажется страшным и непонятным тому, кто никогда не плавал на корабле, не знает, как уберечься от бури, и не ведает берегов, вдоль которых плывет. Но моряку, который вверяет свою жизнь утлой посудине десятки и сотни раз, все опасности прекрасно знакомы. Их можно опасаться, но их совершенно незачем обожествлять.

И сейчас человек не может сказать, что он совершенно все знает о мире. Да и вряд ли в обозримом будущем он сможет это сказать. Современный человек, может быть, больше знает о мире, чем античный грек, но они оба знают мало по сравнению с тем, чего они не знают.

Миф и наука

Часть гигантского комплекса в Олимпии, олицетворявшего призрачное единство греческого пантеона.

Часть гигантского комплекса в Олимпии, олицетворявшего призрачное единство греческого пантеона.

Та же ситуация с властью над природой. Ученые XVIII и XIX веков могли считать, что человек покорил природу и является ее господином, но сейчас восторг от огромного количества изобретений начал проходить, и опять виден безбрежный океан невозможного.

Мифы не объясняют механизма происходящих в природе явлений. Они, одушевляя природу, лишь указывают на причину того или иного явления природной или социальной жизни. Поэтому их нельзя сравнивать с современными представлениями о природе или социальной жизни. Современные представления также обычно имеют в своей основе причинные объяснения явлений, помимо опытно-экспериментальных объяснений. И эти причинные объяснения не менее мифологичны, чем древнегреческие. Скажем, теория Дарвина, не проверяемая эмпирически и в значительной степени противоречащая опыту, вполне соответствует в своей недоказуемости представлениям древних о происхождении человека от животного, птицы, рыбы или растения. Теория всеобщего прогресса также мало отличается от греческих представлений об ушедшем золотом веке и всеобщем упадке.

Миф и общественная структура

Храм Аполлона в Дельфах, место пребывания самого известного в истории оракула.

Храм Аполлона в Дельфах, место пребывания самого известного в истории оракула.

Наконец, еще одна версия происхождения мифов гласит, что человек строил свои представления о природе в соответствии с общественной структурой. Конечно, представления об устройстве мира и организация общества влияют друг на друга. Так, например, в современной мифологии теория атомистического строения мира пересекается с демократическим устройством общества. Но говорить о прямой зависимости того от другого было бы наивно. Что было раньше, курица или яйцо? Корректнее сказать, что первичный миф любой цивилизации имеет отражение и в общественной структуре, и в научных представлениях.

И конечно, если мы присмотримся к гомеровскому пантеону богов, мы обнаружим, что он в значительной степени отличается от социальной структуры тогдашней общины.

Мы видим, что к ремесленникам, в общине занимающим низкое и не самое уважаемое место, относится чуть ли не большинство богов. Мы заметим, что во времена классического полиса и демократии никто и никогда не рассказывал мифов о выборах Зевса магистрантом и о том, как он отчитывался после годичного пребывания в этой должности. Пантеон представляет собой вовсе не общину, а догомеровский род, организацию более ранних времен, внутри которого специализация отдельных членов вполне естественна и первоначально гораздо менее важна, чем связь с матерью-землей Реей.

Родовое происхождение мифологии

Аполлон в колеснице встречает Артемиду-охотницу.

Аполлон в колеснице встречает Артемиду-охотницу.

Итак, именно это родовое начало, имело столь большое значение для древних греков. Мифология складывалась в те времена, когда человек, объединенный прежде всего кровно-родственными связями, не мыслил себя вне рода и не мыслил между разумными существами других отношений, кроме родовых. Этими представлениями объясняются огромное генеалогическое древо, объединяющее греческий пантеон. Родственными отношениями между всеми богами и богинями пронизан мифологический мир древнего грека.

Из этих родовых связей возникло и характерное в такой большой степени только для Греции отсутствие жестких границ между человеческим и божественным мирами. Действительно, мало в каком другом пантеоне мы встретим такое огромное количество обожествленных людей — героев, ставших богами после смерти. Это также связано с тем, что греческий пантеон своими корнями уходит в культ предков. Следы этого видим даже в классические времена: так, например, на Крите показывали могилу (!) Зевса. Для древних было очевидно, что мертвых предков необходимо кормить жертвами — вот повод для появления жертвоприношений. Не менее очевидным для них было прямое влияние предков на дела людей — поэтому им необходимо молиться и просить помощи в обмен на заботу об их питании. Через некоторое время предок все более забывался, ему начинали приписывать разнообразные атрибуты, он соединялся с древним тотемом в качестве хозяина этого тотема — животного-спутника бога. Так, у Афины в спутниках была сова, а у Зевса — орел.

Парфенон — главный храм Афины в городе, названном в ее честь.

Парфенон — главный храм Афины в городе, названном в ее честь.

Родовой культ с объединением родов в полис сменился общегородским культом, в котором складывался пантеон города. При этом те или иные семьи неизбежно специализировались в какой-либо области ремесла — так семейные или родовые боги, отождествляющиеся с семьей или родом, получали специальность: становились покровителями торговли, кузнечного дела, мореплавания. Представления о богах становятся сложными, обрастают подробностями, и в народных рассказах все более и более запутываются.

Тогда и появляются великие поэты Гомер и Гесиод, чувствующие необходимость описания единого, большого мира, который гораздо больше маленького мирка отдельного полиса. И они придумывают эту более или менее логичную систему всего мира. Что, кстати, древние греки вполне осознавали, отделяя “поэтические сказки о богах” от своей религии и культа. Мифы, которые мы знаем, никогда не были чем-то святым для греков, это была поэтическая картина мира, и именно в силу этого многие греческие авторы называют Гомера первым философом, и всегда он почитается мудрецом, но его поэмы никогда не являлись каноническими в религиозном смысле этого слова текстом.

Цари как родственники богов

Зевс-громовержец, в классический период — глава греческого пантеона.

Зевс-громовержец, в классический период — глава греческого пантеона.

Царская власть возникла из родоплеменной организации общества. Любой из них первоначально и прежде всего был главой рода. С этим обстоятельством связаны все особенности "царской" власти того времени. Цари — божественного происхождения, это дети или внуки богов. Жертву богам, то есть родовым предкам, может приносить только глава рода, кровно с ними связанный. Сами древние греки считали, что учение о богах создали поэты Гомер и Гесиод, и первоначально оно сильно отличалось от их культовой теории и практики.

Так как культовая практика греков строилась на почитании предков, то в каждом городе, в каждом поселке род почитал своего бога, тесно связанного с родовой землей, то есть с совершенно конкретным земельным участком. Всем подобным богам в большей или меньшей степени приписывали власть над разными стихиями, ремеслами и областями человеческой жизни. При этом один и тот же родовой бог имел несколько "модификаций", которым поклоняются в особых случаях.

Это прослеживается на примере Афины Паллады. В Афинах ей поклоняются и как покровительнице деторождения, и как богине победы, и как покровительнице ремесла, и как божеству земледелия (священное дерево Афины — олива, дарованная афинянам). При этом могущественный родовой бог имеет власть только над своей территорией и своим племенем, и, пребывая в путешествии, приходилось почитать местных богов.

В более поздние времена в городах начали поклоняться различным божествам, но это было связано с объединением нескольких небольших поселений в один полис. При этом боги остальных деревень входили в пантеон в качестве подчиненных богов. Так, например, в Афинах верховной богиней была Афина, в Дельфах — Аполлон, у ионийцев — Посейдон, в Аргосе и на Самосе — Гера, Гелиос — на о. Родос, Эрот — в г. Феспиях, Хариты — в Орхомене Беотийском. В "своих" городах эти боги обладали всеми качествами верховного божества, а не почитались покровителями отдельных стихий и ремесел.

Появление пантеона

Одно из древнейших скульптурных изображений Аполлона.

Одно из древнейших скульптурных изображений Аполлона.

Когда в городах начали образовываться культы нескольких наиболее почитаемых богов, стали складываться пантеоны. Они были различными в различных городах, а в некоторых полисах пантеон не сложился вовсе (например, в Дельфах). Афинский пантеон состоял из Зевса, Геры, Посейдона, Деметры, Аполлона, Артемиды, Гефеста, Афины, Арея, Афродиты, Гермеса и Гестии. Олимпийский же пантеон вместо Деметры, Арея, Афродиты, Гефеста и Гестии включал Крона, Рею, Диониса, Алфея и несколько Харит — в сумме божеств было больше двенадцати.

В разных городах одни качества богов и богинь предпочитались другим. Так, например, статуя Афродиты (известной, по большей части, как богиня любви) в Спарте стояла с копьем. На фронтоне сокровищницы в Мегарах Зевс изображен бородатым, в шлеме и с копьем, а в Элиде мы видим точно такое же изображение Гермеса.

Отношения с богами у греков героического периода были простыми и патриархальными. Боги отнюдь не всемогущи и не вездесущи. Над ними, как и над людьми, властвует рок, они знают только то, что могут узнать, и т. д. Безусловно, они могущественны, но между ними и людьми нет принципиальной разницы — за исключением бессмертия. И это обстоятельство только подчеркивается многочисленными мифами, повествующими о соревновании смертных с богами, о попытках борьбы с ними. "Доступность" богов для людей подчеркивается историями об обмане богов смертными (например, Танталом).

Боги не подразделяются на хороших и плохих. Морально-этические нормы в нашем понимании вообще мало интересовали греков в это время. Боги следят за сохранением порядка, наказывают нечестивцев и т.д. Но это отнюдь не означает, что они пекутся об абстрактных понятиях о справедливости. Гомеровские боги — покровители рода, они стремятся прежде всего доставить успех "своему" роду и его герою. Если же герой идет против общепризнанных обычаев, он подлежит наказанию покровительствовавшего бога.

Обряды

Бог морей и коневодства Посейдон на троне.

Бог морей и коневодства Посейдон на троне.

Обрядовая сторона культа была примитивна, хотя уже существовали все составные части богослужения: молитвы, жертвы, танцы, песни, грубые статуи и храмы. Храмов было мало, основные жертвы приносились на домашних алтарях.

Самый простой и распространенный тип временного алтаря — это алтарь, сооруженный из дров, на которых впоследствии жертва сжигалась. После того, как складывали алтарь, произносились молитвы. Они были просты и носили "деловой" характер договорных отношений. Люди богу — жертву, он им — требуемую удачу. Кстати, обеты о принесении жертв носят точно такой же характер.

Встречаются и более сложные алтари, прежде всего каменные, а иногда и сделанные из экзотических материалов. Так, в Ликии был алтарь Зевса Ликийского, представлявший собой кучу земли. Алтарь на Делосе, по преданию, устроенный самим Аполлоном, был сделан из рогов диких коз, убитых Артемидой.

Гефест, бог кузнецов, за работой.

Гефест, бог кузнецов, за работой.

При жертвоприношении жертве перерезалось горло, приносящий жертву отделял кости, покрывал их жиром — эта часть, "часть богов", сжигалась на алтаре. Мясо жарилось и поедалось тут же. Совместная трапеза из жертвенного мяса имела огромное значение, она подчеркивала единство рода. Теоретически только члены одного рода могли совместно есть принесенную от рода жертву. Если армия соединенных племен отправлялась в поход (как, например, греки под Трою), роль главы племени (в т.ч. религиозного главы) брал на себя полководец.

В жертву приносились не только люди и животные, но и вещи. Драгоценные кубки, ткани, вино, оружие, и, конечно, благовония. Жертва Посейдону, например, часто представляла собой драгоценность, которую просто кидали в море. Богов и погибших героев также чествовали плясками, гимнами и играми.

Кроме обычных жертвоприношений, существовали специальные, посвященные конкретному случаю. Например, похоронам героя обязательно сопутствовал ритуальный плач, совершалась жертва и, по окончании горения погребального костра, насыпался холм. Существовали обряды, очищающие от убийства, например, оскверненный убийством дом и двор окуривали серой.

Уже в гомеровское время начинают появляться жрецы-профессионалы и большие храмы в честь богов. Храмы представляли собой крупные сооружения, мало отличающееся от больших домов местных царьков. Если в монотеистических религиях храм стал местом, где молятся богу, то у греков это был дом божества, и, как правило, в храме находился древний фетиш, в значительной степени воспринимавшийся непосредственно как бог. Так, богиня Латона на Делосе почиталась в виде полена, Геракл в Гиетте — в виде камня, братья Диоскуры в Спарте — в виде двух бревен с поперечными брусьями. Культ Гестии, богини домашнего очага, существовал с незапамятных времен; в обязанности хозяйки входила священная обязанность следить за поддержанием огня, символизировавшего богиню.

Ритуалы повседневности

Огромное количество бытовых действий греков в обыденной жизни было подчинено ритуалу и правилам поведения, происхождение которых приписывалось богам. Провожая гостя в дорогу, хозяин отхлебывал из чаши вина и провозглашал здравицу ему или его родителям. Поскольку любое путешествие было опасным предприятием, оно неизбежно связывалось с молитвами богам и с жертвами. Любопытно, корабль — средство для дальних походов — считался частью родной земли. Поэтому на корме корабля можно было приносить жертвы не местному богу, а "родному" городскому божеству.

Афродита рождается из морской пены. Богиню любви спартанцы изображали в виде воительницы.

Афродита рождается из морской пены. Богиню любви спартанцы изображали в виде воительницы.

Большое значение греки придавали предсказаниям. Их делали люди, одаренные богами искусством толковать знамения. Очень часто в качестве предсказателей почитали слепцов. По представлениям греков, боги часто посылали людям предзнаменования. Орлы, птицы Зевса, считались вещими птицами, и их поведение и появление всегда истолковывали как знак. То же относилось к соколам — послам Аполлона.

Еще один тип знамения — слова человека. Человек, не знающий о замыслах другого, мог сказать что-то, что соответствовало чужим замыслам, и тогда его слова воспринимались как предзнаменование.

Афродита Афина Арес
Артемида Аполлон Асклепий
Гермес Гелиос Посейдон

У каждого города был свой бог-покровитель. Монеты разных городов с изображениями божеств. Слева направо: Афродита, Афина, Арес, Артемида, Аполлон, Асклепий, Гермес, Гелиос, Посейдон.

* * *

Уже в героические времена обрядовая сторона греческой религии была сложной и развитой. Поскольку любые религии стремятся к сохранению архаичных форм, можно сказать, что эта сторона жизни греков почти не менялась и в исторические времена.

Что же касается их религиозных представлений, то необходимо иметь в виду, что общегреческий пантеон так и не сложился в Греции с культовой точки зрения. Конечно, в мифологии, в народном сознании были и главные боги, и подчиненные им второстепенные. Были и общегреческие празднества, и оракулы, но оформленного общего для Греции культа не было ни в героические времена, ни в классические, как не было создано греками и единого греческого государства.

На примере Греции мы можем видеть и общемировые тенденции зарождения мифологии и религии. В большинстве известных нам культур этот путь был примерно один — от культа родового предка, с которым связан глава рода, до создания пантеонов богов в связи со слиянием городов в общины, а общин — в государство. Впрочем, надо иметь в виду, что местного характера почитание тех или иных богов в древности не теряло никогда. Поэтому, несмотря на все старания многочисленных царей-реформаторов, внутренняя структура любого древнего государства была рыхлой. Человек принадлежал прежде всего к своему городу, а потом уже к более крупному образованию — державе. И в итоге только появление "умозрительных" теорий — зороастризма, буддизма и т.д. — позволяло окончательно оторвать человека от рода и от земли, и привязать к чему-то общему и объединяющему. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
19.11.2009, 14:51
Древнегреческие сюжеты до сих пор пользуются огромным успехом у западного зрителя. Даже, несмотря на то, что американцы частенько не умеют отличить Гелиоса от Аполона и считают это верным.
А советские мультики по мифам были занимательны, хотя тоже неидеальны. Правда, в некоторых мифах описанных Куном есть ТАКОЕ, что по уровню мерзостей, если и не обгоняет Лафкрафта и Баркера, то уж точно приблизилось.
Шарлей
№ 2
19.11.2009, 22:53
Цитата:
Сообщение от spyfox Посмотреть сообщение
в некоторых мифах описанных Куном есть ТАКОЕ, что по уровню мерзостей, если и не обгоняет Лафкрафта и Баркера, то уж точно приблизилось.
А если учесть то, что мифы Куна - это облегчённая версия...

Последний раз редактировалось Нопэрапон; 20.11.2009 в 05:22. Причина: Небольшая корректировка для соответствия правилам форума.
Scharlej
№ 3
19.11.2009, 22:58
Мифы Куна отдыхают с тем, что я слышал на заседаниях СНО кафедры античности. Древние греки умели отдыхать и религиозно самовыражаться. Впрочем, все новое - хорошо забытое старое. Так, что не стоит удивлятся ужасам Лафркафта и мерзостям. Ну или, если хотите, странностям.
Bad 13
№ 4
15.01.2010, 07:10
Кстати из древнегреческого пантеона богов, сейчас в фэнтези воруют все кому не лень! Мало какой автор фэнтези возьмется создавать полностью своих Богов с нуля…

Последний раз редактировалось Bad 13; 19.01.2010 в 05:58.
Argumentator
№ 5
15.01.2010, 09:59
Да, там изрядно кровосмесительства, брато/отцеубийства и просто излишней жестокости даже в более-менее облегченных версиях. Так что "герой" - зачастую отнюдь не герой в том смысле, как мы с вами это слово используем в русском языке. Гуманизм ведь - недавнее изобретение.
Руслан Рустамович
№ 6
15.01.2010, 10:04
Цитата:
Сообщение от Argumentator Посмотреть сообщение
Так что "герой" - зачастую отнюдь не герой в том смысле, как мы с вами это слово используем в русском языке
Да уж, античные герои ближе к пониманию "героя" в компьютерной игре - того который делится на классы :-)
Bad 13
№ 7
19.01.2010, 06:07
Цитата:
Сообщение от Argumentator Посмотреть сообщение
Да, там изрядно кровосмесительства, брато/отцеубийства и просто излишней жестокости даже в более-менее облегченных версиях.
Согласен, там не все, белые и «пушистые» правда бывают и исключения!
Афродита – богиня любви, значит, статус обязывает, кроме ветрености серьезных грехов не имела (измена мужу Гефесту сейчас вызвает только снисхождение).
Геракл – ну здесь понятно типичный древний экотеррорист поневоле (статус полубог и сын в Зевса).
Гефест – трудоголик, редко задумывающийся о последствиях свой работы.

Последний раз редактировалось Bad 13; 19.01.2010 в 07:15.
Мафусаил
№ 8
19.01.2010, 06:34
Цитата:
Сообщение от Argumentator Посмотреть сообщение
Да, там изрядно кровосмесительства, брато/отцеубийства и просто излишней жестокости даже в более-менее облегченных версиях.
...я бы еще добавил, что там масса извращений и мерзких картинок подглядывания, шпионажа и предательства.
Angvat
№ 9
22.01.2010, 20:56
Если выдавать приз "самой заежженой мифологии", то этой можно выдавать первое место. Лично меня уже достали те издевательства, которые америкосы непристанно проделывают над богами/героями в своих фильмах/книгах/играх/мультиках. И тот примитивизм, с которым они это делают.
А вот к самым незаеженным можно отнести шумерскую и индускую мифологию. Даешь Ахурамазду/Брахму вместо Зевса и Арджуну/Гильгамеша вместа Геракла!))))
Bad 13
№ 10
23.01.2010, 15:21
Цитата:
Сообщение от Мафусаил Посмотреть сообщение
...я бы еще добавил, что там масса извращений и мерзких картинок подглядывания, шпионажа и предательства.
Смотря, что считать извращением, если традиционные сексуальные шалости древних греков, связные с людьми, то тут бабушка надвое сказала! А если их «забавы» со зверьем, то с этим я согласен!
Винкельрид
№ 11
23.01.2010, 16:21
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Геракл – ну здесь понятно типичный древний экотеррорист поневоле (статус полубог и сын в Зевса).
Геракл - это страшный персонаж. Он убил учителя музыки только за то, что тот его шлёпнул во время урока. Куда там Гай Германике.
Медея
№ 12
23.01.2010, 16:32
Цитата:
Сообщение от Винкельрид Посмотреть сообщение
Геракл - это страшный персонаж. Он убил учителя музыки только за то, что тот его шлёпнул во время урока.
Он же не специально, просто силу не рассчитал. И даже очень переживал потом по этому поводу. Да и умер он такой мученической смертью, что ему впору посочувствовать.
Я одно время очень сильно увлекалась греческой мифологией. Могла про каждого бога рассказаь и про каждый подвиг того же Геракла.
Собственно и ник мой родом из греческой мифологии. Только вот с Куном я в корне не согласна насчет освещения этой истории...
Мафусаил
№ 13
23.01.2010, 16:37
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Смотря, что считать извращением
Ну ясно что - то, что не заложена в нас природой.

Вот отрывок из Википедии о самом красивом из верховных богов - Зевсе:

"...Также его возлюбленным называют юношу Айтоса (см. Мифы Крита) и Ганимеда.
В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы – Европу, в облике быка – Ио, в облике орла – Ганимеда, в облике лебедя – Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела – Лето, в облике муравья – Евримедусу, в облике голубя – Фтию, в огненном обличии – Эгину, в виде золотого дождя - Данаю, в облике сатира – Антиопу, в облике пастуха - Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио – в корову."

Далее - по списку. У каждого Бога - свои безумные извраты. Хотя, конечно, тогда это не считалось чем-то предосудительным.

Но мы живем здесь и сейчас. В цивилизации более развитой, чем древний мир. Отсюда и более высокие моральные установки.

Последний раз редактировалось Мафусаил; 23.01.2010 в 16:38.
Bad 13
№ 14
23.01.2010, 19:46
Мафусаил, и стоило это все перечислять, в моём ответе и так содержалось все, что нужно только без подробностей ;-))
Цитата:
Сообщение от Медея Посмотреть сообщение
Я одно время очень сильно увлекалась греческой мифологией. Могла про каждого бога рассказаь и про каждый подвиг того же Геракла.
Да помню, парню можно было посочувствовать, Гера из него, из-за измены мужа, с рождения делал Великого Героя.
gvp65
№ 15
11.04.2010, 13:13
Цитата:
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
Мафусаил, и стоило это все перечислять, в моём ответе и так содержалось все, что нужно только без подробностей ;-))

Да помню, парню можно было посочувствовать, Гера из него, из-за измены мужа, с рождения делал Великого Героя.
Античный мир – колыбель европейской, и крестный отец русской цивилизаций. (Дядя Вова - привет:) Но, что мы знаем об эллинской культуре? - Предположения, толкования и переводы в интерпретациях различных времен и народов. Причем, современные представления об античном пантеоне сложились на основе переводов, перессказов и переводов перессказов древнегреческих КОМЕДИЙ.
Аристотель определял комедию как "подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде".
Фантастика - (от греч. phantastike - искусство воображать) формировалась как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности. Первичные жанры фантастики были древнейшими формами повествования как такового. С формированием эстетики, первобытное миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы непроизвольно смешиваются. Первый (известный по ФИО), кто намерено сталкивает мимесис с мифом (которое и производит эффект фантастики) и, значит, первый сознательный фантаст — это Аристофан - ПРОФФЕСИОНАЛЬНЫЙ КОМЕДИОГРАФ.
Spy Fox
№ 16
11.04.2010, 13:43
Ну, если на то пошло, то и сами мифы (даже о том же Геракле) существовали во множестве (десятке, если не сотне) вариаций, постоянно претерпевая метаморфозы с течением времени и попаданием на новые места) Одни подробности добавлялись, другие выбрасывались, третьи меняли смысл. Так что абсолютно "верных" версий, может и нет, есть просто более или менее популярные.
Однако, таких идей, которые вложили авторы современной "Битвы Титанов" в Древней Греции не было и быть не могло. Да и сколько можно делать Аида лидером вселенского зла) Мало ли, что он лидер царства мертвых, в пантеоне он не самый плохой парень.
Не говоря уже об "гениальном" мультике Диснея, где Геракла сделали сыном Геры (!) и заменили Хирона каким-то невнятным сатиром.
А еще есть крайне дурацкий старый фильм "Геракл отправляется в Ад", где главного героя незнамо зачем зашвырнули в Средневековую Европу.
Angvat
№ 17
11.04.2010, 14:10
Из прочих издевательств можно еще припомнить сериалы про Зену и Геракла (no comments, извратили все что можно смешав к тому же с кучей других мифологий. от шумерской до христианской), фильм Троя (где Менелай и Агамемном почему-то умирают, Парис наооборот остается в живых, а боги вообще свалили в коллективный отпуск), недавний Перси Джексон (уже в соотвествующей теме все высказал), компьютерные игры Age of Wonders (греческие герои, шастающие по Египту и Скандинавии в свое вызвали умиление) и Titan Quest (доблестный герой мочит налево и направо представителей греческой, египетской и китайской мифологии, а в конце стучит по рогам опять-таки разнесчастному Аиду) и ролевую игру Scion (дети греческих богов, сражающиеся с титанами бок о бок с детьми прочих пантонов, от ацтекского до вудуистского смотрятся просто дико).
Spy Fox
№ 18
11.04.2010, 17:55
Цитата:
Сообщение от Angvat Посмотреть сообщение
фильм Троя (где Менелай и Агамемном почему-то умирают, Парис наооборот остается в живых, а боги вообще свалили в коллективный отпуск)
Нет, ну почему же, у них есть оправдание. Они хотели снять "Как все было на самом деле", до того как люди навыдумывали на их основе свои мифы. Впрочем, как и в случае с "Королем Артуром" (тем самым с боевитой Гвиневрой Кирой Найтли) "правда" оказалась на мой взгляд нелепее любой лжи. Но народу нравится. Тем ни менее фильм проходит по категории "исторический", так что это все же немного ни в тему.

Цитата:
Сообщение от Angvat Посмотреть сообщение
Titan Quest (доблестный герой мочит налево и направо представителей греческой, египетской и китайской мифологии, а в конце стучит по рогам опять-таки разнесчастному Аиду)
Кстати, тоже.)) Я же говорю, Аиду как и индуитской богине Кали (а она между прочим сделала доброе дело - убила несколько чудищ) вечно достается низачто.
Кроссоверы мифов вообще очень любят. В той же "Битве титанов" откуда-то взялся скандинавский Кракен (кстати, был удивлен, что в старом фильме он непохож на осьминога).
У Роулинг много древнегреческих существ, но там это сойдет как "вариация на тему".
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться