Google+
ИЙОН ТИХИЙ ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ Ниндзя МИРЫ. DRAGONLANCE
Версия для печатиИнтервью: Генри Лайон Олди, писатель
Кратко о статье: Мир фантастики широк и разнообразен — мало кому удалось побывать даже в сотой части приоткрытых писателями вселенных. Лучшими проводниками в бесконечном лабиринте мирозданий всегда являлись сами фантасты, тонко чувствующие, где свернуть, а где остановиться и провести день-другой. А из современных отечественных авторов мало кто работает так же глубоко, многогранно и вдохновенно, как Г. Л. Олди, в просторечии Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Творчество их очень неоднозначно, и авторский комментарий, пожалуй, наиболее востребован. Поэтому когда нам представилась возможность поговорить с Олегом и Дмитрием о творчестве, их отношении к фантастике, искусству вообще и жини в частности, мы не сомневались, открывая рубрику беседой с ними. Тем более, что беседа получилась актуальная.     

Творцы миров: Генри, Лайон и Олди

Мир фантастики широк и разнообразен — мало кому удалось побывать даже в сотой части приоткрытых писателями вселенных. Лучшими проводниками в бесконечном лабиринте мирозданий всегда являлись сами фантасты, тонко чувствующие, где свернуть, а где остановиться и провести день-другой. А из современных отечественных авторов мало кто работает так же глубоко, многогранно и вдохновенно, как Г. Л. Олди, в просторечии Дмитрий Громов и Олег Ладыженский. Творчество их очень неоднозначно, и авторский комментарий, пожалуй, наиболее востребован. Поэтому когда нам представилась возможность поговорить с Олегом и Дмитрием о творчестве, их отношении к фантастике, искусству вообще и жизни в частности, мы не сомневались, открывая рубрику беседой с ними. Тем более, что беседа получилась актуальная.

Куда идем мы с Баламутом?

Любой постоянный читатель уже давно заметил, что в последние два года Олди плавно (или планомерно) обращаются более к социальным, чем к фантастическим сторонам жизни. Можно даже подумать, что они потихоньку переходят на "нефантастику". “Орден Святого Бестселлера”, пьеса "Вторые руки", "Шутиха", отчасти другие недавние работы дают повод так думать — и многие из читателей удивляются. Поэтому первый раунд вопросов именно об этом:

51 Kb

Сегодня у нас в гостях Олег (слева) и Дмитрий (справа).

Олег, Дмитрий, это на самом деле четкая тенденция? И если так, то с чем это связано?

На самом деле мы уже сместились, обратились, повертелись и теперь смещаемся опять в новую сторону. Но об этом позже. Видимо, дело в следующем: мы терпеть не можем застывшего состояния. Да, колея — штука хлебная и удобная, там спокойно и приятно. Но нам становится скучно.

Примерно два года назад мы вдруг почувствовали, что за Олдями прочно закрепилась определенная ниша — этаких мифотворцев, в декорациях различных мифологий ставящих костюмированные, яркие спектакли. Косяком шли письма: "Ацтеки! Чукчи! Египет! "Манас" с "Джангаром" ждут вас!".

На самом деле, в "Черном Баламуте" или "Одиссее..." социального было не меньше, чем в любой из последних наших книг, они насквозь были социальны, равно как "личностны" — но через призму истории и мифологии это не всегда и не всеми замечалось. И у нас возникла острейшая потребность вырваться из сложившегося круга, ограничить "фантастичность", костюмированность текстов до минимума, на своей шкуре попробовать новые формы, новые приемы и методы. На первый план вышло осознание того, что "механизм функционирования души человеческой" — он стократ важнее луковых одежек антуража, в которые порой рядится, порой остается в штанах и рубахе, а бывает, что и торчит на площади нагишом, ежась от холода и нескромных взглядов.

Довольно опасное занятие для писателей-фантастов! Не страшно было отсекать изысками и изысканиями внушительную часть читательской аудитории?

Да, мы прекрасно понимали, что это снизит тиражи и отпугнет часть народа. К сожалению, есть целый ряд прекрасных собеседников — тонких, умных, чувствующих и переживающих — но им отказывает зрение, если спектакль не костюмированный. Такая вот "куриная слепота". Одень мысль в доспех или камзол, дай ей шпагу или посох — все чудесно. Но если мысль или чувство одеты, как мы с вами... Если это камерный спектакль, когда на сцене два стула и стол, актеры в будничных костюмах, и хочется говорить на полутонах, не повышая голоса и отпустив осветителя со звукооператором пить водку, если разговор "кожа к коже", без посредников: Его Величества Антуража, Их Высочеств Экшна и Драйва, Светлейшего Князя Сюжетинского и прочих высокопоставленных особ... А уж эксперименты с формой подачи материала и вовсе не поощряются любителями многотомных саг. Что ж, мы знали, на что идем. Предложение изменений — риск однозначный.

И каков, по вашему ощущению, результат?

Два года эксперимента, когда нет возможности спрятаться за яркой одеждой, динамичными "приключениями тела" или экстравагантным антуражем. Фарс, трагифарс, музыкальная драма, пьеса-одноактовка. Вместо больших романов  — средняя и малая форма. Поиск неожиданных (в первую очередь для нас самих) состояний, взаимоотношений, прорисовки героев... "Где отец твой, Адам", "Ваш выход", "Орден Святого бестселлера", "Шутиха", "Давно, усталый раб...", "Вторые руки"... Постоянная игра со словом, смыслом, вторыми и третьими планами, "разговор на полную катушку",  — хорошо или плохо, судить не нам. Другое дело, что нам кажется: на этом поле мы очень много нашли. Не знаем, что кажется читателю — читатель разный, и взгляды у него разные. Вот, по выходу нового романа "Шутиха" один написал: "Стеб и беспроблемность!", а другой: "Серьезная, суровая и, главное, очень своевременная книга". Кому верить? Себе. Делай, что должен, и будь что будет.

34 Kb 22 Kb

Олег любит исполнять под гитару собственные песни, а Дмитрий любит пиво, а также пение Олега.

Конечно, все реагируют по-разному. Воздействуют ли эти реакции на маршрут вашего творческого пути?

Надеемся, что нет. Мы пишем то, что хотим, и так, как хотим. Иначе у нас не получается. Лабрюйер сказал: "Книга — зеркало. Если в нее заглянет баран, трудно надеяться, что обратно выглянет ангел". Возможно, новые Олди многих не устроили. Но иначе мы не могли — остаться в прежних, популярных и востребованных рамках для нас значило заплесневеть, утонуть в автоштампах и почить на лаврах, покрываясь тяжкой бронзой. Это скучно. Это смерть. А мы живые люди. И, наконец, решив за два года поставленные перед собой задачи, мы опять  — хотелось бы верить, что на новом витке — вернулись к "зрелищным" постановкам. Но ни в коем случае не на "круги своя" и не "дважды в одну реку". Теперь нам чертовски интересно, можно ли совместить прежний багаж и новые наработки. Опять — поиск. Планов "громадье", от эпической фэнтези до космической оперы, от балаганного гротеска до сурового реализма. Но по-прежнему для нас было, есть и останется наилучшей похвалой — письмо от неизвестного читателя, комплимент или ворчание, лишь бы оно начиналось со слов: "Как всегда, неожиданно..." И по-прежнему единственным критерием, позволяющим отдать книгу в печать — отсутствие стыда перед самими собой за сделанное. Искали, нашли — пусть другие найдут больше и лучше.

Каковы вообще ваши творческие интересы на ближайшее обозримое будущее, какого рода исследования вы планируете?

Сейчас мы заканчиваем роман в новеллах "Песни Петера Сьлядека". К тем четырем, которые уже издавались в сборнике "Ваш выход", написаны еще восемь, которых и самих-то хватило бы на полнометражную книгу; буквально на днях вчерне закончена последняя, "Петер и Смерть". Далее мы собираемся сделать небольшой июльский перерыв, перевести дух и хорошенько разобраться в набросках, эскизах и планах, чтобы решить, в каком порядке возьмемся их реализовывать. Хочется вернуться к уже начатому роману "Сильные", запланированному в соавторстве с Андреем Валентиновым  — в какой-то мере это роман о "феномене богатырей", географически примерно в Тьмутаракани, на стыке Кавказа и Руси, только с очень уж необычным поворотом, о котором сейчас не хотелось бы распространяться; в какой-то мере жесткая научно-социальная фантастика, каким бы странным ни казался подобный взгляд.

Есть наброски (и даже готовые части) на совместную книгу с А. Валентиновым и супругами Дяченко, под условно-рабочим названием "Новый Миргород". Есть увлекательные (как минимум, для нас лично) планы собственных "сольных" романов: один в жанре, который мы для себя назвали "шпага и звездолет", другой — исследование феномена магии на протяжении нескольких человеческих жизней; есть идеи продолжения цикла "Фэнтези" (три рассказа этого цикла вышли вместе с "Шутихой")...

Опять же, пишутся новые стихи, рассказы... Много чего есть. Включая запись четвертого аудио-диска из серии "Театр Олди" (песни на стихи из книг). Было бы время и силы. А уж за ценой мы не постоим. И не исключаем, что завтра в дверь постучится что-то новое, внезапное, совершенно непредвиденное, и властно прикажет: "Все планы в сторону! Приготовились! Занавес!". Так бывало, и не раз.

Как видите, времени они уж точно не теряли, и впредь терять не намерены. Ну хорошо, пишут о вечном, невзирая на декорации — но ведь отменные декорации получались, даже жалко, что душа человеческая в романах Олди теперь все чаще “торчит на площади нагишом, ежась от холода и нескромных взглядов”! Вернуть спецэффекты по просьбам митингующей публики! И где там “Старшая Эдда” с “Махабхаратой”?.. Впрочем, “обещают исправиться” — освоить новый уровень, объединив причину со следствием: фактически, “Матрицу Феллини” снять. Ну что ж, подождем, увидим. Через какое-то время спросим снова, обязательно — пока же поразмыслим, ведь задали пути для размышлений своими взвешенными ответами!

Вообще, спокойный и выдержанный энтузиазм наших апологетов заразителен — хочется все бросить и размышлять на темы, поднятые в злободневной “Шутихе” или, скажем, в “Ордене Святого бестселлера”. Перед этим мироотречением, правда, возникают закономерные вопросы о том, откуда вообще взялись такие-разэтакие Олди. Как именно, из какого источника черпают свою росу вдохновения? И в нашем ли мире на самом деле живут?..

Откуда дровишки, или Олди и Мир

42 Kb

Аватар Дмитрия — блестящий (в прямом и переносном смысле) полководец...

Что больше всего повлияло на ваше творчество — какая литература, кино, исторические эпохи, архетипы и образы? Как это проявляется в вашем творчестве именно сейчас?

Все. От "Колобка" до мифов Древней Греции. От фильмов Чаплина до "Кин-Дза-Дза". От Вийона до Басе, от Сапфо до Гумилева. От ракшаса Раваны до Бабы Яги. От Спарты до Эдо. Шашлык на поляне и кусок хлеба с сыром. Стакан чая и бокал вина. Вся наша жизнь, из чего бы она ни складывалась. Вот и проявляется: здесь и сейчас.

Ну неужели настолько ровно и одинаково? Хочется все же увидеть если не график, так пунктир предпочтений.

61 Kb

...в то время как воплощение Олега — могущественный маг высокого полета.

Здесь нет пунктира, графика и окрика конвоира: "Шаг вправо, шаг влево — побег..." Мы отнюдь не двигались в своих предпочтениях из пункта А в пункт Б по относительно прямой линии. И сегодня интересно пообщаться с Бабой Ягой, и в школе были интересны "Махабхарата" или Желязны. Есть некая территория, где нам знакомы овраги и перелески, ручьи и озера, места для шашлыков или ночлега. В эти места мы возвращаемся раз за разом, всегда находя что-то новое, чего не заметили раньше. Территория эта медленно расширяется, включая в себя новые места. Мы меняемся, и предпочтения вместе с нами: жизнь, в отличие от смерти, не есть застывший камень. Это ведь дурак твердо и навсегда уверен, что лучшие штаны — его собственные, а лучшая нравственность спит в его постели. Мы же — сомневаемся, ищем и пробуем. То есть процесс Творения внутри отдельно взятых Олдей не закончился — он продолжается, длится, и меньше всего по прямой. Как, собственно, и процесс Творения вокруг оных Олдей.

Вот Сапковский специально, чтобы журналисты с вопросами не приставали, составил список и вывесил на всеобщее обозрение. Может, и вам так сделать?

Видимо, мы более устойчивы к приставаниям "акул пера", нежели пан Анджей. Списка не будет. Взять любовь, восторг, общение и наслаждение, заковать в кандалы списка и выставить на панель? Не наш жанр.

“Врагу не сдается наш гордый!”. Ну, что же... А мы потихоньку зайдем с другого конца.

В журнале есть рубрика "Машина времени" об истории. По сути, там будут развенчиваться штампы и стереотипы, сложившиеся в фантастике, даваться интересная информация, дополняющая общеизвестное... Как вы считаете, насколько вообще история взаимодействует с fantasy?

История взаимодействует с фэнтези, как вода с рыбой. Большие рыбы ходят на глубине. А на поверхности... "Знатоки, — кипятился Остап. — Убивать надо таких знатоков!". (с) Ильф и Петров, "Золотой Теленок". Можно сколько угодно "творить иные миры", в уверенности, что создаешь новое, небывалое. Но все же кентавр  — это человек плюс лошадь. Один умный человек говорил: всей европейской мифологии не хватило, чтобы придумать кенгуру. Поэтому придумать новую географию, биографию, этнографию и прочие "графии" — не цель творчества и не его смысл. Новых людей не придумать. А из маленьких историй маленьких людей складывается большая история. Если, конечно, вместо людей и их судеб не посвятить все время выяснению конструкции шлема-бургиньона — штуке, безусловно, интересной, но в шлеме должна быть голова, и, по возможности, голова думающая. Иначе в мире сплошных героев, витязей, магов и королей — приди Саурон в Средиземье, некому будет кольцо в Ородруин нести. Войну делает пехота, море делают капли, а историю — мы с вами.

23 Kb

Поездки на "коны" и общение с читателями — приятная обязанность популярных авторов.

Очень каверзный вопрос: как вы оцениваете свое творчество в целом? Вклад в нашу фантастику, в современную русскую литературу вообще?

Как только мы ответим на этот вопрос — сразу же перестанем писать книги. Поэтому разрешите отмолчаться. В ваших же интересах.

Считаете ли вы это достаточным? Или, возможно, думаете о других величинах?

Не думаем — пробуем. Все время. От эпоса — к комедии. От фарса — к музыкальной драме. От романа — к рассказу. От баллады — к повести. С неба — на землю. Так и живем. Написать хороший рассказ — величина не меньшая, чем написать популярный роман о шести главах, двенадцати хоботах.

В последнее время фантастика и киноиндустрия (включая телевидение) соприкасаются все теснее, явно наблюдается тенденция. Обещанные и уже готовящиеся экранизации "Трудно быть богом", романов Лукьяненко и Перумова, "Волкодава" — хорошие тому примеры. Почему ничего не слышно о съемках "Герой должен быть один", "Путь Меча" или "Бездны Голодных глаз"? Ведь это очень богатый материал!

Начнем с того, что к нам еще не поступало реальных предложений об экранизации. Возможно, кино- и телепродюсеры не считают книги Олди оптимальным материалом для кино. Или просто их не читают. Были кое-какие разговоры о сериале по "Пути Меча", но тут уж отказались мы. По поводу такого сериала мы в свое уже время высказались в романе "Дайте им умереть", и вообще — искренне не любим сериалы. Так что когда (если) поступят соответствующие предложения — тогда мы и сможем сказать что-то определенное. Сами же активных действий на этом поле не предпринимаем.

Вы не считаете это важным?

Важным? Вряд ли. Для нас куда важней та книга, которую мы пишем в каждый данный момент. Интересным? Увлекательным? Да, разумеется. Но не настолько, чтобы отставить книгу и начать заниматься авто-кино-менеджментом.

Логично. Насчет пассивности представителей киноиндустрии: как вы считаете  — не в том ли дело, что ваши романы кажутся продюсерам слишком сложными контекстуально, сюжетно, стилистически?

Трудно сказать. На белом свете масса тонких, умных, опытных режиссеров. Но мы не уверены, что серьезный фильм "Герой должен быть один" или "Нам здесь жить" сможет быстро окупиться. А для продюсера окупаемость — все-таки один из главных критериев.

41 Kb

В последнее время повсюду в индустрии развлечений (куда, как ни парадоксально, входит почти любая форма творчества) происходят процессы глобализации. По сути, это тема отдельной статьи — постепенное объединение фантастики, ролевых, настольных, компьютерных игр и игрушек, кино — в единое целое. На глазах у нас происходит взаимопроникновение и жанров, и, больше того, рождаются смежные жанровые продукты.

Как это может отразиться на литературе? И какими вы видите свои собственные действия в рамках этого процесса?

Мы к этому спокойно относимся. Частично участвуем — сейчас ведется подготовка компьютерной игры "Троянская война", где во многом основой послужили книги Олди и Валентинова "Одиссей, сын Лаэрта" и "Диомед, сын Тидея". Вполне возможно, что в результате получится вполне приличная игра — или ничего не получится вовсе. Правда, здесь во весь рост встает неизбежность — упрощение. Этические, философские, нравственные моменты — в игре для них мало места, там они почти не востребованы. На литературе, как нам кажется, это отразится слабо. Найдется куча авторов, которые возьмутся писать сценарии и локации. И останутся авторы, которые продолжат писать книги. Обычные книги. Как всегда.

ДОСЬЕ: 12 интересных фактов

Генри Лайон Олди (Дмитрий Громов, Олег Ладыженский) входят в пятерку ведущих фантастов, пишущих на русском языке. Авторы таких книг, как "Бездна Голодных Глаз", "Путь Меча", "Герой должен быть один", "Маг в законе", "Черный баламут", "Шутиха", "Богадельня", "Одиссей, сын Лаэрта", "Мессия очищает диск". Живут и работают в Харькове.

1. Дмитрий Громов с отличием закончил Харьковский политехнический институт, став специалистом по технологии неорганических веществ; несколько лет трудился инженером-химиком в ХHПО "Карбонат", защищать готовую кандидатскую диссертацию отказался, работая в это время над "Живущим в последний раз". Сложно оценить потери мировой химии, но мы точно рады за отечественную литературу.

2. Олег Ладыженский окончил с отличием Харьковский государственный институт культуры, по специальности "режиссер театра"; поставил более пятнадцати спектаклей. И почему, спрашивается, они не напишут сценарий и сами не снимут двадцатисерийный "Герой должен быть один"?!

3. Дмитрий Громов любит хард-рок, особенно группу Deep Purple, о творчестве которой написал и издал монографию.

4. Олег Ладыженский вдохновляется в большей степени джазом, классикой и гитарно-лютневой музыкой.

5. Дмитрий Громов имеет II кю (коричневый пояс) по традиционному окинавскому каратэ, школа Годзю-рю. Это вам не плюшки трескать!

6. Олег Ладыженский, в прошлом -- член МАHОКК (Международная ассоциация национальных объединений контактного каратэ-до), имеет черный пояс, II дан, опыт занятий боевыми искусствами — более двадцати лет. На сегодняшний день — старший инструктор харьковской школы Годзю-рю. Это уже даже и не тортики.

7. Дмитрий Громов растит сына-тинейджера 13-ти лет, который получит первый выпуск журнала "Мир фантастики" в подарок от редакции, и сможет одним из первых в стране прочитать это интервью.

8. Олег Ладыженский с переменным успехом воспитывает дочку 18 лет, которая также получит журнал в подарок от редакции.

9. Олди пишут вместе с 1990 года; к настоящему моменту, учитывая переиздания, вышло около 60 их авторских книг.

10. Олди входят в десятку самых популярных писателей современной русскоязычной фантастики, суммарный тираж их книг вплотную приблизился к миллиону, что, как они сами охарактеризовали, "для одних коллег — капля в море, а для других — море капель".

11. Олди входят в номинационные комиссии и жюри литературных премий в области фантастики — "Интерпресскон", "Бронзовая Улитка", "Аэлита", "Старт", Приз им И. А. Ефремова, "Звездный Мост" и др.

12. За последние три года были записаны три аудио-диска серии "Театр Олди" (песни на стихи из книг), — "Я обещаю вам сады..." и двойник "Баллада двойников" -- куда вошло более шестидесяти песен в исполнении съехавшихся отовсюду бардов и музыкантов (Россия, Украина, США, Канада и т. д.); часть песен записана в авторском исполнении О. Ладыженского.

Более подробная информация о Г. Л. Олди и его творчестве  — на авторской страничке по адресу: http://www.rusf.ru/oldie

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Valde
№ 1
03.11.2008, 21:47
Вот почему Олди мои лю.бимые писатели! Спасибо им еще раз!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться