Google+
Christmas ДНД И ФЭНТЕЗИ Обмен разумов с Робертом Шекли ghost in the shell
Версия для печатиМиры: Миры. «Игра престолов» Джорджа Мартина
Кратко о статье: Сегодня мы представляем вам фэнтези-вселенную "Льда и пламени", которая, несмотря на "юный возраст", пользуется огромной популярностью. Поклонники Джорджа Мартина восстановят в памяти целостную структуру сложного мира, а те, кто еще не знаком с творчеством писателя — увидят своеобразие и глубину проработки континента Вестерос и населяющих его культур...

Лед и Пламя

Мир Джорджа Мартина

"Когда вы, знатные лорды, играете в престолы, больше всего страдают невинные."

Произведения жанров фэнтези и фантастики описывают необычные, уникальные вселенные, которые сильно отличаются от привычного нам мира, в котором мы рождаемся, работаем и развлекаемся. За возможность погружения в иные пространства мы и любим фантастический жанр! Среди сказочных миров наиболее продуманные и оригинальные пользуются неподдельной любовью поклонников: мир перестает существовать в рамках своего источника (например, книги) и расширяется в смежные области (кинофильм, игры).

Сегодня мы представляем вам фэнтези-вселенную "Льда и пламени", которая, несмотря на "юный возраст", пользуется огромной популярностью. Поклонники Джорджа Мартина восстановят в памяти целостную структуру сложного мира, а те, кто еще не знаком с творчеством писателя — увидят своеобразие и глубину проработки континента Вестерос и населяющих его культур...

Мир, описанный в цикле Джорджа Р. Р. Мартина "Песнь льда и пламени" (на сегодняшний день вышло три тома — "Игра престолов", "Битва королей", "Буря мечей" и кое-что известно о четвертом — "Вороньем пире"; кроме того, существует отдельная повесть "Межевой рыцарь", своеобразное предисловие к циклу) — не совсем привычный мир фэнтези. Здесь нет эльфов или гномов — нечеловеческие расы если и были, то остались в преданиях далекого прошлого. Нет многочисленных волшебников, а те уникумы, которые имеются, не похожи на традиционного чародея с толстым томом под мышкой, в колпаке и мантии. Здесь почти отсутствуют чудовища и, главное, нет "великой битвы Добра и Зла" — хотя, казалось бы, название серии готовит к чему-то подобному. Однако это только способствовало появлению мира не просто оригинального, но весьма интересного и убедительного...

Джордж Раймонд Ричард Мартин — американский писатель, начавший публиковать свои научно-фантастические произведения с 1971 года (среди самых известных — "Умирающий свет", "Летящие сквозь ночь", "Путешествия Тафа", "Песчаные короли", "Тупиковый вариант"). С середины 1990-х годов Мартин переключился на написание цикла романов в жанре фэнтези под общим заглавием "Песнь Льда и Пламени" (A Song of Ice and Fire), и успех этого цикла превзошел все ожидания. "Песнь" еще не закончена (вышло менее половины запланированных автором томов), но уже переведена на многие языки (к сожалению, русский перевод — далеко не самый удачный), создаются фан-клубы, выпускается коллекционная карточная игра. И одна из причин успеха — несомненно, своеобразный мир, в котором разворачивается действие романов Мартина.

Большой атлас мира

Такого атласа не существует — хотя бы потому, что жителям мира Мартина этот мир известен только частично. Что, впрочем, и не удивительно: наиболее развитые его регионы находятся где-то на уровне земного пятнадцатого века, Великих географических открытий еще не произошло, и надобности выдумывать название для своей планеты у ее обитателей просто не возникало. Так что в центре повествования — один континент, Вестерос, на котором и разворачивается основное действие романов, а на периферии — заморские страны, куда ведут некоторые важные сюжетные линии.

Нед и Джейме.

Вестерос — это большой материк (по словам самого Мартина, избегающего в тексте романа точных измерений в милях или километрах, "величиной примерно с нашу Южную Америку"), простирающийся от полярных широт до субтропиков. В "Межевом рыцаре" и к началу действия "Песни льда и пламени" почти весь Вестерос, за исключением самых северных районов, находится под контролем одного государства — обширной союзной державы, именующей себя "Семь королевств". Об этом главном месте действия романа ниже потребуется рассказать подробнее.

В целом Вестерос создан по образцу позднесредневековой Европы. Со всеми положенными оговорками, разумеется — как и принято в фэнтези, пороха еще не изобрели, и самым грозным оружием массового поражения является "дикий огонь" — зажигательная смесь типа "греческого огня" или даже, скорее, современного напалма...

Заморские земли куда пестрее. Это и Вольные города — торговые олигархии венецианского или левантийского типа, ближайшие соседи и международные партнеры Вестероса. Это и Дотракийские степи, населенные варварами-кочевниками по азиатскому образцу. Есть и острова чернокожих, и рабовладельческие полисы, и классические "восточные базары", и далекий загадочный Асшай, откуда являются таинственные проповедники огненного божества Р’глора. Жрецы иногда действительно способны творить чудеса — это при том, что в Вестеросе религия давно выродилась во вполне формальный культ! Кстати, это практически единственные чародеи в книге.

В общем, максимальное разнообразие заморских земель, хотя посвящена им не слишком большая часть повествования. Выглядит это все ярко, колоритно, иногда убедительно (особенно кочевники и Вольные города), но зачастую все же слишком декоративно, "киношно". Как, наверное, и положено для загадочного Востока...

О западных землях у Мартина ничего не сказано — хотя ходят слухи, что из четвертого тома сериала и о них станет известно больше.

Иные из-за Стены.

Вардис Иген против Бронна.

Ресурсы в интернете

Официальный сайт писателя: www.GeorgeRRMartin.com

Иллюстрации Амока к циклу "Песнь льда и пламени": www.amoka.net

Геральдика мира Льда и Пламени: www.westeros.org/Citadel/Heraldry/

Главный фан-сайт: www.westeros.org

История Семи королевств

Но, конечно, основное действие происходит в более "европейском" Вестеросе. Последовательно его история не излагается у Мартина нигде — ее можно лишь восстановить по обрывочным сведениям, упоминаемым персонажами.

"Ничего ты не знаешь, Джон Сноу!".

Древнейшие обитатели Вестероса, полумифические Дети Леса, предстают в преданиях чем-то средним между общинниками каменного века и волшебниками-эльфами. За двенадцать тысяч лет до начала действия романов Мартина на Вестерос пришли так называемые Первые Люди — конники-земледельцы с бронзовым оружием. Дети Леса постепенно оказались оттеснены в глухие чащи, а Первые Люди основали те самые Семь Королевств, название которых сохранилось и в последующие века.

Еще четыре тысячи лет спустя явилась новая волна завоевателей — андалы, уже со стальным оружием. Они принесли новый культ Семи Богов, разгромили шесть из семи королевств: уцелело только самое северное, где и поныне сохранились некоторые традиции и элементы языка Первых Людей, и остатки культа, восходящего еще к Детям Леса. Многие андальские династии сохранили свое положение до времени действия "Песни". Самое южное из Семи Королевств, Дорн, было в дальнейшем (примерно за тысячу лет до начала действия) завоевано третьей волною пришельцев — ройнарами, смешавшимися с местным андальским населением и принесшими новую своеобразную культуру, в частности, совсем иные, чем в остальном Вестеросе, отношения между полами. Однако это осталось "местной спецификой", на которую патриархальные потомки андалов смотрели весьма подозрительно.

Гиганты.

Тем временем на Востоке успела расцвести и пасть могущественная Валирийская империя. Потомок валирийцев Эйегон Таргариен со своими двумя сестрами-женами примерно за триста лет до начала действия "Песни" вторгся в Вестерос. Войско его было малочисленно, но Эйегон обладал супероружием — тремя огромными огнедышащими драконами, обеспечившими ему победу. Вестерос пал, и династия Таргариенов воцарилась на всем континенте, приняв вассальную присягу от местных владетелей. Увы, и драконы, и династии равно старятся и умирают — а оставшись без драконов, Таргариены не сумели сохранить власть. Их последний полубезумный король умудрился навлечь на себя такую ненависть вестеросских владетелей, что вспыхнувший мятеж сокрушил род Таргариенов, только двое младших наследников успели бежать за море, чтобы там ожидать возможности возвращения власти... и появления новых драконов.

На престол вступил представитель одного из древних вестеросских родов Роберт Баратеон, ставший верховным королем Вестероса, а прочие Великие Дома Вестероса разделили власть "на местах". К сожалению, долгого мира не получилось — уже через пятнадцать лет началась та междоусобная война между Великими Домами, которая и служит основным фоном "Песни льда и пламени". Мартин не раз повторял, что прототипом для нее послужила Война Алой и Белой розы в Англии XV в., и намеки на нее действительно проскальзывают в книге то и дело, но ход событий и распределение сил в Вестеросе совсем иные.

"А после — разбил ей башку...".

Башня радости.

Зима близко, или Климат и магия

Джон против мертвяка.

Одна из главных особенностей Вестероса — это его климат. Кроме нормального года, здесь существуют длительные последовательные периоды похолодания и потепления климата (Зима и Лето с большой буквы). Зима — время гибельное для населения, особенно во владениях Королей Зимы, самого северного из вестеросских уделов: ни для чего, кроме отчаянной круглогодичной борьбы с голодом и холодом, времени просто не остается.

Хуже того, Зима — пора активизации странных существ, обитающих в приполярных районах материка, "Иных": живого (или не совсем живого...) воплощения одного из двух главных начал мартиновского мира — Льда. Это странные человекообразные создания, бессловесные, холодные и синеглазые, не только беспощадно уничтожают людей на своем пути, но и способны создавать из убитых некое подобие зомби. Для защиты от этих тварей (единственных, кроме драконов, сверхъестественных существ в мире Мартина) еще Первые Люди воздвигли огромную Стену — циклопическую цепь укреплений, пересекшую поперек весь север Вестероса (как Адрианов вал — Англию).

Турнир Десницы.

Стена защищена древними, забытыми чарами и неприступна для Иных; охрану ее несет так называемый Ночной дозор — войско, собираемое со всех Семи Королевств. Ночной Дозор комплектуется отчасти из добровольцев благородного происхождения, отчасти, напротив, из преступников, для которых пожизненная служба на обледенелой Стене оказывается единственной альтернативой смертной казни. Дозорные приносят обеты безбрачия и верности и организованы почти по системе религиозно-рыцарского ордена, однако пестрота их состава грозит оказаться роковой: с годами добровольцев на Стене становится все меньше, а преступников — все больше.

А по ту сторону Стены обосновались не только Иные (их мало, а временами они вообще исчезают или скрываются на целые столетия), но и беженцы, мятежники и изгнанники со всех Семи Королевств, так называемые Одичалые, сумевшие за века создать свое общество в крайне суровых условиях и представляющие постоянную угрозу для цивилизованного Вестероса. Одичалые — те же люди, и они неподвластны древним чарам Стены: сдерживать их может только военная сила Дозора...

Танец с Огнем.

Если Иные — это Лед; кем же представлен Огонь? С одной стороны, это драконы, с другой — жрецы культа Р’глора. Драконы у Мартина — это не древние и мудрые существа, а просто гигантские летучие огнедышащие гады с весьма своеобразным жизненным циклом. Их можно приручить, но они не разумнее собак или лошадей (или очень искусно скрывают свою разумность). Казалось, последние драконы вымерли при дворе Таргариенов — но, разумеется, уже в первом томе оказывается, что это не совсем так...

Жрецы и жрицы огненного божества Р’глора (хотя, конечно, далеко не все) способны творить чудеса, причем двоякого рода — кроме всякой пиротехники, они могут иногда воскрешать мертвых (правда, в таком виде, что это не выглядит слишком завидной участью) или создавать губительных призраков. Жрецы готовятся противостоять силам Льда жестко и беспощадно — и оказаться у них на пути простым смертным почти столь же небезопасно, как встретиться с Иными.

Кроме нескольких очевидных завязок сюжетных линий в романах Мартина имеется и тайная завязка — пробуждение в мире магических сил. За Стеною вновь появляются ставшие почти баснословными Иные, обнаруживаются сохранившиеся яйца давно погибших драконов, облаченные в красное жрецы Р’глора начинают призывать божественные силы, и, по слухам, даже появляются способы сокрушить тысячелетние чары Стены... Однако это — лишь фон и скрытый двигатель рассказываемой автором истории.

Подавляющее большинство героев не сознает происходящего, они поглощены политическими интригами, войнами и личными проблемами — и читать об этом оказывается зачастую интереснее, чем о драконах и ледяных духах. Все-таки главный талант Мартина — не в создании таинственных миров (несмотря на его прежний немалый опыт — вселенная его научно-фантастических романов тоже была по-своему очень выразительна и красочна), а в обрисовке убедительных и правдоподобных характеров очень живых и противоречивых персонажей, и в искусстве плетения сложнейшей и напряженной интриги.

На русском языке цикл Дж. Мартина выпускает издательство "АСТ".

1. Герб Таргариенов.

2. Герб Ланнистеров.

3. Герб Грейджоев.

4. Герб Старков.

5. Герб Баратеонов.

* * *

Глубокий и реалистичный мир Джорджа Мартина продолжит развиваться с выходом следующего романа цикла — "Вороний пир". Благодаря популярности, он уже преодолел чисто литературные рамки: в США выпускаются коллекционная карточная игра A Game of Thrones, а также одноименная настольно-печатная стратегия, проводятся масштабные "живые" ролевые игры. Нам же остается с нетерпением ждать продолжения истории Семи королевств.

При оформлении статьи использованы работы лучшего (с точки зрения непосредственно Дж. Мартина) иллюстратора "Песни льда и пламени", отечественного художника Романа Папсуева (Амока).

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться