ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ Дэнни Эльфман Путеводитель по «Звездному пути»
Версия для печатиФутурология: Футурология. ГМО: Модифицированная пища будущего
Кратко о статье: Генетически модифицированные продукты: угроза или надежда?

Трансгенная угроза

Модифицированная пища будущего

Любите запивать чипсы и шоколад газировкой? Тогда будьте готовы к тому, что в один прекрасный (или не очень) день обнаружите у себя копыта, крылья и третий глаз — набор нововведений варьируется в зависимости от того, какую фантастическую вселенную вы предпочитаете. Совсем неплохо, если вы фанат Человека-паука, а что, если в качестве кумиров значатся Фродо или Буратино?

Употребление генетически модифицированных организмов (ГМО) представляет огромную опасность для человечества. Такая мысль внушается общественности директорами и ведущими учеными разнообразных коммерческих биоцентров и «зелеными» организациями. Негативное воздействие ГМО объясняется тем, что при их употреблении человеческому организму приходится иметь дело с искусственно созданными элементами. Как следствие, никто из употребляющих трансгенные продукты не останется без какой-нибудь мутации.

Панацея

Типичный заказ в заведении фаст-фуда: гамбургер, кока-кола и картошка. Каждый из этих продуктов содержит ГМО.

Особенно негативное отношение к ГМО навязывается в нашей стране. Трактовать это можно двояко: как происки конкурентов, не желающих открывать России доступ к перспективной технологии, надеясь повторить фокус с кибернетикой и генетикой в СССР, или же как результат активной защиты населения от вредоносных продуктов.

«Погружение» на генный уровень состоялось в 1970-х, когда ученые открыли ферменты, способные разрезать ДНК и считывать ее структуру. ГМО представляют собой живые организмы, структура ДНК которых искусственно модифицирована. Такая ДНК называется рекомбинантной. В 1982 году были модифицированы бактерии кишечной палочки, которые стали синтезировать идентичный человеческому инсулин — это открытие спасло жизнь миллионам людей. Сегодняшнюю работу генетиков можно сравнить отчасти с игрой в конструктор Lego, только вместо кубиков используются блоки-гены.

ДНК-принтер — комбинировать гены можно кликами мышки.

В 1994 году началась коммерческая продажа ГМ-продуктов. Первыми на прилавок вышли созданные в Калифорнии устойчивые к гниению помидоры. С этого момента началось бурное развитие индустрии. Если в 1995 году по всему миру выращивались ГМ-культуры только на 1,7 млн гектаров, то в 2007-м уже было задействовано 114 млн гектаров. Как ни странно это слышать ярым противникам ГМО, прогрессивные США — не только лидер по производству ГМ-культур (57, 7 млн гектаров), но и первые по их потреблению. Активно к новой технологии приобщаются также Бразилия, Аргентина, Канада, Китай и Южная Африка.

Самое время насторожиться: десяти лет еще не прошло — последствия от потребления «растений-мутантов» досконально не изучены, но посевные площади активно выделяются под их новые виды. Оказывается, фермеры снимают больший урожай с меньших площадей, а в свете мирового продовольственного кризиса это остается решающим фактором.

В России ГМО официально не выращиваются. К нам они попадают в виде компонентов для производства пищевых продуктов и в качестве корма для скота. Экономичность ГМО легко проиллюстрировать следующим образом: если Россия откажется от импорта ГМ-сои, то станет нечем кормить скот, и деятельность почти всех птице- и животноводческих ферм окажется парализованной. В Европе скот преспокойно кормят модифицированными продуктами.

Только в компьютерной игре Evolva, отведав существа иной породы, можно научиться в него превращаться.

Наиболее распространены среди пищевых трансгенных культур соевые бобы, кукуруза и картофель — ценные источники белка и витаминов. Нововведения в культурах пока что трудно назвать кардинальными. Неудивительно, ведь новые сорта с уникальными свойствами требуется не только получить, но и протестировать. В ГМ-сое видоизменен всего один фермент, но благодаря ему растение неуязвимо для очень эффективного и нетоксичного гербицида Roundup компании Monsato. Таким образом, убивающий сорняки химикат можно распылять не только до посева культуры, но и в любое время, пока она созревает. В выигрыше остается вся экосистема: почву раствором с Roundup обрабатывают вместо четырех раз всего один — в сточные воды попадает намного меньше химии.

В пищевой промышленности 21 века трудятся и ГМ-бактерии. Микроорганизмы участвуют в производстве хлеба, йогуртов и фруктовых соков. Два года назад в Германии создали штамм лактобактерий, который ферментирует молочный сахар лактозу (состоящий из галактозы и глюкозы) только до стадии глюкозы. Дело в том, что в обычные кисломолочные продукты требуется добавлять синтетические подсластители, поскольку обычная глюкоза будет разлагаться. В полученный же с помощью немецкого изобретения йогурт добавлять сахар не требуется. Кроме того, штамм действует эффективнее натуральных лактобактерий, а значит, его можно использовать в создании продуктов для аллергиков.

Помидор из камбалы

Такими ГМ-продукты обычно предстают в воображении тех, кто прогуливал уроки биологии в школе.

Активно муссируется слух о неких морозостойких помидорах с геном глубоководной камбалы. Миф родился после беседы двух генетиков на каком-то научном собрании. Ученые мужи задумались над возможностью использования криобелков камбалы в помидорах.

В 1991 году компания Calgene начала испытания помидоров сорта Flavr-Savr. Новые томаты дольше хранились, следовательно, продавать их можно было по меньшей цене. ГМ-помидоры для выпуска томатной пасты стала применять и компания Zeneca. На рынок США после продолжительных испытаний трансгенные помидоры и паста вышли в 1994 году и, несмотря на надпись genetically modified, получили большую популярность. Рынок помидоры Calgene покинули в 1997 году из-за локального неурожая и патентных исков со стороны других компаний. Через пару лет по тем же причинам свернуть выпуск пасты пришлось и Zeneca. Владельцем Calgene стала компания Monsato, выращивающая различные сорта помидоров, устойчивых не только к гниению, но и к вредным насекомым. Однако продажи еще не начинаются из-за высоких коммерческих рисков, вызванных негативным отношением общества к ГМ-продуктам.

Условно ГМО можно разделить на два поколения. ГМО первого обладают защитой от гербицидов и насекомых и обеспечивают лучшие урожаи, чем натуральные культуры. Модификанты второго поколения характеризуются пищевыми полезными свойствами.

В апреле этого года на Филиппинах начались «полевые испытания» риса Golden Rice, который содержит витамин A (каротин) и имеет желтый окрас. Важность исследования трудно переоценить — каждый год один миллион детей умирает из-за недостатка витаминов. Сорт может стать общедоступным в 2011 году.

Обычный рис (слева) и два сорта «золотого» риса.

В нашей стране иммунитет можно будет повышать не только привычным чесноком. Отечественные ученые с прошлого года ведут испытания моркови, которая содержит белки-стимуляторы иммунной системы. Положительный эффект от употребления модифицированного овоща зарегистрирован у лабораторных животных. Следующие в очереди на испытания — добровольцы.

Над проблемой кишечных инфекций бьются ученые Калифорнийского университета. Биологи вырастили коз с геном человеческого лизоцима — антибактериального фермента, который содержится в грудном молоке. ГМ-молоко поможет решить проблему детской смертности и улучшит пищеварение.

Идею продавать продукты с увеличенным содержанием полезных веществ поддерживают и в институте Рослин, где вырастили овечку Долли. Сегодня там живут более пятисот ГМ-куриц. Их яйца отличаются высоким содержанием важных для человека белков. Исследования в области разведения ГМ-птиц ведутся в институте уже пятнадцать лет, а в последние пять начались клинические испытания.

Что считать ГМ-продуктом

Уже сегодня в магазинах почти нет продуктов, лишенных ГМО. По этой причине во многих странах, в том числе и России, был введен стандарт — считать модифицированным продуктом тот, в котором содержится более 0,9% ГМО. В зависимости от законов региона, производители обязаны наклеивать этикетку с предупреждением «содержится ГМО» на соответствующие продукты питания. В США, Канаде и Аргентине подобные этикетки вообще не требуются, а в Японии и в Австралии установлен 5% порог.

Риски ГМО

Клубничные бананы вполне могут стать реальностью. И стоить будут недорого.

Казалось бы, нас ждут радужные перспективы. Через какие-нибудь пять лет мировой продовольственный кризис канет в Лету: жуя раз в неделю морковку, можно будет спастись от всех болезней, а бананы со вкусом клубники будут одними из многих гибридных лакомств. Но картину омрачают протесты «зеленых», моратории развитых стран на ГМ-продукты и мода на все натуральное, пусть червивое и кислое. Между тем подтверждена небезопасность ГМО.

В Австралии в течение десяти лет тестировали сорт ГМ-гороха. В последнем эксперименте обнаружилось, что горох вызывает иммунную реакцию у крыс — появляются опухоли в легких. Программу пришлось свернуть. В США же в начале года отозвали весь ГМ-рис одной немецкой компании, причем собранный урожай предписали уничтожить.

Такие случаи не единичны. До сих пор не существует стопроцентно эффективной методики, которая могла бы выявить нежелательные эффекты ГМ-продуктов. Кроме того, даже если тестирование пройдет успешно, есть вероятность, что отражаться вредное воздействие ГМ-пищи будет на следующих поколениях людей. По некоторым исследованиям российских ученых, потребление ГМ-сои серьезно влияет на способность мышей к воспроизводству. Крысята рождаются хилыми, из помета выживает только половина. В официальных тестах ГМ-соя проверяется лишь на здоровых мышах.

Есть риск появления суперсорняков, устойчивых к гербицидам. Такие растения могут появиться, если ГМ-культура скрестится с сорняками. Опять же, может нарушиться баланс экосистемы. Фермеры обнаруживали ростки ГМ-сои в двадцати километрах от посевов. Защищенные от насекомых растения обрекут их на голодную смерть, как следствие, пострадают птицы и животные, которые питаются вредителями. Помимо прочего, нет никакой гарантии, что при пересадке полезного гена от одного продукта другому в нем не появятся вещества-аллергики или того хуже — яд.

Однако без модифицированных продуктов мировой экономике придется тяжко. Сегодня отказ только от ГМ-сои спровоцирует серьезный скачок цен на большинство видов продовольствия. В будущем неприхотливые и насыщенные витаминами культуры окажутся способны обеспечить сбалансированное питание миллионам людей. Такие растения и животные могут поступить в продажу уже в ближайшие годы.

Как в рекламе: был рис простой, а стал золотой.

Альтернативы ГМО

Альтернатива ГМО одна-разъединственная — натуральные продукты. В странах ЕС еще в 1991 году был введен стандарт Organics, который подразумевает использование на всех этапах производства пищи экологически чистых компонентов и сертифицированных технологий. Растения не мучают гербицидами, а почву не накачивают химическими удобрениями. Борются с вредителями и улучшают плодородные качества земли исключительно биологическими методами. В большей части работ даже не используется техника — трудоемкие процедуры выполняются вручную. Одним словом — шаг в прошлое ради светлого будущего.

Получающиеся «органические» продукты обычно содержат на 20-30% витаминов и полезных веществ больше, чем те, которые лежат на прилавках. Но такие продукты сегодня выращивают в явно недостаточном количестве. Дефицитный товар обходится дорого и востребован в основном обеспеченными эстетами.

В отличие от прочих рыб, эту, возможно, потребуется разводить в горшках.

Прокормить тысячу человек тремя хлебами — вот что сулят ГМО. Они же позволяют отказаться от обработки посевов ударными дозами химикатов для уничтожения насекомых и сорняков. Вместе с тем надо с осторожностью относиться к чудодейственным продуктам. Только всесторонне протестированные имеют право попасть на тарелку. Например, лекарственные препараты из полученных химическим путем веществ потенциально несут куда большую опасность и по этой причине подвергаются многолетней проверке. Но ведь никто не собирается отказываться от средств от диареи или таблеток против головной боли? Также и ГМО надо тщательно проверять. Это перспективная отрасль науки 21 века, развивать которую стоит с ничуть не меньшей активностью, чем нанотехнологии.

Рено Гринлиф
№ 1
11.01.2009, 21:26
Одна половина мира умирает от голода, другая - от ожирения. Благодаря "генетически модифицированным продуктам" ожиревшая часть окончательно вымрет. Население уменьшится, еды хватит на всех.
Iron Man
№ 2
12.01.2009, 15:34
Ооо.. эт прям почти по моей специальности... На форуме уже говорили об этом мы, кстати... В общем, не нужно кушать всякую дрянь фастфудовскую... А вот на традиционную надо налегать, хотябы ради потомков.
Beyond
№ 3
14.01.2009, 15:53
Сообщение от Prometheus Посмотреть сообщение
В общем, не нужно кушать всякую дрянь фастфудовскую.
Порой такую вкусную и желанную.

Сообщение от Prometheus Посмотреть сообщение
... А вот на традиционную надо налегать, хотябы ради потомков.

Что есть традиционная еда?
Snake_Fightin
№ 4
14.01.2009, 15:55
Сообщение от Beyond Посмотреть сообщение
Что есть традиционная еда?
Наверно тела мёртвых животных, убитых дубиною, приготовленные самолично.
Beyond
№ 5
14.01.2009, 16:00
Сообщение от Snake_Fightin Посмотреть сообщение
Наверно тела мёртвых животных, убитых дубиною, приготовленные самолично.
Хмммм.... тогда мы все старательно жрем фастфуд.
Caleb
№ 6
14.01.2009, 16:22
Статья с явной претензией на "объективность". Претензией неоправданной, поскльку вся "объективность" строится на попытке автора усидеть на двух стульях, угодив и "вашим" и "нашим". Мол, фасеточные глаза у вас не вырастут, но, "нет дыма без огня".
Про осторожность правильно написано, как и про "отсутствие 100% методик по выявлению опасностей от ГМ". Но, проблема в том, что к так называемым "натуральным продуктам" это тоже относится. Мало кому известно, что при получении новых сортов растений используются такие "натуральные" средства, как радиоактивное облучение и химикаты, вызывающие мутагенез. Таким путем получено примерно 2200 сортов различных культур. Так что "натурал", который вы едите "в знак протеста против ГМ", может оказаться мутантом.
Но и обычное скрещивание небезопасно.
«К примеру, латинские буквы (Т, N, V, F) на упаковках семян томатов означают устойчивость к различным заболеваниям, полученную путём скрещивания с несъедобным для человека диким томатом. Помидоры, устойчивые к нематоде, содержат встроенный из генома его дикого сородича N сегмент (3,5 млн нуклеотидных пар), что составляет 0,3% от всей ДНК томата (для сравнения: ген устойчивости в трансгенных растениях имеет всего около 7 тысяч пар нуклеотидов). Таким образом, обычное скрещивание помимо нужного гена внедряет в растение несколько десятков лишних неизвестных генов. А гены из несъедобного растения вполне могут кодировать токсины, аллергены и другие, вредные для человека вещества. И вот парадокс: томат, в который методами генной инженерии перенесли один-единственный известный и проверенный ген, будут тщательно изучать и регулировать его распространение, а томат, в который обычной селекцией перенесли десятки неизвестных генов, по международным правилам не требует никакого контроля и изучения.» «Наука и жизнь». - 2003, №11. - С.66-72; №12.- С.74-79. http://wsyachina.narod.ru/biology/genetic_modify.html
И еще. Меня очень обрадовал кусок в статье, где рассказывается о «натуральных продуктах». Особенно часть, где сказано про отсутствие техники. Неужели есть среди вас наивные люди, которые поверят, будто жители Европы и Северной Америки будут «копать картошку» вручную. После наступления «светлого будущего без ГМ» работать придется совсем другим людям из совершенно других стран. Это будет вторым изданием рабства. На этот раз под экологическими знаменами.
Angel_dnja
№ 7
24.03.2015, 20:59
Прочитав статью я так и не понял мнение автора, он поддерживает создание и выращивание ГМО или нет. То нет методик для определения негативных последствий ГМО, то большие результаты с малых посевных площадей. Насчет больших урожаев. везде где начинали выращивать ГМО. первые годы действительно они таковыми были, но потом ничем не отличались от урожаев даваемых обычными культурами, причем количество распыляемых гербицидов увеличилось, поскольку насекомые-вредители приспособились в этим культурам и гербицидам. Насчет методик, они уже давно есть и не плохо используются. А вообще не надо далеко ходить, даже не стоит сравнивать ни урожаи, есть один факт, подтвержденный исследованием: http://gmoobzor.com/stati/novoe-issl...nosti-gmo.html когда у 81% уже выращиваемых культур не проводились так называемые гистопатологические исследования (исследования на токсичность). Ну а теперь подумайте, кто теперь подопытная мышь, примеров к сожалению очень много.