Google+
Что делать, если вы попали в фэнтези? BADASS Мир Черного отряда Глена Кука МИРЫ. BATTLETECH
Версия для печатиИнтервью: Наше кино. «День рождения Алисы» — интервью с режиссёром
Кратко о статье: Беседа с Сереем Серегиным — режиссером нового мультфильма, основанного на приключениях Алисы — знаменитого персонажа Кира Булычева.

День рождения Алисы

Приключения продолжаются

Полнометражная анимация давно перестала быть чудом из чудес. Disney-Pixar и Dreaworks регулярно выпускают полнометражные мультфильмы. Теперь за ними потянулись и российские студии, массово перепевая сказки, легенды и былины. Но если сюжетов и источников вдохновения у нас непочатый край, то сам стиль рисования нынче хромает на все конечности. Профессионалов откровенно не хватает, и отечественные умельцы стараются заимствовать стиль зарубежных коллег.

Вот и мечутся мультипликаторы между «Диснеем» и аниме — как между Сциллой и Харибдой. Тут, можно сказать, прям откуда ни возьмись, появляется команда, которая во всеуслышанье заявляет: «Эй, ребята, хватит заниматься подражательством! У нас есть своя, советская школа анимации, с традициями, стандартами качества и фантастическими прорывами». О школах анимации, вопросах качества и рисках создания анимационных картин в наше время мы поговорили с режиссером мультфильма «День рождения Алисы» — Сергеем Серегиным.

Каждый выбирает свою «генеральную линию»...

Сергей Серегин в начале 90-х работал на Новосибирском телевидении редактором, автором телепередач и режиссером. В 1993 году организовал при новосибирском телевидении курсы анимации. Работал на «Союзмультфильме», в школе-студии «ШАР». С 1996 года трудится в кинокомпании «Мастер-Фильм» и Дирекции Открытого Российского фестиваля анимационного кино.

Сергей, давайте расставим точки над «i»: почему во время засилья блокбастеров ценой в сотни миллионов вы решили делать полнометражный мультфильм?

Мы с вами живем во времена «формата». Сейчас все определяет это волшебное слово. Раньше была цензура политическая, идеологическая, внутренняя, а теперь все значительно проще. Продюсеры, кинопрокатчики, особенно телеканалы не должны объяснять, что им не нравится в вашей идее — они просто говорят: «Это не наш формат». Неформатному кино пробраться к зрителю трудно. Для современной анимации «формат» — это или полный метр, или сериал. Все остальное никому не нужно. Даже понятие «сборник мультфильмов», некогда популярное, начисто забыто. За последние пятнадцать лет российскими анимационными студиями созданы сотни небольших мультфильмов продолжительностью от 1 до 10-15 минут. Кто их видел? Кто их показывает? Многие студии пытаются переориентировать производство на полнометражное кино — на большие проекты. Если это получится, анимация сможет стать бизнесом и перестанет зависеть от государственной поддержки, что совершенно не исключает необходимость этой самой поддержки для фильмов «неформатных», некоммерческих, вроде дебютов и авторского кино. То есть фильмов, определяющих стратегию развития всей отрасли и отрабатывающих новые приемы и формы, которые потом могут быть востребованы и в коммерческой анимации. Это как в науке: есть фундаментальные исследования, а есть прикладные. Одно без другого существовать не может, ну а то, что бюджеты наших «блокбастеров» не дотягивают до голливудских, — отдельная тема. Хотя зрителю зачастую неважно, были ли в ваш фильм вложены большие деньги или нет, тем более что наш основной зритель — дети.

Дерни, деточка, за веревочку — Громозека и появится.

Детские мультфильмы сейчас делают с навязчивым патриотическим уклоном — про бравых богатырей или прогрессивных аристократов княжеского рода. Вы намеренно самоустранились от «генеральной линии»?

Не думаю, что существует какая-либо «генеральная линия». Замысел полнометражного фильма — это одна из многих составляющих. Это и попытка угадать, что будет интересно зрителю, на что дадут деньги инвесторы, как задумку можно воплотить в условиях российской действительности. Немаловажны и сроки: полнометражный мультфильм делается несколько лет. И если вы беретесь за проект, нужно отдавать себе отчет, что в ближайшие годы вам придется заниматься только им. Поэтому каждый сам выбирает свою «генеральную линию».

Обо всем этом думали и мы, когда только начинали делать «День рождения Алисы». Мы еще не знали, как будет выглядеть фильм, зато точно представляли, как он выглядеть не должен. Мы не хотели копировать изобразительную стилистику импортного анимационного кино.

Животных в вольерах с рук не кормить! Цветы, кстати, тоже.

То есть это наш ответ Диснею и аниме? Как всегда было принято в России — вы пошли собственным путем?

Не могу сказать, что тот путь, по которому мы пошли, какой-то особенный. У нас хороший фундамент — школа отечественной анимации. В определенном смысле мы делали кино в стиле «ретро». Но этого требовал и сам материал, ведь Алиса в нашем фильме попадает в прошлое планеты Колеида, очень похожей на Землю. Если проводить параллели с историей Земли, то время действия фильма — пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века.

Будет несправедливо утверждать, что ничего из зарубежных наработок мы не использовали. Разработка сюжета, грамотная подача материала, ритмическое построение фильма, безукоризненно качественное технологическое исполнение — многому стоит поучиться у наших коллег.

Вот она — героиня не нашего времени.

Но почему именно Алиса? Книгами Кира Булычева мы все зачитывались в самом нежном возрасте — получается, что мультфильм из детского плавно превращается в семейный, поскольку рассчитан, в том числе, и на поколение 70-х?

Да, это справедливо. Более того, я сам, если честно, рассчитываю на то, что основной наш зритель — это мои ровесники. Мамы и папы, которые выросли на книгах Булычева, которые еще в детстве полюбили эту замечательную девчонку, Алису Селезневу. Теперь у них самих подрастают дети, и они смогут вместе пойти в кино, чтобы посмотреть фильм о новых ее приключениях.

Мы спасаемся от чего? Правильно — от засилья иностранной анимации.

А не страшно ли было и вам, да и вообще всей съемочной группе замахиваться на экранизацию фантастической, да что там говорить, классики, знакомой практически каждому до последней запятой?

Алиса Селезнева, как теперь говорят, «раскрученный бренд». Ее знают уже практически 40 лет. Книги разошлись миллионными тиражами, фильмы «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего» стали культовыми. Хорошее, с первого взгляда, подспорье в продвижении фильма. Но это же может стать и причиной неприятия: у каждого своя Алиса — сравнения неизбежны. Много усилий нужно приложить, чтобы наша версия стала убедительной и зритель принял бы нашу Алису.

Бояться нам пока некогда: очень напряженная была работа. Страшно станет перед выходом фильма, перед тем моментом, когда его, наконец, смогут посмотреть зрители.

Смех смехом, а у геологов будущего тоже проблемы с финансированием.

«День рождения Алисы» обязательно будут сравнивать с «Тайной Третьей планеты» Романа Качанова. Готовы к заочному соревнованию с классикой?

Мы никоим образом не хотим ни противопоставлять свою работу тому, что уже было сделано, ни доказывать, что наша трактовка самая правильная. Сравнения — дело неблагодарное. Каждый фильм создается по своим внутренним законам. Можно говорить об удаче или неудаче, о том, что можно было бы все сделать иначе, но применительно только к данному проекту, не оглядываясь на остальных. Повод для сравнений могут дать только люди, которые все это задумали и сделали: сценаристы Андрей Житков и Андрей Саломатов, художник Сергей Гаврилов, композитор Дмитрий Рыбников, актеры Яся Николаева, Евгений Стычкин, Алексей Колган, Роман Стабуров, и многие другие участники. Если наше кино убедительно, если характеры заданы и раскрыты, если зритель не скучает, то никаких сравнений и не требуется. Сравнивать начнут, если мы что-то сделали не так.

«День рождения Алисы» — музыкальный мультфильм. Расскажите о песнях, названных в пресс-релизе «потенциальными хитами».

Прорисовка мимики — один из важнейших этапов создания персонажа.

В фильме будет пять песен. Есть откровенно пародийные, есть серьезные лирические произведения, есть шуточные. Композитор Дмитрий Рыбников создал довольно разнообразный музыкальный образ для нашей фантастической истории.

А актеры, голоса за кадром? Как вам удалось отыскать стопроцентного Громозеку и нереально достоверного профессора Рррр? И, главное, кто дублировал Алису?

Актеров подбирали долго, но, услышав пробы Алексея Колгана (Громозека) и Евгения Стычкина (профессор Рррр), мы сразу поняли: вот они — наши герои. Кстати, Евгений Стычкин долго не мог найти время и приехать на пробы: был очень занят на съемках и в театре, а нас уже сроки поджимали. Стали думать о другом актере, но Женя очень просил дождаться его: он любил эту книжку и был уверен, что сыграет хорошо. Так и получилось. Что касается Алисы, то мы сразу решили: будем искать на эту роль не профессиональную актрису, а ребенка. Работать с детьми в студии у микрофона намного труднее, даже чем на съемочной площадке — там хотя бы есть декорации, партнеры, костюмы и грим. У нас реплики записываются до того, как фильм начнут рисовать художники. Актеру приходится воображать все: где он находится, что с ним происходит, как выглядит его персонаж. Взрослому и опытному артисту это сложно, не то что ребенку. Мне кажется, что Яся Николаева, московская школьница, озвучивавшая Алису, справилась с ролью блестяще.

Традиционное пожелание нашим читателям. В феврале бежать в кинотеатры — это понятно. А еще?

Не забывать, какими мы были в детстве — о чем мечтали и что переживали.

Трудовые будни актеров озвучки.

***

Первые кадры «Дня рождения Алисы», честно признаться, не впечатляют — мультфильм действительно выглядит донельзя архаичным. Но через несколько минут забываешь о достижениях 3D- и 2D-анимации. Создатели фильма равняются на своих учителей и так же, как и они, берут за душу не картинкой, а быстрой сменой планов, глубокими характерами героев, их взаимоотношениями. Можно долго спорить, хорошо это или плохо. Но не забывайте — лучшим мультфильмом в истории анимации признан наш «Ёжик в тумане».

Наше досье

День рождения Алисы

Жанр: Анимационный фантастический экшен

Премьера: 19 февраля 2009

Производство: «Мастер-Фильм»

Режиссер: Сергей Серегин

Сценаристы: Андрей Житков, Андрей Саломатов, Сергей Серегин

Продюсеры: Вячеслав Маясов, Александр Герасимов

Роли озвучивали: Яся Николаева, Евгений Стычкин, Алексей Колган, Роман Стабуров

Комментарий Сергея Гаврилова — художника-постановщика фильма

Полнометражный фильм — серьезный вызов, к тому же если его жанр — фантастика. Это очень интересно, но чрезвычайно сложно. Художник, делая то или иное произведение, всегда опирается на вкусы и нравы времени, в котором живет. Но если речь идет о фантастике, художник должен рассчитывать только на свою фантазию. Представьте, что все — от интерьера комнаты до космического корабля и архитектуры целого города — предстоит придумать именно вам. Причем визуальный ряд должен подчиняться единому стилю. В игровом кино существует художник-постановщик, художник по костюмам, художник-гример и т. д., а в анимации все эти профессии совмещены. В мультфильме намного больше способов для самовыражения, но и ответственности куда больше.

Над фильмом работает много человек: ассистенты, фоновщики, прорисовщики, фазовщики и т. п. Все они без исключения талантливые профессионалы и, конечно, абсолютно разные люди, а фильму нужно одно выверенное стилистическое решение. Проходит немало времени, прежде чем коллектив начинает работать, как один слаженный механизм.

Про технологию скажу, что мы придерживались советской классики, но было и много нововведений: мы не боялись экспериментов, не искали легких путей, вкладывали душу и весь накопленный опыт.

Комментарий Сергея Чекмаева — фантаста, сценариста, литературного редактора

Мне довелось принять участие в работе над проектом «День рождения Алисы», когда большая часть материала была уже готова. Конечно, я видел предварительную версию на Евросконе, но в ней было много недоработок, да и обстановка не располагала к серьезному просмотру. Когда же мы сидели в крошечной студийной комнатке и гоняли фильм взад-вперед чуть ли не по кадрам, придумывая новые шутки и оттачивая фразы, мультик меня приворожил. Не могу сказать, что он отличается какими-то новаторскими решениями, нереально сказочной графикой или необычным сюжетом (повесть Кира Булычева я знаю почти наизусть). Просто я давно не видел настолько светлых и добрых мультфильмов. Кто из читателей прямо сейчас сможет вспомнить хотя бы один полнометражный анимационный боевик (а по количеству погонь и экшена «День рождения Алисы» — именно боевик), в котором ни разу не выстрелили из оружия? Да, можно со многим не соглашаться: и Громозека «не такой», и Алису осовременили, и база временщиков на мертвой Колеиде куда больше подходит геологам 70-х. Зато в мультфильме царит непередаваемая атмосфера советской анимации, а легкая ирония над «старыми временами» не превращается в модный нынче пошловатый стеб а-ля «Комеди Клаб».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
29.01.2009, 00:49
Жду двумя руками!
Алиса Селезнёва - это такой советско-русский миф XX века, который еще снимать и снимать. Наша "страна Оз" и "Бесконечная История". И с воплощениями на экране пока не очень везет. Еще ни в одном фильме, например, Пашку Гераскина не показали.
Единственное, что в этом проекте напрягает - музыка. В "Тайне третьей планеты" (на которую ориентируются создатели) был мощный атмосферно-электронный саундтрек аля Эдуард Артемьев. Здесь же будут обычные поп-песенки.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться