Google+
PLANESCAPE БЕСТИАРИЙ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЧУДОВИЩА МИРЫ. WARHAMMER FANTASY Christmas
Версия для печатиМиры: Миры. Type-Moon
Кратко о статье: Путеводитель по вселенной компании Type-Moon, создателей серий Tsukihime и Fate/stay night.

Осколки стеклянной луны

Мир Type-Moon

Как бы ты ни пытался это сгладить, магия существует для того, чтобы разрушать себя и причинять вред другим. Поэтому маги всегда готовы убивать друг друга.

Сиро Эмия, маг

Название мира: Nasuverse (Насумир)

Возникновение: 1998 год

Создатели: Киноко Насу, Такаси Такэути

Происхождение: Сетевая литература

Воплощения: Ренай, книги, аниме, манга, компьютерные игры

В этой статье пойдет речь о вселенной студии Type-Moon ― Nasuverse, как ее называют по имени творца, писателя Киноко Насу. Вместе с художником Такаси Такэути они, друзья со школы, впервые дали о себе знать в 1998 году, опубликовав в интернете серию новелл Kara-no kyoukai ― «Граница пустоты». Первым их крупным успехом стал выпущенный в 2000 году любительский ренай (об этом жанре игр-книг смотрите статью в «Игровом клубе») Tsukihime, «Лунная принцесса», снискавший такую популярность, что уже в 2003 году по нему был снят одноименный аниме-сериал. С тех пор Насумир разросся до огромных размеров в произведениях самых разных видов: книгах, играх, аниме, манге, радиоспектаклях.

Насумир ― чистой воды городское фэнтези, мрачная колдовская изнанка нашего мира. По улицам современных мегаполисов разгуливают маги, вампиры и демоны, а городки поменьше становятся аренами кровопролитных магических войн, где жизнь простого человека ― разменная монета. Правда, в отличие от большинства представителей жанра, Насумир лишен какой бы то ни было глобальной интриги или конфликта вселенского масштаба. Нет ни воинов Света и Тьмы, ни Черных властелинов, ни угрозы Апокалипсиса.

Сабля, она же королева Артурия. Историки плачут горькими слезами.

Type-Moon создают не эпос, а драмы или трагедии, рассказывая не столько о событиях, сколько о личностях. Героям не приходится спасать мир: они слишком заняты тем, чтобы спасти хотя бы свои шкуры и остатки разума. Поэтому и информацию об устройстве вселенной приходится собирать буквально по крупицам ― намекам, обмолвкам, обрывкам. Подобным образом устроен, к примеру, лавкрафтовский Мифос. Это, впрочем, позволит нам раскрыть в этой статье всю подноготную мира, не разбалтывая хитросплетения сюжетов и не портя читателю удовольствие от знакомства с ними.

Сейчас в мире Type-Moon существуют три практически не пересекающихся сюжетных ветви. «Вампирская» линия, открытая «Лунной принцессой» и продолженная ренаем Kagetsu Toya («Десять ночей лунных песен») и файтингом Melty Blood, повествует о тяжелой судьбе потомков нечеловеческих рас ― вампиров и чертей, а также тех, кто на них охотился. Ветка «судьбы», основу которой составляют ренаи Fate/stay night и Fate/hollow ataraxia, а также роман Fate/zero, посвящена войне магов за святой Грааль. И, наконец, «Граница пустоты» (сейчас по книгам выходит аниме) рассказывает о небольшом детективном агентстве, расследующем всяческую чертовщину. У этих историй разная атмосфера: в душном мире «Лунной принцессы» ― паранойя, ложь и безумие, в саге Fate ― апокалиптическая бойня, в «Границе пустоты» ― мучительное самоискание на фоне бытовой жути равнодушного города. И все же они делят один мир ― почти такой же большой и запутанный, как и наш собственный.

Melty blood. Кроме собственно боев, игра содержит многостраничную разветвленную историю.

Теоретическая магия для второго курса

Расскажем вначале кое-что об устройстве мира Насу: какие силы им управляют и как в нем действует магия. Корень мира Насу, Исток всего ― Хроники Акаши, в которых записано все, что было и будет, ― своего рода абсолютная библиотека. Сам мир одушевлен, и имя его души ― Гея. В ней идет постоянный конфликт между двумя силами: стремлением человечества к самосохранению (эту силу называют Алайя) и ее собственным желанием выжить. Чтобы защитить себя от людей, Гея породила чудовищ: вампиров, чертей (точнее, японских они) и ужасного Зверя.

Посмотри в глаза Медузы!

Есть свои хранители и у человечества: у Трона Героев в Акаше собрались Героические Духи ― легендарные воины всех времен и народов, а также Хранители ― безвестные храбрецы, отдавшие себя во власть Алайи. Их задача ― хранить человечество любой ценой, пусть даже погибнет Земля. Они защищают людей, но не имеют никакого отношения к «добру» в любом смысле этого слова. Во-первых, Героическим Духом может стать не только легендарный праведник, но и отъявленный злодей — такой как основатель ордена ассасинов Хассан ибн Саббах, и даже мифическое чудовище наподобие Медузы Горгоны. А во-вторых, они хранят все человечество, но не отдельных людей: если для того, чтобы спасти одну половину человечества от неминуемой гибели, придется перебить другую, они сделают это без колебаний.

Маги в мире Type-Moon ― это люди, в телах которых есть «магические цепи», своего рода вторая нервная система. Пропуская по цепям потоки энергии, человек обретает особые силы. Наличие цепей обусловлено наследственностью, причем с каждым поколением количество цепей в роду накапливается. Именно поэтому маги Насумира составляют крайне консервативные аристократические дома с феодальными порядками, презирающие простых людей. Впрочем, сейчас они переживают упадок: с развитием технологии магия утратила свою значимость, а многие старые семейства погибли, ослабли или выродились.

Наконец, кроме магии, существует еще пять видов Истинного Волшебства ― чудес, не подчиняющихся законам магии и способных творить невозможное. К сожалению, о нем известно очень мало: сколько-то полные сведения есть только о Втором Волшебстве («Калейдоскоп» волшебника Зелтреча, дающий силу перемещаться между мирами) и о Третьем (Святой Грааль, исполняющий желания). Известен носитель Пятого Волшебства (это Аоко Аодзаки, наставница главного героя «Лунной принцессы»), но неизвестно, в чем его суть. О Первом Волшебстве мы знаем только то, что его носитель уже умер, о Четвертом же и вовсе ничего.

Аоко Аодзаки и ее ученик. Что у нее в чемодане? Это тайна!

Откуда дровишки?

Создавая свой мир, Насу устроил сборную солянку из мифологий разных народов и эпох. Больше всего он взял из теософии, особенно трудов Блаватской и Штайнера (этот философ опубликовал книгу расшифрованных «Хроник Акаши»), в свою очередь черпавших из всех восточных религий. Кое-что, как, например, Грааль или король Артур (впрочем, в мире Насу это не король, а королева Артурия — как видите, с легендами он обходится весьма вольно), взяты из христианской мифологии. Щедро добавлены элементы языческих мифов от Ирландии до Японии, от древности до наших дней. И, разумеется, все это крепко замешено на вдохновенной отсебятине. Чтобы разобраться в подробностях, что в Насумире откуда, понадобится гораздо больше страниц, чем отведено на эту статью.

Чудовища против чудовищ

Когда авторы устают от мрачности, то принимаются за самопародирование. «Нэко-Арк» — Арквейд, превращенная в кошку, — своего рода талисман студии.

«Вампирская» линия ― пожалуй, самая страшная из сюжетных ветвей Насумира. Ее герои, зажатые в душных тисках города, мечутся в замкнутом пространстве лжи и страха. То, что за ними охотятся чудовища, не так страшно, как то, что каждому из героев рано или поздно приходится отвечать на вопрос: а не чудовище ли он сам? Оболочка человечности слишком хрупка, и в любой момент из-под нее может вырваться монстр, упивающийся чужой смертью. Почему так вышло? Сейчас расскажем.

Вампиры вселенной Type-Moon делятся на два типа: Истинные Предки и Мертвые Апостолы. О первых мы уже говорили: это особые существа, созданные Геей как естественный враг человечества. Они чем-то напоминают фэнтезийных эльфов: «высшая раса», близкий природе древний и нестареющий народ. Они владеют особой магией, которая меняет мир по их желанию: природа позволяет им нарушать свои законы. Истинные Предки не нуждаются для выживания в человеческой крови, но, однажды попробовав, желают ее все сильнее и сильнее, постепенно теряя человеческие черты. Человечность Истинных Предков ― свойство наносное, по сути же они плотоядные звери, созданные охотиться на людей. Это их трагедия: сами вампиры ценят свою человечность и, вопреки природе, не желают быть монстрами. Им вполне хватило бы «простой» власти над миром. Сейчас, впрочем, это все не более чем предания глубокой старины: на сегодняшний день этот народ практически вымер.

Прародитель Нерон Хаос — единственный, кому удалось стать вампиром при помощи магии, без укуса. Его тело состоит из 666 поглощенных им зверей.

Что до Мертвых Апостолов, то они когда-то были людьми, но стали вампирами благодаря укусу другого вампира или, очень редко, при помощи магии. Их тела постепенно деградируют, и остановить этот процесс можно, только насыщаясь человеческой кровью. Вопреки распространенному заблуждению, сам по себе вампиризм не дает особых сил: Апостолы превосходят обычных людей лишь потому, что имеют неограниченное время для саморазвития и изучения магии. Единственная сила, кроме бессмертия, которую дает вампиризм ― способность превращать убитых людей в зомби, собирающих для хозяина кровь, пока тот прячется в укромном месте. Один из сотни убитых вампиром людей превращается в зомби, и только один из десяти миллионов зомби возвращает себе рассудок и становится вампиром.

Среди Мертвых Апостолов выделяются 27 величайших ― Прародителей. Не все они известны даже по именам. Один из них ― Зелтреч, укушенный праотцом всех вампиров, Алым Месяцем, но сохранивший человечность. Двое других ― Эль Нахат и Мерем Соломон сотрудничают с Инквизицией. Но многим из Апостолов власть вскружила голову: как ни парадоксально, из бича человечества они превратились в ницшеанских сверхчеловеков, воплощение эгоизма и властолюбия ― тех, кто не просто действует по принципу «после нас хоть потоп», а рад устроить его сам. Именно поэтому на них охотятся и Истинные Предки, и Инквизиция, иногда даже заключая временные союзы.

Когда в человеке вскипает чертова кровь, его уже не спасти.

Кроме вампиров, в мире Насу существовал еще один древний народ ― черти, могущественные демоны, одержимые жаждой убийства. Их постигла та же участь, что и вампиров, но остались целые семейства людей-полукровок. Чем дольше эти люди живут, тем сильнее в них становится чертова кровь, дающая особые силы, но отнимающая разум. В конце концов почти в каждом из них она берет верх, сводя человека с ума и превращая его в чудовище с огромной магической силой. Сюжет «Лунной принцессы» посвящен как раз такому семейству, пытающемуся и не могущему изжить проклятие порченой крови, ― дому Тоно и его наследнику Шики, ничего не знающему о родовом проклятии.

Бесславный конец великих домов: последняя Рёги убивает последнюю Фудзё.

Люди не любят быть послушными жертвами, особенно если они маги. Когда-то существовал союз четырех магических семейств, который всеми силами изничтожал потомков чертей и вампиров. Это были весьма неприятные люди: стремясь сделать из себя совершенное оружие, они превратились в безжалостных убийц, равнодушных к смерти или даже упивающихся убийством. Сейчас этот союз, судя по всему, уже не действует: все входящие в него дома так или иначе сошли со сцены. Маги из дома Наная, владевшие сверхъестественной быстротой и ловкостью, были в одну ночь перебиты силами дома Тоно. Семьи Фудзё (их силой была слепота, дающая особое зрение) и Асагами (сильные телекинетики), судя по всему, погибли или измельчали. В «Границе пустоты» мы встречаем последних наследниц этих родов: одна ― медленно умирающая в больнице сирота, из другой же родичи с детства пытаются вытравить лекарствами сверхсилы, которые так долго копили ее предки.

Наконец? дом Рёги научился разбивать личность на две половины, «мужскую» и «женскую», овладевавшие разными навыками и дополняющие друг друга. Наследница этого дома ― главная героиня «Границы пустоты», мучимая расколотой душой, давным-давно порвавшая все связи с родичами. Но от крови, доставшейся в наследство, никуда не денешься, даже если не знаешь о ней. Грань между чудовищем и охотником на чудовищ тонка, и переступить ее слишком легко, особенно если твой близкий человек сам носит в своем теле проклятую кровь, а в душе ― семена безумия.

Не всё же героям страдать, убивать и предавать, в самом-то деле!

Арквейд Брюнстад

Лунная принцесса, наследница праотца всех вампиров Алого Месяца, принцесса Истинных Предков, Арквейд была рождена в двенадцатом веке, чтобы уничтожать Мертвых Апостолов и падших Истинных Предков. Арквейд была совершенна, но для своих создателей представляла собой лишь оружие: ее держали во сне, пробуждая лишь для очередной охоты, и учили только выслеживать и убивать. Считая, что она не подвержена жажде, Предки не рассказали Арквейд даже об исходящей от крови опасности. Это их и погубило: когда хитроумный маг, желающий стать Мертвым Апостолом, уговорил ее испить своей крови, Арквейд в припадке звериного бешенства перебила всех, кто был рядом.

Маги, святые, еретики

Базетт должна была сражаться в Пятой войне, но пала жертвой предательства. В Fate/stay night от нее осталась только оторванная рука. Большая часть событий Fate/hollow ataraxia происходит в ее бреду.

Ветвь Fate более эпична, чем «вампирская», и рассказывает о более масштабных событиях. Она повествует о Третьем Волшебстве и магах, пытающихся завладеть им. Как уже говорилось, маги ― народ крайне старорежимный: достаточно сказать, что за много веков, которые идут войны, только один из участников догадался воспользоваться огнестрельным оружием. Они смотрят на людей свысока и предпочитают магию современным изобретениям. Многие старые дома пришли в упадок и исчезли, но сообщество магов все еще очень велико и могущественно.

Для того чтобы скрыть свое существование от простых людей и защититься от Инквизиции, маги создали Ассоциацию, объединяющую множество семейств. При ней существует несколько магических университетов (например, лондонская «Часовая башня» и египетский «Атлас») ― сосредоточий мудрости, светочей знания, первоклассных банок с пауками. Спесь старых профессоров, ставящих превыше всего происхождение и толком не учащих отпрысков менее знатных родов, раздражает молодых выскочек, которые пытаются компенсировать недостаток магических цепей упорными штудиями.

Илльясфиль фон Айнцберн — «цепь, превращенная в человека», девочка-гомункулус, созданная, чтобы принять в себя Грааль.

Высшая цель, которую ставят перед собой маги, ― достичь Акаши и овладеть божественным могуществом, которое дает Исток всего. С одной из попыток связаны идущие уже двести лет войны, начавшиеся, когда три могущественных семейства под руководством Зелтреча попытались заполучить некую сущность, находящуюся в Акаше, которую они называли Граалем. Имеет ли этот «Грааль» какое-то отношение к чаше с кровью Христа? Отличный вопрос, который очень заинтересовал Инквизицию, и без того считавшую, что магия есть грех. Что такое Грааль, доподлинно не знает никто. Известно одно: он способен исполнить любое желание. Есть за что побороться!

Немецкий дом Айнцберн создал сосуд, позволяющий удержать Грааль в нашем мире, дом Мато (ныне выродившийся: единственный его наследник родился уже без единой цепи) обеспечил систему его призыва, а дом Тосака предоставил свои земли, удачно расположенные в одном из наилучших для ритуала мест. Когда же выяснилось, что Грааль исполнит желание, но лишь одно, маги поначалу устроили безобразную свару, но вскоре одумались и оформили ее как священную войну, проведение которой и есть ритуал, призывающий Грааль.

Бой Геракла с королевой Артурией — такое возможно только во время войны за Грааль.

Война проводится раз в шестьдесят лет (иногда чаще) на территории принадлежащего Тосака городка Фуюки. Грааль избирает семерых сильнейших магов в городе ― обычно они съезжаются туда заблаговременно, но возможны и сюрпризы. Каждый из них силой Грааля может призвать одного из Героических Духов любой эпохи: в бою могут сойтись король Артур и Александр Македонский, Геракл и Синяя Борода. Грааль явится, когда из семи пар Хозяев и Слуг останется одна, достойнейшая, и исполнит обоим по одному желанию ― в теории. На практике добиться этого не удавалось еще ни разу. А в Третьей войне дом Айнцберн умудрился призвать в качестве Слуги зороастрийского бога зла Ангро-Майнью. Он осквернил Грааль, ставший с тех пор сосредоточием всего мирового зла (что, впрочем, до Четвертой войны оставалось неизвестным). Победители Четвертой и Пятой войн, обретя Грааль и узнав о его страшной сущности, разбивали его.

Оскверненный Грааль готов излить зло в наш мир.

К моменту Третьей войны о ней узнала Церковь и вмешалась, беспокоясь, что Грааль может действительно оказаться той самой чашей с кровью Спасителя. Между Церковью и Ассоциацией существует шаткий мир, поэтому священники потребовали, чтобы на войне присутствовал наблюдатель из Инквизиции, следящий за порядком и защищающий сошедших с дистанции Хозяев.

Церковь играет значительную роль во многих из историй Насумира, но известно о ней не так много: в событиях участвуют в основном присланные ей бойцы. Известно, что Церковь безжалостно уничтожает чертей и вампиров (кроме тех немногих, что встали на ее сторону), а с Ассоциацией уже несколько веков как заключила непрочное перемирие. Церковь ― жестокая и опасная организация, чьи экзекуторы вынюхивают зло по всему миру. Элита Инквизиции ― так называемое «Похоронное бюро» ― отделение, составленное из присягнувших Церкви уже-не-людей. Одна из главных целей экзекуторов ― Прародители Мертвых Апостолов, особенно тот, что известен под прозвищем Змей. Это тот самый маг, обманувший Арквейд, который добился невероятного могущества способности к реинкарнации. Специально для него Инквизиция припасла Седьмое Писание ― магическое оружие, на котором выгравированы все доводы Церкви против возможности переселения душ.

Карен Гортензия. По виду никак не скажешь, но это посланница Церкви.

Экзекутор, вооруженный «черными ключами» — клинками, способными пригвоздить человека к земле за его тень.

Глаза, прозревающие смерть

Эта магия настолько редка и опасна, что ее считают вымыслом. Для нее необходима цепь, которая пробуждается, только если человек подойдет вплотную к смерти и заглянет за край. После этого его глаза начинают видеть в каждой вещи ее будущую гибель в виде линий вызвать ее можно одним прикосновением к этим линиям. Это даже не убийство: прозревающий смерть просто стирает сколь угодно сильного противника из Хроник Акаши. Известно двое владельцев Глаз: Шики Рёги из «Границы пустоты» и ее тезка Шики Тоно из «Лунной принцессы». Чтобы Шики Тоно не повредился умом, видя везде смерть, волшебница Аоко Аодзаки подарила ему блокирующие Глаза очки, украв их у своей сестры Токо. Та сделала их для Шики Рёги, но девушка вскоре научилась сама включать и выключать магию Глаз.

***

Рассказ о мире Type-Moon можно было бы продолжать до бесконечности: здесь мы очертили лишь самые общие его контуры. Если этот мир заинтересовал вас, то благодаря титаническому труду фанатов вы сможете без труда найти в сети переводы значительной части канона, официально за пределами Японии, увы, до сих пор не изданного. Как знать: может быть, мы еще встретимся под синей, синей стеклянной луной, застывшей в багряном воздухе...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Shifter
№ 1
23.05.2010, 15:57
Третья магия "Прикосновение Небес" и она не исполняет желания. Насколько я помню, она способна оперировать душами.
Немецкий дом Айнцберн создал сосуд, позволяющий удержать Грааль в нашем мире, дом Мато (ныне выродившийся: единственный его наследник родился уже без единой цепи) обеспечил систему его призыва, а дом Тосака предоставил свои земли, удачно расположенные в одном из наилучших для ритуала мест.
И насчет Ритуала призыва Грааля.
Семья Айнцберн обеспечили ритуал/системы призыва Грааля (они создали Great Grail), семья Тосака действительно дала свои земли, богатые праной. А вот вемья Мато (в прошлом известная как Макири) обеспечила магов Командными Заклинаниями ("The family who established the Servant system of the Heaven's Feel and created the Command Spells for the Masters.")
Angvat
№ 2
10.09.2010, 18:35
Наверное примерно так бы выглядел Мир Тьмы, если бы его создавали японцы. Хвала Всевышнему, что его все-таки создавали американцы...
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться