Google+
Борис Вальехо и Джулия Белл в гостях у “Мира фантастики” МИРЫ. MIGHT & MAGIC Макс фон Сюдов 25 сериалов
Версия для печатиФутурология: Футурология. Продажа участков на Луне

Бизнесмены на орбите

Торговля космической недвижимостью

Я верю, друзья:

Караваны ракет

Помчат нас вперед

От звезды до звезды.

На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы.

Владимир Войнович

Сегодня много говорят и пишут о том, что человек скоро вернется на Луну. Рассматриваются различные проекты освоения естественного спутника Земли, которые, как предполагается, будут реализовывать государственные космические агентства. Однако может получиться и так, что инициативу в деле покорения Луны перехватят частники  люди и организации, которые работают не на деньги из бюджета, а на свои собственные или полученные от частных инвесторов.

Лунное посольство

Космическая станция в видении Стэнли Кубрика. Там, наверное, полно туристов.

С проникновением в дело частников встает вопрос о собственности: что кому принадлежит. А где возникает такой вопрос, появляется раздолье для всевозможных аферистов.

«Прикарманить» Луну пытались еще до начала эры космических полетов. В декабре 1948 года некий Джеймс Томас Могэн из штата Иллинойс обратился в Земельную комиссию с заявкой на получение в свое пользование «свободных земель» Мирового пространства, включая планеты, кометы, звезды, туманности и прочее. Могэн выполнил все формальности, уплатил требуемые налоги и через месяц получил бумагу, официально удостоверяющую его право собственности на все, что находится за пределами земного шара. Вскоре после этого Могэн прочел в одном журнале об опытах с ракетами и о возможности межпланетных путешествий. Опасаясь, что кто-то покусится на его собственность, он представил в Секретариат ООН свои права на Вселенную, торжественно удостоверенные прокурором штата Иллинойс. Более того, Джеймс Могэн разработал даже план конституции для обитателей космоса, включающий все демократические свободы, какие только можно пожелать. Он заявил, что без визы, которую вправе давать он один, никто не смеет отправляться на Луну или на звезды, а после его смерти право собственности на Вселенную переходит к его детям.

Луна, когда-нибудь она будет принадлежать землянам.

Этот эпизод затерялся в истории, однако все новое — это хорошо забытое старое. Идею Могэна нынче эксплуатирует другой человек, и делает это куда успешнее.

Участками на естественном спутнике Земли с 1980 года торгует американская фирма, которая именует себя «Лунным посольством» (The Lunar Embassy) — представителем так называемой Независимой Лунной республики. Филиалы этой фирмы есть во многих странах, включая Россию. Ее владелец — предприниматель Денис М. Хоуп. Он провозгласил себя главой созданной им же Лунной республики, а также собственником всех планет Солнечной системы и их спутников, кроме Солнца и Земли. По его словам, он имеет законное право на продажу земли на любой планете, чем довольно успешно занимается. Люди в погоне за экзотикой покупают некие сертификаты на право владения участком на космических объектах. Луна с общей площадью 38 млн квадратных километров пользуется большим спросом, чем другие планеты. Как утверждают представители Лунной республики, на спутнике за 20 лет было куплено более миллиона участков и более 100 тысяч человек приобрели территорию на Марсе и Венере. При этом реклама «Лунного посольства» многозначительно сообщает, что в числе клиентов есть много знаменитостей: Рональд Рейган, Джимми Картер, Мик Джаггер, Джон Траволта, Том Круз, Николь Кидман, Клинт Иствуд, Арнольд Шварценнегер, Рональдо и еще около двух сотен известных личностей. Правда, не уточняется, купили ли они сертификаты или же им их подарили.

Усы, лапы, хвост и эта бумажка — вот наши документы на лунную недвижимость.

Так будет выглядеть первый частный космический отель.

В США один лунный участок, имеющий «стандартные» размеры 177 на 200 акров (чуть более 0,7 квадратных километров), стоит 18 долларов, в России его перепродают за 99 долларов, объясняя разницу в цене тем, что оставшиеся деньги уходят на пересылку документов из США и уплату налогов. Примерно за эту же цену в России можно купить и участок на Марсе. Фирма выставляет на продажу участки только на освещенной стороне Луны. Не продаются места посадок космических кораблей.

Подобно предшественникам, Денис Хоуп направил в местные органы власти (сначала в суд Калифорнии, а затем в Верховный суд США) заявление с требованием признать его права на «бесхозное». Одновременно с тем он сообщил о притязаниях на космическую недвижимость ООН правительствам США, СССР, Китая, Канады и других крупных государств. Разумеется, калифорнийца всерьез никто не принял, и официального отказа он не получил, на что, похоже, и рассчитывал. Интерпретируя это молчание как знак согласия, Деннис Хоуп объявил себя главой Лунной республики и стал продавать участки на всех планетах.

Вид на Землю из иллюминатора корабля SpaceShipOne.

Лунные «посольства» и «консульства», осуществляя торговлю, утверждают, что она абсолютно законна. В лунном «консульстве» в Москве, например, объясняют, что в штате Калифорния еще со времен золотой лихорадки действует закон, по которому не принадлежащую никому землю может взять любой желающий. Нужно только заявить о своих правах, и если нет других претендентов, вы становитесь ее владельцем. Продавцы лунной недвижимости также утверждают, будто бы присвоение Луны и других планет законно по международным нормам, регулирующим отношения с бесхозными объектами. Например, если вы нашли корабль в океане, то должны оповестить об этом все заинтересованные стороны, и если через год никто не предъявит свои права на него, он будет вашим. Существует «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 года, подписанный членами ООН (в том числе правительствами США и СССР), который считается одним из основных международных документов, регулирующим освоение космоса. Лунные «консулы» утверждают, что в этом договоре нет запрета на частную собственность на других планетах. Однако опытные юристы спорят с представителями Лунной республики, указывая, что в их объяснениях присутствуют серьезные подтасовки. Например, по нормам международного права стать собственником бесхозного имущества (например, корабля, найденного в океане) можно только после того, как человек будет долгое время пользоваться этим имуществом и по этому поводу не последует возражений от заинтересованных лиц.

Первый частный космический корабль SpaceShipOne заходит на посадку.

Самое любопытное, что в соответствии с международным правом частная собственность на небесные тела запрещена. Трактовка договора 1967 года, даваемая в лунных «консульствах», неверна. Небесные тела не подлежат присвоению в собственность ни в какой форме — ни государствами, ни частными лицами. Согласно статье 2 договора от 27 января 1967 года (Москва — Вашингтон — Лондон), «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Это положение уточняет другая норма международного права — «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах» (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года). В статье 11 этого документа говорится, что «поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр или природные ресурсы не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица». Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не дает права собственности на поверхность или недра Луны.

Покупателям инопланетной недвижимости следует иметь в виду, что никаких официальных документов о праве на собственность у фирмы Хоупа нет. По нормам международного законодательства, ни одна организация не имеет права выдать такой документ.

Четвертый космический турист Ануше Ансари и первый космический турист женского пола по совместительству.

Космические туристы

На сегодняшний день в космосе побывали пятеро туристов: Деннис Тито, Марк Шаттлворт, Грегори Олсен, Ануше Ансари и Чарльз Симонии. К полету готовится шестой — Ричард Гарриот, сын астронавта Оуэна Гарриота. Он отправится на орбиту в октябре 2008 года. Целью космического туризма пока что остается Международная космическая станция. Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Организацией полетов занимаются «Роскосмос» и компания Space Adventures — они сотрудничают с 2001 года. Подготовка космических туристов проводится в Звездном городке под Москвой. Хотя стоимость тура на орбиту составляет от 20 до 23 млн долларов, число желающих увидеть космос неуклонно растет. С июля 2007 года стоимость космического тура выросла до 30 млн долларов. Кроме того, была обнародована цена новой услуги — выхода космического туриста в открытый космос (15 млн долларов).

Первый космический турист Деннис Тито.

Освоение спутника

Частные лунная база ЗАО «Авиакосмические системы».

Частные фирмы, если они действуют на законных основаниях, а не занимаются мошенничеством, способны двигать науку и технику ничуть не меньшими темпами, чем государственные организации. Одной из первых частных компаний, ориентированных исключительно на развитие космонавтики, стала International Space Enterprises (ISE), основанная в Сан-Диего (штат Калифорния) в конце 1980-х годов. Эта фирма сразу громко заявила о себе, разместив рекламу на советской орбитальной станции «Мир» и в 1993 году подписав контракт с НПО имени Лавочкина на изготовление двух космических платформ.

Платформа ISELA-600 создавалась на основе космических аппаратов серии «Фобос» и могла доставлять 1500 кг полезной нагрузки на окололунную орбиту или 600 кг — на поверхность Луны. Предполагалось, что затраты окупятся за счет продажи мест на платформе: свою полезную нагрузку на ней мог разместить любой желающий по стоимости 125000 долларов за 1 килограмм. Первый запуск планировался на 1997 год, однако из-за недостатка средств к 1999 году проект закрыли.

Каким должен всегда быть космический турист? Правильно — собранным!

С ISE активно сотрудничала еще одна фирма — LunaCorp, основанная в Арлингтоне (штат Виржиния) и привлекавшая к своим разработкам бывших астронавтов и руководителей научных отделов НАСА. Первым интересным исследованием стал проект «СуперСет», предусматривающий создание первого сборного космического корабля. Изюминкой было то, что платформа космического аппарата со всем оборудованием доставлялась на Международную космическую станцию отдельными блоками, после чего космонавты вручную собирали аппарат, проверяли его работоспособность и осуществляли запуск. Используя ионный двигатель, «СуперСет» должен был добраться до селеноцентрической орбиты и провести картографирование с очень высоким разрешением — 1 метр на пиксель! Прибавив к этому данные радиолокатора, разработчики надеялись получить первую коммерческую трехмерную карту Луны, которую можно было бы продавать, использовать при разработке компьютерных игр и съемке научно-популярных фильмов. И НАСА, и Министерство обороны проявили интерес, так как давно хотели провести первую операцию по сборке и запуску корабля на орбите. Однако после гибели шаттла «Колумбия» в феврале 2003 года проект был пересмотрен, и теперь аппарат будет запускаться в собранном виде и сразу к Луне.

Луноход Lunar IceBreaker частной корпорации LunaCorp.

LunaCorp также планирует запустить аппарат под названием «Лунный ледокол». Это луноход, который прилунится в кратер Пири на северном полюсе Луны. Он примется изучать реголит и искать под ним лед. Стоимость миссии оценивается в 200 миллионов долларов, большую часть средств предполагается покрыть за счет частного финансирования, однако в проекте собирается участвовать и НАСА. В июле 2001 года прототип машины, именуемый Hyperion, был испытан в Северной Канаде.

Основываясь на опыте, который будет получен в ходе эксплуатации «Лунного ледокола»,

LunaCorp собирается устроить гранд-тур по историческим местам лунных экспедиций. Два лунохода будут высажены поблизости от места прилунения «Аполлона 11». Осмотрев его с почтительного расстояния, они отправятся к Surveyor V, затем — к месту падения «Рейнджера VIII». Если эти роверы смогут пройти 500 км, то они посетят еще и место прилунения «Аполлона 17», «Луны 21» и «Лунохода 2». Миссия рассчитана на год, в течение которого маленькие луноходы пройдут не менее 1000 километров.

Российские «частники» мыслят с куда большим размахом. Так, ЗАО «Авиакосмические системы» («АКС») предложило масштабный проект отправки на Луну четырех мобильных комплексов с экипажами. Комплексы способны обеспечивать не только жизнедеятельность космонавтов в течение 240 дней и передвижение по поверхности Луны на расстояние 8000 километров и более, но и стыковаться между собой, образуя лунные станции. При этом разработчики собираются использовать только проверенные системы: орбитальный корабль «Союз ТМ», ракету-носитель «Рокот» в качестве первой ступени взлетной ракеты, разгонный блок «Бриз КМ» в качестве второй ступени этой ракеты. Проект «АКС» выглядит совершенно невероятным, но кто знает, что о нем будут говорить завтра?

Космические корабли ЗАО «Авиакосмические системы» совершают посадку на Луну.

Лунный туризм

Лунный корабль корпорации SpaceDev.

Еще в 1968 году авиакомпания Pan American начала бронировать места на пассажирских рейсах на Луну, которые, как было объявлено, начнутся в 2000 году. Американская корпорация Transformational Space (t/Space) сделала доклад, в котором показано, что полет на Луну способен реализовать частный сектор бизнеса, экономя миллиарды долларов госбюджета. В t/Space рассчитали, что всю экспедицию может обеспечить флотилия из нескольких небольших и дешевых кораблей, отличающихся только размерами и оснащением. Другая компания — калифорнийская SpaceDev — по заказу и на деньги корпорации Lunar Enterprise Corporation провела трехлетнее исследование и заявила, что продуманное сочетание существующих технологий и тех, что в настоящее время разрабатываются НАСА и другими компаниями, позволят реализовать дешевый и максимально безопасный полет на Луну.

Каждая миссия должна доставить на окололунную орбиту или на поверхность нашего небесного соседа обитаемый модуль, который мог бы быть использован при следующем визите на Луну. Компания предложила смелое решение: каждого астронавта по отдельности можно высадить на Луне вовсе без корабля, а на ракетном кресле, в котором человек сидел бы в скафандре. Четыре таких кресла вместе с жилым модулем и составили бы готовый аппарат для экспедиции. Причем кресло использовалось бы как в пилотируемом варианте, так и в беспилотном. В последнем случае сиденье заменялось бы на набор оборудования. Связка из четырех кресел, дополненная миниатюрной капсулой (приспособленной к спуску в атмосфере), располагала бы достаточным запасом тяги и топлива, чтобы возвратиться к Земле.

Посадочное кресло корпорации SpaceDev. Следующий шаг прогресса: посадочный диван.

Лунная база SpaceDev.

При отправке космических туристов в полет вокруг Луны может использоваться модернизированная версия космического корабля «Союз», проектирование которого ведется консорциумом «Космическая регата» (дочерняя фирма РКК «Энергия»). Схемой полета предполагается, что корабль типа «Союз» будет выводиться на околоземную орбиту, после стыковки с разгонным блоком он будет осуществлять полет к Луне, ее облет и возвращение обратно. Сначала турист будет доставлен на Международную космическую станцию, к ней и пристыкуется перед полетом лунный «лайнер». В полете туриста будет сопровождать профессиональный космонавт.

Весь круиз, который займет две недели, обойдется клиенту в 100 млн долларов. По расчетам РКК «Энергия», для реализации проекта с момента получения денег потребуется от полутора до двух лет.

Частная космонавтика

Небольшие частные компании всерьез взялись за освоение околоземного пространства. Осенью 2004 года совершил два суборбитальных полета космический корабль SpaceShipOne, созданный американской компанией Scaled Composites под руководством авиаконструктора Берта Рутана. Для осуществления дальнейших полетов с туристами на борту в штате Нью-Мексико планируется построить космопорт.

В то же время компания Space Adventures планирует построить первый туристический космодром. Стоимость проекта оценивается в 265 млн долларов, а сам космодром будет располагаться в Объединенных Арабских Эмиратах, в эмирате Рас аль-Хайма. На орбите космических туристов будет ждать частный отель, прототип которого — Genesis-1, созданный компанией Bigelow Aerospace, — уже побывал в космосе в июле 2006 года. Предполагается, что первых постояльцев он примет уже в 2015 году.

SpaceShipOne в свободном полете.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться