Google+
МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ «АЛИСЫ В CТРАНЕ ЧУДЕС» Разговор с Анджеем Сапковским
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. «Обитаемый остров: фильм первый»
Кратко о статье: Интервью с создателями нового отечественного фантастического блокбастера «Обитаемый остров».

Наше кино

Обитаемый остров: Фильм первый

Экранизация романа Аркадия и Бориса Стругацких

Бороздя волны мирового кинематографа, вы рано или поздно заплывете в бухту под названием «Российская кинофантастика». Загадочное место по количеству необъяснимых явлений даст фору любому треугольнику — хоть Бермудскому, хоть равнобедренному. Например, известно, что тут внезапно пропадают... деньги. Причем деньги немалые. Говорят, на их поиски можно отправить людей в погонах — и они ничего не найдут: только мятый пластиковый стаканчик, пару еще дымящихся окурков да стонущего зрителя, по рассудку которого нанесли коварный удар лопатой.

Еще поговаривают, что место это пропащее, жизни тут нет и быть не может. Однако вот уже несколько лет на омываемом волнами песке заметно копошение, которое год от года становится более деловитым. И вот уже не мы ищем следы разумной жизни, а разумная жизнь ищет нас и зовет в гости, мол, с прошлым покончено — здесь больше не мертвая зона и даже не пятый уровень Сумрака. Теперь это обжитое место — «Обитаемый остров».

Не спорим, отечественные киносказочники не раз давали повод разубедиться в наличии у себя таланта. Однако хочется верить, что с «Обитаемым островом» все будет по-другому. Нет, серьезно, — правда хочется: в съемках задействовано много талантливых людей. С некоторыми из них за несколько месяцев до премьеры удалось поговорить «Миру фантастики».

Первой формой разумной жизни, которую Максим встретил на Саракше, была камера.

«Масштабы беспрецедентны»

Максим Осадчий (оператор-постановщик)

Петр Братерский, Дмитрий Опекин и Максим Осадчий.

В каких местах проходили съемки?

95 процентов материала снимали в Крыму, где мы провели около восьми месяцев, затем еще два месяца работали в павильонах Москвы. Мы также совершили небольшую экспедицию в Санкт-Петербург, чтобы снять интерьеры. Нас интересовали помещения, в которых могли бы заседать Неизвестные Отцы. Съемочной команде очень приглянулись «декорации», которые обнаружились в Питере.

Почему именно Крым?

Нам нужна была разная фактура: горы, пустыни, леса, морские побережья и т. д. Самое главное — в Крыму находится большое количество недостроенных объектов, вроде Казантипской АЭС и больших пансионатов, которые были заброшены во времена перестройки. В нашем распоряжении оказалось очень много объектов, представляющих собой этакие бетонные скелеты. На их основе возводились декорации.

Рейд на пристанище выродков. Жаль, что у гвардейцев нет робопаучков из «Особого мнения».

По-вашему, в чем заключается уникальность проекта?

Во-первых, в объеме сценария: его трудно было сокращать. В одном фильме рассказать историю «Обитаемого острова» невозможно, поэтому было решено разбить картину на две части. Во-вторых, в размахе постановки. Взять, например макетные съемки: была у нас модель падающей в воду гондолы. Снимать решили не многократно уменьшенную копию габаритами метр на два, а большой макет, построенный фактически в натуральную величину. Весила конструкция 14 тонн, а потом ее уменьшили до 7 тонн. Причем 100-тонный плавучий кран бросал эту кабину в море. Масштабы беспрецедентны для российского кинематографа. Может быть, уместны сравнения со съемками фильма «Война и мир» — именно настолько был сложен «Обитаемый остров» с точки зрения постановки. Мы сталкивались с задачами, которые никогда ранее не решали, хотя лично я уже 15 лет работаю в рекламе, в полнометражном кино, и снимаю музыкальные видео — то есть опыта хватает. Картина была сложная и по срокам съемок: с одним выходным в неделю с 6 утра до 8 вечера нужно было выдерживать изнуряющие экспедиции со всеми вытекающими.

«Риски слишком велики»

Леонид Волосатов (супервайзер компьютерной графики)

У них есть танки, зато на нашей стороне большой пушистый микрофон!

Когда была сделана основная работа по спецэффектам?

Она началась в подготовительный период и закончится незадолго до премьеры. Во время подготовительного этапа проводились работы по созданию моделей, визуализации образов и т. п. Они продолжались даже в съемочный период. В связи с этим пришлось вносить коррективы в планы.

Случались ли у команды озарения, позволяли ли вы себе экспромты?

Все, что можно было придумать, было придумано и спланировано заранее. Проект дорогой и амбициозный — риски слишком велики. Зато уже после монтажа было принято решение дополнить мир планеты Саракш — как говорится, расширить и углубить. Этим мы заняты по сей день.

Всегда ли режиссер и актеры понимали, как будут выглядеть сцены после обработки? Вы готовили предварительные постановки на компьютере?

Мы создавали подробные эскизы и раскадровки. Во время съемки первого мастер-плана сразу изготавливался тестовый кадр, который наглядно показывал цветокоррекцию и приблизительные эскизы — делалось это прямо на площадке. Сотрудники нашей компании присутствовали там на протяжении всего периода съемок.

В общей сложности для съемок было сделано порядка трех тысяч костюмов.

Мир Стругацких выглядит искаженным: из-за особенностей атмосферы у наблюдателя складывается впечатление, что горизонт поднимается вверх. Как вы воплотили это на пленке?

Скажу больше: мы продолжаем работать над этим визуальным решением в данный момент. Да, горизонт будет казаться искаженным: мы меняем его линию с помощью компьютерной графики. Порядка 60% отснятого материала будет подвергнуто соответствующей обработке.

Считаете ли вы, что сегодняшнее качество визуальных эффектов позволяет добиться фотореалистичной компьютерной графики?

Зависит от специалистов, которые ей занимаются. Да, позволяет, просто далеко не все на это способны. Нам, к сожалению, не хватает опыта, но мы стараемся. А так — взгляните на «Пиратов Карибского моря». Образцово-показательный в этом отношении фильм.

На какие эпизоды уходит большая часть времени?

Работа ведется параллельно по обоим фильмам, поэтому сложно выделить конкретные эпизоды. Есть спектр работ, связанных с изготовлением фоновых изображений, изменением линии горизонта, заменой неба, прорисовкой летательных аппаратов. Перечисленные задачи весьма сложны для исполнения и требуют особого тщания. Поскольку исходное изображение очень хорошее, мы стараемся его не испортить, а наоборот — украсить и дополнить.

Наше досье

Обитаемый остров: Фильм первый

Жанр: Фантастический экшен

Премьера: 1 января 2009

Производство: Телеканал СТС, Non-Stop Production, Art Pictures Studio

Режиссер-постановщик: Федор Бондарчук

Сценаристы: Эдуард Володарский, Марина и Сергей Дяченко

Продюсеры: Александр Роднянский, Сергей Мелькумов

В ролях: Василий Степанов, Петр Федоров, Юлия Снигирь, Алексей Серебряков, Федор Бондарчук, Михаил Евланов, Сергей Гармаш, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Андрей Мерзликин

Бюджет: 36,5 миллионов долларов

Официальный сайт: oostrov.ru

«Кино — это система образов»

Кирилл Мурзин (концепт-дизайнер)

Какое впечатление на вас произвел сценарий?

Кирилл Мурзин и Федор Бондарчук «клеят» шестиколесный красный утюг.

Он показался мне интересным и перспективным. Нашей задачей было сделать упор на экшен, а не на диалоговую составляющую, поскольку современный зритель совершенно не расположен к литературе в кино. Мы использовали весь накопленный раннее опыт, все доступные технологии создания трюков, и по максимуму старались реализовать то, что мы любим в зарубежном фантастическом кино. Были тщательно проанализированы работы иностранных и отечественных режиссеров на этом поприще. Вышла смешная история, когда мне пришлось написать для художников, людей намного старше меня, список рекомендуемых для просмотра фильмов — чуть ли не все их я выдавал из собственной коллекции; также пришлось показывать коллекцию комиксов, которые я собирал много лет в разных странах.

Режиссер, оператор и постановщик чаще других общаются с концепт-дизайнером. Как вы находили подходящие решения для проекта и откуда черпали вдохновение?

Насчет остальных — не знаю, а вот для меня вдохновением послужили десятки книг, прочитанных к этому дню, сотни комиксов, мультфильмов, как короткометражных, так и полнометражных, фантастические фильмы из Южной и Северной Кореи, из Китая, многочисленные серии манги. Плюс — фрагменты отечественной истории, в частности, пережитые моим дедом, тоже художником, но в первую очередь военным, на долю которого пришлись невзгоды войны. Во многом это дань его жизненному пути.

Эскиз городского пейзажа, сделанный Кириллом Мурзиным.

Каковы главные составляющие «Обитаемого острова»?

Это полноценный мир, который вполне бы сгодился как для живых ролевых игр, так и для компьютерных. Нам пришлось создать его с нуля: нарисовать карту Солнечной системы... Даже, нет, — не Солнечной системы, а того брейгелевско-босховского мира, в который попадает главный герой. Мира-яйца.

То есть работы Босха вдохновили вас на создание мира планеты Саракш?

Полотна Брейгеля, Босха, сотен китайских художников, роботы английских комиксистов. Когда планету описывали Стругацкие, они делали упор на словесные формулировки, преисполненные смысла — глубокие, художественные. А кино — это система образов, которые нам и пришлось разработать. Мы создали вычислительную систему этого микрокосмоса, его алфавит. И так как в начале съемок еще не было решено, понадобится ли переводить то, что говорят и пишут местные жители, пришлось разработать алфавит в точном соответствии со знаками кириллицы. В общем, придумали все, что у Стругацких осталось между строк: устройство быта, организацию правительственных учреждений, систему знаков, символику военных, спецодежду, спецслужбы, закрытые институты и прочее. С нами работал мой коллега Арсений Кручинский, который посвятил этому проекту почти 2 года.

Какую роль играет цветовая палитра мира?

На этой планете нет теней — такова наша теория. По идее Стругацких, великий свет, то есть Саракш, — это газовый карлик, в той же системе, только висит он посередине яйца, словно желток. Очень сложная задача стояла перед оператором-постановщиком, даже не знаю, как он ее решал. Будут тени или нет — зрители безусловно увидят мир Саракш со множеством «земных» элементов.

В городе мутантов голодают, мерзнут и жонглируют разноцветными шариками.

Стругацкие наделяли своих героев эмоциями, заставляли принимать решения в виду особенностей их характеров. Писатели судили с высоты собственного опыта. Мы делаем это с высоты своего. Зритель волен относиться к этому, как ему заблагорассудится. Я считаю, что мудр тот зритель, который, приходя в кинотеатр, оставляет предрассудки дома и настраивается смотреть кино как полноценное произведение искусства.

Ваши ощущения перед выходом картины?

Я побаиваюсь смотреть фильм в окончательном варианте — волнуюсь. Не потому, что он может не понравиться кому-то другому, а потому, что он может не понравиться мне. Как бы много ни пришлось трудиться над созданием концепции, декораций, костюмов и реквизита, результат зависит от работы множества людей, и тут очень сложно предусмотреть абсолютно все нюансы, которые в итоге сложатся в общую картину.

А какие ощущения, на ваш взгляд, должны остаться после просмотра у зрителей?

Я бы хотел, чтобы зритель, выйдя из кинозала, остался таким же романтиком, каким зашел в этот кинозал. Людям, которые сегодня ходят в кино, нужен яркий видеоряд, чтобы отвлечься от повседневных забот. Сегодня фантастику смотрят только романтики, признаются они себе в этом или нет. Для того, чтобы потратить несколько часов жизни, скромные деньги и пойти в кино на фантастический фильм, надо быть фантазером.

Это интересно
  • Кирилл Мурзин рассказывает, что однажды заказанные для съемок машины пришли в не соответствующем требованиям виде. Кирилл с Федором Бондарчуком в фартуках перекрашивали кузова и заклеивали их малярным скотчем. Есть масса фотографий, на которых Мурзин стоит в фартуке и с метлой. Так и работали: Кирилл — дворник, Федор — маляр.
  • Федор Бондарчук на протяжении всего съемочного процесса каждое утро совершал интересный ритуал: брал краскопульт и красил некоторые объекты декораций, настраиваясь на волну того, что будет происходить в течение десятка рабочих часов. Когда художники уже поняли, что это традиция, они стали заряжать краскопульт и сразу вручали его режиссеру вместе с перчатками.
  • Для костюмов массовки имперского города была использована техническая ткань — тонкая материя, которая проклеена полиэтиленом. Она преломляет свет, и в кадре создается интересный эффект. Сложность заключается в том, что находиться в таких костюмах нелегко, особенно при съемках в жарком Крыму.

Если это комната для водных процедур, то не хотели бы мы встретиться с местным терапевтом.

***

Новость об экранизации романа братьев Стругацких была принята, мягко говоря, неоднозначно. Фанаты схватились за головы и возопили, дескать, любимое произведение загублено: тонкую социальную сатиру о том, как молодой космолетчик изменил жизнь на отравленной и населенной унылыми людьми планете, непременно превратят в туповатый боевик. А когда в сети появились фотографии бронетехники, публика окончательно приуныла. Однако давайте оставим разбор полетов и критику до премьеры.

На необработанных кадрах еще не видно эффекта поднимающегося горизонта.

Бесспорно, учитывая конъюнктуру современной киноиндустрии и объем первоисточника, уповать на сохранение концепции без изменений бессмысленно. Факт в том, что киноадаптация «Обитаемого острова» — в самом деле проект беспрецедентных по российским меркам масштабов. Проделан колоссальный объем работы, в которую внесли вклад опытные люди, никогда не страдавшие отсутствием таланта и неумением воплощать фантазии в жизнь. Взглянуть на результат всего этого будет, как минимум, интересно. Быть может, в самом деле стоит отбросить предрассудки?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться