Google+
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» От «Ганбастера» к «Дайбастеру» Арнольд
Версия для печатиИстория кино: Советская космическая фантастика в кино
Кратко о статье: Через тернии - к зрителю     Советская кинофантастика - самобытное явление в мировом приключенческом кино. В золотом фонде кинематографа она представлена "Солярисом" и "Сталкером". Но наши родители под научно-фантастическим фильмом подразумевали, скорее всего, оптимистическую и пафосную картину о далеких звездных экспедициях...     

Через тернии — к зрителю

Советские космические киноэкспедиции

Заправлены в планшеты

Космические карты,

И штурман уточняет

В последний раз маршрут.

Давайте-ка, ребята,

Закурим перед стартом:

У нас еще в запасе

Четырнадцать минут.

(В. Войнович)

Советская кинофантастика — самобытное явление в мировом приключенческом кино. В золотом фонде кинематографа она представлена "Солярисом" и "Сталкером". Но наши родители под научно-фантастическим фильмом подразумевали, скорее всего, оптимистическую и пафосную картину о далеких звездных экспедициях.

Советский космос — самый советский во Вселенной. Для энтузиастов социалистического строительства космос был не просто межзвездным пространством. Это было место, где, как и в сугробах тайги, и на полях целины, и на пыльных тропинках далеких планет непременно "останутся наши следы". И тогда не только в Заполярье и Зауралье, но обязательно "и на Марсе будут яблони цвести".

В кого играли советские дети? В Чапаева и в космонавтов. Потому что шашка и лихой конь вполне были заменимы на скафандр и ракету.

И сколько бы сегодня ни иронизировали над советской восторженностью, но все-таки в космос первыми полетели мы. Мечтало все человечество, а полетели — мы, которым и мечтать-то не очень было позволительно. Но все равно мечтали и фильмы снимали. Из наиболее известных картин попробуем составить Хронологию советских космических киноэкспедиций.

1924 г. Экспедиция I

Корабль: аппарат системы инженера Лося

Цель: Марс

Фильм: "Аэлита"

"Аэлиту" принято считать первенцем отечественной кинофантастики. К сожалению, именно в фильме классика дореволюционного кино Якова Протазанова были заложены порочные принципы отношения к научной фантастике в советском кино. И дело не только в том, что сюжет романа Алексея Толстого, изрядно перекроенный, занимал меньшую часть картины, вытесненный бытовой линией. В финале Лось, которому всего лишь приснился полет на Марс, ничтоже сумняшеся сжигал чертежи ракеты, мол, "есть у нас еще дома дела". И хотя чертежи, как и рукописи, не горят, принцип "синицы в руках", как проклятие, будет преследовать наш НФ-кинематограф еще долго.

15 Kb 8 Kb

Прекрасная принцесса Марса ("Аэлита").

1936 г. Экспедиция II

26 Kb

Первый ракетоплан назывался, естественно, "Иосиф Сталин" ("Космический рейс").

Корабль : Ракетоплан "Иосиф Сталин"

Цель: Луна

Фильм: "Космический рейс"

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью" — так пели в 30-е годы. "Мы в СССР должны создать научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6-10 пятилеток", — писал в 1934 году журнал "Советское кино". Эпоха индустриализации потребовала от фантастики выполнения чисто познавательных функций. Нужны были "свои Жюль Верны". Последовало соответствующее постановление ЦК ВЛКСМ— и конкурс сценариев на базе кинокружка Московского Дома ученых.

Но все осталось на уровне благих намерений. В конце концов, договориться ученому и кинематографисту удалось, независимо от указаний свыше. Молодой режиссер, ученик Эйзенштейна Василий Журавлев и великий Циолковский создали "Космический рейс", почти практическое руководство для будущих полетов. Основоположник космонавтики, по воспоминаниям, консультировал авторов с "почти детской увлеченностью", будто "действительно был на Луне и самолично пережил все то, о чем рассказывал".

Научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), все остальное впечатляет и сегодня. Более того, как рассказывал Журавлев в 80-е годы автору этих строк, после телепоказа фильма коллеги говорили: "Сегодня нам такое не поднять".

Ну а художественный уровень был намеренно занижен ("чтобы не вытеснять науку"). Штамп громоздился на штамп: конфликт новатора и консерватора, непременный космический пассажир-"заяц" и т.п. Но главное — дух эпохи, наивной веры в сказочный коммунизм был сохранен. Ракетоплан взлетал над Москвой будущего, смоделированной по тогдашним передовым эскизам — с Дворцом Советов на месте Храма Христа Спасителя и прочими небоскребами.

Однако опыт "Космического рейса" пропал даром. Не был реализован следующий НФ-замысел — "Голубая звезда" по сценарию Толстого в постановке сказочника Александра Птушко о полете на Венеру, планету динозавров. Фильм об этом — "Планета бурь" — появится только спустя четверть века.

34 Kb

Экранизация первого фантастического романа С. Лема ("Безмолвная звезда").

1954 г. Экспедиция неосуществленная

Среди похороненных замыслов космической кинофантастики, наверное, обиднее всего за неснятый фильм великого Александра Довженко "В глубинах космоса", план которого сохранился в архиве режиссера. Несмотря на злободневную антиимпериалистическую направленность и излишний мелодраматизм, во многом замысел был пророческим и предвосхищал фильмы будущего. Тут и парадокс Эйнштейна со временем (примененный в "Москве — Кассиопее"), и экологическая катастрофа (как в "Через тернии к звездам"), и возвращение "блудного космонавта" (в точности — финал "Соляриса") и даже — цитирую — "музыкальная тишина космоса" (опробованная в "Большом космическом путешествии"). Это должна была быть, по словам автора, "новая поэма о вечном огне Прометея".

23 Kb 19 Kb

Роботы и катера — такой техникой экипировали героев "Планеты бурь".

11 Kb 17 Kb
20 Kb 12 Kb

1958-1963 гг. Экспедиции III, IV, V, VI

Корабли: ракеты "Родина", "Метеор", "Тайфун", "Океан", "Сириус", "Вега", "Капелла"

Цели: планета Венера, спутник Фобос, астероид Икар, звезда Солнце

Фильмы: "Планета бурь", "Небо зовет" и др.

Всероссийское совещание по НФ и приключенческой литературе в 1958 году официально завершило так называемый период "ближнего прицела". Пока литераторы чурались запретной космической темы, ученые запустили первый спутник.

Бум фантастического кино подхлестнул в 1959 г. выход (в том числе и на советских экранах) фильма "Безмолвная звезда" (ГДР-Польша). В его основе лежал первый научно-фантастический роман С. Лема "Астронавты", повествующий об экспедиции на Венеру.

21 Kb

Цель экспедиции — за стеклом иллюминатора ("Небо зовет").

Отечественные кинематографисты не замедлили откликнуться целой обоймой скороспелых космических фильмов, причем ставились они преимущественно на научно-популярных студиях — инерция давала себя знать. Хотя объективно именно эти студии были наиболее подготовлены к космофильмам. Они нередко использовали фантастические элементы в утилитарных целях — показывая перспективы развития. Так, известный режиссер Павел Клушанцев после учебных фильмов "Вселенная" и "Дорога к звездам" совместно с писателем Александром Казанцевым снял "Планету бурь". Сценаристам фильма "Я был спутником Солнца", по их признанию, "волей-неволей пришлось воспользоваться средствами фантастики". А киевлянин Михаил Карюк вслед за Журавлевым и Клушанцевым эксплуатировал талант художника Юлия Швеца для создания космического антуража ("Небо зовет", "Мечте навстречу").

Все фильмы были схожи своими недостатками: научными ляпами (типа шампанского в невесомости), робостью выдумки (дальше Марса не залетать!) и шаблонностью героев (васнецовские богатыри в скафандрах). И везде веял агитационный дух — положительные космонавты борются против порочных астронавтов. Что, впрочем, не помешало Р. Кормену и Ф. Копполе перемонтировать эти фильмы для американского проката. Так "Небо зовет" превратился в "Битву за Солнцем", а "Планета бурь" — в... "Планету доисторических женщин"!

Такая дискредитация фантастики опять отпугнула большинство деятелей советского кино. Плановый сценарий Казанцева "Гости из космоса" остался на бумаге.

1967 г. Экспедиция VII

40 Kb

Советские пионеры: из-за парты — в космос! ("Москва — Кассиопея")

Корабль: звездолет "Тантра"

Цель: Железная звезда

Фильм: "Туманность Андромеды"

Строго говоря, роман "Туманность Андромеды" так и не был экранизирован. Была снята только первая серия — "Пленники Железной Звезды", название которой исчерпывало содержание. Режиссер приключенческих лент Евгений Шерстобитов чувствовал себя на коне, снимая эффектные сцены на планете Тьмы, с чудовищами и инопланетным кораблем. Ну а киноутопия о коммунизме, естественно, не получилась по причине ложной идеи. Ведь и этапный роман Ивана Ефремова в социальном плане устарел, а в психологическом — и в свое время был однообразным.

Авторов фильма подвел излишний пиетет к первоисточнику. Герои Ефремова должны были сочетать физическую красоту античности с духовной красотой Возрождения. На экране было проще воплотить первое — и мы видим много действительно красивых мужчин и женщин. "Мускулам отдано явное предпочтение перед разумом", — писала критика. Эстетика фильма напоминала обложки тогдашних популярных журналов типа "Техника — молодежи", в частности, сцена обряда Подвигов Геркулеса сильно смахивала на пионерскую линейку.

Безвременная кончина исполнителя роли Дара Ветра — "профессионального русского богатыря" Сергея Столярова — остановила работу над продолжением картины. Но нетрудно представить, что мы бы увидели во второй серии: мультсеанс цветомузыки, хореографию праздника Пламенных Чаш, спецэффекты Тибетского опыта и тропическую мелодраму Мвена Маса и Чары Нанди. А идеи о будущем искусства, о конфликте с природой и о новой морали были бы продекламированы хорошо поставленными голосами...

Что ж, писатели Емцев и Парнов еще в 1965 году предупреждали, что возврат к "Туманности Андромеды" бесплоден и невозможен. Правда, есть мнение, что имя "звездновоиновского" Дарта Вейдера — всего лишь искаженное "Дар Ветер". Вот уж действительно: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется".

50 Kb 51 Kb

"Отроки во вселенной" надолго определили внешний вид начинки кинокорабля.

1974-1975 гг. Экспедиции VIII и IX

31 Kb

В 2003 г. "Через тернии к звездам" выходят в отреставрированном виде.

Корабли: Звездолет аннигиляционный релятивистский ядерный ("ЗАРЯ"); звездолет "Астра"

Цели: звезда Шедар (альфа Кассиопеи); учебный полет

Фильмы: "Москва — Кассиопея" и "Отроки во вселенной"; "Большое космическое путешествие"

Дилогия Ричарда Викторова "Москва — Кассиопея" — "Отроки во вселенной" вышла на экраны одновременно с фильмом "Большое космическое путешествие" (по пьесе Сергея Михалкова "Первая тройка, или Год 2001").

При сходстве темы "дети и космос" фильмы откровенно полемизировали друг с другом. Викторовской романтике противопоставлялась бытовая приземленность, ведь за 18 лет космической эры взаимоотношения человека со вселенной перестали быть чисто фантастическими. Ключевая сцена — старт. В "Москве — Кассиопее" это проход под звуки песни над рекой и пионерский салют у мавзолея Ленина (что поделаешь, эпоха!). А в "БКП" — квазидокументальная манера репортажа из ЦУПа, переходящая в титр "14-е сутки".

Конечно, это было еще и жанрово оправдано: у Викторова — героическая комедия, а у Михалкова — скорее ироническая мелодрама, тоже не лишенная романтики, особенно в песнях на музыку Рыбникова. Единство же обоих фильмов в том, что космос здесь был символом Зрелости. Выход в околоземное пространство — это выход во взрослую жизнь и одновременно уход от будничной реальности. Герои фильмов — это типичные члены кружков юных космонавтов и одновременно члены клуба самодеятельной песни. В эпоху застоя и то, и другое было формой бегства, внутренней эмиграции.

1979 г. Экспедиция X

9 Kb

"Лунная радуга": полет в открытом космосе.

Корабль: звездолет "Голиаф"

Цель: Сатурн

Фильм: "Дознание пилота Пиркса"

Стиль советско-польского фильма "Дознание пилота Пиркса" — это стиль киноцитатника. Начальные кадры в лаборатории — явно навеяны киноверсиями "Франкенштейна", затем следует космический детектив — эффектная беготня по темным коридорам замкнутого помещения звездолета в стиле "Чужого", а на десерт — красивый пролет через поток астероидов а-ля Star Wars (забавно, но буквально через год после выхода фильма астрономы выяснили, что так называемая "щель Кассини", через которую в кольце Сатурна проходит корабль, — на самом деле не щель, а область иной степени плотности, и пролететь сквозь нее нельзя).

В общем, в экранизации рассказа Станислава Лема бег мысли подменен бегом интриги. Режиссер Марек Пестрак признавался, что его интересует коммерческая, зрелищная сторона фантастики. Ученик знаменитого Романа Поланского, он впоследствии подтвердил свои вкусы — в псевдоспилберговском "Заклятии долины змей" и в дилогии ужасов "Волчица" и "Возвращение волчицы".

20 Kb 11 Kb

1980 г. Экспедиция XI

Корабль: звездолет "Астра"

Цель: планета Десса

Фильм: "Через тернии к звездам"

"Я считаю, — утверждал режиссер Р. Викторов, — что фантастику абсолютно всерьез снимать нельзя". Конечно, это было сказано не от хорошей жизни. К тому времени Лукас уже создал четвертый эпизод "Звездных войн", и полнейшая неконкурентоспособность нашего кино стала ощутимой, как никогда.

Но Викторов к тому времени нашел свою стилистику. Во-первых, его сюжеты — это антология НФ-идей. В новой дилогии "Через тернии к звездам" есть и Совет по Контактам, и телекинез, и негуманоиды, и экология. Словом, полный набор, создающий атмосферу эпохи обжитого космоса. Во-вторых, его герои — это сошедшие со страниц юношеской фантастики космические волки, не лишенные, впрочем, интеллигентской ироничности.

Но пародийностью подчас приходилось затыкать дыры технической бедности. Деградацию спецэффектов после "Отроков во вселенной" нельзя вменять в вину режиссеру, до конца остававшемуся верным рыцарем кинофантастики. И недавние попытки его сына возродить фильм для новых поколений, обновив изображение и звук, достойны уважения, но, к сожалению, конкурентоспособности не прибавляют.

16 Kb 22 Kb

1980-1981 гг. Экспедиции XII и XIII

17 Kb

Корабли: патрульный корабль "Вайгач"; звездолет "Фаэтон"

Цели: седьмая планета системы Игноранта; созвездие Ориона

Фильмы: "Звездный инспектор"; "Петля Ориона"

Из песни слова не выкинешь, хотя вспоминать такие, без преувеличения, позорные фильмы, как "Звездный инспектор" и "Петля Ориона", не очень-то хочется. Их появление можно объяснить только поиском легкого успеха на гребне волны начала 80-х, когда при Союзе Кинематографистов СССР был создан Совет по научно-фантастическому и приключенческому фильму, и стимулирование жанра стало модным, породив скороспелки, как в конце 50-х годов.

Ложная многозначительность, прикрывающая все мыслимые, доморощенные и заимствованные штампы, и полное отсутствие логики — мол, фантастика все стерпит. Обидно за аса отечественных спецэффектов Бориса Травкина, за режиссера "БКП" Валентина Селиванова, за космонавта Алексея Леонова — что они имели отношение к этим жалким поделкам.

1983 г. Экспедиция XIV

Корабль: звездолет "Лунная радуга"

10 Kb

Цель: Вселенная

Фильм: "Лунная радуга"

Андрей Ермаш, режиссер "Лунной радуги", был сыном председателя Госкино СССР. Для своего дебюта в кино он без особого труда раздобыл денег и обратился к любимому жанру научной фантастики. Вот так и появилось нечто невразумительное по роману Сергея Павлова (неплохому, в общем-то, фантастическому детективу). Хорошие актеры и лучшие мастера комбинированных съемок "Мосфильма" тщетно пытались спасти беспомощную режиссуру — все впустую.

Увы, но именно этим фильмом бесславно закончилась космическая тема на отечественном экране. И вряд ли ей возродиться в ближайшие годы. Во-первых, американцев нам уже в кино не догнать. А во-вторых, скоро их будет не догнать и в жизни, ведь космонавтика в СНГ постепенно совершает обратный путь — из реальности в чистую фантастику...

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
2011
№ 1
16.10.2011, 23:49
Александр Федоров

Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ

© Федоров Александр Викторович

Скрытый текст - :
Опубликовано в журнале «Вопросы культурологии» (Москва):

Федоров А.В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. 2011. № 11.

Аннотация. В статье через герменевтическое сопоставление с действительностью в историко-культурном, политическом, социокультурном контексте эпохи второй половины 1930-х и рубежа 1960-х годов анализируются советская кинофантастика военной и космической тематики. Автор анализирует стереотипы, идеологию, мировоззрение, иконографические коды места действия, типологию персонажей такого рода медиатекстов.
Ключевые слова: герменевтический, структурный, идеологический, анализ, фантастика, военная, космическая тема, экране, кинематограф, киноискусство, стереотипы, СССР, США

Герменевтический анализ культурного контекста (Hermeneutic Analysis of Cultural Context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитории. Герменевтический анализ предполагает постижение медиатекста через сопоставление с исторической, культурной традицией и действительностью; проникновение в его логику; анализ медиатекста через сопоставление медийных образов в историко-культурном контексте.
В качестве примера нами будет использоваться медиатексты советской кинофантастики.
Начнем с фантастики на военную тему - с советских фильмов о «грядущей большой войне», снятых во второй половине 1930-х годов. Помочь этому могут как работы историков [Голубев, 2008; Григорьева, 2008; Кузнецова, 2005; Марголит, 2002; Невежин, 1999: Токарев, 2006 и др.], так и серия DVD «Киноколлекция «Важнейшее из искусств…»: 30-е годы», выпущенная в 2010 году ООО «Олимп-тел» и «Диск про плюс».
Американский исследователь и медиапедагог А.Силверблэт [Silverblatt, 2001, p.80-81] предложил следующий цикл вопросов к герменевтическому анализу медиатекстов в историческом, культурном и структурном контексте:
A. Исторический контекст [Silverblatt, 2001, p.80-81].
1. Что медиатекст сообщает нам о периоде своего создания?
a) когда состоялась премьера этого медиатекста?
b) как тогдашние события влияли на медиатекст?
c) как медиатекст комментирует события?
2. Помогает ли знание исторических событий пониманию медиатекста?
a) медиатексты, созданные в течение конкретного исторического периода:
- какие события происходили во время создания данного произведения?
- имеются ли исторические ссылки в медиатексте?
- как осознание этих событий и ссылок обогащает наше понимание медиатекста?
- каковы реальные исторические ссылки?
A. Исторический контекст [Silverblatt, 2001, p.80].
Появление серии советских «оборонно-наступательных» фильмов было связано не только с установлением в Германии (начиная с 1933 года) агрессивного нацистского режима, но и с внутренними переменами в СССР. В течение считанных лет после торжественного принятия (1936) Конституции СССР состоялась бесспорная победа Сталина над своими внутренними реальными и мнимыми политическими противниками (крестьянами-«единоличниками», оппозиционерами, военной верхушкой, «гнилой интеллигенцией»). Советский строй официально потерял черты переходной фазы на пути к мировой революции, и стал неким подобием «социалистического канона». При этом антитезой этому сталинскому канону стало «враждебное капиталистическое окружение», а государственная граница превратилась в символ «преграды между двумя не просто антагонистичными, но именно антитетичными мирами. … Враждебный мир-антитеза выстраивается на советском экране как перевернутый двойник мира идеального. Если советская действительность — мир вечного праздника и вечного солнечного дня, то враждебный мир — это мир вечной ночи, мрачных подземелий, в полном соответствии с традиционными мифологическими конструкциями. С одной стороны, мир расцвета человеческой личности, сознательного подвига, великой советской демократии, с другой — мир солдатчины, казармы» [Марголит, 2002]. Не будет забывать также, что СССР и Германия – по разные стороны баррикад - были вовлечены в гражданскую войну в Испании (июль 1936 – апрель 1939).
Практически на протяжении всех лет создания военно-утопической кинофантастики второй половины 1930-х годов в СССР осуществлялись массовые репрессии, в том числе и по отношению к высокопоставленным государственным и военным деятелям. Отсюда и очевидная осторожность кинематографистов – кроме портретов и фамилий Сталина и Ворошилова - в «оборонных» лентах нет никаких упоминаний о реальных политических/командных советских фигурах тех лет. Зато во всех этих фильмах четко прослеживается официальная военная доктрина будущей войны: молниеносно, малой кровью, на территории противника. «Военные утопии должны были морально подготовить современников к будущим испытаниям, воспитать в них все необходимые для войны бойцовские качества» [Токарев, 2006, с.112].
Конечно, реальные политические события существенным образом отразились на конкретной трактовке «образа врага». Война в Испании (1936-1939), аннексия Германией Австрии и части Чехословакии (1938) дали реальный повод открыто или чуть завуалировано придать экранным врагам СССР немецкую окраску. Зато после заключения договора о ненападении между СССР и Германией 23 августа 1939 года, то есть через четыре месяца после окончания войны в Испании и за неделю до начала второй мировой войны (и, соответственно, за считанные недели до раздела территории Польши между Германией и СССР), гипотетический европейский противник приобрел на экране (до 22 июня 1941 года) абстрактно-западные черты.
B. Культурный контекст [Silverblatt, 2001, p.80-81].
1. Каким образом медиатекст отражает, укрепляет, внушает, или формирует культурные: a) отношения; b) ценности; c) поведение; d) озабоченность; e) мифы.
Коммунистические ценности и отношения в их сталинской трактовке, патриотически и идеологически идеальное поведение советских персонажей военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов визуально подкреплялись светлыми красками изображения Страны Советов и сложившейся мифологией противостояния двух титанов тотального «Добра» и тотального «Зла». Изложенный выше исторический и политический контекст дополнялся многозначительной топографией: мрачный форпост противника («Танкисты») или «подземная крепость, где сосредоточены вражеские силы («Эскадрилья № 5»), вызывают прямые ассоциации с царством смерти, равно как и сражение с врагом на дне моря, где советская подводная лодка инсценирует свою гибель, чтобы в решающий момент нанести удар и с победой всплыть на поверхность родных вод («Моряки», «Четвертый перископ»). Все эти мотивы, так или иначе, варьируют центральный образ Германии как царства ночи. «Ночь над Германией», «мгла средневековья», и т.д., и т.п. — постоянные языковые клише советской прессы тех лет — находят свое буквальное воплощение в кинематографическом образе Германии второй половины 30-х» [Марголит, 2002].
И хотя в некоторых советских медиатекстах в это время еще сохраняется мифология о мощной поддержке коммунистических идей со стороны западного рабочего класса (см., например, «Эскадрилья № 5», 1939) в целом к концу 1930-х «разработчики мифа о победоносной войне отказались от тезиса о зависимости советской обороны от поддержки зарубежного пролетариата. Отпор Красной армии признавался самодостаточным» [Токарев, 2006, с.101]. Разумеется, напористая советская мифология («Уничтожим врага на его территории!») не предусматривала ни отступлений, ни эвакуации мирных жителей, ни разрушений городов и поселков, ни жертв среди мирного населения…
Вместе с тем, любопытно отметить, что даже во время выхода на экраны «оборонно-наступательной» утопии не все современники принимали их «на ура». К примеру, рецензент газета «Правда» в 1939 году возмущенно писал, что в фильме «Танкисты» «бои идут без единой жертвы со стороны красных; бензин в наших танках не взрывается даже тогда, когда его поджигают, а танкисты не получают ожогов от огня. Подобная лакировка действительности, преуменьшение силы, знаний и сметливости врага снижает достоинства картины» [Моров, 1939].
«Младшими братьями» фильмов о масштабных вражеских вторжениях были в 1930-х ленты о шпионах и диверсантах, неизменно ликвидируемых отважными советскими пограничниками («На границе», 1936; «Граница на замке», 1937 и др.). Сюжетная схема и типология персонажей там была примерно та же, но всего было, понятное дело, меньше, и врагов, и войск, и перестрелок.
2. Мировоззрение: какой мир изображен в медиатексте? [Silverblatt, 2001, p.80-81]. Попробуем представить идеологию и мировоззрение мира советской военной фантастики второй половины 1930-х в форме таблицы 1.

Таблица 1. Идеология и мировоззрение мира, изображенного в медиатекстах советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов
Ключевые вопросы к медиатекстам советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов Изображение мира СССР Изображение вражеского мира
Какова идеология этого мира? Коммунистическая «мирная» идеология в ее сталинской трактовке. Империалистическая/нацистская агрессивная идеология
Какое мировоззрение представляет этот мир - оптимистическое или пессимистическое? Исключительно оптимистическое на протяжении всего действия. Оптимистическое в начале действия, пессимистическое после поражения в финале.
Какова иерархия ценностей согласно данному мировоззрению? Патриотизм – коммунистическая партия – Сталин – народ – ненависть к врагам – семья. Агрессия – империализм/нацизм - вождь – пренебрежительное отношение к врагам.
Какие ценности могут быть найдены в данном медиатексте?
Какие ценности преобладают в финале? Патриотические, коммунистические ценности (на протяжении всего действия медиатекста). Империалистические, нацистские ценности. В финале (после поражения) – страх за свою жизнь.
Что означает иметь успех в этом мире?
Как человек преуспевает в этом мире?
Какое поведение вознаграждается в этом в мире?
Насколько оно стереотипно? Это значит быть коммунистом, верным ленинцем-сталинцем, патриотом, умелым и храбрым воином, безжалостным к врагам, хорошим семьянином.
Все без исключения персонажи счастливы и стереотипны, индивидуальные черты представлены слабо. Это значит быть империалистом/нацистом, профессиональным военным, безжалостным к врагам.
Все без исключения персонажи стереотипны, индивидуальные черты представлены слабо. Относительно счастливыми вражеских персонажей можно назвать разве что до начала агрессии.
Возможен также иконографический анализ типичного места действия медиатекстов (таблица 2).

Таблица 2. Типичные иконографические коды места действия в медиатекстах советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов
Условные коды
типичного места действия
в медиатекстах Визуальная характеристика проявления данных
кодов в медиатекстах
Жилище персонажа-врага Намеренно не показано, чтобы советские зрители не могли его сравнить со своим
Жилище советского персонажа Скромное, но добротное. В квартирах офицерского состава есть пианино и телефон.
Армейский штаб Обстановка функциональная – стол, стулья/кресла. В советском варианте все добротно, но просто, без излишеств (правда, портреты вождей на стене обязательны). Во вражеском стане обстановка более дорогая, но мрачная. Часто это где-то в подземелье, бункере. Вопреки нацистским традициям, портрета вождя на стене нет (во избежание невольной плейсмент-пропаганды: не случайно же, что с 1934 по ноябрь 1940 года фотографии А.Гитлера никогда не появлялись в советской печати [Григорьева, 2008, с.19]..
Самолет, корабль, подлодка Строго функциональная обстановка – кабина, рычаги и приборы управления, оружие, отсеки и пр. Окопы не показаны ни разу, что полностью отвечает общей советской военной доктрине – не оборонятся, не окапываться, а быстро наступать и громить врага.

Проанализировать типологию персонажей медиатекстов советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов поможет таблица 3.



Таблица 3. Типология персонажей медиатекстов советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов

Гендерные признаки Описание репрезентации категории в медиатексте:

Возраст персонажа, раса персонажа, внешний вид, одежда, телосложение персонажа, уровень образования, профессия, семейное положение персонажа, социальное положение персонажа, черты характера, ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа, поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов

Мужские персонажи. 20-50 лет. Раса в основном – белая (за исключение немногих фильмов о японских агрессорах). Персонажи, как правило, обладают крепким телосложением, одеты в военную форму, обычную гражданскую одежду. Высшее (командиры), среднее и начальное (солдаты, мирные жители). Командиры женаты, подчиненные холосты. Это в основном - военнослужащие, реже - работники различных мирных процессий. Основные черты характера: сила, находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность (советские персонажи), враждебность, хитрость, жестокость, целеустремленность, (вражеские персонажи). Патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), империалистические, нацистские ценности (вражеские персонажи), религиозные ценности выводятся за рамки медиатекстов. Поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Сразу после вражеской агрессии советские персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества, блестяще разрабатывают и воплощают план разгрома противника. Вражеские персонажи поначалу разрабатывают логичный план внезапного нападения, но потом он по причине силы и мощи советской армии терпит крах.
Женские персонажи. 20-60 лет (во всех фильмах показаны только советские женские персонажи). Раса в основном – белая. Персонажи, как правило, обладают средне-статистическим телосложением, одеты в обычную, простую гражданскую одежду, реже – военную форму. среднее и начальное. Женщины старше 18 лет обычно замужем. Работницы различных мирных процессий, реже – военные летчицы. Черты характера: находчивость, активность, верность, оптимизм, смелость, целеустремленность. Патриотические, коммунистические ценности. Поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Сразу после вражеской агрессии советские женщины демонстрируют свои лучшие профессиональные/военные качества.

В итоге такого рода анализа можно выделить обобщенную структуру стереотипов советских военно-фантастических фильмов второй половины 1930-х годов.

Структура стереотипов советских военно-утопических фильмов
второй половины 1930-х годов
Исторический период, место действия, жанр: вторая половина 1930-х годов, СССР, другие страны, чаще всего - некая империалистическая вражеская страна, похожая на Германию. Жанр – военно-приключенский боевик (иногда с элементами драмы). Характерные примеры: «Родина зовет» (1936), «Глубокий рейд» (1938), «Если завтра война» (1938), «Танкисты» (1939), «Эскадрилья №5» (1939) и др.
Обстановка, предметы быта: скромные жилища, учреждения и предметы быта советских персонажей, унифицированные фактуры советских и вражеских военных объектов – баз, штабов, аэродромов, кабин самолетов и танков, палуб военных кораблей, отсеков подлодок.
Приемы изображения действительности: жизнь советских людей (преимущественно, военных) показана, как правило, условно правдоподобно и всегда позитивно, враждебные государства изображены исключительно в условиях военного быта, их изображение также условно правдоподобно, хотя часто не лишено некоторого гротеска.
Детали: В фильмах «Родина зовет», «Эскадрилья № 5» нацистская свастика на крыльях самолетов-агрессоров и характерная военная форма врага позволяют сделать вполне определенный вывод об их национальном происхождении. В лентах «Глубокий рейд», «Если завтра война», «Танкисты» форма противника более условна, но косвенно (готический шрифт, манера поведения) все указывает на то, что это немцы. В «Моряках» (1940), снятых уже после подписания договора о дружбе между СССР и Германией (август 1939), - враги становятся японцами. По той же причине в «Пятом океана» (1940) западные противники СССР лишены национальных черт (правда, можно предположить, что это финны). Во всех фильмах почти не показываются потери советских войск и особенно – потери среди мирного населения. Одно из немногих исключений – гибель сына советского летчика от осколка немецкой бомбы в фильме «Родина зовет». В советских учреждениях и штабах на видных местах висят портреты Сталина и Ворошилова. В фонограмме фильмов, как правило, присутствуют бодрые маршевые «оборонно-наступательные» песни («Если завтра война, если завтра в поход, мы сегодня к походу готовы…»).
Персонажи, их ценности, идеи, этика, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные персонажи (советские военные любых родов войск, мирные граждане) – носители коммунистических идей; агрессоры (военнослужащие, диверсанты, террористы) – носители антигуманных идей. Разделенные идеологией и мировоззрением (нацистскими/империалистическими и коммунистическими) персонажи, как правило, обладают крепким телосложением, одеты в военную форму и выглядят согласно установкам источника медиатекста: вражеские персонажи (солдаты, офицеры, шпионы) показаны злыми, грубыми и жестокими фанатиками с примитивной лексикой, активной жестикуляцией и неприятными тембрами истошных криков (впрочем, иногда они выглядят неглупыми противниками); советские персонажи (солдаты, офицеры, их родственники) изображены, напротив, сугубо позитивно – это целеустремленные, честные борцы за свою Родину и коммунистические идеи, с деловой или пафосной лексикой, скупыми жестами и мимикой. Разумеется, во всех случаях характеры персонажей прочерчены лишь пунктирно, без какого-то либо углубления в психологию. Вражеские персонажи говорят (для «понятности» для зрителей) по-русски, хотя иногда с немецким акцентом. В редких случаях произносятся реплики по-немецки.
Существенное изменение в фабуле медиатекста и жизни персонажей: Положительные советские персонажи живут мирной жизнью (на это им выделяется от 7 до 30 минут экранного времени). Отрицательные/зарубежные персонажи (как правило, в летнее ночное время) совершают агрессию/преступление (вероломное военное нападение, диверсии, убийства). Благодаря разведке, советское командования, как правило, загодя узнает о готовящемся нападении.
Возникшая проблема: нарушение закона - жизнь положительных персонажей, а чаще всего - жизнь всей советской страны под угрозой.
Детали: В фильме «Танкисты» (1939) вражеский генерал перед самым нападением на СССР произносит следующий, своего рода, пророческий для будущей реальной ситуации лета 1941 года монолог: «Наступательная доктрина красных на этот раз окажет им плохую услугу. Они проповедуют наступление – сильный удар, стремительные атаки. Наполеоновская тактика! Но бой будет там, где вести его захотели мы…».
Поиски решения проблемы: вооруженная борьба положительных персонажей с вражеской агрессией. Наиболее характерный сюжетный ход: советские люди объединяются для борьбы с захватчиками, советское командование отдает приказ о воздушной/танковой/морской атаке.
Детали:
В фильме «Родина зовет» (1936) прерывая действие театрального спектакля, боевой командир произносит мобилизационную речь: «Волк сбросил овечью шкуру. Только что без объявления войны, без предупреждения враг перешел границу! Он не сумел прорваться, просчитался. Враг посягнул на революцию, на коммунизм! Он будет разбит, раздавлен, уничтожен!». В зале начинается дружное пение «Интернационала».
В фильме «Если завтра война…» (1938) маршал Ворошилов выступает с зажигательной речью, полностью отражающей официальную военную доктрину СССР: «Рабоче-крестьянская Красная Армия – это только передовой отряд нашего доблестного народа. Он первый должен принять удар на себя, но за нами стоят миллионы и миллионы нашего народа! Неоднократные наши заявления о том, что навязанная нам война будет происходить не на нашей Советской земле, а на территории тех, кто осмелится первый поднять меч. Это заявление остается постоянным, неизменным, оно в силе на сегодняшний день. Товарищи, эти наши слова были бы пустым потрясением эфира, если бы за ними не стояла действительная сила Рабоче-крестьянской Красной Армии и нашего могущественного, великого Советского народа!».
Из общего стандартного ряда несколько выпадает один из сюжетных ходов фильма А.Роома «Эскадрилья № 5» (1939): там союзниками советских летчиков-диверсантов, попавших в тыл врага, становятся… немецкие подпольщики-антифашисты.
Решение проблемы: уничтожение/пленение агрессоров, быстрая, сокрушительная победа советской армии.
Детали: Из финальной реплики советского командира: «Если нужно – советские танки летают!» («Танкисты», 1939). В небе советские самолеты, только что разгромившие противника, выстраиваются в виде букв фамилии вождя: «Сталин» («Эскадрилья № 5», 1939).
Сила воздействия такого рода медийных стереотипов на массовую аудиторию тех лет была столь велика, что какое-то время они продолжали действовать (по крайней мере – в тылу) и после реального нападения Германии на СССР в 1941 году. Так один из современников эпохи вспоминал о просмотре пропагандистского фильма «Если завтра война» в одной из тыловых советских школ в ноябре 1941: «стояла торжественная тишина, не только эвакуированные дети, но и взрослые воспитатели с просветленными лицами смотрели на экран. Там была подлинная война, обещанная Сталиным, победоносная и гордая, а не тот необъяснимый кошмар, что звучал в страшных сводках «От советского Информбюро» с длинным перечнем оставленных городов» [Герман, 1989, с.481-482].
В итоге на примерах конкретных советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов можно убедиться в справедливости мнения историка О.И.Григорьевой: «в течение 1933-1939 гг. советская пропаганда формировала образ нацисткой Германии как врага, действия которого направлены, с одной стороны, против самого немецкого народа и культуры Германии, и с другой – посредством подчеркнуто агрессивной антисоветской идеологической и внешнеполитической доктрины – против СССР. При этом народ Германии в рамках идеологии интернационализма был показан жертвой нацистских властей (такой мотив отчетлив в фильме А.Роома «Эскадрилья № 5» - А.Ф.) и отделен от фашистских руководителей страны» [Григорьева, 2008, с.15]. Кратковременный отход от такого рода идеологической концепции, наблюдавшийся в период «дружбы» между СССР и Германией с августа 1939 по 21 июня 1941 года, не успел существенно изменить сложившиеся установки советской аудитории по отношению к теперь уже пограничному соседу. Хотя все упомянутые в нашей статье «оборонные» фильмы, хоть как-то намекавшие на Германию, как врага, были с осени 1939 по июнь 1941 года изъяты из проката, внешняя пропагандистская «мобилизационная готовность» в значительной мере сохранялась.
Любопытные результаты дало и наше обращение к другой разновидности фантастического жанра в советском кино – фильмам о космических приключениях, снятых на рубеже 1960-х годов. Технология проведения данного занятия предусматривает сочетание герменевтического анализа со структурным, сюжетным, этическим, идеологическим, иконографическим/визуальным, анализом медийных стереотипов и персонажей медиатекста. В этом нам помогли материалы фондов американского некоммерческого Интернет-архива (Internet Archive), основанного в Сан-Франциско в 1996 году. Его цель – предоставление постоянного свободного и бесплатного доступа ученым и широкой общественности к различным историческим экспонатам (печатным, визуальным и аудиовизуальным текстам), которые существуют в цифровом формате.
Нам показалось любопытным проследить трансформацию такого характерного (и давно уже архивного) фантастического медиатекста как фильм Павла Клушанцева «Планета бурь» (1961) в американских фильмах «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965) Кертиса Хэрингтона и «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women, 1968) Питера Богдановича.
Сравнительный анализа данных медиатекстов позволит помимо социокультурного, исторического, идеологического контекста затронуть на занятии и актуальную проблему авторских прав, контрафактной медийной продукции.
«Планета бурь» Павла Клушанцева была поставлена в эпоху чрезвычайно популярности космической темы во всем мире. Отсюда и целая серия фантастических романов, повестей, рассказов, комиксов, фильмов о далеких планетах, межгалактических полетах и внеземных цивилизациях. Это было связано не только с конкретными достижениями космонавтики (в конце 1950-х были запущены первые спутники земли, в том числе и с животными на борту), но и с напряженным соперничеством двух антагонистических государственных систем – СССР и США – как за мировое доминирование, так и за первенство в космосе. За год до съемок «Планеты бурь» - 1 мая 1960 года в небе СССР был сбит самолет-шпион американского летчика Пауэрса. 8 апреля 1961 года тогдашний лидер СССР Н.С.Хрущев направил ноту протеста президенту США Дж.Кеннеди, связанную с высадкой антикастровского десанта на Кубе. 13 августа 1961 года по приказу Кремля началось строительство печально знаменитой Берлинской стены. В 1962 (год начала успешного проката «Планеты бурь») началась установка советских ракет на Кубе, в ответ на которую США объявили морскую блокаду острова. Последовал политически напряженный Карибский кризис, который заставил СССР убрать ракеты с Кубы в обмен на обещание США отказаться от оккупации «Острова Свободы». И именно в год создания фильма «Планета бурь» (1961) – 12 апреля Советский Союз триумфально опередил США – на орбиту впервые в мире был выведен корабль с человеком (это был Ю.Гагарин) на борту. Американцы сумели запустить своего астронавта (А.Шепард) в космос только 5 мая 1961 года. 6-7 августа 1961 года полетел второй советский космонавт – Г.Титов. В 1962 году (год выхода «Планеты бурь на экраны») полет в космическое пространство совершило еще 5 человек.
Разумеется, тогдашние политические события не могли не повлиять на фабулу медиатекста. По сюжету «Планеты бурь» экипаж первого звездолета был совместным – советский астронавт высаживался на Венере вместе с американским коллегой и его роботом. При этом авторы фильма вовсе не стремились к тому, чтобы изобразить американца алчным и злобным порождением капиталистического мира: профессор Кёрн был показан прагматичным, не верящим (поначалу) в человеческую дружбу, но вполне симпатичным персонажем. Поэтому не стоит утверждать, что инцидент с Пауэрсом или кубинские события напрямую повлияли на «Планету бурь». Скорее, фильм П.Клушанцева и его сценариста, автора многочисленных фантастических романов А.Казанцева был своего рода комментарием к общему политическому и социокультурному контексту конца 1950-х – начала 1960-х годов в рамках официально провозглашенного СССР так называемого «мирного сосуществования» двух идеологически непримиримых систем. На волне космических успехов СССР «Планету бурь» купили десятки стран, в том числе и США.
Что касается перемонтированной версии «Планеты бурь», вышедшей в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965), то она попала на заокеанские экраны уже в другую эпоху – после убийства президента США Дж.Кеннеди (24 ноября 1963) и начала (со 2 августа 1964) американцами затяжной войны во Вьетнаме… К тому времени в космосе уже побывала первая женщина – В.Терешкова (1963) и еще добрая дюжина советских и американских космо/астронавтов. Отношения между СССР и США были далеко не радужными, да и многочисленные американские космические полеты уже сгладили первоначальный шок от советского первенства в астронавтике. Отсюда не кажется удивительным, что авторы перемонтированной версии «Планеты бурь» - режиссер Кертис Хэрингтон (в титрах – псевдоним Джон Себастиан) и продюсер Роджер Корман - простым путем переименования и дубляжа на английский превратили всех персонажей фильма «Путешествие на доисторическую планету» в людей западного мира. Никаких русских: американцы, плюс француз и немец. Г.Жженов, Ю.Саранцев, Г.Тейх, Г.Вернов были указаны в титрах под американизированными псевдонимами, дабы американские зрители случайно не догадались, что фильм советский.
Однако переименованием и дубляжем дело не ограничилось – из картины путем перемонтажа были убраны прямые визуальные намеки на советское происхождение картины, хотя кое-что в кадрах все-таки осталось, например, русская надпись «Сириус» на корпусе магнитофона), были изъяты некоторые замедляющие действие фрагменты, реплики (типа: «Заверяем Советское правительство, родную коммунистическую партию, весь советский народ, что оправдаем доверие…»). И, наоборот, американцами были добавлены новые эпизоды (кадры орбитальной станции, взятые из «напрокат» из другого советского фантастического фильма – «Небо зовет» (1959) и доснятые специально на студии Р.Кормана уже с участием настоящих американских актеров). Трудно сказать, чем не понравилась американским кинематографистам К.Игнатова в роли астронавтки Маши. Но в американской версии 1965 года она была заменена на американскую актрису Ф.Домерг, которая сыграла аналогичную роль, но уже не русской Маши, а американки Марши Эванс.
В результате американские зрители 1965 года увидели в прокате «американский» фильм «Путешествие на доисторическую планету» об американском же полете на Венеру.
Однако кассовые сборы «Путешествия на доисторическую планету» (1965), по-видимому, разочаровали продюсеров. И в 1968 году Роджер Корман принял решение о переделке (теперь уже версии К.Хэрингтона), доверив эту миссию популярному в ту пору американскому кинокритику Питеру Богдановичу. Как большинство своих коллег-критиков, П.Богданович не мог похвастаться миллионными доходами, поэтому с радостью принял предложение Р.Кормана за скромный гонорар в шесть тысяч долларов…
П.Богданович не только убрал длинноты ленты (в частности, была полностью изъята сюжетная линия Маши/Марши) и еще раз ее перемонтировал, но доснял (под псевдонимом Дерек Томас) несколько больших «венерианских» эпизодов с участием неких сексуально привлекательных особ женского пола, из-за чего на экраны США картина заслуженно вышла под завлекательным названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women, 1968).
В заокеанском прокате версия П.Богдановича появилась за год до высадки американцев на Луну (хотя после 1965 года в космосе побывала еще дюжина посланцев с Земли), зато практически одновременно с вторжением советских войск в Чехословакию, из-за чего отношения между СССР и США снова вернулись чуть ли не к уровню «карибского кризиса». Вполне логично, что в этой ситуации персонажи «Путешествия на планету доисторических женщин» продолжали носить западные имена и говорить по-английски.
Что же касается того, почему, вообще, у американцев была возможность видоизменять «Планету бурь» в свое удовольствие, то причина проста – до 1973 года СССР упорно не подписывал Бернскую конференцию об авторских правах, что давало людям, купившим советскую художественную продукцию поступать с нею по их усмотрению. Правда, и Кремль до 1973 года активно пользовался аналогичным правом. До специальных досъёмок западных фильмов, правда, дело не доходило, но вот перемонтажа, сокращений и искаженного дубляжа зарубежной продукции в Стране Советов хватало с избытком.
Итак, «Планета бурь», хотя и в условных рамках фантастического жанра, стремилась отразить отношения, ценности и поведение советских персонажей, взятые из так называемого «кодекса строителей коммунизма», в то время как версии К.Хэрингтона и П.Богдановича всё это переводили в прагматическое русло, пусть и не лишенное чувства «команды». Помимо всего прочего, в версии П.Богдановича более ярко и выпукло (с акцентированной опорой на мистику) отразилась мифология существования внеземных цивилизаций. И, конечно же, во всех случаях, ощущалось авторская озабоченность гипотетической проблемой столкновения различных миров.
Идеологию и мировоззрение мира, изображенного в медиатекстах советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации, можно представить с помощью таблицы 4:

Таблица 4. Идеология и мировоззрение мира, изображенного в медиатекстах советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации
Ключевые вопросы к медиатекстам Планета бурь (1961) «Путешествие на доисторическую планету» (1965) «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968)
Какова идеология этого мира? Коммунистическая «мирная» идеология (СССР советские персонажи) и Прагматическая идеология (американский персонаж) Прагматическая идеология Прагматическая идеология
Какое мировоззрение представляет этот мир - оптимистическое или пессимистическое? Оптимистическое Оптимистическое Оптимистическое
Какова иерархия ценностей согласно данному мировоззрению?
Какие ценности могут
быть найдены в данном медиатексте? Патриотизм – коммунистические ценности – дружба – профессионализм – наука - семья. Прагматизм – профессионализм – наука - семья. Прагматизм – профессионализм – наука - семья.
Что означает иметь успех в этом мире?
Как человек преуспевает в этом мире?
Какое поведение вознаграждается в этом в мире? Это значит быть патриотом, умелым и смелым исследователем космоса, хорошим другом и семьянином.
Все без исключения персонажи стереотипны, индивидуальные черты представлены слабо. Это значит быть умелым и смелым исследователем космоса, хорошим профессионалом.
Все без исключения персонажи стереотипны, индивидуальные черты представлены слабо. Это значит быть умелым и смелым исследователем космоса, хорошим профессионалом.
Все без исключения персонажи стереотипны, индивидуальные черты представлены слабо.
Есть ли сверхъестественные явления в этом мире? Да Да Да


В таблице 5 типология отражена типология персонажей медиатекстов советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации.

Таблица 5. Типология персонажей медиатекстов советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации

Гендерные признаки Описание репрезентации категории в медиатексте:

Возраст персонажа, раса персонажа, внешний вид, одежда, телосложение персонажа, уровень образования, профессия, семейное положение персонажа, социальное положение персонажа, черты характера, ценностные ориентации (идейные, религиозные и др.) персонажа, поступки персонажа, его способы разрешения конфликтов

Мужские и женские персонажи 25-50 лет (мужчины), 25-30 лет (женщины). Раса - белая. Земные персонажи-мужчины, как правило, обладают крепким телосложением, одеты в костюмы космо/астронавтов, люди на космической станции одеты в обычную гражданскую одежду. Стройные венерианки одеты в нечто вроде купальников из морских раковин и брюки-клеш. Единственная женщина-астронавт внешне выглядит вполне ординарно. У землян, по-видимому, высшее. У венерианок – стихийное. Земляне женаты или холосты. Венерианки, по-видимому, не нуждаются в мужчинах… Земляне – астронавты, ученые-исследователи. У венерианок, по-видимому, первобытно-общинный строй. Основные черты характера: сила, находчивость, активность, оптимизм, смелость, целеустремленность (земные персонажи); красота, целеустремленность, мистические способности, мстительность, религиозность (венерианки)
Патриотические, коммунистические ценности (советские персонажи), прагматические, буржуазные ценности (западные персонажи), религиозные ценности (венерианки). Поступки персонажей продиктованы развитием фабулы медиатекста. Сразу после высадки на Венеру земные персонажи демонстрируют свои лучшие профессиональные качества. Венерианки демонстрируют свою способность вызывать стихийные бури, и пытаться разрешить конфликт с пришельцами, уничтожившими их божество (птеродактиля) с их помощью.
Возможен также иконографический анализ типичного места действия медиатекстов советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации с помощью таблицы 6.

Таблица 6. Типичные иконографические коды места действия в медиатекстах советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации

Условные коды
типичного места действия
в медиатекстах Визуальная характеристика проявления данных
кодов в медиатекстах
Среда обитания персонажей Показаны только их среда обитания в космосе – на станции и корабле:
кабины управления с приборными досками, отсеки, кают-компании, спальные места. Все отвечает виду соответствующей техники 1960-х,
хотя действие всех лент происходит в отдаленном будущем.
Космические станции и ракеты Внешне выглядят довольно изобретательно, особенно космические станции (существует версия, что С.Кубрик использовал этот дизайн
для своего фантастического фильма «2001: космическая одиссея», 969).
Венера Нечто наподобие каменистой полупустыни с мясистыми растениями, напоминающими кактусы, динозаврами различных размеров, морем, буйной растительностью и разнообразным подводным миром. В версии П.Богдановича на Венере живут полуголые сексуальные блондинки-сирены, обладающие телепатической связью и мистическим даром.

В итоге можно выделить обобщенную структуру стереотипов советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации.

Структура стереотипов советской кинофантастики рубежа 1950-х – 1960-х годов и ее американской экранной трансформации

Исторический период, место действия, жанр: относительно далекое будущее, СССР, США, Венера. Жанр – космическая приключенческая фантастика. Характерные примеры: «Планета бурь» (1961), «Путешествие на доисторическую планету» (1965), «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968).
Обстановка, предметы быта: функциональная сфера обитания и предметы быта землян, унифицированные фактуры космических объектов – баз, кабин космических кораблей, отсеков. У венерианок нет никаких вещей. Их окружает каменистая полупустыня с мясистыми растениями, напоминающими кактусы, динозаврами различных размеров, море (а вот подводный мир Венеры достаточно разнообразен).
Приемы изображения действительности: жизнь земных людей (преимущественно, астронавтов) показана, как правило, условно правдоподобно и всегда позитивно. Венерианки всякий раз показаны с мистическим флером (визуальным и музыкальным). Венерианские динозавры и плотоядный цветок ведут себя весьма агрессивно, то и дело нападая на астронавтов.
Персонажи, их ценности, идеи, этика, одежда, телосложение, лексика, мимика, жесты: среди землян нет отрицательных персонажей, но их ценности зависят от того – советский ли это фильм («Планета бурь») или его американские версии. В советской версии астронавты из СССР исповедуют коммунистические ценности и дружескую взаимовыручку, а в американских западные астронавты (а иных там нет) – чистой воды прагматики. Американский профессор из «Планеты бурь» поначалу тоже яркий и последовательный прагматик, но после того, как русские спасают его из беды, тоже оценивает значимость дружбы и взаимовыручки. У венерианок из версии П.Богдановича все ценности мистически-религиозные.
Персонажи-мужчины, как правило, обладают крепким телосложением, одеты в космическое обмундирование и изображены позитивно – это целеустремленные, активные ученые-исследователи, с деловой лексикой, скупыми жестами и мимикой. Разумеется, во всех случаях характеры персонажей прочерчены лишь пунктирно, без какого-то либо углубления в психологию. Все персонажи говорят (чтобы было понятно соответствующим зрителям) либо только по-русски, либо только по-английски. Правда, в американских версиях астронавт, ставший французом произносит слово voilà.
Особый персонаж – «свихнувшийся робот «Железный Джон» - объект зависти голливудских кинематографистов (в фильме действительно играет самый настоящий шарнирный робот - такого даже в американских лентах 40-60-х гг. не встретишь!» [Харитонов, 2003].
Существенное изменение в фабуле медиатекста и жизни персонажей: Земные персонажи-астронавты после предварительной подготовки и обсуждения плана действия высаживаются на Венеру.
Возникшая проблема: из-за нападения инопланетных существ (динозавров, плотоядного цветка), извержения вулкана жизнь положительных персонажей оказывается под угрозой.
Поиски решения проблемы: борьба положительных персонажей с агрессивными инопланетными существами и стихией (с помощью робота и вездехода и без них).
Решение проблемы: уничтожение агрессивных венерианских существ, преодоление последствий разбушевавшейся стихии (по версии П.Богдановича, вызванной сексапильными венерианками), успешный вылет космического корабля с астронавтами в обратный путь…


Фильмография
Кинофантастика военной тематики:
Родина зовет. СССР, 1936. Мосфильм. Премьера: 29 апреля 1936.
Режиссер Александр Мачерет (второй режиссер К. Крумин). Сценаристы: Валентин Катаев, Александр Мачерет. Оператор Николай Ренков. Композиторы: Валериан Богданов-Березовский, Гавриил Попов. Художники: Петр Бейтнер, Василий Рахальс. Актеры: Михаил Кедров, Елена Мельникова, Александра Попова, Алеша Горюнов, О.Шахет, Петр Березов и др.
Граница на замке. СССР, 1937. Союздетфильм. Премьера: 23 февраля 1938.
Режиссер Василий Журавлёв (второй режиссер К.Когтев). Сценаристы: Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Никита Богословский. Художник Яков Фельдман. Актеры: Константин Нассонов, Семен Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов, Виктор Аркасов, Федор Селезнёв, Михаил Викторов, Виктор Шепель, Лев Прозоровский, Павел Массальский и др.
Глубокий рейд. СССР, 1938. Мостехфильм. Премьера: 23 февраля 1938
Режиссер Петр Малахов. Сценарист Николай Шпанов. Оператор Александр Пулин. Композиторы: Николай Будашкин, Владимир Юровский. Художник Алексей Уткин. Актеры: Георгий Любимов, Елена Строева, Николай Головин, Константин Барташевич, Александр Чебан, Николай Гладков, Георгий Музалевский, Сергей Комаров, Н. Беляев, Сергей Ценин, Николай Кутузов, Андрей Файт и др.
Если завтра война. СССР, 1938. Мосфильм. Премьера: 23 февраля 1938.
Режиссер: Ефим Дзиган (вторые режиссеры: Лазарь Анци-Половский, Георгий Березко, Н. Кармазинский). Сценаристы: Георгий Березко, Ефим Дзиган, Михаил Светлов. Оператор Е. Ефимов. Композиторы: Даниил и Дмитрий Покрасс. Художник Михаил Тиунов. Актеры: Всеволод Санаев и др.
На границе. СССР, 1938. Ленфильм. Премьера: 2 декабря 1938.
Режиссер и сценарист Александр Иванов. Оператор Владимир Рапопорт. Композитор Венедикт Пушков. Художник Павел Зальцман. Актеры: Елена Тяпкина, Зоя Фёдорова, Николай Крючков, Степан Крылов, Николай Виноградов, Эраст Гарин, Юрий Лавров, Николай Мичурин и др.
Морской пост. СССР, 1938. Одесская к/ст. Премьера: 19 февраля 1939.
Режиссер Владимир Гончуков. Сценарист Лев Линьков. Оператор Г. Шабанов. Композитор Николай Крюков. Художник Николай Валерианов. Актеры: Иван Новосельцев, С. Юмашева, Николай Ивакин, И. Рожнятовский, Александр Луценко, Василий Людвинский, Владимир Уральский, Мария Яроцкая, Иван Юдин и др.
Танкисты. СССР, 1939. Ленфильм. Год: 1939. Премьера: 21 февраля 1939.
Режиссеры: Зиновий Драпкин, Роберт Майман. Сценаристы: Зиновий Драпкин, Роберт Майман, Георгий Селиверстов. Операторы: Александр Сигаев, Моисей Магид. Композиторы: Даниил и Дмитрий Покрасс. Художники: Дмитрий Рудой, Петр Якимов. Актеры: Г. Горбунов, Михаил Вольский, Александр Кулаков, Владимир Чобур, Иван Кузнецов, Василий Меркурьев, Дмитрий Дудников и др.
Эскадрилья №5. СССР, 1939. Киевская к/ст. Премьера: 7 июня 1939.
Режиссер Абрам Роом. Сценарист Иосиф Прут. Оператор Николай Топчий. Композитор Константин Данькевич. Художники: Алексей Бобровников, Михаил Солоха. Актеры: Юрий Шумский, Н. Гарин, Борис Безгин, Софья Альтовская, Андрей Апсолон, Виктор Громов, Сергей Ценин, Николай Братерский, Яков Заславский, Л. Новиков и др.
Четвертый перископ. СССР, 1939. Ленфильм. Премьера: 25 декабря 1939.
Режиссер: Виктор Эйсымонт. Сценаристы: Георгий Венецианов, Г. Блауштейн. Оператор Владимир Рапопорт. Композиторы: Борис Гольц, Венедикт Пушков. Художники: Абрам Векслер, Иван Знойнов. Актеры: Борис Блинов, Владимир Честноков, Мария Домашева, Константин Нассонов, Валентин Архипенко, Владимир Лукин, Сергей Морщихин, Павел Волков, Лев Шостак, Георгий Кранерт, Александр Нежданов, Владимир Чобур, Иван Дмитриев, Николай Крюков и др.
Моряки. СССР, 1939. Одесская к/ст. Премьера: 21 февраля 1940.
Режиссер Владимир Браун. Сценарист Иоган Зельцер. Операторы: Михаил Каплан, Григорий Айзенберг. Композитор Юрий Милютин. Художник Михаил Юферов. Актеры: Владимир Освецимский, Антонина Максимова, Сергей Столяров, С. Тимохин, Алена Егорова, Николай (Микола) Макаренко, Аркадий Аркадьев и др.
Пятый океан. СССР, 1940. Киевская к/ст. Премьера: 15 ноября 1940.
Режиссер Исидор Анненский. Сценаристы: Алексей Спешнев, Александр Филимонов. Оператор Владимир Окулич. Композитор Сергей Потоцкий. Художники: Соломон Зарицкий, Валентина Хмелёва. Актеры: Андрей Абрикосов, Евгения Горкуша, Петр Алейников, Антон Дунайский, Василий Зайчиков, Анастасия Зуева, Алексей Максимов, Иван Новосельцев, Александра Попова и др.
Кинофантастика космической тематики:
Небо зовёт. СССР, 1959. К/ст. им. А. Довженко. Премьера: 12 сентября 1959.
Режиссеры: Александр Козырь, Михаил Карюков. Сценаристы: Евгений Помещиков, Алексей Сазонов, Михаил Карюков. Оператор Николай Кульчицкий. Композитор Юлий Мейтус. Художник Юрий Швец. Актеры: Иван Переверзев, Александр Шворин, Константин Барташевич, Гурген Тонунц, Валентин Черняк и др.
Битва за пределами Солнца / Battle Beyond the Sun. США, 1962.
Режиссер Френсис Форд Коппола (в титрах под псевдонимом Thomas Colchart). Актеры: Linda Barrett, Frederick Farley и актеры из фильма «Небо зовет». Американская версия фильма «Небо зовет» (1959).
Планета бурь. СССР, 1961. Ленинградская к/с научно-популярных фильмов. Премьера: 14 апреля 1962.
Режиссер Павел Клушанцев. Сценаристы: Александр Казанцев, Павел Клушанцев. Оператор Аркадий Климов. Композиторы: Иоганн Адмони, Александр Чернов. Художники: Вячеслав Александров, Михаил Цыбасов. Актеры: Владимир Емельянов, Геннадий Вернов, Георгий Жжёнов, Кюнна Игнатова, Юрий Саранцев, Георгий Тейх и др.
Путешествие на доисторическую планету / Voyage to the Prehistoric Planet. США, 1965 (первая американская версия «Планеты бурь»). Премьера в США – 1 августа 1965.
Режиссер и сценарист Curtis Harrington (под псевдонимом John Sebastian). Продюсеры: George Edwards, Roger Corman. Оператор американских досъемок Vilis Lapenieks. Актеры: Basil Rathbone, Faith Domergue, основные актеры из «Планеты бурь» под американизированными псевдонимами (кроме К.Игнатовой).
Путешествие на планету доисторических женщин / Voyage to the Planet of Prehistoric Women. США, 1968 (вторая американская версия «Планеты бурь»).
Режиссер Peter Bogdanovich. Продюсеры Norman D. Wells, Roger Corman. Сценарист Henry Ney. Оператор американских досъемок Flemming Olsen. Актеры: Mamie Van Doren, Mary Marr, Paige Lee, основные актеры из «Планеты бурь» под американизированными псевдонимами (кроме К.Игнатовой).
Литература
Герман М. Политический салон тридцатых. Корни и побеги // Суровая драма народа. М., 1989. С. 481-482.
Голубев А.В. «Россия может полагаться лишь на саму себя»: представления о будущей войне в советском обществе 1930-х годов // Российская история. 2008. № 5. C.108-127.
Григорьева О.И. Формирование образа Германии советской пропагандой в 1933-1941 гг. Автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008. 28 с.
Кузнецова М. Если завтра война… Оборонные фильмы 1930-х годов // Историк и художник. 2005. № 2. С.17-26.
Марголит Е.Я. Как в зеркале. Германия в советском кино между 1920-30 гг. // Киноведческие записки. 2002. № 59.
Моров А. «Танкисты» // Правда. 1939. 14 фев.
Невежин В.А. Советская пропаганда и идеологическая подготовка к войне (вторая половина 1930-х – начало 1940-х гг.). Дис. … д-ра. ист. наук. М., 1999.
Токарев В.А. Советская военная утопия кануна второй мировой // Европа. 2006. № 1. С.97-161.
Харитонов Е.В. Космическая одиссея Павла Клушанцева // Харитонов Е.В., Щербак-Жуков А.В. На экране - Чудо: отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002). Материалы к популярной энциклопедии. М.:. НИИ Киноискусства; журнал «Если», В.Секачев, 2003. 320 с..
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut – London: Praeger, 449 p.
Spy Fox
№ 2
17.10.2011, 17:41
Цитата:
К тому времени Лукас уже создал четвертый эпизод "Звездных войн"
Но тот момент он ещё был первым и единственным) И хотя уже тогда был весьма популярен, до сегодняшней ему было далеко.
Боюсь, что авторам просто лень было работать над фильмами как и сейчас. И деньги, возможно, зажимали. Вот почему ряд фантастических фильмов выглядел таким блеклым. Хотя, некоторые картины при всей примитивности приятно пересматривать и сегодня. Тех же "Отроков во Вселенной". Ещё и потому, что современные кинематографисты надолго забили болт на фантастику, отдавая предпочтение трэшу) Не смешному трэшу, увы. Изредка, конечно, бывают, опыты в фантастике, но тоже не выдающиеся.
Хотя, не зря наверное говорят, что работящий ищет возможность, а лентяй ищет причину.
В любом случае статья хорошая и весьма информативная.
Кстати, по поводу "синицы в руках". Не знаю есть ли тут связь, но финал фантастических фильмов, где главный герой понимал что это сон не так уж и редок. Те же "Иван Васильевич меняет профессию" и "Человек из ниоткуда" заканчиваются точно также.

Последний раз редактировалось Spy Fox; 11.11.2011 в 16:56.
сан саныч
№ 3
11.11.2011, 02:27
Но при желании можно создать хорошие фантастические фильмы сейчас. Да и литературный материал есть в России. Есть же опыт ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА. И считаю, что при хорошем честном и грамотном подходе и ЧАС БЫКА бы получился.
Потполкин
№ 4
11.11.2011, 04:12
Цитата:
Сообщение от сан саныч Посмотреть сообщение
Но при желании можно создать хорошие фантастические фильмы сейчас. Да и литературный материал есть в России. Есть же опыт ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА. И считаю, что при хорошем честном и грамотном подходе и ЧАС БЫКА бы получился.
-вот когда "российское кино" сбросит с себя "змея горыныча" в лице сами знаете кого
-вот когда "литературный материал" перестанет быть материалом для растопки
-вот когда будет хорошая школа композиторов

вот тогда и поговорим.

Взгляните-ка на посты. Меня не покидает ощущение того, что в этой теме все упоролись. Даже спайфокс
Цитата:
Сообщение от spyfox Посмотреть сообщение
Несмешномук
Знать судьба у российского кино такая
Spy Fox
№ 5
11.11.2011, 16:56
Цитата:
Сообщение от сан саныч Посмотреть сообщение
Есть же опыт ОБИТАЕМОГО ОСТРОВА.
Ага. О котором очень многие предпочли бы навсегда забыть. Это явно неудачный пример.
сан саныч
№ 6
06.04.2012, 04:12
Что-то в статье нет ни слова о \"Солярисе\" Тарковского...
И ещё... Зачем уж так иронизировать о советском кино...
И главное: НЕУЖЕЛИ НЕ УСТАЛИ ОТ БЕСКОНЕЧНЫХ СЕРИАЛОВ НА НАШЕМ ТВ? Да не догоним мы теперь американцев, потому что у нас всё се
сан саныч
№ 7
06.04.2012, 04:16
Нам никогда не перегнать американцев в космосе, пока мы будем отдавать ТВ бесконечным сериалам о неизвестно чём... Материала для отличных фильмов - масса...
А что: ЧАС БЫКА поставить - слабо?
Spy Fox
№ 8
12.04.2012, 13:38
Цитата:
Сообщение от сан саныч Посмотреть сообщение
НЕУЖЕЛИ НЕ УСТАЛИ ОТ БЕСКОНЕЧНЫХ СЕРИАЛОВ НА НАШЕМ ТВ?
На самом деле не только не устали, но наоборот сериалы сейчас набирают популярность, неведомую прежде. Причём не только на нашем, но и на американском, и на британском ТВ. И в принципе, некоторые сериалы оказываются лучше фильмов, видимо, потому что у авторов больше времени, чтобы как следует проработать характеры и сюжеты.

Цитата:
Сообщение от сан саныч Посмотреть сообщение
А что: ЧАС БЫКА поставить - слабо?
Видимо, да. И ещё у меня сильное подозрение, что большинство ведущих кинематографистов в этой стране не читали Ефремова)
Влад Шелтон
№ 9
29.04.2012, 06:56
Не все было уж так плохо.В Контакте есть сообщество-Космическая фантастика в кинематографе-.Там представлены для просмотра почти все фильмы кап.стран,соц.стран и советская кинофантастика.То поверьте мне кинофантастика кап.стран,там столько мути как в игре актеров,так и декорациях,а о бездуховности и говорить не приходится,что наши -Тернии к звездам-и -Лунная радуга-намного лучше и интереснее.Есть там конечно и хорошие фильмы.Ради объективности скажу,что лучше С.Кубрика-Одиссеи 2001года-как Н.Ф.кино не было поставлено не у нас не по ту сторону океана.
Седой Ёж
№ 10
29.04.2012, 07:04
Spy Fox, была попытка поставить "Туманность Андромеды" но как бе заглохла... Да и фантастика в СССР была не комильфо. Булычев и Казанцев. Остальные сильно ограничены. А фильмы были редкостью вообще.
Нынешние попытки что-то снять вообще не вдохновляют... После Параграфа 78 разуверился что снять смогут что-то путевое...
Влад Шелтон
№ 11
02.05.2012, 10:37
Олесь Бердник,Иван Ефремов,А.и Б.Стругатские,С.и М.Дяченко.Есть хорошие писатели.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться