Google+
Беседа с создателем Плоского мира Росомаха Вспомнить всё - две недели Бесконечная история
Версия для печатиИнтервью: Геннадий Тищенко, художник
Кратко о статье: Разговор с Геннадием Тищенко — известным русским художником, мультипликатором и писателем.

«Продолжаю мечтать»

Беседа с Геннадием Тищенко

В государстве, сменившем за последнюю сотню лет три политических режима, скучно жить нельзя по определению, в особенности  творческим людям. Путь их, как правило, нелегок и полон самых неожиданных поворотов. В этом месяце мы встретились с Геннадием Ивановичем Тищенко: писателем, художником и мультипликатором, который увлекается фантастикой уже больше сорока лет.

«Сверстников я мог поразить лишь рассказами»

Грезы о земле и небе. По мотивам книги К. Н. Циолковского.

Традиционный первый вопрос: с чего началось ваше творчество? Какие события толкнули вас на эту непростую стезю?

Дело в том, что детство у меня было нестандартным. Я сильно повредил позвоночник — на спине начал образовываться горб, проявился костный туберкулез. Четыре с половиной года я пролежал в гипсе, а ходить начал учиться только в семь лет. В школу из-за этого пошел на год позже. Ясно, что нормального детства у меня быть не могло. Зато я увлекся литературой: уже к девяти годам прочел множество книг. Во втором классе осилил «Войну и мир», что самое интересное — многое понял для своего возраста. Больше всего меня поразил Циолковский. Одно из первых его произведений, с которыми мне довелось познакомиться, — «Грезы о земле и небе». Я читал его восьмилетним мальчишкой. С первым произведением Стругацких познакомился в сборнике «Альфа Эридана», кажется, в 1958 году.

Представьте: все мои сверстники гоняли в футбол, а я до двенадцати лет ходил в гипсовом корсете. Получается, что этот минус стал плюсом, способствовавшим моему творческому развитию. Чем я мог удивить друзей? Драться не мог и не умел, бегать тоже... Стало быть, сверстников я мог поразить лишь рассказами. Поскольку читал я помногу и запоем, историй накопилось море.

На планете звезды Эпсилон Тукана.

Выходит, большая часть ваших детских переживаний была вызвана прочитанными книгами. А реальный мир сумел поразить вас столь же сильно?

Еще как! Помню, в семь лет меня выписали из костно-туберкулезного санатория. Моя семья проживала тогда в Баку, а лечебное заведение находилось за городом — оно считалось лучшим в своем роде на территории СССР. Мать продала буквально все, только чтобы меня туда устроить. Только благодаря тамошним специалистам я не остался горбатым карликом. Что касается переживаний... День выписки фактически стал моим вторым днем рождения. Мы ехали домой, и все, что я видел на картинках, можно было рассмотреть за окном: собаки, кошки, деревья, машины на улицах. До того момента я жил в четырех стенах и ничего не видел, но внезапно все краски мира обрушились на меня — словами такого не передать.

Мимоиды и симметриады Соляриса.

Ваш послужной список аршином общим не измерить: вы и писатель, и художник, и мультипликатор. Признаться, мы слегка растерялись, в каком порядке спрашивать о ваших сферах деятельности. Быть может, сами подскажете, с чего начать?

Ну, если уж рассказывать о Тищенко, то, пожалуй, начать стоит с Тищенко-художника. Жил я фактически в элитном районе Баку, и школа моя оказалась непростой: ее заканчивали Ильхам Алиев (нынешний президент Азербайджана), Муслим Магомаев и прочие известные личности. На уроках рисования я изображал в альбомах планеты, другие миры и прочее — что еще мог рисовать истый фанат научной фантастики? Где-то в 62-м или 63-м году у нас был организован чуть ли не первый в стране музей истории освоения космоса. Мы собрали все доступные (многое было засекречено) материалы о Гагарине, о Королеве и прочих знаковых в этой области личностей. Помещение нуждалось в оформлении — вот я и принял посильное участие. Собственно, первые выставки моих художественных работ проходили именно в школьные годы.

Переход человека в так называемое «лучистое состояние». Высшая форма эволюции.

Звездное озеро.

Трудно было решиться вот так «выставить напоказ» свое творчество?

Порождение Соляриса.

Сам бы и не решился. По гороскопу я рак, и мой характер вполне соответствует присущим этому знаку чертам: слишком осторожный, не рисковый. Первым подбодрил меня завуч школы Арнольд Минаевич Шлимак: он был поклонником фантастики. После школы тоже проходили выставки. Инициатором опять же выступал не я, а люди из астрономического кружка, созданного при моем участии, и близкие люди.

Конечно, большое влияние оказало и мое окружение. Я ведь понятия не имел, что многие писатели-фантасты, чьи книги я читал, живут в Баку. Например, в нашей школе проходил университетскую стажировку Павел Амнуэль, он преподавал астрономию и физику. В конце 60-х он заканчивал «Учебник фантастики» и вручил мне рукопись. Я сделал для него около сотни иллюстраций.

Позже Амнуэль и Шлимак уговорили меня послать работы в «Технику молодежи» на международный конкурс художников-фантастов. В региональном состязании первого тура они заняли первое место.

В 1970 году на меня обрушилась слава, к которой, как выяснилось, я оказался не подготовлен. Были организованы выставки, причем не одна и не две — в частности, в Государственном выставочном зале и в самых крупных кинотеатрах.

Очень многие работы вы дарили. Можете припомнить, какое количество картин безвозмездно перешло в чужие руки?

Общее фото работ мастера.

Вряд ли. Раньше я дарил их направо и налево — сейчас, правда, опомнился. Точнее, опомнилась моя жена, ну и меня наставила на путь истинный. Правильно сделала — уж теперь-то я это понимаю. Учитывая, как иногда приходилось перебиваться случайными заработками, глупо было разбазаривать имущество. Представьте, 100 работ были отданы во всероссийский пионерлагерь «Орленок». Еще сотня ушла «Технике молодежи». Да и выставки делаются за мой счет — реставрацию и обслуживание картин осуществляю исключительно сам.

Ваш литературный путь оказался таким же тернистым?

Хотя я много общался с известными писателями, пробиться было крайне сложно, не говоря уже о том, чтобы дойти до московских издателей. Положительные рецензии на мои литературные изыскания приходили от достаточно влиятельных людей, но даже несмотря на это, их не опубликовывали. Однако в первой половине 70-х годов мои коротенькие рассказики напечатали в малотиражных газетках — были они по две странички, по полторы. В основном писал юморески. Первый большой рассказ, доживший до печатной версии, назывался «Вампиры Геоны». К тому времени я уже состоялся как художник и работал художником-постановщиком по комбинированным съемкам в кино, куда рвался с детства.

Иллюстрация к «Марсианским хроникам» Рэя Брэдбери.

«Хлопнул дверью»

Вот мы и подобрались к самому интересному — Тищенко-мультипликатору. Интерес к ремеслу кинематографиста в конечном итоге взял верх?

Когда во мне начала перевешивать тяга к изобразительному искусству, рассказы были задвинуты на дальнюю полку. Так получилось, что днями я готовился к желанной деятельности в сфере космонавтики, о которой пришлось в итоге забыть из-за здоровья. По вечерам же учился на художника-мультипликатора. Вскоре я смекнул, что в существовавших на тот момент условиях качественный научно-фантастический фильм не снимешь. Дай нам хоть миллиард, никто бы ничего путного не сделал: отсутствовали необходимые специалисты и технологии. Во время учебы на высших режиссерских курсах мне удалось достать ротапринтное* издание о съемках легендарной картины «Космическая одиссея 2001». Там было описание этой гигантской вращающейся декорации для имитации эффекта невесомости. Ясное дело, что в СССР, а уже тем более в Азербайджане, ничего такого сделать не получилось бы. Чисто технически подобное можно было реализовать лишь с помощью мультипликации.

Полет над спиральной дорогой.


* - Отпечатанное с машинописного текста.


Почему вы не остались работать мультипликатором на студии?

После окончания двухгодичных курсов мультипликаторов мне сказали, мол, оставайся, конечно, но числиться ты будешь черновым фазовщиком. Думаю, у каждого молодого человека взыграли бы амбиции. Представьте: при мизерной зарплате делать мультфильмы, чтобы лавры доставались другим.

Я хлопнул дверью, а через два года получил гран-при, и обо мне прошел слух по всему Баку. Одну из моих выставок посетил мэтр азербайджанского кино Алисаттар Атакишиев. Фактически он стал моим духовным наставником: помог без специального образования стать художником-постановщиком по комбинированным съемкам. Оборудования часто не хватало, поэтому приходилось на длительное время приезжать в Москву на «Мосфильм» и киностудию имени М. Горького. Там я познакомился с самыми известными мастерами по комбинированным съемкам и много чему у них научился. Тогда и появилось желание делать не только мультфильмы. Я, знаете ли, до сих пор продолжаю мечтать об игровом кино.

Иллюстрации к фантастическому роману А. Толстого «Аэлита».

Насколько нам известно, у вашей дипломной работы непростая судьба. Какие подводные камни в то время поджидали желающих работать в кинематографе?

Я пришел к одной авторитетной личности на студии «Азербайджанфильм». Он прямым текстом сказал, что может лишь создать подходящие условия, чтобы я стал режиссером-мультипликатором. Заявления на поступление подали 64 человека, восемь из них приехали в Москву, а прошел я один. Попал к замечательному мастеру Роману Качанову. Он был известен не столько как автор мультфильмов про Чебурашку и крокодила Гену, сколько как создатель «Тайны третьей планеты». Следуя его примеру, дипломный фильм я тоже решил посвятить творчеству Булычева. Увы — сценарий не пропустили. После долгих споров мы утвердили новый, и я вернулся в Азербайджан.

Комиксы у нас так и не прижились, но попытки были.

В то время уже началась перестройка, и в стране разыгралась всем известная политическая трагикомедия. В этой непростой обстановке пришлось пробить сценарий и снять с грехом пополам фильм, причем, на мой взгляд, получилось даже недурственно — защитился с отличием. Мне было отпущено денег на трехминутную ленту, а я снял на все 15. Неожиданно работа так понравилась, что встал вопрос о пуске ее в прокат — ничего не поделаешь, был вынужден урезать до 10 минут.

Есть ли у вас любимые произведения, по сюжетам которых вы рисовали много картин или хотели бы сделать экранизацию?

Безусловно, это книги Ивана Ефремова. Большинство представителей современной молодежи воспринимают его как апологета коммунистических идей, хотя это совсем не так — он сам много страдал из-за неверной трактовки своих произведений. Я член общества имени Ефремова и знаю от его сына и вдовы, что писатель закладывал в свои работы. На проходящей этим летом выставке моих работ 25 посвящено сюжетам Ефремова. Из современных же российских писателей меня интересуют в первую очередь Олег Дивов и Сергей Лукьяненко.

Что касается мультфильмов, то огромный простор для творчества открывают произведения Станислава Лема. У меня была мечта снять сериал по «Звездным дневникам Ийона Тихого». Написаны они были с юмором, и нисколечко не устарели. Главное, что у произведения глубокий подтекст: там есть материал и для смеха, и для души, и для ума. В мультипликации это очень важно. Я вообще убежден, что настоящее произведение искусства, будь то живопись, литература или кино, должно ориентироваться на несколько уровней восприятия.

Мы предлагали Лему сотрудничать в середине 90-х, но он запросил 15 тысяч долларов за право экранизации каждого рассказа. У инвесторов, ясное дело, средств не нашлось: за такие деньги можно было неплохой фильм снять. Но я не оставляю надежду вернуться к его творчеству.

Кадры из «Миссии пришельцев».

Назовите ваши любимые работы.

Для меня особенно дороги те, которые трудно давались. Взять, к примеру, «Миссию пришельцев»: рассказ был написан, когда я учился на курсах мультипликаторов в конце 60-х годов. Мечта сделать мультфильм зародилось уже тогда, однако реализовал я ее лишь двадцать лет спустя. Причем мне вдвое урезали сроки, и получившееся качество, откровенно говоря, оставляет желать лучшего.

Много эмоций, положительных и не очень, связано с полуигровым фильмом «И эхом отзовется», который сделан с использованием приема ротоскопии на деньги Госкино и СССР. В нем присутствовала тема опасности ядерной промышленности. Во время съемок грянул взрыв на Чернобыльской АЭС — пришлось срочно менять концепцию с захоронения радиоактивных отходов на бактериологическое оружие. Затем произошел Карабахский конфликт, и так получилось, что картину запороли на стадии распечатки позитива. Сообщили, что на всех частях негатива обнаружились двусторонние царапины. Недавно мне удалось раздобыть DVD-копию «И эхом отзовется», которую я сейчас в одиночку реставрирую. Обычно такой вид деятельности осуществляю с активной спонсорской поддержкой, ведь ориентировочная стоимость реставрации каждой минуты — 10 тысяч долларов.

Можно считать ваши слова официальным призывом?

Почему бы и нет? Поверьте, сейчас многие мультипликаторы мечтают о спонсорской поддержке. Чтобы делать мультфильмы, нужны не только бумага, краски и вдохновение. Многие виды работ требуют значительных финансовых вложений. Словом, я не оставляю надежду, что когда-нибудь все же найдутся заинтересованные люди, которые смогут помочь закончить работу.

«Надо прекратить заниматься самобичеванием»

«И эхом отзовется»: и живые актеры, и мультипликация.

Вы рассказали о своем долгом пути в литературном, художественном и кинотворчестве. Какое направление самовыражения импонирует больше всего?

Главной причиной, по которой я пошел в кино, было то, что я не мог больше разрываться между живописью и литературой. Анимация — это, по сути, их синтез: сам написал сценарий, сам нарисовал эскизы и сам поставил как режиссер. Так что, думаю, из сказанного очевидно, какому искусству принадлежит мое сердце.

Есть ли темы, которые так или иначе присутствуют во всех ваших произведениях?

Одинаковую мораль в фильмы для разных аудиторий не вставишь, но две излюбленные темы у меня, конечно же, есть. Одну из них я пытался реализовать в «Миссии пришельцев». Раньше люди уповали на бога, а когда увлеклись НЛО, все стали уповать на братьев по разуму, дескать, они нам помогут, не дадут погибнуть. Но вдруг естественный отбор происходит не только в планетарном, но и во вселенском масштабе? Значит, если мы не искореним известные пороки, то незачем лететь в космос и вообще контактировать с другими формами жизни. Даже если они внезапно явятся с благими намерениями, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы сами с усами и только на себя должны рассчитывать. Вдруг Земля — этакий галактический заповедник? И высшие формы жизни наблюдают, как наша цивилизация развивается из эмбриональной стадии.

Мне нравится приглашать читателей и зрителей на дискуссию о необходимости выбраковки. Подумайте: если вы выхаживаете больных детей, то, с одной стороны, поступаете хорошо. Но ведь они способны привести нацию к вырождению. С другой стороны, среди них могут оказаться гениальные люди, да и жизнь человеческая бесценна. Спрашивается — как быть?

Следующая тема (она присутствует в фильме «И эхом отзовется») — ответственность за все, что с нами происходит. По мере возрастания мощи человечества каждый должен продумывать свои поступки, так как их последствия могут отозваться эхом нашим детям, внукам и правнукам. Собственно, о том же самом рассуждают герои «Вампиров Геоны» и двухсерийной «Амбы».

Кадры из «Амбы».

Злободневный вопрос: вы когда-нибудь сталкивались со случаями грубого нарушения авторских прав на ваше творчество?

Буквально недавно зашел в Дом книги на Новом Арбате. В отделе, где продают мультфильмы, увидел диск «Фантастические истории» — на обложке мои персонажи из «Вампиров Геоны». В этом мультфильме я был автором сценария, режиссером, а также художником-постановщиком, еще и некоторые сцены озвучивал. При советской власти за каждый показ капала какая-то копеечка. Небольшая, понятное дело, но лучше, чем ничего. Потом, уже после распада СССР, фильм выпускали на кассетах, на дисках, но ни одного рубля перечислено не было.

Мы поднимали этот вопрос в Союзе кинематографистов. Оказывается, делали вот как: брали фильмы, снятые до 1992 года. Но тогда как быть с «Амбой»? Ее вообще формально не существует: есть лишь первая серия, а вторую я делал исключительно за свой счет по устной договоренности. Негативы остались в Останкино, видимо, оттуда они и попали в руки предпринимателей.

Кадры из экспериментального анимационного фильма «Фириэль» по мотивам произведений Дж. Р. Р. Толкина.

Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы российская мультипликация выползла, наконец, из болота, в котором по сей день барахтается?

Самая замечательная черта советской мультипликации — в том, что каждый мультфильм обладал своим изобразительным решением. Их пронизывали добрые оптимистические эмоции. Если российская мультипликация сохранит положительный заряд и в то же время адекватно совместит его с коммерческими началами, то она не только выберется из болота, но еще и очень высоко взлетит.

Вряд ли я сообщу вам нечто кардинально новое: необходимо воспитывать у подрастающего поколения гордость за свою страну. Пока мы слишком уж себя топчем — такие мы, дескать, сякие и разэтакие. Надо прекратить заниматься самобичеванием.

Обычно под занавес мы просим мэтров пожелать что-нибудь всем читателям «МФ» и посоветовать начинающим творцам, как взойти на вершину Олимпа успеха. Продолжите традицию?

Для того чтобы добиться успеха в фантастической живописи, на мой взгляд, абсолютно необходимо то, что я называю фантастическим реализмом, — сочетание фотографической точности и убедительности в деталях с совершенно безбашенной фантазией. Если речь идет о научной фантастике, то визуальный ряд определяют условия на других планетах и в космосе. К примеру, отсутствие атмосферы или ее разреженность приводят к отсутствию воздушной перспективы, дымки, характерной для пейзажей Земли. Или, наоборот, плотность атмосферы на Венере приводит к искривлению световых лучей, что создает интересные оптические эффекты. Сам я иногда делаю наброски пастелью, акрилом, затем сканирую изображение и довожу его до ума в известных программах.

Можете называть меня наивным, но я уверен, что достойные вещи и в литературе, и в живописи, и в кино рано или поздно пробьются, найдут свою аудиторию и получат признание.

Деятелям отечественной фантастики, по большому счету, можно вообще не задавать вопросов. Достаточно попросить рассказать о себе  вы узнаете историю с голливудской эпичностью, французским трагизмом и датским колоритом. «Несчастные!»  воскликнет кто-то. Однако не будем спешить с выводами: трудности, как известно, закаляют характер. И наш сегодняшний собеседник  лучший тому пример.

Досье: Геннадий Иванович Тищенко

Родился в 1948 году в городе Баку (Азербайджан). Поменяв множество профессий — от художника, мультипликатора и архитектора до сценариста, кинорежиссера и педагога, — убедился в силе воздействия искусства на формирование личности. В 1970 году цикл его картин завоевал Главную премию на Международном конкурсе художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Часть этих картин была посвящена освоению Солнечной системы. Начиная с середины семидесятых годов читал лекции по темам «Загадки Мироздания», «О возможностях зарождения жизни (в том числе и разумной) во Вселенной», «Перспективы освоения космоса» и т. п. Будучи студентом архитектурного института, разработал проект Детского центра с трансформирующимся кинозалом и Музеем фантастики.

После окончания в 1984 году высших курсов сценаристов и режиссеров снял более десятка фантастических мультфильмов, в которых выступал сценаристом, режиссером и художником-постановщиком. Созданные на студиях «Мульттелефильм» объединения «Экран» «Миссия пришельцев», «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны», «Амба-1» и «Амба-2» — лишь начало большого сериала «Звездный мир». В 1994 году клип Геннадия «Корифана» для группы «Дюна» стал финалистом конкурса «Овация».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться