Google+
Тёмное фэнтези орлы пЛУТОН Бог против Дьявола
Версия для печатиНастольные игры: Мастерская. Настольный ландшафт
Кратко о статье: Новую рубрику о создании игровых атрибутов своими руками открывает руководство по созданию ландшафтов для варгеймов.

Фантастический ландшафт

Как сделать диораму

Еще сравнительно недавно, когда мало кто из наших соотечественников даже догадывался о существовании варгеймов, создание диорамы было весьма сложной задачей. Чем только не пользовались «народные умельцы», чтобы сделать красивый «настольный пейзаж»: и вымачивали мох в глицерине, и растапливали гелевые свечки, и просевали песок через бабушкины чулки... Сейчас, благодаря появлению огромного количества специальных средств, создать собственную диораму стало намного проще. Вам понадобится немного фантазии, чуток смекалки, несколько свободных вечеров и одно большое желание сделать собственный, неповторимый ландшафт — для игры в Warhammer, например, или просто ради удовольствия.

Первое и главное, что нужно сделать, начиная разрабатывать собственный ландшафт — выбрать материал основания: фанера (или специальная доска), пенопласт (для диорамы используется особенный, гладкий на ощупь) либо сложенный в несколько слоев картон. У каждого из материалов есть свои сильные и слабые стороны, но, на мой взгляд, лучше всего использовать фанеру — ее проще всего найти, она прочная и достаточно долговечная. Если площадь диорамы приближается к одному квадратному метру, фанеру лучше брать толщиной не менее 10 мм — иначе при дальнейшей обработке основание может «повести».

Закладываем рельеф

Для создания рельефа местности лучше всего использовать специальный листовой пенопласт. Разные производители выпускают пенопласт различной толщины — от 2-х до 10 см, что дает достаточную свободу для маневра. На фанерное основание диорамы рекомендуем сначала положить тонкий лист (2 см), приклеив его самым обычным клеем ПВА. Клей надо наносить не очень густо, затем обязательно следует оставить диораму на несколько часов.

Пока она подсыхает, самое время продумать детали ландшафта — горы, овраги, искусственные насыпи, реки, озера, подземные гроты и т.п. Нарисовав эскиз на бумаге, начинаем воплощать его в пенопласте. Действуем так: не торопясь, слой за слоем выкладываем пенопласт, обозначая рельеф с помощью маркера, а затем обрезая (либо вырезая) его при помощи специального выжигателя.

Самый простой и недорогой выжигатель — батареечный, производит его компания Games Workshop. Есть и более профессиональные модели — например, производства Woodland Scenic. Этот выжигатель питается от сети и позволяет работать не только с ландшафтом: за счет сменных насадок и упоров можно изготавливать, например, крепостные стены и здания.

После окончательной подгонки слоев рельефа между собой их требуется склеить. Для этого используем снова ПВА, двигаемся снизу вверх. После склеивания каждых трех слоев рекомендуется оставлять работу, давая конструкции просохнуть 5-10 часов. Сверху, если есть возможность, всегда кладите груз, равномерно распределив его по поверхности диорамы.

На сайте uk.games-workshop.com очень много пошаговых инструкций, которые помогут начинающим творцам. Здесь же вы можете купить множество полезных материалов и даже книгу How To Make Wargames Terrain.

Делать рельеф полностью из пенопласта вовсе не обязательно. Например, вы можете существенно разнообразить свою диораму использованием фирменных форм и рельефом различных скальных пород. Их выпускают многие производители, достаточно просто заполнить форму (для наполнения используется обычный строительный гипс или смесь гипса с добавкой ПВА) и прикрепить ее к диораме.

Закончив с внутренней частью, переходим к следующему этапу: теперь наша задача — скрыть все возможно допущенные огрехи и завершить конструирование «основы». Для этого нужно покрыть всю поверхность диорамы марлей (кроме навесных элементов, если вы, конечно, их использовали). Делается это следующим образом. Если поверхность вашего творения достаточно ровная (максимум рельефности — небольшие овраги и холмы), то полотно марли можно взять практически во всю диораму. Если рельеф сложный, то лучше использовать небольшие лоскутья. Накладываем край марли на диораму и начинаем от этого края с помощью кисти с клеем ПВА разравнивать ее по поверхности. Складок желательно не допускать.

Зиггурат — отличное поле для игры и просто красивая диорама. Подсказка: нижний сегмент — 24 на 24, далее снизу вверх: 18 на 18, 12 на 12, 6 на 6.

Закончив, даем просохнуть 12 часов. Затем готовим смесь для обмазки поверхности — цемент и песок поровну с ПВА. Лучше готовить понемногу, чтобы смесь не сохла. Затем наносим смесь на поверхность и снова прерываем работу на 12 часов. Одного раза обычно недостаточно, марля все равно будет просвечивать. Когда поверхность просохнет, будет видно, где нужно промазать еще. Если вы использовали навесные элементы, их замазывать не надо.

Существует множество различных составов, позволяющих при обмазке получить различные эффекты — например, эффект скальной поверхности Fels-Spachtel «Granit», разработанный компанией Noch. Готовится он просто — достаточно развести в воде, сохнет очень быстро, обычно нужен всего один слой. Недостаток предсказуем: состав весьма дорог.

Озеленяем

Подготовительный этап окончен, теперь начинаем наводить красоту. Для этого предварительно всю диораму грунтуем черной акриловой краской и снова даем просохнуть. Затем выделяем различные типы ландшафта: горы, берег реки, пашня и тому подобное, каждый из них должен быть покрашен в свой, особый цвет. Понятно, что для гор лучше всего подойдет серый (а может быть — красный и даже черный, если вы хотите создать подчеркнуто «зловещий» пейзаж), для берега реки — желтый (песок), для будущего луга или леса лучше всего использовать коричневые «земляные» тона.

Для покраски лучше всего использовать технику сухой кисти. Для этого на палитру, в качестве которой можно использовать плотный картон, наносим некоторое количество краски, берем широкую плоскую кисть с мягкими ворсинками, обмазываем ее в нанесенной краске и уверенными движениями обтираем все об ту же картонку, пока кисточка не станет сухой (почти не останется краски). Только после этого красим элемент диорамы. Чтобы добиться хорошего эффекта, следует нанести 3-4 слоя краски. Каждый последующий слой делайте более светлым, и для каждого последующего слоя используйте все более сухую кисть, чем для предыдущего.

Никто не запрещает вам приклеивать к диораме все, что вы вынесли из ближайшего леса — от травы и мха до листьев и шишек, но при нынешнем изобилии куда лучше пользоваться готовыми элементами. Современные компании-производители выпускают огромное количество деревьев и кустов, которые высаживаются при помощи шила и все того же клея ПВА. В еще больших количествах выпускается разнообразная трава самых разных оттенков, которые можно очень эффектно сочетать. Выбрав место, где должна располагаться растительность, с помощи кисти наносим ПВА и распыляем траву поверх. Если клея нанесли многовато — не страшно: высохнув, он станет бесцветным.

При использовании статической травы можно использовать еще одно замечательное приспособление от Noch — электростатический дозатор. Звучит заумно? Не волнуйтесь, это всего лишь пластиковый тюбик, в который надо засыпать траву (примерно до половины объема). Перед употреблением дозатор слегка взбалтываем, открываем крышку и, направив на нужное место (не забудьте нанести ПВА!), надавливаем на боковые поверхности. Трава, попадая на поверхность, не ложится кучами, а встает вертикально. Так можно получить абсолютно натуральный травяной покров.

Вода — всему голова

Лучший способ «оживить» диораму — добавить какой-либо элемент водной глади, будь то маленький ручеек, бурный поток с водопадом или небольшое затхлое болотце. Раньше для создания воды использовались двухкомпонентные смолы (чаще всего — эпоксидная), сейчас все гораздо проще. В ассортименте любой компании, занимающейся выпуском комплектующих (Noch, Woodland Scenic, Zeterdes и др.) найдется немало «бутылочек», которые пригодятся как начинающим творцам, так и профессионалам.

Для создания нормального уровня водоема достаточно 3 мм специальной модельной воды. Чтобы создать эффект глубины, нужно предварительно покрасить дно водоема обычной акриловой краской: более глубокие места — более темной краской, мелководье — более светлой. Есть еще один эффектный способ: налейте модельную воду в небольшую емкость и добавьте немного жидкой акриловой краски (можно использовать чернила). Перемешайте эту смесь и смело выливайте туда, где у вас водоем. Таким образом можно создать практически любой нужный оттенок: от мутной токсичной воды до кристально яркой, переливающейся водной глади. Запомните: там, где вы будете размещать воду, дно должно быть очень хорошо промазано! Обратите на это особое внимание во время общей обмазки, иначе вода может просто вытечь.

Кроме собственно водной глади, можно создавать и специфические водные эффекты — волны, буруны, водопады. Изобретать тут ничего не надо — достаточно опять же приобрести пару специальных «бутылочек». Выдавливать содержимое лучше не на диораму, а на заранее подготовленную глянцевую поверхность (в идеале — обезжиренное стекло). Затем с помощью тонкой палочки придаем нужную форму, даем подсохнуть и переносим на место. Сохнет этот компонент обычно около часа.

При выдавливании водный эффект обычно белый — не пугайтесь этого, через 12 часов вода в вашем водопаде (или волна на речной глади) станет абсолютно прозрачной.

***

Фон диорамы готов, остался последний шаг — заполнить ее сооружениями и расставить фигурки (войска). Если диорама делалась для игры, постарайтесь как можно меньше элементов устанавливать «навечно»: так поле будет куда более реиграбельно. А вообще — творите, экспериментируйте, не бойтесь сочетать различные приемы и придумывать новые. И тогда у вас наверняка получится диорама, которая понравится как фанатам варгеймов, так и людям, весьма далеким от Warhammer 40000. Удачи!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться