Google+
FIREFLY ЕСЛИ БЫ. УТОПИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Звездные войны: Технологии «Star Wars» Хоббит
Версия для печатиФантасты: Классики. Гордон Диксон
Кратко о статье: Рассказ о жизни и творчестве американского писателя Гордона Руперта Диксона, автора циклов военной фантастики о Дорсае и юмористического фэнтези про Джима Эккерта.

Маленький гигант

Гордон Диксон

Мои книги сродни лабораторным опытам. Я ищу что-нибудь новое в каждой из них.

Гордон Диксон

У истоков военной НФ возвышается монолит «Звездного десанта» Роберта Хайнлайна, значителен вклад в развитие жанра Джерри Пурнелла и Лоис Макмастер Буджолд, в наши дни блистают Дэвид Вебер и Джон Ринго. Но многие каноны боевой космической оперы заложил Гордон Диксон, создатель неоднозначного цикла о воинах с планеты Дорсай. «Маленький гигант научной фантастики» — именно так американские критики окрестили Диксона, писателя в России известного, но во многом недооцененного.

Путь писателя

Канадец Гордон Руперт Диксон появился на свет 1 ноября 1923 года в Эдмонтоне (провинция Альберта), в семье инженера. Читать он научился еще в четырехлетнем возрасте и очень любил придумывать иные концовки книг. Интерес к литературе в семье всячески поощрялся — миссис Диксон была буквально помешана на английских легендах, передав свою страсть младшему отпрыску. А старший брат мальчика, Ловэтт, переехав в Англию, прославился там как автор биографических книг и издатель.

Эдмонтон сегодня.

Беззаботное детство Гордона продолжалось недолго. Летом 1936 года его отец умер и, чтобы свести концы с концами, семья перебралась к родственникам в США, в Миннеаполис. 13-летнему парнишке быстро оформили новое гражданство — в историю фантастики он вошел уже как американский писатель.

Гордону не было еще и 16, когда он поступил в Университет штата с целью изучения любимой английской литературы. Но получить высшее образование сразу Диксон не успел — шла война, и Гордон пошел в армию. Он жаждал попасть на тихоокеанский фронт, но уже тогда сказался наследственный недуг, от которого Диксон страдал всю жизнь — астма. В итоге парня отправили в тыловые части — с 1943 по 1946 годы он служил на Западном побережье Штатов.

Очень ранний Диксон — пока в журналах.

Демобилизовавшись, Диксон вернулся в университет. Но научная карьера не сложилась — диссертацию защитить не удалось. Однако для Диксона открылась иная стезя, писательская. Он был членом Общества фэнтези Миннеаполиса, где познакомился с местными «светилами» — Клиффордом Саймаком и Полом Андерсоном. Именно Андерсон, ставший другом на всю жизнь, подтолкнул Горди к мысли попробовать себя в литературе. В 1950 году первый рассказ Диксона Trespass был опубликован в фэнзине Андерсона Fantastic Story Quarterly. Через пару месяцев совместный рассказ друзей The Friendly Man напечатал ведущий фантастический журнал Америки Astounding Science Fiction. Ободренный Диксон принялся строчить рассказы, приносящие ему стабильный, хоть и не слишком большой доход. А в 1956 году вышел первый роман «Пришельцы с Арктура». Но только через три года к Гордону пришел настоящий успех, когда из разряда «еще-один-автор» он превратился в корифея. Это произошло благодаря роману «Дорсай!», который для выпуска отдельной книгой был переименован издателями в «Прирожденного полководца».

Диксон (слева) на одном€из конвентов 1970-х годов.

Успех дорсайского цикла был для Диксона не единственным. Он сочинял качественную «идейную» космооперу, остроумную юмористическую фантастику, авантюрное фэнтези. Правда, большая часть творчества Диксона обычно не поднималось выше крепкого профессионального уровня — ему очень требовались деньги (он содержал больную мать, да и собственное здоровье не радовало).

В конце 1980-х болезнь Диксона обострилась настолько, что он практически не покидал своего дома в Ричфилде, пригороде Миннеаполиса, но продолжал писать. 31 января 2001 года Гордона Диксона не стало...

Избранная библиография: циклы

Гордон Диксон и его книги.

«Хока!» (совм. с Полом Андерсоном)

Earthman's Burden (1957: сборник)

Star Prince Charlie (1975)

Hoka! (1983: сборник)

«Цикл Чайлда»

«Дорсай!» (Dorsai!, 1959, др. «Прирожденный полководец»)

«Некромант» (Necromancer, 1962)

«Солдат, не спрашивай» (Soldier, Ask Not, 1967)

«Тактика ошибок» (The Tactics of Mistake, 1971)

«Дух Дорсая» (The Spirit of Dorsai, 1979: сборник)

«Потерянный» (Lost Dorsai, 1980: сборник)

«Абсолютная энциклопедия» (The Final Encyclopedia, 1984)

«Гильдия» (The Chantry Guild, 1988)

«Молодой Блейз» (Young Bleys, 1991, др. «Разрушители миров»)

«Иные» (Other, 1994)

Antagonist (2007, совм. с Дэвидом Уиксоном)

«Секрет глубин»

Secret Under the Sea (1960)

Secret Under Antarctica (1963)

Secret Under the Caribbean (1964)

«Дилбия»

«Посылка из космоса» (Spacial Delivery, 1961)

«Космическая лапа» (Spacepaw, 1969)

The Right To Arm Bears (2000) 

«Морской народ»

Home from the Shore (1962)

«Космические пловцы» (Space Swimmers, 1967)

«Дракон и джордж» (в данном случае по-русски «джордж» надо писать с маленькой буквы, ибо в мире книги это не имя, а термин (так драконы называют людей). Но отечественные переводчики решили по-своему)

«Дракон и Джордж» (The Dragon and the George, 1976)

«Рыцарь-Дракон» (Dragon Knight, 1990)

«Дракон на границе» (The Dragon on the Border, 1992)

«Дракон на войне» (The Dragon at War, 1993)

«Дракон, эрл и тролль (The Dragon, the Earl, and the Troll, 1994)

«Дракон и Джинн» (The Dragon and the Djinn, 1996)

«Дракон и Король Подземья» (The Dragon and the Charly King, 1997)

The Dragon and the Fair Maid of Kent (2000)

Путь человека

Диксон принадлежал к поколению, в чью жизнь властно ворвалась самая великая в истории человечества война. Особое впечатление на современников произвела ядерная атака, полностью перевернувшая представление о ведении боевых действий. Один-единственный человек нажатием одной-единственной кнопки мог уничтожить целый город! А орудия массового смертоубийства становились все масштабнее и изощреннее.

Диксону в голову закралась мысль — что, если в будущем технологический прогресс приведет к ситуации, когда один человек сможет стереть с лица земли не город, даже не страну, а всю цивилизацию? Именно поэтому особое значение приобретает роль избранной личности — казалось, безнадежно задвинутая на задворки истории бурным натиском «масс». Так у писателя родилась идея самого прославленного произведения — Дорсайского цикла. Впрочем, Диксон предпочитал иное название — «Цикл Чайлда», перекликающееся с стихотворением Роберта Браунинга о Чайлде Роланде.

Виват, Дорсай!

Диксон планировал 12 романов — четыре трилогии, связанные единой сверхидеей эволюции человечества, проходящего тернистый путь совершенствования от способного к бессмысленному саморазрушению Ребенка до полностью осознающего последствия своих действий Рыцаря. Первая трилогия — историческая, главным героем которой должен был стать английский рыцарь 14 века сэр Джон Хоуквуд. Этот реальный наемник был одним из первых европейских кондотьеров, и Диксон собирался сделать его фигуру отправной точкой эволюционного процесса, нацеленного на тысячу лет в будущее. Следующая трилогия относилась к современности, ее герой мужал в горниле Второй мировой войны. Фантастические романы должны были осветить появление сверхчеловека — нового Мессии, способного указать заблудшей цивилизации путь на более высокий уровень развития. Но Диксону не удалось воплотить в жизнь свой замысел. Ни один издатель не собирался рисковать договариваться с малоизвестным тогда автором, замахнувшимся на такой амбициозный проект.

Он был веселым парнем!

Пришлось ограничиться лишь НФ-сегментом эпопеи, чье действие происходит ориентировочно в 24 веке, когда человечество освоило изрядную часть галактики. По-прежнему излюбленным способом разрешения конфликтов остается война — ведущаяся, однако, в соответствии с определенным Кодексом. Люди фактически вернулись в эпоху кондотьеров, самыми прославленными из которых слывут обитатели суровой планеты Дорсай. Цикл перекликается с «Дюной» Фрэнка Герберта — ведь определенные силы занимаются тайной генетической селекцией, выводя сверхчеловека. Таким «прирожденным полководцем» оказывается дорсаец Донал Грэйм. Впрочем, жизнь Донала — лишь один из фрагментов эпопеи. Немало внимания притягивают истории разрушителя миров Блейза Аренса и его антагониста Хэла Мэйна. Цикл так и не был завершен, потому в истории НФ безусловное место сохраняют лишь несколько его частей с уклоном в военную фантастику.

Диксон до последних дней планировал написать «историческую» и «современные» части эпопеи, а также финальный фантастический том, в котором были бы развязаны все узлы и подведен общий итог. Увы, остались только планы и заметки...

Избранная библиография: отдельные романы

Alien From Arcturus, 1956  

«В бегах» (Mankind on the Run, 1956)

Time to Teleport (1960)

Naked to the Stars (1961)

«Иллюзорный мир» (Delusion World, 1961)

«Миссия во Вселенной» (Mission to Universe, 1965)

Space Winners (1965)

«Иной путь» (The Alien Way, 1965)

«Гонка планет» (Planet Run, 1967), совм. с Кейтом Лаумером

«Дикий волк» (Wolfling, 1969)

«Никто, кроме человека» (None But Man, 1969, др. «Только человек!»)

«Час Орды» (Hour of the Horde, 1970)

«Последняя миссия, или Мир сомнамбул» (Sleepwalker's World, 1971)  

«Пограничник» (The Outposter, 1972)

«Масса Причера» (The Pritcher Mass, 1972)

«Чужое искусство» (Alien Art, 1973)

The R-Master (1973)

Gremlins, Go Home! (1974), совм. с Беном Бовой

«Спасательный корабль» (The Lifeship, 1976), совм. с Гарри Гаррисоном

«Шторм Времени» (Time Storm, 1977)

The Far Call (1978)

Pro (1978)

«Хозяева Эверона» (Masters of Everon, 1979)

The Man from Earth (1983)

The Last Master (1984)

«Рыжий Джеми» (Jamie the Red, 1984), совм. с Рональдом Грином

Steel Brother (1985)

«Вечный человек» (The Forever Man, 1986)

«Путь пилигрима» (Way of the Pilgrim, 1987)

The Earth Lords (1988)

«Волк и железо» (Wolf and Iron, 1990)

«Сошествие на планету обреченных» (Down Among the Dead Men, 1993), совм. с Челси Куин Ярбро

«Восхитительная Вильфа» (The Magnificent Wilf, 1995)

The Human Edge (2003)

Путь чужака

Особое внимание Диксона привлекали две темы. Одна из них перекликалась с идеями американских фантастов-либертарианцев, которые балансировали на грани консерватизма и анархизма. Впрочем, Диксон не был ярым либертарианцем, хотя некоторые его романы явно находятся под их влиянием, смешанным с ницшеанским культом сверхчеловека.

Люди и чужаки Гордона Диксона.

Герои наиболее ярких внецикловых романов Диксона «Час Орды», «Пограничник», «Никто, кроме человека», «Дикий Волк», «Иной путь» — сильные личности, не просто вступающие в противоречие с системой, но идущие на сознательное столкновение с ней ради достижения своих целей, главная из которых  — спасение Человечества. А уж хочет ли Человечество принимать ход мыслей и действий выдающихся индивидуумов-спасителей — значения не имеет. Человек Великий, Избранный Временем и Судьбой, — в противовес копошащейся толпе безликих муравьишек... Не слишком демократично — зато эффективно!

Немало книг Диксон посвятил контакту с чуждым разумом. Герои Диксона предпочитают вести диалог с Чужими с позиций силы, но вовсе не злоупотребляют этим. Конечно, «добро» должно быть с кулаками! Однако сила не может применяться бездумно, на одних рефлексах. Показателен роман «Никто, кроме человека» (1965), чей герой весьма своеобразно завоевывает уважение могущественной инопланетной расы.

Диксон писал и юмористическую фантастику. Один из первых его рассказов, «Шериф каньона Галч» (1951), положил начало совместному с Андерсоном циклу про инопланетян-хоков, похожих на медвежат. Это забавные существа, которые искренне влюблены в земную беллетристику, воспринимают ее всерьез, отчего без конца «играются» — в пиратов, героев Дикого Запада, рыцарей или мушкетеров. И не поймешь — то ли все эти «игры» сродни нашим РПГ, то ли хоки действительно верят в свои фантазии?

Такие разные медведи.

К медведям Диксон относился особенно тепло (а вот кошек, к примеру, терпеть не мог — из-за астмы у него была жестокая аллергия на кошачью шерсть). Он также написал три забавных романа про обитателей планеты Дилбия. Дилбийцы тоже урсоиды — но уже не милые медвежата, а могучие гиганты с весьма оригинальным чувством юмора. Впрочем, предприимчивые земляне способны запросто наладить отменные отношения с инопланетными медведями. Было бы желание и добрая воля...

Это интересно
  • Суммарные тиражи книг Гордона Диксона — более 10 миллионов экземпляров.
  • По мотивам романа «Дракон и джордж» снят полнометражный мультфильм «Полет драконов» (The Flight of Dragons, 1982).
  • Награды Диксона: 3 премии «Хьюго» — за повести «Солдат, не спрашивай» (1965) и «Плащ и посох» (1981), рассказ «Потерянный» (1981); премия «Небьюла» за повесть «Зовите его господин» (1966), премия Августа Дерлета за лучший фэнтезийный роман — «Дракон и джордж» (1976), премия «Юпитер» за повесть «Шторм времени» (1977), Мемориальная премия Э. Э. Смита 1975 года за общие достижения.
  • В 1969—1971 годах Гордон Диксон был президентом главной организации американских фантастов Science Fiction Writers of America.
  • В 1975 году возникла организация «Иррегулярные дорсайцы» (Dorsai Irregulars), созданная как военизированное формирование, предназначавшееся для поддержания порядка на конвентах. Одним из ее инициаторов стал Роберт Асприн. Большинство «дорсайцев» были довольно молоды, но статус почетных членов получили Гордон Диксон и Роберт Хайнлайн.

Иррегулярные дорсайцы во всеоружии.

Путь волшебника

Отметился Гордон Диксон и в фэнтези. Успехом пользовался цикл авантюрного полуюмористического фэнтези о приключениях Джима Эккерта. Поначалу речь о цикле вообще не шла — роман «Дракон и джордж» (1976) был дебютным визитом Диксона в фэнтезийное царство. В те годы писатель был активным «рыцарем» Общества креативного анахронизма и сочинил роман как реверанс в сторону своего невинного увлечения. Вещь получилась симпатичная, легкая и по-настоящему забавная. Результат — несколько премий, любовь публики и даже вольная экранизация.

Метаморфозы Джима Эккерта.

Главный герой, молодой преподаватель колледжа Джим Эккерт, спасая свою жену Энджи, попадает в альтернативный мир волшебного средневековья. Оригинальность заключается в том, что разум Джима вселяется в тело дракона Горбаша, и в таком виде он должен сразиться со Злом, обитающим в Презренной Башне. Серия забавных и опасных приключений приводят к тому, что вернувший человеческий облик Джим и Энджи решают остаться среди своих новых друзей.

Спустя почти 15 лет Диксон вернулся в мир ставшего очень популярным романа. Увы, исключительно из-за денег. И если второй том «Рыцарь-Дракон» был написан на довольно приличном уровне, то последующие превратились в обычную серийную жвачку. К тому же поменялась тональность книг — вместо забавной сказки с уклоном в легкую нравоучительность цикл обрел облик авантюрно-магической альтернативной истории, переполненной занудным морализаторством.

***

Гордон Диксон был замечательным человеком. Как бы ни было ему тяжело, он всегда отличался уравновешенностью, любезностью и доброжелательностью. Активный участник фэндома, он охотно делился с молодежью своим опытом и мыслями. Многие современные американские фантасты, еще совсем юнцами общавшиеся с Диксоном, до сих пор с удовольствием вспоминают об этом. Автор нескольких отличных книг, любитель вкусной пищи, изысканного вина и умной компании — таким остался в памяти современников Гордон Руперт Диксон.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться