Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ Мир Александра Зорича: Завтра война Tolkien SOviet Метательные машины
Версия для печатиИнтервью: Борис Стругацкий, писатель
Кратко о статье: Интервью со знаменитым писателем-фантастом Борисом Натановичем Стругацким на тему экранизаций его произведений.

«В фильме хозяин — режиссер...»

Разговор с Борисом Стругацким

Фильмы по оригинальным сценариям — редкие представители кинематографа. За основу кинолент охотно берут рассказы, повести и пьесы, графические новеллы и т. д. Тут запросто можно углядеть желание собрать кассу за счет фанатов первоисточника и влить в их ряды «свежую кровь». Действительно, зачем ломать голову, пытаясь ухватить воображением интересную идею, когда ее за вас уже давно придумали?

Снижении числа оригинальных сценариев — мировая тенденция, в которой, на самом деле, нет ничего катастрофичного. Очевидно, что интерес со стороны кинематографистов — отличный шанс для стоящего произведения расширить круг почитателей, и дать возможность ценителям приобщиться к прекрасному. С этой точки зрения интерес представляют книги братьев Стругацких, которые экранизировали и советские, и российские, и зарубежные режиссеры. В преддверии выхода на большие экраны «Обитаемого острова» нам удалось поговорить с Борисом Стругацким — на этот раз не столько о книгах, сколько о кино.

Писателю работать с режиссером порой бывает трудно — разные миры, разные правила.

Поклонники фантастических (и не только) книг разделяются на тех, кто хотел бы видеть любимые произведения, адаптированные в киноформат, и тех, кто это категорически не приемлет. По многим вашим произведениям снимали фильмы — хотелось бы узнать непосредственно мнение творца на эту тему.

Мой опыт свидетельствует, что по-настоящему хорошую экранизацию можно снять только по достаточно посредственной книге — исключения редки. Поэтому от киноадаптаций хороших книг я априори не жду ничего хорошего, и, к огорчению своему, зачастую оказываюсь прав. Я с интересом жду экранизации «Обитаемого острова» и совсем не хотел бы видеть экранизацию «Улитки».

Есть ли существенные отличия в том, как киностудии подходили к экранизациям в советское время и как подходят сейчас?

«Сталкер» — затянутое, гиперэмоциональное, словом, авторское кино.

Полагаю, нам следовало бы договориться о терминах. Лично я строго отделяю понятие «экранизация» от понятия «фильм по мотивам» — они принципиально разные. Экранизация подразумевает перенос на экран прежде всего «литературных подробностей» — героев, сюжета, ситуаций, общей идеи книги, в конце концов. Это как бы движущиеся и звучащие иллюстрации к книге, по возможности точные и подробные. Для режиссера, создающего экранизацию, исходная книга — совокупность кирпичиков, из которых он складывает печку, в которой, образно говоря, варит суп фильма. Для кино по мотивам исходное произведение — некая отдельная печка, от которой он начинает выплясывать свой, ни на что не похожий танец. Когда создается фильм по мотивам, оригинальное произведение — это источник некоей ауры, духа, атмосферы и не более того. Хотя, конечно, и не менее. Классический фильм по мотивам — «Сталкер» Тарковского. «Пикник» пробудил фантазию самобытного художника, и фантазия заработала, возникли новые хитросплетения образов и событий, Рэдрик Шухарт (хулиган-полубандит) превратился в юродивого, в добровольного раба и жреца Зоны... Я описывал процесс работы над этим сценарием неоднократно. Полистайте, например, «Комментарии к пройденному».

На ваш взгляд, автор первоисточника должен принимать непосредственное участие в написании сценария, или ему лучше не лезть со своими идеями?

Возможны оба варианта. Сегодня я, будучи человеком опытным, предпочитаю второй: в фильме хозяин режиссер. Все прочие суть лишь исполнители его воли. Что касается автора, то ему лучше сидеть в сторонке и твердить про себя известное каждому преферансисту предложение-предупреждение: не лезь, советчик, к игрокам, не то получишь по рукам.

Екатерина Васильева («Чародеи») смотрится в зеркало новогоднего сказкостроения.

Как начиналась работа над фильмом «Обитаемый остров»? Предлагали ли вам принять непосредственное участие в работе?

Ко мне обратился продюсер и предложил купить право экранизации — я согласился. Никаких разговоров о моем участии в работе не было, а может быть, и были (кажется, предлагали писать сценарий), но я наотрез отказался: мне это было неинтересно. Времена, когда работа над фильмом вместе с режиссером представляла интерес, давно миновали и теперь уж не вернутся никогда.

Говорят, что ваши книги сложны с точки зрения визуализации. Что вы сами скажете на этот счет?

Нам всегда казалось, что любой наш роман (за редкими исключениями) — это готовый сценарий, причем сценарий именно «боевика», развлекательно-завлекательного фильма. Бери камеру и снимай. Но это, видимо, не так: за многие из романов режиссеры брались было, но вскорости отказывались по тем или иным, как правило, неясным причинам. Многие романы остались вообще не востребованы. Почему до сих пор никто не взялся, например, за «Хищные вещи века»? Может быть, и в самом деле с визуализацией там что-то не так?

Вот положа руку на сердце, ответьте: вы «Трудно быть богом» Фляйшмана вообще до конца досмотрели?

При экранизации произведение неизбежно меняется. Есть ли среди ваших книг те, чей жанр вы бы ни за что не хотели менять? Или, может быть, напротив, хотели бы взглянуть на какую-то из своих книг под неожиданным углом?

Я ко всему этому совершенно равнодушен. В возможность появления фильма, способного меня потрясти, я не верю, а совсем уж плохих фильмов, слава богу, сейчас не снимают.

Учитывая все экранизации ваших произведений и опыт участия в написании сценария «Писем мертвого человека», скажите, чего больше принесла вам работа на кинематограф — разочарования или положительных эмоций?

Не знаю, как насчет «положительных эмоций», но работать, как правило, бывало интересно. Впрочем, работать всегда интересно. Если получается и не впустую.

Горе от ума: из-за недозированной философской нагрузки «Гадкие лебеди» Лопушанского превратились в неудобоваримую притчу с расплывчатой моралью.

Не поступало ли предложений от западных кинокомпаний о покупке прав на экранизацию ваших книг? Если нет, то согласились бы, предложи вам это кто-нибудь сегодня?

В разное время у нас «с заграницей» было заключено несколько договоров об экранизации. Самый «серьезный» — с TriStar Pictures на повесть «Пикник на обочине». Фильм снят не был, а права на него неоднократно переходили (и переходят, кажется, до сих пор) из рук в руки — все с тем же печальным итогом. Тем более печальным, что по молодости и неопытности мы в свое время подписали договор кабальный и предельно жесткий — из-за него мы теперь даже права сделать по мотивам «Пикника на обочине» компьютерную игру не имеем. Греки сняли фильм по «Миллиарду лет», чехи — по «Малышу», поляки — по «Отелю». Немцы, как хорошо известно, — по «Трудно быть богом». Получившиеся фильмы — все достаточно посредственные. Я, разумеется, не отказался бы и еще от парочки договоров, но исключительно из коммерческих соображений. Надежды получить хорошую картину, основанную на книгах Стругацких, у меня больше нет.

Фрэнк Миллер после экранизаций его комиксов «Город грехов» и «300 спартанцев» сам занял место режиссера фильма «Мститель». Скажите честно, если бы были силы и время, хотели бы вы лично воплощать сюжеты своих книг на кинопленке?

С тем же успехом вы могли бы спросить, не хотел бы я дирижировать Большим симфоническим оркестром. Я ничего не знаю об этой работе, кроме того, что она дьявольски сложна и требует высочайшей квалификации. Точно так же я ничего не знаю и о работе кинорежиссера. Когда, глядя на Сокурова или Германа, я пытаюсь хотя бы представить себя на этой должности, то внутренне содрогаюсь: совершенно ясно, что это не для меня. Это бремя вообще не для простого человека, а для человека особенного — «каким вы никогда не будете».

«Трудно быть богом» Алексея Германа называют одним из величайших событий в истории отечественного кино. Вопрос только: доживем ли мы до премьеры?

Большое спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы.

Избранная фильмография

Вот неполный перечень фантастических фильмов, снятых по мотивам произведений Стругацких сначала советскими, а затем и российскими режиссерами.

«Отель «У погибшего альпиниста», 1979 год

По одноименной повести братьев Стругацких

Режиссер: Григорий Кроманов.

«Сталкер», 1979 год

По повести «Пикник на обочине»

Режиссер: Андрей Тарковский

«Чародеи», 1982 год

По мотивам трилогии «Понедельник начинается в субботу»

Режиссер: Константин Бромберг

«Письма мертвого человека», 1986 год

Режиссер: Константин Лопушанский

«Дни затмения», 1988 год

По повести «За миллиард лет до конца света»

Режиссер: Александр Сокуров

«Искушение Б.», 1990 год

По повести «Пять ложек эликсира»

Режиссер: Аркадий Сиренко

«Гадкие лебеди», 2006 год

По одноименной повести братьев Стругацких

Режиссер: Константин Лопушанский

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Waterplz
№ 1
24.01.2009, 20:14
шикарное интервью. я даже распечатал его себе на память.
Franka
№ 2
16.04.2009, 19:41
Борис Натанович канонизирован прижизненно.
Кувалда Шульц
№ 3
16.04.2009, 19:47
Franka, Почему?
Franka
№ 4
16.04.2009, 19:50
Кувалда Шульц, ты бы почитал про конвенты, про его вес в писательском сообществе, про его систему премирования МТА... Грустно все это.
Кувалда Шульц
№ 5
16.04.2009, 19:54
"Не сотвори себе кумира(ов)..."
Argumentator
№ 6
16.04.2009, 20:31
Но не стоит отрицать заслуг. Впрочем, честно сказать, творчества Бориса Стругацкого я не читал - ничего сказать не могу. А вот такого автора, как "Аркадий и Борис Стругацкие" я уважаю и люблю.
Винкельрид
№ 7
16.04.2009, 20:36
Я прошу прощения, если не в тему, но Б.Н. пишет вообще сейчас или уже так... по конвентам?
Siziff
№ 8
16.04.2009, 20:38
Цитата:
Сообщение от Franka Посмотреть сообщение
Кувалда Шульц, ты бы почитал про конвенты, про его вес в писательском сообществе, про его систему премирования МТА... Грустно все это.
Сила писателя не в перечисленном.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться