Google+
Григорий Распутин SPELLJAMMER ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Вспомнить всё - две недели
Версия для печатиФантастическая музыка: Тёмная музыка: готика
Кратко о статье: «Тёмные» музыкальные жанры и исполнители.

Блэк-металл

Раскрасил лицо в черно-белые цвета, спел песню о Сатане, записал дебютное демо на дешевую аппаратуру и ты — легенда блэка. Доказано Immortal.

В середине 80-х родилось направление, которое по сей день считается самым злобным и идеологически острым. Блэк-металл стал одним из первых проявлений «экстремального» металла и, пожалуй, самым скандальным из них. Зародился он в экспериментах наиболее радикальных трэшеров сразу в нескольких странах. Название жанра обычно связывают с альбомом Black Metal группы Venom, а также одноименной песней с него, где музыканты похваляются связью своей музыки с Сатаной.

Вопреки тематике, ранний Venom был пусть агрессивным и крикливым, но вполне классическим металлом. На роль основателя блэк-металла больше подходит шведская группа Bathory. Лицо проекта — Квортон — впервые на сцене запел пронзительно хриплым, рычащим до визга голосом, ставшим визитной карточкой всего направления. В отличие от «гроулинга», используемого в дэте, вокал блэк-металлистов не утробно низкий, а, напротив, до сипоты высокий. Бешено колотящие ударные — «бластбиты» — и вязкий, режущий звук гитар довершают облик этой античеловеческой музыки.

Эта линия была вскоре подхвачена многочисленными группами из Скандинавии — Mayhem, Burzum (до середины 90-х), Immortal и Darkthrone. Все эти группы, демонстрируя презрение к коммерции и верность металлу, предпочитали грубое, «сырое» звучание и низкое качество записи. Никаких электронных приспособлений не допускалось, а уж использование клавишных или чистого вокала приравнивалось к подлой измене.

Ulver доказали всему миру, что темного потенциала у электронной музыки ничуть не меньше.

Но не тяжестью и консерватизмом, а радикальной идеологией текстов и образа жизни блэк-металл завоевал себе столь скандальную репутацию. Конечно, мистика не была изобретением блэкеров, она присутствовала в металле с самого начала. Однако исполнители классического хэви-металла, хоть и не чурались чертовщины, использовали ее лишь для эпатажа и игры в «хоррор». Если Элис Купер, Оззи Осборн, KISS и поминали Князя Тьмы, в жизни они оставались обычными рок-н-ролльщиками и прожигателями жизни. Теперь же пришел черед групп, которые, к ужасу и восторгу публики, действительно верили в то, о чем поют.

Одни блэк-металлисты были неоязычниками, другие — сатанистами всех мастей, встречались даже нацисты, призывающие к борьбе за чистоту нордической расы. От слов было недалеко до дела: в середине 90-х, на пике популярности Burzum и Mayhem, по Норвегии прокатилась волна поджогов церквей и нападений на священников. Лидер Burzum Варг Викернес несколько раз попадался на приготовлениях к поджогу, прежде чем окончательно сел в тюрьму за убийство. Конечно, лишь единицы имели отношение к криминалу, но благодаря вниманию прессы за жанром потянулся четкий скандальный флер.

К концу 90-х экстремальное звучание исчерпало себя, и новое поколение вынуждено было искать новые формы. Наибольшим успехом стал пользоваться симфонический блэк: соединение энергии и мистики «черного металла» с классической музыкой, клавишными аранжировками, а иногда и сопрано приглашенных вокалисток. Основу жанра заложили вышедшие в 1994 году альбомы групп Emperor и Dimmu Borgir.

Понравился молоденьким любительницам металла, и ты — легенда. Доказано Дэни Филтом из Cradle of Filth.

Советуем послушать

Блэк-металл

Коллективов, играющих блэк, всегда было много, но для сначала стоит познакомиться с представителями скандинавской школы. Именно в Норвегии, Швеции и Финляндии куют самый злобный, техничный и холодный блэк. Те, кого больше интересует история жанра, не пройдут мимо альбома группы Bathory под одноименным названием.

Дум-металл и готик-металл

Candlemass сегодня. Группа меняла музыкантов более десятка раз.

В противовес гонке скоростей и тяжести в экстремальном металле часть групп конца 80-х неожиданно обратилась к корням, предшествующим даже модному тогда хэви-металлу. Пионером нового музыкального течения стали шведы Candlemass, а все вопросы о названии нового жанра снял их альбом Epicus Doomicus Metallicus. Источником вдохновения этой мрачной команды были самые первые работы Black Sabbath, а точнее — заглавная песня с одноименного дебютного альбома. Едва появившись в конце 60-х, будущие прадедушки металла вовсю экспериментировали с медленным и зловеще-атмосферным звучанием, протяжными вокалом и гитарными риффами. Оззи Осборн позже хвастал, что он нашел и использовал «дьявольское созвучие», запрещенное аж в средние века. Конечно, Black Sabbath тех лет нельзя еще назвать думом, но Candlemass брали за основу их звучание, как бы показывая, что вышло бы, выбери «шабаши» подобный путь развития.

Вскоре Скандинавия стала настоящим центром этого «рокового металла», хотя без Англии, центра мирового рока, не могло обойтись и здесь. В начале 90-х ярко выстрелил коллектив Paradise Lost из холодного Йоркшира, создавший свой уникальный жанр, сочетающий в себе элементы злобного дэта, медлительного и мрачного дума, а также электронные вставки из «темной волны».

Клипы Paradise Lost одно время были частыми гостями на российском MTV.

Частое обращение думеров к теме фэнтези не стало новшеством для металла. Но если быстрый, позитивный пауэр-металл восхищается зелеными эльфами и золотыми драконами, то в темной музыке дум-металлистов подход был немного иной. Скандинавы Candlemass, Tiamat, Amorphis, а также португальцы Moonspell писали загадочные сказки о темных веках, черной магии и долгой зиме. Оккультная и мистическая тематика соединялась с более традиционными тоской и болью в оригинальный философский коктейль, немного напоминающий готик-рок: ему передалось то же сумрачное и задумчивое настроение.

Это сходство вскоре вылилось в новый и весьма популярный стиль: готик-металл. Нет однозначного мнения, когда и кем он был создан: готический металл вырос из дума постепенно, он впитал в себя множество других направлений, провести границу между которыми не представляется возможным. Пожалуй, первой ласточкой поворота к готике стал все тот же альбом Paradise Lost с характерным названием Gothic, и одноименная песня с него, предопределившие название жанра. Это был, по сути, пока еще обычный дэт-дум-металл, но более мелодичный и — внимание! — с чистым женским бэк-вокалом, претендовавшим на «оперность». Неожиданное встречное движение предприняла и классическая готика: проект Тило Вульфа Lacrimosa, прежде исполнявший дарквэйв, потяжелел к середине 90-х и стал, пожалуй, самой знаменитой готик-металл группой.

Lacrimosa — законодатели моды на современной готической сцене.

Женский вокал в сочетании с монотонностью и депрессивным настроением готик-рока стал одной из визитных карточек жанра. Нежные голоса роковых див как будто сами собой заставляли искать более атмосферные, симфонические и клавишные аранжировки. Так изменилась группа The Gathering с приходом в нее сладкоголосого дарования Аннеке ван Гирсберген. Другой королевой готической сцены стала Лив Кристин из норвежской группы Theatre of Tragedy. Излюбленным приемом последних стал дуэт «красавица и чудовище»: низкий мужской рык и ангельское сопрано создавали воистину фантастический контраст. Lacrimosa не осталась в стороне от моды: Тило взял в партнерши шведскую певицу Анне Нурми, работающую с ним и по сей день. Тексты и атмосфера тоже претерпели изменения. На смену химерам древности пришла барокко-стилистика мюзикла «Призрак Оперы»: страсть, страдания и самоубийственная любовь.

Все большее использование симфонических аранжировок привело, в конечном итоге, к сращению готики с симфоническим металлом. Этот жанр, впрочем, никогда не был от нее далек. Разумеется, использование хоров, оперных певиц и оркестров само по себе еще не делает музыку «темной». Но пионеры жанра — Therion, Within Temptation и, в особенности, Haggard — находились под заметным влиянием дума. Да и тексты про прорицателей и мистиков, древних богов и запретные учения как нельзя лучше совпадали с тематикой жанра.

Шарон ден Адель из Within Temptation не может и дня прожить без роскошного платья.

Советуем послушать

Дум-металл и готик-металл

6-трековый альбом Epicus Doomicus Metallicus шведов Candlemass,пластинка Paradise Lost под названием Gothic, Mandylion голландцев The Gathering. А также — H.I.M. (His Infernal Majesty). Их альбомы Razorblade Romance, Love Metal и последний на сегодняшний день полноформатник Venus Doom стали настоящей классикой жанра.

EBM и дарк-электро

Идея смешать танцевальную музыку с темной стилистикой появилась еще в 70-е, когда только зарождался индастриал, родиной которого, естественно, стала все та же Англия. К середине 80-х у жанра появилось значимое ответвление, называемое EBM, что расшифровывается как Electronic Body Music — «электронная музыка тела». Термин был придуман участниками электронного проекта Front 242.

На волне успеха Front 242 появилось немало команд-последователей, играющих подобную музыку, среди которых активно выделялись Nitzer Ebb, Leaether Strip и культовые ныне Front Line Assembly. Отличительной чертой представителей нового жанра стали короткие стрижки, сугубо кожаная одежда, а также различные элементы киберпанка в жизни и имидже, что вскоре породило отдельную субкультуру брутальных электронщиков.

Отличительная черта EBM — в том, что эта музыка имеет четкий размеренный бит, рассчитанный на танцполы. Со временем в моду вошла деформация вокала, называемая «дисторшеном», а также искажение звука. Тематика песен в основном крутилась вокруг политических и социальных тем.

Front 242 — брутальные парни, выросшие на синтипопе.

Dawn Of Ashes зададут жару многим известным рокерам.

Впоследствии сформировалось еще одно направление, именуемое дарк-электро, или «темной электроникой». Ярчайшими представителями первой волны стали коллективы Suicide Commando, Hocico и Wumpscut. Их музыка была настолько брутальной и жесткой, что оставляла позади большинство жестких металлических групп. Естественно, практически сразу у этого направления появились свои поклонники, а Funker Vogt, X-Fusion, Painbastard, Grendel и Dawn Of Ashes стали в России народными любимцами.

Советуем послушать

EBM и дарк-электро

Альбом Overkill группы Painbastard станет чуть ли не лучшим проводником в мир «темной электроники». Самым доступным коллективом принято считать постапокалиптических героев [:SITD:], последний альбом которых — Bestie: Mensch — стал одним из лучших альбомов темной сцены 2007 года.

Дарк-фолк

Место зарождения темного фолка? Все та же дождливая Англия. Сам жанр появился на стыке индастриала, классического фолка и этнической музыки. Основателями направления принято называть «британскую тройку», состоящую из Death in June, Current 93 и Sol Invictus. Считается, что композиция Death Of The West (Death in June) положила начало всему дарк-фолку, хотя альбом Burial, где она фигурировала, был скорее пост-панковым. Переломными стали 86-й и 87-й годы, когда все три группы «разродились» полноценными дарк-фолковыми альбомами. Интересно, что до сих пор единого четкого названия у всего жанра нет, поэтому если вы встретите такие словосочетания, как «дарк-фолк», «апокалиптический фолк», а также «неофолк», то знайте, что они обозначают практически одно и то же.

Концерт Death in June — воистину фантастическое зрелище.

Советуем послушать

Дарк-фолк

Не пропустите Death in June, их альбом World That Summer — одна из первых удачных дарк-фолковых записей. И обязательно послушайте Current 93, их легендарный All the Pretty Little Horses вошел в золотой фонд мирового рока.

***

Из года в год многие пласты современной темной музыки отмирают, освобождая сцену для более актуальных инновационных направлений. Появляются новые острые глобальные проблемы, и вот мы все чаще и чаще слышим песни об экологических катастрофах, смерти от искусственного интеллекта или о настоящей войне за «черное золото». Кто-то рисует мрачные картины нашего будущего на холсте, кто-то пишет книги или снимает кино, а кто-то сочиняет музыку, которая, по словам Курта Воннегута — «необходимое и достаточное доказательство существования бога».

Благодарим портал darkside.ru за предоставленные фотографии.

1 |
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Etvilom Dreg
№ 1
23.11.2008, 12:27
Статья, на мой взгляд, отличная и познавательная. Даёшь подобную статью про Death!
А эпиграф действительно хорош :)))
Snake_Fightin
№ 2
23.11.2008, 12:49
Так держать! Премию авторам!
Mephistophilus
№ 3
23.11.2008, 20:47
Цитата:
Блэк-металл
Цитата:
Дум-металл и готик-металл
Цитата:
металл
Какой металл?
Бронза?
Сталь?
Свинец?
Статья вроде о метале как жанре музыкальном, не о металлургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают.

Сама статья... О кафедралах ни слова как обычно, симфоблэк опять свели к понятию всего блэка, бреда вроде
Цитата:
Крупные издатели предпочитают обходить подобные проекты стороной, так как за ними частенько прячутся настоящие фанатики, уделяющие больше внимания идеологии, нежели музыкальной составляющей
тоже немало...
Но для стартовых знаний в принципе сгодиться может. Не более того, и уж точно не учитывая статью как априорную истину.
Sunbird
№ 4
23.11.2008, 21:34
В английском языке слово metal обозначает как музыку, так и химический элемент :) А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова?
С вашей логикой электроника - это только электрические приборы :)

Последний раз редактировалось Sunbird; 23.11.2008 в 21:37.
Mephistophilus
№ 5
24.11.2008, 00:20
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова?
Если проследить возникновение слова, в оригинале означающее класс элементов, то оно ясно упирается в латинское metallum.
Англофиканское же искажение - вот именно что одно из возможных, и с правописанием в славянской языковой группе согласовываться не обязано.

Термин же муз. жанра был интегрирован именно с стороны англоязычного понятия, в транскрипции которого буковка "л", увы, всего одна, так что обзывать металлом исходящие из колонок звуки - признаваться, что из колонок тебе в ушные раковины лезут стальные спицы.
Sunbird
№ 6
24.11.2008, 00:44
Радость
История - дело забавное, но никто не докажет, почему же в русском металл две буквы "л". Тем более мне кажется, что во времена латыни славянский народ не шибко варил в химической теории.

Последний раз редактировалось Sunbird; 24.11.2008 в 00:47.
Mephistophilus
№ 7
24.11.2008, 00:54
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
не шибко варил в химической теории.
Какая химическая теория? О_О
Мetallum на латыни и греческом - шахта, рудник, позже - сборное обозначение ископаемых.
А интегрировано вполне могло быть на почве торговых взаимоотношений с той же Византией.
Насколько помню, именно к такому варианту больше и склоняются исследователи.
Robin Pack
№ 8
27.11.2008, 23:51
Цитата:
Статья вроде о метале как жанре музыкальном, не о металлургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают.
Поверьте корректору, нет такого правила - писать через одно "л". Это самодеятельность вэб-зинов. Не надо уподобляться тому герою, у которого лосось "икру МЕТААААЛ!" Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок".

А если не верите, купите такую известную вещь, как "Энциклопедия рок-музыки" Бурлаки, Алексеева и Сидорова, там в конце есть "Краткий словарь музыкальных терминов рок-культуры".

Последний раз редактировалось Robin Pack; 28.11.2008 в 00:21.
Mephistophilus
№ 9
28.11.2008, 02:21
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок".
Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты.

Вообще, я помню немало споров о необходимости и правильности семантических и лингвистических привязок при интегрировании понятий из других языков, да точек зрения тут немало - но продолжаю настаивать на необходимости переноса понятий в их транслитерицированном (иногда расширенно-транслитерицированном, тот же психоделик-рок тому подтверждение) состоянии, а не в дурном созначении с абсолютно иными по своей семантике понятиями из иных языков, что хоть и имеют общий архетип, но по своей семантике в процессе исторического развития сильно друг от друга отошли.
Конечно, в рамках возможности, но тут возможность есть.

Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
нет такого правила - писать через одно "л".
Никто особо семантическими исследованиями в данной области не занимался - за априорную истину их принимать нельзя все равно.
Slim Slam Snaga
№ 10
28.11.2008, 10:17
тогда можно писать и мИталлЪ, и мЯтал ))))
он как 25 лет назад был металл, так и сейчас металл, всё прочее - "бредни Барри"
по самой статье - неплохо, но почти 100% материал дарксайда, авторских новелл почти что никаких.
Sunbird
№ 11
28.11.2008, 12:17
Материал дарксайда?
Slim Slam Snaga
№ 12
28.11.2008, 13:32
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
Материал дарксайда
сорри, я имел ввиду готик.ру
Sunbird
№ 13
02.12.2008, 00:27
Тематика та же :)
Дофин
№ 14
02.12.2008, 15:33
Mephistophilus, щито? :-)
Don't Eat It
№ 15
01.06.2009, 15:22
Отличная статья. Обратил на неё внимание недавно, больше бы таких. Ну уж если блек зачислили в фантастическую музыку, то может и хэви туда? Когда будет статья о хэви?!
Грендель
№ 16
11.11.2009, 14:10
И не слова о дэте. Тьфу на вас.
Потполкин
№ 17
11.11.2009, 16:07
Хорошо хоть Сьюкси упомянули

Mephistophilus, браво!
если вторая половина поста более-менее внятная, то
Цитата:
Сообщение от Mephistophilus Посмотреть сообщение
Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты.
несколько теорий в кашу!))) жму вашу мужественную руку.
Такое чувство, что вы были знакомы с Курёхиным
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться