Google+
КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ Реальность Жюля Верна артур кларк 100 лучших книг
Версия для печатиФантастическая музыка: Тёмная музыка: готика
Кратко о статье: «Тёмные» музыкальные жанры и исполнители.

Звуки ночи

Темная музыка

Мягко, нежно музыка ступает,

Слух твой, дух твой исподволь ласкает.

Разум отпусти, дай фантазиям вести

В той волшебной тьме, в чьей власти ныне ты —

В чудесной власти песни темноты!

И шагни в этот новый, незнакомый мир,

Позабудь мир, в котором ты жила!

Пусть влекут тебя грезы в край теней!

Только там ты можешь стать моей...

Эндрю Ллойд Вебер, Чарльз Харт, мюзикл «Призрак Оперы»

Вампиры, демоны и призраки; любовь и смерть; тайны, страх и меланхолия, декадентство и возвышенная депрессия — такие разные и такие близкие чувства и образы. Что может выразить их лучше, чем музыка? Та, которую с полным правом можно назвать «темной стороной Силы». В любом музыкальном стиле есть свои «темные» ответвления. О — наш сегодняшний разговор.

#####

Готик-рок и производные

Англичане The Cure — одни из родоначальников готик-рока — творят и по сей день. 13 сентября этого года выйдет в свет их новый, 13-й по счету альбом.

Зарождение этого жанра, чье название теперь куда больше на слуху, чем сама музыка, относят к концу 70-х — началу 80-х годов прошлого века. К тому времени публике уже приелись громкие, воинственные хард-рокеры и панки, и в клубах туманного Альбиона набирала обороты так называемая «новая волна». Ее представители — Depeche Mode, Blondie, Joy Division и Duran Duran — играли неторопливую, довольно легкую музыку с однообразным «механическим» битом и таким же монотонным, практически лишенным эмоций вокалом. «Новая волна» в целом не считалась ни темным, ни мрачным жанром: это была вполне себе массовая и коммерческая музыка. Однако именно из ее рядов суждено было появиться громкому слову «готика» — в значении как музыки, так и знаменитой субкультуры.

Прототипом готик-рока принято считать пост-панк. Отошедшие от «мамы-анархии», разбитной жизни и «борьбы с системой», многие панк-группы начала 80-х годов несколько смягчали свое звучание, делая его более медленным, минорным, менее тяжелым и хаотическим. Все чаще в композициях звучали фортепиано и экзотические инструменты из арсенала арт-рока. Ураганный бой панк-ударных уступил место монотонному биту «новой волны», а барабанщика в некоторых группах и вовсе заменила драм-машина. Например, «ударником» The Sisters of Mercy был некто по имени «Доктор Аваланч», за которым на самом деле скрывалась машина Roland TR-808 .

Первыми пост-панковыми группами, заслужившими от прессы в конце 70-х ярлык «готических», стали все те же англичане из Bauhaus, The Cure и Siouxsie & the Banshees. А в 1981 году вышли первые записи культовой впоследствии The Sisters of Mercy. Помимо монотонной, завораживающей ритмом музыки, именно эта четверка принесла миру запоминающийся «готический» имидж: бледные от грима лица с подведенными глазами, темные очки, пышные черные волосы и одежда с экстравагантными отсылками к 19 веку. Подобная комбинация «классики» с эпатажем в духе глэм-рокеров вроде Дэвида Боуи имела оглушительный успех. Англию, а за ней и другие страны, захлестнула волна подростков, подражающих своим кумирам в одежде и поведении.

Конец 2006 года ознаменовался приездом в Россию The Sisters of Mercy, которые стали первой группой, выступившей на сцене нового клуба-гиганта «Б1Maximum».

Советуем послушать

Классика готик-рока

Знакомиться с готик-роком, безусловно, стоит с классических работ мастодонтов жанра — таких, как The Sisters of Mercy, Siouxsie & the Banshees и несравненных Fields of the Nephilim. Первым альбомом готического рока принято считать дебютную пластинку англичан Bauhaus под названием In the Flat Field. Как и любой экспериментальный альбом, он порядком уступает работам более успешных последователей, но его вклад в развитие жанра неоценим. Из более зрелых пластинок отметим альбом The Sisters of Mercy под названием Floodland — самый успешный и продаваемый полноформатник англичан, содержащий нетленный хит This Corrosion.

Термин «готы» прижился не сразу и у многих вызывал отторжение: некоторые продолжали считать себя панками, а другие отчаянно сопротивлялись наклеенному на них ярлыку «готик-рокеров». Но поклонникам и критикам, восхищенным рождением нового стиля, до мнения кумиров было мало дела.

Готик-рокеры, эти «ужасные чада» новой волны, вдохновлялись декадентской романтикой, собственной депрессией и мрачными историями. В отличие от хэви-металл групп, они брали из книг не мертвецов и огромных чудовищ, а атмосферу отчаяния и безысходности, упоение зловещей обреченностью. В особенности в этом усердствовали Bauhaus. Их песня Bela Lugosi’s Dead, посвященная Беле Лугоши — знаменитому исполнителю роли Дракулы, — стала настоящим гимном всей вампирской тематике. В моду вошел образ вампира — независимого, несчастного, обреченного и беспощадного, вызывающего сочувствие и восхищение. Еще дальше пошли панковые The Damned, появлявшиеся на сцене в костюмах вампиров и полностью посвятившие им свое творчество. В 1982 году открылся легендарный клуб Batcave («Пещера летучих мышей»), устраивавший вечеринки в стиле «вамп» и концерты готик-групп.

Сьюзи Сью и ее мрачные парни.

Современные коммерческие готик-рокеры The 69 Eyes.

В 1984 году произошло еще одно значимое событие — Карл Маккой с друзьями основывают группу Fields of the Nephilim. Их звучание уже выходило за рамки нововолнового пост-панка, став тяжелее, ритмичнее, используя при этом электронные аранжировки и вокодеры — исказители голоса. «Нефилимы» впитали в себя многое от возникшего в то время индастриала и, в свою очередь, оставили наследие для будущего готик-метала.

Впрочем, это была уже лебединая песня классической готики. Мода уходила в историю, Batcave закрылся, юные декаденты выросли и стали добропорядочными обывателями. Столпы готики начали рушиться один за другим, уцелевшие теряли активность. К началу 21 века лишь одиночные попытки смешать ретро-звучание с современным альт-роком вроде Zeraphine, Scream Silence, The 69 Eyes и знаменитых H.I.M. напоминали о былой славе жанра.

Советуем послушать

Современный готик-рок

Говорят, что готик-рок умер. Учитывая мизерное количество команд, работающих в этом направлении, с этим трудно не согласиться. Но и в новом тысячелетии было выпущено немало удачных работ типа Mourning Sun от Fields of the Nephilim и Radio Cornwall от The House of Usher.

Дарквэйв и дарк-эмбиент

Исчадия ада, именуемые Das Ich.

Вторым и более мрачным наследником «новой волны» стал так называемый дарквэйв, или «темная волна». История у этого жанра более призрачная и таинственная: никто не может назвать ни четких родоначальников жанра, ни время его возникновения. Похоже, музыковеды никогда не придут к компромиссу, но их мнения сходятся в том, что именно это музыкальное направление сыграло ключевую роль не только в судьбе готической субкультуры, но и в развитии электронной музыки в целом.

Некоторые утверждают, что «темной волной» впервые начали обзывать панковскую электронику типа Alien Sex Fiend, и только через некоторое время термин полностью изменил свое значение. Другие возвращаются к «новой волне», а также к Depeche Mode , подражатели которых частенько пытались играть похожую, но более мрачную музыку, назвав ее «темным синтипопом». Их композиции представляли собой довольно ритмичную электронику с обилием всевозможных зловещих сэмплов. После этого в жанр стали проникать мистические темы, редкие гитары и хриплый мужской вокал. Четко дарквэйв сформировался лишь в конце 80-х — начале 90-х, когда на музыкальной сцене появились Die Form, Deine Lakaien, Clan of Xymox, Das Ich, а также культовый политический проект Laibach. Сейчас многие из них играют иную музыку, но тогда они стали основоположниками моды.

На «темной» сцене можно встретить... тролля, которого зовут Mortiis. Пробуя на вкус многие направления электронной музыки, он не раз обращался к дарквэйву.

С течением времени в дарквэйв стали вливаться скрипка, флейта и даже губная гармошка, что позволило жанру четче иллюстрировать чувства одиночества и отчаяния. Сегодня дарквэйв, как правило, представляет собой уникальный сплав из медленной электронной музыки, жесткого мужского вокала, а также редких гитар, придающих музыке скорее объем, нежели мелодию. Обычно музыканты рассказывают нам темные мистические истории про иные миры, «других» людей, космические приключения, иногда — грустные романтические истории. Хотя бывают исключительные случаи типа отечественного проекта Dvar, переносящего слушателя в психоделический сказочный мир, где невообразимые загадочные существа, начиная с букашек-хохотушек и заканчивая ужасными монстрами, говорят на собственном уникальном наречии, не поддающемся расшифровке.

Варг Викернес: до 1994 года писал только блэк-металл, а на закате 90-х создал одни из лучших дарк-эмбиентных альбомов за всю историю жанра.

Обычно ближайшим соседом дарквэйва называют дарк-эмбиент. Само понятие «эмбиент» появилось в середине 70-х гг. и связано с именем Брайана Ино, который во время лечения в одной из больниц стал прислушиваться к всевозможным звукам и шумам. Так родился целый жанр, который обычно делят на классический тип и электронный. Последний отличается сочетанием нечеткого ритма, всевозможных посторонних голосов и ревербераций, формирующих настоящую какофонию. Как вы уже, наверное, догадались, дарк-эмбиент впитал в себя наиболее зловещие и мрачные образцы жанра, включающие в себя элементы индастриала и нойза — одного из самых дисгармоничных музыкальных направлений. Отцом-основателем «темного» эмбиента принято считать Брайана Уильямса и его проект Lustmord, который в начале 80-х совершил маленькую музыкальную революцию.

Ничуть не удивительно, что этот странный отшельнический жанр часто обращается к религии, оккультизму, сатанизму и всяческим мрачным ритуалам прошлого. Альбомы коллективов, играющих подобную музыку, обычно обладают единой концепцией и действительно темной историей. Крупные издатели предпочитают обходить подобные проекты стороной, так как за ними частенько прячутся настоящие фанатики, уделяющие больше внимания идеологии, нежели музыкальной составляющей.

Советуем послушать

Дарквэйв и дарк-эмбиент

Любители мрачных композиций по достоинству оценят Hliðskjálf — последний на сегодняшний день «тюремный альбом» знаменитого проекта Burzum Варга Викернеса. Обязательно познакомьтесь и с главным диктатором моды в дарквэйве — проектом Адриана Хейтса Diary of Dreams.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Etvilom Dreg
№ 1
23.11.2008, 12:27
Статья, на мой взгляд, отличная и познавательная. Даёшь подобную статью про Death!
А эпиграф действительно хорош :)))
Snake_Fightin
№ 2
23.11.2008, 12:49
Так держать! Премию авторам!
Mephistophilus
№ 3
23.11.2008, 20:47
Цитата:
Блэк-металл
Цитата:
Дум-металл и готик-металл
Цитата:
металл
Какой металл?
Бронза?
Сталь?
Свинец?
Статья вроде о метале как жанре музыкальном, не о металлургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают.

Сама статья... О кафедралах ни слова как обычно, симфоблэк опять свели к понятию всего блэка, бреда вроде
Цитата:
Крупные издатели предпочитают обходить подобные проекты стороной, так как за ними частенько прячутся настоящие фанатики, уделяющие больше внимания идеологии, нежели музыкальной составляющей
тоже немало...
Но для стартовых знаний в принципе сгодиться может. Не более того, и уж точно не учитывая статью как априорную истину.
Sunbird
№ 4
23.11.2008, 21:34
В английском языке слово metal обозначает как музыку, так и химический элемент :) А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова?
С вашей логикой электроника - это только электрические приборы :)

Последний раз редактировалось Sunbird; 23.11.2008 в 21:37.
Mephistophilus
№ 5
24.11.2008, 00:20
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
А теперь объясните, почему в русском языке должны быть разные написания одного и того же слова?
Если проследить возникновение слова, в оригинале означающее класс элементов, то оно ясно упирается в латинское metallum.
Англофиканское же искажение - вот именно что одно из возможных, и с правописанием в славянской языковой группе согласовываться не обязано.

Термин же муз. жанра был интегрирован именно с стороны англоязычного понятия, в транскрипции которого буковка "л", увы, всего одна, так что обзывать металлом исходящие из колонок звуки - признаваться, что из колонок тебе в ушные раковины лезут стальные спицы.
Sunbird
№ 6
24.11.2008, 00:44
Радость
История - дело забавное, но никто не докажет, почему же в русском металл две буквы "л". Тем более мне кажется, что во времена латыни славянский народ не шибко варил в химической теории.

Последний раз редактировалось Sunbird; 24.11.2008 в 00:47.
Mephistophilus
№ 7
24.11.2008, 00:54
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
не шибко варил в химической теории.
Какая химическая теория? О_О
Мetallum на латыни и греческом - шахта, рудник, позже - сборное обозначение ископаемых.
А интегрировано вполне могло быть на почве торговых взаимоотношений с той же Византией.
Насколько помню, именно к такому варианту больше и склоняются исследователи.
Robin Pack
№ 8
27.11.2008, 23:51
Цитата:
Статья вроде о метале как жанре музыкальном, не о металлургической промышленности, а такую банальную ошибку даже слушающие одного диммуборгира не допускают.
Поверьте корректору, нет такого правила - писать через одно "л". Это самодеятельность вэб-зинов. Не надо уподобляться тому герою, у которого лосось "икру МЕТААААЛ!" Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок".

А если не верите, купите такую известную вещь, как "Энциклопедия рок-музыки" Бурлаки, Алексеева и Сидорова, там в конце есть "Краткий словарь музыкальных терминов рок-культуры".

Последний раз редактировалось Robin Pack; 28.11.2008 в 00:21.
Mephistophilus
№ 9
28.11.2008, 02:21
Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
Названия жанров вполне переводятся, и ни в одном издании вы не встретите "элтернэйтив" или "псайкоделик-рок".
Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты.

Вообще, я помню немало споров о необходимости и правильности семантических и лингвистических привязок при интегрировании понятий из других языков, да точек зрения тут немало - но продолжаю настаивать на необходимости переноса понятий в их транслитерицированном (иногда расширенно-транслитерицированном, тот же психоделик-рок тому подтверждение) состоянии, а не в дурном созначении с абсолютно иными по своей семантике понятиями из иных языков, что хоть и имеют общий архетип, но по своей семантике в процессе исторического развития сильно друг от друга отошли.
Конечно, в рамках возможности, но тут возможность есть.

Цитата:
Сообщение от Margulf Посмотреть сообщение
нет такого правила - писать через одно "л".
Никто особо семантическими исследованиями в данной области не занимался - за априорную истину их принимать нельзя все равно.
Slim Slam Snaga
№ 10
28.11.2008, 10:17
тогда можно писать и мИталлЪ, и мЯтал ))))
он как 25 лет назад был металл, так и сейчас металл, всё прочее - "бредни Барри"
по самой статье - неплохо, но почти 100% материал дарксайда, авторских новелл почти что никаких.
Sunbird
№ 11
28.11.2008, 12:17
Материал дарксайда?
Slim Slam Snaga
№ 12
28.11.2008, 13:32
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
Материал дарксайда
сорри, я имел ввиду готик.ру
Sunbird
№ 13
02.12.2008, 00:27
Тематика та же :)
Дофин
№ 14
02.12.2008, 15:33
Mephistophilus, щито? :-)
Don't Eat It
№ 15
01.06.2009, 15:22
Отличная статья. Обратил на неё внимание недавно, больше бы таких. Ну уж если блек зачислили в фантастическую музыку, то может и хэви туда? Когда будет статья о хэви?!
Грендель
№ 16
11.11.2009, 14:10
И не слова о дэте. Тьфу на вас.
Потполкин
№ 17
11.11.2009, 16:07
Хорошо хоть Сьюкси упомянули

Mephistophilus, браво!
если вторая половина поста более-менее внятная, то
Цитата:
Сообщение от Mephistophilus Посмотреть сообщение
Скажу так - долю транслитерицированных, либо - ослабленно-расширенно-транслицированных и заимствованных в архетипических своих состояниях музыкальных терминов в нашем языке тоже маленькой не назовешь, она скорее подавляющая, и однозначно подходить к оценке данного явления нельзя, оно не создавалось одним человеком за полминуты.
несколько теорий в кашу!))) жму вашу мужественную руку.
Такое чувство, что вы были знакомы с Курёхиным
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться