 | Кратко о статье: «Тёмные» музыкальные жанры и исполнители. Звуки ночи Темная музыка Мягко, нежно музыка ступает, Слух твой, дух твой исподволь ласкает. Разум отпусти, дай фантазиям вести В той волшебной тьме, в чьей власти ныне ты — В чудесной власти песни темноты! И шагни в этот новый, незнакомый мир, Позабудь мир, в котором ты жила! Пусть влекут тебя грезы в край теней! Только там ты можешь стать моей... Эндрю Ллойд Вебер, Чарльз Харт, мюзикл «Призрак Оперы» Вампиры, демоны и призраки; любовь и смерть; тайны, страх и меланхолия, декадентство и возвышенная депрессия — такие разные и такие близкие чувства и образы. Что может выразить их лучше, чем музыка? Та, которую с полным правом можно назвать «темной стороной Силы». В любом музыкальном стиле есть свои «темные» ответвления. О — наш сегодняшний разговор.
##### Готик-рок и производные  | Англичане The Cure — одни из родоначальников готик-рока — творят и по сей день. 13 сентября этого года выйдет в свет их новый, 13-й по счету альбом. | Зарождение этого жанра, чье название теперь куда больше на слуху, чем сама музыка, относят к концу 70-х — началу 80-х годов прошлого века. К тому времени публике уже приелись громкие, воинственные хард-рокеры и панки, и в клубах туманного Альбиона набирала обороты так называемая «новая волна». Ее представители — Depeche Mode, Blondie, Joy Division и Duran Duran — играли неторопливую, довольно легкую музыку с однообразным «механическим» битом и таким же монотонным, практически лишенным эмоций вокалом. «Новая волна» в целом не считалась ни темным, ни мрачным жанром: это была вполне себе массовая и коммерческая музыка. Однако именно из ее рядов суждено было появиться громкому слову «готика» — в значении как музыки, так и знаменитой субкультуры. Прототипом готик-рока принято считать пост-панк. Отошедшие от «мамы-анархии», разбитной жизни и «борьбы с системой», многие панк-группы начала 80-х годов несколько смягчали свое звучание, делая его более медленным, минорным, менее тяжелым и хаотическим. Все чаще в композициях звучали фортепиано и экзотические инструменты из арсенала арт-рока. Ураганный бой панк-ударных уступил место монотонному биту «новой волны», а барабанщика в некоторых группах и вовсе заменила драм-машина. Например, «ударником» The Sisters of Mercy был некто по имени «Доктор Аваланч», за которым на самом деле скрывалась машина Roland TR-808 . Первыми пост-панковыми группами, заслужившими от прессы в конце 70-х ярлык «готических», стали все те же англичане из Bauhaus, The Cure и Siouxsie & the Banshees. А в 1981 году вышли первые записи культовой впоследствии The Sisters of Mercy. Помимо монотонной, завораживающей ритмом музыки, именно эта четверка принесла миру запоминающийся «готический» имидж: бледные от грима лица с подведенными глазами, темные очки, пышные черные волосы и одежда с экстравагантными отсылками к 19 веку. Подобная комбинация «классики» с эпатажем в духе глэм-рокеров вроде Дэвида Боуи имела оглушительный успех. Англию, а за ней и другие страны, захлестнула волна подростков, подражающих своим кумирам в одежде и поведении.  | Конец 2006 года ознаменовался приездом в Россию The Sisters of Mercy, которые стали первой группой, выступившей на сцене нового клуба-гиганта «Б1Maximum». | Советуем послушать | Классика готик-рока Знакомиться с готик-роком, безусловно, стоит с классических работ мастодонтов жанра — таких, как The Sisters of Mercy, Siouxsie & the Banshees и несравненных Fields of the Nephilim. Первым альбомом готического рока принято считать дебютную пластинку англичан Bauhaus под названием In the Flat Field. Как и любой экспериментальный альбом, он порядком уступает работам более успешных последователей, но его вклад в развитие жанра неоценим. Из более зрелых пластинок отметим альбом The Sisters of Mercy под названием Floodland — самый успешный и продаваемый полноформатник англичан, содержащий нетленный хит This Corrosion. | Термин «готы» прижился не сразу и у многих вызывал отторжение: некоторые продолжали считать себя панками, а другие отчаянно сопротивлялись наклеенному на них ярлыку «готик-рокеров». Но поклонникам и критикам, восхищенным рождением нового стиля, до мнения кумиров было мало дела. Готик-рокеры, эти «ужасные чада» новой волны, вдохновлялись декадентской романтикой, собственной депрессией и мрачными историями. В отличие от хэви-металл групп, они брали из книг не мертвецов и огромных чудовищ, а атмосферу отчаяния и безысходности, упоение зловещей обреченностью. В особенности в этом усердствовали Bauhaus. Их песня Bela Lugosi’s Dead, посвященная Беле Лугоши — знаменитому исполнителю роли Дракулы, — стала настоящим гимном всей вампирской тематике. В моду вошел образ вампира — независимого, несчастного, обреченного и беспощадного, вызывающего сочувствие и восхищение. Еще дальше пошли панковые The Damned, появлявшиеся на сцене в костюмах вампиров и полностью посвятившие им свое творчество. В 1982 году открылся легендарный клуб Batcave («Пещера летучих мышей»), устраивавший вечеринки в стиле «вамп» и концерты готик-групп.  |  | Сьюзи Сью и ее мрачные парни. | Современные коммерческие готик-рокеры The 69 Eyes. | В 1984 году произошло еще одно значимое событие — Карл Маккой с друзьями основывают группу Fields of the Nephilim. Их звучание уже выходило за рамки нововолнового пост-панка, став тяжелее, ритмичнее, используя при этом электронные аранжировки и вокодеры — исказители голоса. «Нефилимы» впитали в себя многое от возникшего в то время индастриала и, в свою очередь, оставили наследие для будущего готик-метала. Впрочем, это была уже лебединая песня классической готики. Мода уходила в историю, Batcave закрылся, юные декаденты выросли и стали добропорядочными обывателями. Столпы готики начали рушиться один за другим, уцелевшие теряли активность. К началу 21 века лишь одиночные попытки смешать ретро-звучание с современным альт-роком вроде Zeraphine, Scream Silence, The 69 Eyes и знаменитых H.I.M. напоминали о былой славе жанра. Советуем послушать | Современный готик-рок Говорят, что готик-рок умер. Учитывая мизерное количество команд, работающих в этом направлении, с этим трудно не согласиться. Но и в новом тысячелетии было выпущено немало удачных работ типа Mourning Sun от Fields of the Nephilim и Radio Cornwall от The House of Usher. | Дарквэйв и дарк-эмбиент  | Исчадия ада, именуемые Das Ich. | Вторым и более мрачным наследником «новой волны» стал так называемый дарквэйв, или «темная волна». История у этого жанра более призрачная и таинственная: никто не может назвать ни четких родоначальников жанра, ни время его возникновения. Похоже, музыковеды никогда не придут к компромиссу, но их мнения сходятся в том, что именно это музыкальное направление сыграло ключевую роль не только в судьбе готической субкультуры, но и в развитии электронной музыки в целом. Некоторые утверждают, что «темной волной» впервые начали обзывать панковскую электронику типа Alien Sex Fiend, и только через некоторое время термин полностью изменил свое значение. Другие возвращаются к «новой волне», а также к Depeche Mode , подражатели которых частенько пытались играть похожую, но более мрачную музыку, назвав ее «темным синтипопом». Их композиции представляли собой довольно ритмичную электронику с обилием всевозможных зловещих сэмплов. После этого в жанр стали проникать мистические темы, редкие гитары и хриплый мужской вокал. Четко дарквэйв сформировался лишь в конце 80-х — начале 90-х, когда на музыкальной сцене появились Die Form, Deine Lakaien, Clan of Xymox, Das Ich, а также культовый политический проект Laibach. Сейчас многие из них играют иную музыку, но тогда они стали основоположниками моды.  | На «темной» сцене можно встретить... тролля, которого зовут Mortiis. Пробуя на вкус многие направления электронной музыки, он не раз обращался к дарквэйву. | С течением времени в дарквэйв стали вливаться скрипка, флейта и даже губная гармошка, что позволило жанру четче иллюстрировать чувства одиночества и отчаяния. Сегодня дарквэйв, как правило, представляет собой уникальный сплав из медленной электронной музыки, жесткого мужского вокала, а также редких гитар, придающих музыке скорее объем, нежели мелодию. Обычно музыканты рассказывают нам темные мистические истории про иные миры, «других» людей, космические приключения, иногда — грустные романтические истории. Хотя бывают исключительные случаи типа отечественного проекта Dvar, переносящего слушателя в психоделический сказочный мир, где невообразимые загадочные существа, начиная с букашек-хохотушек и заканчивая ужасными монстрами, говорят на собственном уникальном наречии, не поддающемся расшифровке.  | Варг Викернес: до 1994 года писал только блэк-металл, а на закате 90-х создал одни из лучших дарк-эмбиентных альбомов за всю историю жанра. | Обычно ближайшим соседом дарквэйва называют дарк-эмбиент. Само понятие «эмбиент» появилось в середине 70-х гг. и связано с именем Брайана Ино, который во время лечения в одной из больниц стал прислушиваться к всевозможным звукам и шумам. Так родился целый жанр, который обычно делят на классический тип и электронный. Последний отличается сочетанием нечеткого ритма, всевозможных посторонних голосов и ревербераций, формирующих настоящую какофонию. Как вы уже, наверное, догадались, дарк-эмбиент впитал в себя наиболее зловещие и мрачные образцы жанра, включающие в себя элементы индастриала и нойза — одного из самых дисгармоничных музыкальных направлений. Отцом-основателем «темного» эмбиента принято считать Брайана Уильямса и его проект Lustmord, который в начале 80-х совершил маленькую музыкальную революцию. Ничуть не удивительно, что этот странный отшельнический жанр часто обращается к религии, оккультизму, сатанизму и всяческим мрачным ритуалам прошлого. Альбомы коллективов, играющих подобную музыку, обычно обладают единой концепцией и действительно темной историей. Крупные издатели предпочитают обходить подобные проекты стороной, так как за ними частенько прячутся настоящие фанатики, уделяющие больше внимания идеологии, нежели музыкальной составляющей. Советуем послушать | Дарквэйв и дарк-эмбиент Любители мрачных композиций по достоинству оценят Hliðskjálf — последний на сегодняшний день «тюремный альбом» знаменитого проекта Burzum Варга Викернеса. Обязательно познакомьтесь и с главным диктатором моды в дарквэйве — проектом Адриана Хейтса Diary of Dreams. | |  |
 |  | Комментарии к статье |  | Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт Свой человек Зарегистрирован: 09.09.2006 Сообщений: 397 | Статья, на мой взгляд, отличная и познавательная. Даёшь подобную статью про Death! А эпиграф действительно хорош :))) | Снейк железного дракона Зарегистрирован: 21.01.2007 Сообщений: 5,897 | Так держать! Премию авторам! | Мастер слова Зарегистрирован: 09.05.2008 Сообщений: 1,389 | Цитата: Дум-металл и готик-металл | Какой метал л? Бронза? Сталь? Свинец? Статья вроде о мета ле как жанре музыкальном, не о мета ллургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают. Сама статья... О кафедралах ни слова как обычно, симфоблэк опять свели к понятию всего блэка, бреда вроде Цитата: Крупные издатели предпочитают обходить подобные проекты стороной, так как за ними частенько прячутся настоящие фанатики, уделяющие больше внимания идеологии, нежели музыкальной составляющей | тоже немало... Но для стартовых знаний в принципе сгодиться может. Не более того, и уж точно не учитывая статью как априорную истину. | Историческая личность Зарегистрирован: 19.02.2007 Сообщений: 1,621 | В английском языке слово metal обозначает как музыку, так и химический элемент :) А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова? С вашей логикой электроника - это только электрические приборы :) Последний раз редактировалось Sunbird; 23.11.2008 в 20:37. | Мастер слова Зарегистрирован: 09.05.2008 Сообщений: 1,389 | Цитата: Сообщение от Sunbird А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова? | Если проследить возникновение слова, в оригинале означающее класс элементов, то оно ясно упирается в латинское meta llum. Англофиканское же искажение - вот именно что одно из возможных, и с правописанием в славянской языковой группе согласовываться не обязано. Термин же муз. жанра был интегрирован именно с стороны англоязычного понятия, в транскрипции которого буковка "л", увы, всего одна, так что обзывать металлом исходящие из колонок звуки - признаваться, что из колонок тебе в ушные раковины лезут стальные спицы. | Историческая личность Зарегистрирован: 19.02.2007 Сообщений: 1,621 | История - дело забавное, но никто не докажет, почему же в русском металл две буквы "л". Тем более мне кажется, что во времена латыни славянский народ не шибко варил в химической теории. Последний раз редактировалось Sunbird; 23.11.2008 в 23:47. | Мастер слова Зарегистрирован: 09.05.2008 Сообщений: 1,389 | Цитата: Сообщение от Sunbird не шибко варил в химической теории. | Какая химическая теория? О_О Мetallum на латыни и греческом - шахта, рудник, позже - сборное обозначение ископаемых. А интегрировано вполне могло быть на почве торговых взаимоотношений с той же Византией. Насколько помню, именно к такому варианту больше и склоняются исследователи. | хозяин этой чайной Зарегистрирован: 28.12.2005 Сообщений: 9,764 | Цитата: Статья вроде о метале как жанре музыкальном, не о металлургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают. | Поверьте корректору, нет такого правила - писать через одно "л". Это самодеятельность вэб-зинов. Не надо уподобляться тому герою, у которого лосось "икру МЕТААААЛ!" Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок". А если не верите, купите такую известную вещь, как "Энциклопедия рок-музыки" Бурлаки, Алексеева и Сидорова, там в конце есть "Краткий словарь музыкальных терминов рок-культуры". Последний раз редактировалось Robin Pack; 27.11.2008 в 23:21. | Мастер слова Зарегистрирован: 09.05.2008 Сообщений: 1,389 | Цитата: Сообщение от Margulf Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок". | Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты. Вообще, я помню немало споров о необходимости и правильности семантических и лингвистических привязок при интегрировании понятий из других языков, да точек зрения тут немало - но продолжаю настаивать на необходимости переноса понятий в их транслитерицированном (иногда расширенно-транслитерицированном, тот же психоделик-рок тому подтверждение) состоянии, а не в дурном созначении с абсолютно иными по своей семантике понятиями из иных языков, что хоть и имеют общий архетип, но по своей семантике в процессе исторического развития сильно друг от друга отошли. Конечно, в рамках возможности, но тут возможность есть. Цитата: Сообщение от Margulf нет такого правила - писать через одно "л". | Никто особо семантическими исследованиями в данной области не занимался - за априорную истину их принимать нельзя все равно. | Историческая личность Зарегистрирован: 13.02.2006 Сообщений: 2,642 | тогда можно писать и мИталлЪ, и мЯтал )))) он как 25 лет назад был металл, так и сейчас металл, всё прочее - "бредни Барри" по самой статье - неплохо, но почти 100% материал дарксайда, авторских новелл почти что никаких. | Историческая личность Зарегистрирован: 19.02.2007 Сообщений: 1,621 | Материал дарксайда? | Историческая личность Зарегистрирован: 13.02.2006 Сообщений: 2,642 | Цитата: Сообщение от Sunbird Материал дарксайда | сорри, я имел ввиду готик.ру | Историческая личность Зарегистрирован: 19.02.2007 Сообщений: 1,621 | Тематика та же :) | Мастер слова Зарегистрирован: 28.12.2005 Сообщений: 1,072 | Mephistophilus, щито? :-) | Пассажир неведомого лифта Зарегистрирован: 09.10.2008 Сообщений: 3,228 | Отличная статья. Обратил на неё внимание недавно, больше бы таких. Ну уж если блек зачислили в фантастическую музыку, то может и хэви туда? Когда будет статья о хэви?! | Мастер слова Зарегистрирован: 14.08.2008 Сообщений: 1,330 | И не слова о дэте. Тьфу на вас. | Свободный радикал пресс-алкаше Зарегистрирован: 13.04.2006 Сообщений: 5,777 | Хорошо хоть Сьюкси упомянули Mephistophilus, браво! если вторая половина поста более-менее внятная, то Цитата: Сообщение от Mephistophilus Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты. | несколько теорий в кашу!))) жму вашу мужественную руку. Такое чувство, что вы были знакомы с Курёхиным | |  |