Google+
На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Christmas Волчий дождь От «Ганбастера» к «Дайбастеру»
Версия для печатиАниме: Аниме. «Меланхолия Харухи Судзумии»
Кратко о статье: Описание аниме-сериала «Меланхолия Харухи Судзумии» и сравнение его с оригинальным книжным циклом.

Критика чистого харухизма

Меланхолия Харухи Судзумии

Но тут лиса бежала...

А может, не бежала?

А может, это страус злой?

А может, и не злой?

А может, это дворник был,

Он шел по сельской местности

К ближайшему орешнику

За новою метлой?

Э. Успенский «Пластилиновая ворона»

Невнимательный зритель увидит в «Меланхолии Харухи Судзумии» просто легкую школьную комедию с небольшой долей мистики. Фабула незатейлива, и фантастика в ней играет меньшую роль, чем рассказ о дружбе мечтательных подростков. Но приглядевшись, то и дело видишь в повествовании нестыковки, несообразности, умолчания... Издержки экранизации? Но обратившись к книжному циклу, по которому снят сериал, находишь еще больше лакун и странностей. Небрежность автора? Нет. И аниме, и, тем более, книга, открыты для трактовки и приглашают зрителя к игре. Они дают ему в руки головоломку, которую как ни собирай, каких-то частей обязательно не хватит, а другие окажутся лишними. «Меланхолия» как произведение искусства остается незавершенной, пока ее зритель не сложит в голове собственную картинку, не решит для себя, что же в ней происходит «на самом деле».

Культ Харухи Судзумии

О чем же эта история? Она начинается 6 апреля 2009 года, в первый день занятий первого (наш деcятый) класса одной японской старшей школы. Знакомясь с новыми одноклассниками, ученица по имени Судзумия Харухи произносит историческую фразу: «Обычные люди меня совершенно не интересуют. Если среди вас есть пришельцы с других планет, из будущего, из иных миров, или экстрасенсы — я буду рада вас видеть, подходите ко мне на перемене. Всё!». Творческая и гиперактивная Харухи отчаянно скучает, не зная, куда деть силы. Она по очереди записывается во все кружки, но каждый бросает через несколько дней: скучно! Единственный, кому удается завязать разговор с надменной и агрессивной школьницей, — ее одноклассник по прозвищу Кён. Он выглядит ее полной противоположностью: здравомыслящий, уравновешенный, давным-давно, пусть и не без сожаления, отказавшийся от веры в чудеса. Но именно он подкидывает Харухи революционную идею. В самом деле: если нет подходящих кружков — почему бы не основать свой?

Прежде мрачная и замкнутая, Харухи словно расцветает и принимается за дело, с энергией бульдозера прокладывая себе дорогу везде, где заблагорассудится. Вскоре в школе начинает действовать «Команда СОС» — «Команда Харухи Судзумии, от которой Обалдеет этот Скучный мир». Кроме Харухи и Кёна, в нее входят: книжная тихоня Юки Нагато (единственная участница литературного клуба, которую Харухи присвоила вместе с самовольно захваченным помещением), первая красавица школы Микуру Асахина («Она такая хорошенькая! В любой истории, где случаются всякие странности, обязательно есть героиня-моэ!») и ироничный Ицки Коидзуми («Новички, которые переводятся в разгар семестра, просто обязаны быть необычными!»). Несмотря на все таланты, Харухи мыслит шаблонами, почерпнутыми из телевизора, и не читает книг. Она любопытна, но невероятно поверхностна.


Героиня-моэ - Красавица, объект страстного обожания зрителей (из жаргона анимешников).


Юки спасла жизнь Кёна от своей взбунтовавшейся «резервной копии». После такого сомневаться в ее словах было бы по меньшей мере бестактно.

Команда СОС принимается за поиски чего-то необычного, но впустую: сколько Харухи ни ищет, никаких чудес в округе не видно. А тем временем члены кружка один за другим назначают Кёну встречу. Первой на связь выходит Юки и рассказывает, что она инопланетянка, а точнее, гуманоидный интерфейс Интегрального Мыслетела — космической формы жизни, существующей в виде чистой информации. Три года назад на поверхности Земли была зафиксирована нетипичная инфовспышка — мощный выброс информации, эпицентром которого была Харухи Судзумия. Что она такое, инопланетяне так и не поняли, но ясно одно: Харухи способна своими желаниями менять информационную среду, то есть мир. Мыслетело увидело в Харухи ключ к выходу из грозящего ему эволюционного тупика и создало на Земле несколько искусственных людей, цель которых — наблюдать, не вмешиваясь: вероятно, что осознание ею своих способностей вызовет катастрофу. Что до Кёна, то его роль неясна, но он «избран» Харухи: в его присутствии ситуация начинает развиваться непредсказуемо.

Второй Кёну открывается Микуру, рассказывая, что прибыла из будущего для наблюдения за Харухи. По ее версии, три года назад та стала эпицентром колоссального времятрясения, закрывшего для путешественников во времени путь дальше в прошлое. Микуру почти ничего не открывает: всё это сплошные «секретные сведения». Но одно бесспорно: Харухи — непонятная временная аномалия, а Кён — ключ к ее тайне, «избранный ею человек».

Наконец, карты раскрывает Коидзуми — экстрасенс, три года назад получивший сверхъестественные силы и «просто понявший» (звучит подозрительно), что причина тому — Судзумия. Тогда была создана «Организация», цель которой — наблюдать за ней и не допускать происшествий. В Организации, как и у инопланетян, существует несколько фракций, по-разному трактующих происходящее, но доминируют объективные идеалисты, по мнению которых наш мир — сон, который видит Судзумия. Иными словами, она — бог, три года назад сотворивший вселенную. Инопланетяне, экстрасенсы, гости из будущего — все они возникли по желанию Харухи, но ее же здравый смысл не позволяет ей найти их: она одновременно верит в чудо и не верит. Цель Организации — сохранять статус-кво, не допуская, чтобы богиня узнала о существовании в мире чудес: кто знает, чего еще она пожелает, когда инопланетяне и экстрасенсы станут для нее скучной повседневностью? Нельзя, однако, и позволять ей скучать — ведь если этот мир окончательно надоест Харухи, она уничтожит его и создаст новый, поинтереснее. То и дело в городе возникают «замкнутые пространства» — серые псевдомиры, чудовища в которых не вырываются наружу только благодаря экстрасенсам из Организации. Если Харухи совсем разочаруется в нашем мире, одно из них может поглотить его. В последней серии так и случается: Харухи начинает создавать новую вселенную, взяв из старой только Кёна. Она готова начать всё заново, и только его поцелуй заставляет ее решить, что старый мир был не так уж и плох.

Микуру путается в объяснениях, но спрашивать ее о чем-то бессмысленно. «Это секретные сведения!».

Коидзуми говорит много и охотно, но можно ли ему верить?

Это история, рассказанная в аниме, — и уже она пестрит недосказанностями. Сравним ее с тем, что можно прочитать в оригинальном книжном цикле.

Подозрительные личности

О чем еще не рассказано в аниме?

Эмири Кимидори, как и Юки, — не человек, а один из интерфейсов Интегрального Мыслетела. Сколько же их в этой школе? Поналетели тут.

Водитель такси из 6 серии и Аракава из 10-11 — один и тот же человек: не просто «коллега» Ицки, а оперативник Организации.

Смешливая Цуруя — наследница богатой семьи, поддерживающей Организацию. Она знает, кто такие члены команды СОС на самом деле. По одной из гипотез, она и есть стоящий за всем бог-насмешник, который дал героям чудесные силы и устроился в первом ряду с ведром поп-корна.

Паранойя Харухи Судзумии

Кот Сямисен умеет говорить, но скрывает это. Кстати, трехцветные коты — большая редкость: только Харухи могла «случайно» найти его на улице.

По сравнению с книгой сценарий фильма намеренно огрублен, упрощен и очищен от противоречий и белых пятен. Некоторые из них, впрочем, демонстративно оставлены на самом видном месте. Главный вопрос, в аниме остающийся без ответа: что же все-таки случилось три года назад? Ответ на него можно найти в рассказе «Рапсодия бамбуковых листьев». Во второй серии аниме одноклассники рассказывают Кёну, что в средней школе Харухи изрисовала школьный двор странными знаками наподобие линий Наски. Так вот, случилось это... Совершенно верно, три года назад, в ночь на 7 июля 2006 года — праздник Танабата (единственная ночь в году, когда могут встретиться небесные влюбленные, Ткачиха-Вега и Пастух-Альтаир). Надпись на выдуманном Харухи (но понятном Юки!) языке была молитвой, обращенной к космосу, и гласила: «Я здесь». А работать белой краской пришлось Кёну, которого Микуру специально для этого переместила в прошлое (вот почему при первой встрече Харухи спрашивает Кёна, не встречались ли они раньше). Это всё, что сказано в книге, и трактовка остается за читателем. Был ли этот рисунок первым «Да будет!» мира, который Харухи создала в ту ночь? Или мир был и до того, а сама Харухи — обычная девочка, чью молитву услышал настоящий бог? Но если так, то чего он хочет и почему исполняет желания Харухи так странно, не позволяя увидеть результата? Кто-то считает, что Харухи — всего лишь инструмент бога для изменения мира, и самой ей знать о происходящем незачем. Другие полагают, что он приготовил для Харухи особую миссию: происходящее — своего рода школа жизни, окончить которую она сможет лишь тогда, когда откроет наконец глаза на чудеса вокруг себя. Третьи же думают, что настоящее ее желание исполнилось: она получила не инопланетян и экстрасенсов, а просто друзей и юношу, достойного ее любви. В конце концов, самые интересные для самой Харухи приключения лишены какой бы то ни было мистики: то она с командой СОС снимает трэш-кино, а то берется выпускать журнал, привлекая в добровольно-принудительном порядке половину школы...

Кстати говоря, снятый ими фильм (он же первая серия аниме) просто пестрит никак не объясненными странностями: бутафорский «луч из глаз» Микуру засвечивает камеру, сидящий на плече Юки кот разговаривает, а сакура вообще-то осенью обычно не цветет. За кадром остался серьезный кризис: в книге Харухи начала подменять реальный мир кинофантазией. Вернуть все на места смог Кён, заставив ее дважды повторить в титрах, что показанные события — вымысел: здравый смысл Харухи снова взял верх. Но создатели аниме обошли и гораздо более мрачные детали. В книге Кён во время съемок взбунтовался, видя, как Харухи издевается над Микуру. «Она тебе не игрушка», — заявил он. «А я вот решила, что она будет моей игрушкой!» — ответила та... Это был первый и последний случай, когда он попытался ее ударить.

По одной из гипотез, Микуру — выросшая сестренка Кёна.

Сцены такого рода заставляют вспомнить еще об одной концепции мироустройства, возникшей на заре христианства — гностицизме. Согласно этой ереси, наш мир создал если не Сатана, то, по крайней мере, безумный и бездарный Демиург, держащий души людей в плену материи и потешающийся над их страданиями. Книга не раз и не два заставляет задуматься: может быть, веселится здесь одна только Харухи? Чего стоит рассказ «Бесконечная восьмерка», где, не наигравшись за летние каникулы, она создала временную петлю и повторила их 15498 раз!

Еще один неприятный вопрос, который в аниме остался без ответа, — обман. Правда ли то, что рассказали Кёну члены команды СОС? В книге каждый из них предупреждает его не быть слишком доверчивым (а Ицки и Микуру он несколько раз ловит на прямой лжи). «Организация может ошибаться,» — говорит деликатная Микуру. «Может быть, из будущего прислали такую красавицу специально для того, чтобы втереться к тебе в доверие?» — вторит ей Ицки. «Никто не может гарантировать, что Ицки Коидзуми не лжет. Но у тебя нет и гарантий того, что я говорю правду», — подводит итог Юки. Кстати, даже в аниме некоторые эпизоды заставляют задуматься: а насколько Юки человечна? Быть может, ее чувства, которыми так дорожит Кён, — всего лишь маска, за которой — бесконечно чуждое людям оно?

Добавим к этому доходящие до Кёна отголоски споров, столкновений и даже войн, идущих в между организациями и фракциями людей, и инопланетян, имеющих на Харухи разные планы (среди вариантов — «усыпить», «убить», «поместить в клинику для опытов»), и мы получим целый спектр очень мрачных интерпретаций. Головоломка может сложиться и страшно, и печально... А может быть, Харухи просто насмотрелась мрачного конспирологического аниме, где все только и делают, что убивают и предают?

Формы инфожизни могут создавать «замкнутые пространства». А не инопланетянка ли сама Харухи?

Происхождение Харухи Судзумии

Харухи Судзумию придумал писатель Нагару Танигава, а нарисовала, угадав чаяния автора с первого раза, художница Ноидзи Ито. Первый том вышел в 2003 году и получил престижную премию журнала Sneaker, публиковавшего первые рассказы серии. За пять лет вышло девять томов, к печати готовится десятый. Параллельно выходила манга. В 2006 году режиссер Тацуя Исихара снял аниме, охватывающее события тома 1 и шесть рассказов из томов 3, 5, 6. В аниме было 14 серий, которые шли по телевидению вперемешку, и только на DVD выстроились в хронологическом порядке. После его успеха радиоспектакли, аудиокниги, видеоигры, артбуки посыпались, как из рога изобилия. Сейчас по тому 4 снимается второй сезон — «Исчезновение Харухи Судзумии». В России аниме издает компания Reanimedia.

Конкуренты Харухи Судзумии

За девять томов и год дружбы они так и не признались друг другу в любви.

Существуют и трактовки, которые, не противореча букве истории, полностью перекраивают ее дух. Самая распространенная — так называемый «кёноцентризм». Согласно этой теории настоящий чудотворец — не Харухи, а Кён, бессознательно исполняющий ее и свои желания. В пользу этой теории есть веские доводы. Во-первых, сам Кён много раз говорит, что предпочитает не быть главным героем, а оставаться на вторых ролях. Во-вторых, как ни крути, Харухи никаких чудес не достается, зато Кён не знает отбоя от таинственных гостей, погонь и чудовищ (в аниме показана только небольшая их часть, но Харухи неизменно остается в стороне). Наконец, в книге есть много странных намеков на то, что Кён, возможно, лишился воспоминаний или помнит не то, что было. Быть может, он — снизошедший к Харухи три года назад бог в человеческом обличье, сознательно лишивший себя памяти? Если так, то и подлинный объект интереса Юки, Ицки и Микуру — не Харухи, а он сам.

Эта красивая теория примыкает к неоязыческим движениям, таким как викка, для которых мир создан не одним божеством, а двумя — Богом и Богиней. Рассудительный Кён и импульсивная Харухи  — идеальная пара, во всем дополняют друг друга и полностью друг другу доверяют. Быть может, сила творить чудеса принадлежит не кому-то одному, а им обоим? Три года назад они впервые встретились — вероятно, тогда-то и возник этот мир. А может быть, они и есть Пастух и Ткачиха, сошедшие с небес, где встречаются лишь раз в году, в мир людей, чтобы всегда быть вместе?

Сюрприз «Минскхлебпрома».Неожиданная трактовка персонажа!

Есть и более хитрые теории. Например, в глаза бросается неравенство сил героев. Могущественнее всех Юки, умеющая все, что могут другие, и гораздо больше: путешествовать во времени, проникать в «замкнутые пространства», и даже (в книге) отнимать у экстрасенсов их способности... А в четвертом томе Юки лишает чудесных сил и себя, и всех остальных, включая Харухи! Поневоле заподозришь, что она-то и стоит за всем происходящим. Может быть, Харухи — венец эксперимента инопланетян, имя которому Земля? На ум сразу приходят Дуглас Адамс и его инопланетные белые мыши из «Автостопом по галактике».

Еще одна интересная теория связана с тем, что Харухи звала экстрасенсов, инопланетян, гостей из будущего и слайдеров. Первые трое здесь, но где же гость из параллельного измерения? Логично предположить, что это и есть Кён, чья память была искусственно стерта или изменена теми, кто его прислал. Тем более, что в девятом томе повествование начинает очень странно ветвиться...

Наконец, все карты путает сам автор. В девятой книге, год спустя после основания команды СОС, Харухи начинает набор новичков. Тем временем на сцену выходит враждебная команда во главе с девочкой по фамилии Сасаки (как ни странно, подругой детства Кёна), имеющей ту же чудесную силу. На ее стороне: юноша, прибывший из другой ветви будущего, интерфейс «Небесного Доминиона» (враждебной Мыслетелу формы космической инфожизни) и девушка-экстрасенс из конкурентов Организации. Только второго Кёна у них нет.

Финал девятого тома открыт: мы знаем только то, что враждебная команда бросает Харухи вызов, и та, так ничего и не узнав, принимает его. Продолжение следует в десятом томе — «Удивление Харухи Судзумии». Значит ли это, что наша героиня наконец откроет глаза на окружающее? Если да, то что станется с миром? Хочется надеяться, что автор не подведет черту, дав всему «правильную» трактовку, а продолжит игру с читателями...

Конкуренты. Справа налево: Сасаки, жутковатая чужая Кё Суо, экстрасенс Кёко Татибана.

Библиотека Юки Нагато

Юки не расстается с книгами. Что же она читает? Вторая серия: Дэн Симмонс, «Падение Гипериона». Третья серия: Саймон Синг, The code book. Шестая серия: Питер Энтони, «Женщина в платяном шкафу». Восьмая серия: Киёси Касай, Oedipus Shoukougun. Десятая серия: Георг Гегель, «Феноменология духа». Тринадцатая серия: Роберт Сойер, «Старплекс».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Тагесыль
№ 1
18.02.2009, 18:39
Господа модераторы и уважаемая редакция "МФ"! Разрешите мне поделиться своим видением этого действительно замечательного анимэ здесь. Может быть, я немного хватил лишку, но я просто хочу высказать свое мнение...

О Харухи Судзумии начистоту и еще кое о чем

Журнал «Мир Фантастики» в 2008 году назвал японское анимэ «Меланхолия Харухи Судзумии» самым необычным анимэ, а его главную героиню, шестнадцатилетнюю Ха-рухи, - одним из самых загадочных персонажей японских мультфильмов. В обзоре этого действительно неординарного анимэ автор будто бы невзначай упомянул о том, что де-вочку считают не то Богом, не то демиургом – словом, отводят почему-то роль Творца Вселенной, а все сверхъестественные эпизоды рассмотрены рецензентом с применени-ем подхода, который обычно имеет место при характеристике сферы фантастики. Меж-ду тем, не все оказывается так просто.
Пресловутый «чистый харухизм», вынесенный в название, при ближайшем рассмот-рении оказывается не чем иным, как… метафорой. Харухи Судзумия – мечтательная де-вочка, привыкшая «во всем видеть солнечный свет», и если этот свет меркнет, гаснет и огонек в душе самой Харухи. Не зря в разговоре с Кёном героиня предается воспоми-наниям о своем прошлом, говоря, что во всех японских школах все совершенно одина-ковое, и из-за этого мир вдруг стал казаться ей совершенно скучным. Мечтательной на-туре Харухи требовалось теперь вновь найти этот «солнечный свет», без которого школьнице и жизнь – не жизнь, и школа – не школа, и игрушки – не игрушки, и даже сама Харухи Судзумия – не Харухи Судзумия. Потому-то сравнение (да, сравнение!) девочки с Богом, которое проводит Ицки Коидзуми, и неоднократные его фразы по по-воду «сотворения Харухи мира сего» здесь совершенно уместны. Всем известно, что каждый человек живет и существует в мире вещей, в окружающем мире, но у любого из нас есть свой собственный, внутренний мир – мир души, душевный настрой челове-ка, его мысли, доводы, мнения, догадки, мировоззрение. И этот «внутренний мир» не-разрывно связан с пониманием окружающей нас объективной действительности. Если человек переживает положительные состояния души (эмоции), то он видит мир в ярких красках, а когда эмоциональная оценка событий и собственных поступков личности становится негативной (отрицательной), то эти краски становятся тусклыми, и из мил-лионов цветов и оттенков начинают преобладать в большинстве бледные тона и раз-личные градации серого. Человек оказывается как бы Богом в своем внутреннем мире, и в соответствии с настроением словно изменяет мир внешний. Изменился эмоциональ-ный настрой – поменялось видение мира. Так что Ицки прав, но его слова не стоит вос-принимать буквально. Метафора «Харухи – Бог» здесь - не что иное, как иносказание, а точнее – «инопоказание».
Для уяснения сути сказанного выше приведем несколько примеров. Так, в казах-ском фильме «Клещ» 1990 года выпуска, в одном из финальных эпизодов, главный ге-рой расправляется с главным злодеем, но когда он заходит в лифт, появляется помощ-ник главного антагониста и трижды стреляет в сторону дверей, после чего лифт спус-кается вниз, двери открываются, и главный герой с полузакрытыми глазами медленно идет по коридору. В течение полутора минут нам демонстрируют, как герой «борется с тенью», после чего мы видим главного протагониста, который уже умер. «Бой с тенью» здесь – метафора, которая олицетворяет борьбу внутренних сил героя со смертью, и с последним, решающим, но уже бесполезным, ударом эта борьба прекращается. Или ге-рой фильма Такэси Китано, «Сонатина», гангстер Муракава, совершающий в финале самоубийство. На этот шаг он решается потому, что он больше не хочет убивать, не хо-чет усложнять свою жизнь, но просто так уйти он не может – он якудза, а в японской мафии свои законы, и невозможно просто так встать и выйти вон. Потому-то Муракава и сводит счеты с жизнью…
Таким образом, не зря Ицки без устали повторяет: «Если Харухи наскучит этот мир, она создаст свой». Девочка просто изменит к нему отношение. А фантастика здесь – элемент, вуалирующий иносказание, «красочная обертка» для него. Точно такими же «обертками» оказываются и способности самого Ицки, а также его друзей – Нагато Юки и Асахина Микуру. Юки, как говорится в анимэ, - пришелец из космоса, умеющий пере-рабатывать и изменять информацию в угоду себе и другим. Здесь автор «Харухи Суд-зумии» просто-напросто обыгрывает принцип информационной картины мира, заклю-чающийся в том, что всякий объект несет в себе информацию, а весь мир пронизан своего рода «информационными каналами». А основной закон информационного обще-ства состоит в том, что «владеющий информацией владеет всем». Поэтому способности Юки и слово «пришелец» - такие же метафоры. Они отражают ум девочки, способность усваивать информацию и, кроме того, олицетворяют эрудированность Юки (в прошлом эрудированных людей называли в хорошем смысле «людьми не от мира сего», а при-шельцев и сейчас нарекают «гостями из иных миров»).
А красивая девочка Микуру Асахина оказывается гостьей из будущего, причем в анимэ Кён встречается как с «Микуру из настоящего», так и с «Микуру из будущего». И «Микуру из будущего» говорит Кёну, что путешествовать во времени не так сложно, и это может каждый. Действительно, это так, и каждый из нас часто это проделывает. Нет, нет, речь в данном случае не идет о паранормальных явлениях и паранаучных догмах. В этих словах кроются всего лишь… воспоминания. Именно это и есть способ путешест-вия во времени. Наверняка каждый из нас вспоминает какие-нибудь приятные (и не очень?) моменты из прошлой жизни, и абсолютно точно, что все мы грезим о будущем. А ведь тем самым мы будто возвращаемся назад в прошлое или устремляемся в гряду-щий день. Даже Микуру, героиня «Харухи Судзумии», вспоминает, что вытворяла с ней неутомимая Харухи, и не без смеха. Чем не путешествие во времени? И фантастика здесь опять-таки – для усиления эффекта иносказания.
Автор обзора «Меланхолии Харухи Судзумии» в «Мире фантастики», завершая свою статью, задается вопросом: что же случилось в анимэ три года назад? Действительно, персонажи «Харухи Судзумии» достаточно часто повторяют словосочетание «три года назад», а кто-то даже выдвигает, на первый взгляд, нелепую теорию: три года назад Харухи Судзумия создала Вселенную. Но на самом деле здесь нет ничего странного и тем более абсурдного. В одной из серий Харухи признается Кёну, что когда она училась в шестом классе начальной школы (наш шестой класс), с ней и произошла перемена, после которой она и стала видеть этот мир в ином свете. А по сюжету анимэ Харухи и остальные учатся в первом классе старшей школы (наш десятый). Простая арифметика показывает, что перемена мировоззрения Харухи случилась как раз три года назад. А если учитывать сказанное выше, то автор теории «харухизма» тоже прав, равно как и Ицки.
Наконец, стоит рассмотреть еще один фантастический элемент. Ицки говорит, что Харухи обладает способностью воплощать желания в реальность. Не правда ли, звучит как-то реалистично? Ведь и в обычной жизни мы говорим: «Я сделаю все, чтобы мои мечты стали реальностью», подразумевая под этим достижение цели. Харухи же делает все возможное, чтобы все, что она задумала, воплотилось в жизнь, идет к намеченной цели, и посему «способность» ее – вполне земная и даже не метафоричная.
Thainen
№ 2
19.02.2009, 12:59
Да, "нефантастический" вариант толкования тоже есть - увы, мне пришлось сильно резать статью, чтобы влезли более интересные версии :)

Автор обзора «Меланхолии Харухи Судзумии» в «Мире фантастики», завершая свою статью, задается вопросом: что же случилось в анимэ три года назад?(...) когда она училась в шестом классе начальной школы (наш шестой класс), с ней и произошла перемена, после которой она и стала видеть этот мир в ином свете
Вы имеете в виду эпизод на стадионе? Забавно, я не обращал на это внимание, а в аниме она нарисована совсем маленькой девочкой. Но, тем не менее, 10-3=7 :)
Этот эпизод, конечно, повлиял на неё, но в книгах, в отличие от аниме, точка отсчёта названа однозначно: это ночь танабата три года назад, когда Харухи разрисовала школьный двор "хреноглифами".
Тагесыль
№ 3
19.02.2009, 21:28
Возможно, так оно и есть. Но ведь эта перемена случилась с Судзумией-сан после шестого класса, то есть уже наверняка в 7-м классе. А если тогда дело происходило в сентябре-декабре, то шестой класс как раз и есть та самая "точка отсчета". Просто в анимэ, судя по всему, события происходят в мае-июне.
Танабата - да, это 7 июля. Но ведь наверняка и до 7 июля 20.. года Судзумия-сан смотрела на этот мир по-другому. В анимэ об этом как-то вскользь упоминается, да и к тому же Харухи сама говорит, что после случившейся с ней перемены все показалось ей серым и блеклым, то есть она перестала разговаривать со всеми. И потому девочка никого не посвящала в тайны своей души.
Хотя на самом деле все видят "Меланхолию Харухи Судзумии" в разном цвете. Так что моя точка зрения не есть максима или догма.
Софи
№ 4
26.03.2009, 22:01
А вот еще одно аниме, которое назавала бы одним из самых смешных. С одной стороны незатейлевый, местами банальный, легких сюжет, с другой - мощная концовка.
Tekiaritokufu
№ 5
13.04.2009, 23:17
Бешенный задор Харухи придает и зрителю значительный заряд позитива и бодрости на долгое время. Сам смотрел серии этого аниме в хронологической последовательности (так что рассказ Кёна приобретает некую осмысленность и более внятную трактовку событий, которые он как бы пересказывает зрителям). И скажу честно: "Пааанравилось просто ЖУТЬ!!!".
Gligarr
№ 6
16.07.2009, 18:26
Ну касательно новых серий отпишу здесь.
В первой нам показывают события три года назад (подробности не пишу так как будет злостный спойлер), а вот во второй понесётся... Бесконечная Восьмерка! Что будет дальше не совсем понятно, про третью и четвертую говорить ничего не буду, а пятая только недавно вышла.


Итак, а теперь о статье. Огромное спасибо автору за просветительскую деятельность - если бы он не описал этот сериал как для фанатов фантастики, я так бы и прошел мимо. Но сейчас, МХС является одним из моих любимых аниме-сериалов. Огромное спасибо.

И да, статья попросту исчерпывающая и просто очень хорошая. Оччень познавательная.
Finjas
№ 7
07.01.2011, 01:46
Скажу вот что. Я вообще не поклонник аниме. если не сказать грубее. Всегда к нему относился холодно, но этот Сериал (Да - да, с большой буквы) просто таки меня потряс.
Это Гениально, За это я люблю японские произведения. Книги, Фильмы, Игры, что бы то ни было.
Они почти всегда вкладывают смысл и подтекст в свои произведения.
Как классики литературы.
Если большинство книг, фильмов, игр созданы конкретно для одной цели - развлечения, то японцы почти всегда вклдывают в свои произведения определенный смысл. Я не Говорю о Глубинном Смысле, про СПГС и т.д.
Я имею ввиду то, что они создают что-то с целью не только развлеч, но и что-то донести читателю, зрителю, игроку.
А если и не вкладывают смысл в сильные сюжеты, то по крайней мере оставляют в истории белые пятна, которые позваляют юзеру, скажем так, самому подумать и вынести что-то для себя.
Обожаю я японцев. Я понял почему я не люблю аниме, потому что оно противоречит моим представлениям о японской культуре, в аниме, по крайней мере в то, что популярно и что советуют на каждом шагу не особенно много такого, что встречается в остальных видах произведений, по крайней мере у меня почему-то сложился такой стереотип.
По этому я люблю Сайлент Хилл. По этому я люблю Меланхолию, и по этому я пойду читать переводы книжечек про Судзумию.

Словестный понос мод офф.
Finjas
№ 8
07.01.2011, 01:51
Прошу прощения если что-то не то или не так сказал, не выдержал давления мыслей. Пришлось все публично излить.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться