Google+
Андрэ Нортон ROBERT DOWNEY Вампиры нового Мира Тьмы артур кларк
Версия для печатиВрата Миров: Канон в межавторских вселенных
Кратко о статье: Что считать каноном в самых известных авторских вселенных — «Звездных войнах», «Трансформерах», «Звездном пути», «Горце», «Вавилоне 5» и др.

Истина где-то там...

Канон в межавторских вселенных

Правда бывает удивительней вымысла, зато вымысел правдивее.

Фредерик Рафейэл

Если межавторская вселенная существует на протяжении многих лет и к ее развитию приложили руку десятки авторов, то между различными произведениями обычно возникают противоречия, которые ведут к разрушению целостности мира. В большей или меньшей мере этому подвержены все масштабные циклы. Читатель или зритель нередко оказывается в затруднительном положении: не всегда легко понять, что можно считать полноценной частью вселенной, а что  не более чем апокрифом, в котором действуют персонажи со схожими именами и характерами. Сегодня мы попробуем разобраться, что можно считать каноном в наиболее известных фантастических мирах.

Самая широкая вселенная

Не добавится ли противоречий после выхода мультсериала?

Мы не раз рассказывали о различных аспектах мира, созданного Джорджем Лукасом. В фантастике или фэнтези — а в «Звездных войнах» тесно переплелись оба эти жанра — мало найдется столь же многогранных и проработанных вселенных.

Огромное число людей, работавших над «Звездными войнами», помноженное на длительный срок существования, дает вполне закономерный результат: даже беглое знакомство с Сагой позволяет найти немало разночтений между ее различными частями. Сам Джордж Лукас заявляет: «Существуют два мира. Один мой, показанный в фильмах, и другой, который был создан по их мотивам — я бы сказал, параллельный мир лицензионных книг, игр и комиксов». Лукасу, конечно, виднее, но нельзя не признать, что даже в фильмах есть спорные моменты.

Например, воспоминания Леи о матери: Падме умерла, как мы знаем, сразу после рождения близнецов, но ведь Люк спрашивал сестру именно об их настоящей матери. И почему первую Звезду смерти ввели в строй только к Четвертому эпизоду, если уже в конце Третьего ее создание активно велось? Но оставим сюжетные нестыковки фильмов на совести Лукаса и вернемся к основной теме.

Популярной героине комиксов нашлось место и в фильмах самого Лукаса.

Начиная с 1991 года, Расширенная вселенная «Звездных войн» столь бурно обрастала новыми произведениями, что уже через несколько лет стало очевидно — без должной координации она просто развалится на отдельные части. Компания Lucas Licensing поручила Лиланду Чи создать полную базу данных, названную «Голокроном», которая стала самым полным, постоянно обновляемым путеводителем по Саге. И по сей день все, кто вносит в свой вклад в «Звездные войны», опираются именно на творение Чи.

Согласно Голокрону, канон «Звездных войн» делится на четыре части: G-канон, C-канон, S-канон и N-канон.

G-канон — самый высокий уровень достоверности, абсолютная истина в последней инстанции. К нему относятся только фильмы, их сценарии, новеллизации и радиопостановки

C-канон включает в себя большую часть Расширенной вселенной: книги, комиксы и игры, вышедшие под маркой Star Wars. Сюда же относятся первый мультсериал о Войнах клонов и ролевые руководства (за исключением приведенных в них игровых характеристик персонажей). Порой элементы из C-канона переходили в G-канон — например, герои Куинлан Вос и Эйла Секура, впервые появившиеся в комиксах, затем перекочевали в фильмы.

Что касается игр, в которых, как правило, концовок несколько — в канон попадает лишь одна из них. Так, Дарт Реван из первой части Knights of the Old Republic — мужчина, избравший путь света, а Изгнанник из сиквела игры — женщина, попавшая в тенета Темной стороны Силы. Зачастую, чтобы подчеркнуть каноничность той или иной концовки, выходят дополнительные продукты: в грядущей игре The Force Unleashed будет несколько вариантов финала, а «правильный» мы узнаем из сопутствующих книг и комиксов.

Шак Ти должна была умереть в «Мести ситхов», но сцены с ее участием были вырезаны из фильма, и она появится в игре The Force Unleashed.

S-канон, или вторичный канон, включает в себя сюжеты, не вписывающиеся в Расширенную вселенную, но и напрямую не противоречащие ей. Сюда можно отнести некоторые старые комиксы, а также события игры Star Wars Galaxies.

N-канон — вообще не канон, хотя и содержит те или иные элементы «Звездных войн». Сюда входят комиксы циклов Tales и Infinties, любые фан-фикшены и фан-фильмы, а также игровые статистики и альтернативные концовки компьютерных игр.

В скором времени появится новый уровень канона, названный Лиландом T-канон, то есть телевизионный канон. Он займет место сразу после G-канона и будет включать в себя события и героев грядущих анимационного и игрового сериалов. Сей факт вселяет некоторые опасения, так как, судя по анонсам, отдельные сюжетные ходы мультсериала The Clone Wars могут вступить в противоречие с тем, что описано в книгах, комиксах и предыдущем мультсериале об этой эпохе.

Хотя некоторые радикально настроенные фаны не признают ничего, кроме фильмов, Расширенная вселенная обогатила «Звездные войны» множеством потрясающих историй. Без произведений таких людей, как Тимоти Зан, Майкл Стэкпол или Мэтью Стовер, уже невозможно представить себе далекую-предалекую галактику.

Неканонические комиксы Infinties допускают даже превращение Вейдера в светлого джедая.

В третью эру человечества

Как и в «Звездных войнах», в другой популярной космической саге — сериале «Вавилон 5» — главным критерием каноничности считается причастность к выпуску той или иной продукции автора этого мира, Майкла Стражински. Отличия тоже есть. Лукас не прочел ни единой книги по «Звездным войнам»; Стражински, напротив, старался не выпускать процесс развития вселенной из-под контроля и держал в руках все основные проекты, созданные на основе его вселенной.

Усилия не пропали даром: большая часть продукции, выходившей под брендом «Вавилона 5», считается канонической. Но и тут имеются свои нюансы. Если пять сезонов сериала, полнометражные фильмы и даже весьма спорный сериал «Крестовый поход», закрытый из-за низких рейтингов, не должны вызывать сомнений в своей достоверности, то с книгами все не так просто.

Стражински сочинял комиксы как по собственной вселенной, так и о знаменитых героях вроде Человека-паука и Фантастической четверки.

За десять с лишним лет существования вселенной «Вавилона 5» было издано чуть больше двух десятков книг.

Изначально романы публиковало издательство Dell, затем права перешли к Del Rey и Ballantine. Последние романы считаются более достоверными, чем ранние, писавшиеся без жесткого контроля со стороны Стражински. В скором времени должен начаться выход новых книг о «Вавилоне 5», на этот раз от издательства Mongoose Publishing. Хотя их авторы основываются на сюжетных наработках Майкла, влиять на книги ему не позволили. Реакция создателя мира была жесткой: он тут же объявил все новые романы «лицензированными фан-фикшенами», не имеющими отношения к его видению «Вавилона 5».

Сериалы давно завершились, но легендарной станции еще рано уходить на покой.

Игровые несоответствия

Игровые вселенные — такие как «Мир Тьмы» или «Забытые королевства» — развиваются по несколько иным законам. Не надо быть большим знатоком игровых миров, чтобы заметить, что обычно литература, написанная по мотивам игр, вступает в явные противоречия с правилами первоисточников. Например, книжные мехи из Battletech ведут себя на поле боя отнюдь не так, как в настольных играх, а возможности высокоуровневых героев настольных сессий по D&D заставят позеленеть от зависти литературных Дзирта или Рейстлина.

В результате заядлые игроки обычно крайне скептически относятся к литературным воплощениям любимых вселенных. Однако надо понимать, что законы у этих жанров — разные, и потому ожидать от книг или фильмов полного соответствия игровым реалиям — бесполезно.

Неисповедимы пути звезд

Ни одна иллюстрация не смогла бы вместить всех значимых героев «Звездного пути» разом.

Говоря о телевизионных сериалах, нельзя не вспомнить и великий «Звездный путь», на котором выросло не одно поколение американских любителей фантастики. Количество различных проектов, связанных с этим миром, способно поразить воображение — тем удивительнее, что долгое время никакой четко сформулированной позиции относительно каноничности тех или иных сюжетов не существовало.

Лишь в 1987 году, когда миру Star Trek исполнилось уже более двадцати лет, Джин Родденберри впервые отделил зерна от плевел и определил, что считать каноном, а что нет. Поводом для этого стал выход на экраны очередного сериала — Star Trek: The Next Generation.

Компьютерная баталия не повлияет на официальную историю мира Star Trek.

Тогда статуса канона лишились анимационный сериал, а также все технические руководства, комиксы и романы. Позднее в этот перечень вошли и компьютерные игры. Компания Paramount Pictures не стала спорить с Джином и согласилась считать каноничными лишь все снятые сериалы (что уже очень немало) и десять полнометражных фильмов, за исключением некоторых фрагментов пятого и шестого фильмов. Команды, работавшие над фильмами и сериалами, имели полное право не ориентироваться на события, описанные в любой печатной продукции, что, разумеется, привело к появлению всевозможных противоречий между различными продуктами. Тем не менее даже после смерти Родденбери в 1991 году обладатели прав на бренд Star Trek продолжают придерживаться озвученной им политики относительно канона.

Впрочем, из любого правила должны существовать исключения; есть они и здесь. Например, романы «Мозаика» и «Пути», написанные Джерри Тейлором, обладают более высоким статусом, чем остальные книги. Причина проста: в них присутствуют события и герои, играющие ключевую роль в сериале Star Trek: Voyager. В то же время, по заявлениям съемочных групп и сценаристов, снимая продолжения, они всегда игнорировали эпизод этого сериала под названием Threshold, никогда не упоминая о его событиях, хотя официально он относится к канону вселенной.

Новые рисованные истории о «Звездном пути» выходят регулярно, но каноническими не считаются.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться