Google+
Разговор с Анджеем Сапковским Власть магов Christmas FIREFLY
Версия для печатиИнтервью: Пол Кидби, художник
Кратко о статье: Интервью с иллюстратором Плоского Мира Полом Кидби.

«Отражать дух повествования»

Беседа с Полом Кидби

Любой человек, который занимается творчеством, мечтает о славе и признании. Но подчас даже самым талантливым творцам не удается обойтись без помощи случая. Именно так произошло с нашим сегодняшним гостем: всемирная известность пришла к нему лишь после того, как он начал оформлять романы самого известного автора юмористического фэнтези — Терри Пратчетта. Итак, знакомьтесь  — Пол Кидби.

«Профессия художника не такая простая»

Приветствуем вас, мистер Кидби. Начнем с традиционного вопроса — что побудило вас заняться фантастической живописью?

Я родился в 1964 году в западной части Лондона и рос тихим ребенком, увлеченным творчеством. Мне всегда нравилось рисовать и заниматься лепкой, а родители всячески поощряли мои хобби. Когда мне было десять лет, я впервые прочитал трилогию «Властелин Колец», которая стала для меня неиссякаемым источником вдохновения. Вскоре мне попались на глаза рисунки Роджера Дина, Родни Мэтьюса и Патрика Вудрофа — известных английских иллюстраторов фантастики. Их творчество также вдохновляло меня и стало образцом того, к чему должен стремиться художник. Я до сих пор с большим удовольствием любуюсь на работы этих мастеров.

На страже Анк-Морпорка.

Окончив школу в семнадцать лет, я и не надеялся, что смогу зарабатывать на жизнь творчеством — ведь у меня не было ни опыта, ни серьезной технической подготовки. Мне не довелось учиться в художественном училище, а большую часть своих навыков я получил у нашей соседки, которая до выхода на пенсию была школьным учителем рисования. Каждую неделю она показывала мне новые приемы и давала задания, которые помогли мне научиться рисовать человеческую фигуру и развить чувство перспективы.

Многие считают, что работа художника — это сплошное удовольствие. Но, если не ошибаюсь, ваш путь к вершинам успеха был весьма тернист?

Прежде чем я начал иллюстрировать фантастические книги, игры и журналы, мне пришлось немало поработать в иных сферах: я создавал дизайн для жалюзи, оформлял поздравительные открытки и упаковки для различных товаров.

Плоский мир наступает.

Вот уже двадцать два года, как я профессионально занимаюсь рисованием, и на протяжении всех этих лет профессия художника постоянно преподносит мне новые испытания. Чтобы преодолеть их, требуется очень много времени и самодисциплины.

А с какими сложностями вы сталкиваетесь сейчас, уже став опытным художником?

Пожалуй, труднее всего соперничать с художниками, рисующими с помощью компьютера и планшета, — ведь эти инструменты помогают им справляться со своей работой гораздо быстрее, чем я успеваю рисовать карандашом и кистью на бумаге. Как вы уже, наверное, поняли, профессия художника не такая простая и прибыльная, как может показаться на первый взгляд. Мне приходиться работать целые дни напролет, и, как любой фрилансер, я с трудом могу планировать свои будущие заработки. По сути дела, со времен моей молодости произошло не так уж много перемен — разве что теперь мое имя достаточно известно.

Обложка книги The Science of Discworld пародирует знаменитую картину Джозефа Райта.

Многие художники, которые в прежние годы придерживались классической манеры рисования, в последние годы переходят на цифровую живопись. Вас она не привлекает?

В этом отношении я крайне старомоден и продолжаю рисовать по старинке на бумаге. И не планирую менять свой стиль, переходя на компьютерное рисование. Я люблю, чтобы по окончании работы у меня оставался оригинал картины, а это возможно лишь в том случае, когда она была создана вручную. Хотя с точки зрения карьерного роста было бы разумнее и выгоднее идти в ногу с прогрессом  — это позволило бы сэкономить очень много времени и не пришлось бы так сильно волноваться о каждом дедлайне.

С другой стороны, я очень активно пользуюсь интернетом для поиска нужной мне по работе информации, а личная страничка в сети помогает поддерживать контакт с людьми со всего мира.

Пожалуй, мы не погрешим против правды, сказав, что рисунки Пола Кидби известны по всему земному шару. Впрочем, заслуга в этом не только самого Пола — хотя его талант, мастерство и трудолюбие сложно переоценить. Дело в том, что нашему собеседнику посчастливилось оформлять романы одного из популярнейших писателей современности.

Библиотека закрыта на переучет.

«Создал свой уникальный стиль»

Энциклопедия по Плоскому миру и сборник иллюстраций в одном флаконе.

Вряд ли ошибусь, предположив, что большинству наших читателей вы известны прежде всего как художник, оформляющий романы о Плоском мире. Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с творчеством Терри Пратчетта и стали постоянным художником его книг?

Моя старшая сестра дала мне почитать «Цвет волшебства» в 1993 году; я моментально влюбился в эту книгу и захотел нарисовать нескольких ее персонажей. Сказано — сделано. И так сложилось, что вскоре в книжном магазине, расположенном неподалеку от моего дома, прошла встреча Терри Пратчетта с читателями. Я пришел на эту встречу и показал Терри свои рисунки, которые ему настолько понравились, что он предложил мне поработать вместе с ним над книгой Pratchett Portfolio. Я ухватился за его предложение, ведь эта работа была для меня настоящим творческим вызовом. К тому же, в связи с растущей популярностью цифрового арта, работать в сфере оформления журналов мне становилось все сложнее, потому я с готовностью сменил сферу деятельности.

Смешные иллюстрации не всегда были коньком Кидби.

С первого взгляда заметно, что ваши рисунки, созданные на основе книг Пратчетта, по стилю очень сильно отличаются от ваших прежних работ — весьма мрачных и реалистичных. Насколько сложно вам было перестроиться и выработать новую технику рисования?

Основой моей новой техники, которая должна была передать атмосферу произведений Терри, стала стилизация под старину — с этой целью я стал использовать более мягкую палитру красок. По-моему, этот стиль рисования мне очень хорошо подходит. И мне гораздо больше нравится иллюстрировать веселые книги Пратчетта, чем создавать броские обложки для игровых журналов, стараясь соответствовать их строгим требованиям. Мне кажется, что по-настоящему творческой деятельностью я стал заниматься, лишь начав иллюстрировать романы о Плоском мире — именно тогда я создал свой уникальный стиль рисования, к тому же всегда интересно привносить в свои картины крупицу юмора.

Ролевая игра по Плоскому миру основана на системе GURPS и проиллюстрирована Кидби.

А в чем заключаются основные отличия между созданием серьезной и юмористической иллюстраций?

Пожалуй, разница заключается, прежде всего, в настрое художника. Работая над оформлением юмористического фэнтези, я не скован строгими рамками и могу рисовать более свободно — это мне очень нравится, потому что отражает мой характер.

В 2006 году в России был издан иллюстрированный роман Пратчетта «Последний герой» и наш журнал признал эту книгу самым стильным проектом года. Как родилась идея этого издания и можно ли ожидать подобных книг в будущем?

Сборник лучших работ Кидби, созданных по мотивам Плоского мира.

Мне очень приятно слышать, что «Последний герой» получил такое признание в России, — это честь для меня. Идея проекта принадлежит Пратчетту: он предложил мне поработать над художественной книгой с иллюстрациями и я с большим удовольствием согласился. Над «Последним героем» мы с Терри работали буквально бок о бок на протяжении почти двух лет.

Хотя это был трудоемкий проект, я был бы не против вновь поработать над аналогичным изданием, если представится возможность.

Существует множество произведений, созданных по мотивам романов Пратчетта, — фильмы, мультсериалы и комиксы. Ориентируетесь ли вы на них, оформляя книги Терри?

Когда я впервые прочел «Цвет волшебства» и начал рисовать героев этого романа, никаких адаптаций еще не существовало, и о внешнем виде персонажей можно было судить лишь по их описаниям и иллюстрациям Джоша Кирби. Стиль Джоша был очень узнаваемым и прекрасно отражал атмосферу книг о Плоском мире, но и Кирби не мог объять необъятное. Поэтому оставалось достаточно много персонажей и сюжетов, которые я мог изобразить на своих картинах, не оглядываясь на рисунки Джоша. С тех пор романы Пратчетта оформляли многие художники, но я никогда не использовал их работы как источник вдохновения — а вот мои рисунки, кажется, оказали определенное влияние на стиль некоторых моих коллег.

Кажется, вы знаете секрет улыбки Моны Лизы. Не могли бы вы намекнуть нам, в чем он заключается?

Не уверен, что подобный подход использовал Леонардо да Винчи... Но на создание моей картины меня вдохновили ежедневные прогулки с моей женой Ванессой и нашими собаками.

Найдите отличий... сколько сможете.

Юмористический вариант портрета Моны Лизы — далеко не единственная картина Кидби, пародирующая шедевры живописи. Чтобы оценить все шутки Терри Пратчетта, необходимо обладать изрядным культурным багажом, ведь львиная доля романов мастера основана на классике литературы; аналогичный прием в живописи зачастую использует Пол Кидби.

«Когда у персонажа вместо лица — череп»

Служба не дракон — в небо не улетит.

Что побудило вас создать пародии на картины да Винчи и Рембрандта, и чем вам интересно это направление живописи?

Поскольку в романах Терри почти всегда присутствует пародия, то мне показалось логичным, что ей должно найтись место и на моих картинах. Гораздо проще сделать иллюстрацию смешной, если ее базовая композиция и стиль знакомы всем и каждому. Но любая иллюстрация должна отражать дух повествования и характеры персонажей, поэтому я рисую подобные картины только в тех случаях, когда это оправдано сюжетом оригинального романа.

Вы рисовали почти всех известных героев Плоского мира, над кем из них вам было интереснее всего работать?

Смертельный номер.

Пожалуй, своими любимыми героями из романов Пратчетта я бы назвал Смерть, герцога Самуэля Ваймса и Эсме Ветровоск. Меня в них привлекает глубина и многогранность их характеров, которые я стараюсь выразить в своих картинах.

На многих ваших иллюстрациях присутствует Смерть — рисовать его сложнее, чем простых смертных?

Всегда интересно изображать разные типы персонажей. Когда образ какого-либо персонажа вроде Смерти прочно засел в умах зрителей, нелегко заставить их взглянуть на этого героя под иным углом. Я пытался продемонстрировать его добрый характер, что, конечно, не просто, когда у персонажа вместо лица — череп!

Не могли бы вы рассказать, как вы придумываете внешность своим героям?

Не юмором единым...

У меня дома хранится большая подборка альбомов с фотографиями, а также вырезок из журналов с изображениями интересных костюмов или лиц. Создавая облик нового персонажа, я обычно просматриваю свою коллекцию и отталкиваюсь от какого-либо изображения, а дальше уже вступает в дело мое воображение.

«Мир фантастики» читают многие начинающие художники. Не могли бы вы дать им несколько профессиональных рекомендаций?

Игры и оформление журналов остались для Пола в далеком прошлом.

К сожалению, я не знаю никакого секрета, который бы мог сделать из вас хорошего художника без каждодневных тренировок и практики. Не раз я приносил свое портфолио в компанию, надеясь получить работу, а мне отвечали отказом. Но я продолжал трудиться, старался самосовершенствоваться, и только художник поймет, насколько это было сложно. На создание некоторых масштабных полотен у меня уходили месяцы работы! Поэтому лучший совет, который я могу дать всем молодым художникам: никогда не сдаваться и доверять своему творческому чутью.

Несколько лет вы создавали иллюстрации для журналов, посвященных видеоиграм. А как вы сами относитесь к этому виду развлечений?

Мне довелось рисовать рекламные плакаты для приставки Sega Mega Drive, которая стала первой игровой консолью, продававшейся на территории Соединенного королевства. После окончания работы я получил в подарок приставку и некоторое время с удовольствием на ней играл. Но потом семейные дела и работа стали оставлять все меньше свободного времени на игры. Поэтому я не брал в руки джойстик на протяжении многих лет.

В последние годы вы преимущественно иллюстрируете романы Пратчетта, а нет ли каких-нибудь иных писателей, чьи книги вам хотелось бы оформить в будущем?

Божественный варгейм.

Пожалуй, что нет. Зато мне бы очень хотелось поработать в новозеландской компании Weta, основанной Питером Джексоном: на меня произвели огромное впечатление спецэффекты, созданные сотрудниками этой фирмы для трилогии «Властелин Колец».

Впрочем,еще больше меня интересует персональный книжный проект, идея которого уже давно вертится у меня в голове.

В прошлом году Терри Пратчетт посетил Москву и Санкт-Петербург, а вам бы не хотелось побывать в России?

Конечно, было бы очень здорово, если бы мне представилась возможность побывать в вашей стране!

Будем надеяться, что ваше желание исполнится. На прощание не могли бы вы сказать несколько слов российским любителям фантастики?

Я бы хотел поблагодарить за внимание к своему творчеству всех своих поклонников — ваши письма и поддержка придают мне уверенности в собственных силах. Мне повезло, что мои картины знают люди во многих странах мира, и я очень ценю всех своих поклонников.

Великий А’Туин продолжает свой полет.

Конечно, доля везения во всемирной славе Кидби есть, но и переоценить талант и мастерство самого художника сложно. Чтобы убедиться в этом факте, достаточно взглянуть на потрясающие иллюстрации Пола, украшающие страницы журнала.

Досье: Пол Кидби

Кидби родился и вырос в Англии. Он был третьим, младшим ребенком в семье, с детства увлекался чтением и рисованием.

Окончив школу, Кидби обучался на зубного протезиста, но по профессии ему поработать так и не довелось. В возрасте двадцати двух лет Кидби начал карьеру художника-фрилансера. Первое время Пол в основном занимался оформлением видеоигр, затем ему предложила сотрудничество компания Future Publishing, с которой он работал с 1991 по 1995 годы. За это время Кидби нарисовал обложки для двух с лишним сотен журналов, большинство из которых были посвящены компьютерным играм.

С 1995 года начинается новый этап в карьере Кидби — он начинает оформлять книги стремительно набирающего популярностью Терри Пратчетта. Кидби не только рисовал иллюстрации для книг, но и выступил соавтором художественных альбомов — Pratchett Portfolio и The Art of Discworld, а также иллюстрированного романа «Последний герой», который стал в Англии национальным бестселлером.

Персональный сайт художника в Интернете расположен по адресу paulkidby.net.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться