Google+
Терминаторы Страна Оз: экранизации Григорий Распутин Железный человек
Версия для печатиНастольные игры: «Колонизаторы»
Кратко о статье: История и описание классической настольной игры Клауса Тойбера.

Локомотив новейшей игровой истории

«Колонизаторы»

Историкам индустрии игровых развлечений еще предстоит сделать детальный анализ бума настольных игр, который произошел в 90-е годы прошедшего столетия. Поразительно, но в эпоху персональных компьютеров, интернета и пиратских дисков бурно развивался вроде бы устаревший способ времяпровождения: живая игра за столом с другими живыми людьми. Не исключено, что будет выведена определенная и весьма парадоксальная зависимость: прорыв, а затем и доступность технических средств коммуникаций стимулируют рост интерактивного очного досуга. Так было в 20-е и 30-е годы с шахматной лихорадкой, так стало в конце 80-х и в 90-е с настольными играми самого широкого спектра.

«Папа» игры со своим любимым детищем.

Долгое время доминировали традиционные, абстрактные игры. Шахматы, шашки, нарды, го, домино... Не отставали различные карточные игры на основе одной или двух стандартных карточных колод: бридж, преферанс, канаста, покер и др. Абстрактность таких игр и возможность унифицировать их правила по всей планете вместе с улучшающейся математической подготовкой игроков привели к тому, что часть игр, особенно карточных, стала уходить от домашнего или семейного досуга. Азарт и ставки вели их в игорные дома, казино и притоны, что не могло не сказаться на общественном императиве.

Одновременно развивался такой понятный жанр, как варгейм — игра «в солдатики» по определенным правилам. Симуляция сражений и тактических маневров была особенно в чести у американских издателей. При всей внешней красоте и атмосферности такие игры имели ряд недостатков: дороговизна трехмерных компонентов, объемные правила, долгая подготовка к игре, сложные подсчеты и вообще доминирование расчета над интуицией.

Еще до Второй мировой войны в Англии появилась «как бы экономическая» игра — патентованная «Монополия». В 60-х экономическое направление поддержала уже более серьезная и вдумчивая, многократно переизданная Acquire.

Шахматы, варгеймы и экономические игры, однако же, имели свои узкоспециальные плюсы и немалые ограничения, из-за которых игру принимали одни слои склонного к подобному досугу общества и отвергали другие. Нужен был какой-то новый тренд, объединяющая идея, доступная и понятная всем философия...

Сформировать новую идею предстояло немцам.

Карта дороги. Два очка, будьте любезны!

Игры в немецком стиле

На память приходит классическая статья великого фантаста и мечтателя «Три источника и три составные части марксизма». Говоря об источниках, вождь мирового пролетариата, помнится, называл такие национальные ингредиенты, как английская политэкономия, французский социализм и немецкая философия. Можно не отмечать юбилеи Маркса и вечно издеваться над фразой из упомянутой статьи «учение Маркса всесильно, потому что оно верно», но нельзя не признать, что та идеология перевернула мир и судьбы народов.

Точно так же на основе уже имеющихся национальных и жанровых составляющих формировался новый стиль, новая идеология игровой индустрии, практически революционная. German-style board games стали воплощением этой идеологии, заставившей разработчиков игр всех жанров засучить рукава и напрячь извилины в поисках свежих идей и эргономичных решений.

Оригинальная и российская коробки. Хотите такую? Прочитав статью, отправляйтесь на страницу конкурсов.

«Немецкие» игры стали той золотой серединой, тем пересечением интересов, что вовлекли в мир настолок новые миллионы любителей и при этом не оттолкнули хардкорщиков. Более привязанные к темам и сюжетам, чем абстрактные настолки (но при этом тема игры — не самоцель, а украшение), проще и интуитивнее, чем варгеймы, и, наконец, с экономическим развитием и управлением ресурсами без сложных, отвлекающих вычислений. Это было как раз то, чего все хотели и ждали от настольных игр.

Не все «немецкие» игры создавались и создаются немцами, но название никто не оспаривает, как никто не возражает, когда высокотехничный и зажигательный футбол называют «бразильским». Дизайнеры-титаны Райнер Книзья, Вольфганг Крамер, Андреас Сейфарт, Клаус-Юрген Вреде и виновник торжества Клаус Тойбер зафиксировали этот термин, похоже, надолго. Если не навсегда.

Разнообразие видов

Перспективность игры породила не только множество дополнений к оригиналу, но еще и уйму игр, построенных на тематике Катана. За успехом «родителя» устремились: карточная настольная игра, упрощенные версии первообраза, лицензированные дополнения, дорожный (устойчивый) вариант и даже игра, использующая одни лишь кубики. Если же посмотреть чуть дальше, то выясняется простая и закономерная вещь: не будь «Колонизаторов», навряд ли мы с вами смогли бы разложить на столе партию того же World of Warcraft, не говоря уже о куда менее интересных и известных играх.

Карточный вариант во время игры.

Колонизаторы, но не конкистадоры

Расклад для четверых. Партия только начинается.

Клаус Тойбер после работы в стоматологической клинике снимал усталость и нервное напряжение, придумывая настольные игры. Уже было издано около дюжины его игр, его имя было хорошо известно в среде как разработчиков, так и игроков. Но, возможно, он так бы и продолжал всю жизнь заниматься мостами и коронками, если бы в 1995 году его новое творение Die Siedler von Catan, изданное Franckh-Kosmos Verlags-Gmbh & Co., вдруг не стало бить все мыслимые рекорды продаж.

Что же такого особенного в этой игре? Колонизаторы? Да они даже не воюют! Поселенцы на большом острове Катан собирают урожай, добывают ресурсы, строят дороги и населенные пункты. Скажете — скукотища? А играть пробовали?

Если вы вдруг не принадлежите к числу миллионов счастливых обладателей игры или к десяткам миллионов игравших в нее, то все же полюбопытствуйте, почему игра оказалась столь популярна. Что нас заставляет играть в конкретную игру вновь и вновь? В английском языке для этого существует великолепный, сочный термин replayability, который на русский приходится переводить страшным словом «реиграбельность». «Колонизаторы» возвели эту самую реиграбельность в абсолют.

Корейская «карта стоимости». Даже напрочь не зная языка, в ней легко можно разобраться.

Когда-то великий шахматист, чемпион мира Роберт Джеймс Фишер предложил разнообразить шахматную игру, расставляя фигуры в начале партии случайным образом. В «Колонизаторах» случайным образом выкладывается поле для игры, состоящее из плиток-гексов (шестиугольников). На каждом поле обозначен тип местности: пастбища, поля и леса. В комплекте базовой игры для 3-4 игроков этих гексов по 4. Также там по 3 гекса гор и холмов, и еще один гекс с пустыней. В результате получается игровое поле в виде большого шестиугольника со стороной в три маленьких гекса. Но это еще не все. Вокруг острова случайным образом выкладываются гексы гаваней, между которыми пространство заполняется пустыми океаническими плитками. Таким образом, при каждой новой игре география острова меняется.

На каждый гекс, кроме пустыни, кладется жетончик с числом от 2 до 12, кроме 7. Если при броске двух кубиков выпадает число, приданное гексу, то этот участок суши производит ресурсы: поле — пшеницу, пастбище — шерсть, горы — руду, и т.д. Ресурсы выдаются тем игрокам, чьи поселения или города граничат с этим гексом, или, иными словами построены на любом из его шести углов. Города соединяются дорогами.

В начале игры игроки в определенной последовательности получают возможность построить по два поселения и по два участка дороги своего цвета бесплатно, да еще сразу получить причитающиеся «пограничные» ресурсы, представленные в виде карточек. В дальнейшем ресурсы, как уже было сказано, получаются только теми поселениями и городами, которые примыкают к участку с выпавшим на кубиках суммой, а строительство дорог и населенных пунктов ведется за определенное количество ресурсов.

Поле игры. Выглядит красиво и оригинально, а самое главное — в каждой партии будет разным!

Если игрок испытывает острый дефицит в нужном ресурсе, он может получить его в «банке», отдав за него четыре любых одинаковых ресурса. Да, это обдираловка! В своем порту (гавань с поселением) можно менять ресурсы с лучшим соотношением, и, конечно же, никто не запрещает просто торговать с другими игроками. Это добавляет игре интерактива, которого и без того хватает, когда игроки тактически чинят препятствия оппонентам. Ведь дороги не могут пересекаться, а города — находиться друг к другу ближе расстояния в две грани гекса.

Кубики — не единственный элемент рандома в игре. Еще есть так называемые «карточки развития», которые тоже покупаются за ресурсы. Эти карточки дают возможность манипулировать с ресурсами и стоимостью построек, гонять разбойников (разбойники перемещаются по острову игроком, выбросившим сумму 7, и отнимают у других игроков излишки ресурсов), увеличивая одновременно свою армию рыцарей, или просто получать дополнительные победные очки. Их для выигрыша надо набрать 10. Два очка дается за город, одно за поселение, два за самую длинную дорогу и два за самую большую армию.

Игра, как видим, не особо сложна в освоении. Здесь заметна, но не доминирует доля влияния случайных факторов, неплохие тактические возможности и довольно простой (до выхода некоторых дополнений) набор стратегий. Однако же в итоге же это сочетание дало игру, которая разошлась невероятными тиражами и породила немыслимое количество продолжателей и подражателей. На сегодняшний момент достижения «Сеттлеров» впечатляют: 11 миллионов экземпляров, локализация на 25 языков, под три десятка расширений и дополнений. А тогда победное шествие только начиналось. Пока хардкорщики спорили о сравнительных преимуществах и недостатках игры, рядовые бюргеры сметали коробки с полок магазинов с немыслимой скоростью.

Специальная сумка для тех, кто хочет взять игру в дорогу. Отличный подарок для фаната.

Колонизация Земли

В Японии тоже играют в «Колонизаторов».

«Сеттлеры» уверенно стали собирать награды. Сначала самые престижные германские Spiel des Jahres и Deutscher Sppiele Preise. Причем если первая номинирует игры семейного типа, то вторая — так называемые «игры для игроков». Редкий случай, когда какая-то игра брала оба приза, но не первый в карьере Клауса Тойбера (вспомним «Hoity Toity» в 1990 г.).

В 90-е годы заокеанские коллеги всерьез заинтересовались немецкими издательствами: коммерческий успех игры нельзя было не заметить. «Колонистов» локализует в Штатах издательство Mayfair Games; весь мир, говорящий по-английски, в восхищении от The Settlers of Catan. После того, как игра получила американскую Origin Award, продажи зашкалили за миллион экземпляров.

Разбойник! Спасайся, кто может!

Большинство «немецких» игр принадлежит к разряду игр, где знание языка не играет роли. На компонентах игры текст либо не присутствует совсем, либо он сведен к минимуму и дублируется графическими способами отличия. «Сеттлеры» не стали исключением, иноязычному игроку достаточно было просто объяснить правила. Это еще более стимулировало популярность игры и проникновение «Колонистов» в самые отдаленные закоулки Земли.

В 2002 году случилось историческое событие. Игра ступила на русскую землю. До того момента отечественный игрострой представлял собой чрезвычайно убогое зрелище. На полках магазинов лежали игры для детского сада типа «брось кубик — двинь фишку» и разные экономические игры, по большей части поделки на тему «Монополии» для более взрослого населения. Продвинутые любители настолок играли только в импортные игры, причем организованного импорта почти не существовало, как не существует массового организованного импорта настолок и сейчас. «Колонизаторы» — так издатели перевели оригинальное название — стали тем ростком массовой культуры качественных настолок, который до сих пор с трудом пробивается через закостеневшие стереотипы представления населения о настольных играх. Качество полиграфии и объемных компонентов уступало западному, но демократичная цена и доступность сделали свое дело. Россияне узнали, какими могут быть настольные игры.

Вариации на тему

Базовая игра была спроектирована для 3-4 игроков. Однако нередко собирались компании, состоявшие из большего количества желающих поиграть в нее одновременно. Поэтому вскоре выходит расширение для 5-6 игроков; в коробке были дополнительные гексы, карточки ресурсов, два комплекта строений и дорог и несколько карт развития. Сами правила остались практически неизменными, если не считать дополнительной фазы строительства в конце хода, когда мог строиться любой игрок, а не только тот, чей ход.

Дополнения и расширения «Колонизаторов».

Первым тематическим расширением стали «Мореплаватели» — Seafarers of Catan, вышедшие в 1997 году. В игру добавились гексы небольших архипелагов, к которым могли теперь подплывать корабли. Также был добавлен универсальный ресурс — золото. В 1999-м появилось дополнение, позволяющее играть вшестером и в оригинальную игру, и в первое дополнение.

В 2000-м вышло еще одно большое расширение — «Города и рыцари Катана» (Cities and Knights of Catan). Расширение добавляло идеи из карточного варианта игры: рыцари активно использовались для защиты городов от варваров. Сразу же в довесок было издано дополнение для 5-6 игроков.

По игре регулярно проводятся соревнования и чемпионаты.

Обилие расширений и вариантов игры привело к изданию специальной литературы. Das Buch zum Spielen была восторженно встречена фанатами. В ней содержалось 15 сценариев и многочисленные варианты с дополнительными компонентами. Наконец, совсем недавно вышло расширение Traders and Barbarians. Оно содержит четыре больших сценария и четыре больших варианта, дополнительные компоненты и официальные правила для двух игроков.

Для игры вдвоем еще в 1996 г. был разработан карточный вариант: принципиально иная игра с квадратными карточками, но с заимствованными идеями и миром. И эта игра тоже имела успех! Она одновременно принадлежала и к линейке «Колонизаторов», и к знаменитой серии игр для двух игроков. Карточные «Колонизаторы» получили в качестве подпитки семь тематических расширений, и были изданы в том числе и в России.

Высшей степенью успеха можно считать лимитированный выпуск игры в люксовом, четырехсотдолларовом варианте. Деревянный ящик, трехмерные, вручную раскрашенные гексы, художественные фигурки разбойников и рыцарей, поселений и городов... Издание вышло к 10-летнему юбилею игры.

«Колонизаторы» прижились и на PC-просторах: уже 12 лет эта серия стабильно радует любителей компьютерных стратегий

***

Медленно, но верно «Колонизаторы» приходят в дома «казуалов» — людей, играющих в настольные игры от случая к случаю, заменяя в расписании семейного досуга какую-нибудь «Монополию». Многомиллионные тиражи, четыре переиздания и ящик всевозможных жанровых премий — эта игра уже показала, на что способна «немецкая идея».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться