Google+
100 лучших книг Как достоверно описывать невозможное ROBERT DOWNEY Андрэ Нортон
Версия для печатиИнтервью: Джозеф Исли, художник

«Родиться с любовью к фэнтези»

Беседа с Джефом Исли

На страницы, обложки и постеры «Мира фантастики» не раз попадали работы лучших отечественных и зарубежных художников, занимающихся фантастической живописью. Но наш сегодняшний гость стоит особняком даже на фоне этой блестящей плеяды иллюстраторов. Ведь именно картина Джефа Исли украшала обложку самого первого номера «Мира фантастики».

«Никто не знает, как выглядит правильный дракон»

Приветствуем вас, Джеф. Не могли бы вы рассказать, как в вас пробудился интерес к рисованию и как началась ваша карьера профессионального иллюстратора фэнтези?

Я любил рисовать с самого раннего детства, причем мне нравилось изображать не какие-то эпизоды из реальной жизни, а выдуманных существ в невероятных ситуациях. Можно сказать, что меня сразу потянуло именно к фэнтезийному арту — всем этим монстрам, чудовищам и привидениям; одним словом, всему тому, чего не существует на самом деле. Естественно, начав карьеру художника, я сделал первые шаги именно в том жанре, которым интересовался больше всего.

Путь в иные миры открыт.

В душе я все еще остаюсь ребенком — и продолжаю увлекаться примерно теми же вещами, что и в детстве. Конечно, я стал более разборчивым, мой кругозор значительно расширился, но первоначальный интерес к фэнтези не угас.

Как вы впервые познакомились с фэнтези?

Я тогда был так мал, что даже не помню. Кажется, фэнтези сопровождало меня на всем жизненном пути. Я считаю, что интерес к выдуманным мирам не может просто взять и «проснуться» — с ним необходимо родиться. Иначе мой интерес к фэнтези давно бы угас и я бы занимался чем-то другим.

Вы прославились в первую очередь благодаря иллюстрациям к Dungeons & Dragons. А сами вы любите играть в ролевые игры?

У многих художников, работавших на корпорацию TSR в момент ее расцвета, было хобби — играть во время перерывов на обед. Естественно, к этому действу приобщился и я, правда, с тех пор у меня почти не было возможностей поиграть — семья и работа стали отнимать все больше времени. Но я с большим уважением отношусь к поклонникам ролевых игр — как показывает мой опыт, они почти всегда умнее и обладают лучшей фантазией, чем обыватели. Ведь для того, чтобы хорошо сыграть роль персонажа, требуется больше таланта и воображения, чем для того, чтобы просто посмотреть фильм или прочесть книгу.

Любимый монстр Исли рассекает облака.

Оформление каких книг доставляет вам наибольшее удовольствие?

Мне очень нравится рисовать драконов, поэтому я всегда с радостью иллюстрирую книги, посвященные этим удивительным созданиям. Вообще я люблю изображать самых различных монстров, поэтому неравнодушен к ужастикам.

Впрочем, иногда мне кажется, что интереснее всего рисовать картину в совершенно новом стиле — так, как прежде никогда не делал. К сожалению, мне редко удается поэкспериментировать с жанрами. Обычно ко мне обращаются клиенты, которых интересует именно фэнтези-иллюстрация.

Битва владык неба.

Вы так часто рисуете драконов, что, казалось бы, это должно было давно вам наскучить. Как вам удается сохранить интерес к полотнам, на которых изображены эти известнейшие фэнтезийные монстры?

Как можно устать от дела всей жизни?.. Почти все поклонники фэнтези любят драконов. В отличие от реальных животных — лошадей, собак или даже динозавров, — никто не знает, как выглядит правильный дракон, поэтому художник, рисующий дракона, может не бояться, что его обвинят в анатомических ошибках. Впрочем, поскольку у каждого зрителя или клиента свое представление о внешнем виде драконов, приходится выслушивать немало советов и дружеских рекомендаций.

А писатели, чьи книги вы оформляете, пытаются давать вам советы, как изображать их героев?

Таким видит наш собеседник известнейшего волшебника «Саги о Копье» — Рейстлина.

Да, мне не раз приходилось общаться на эту тему с писателями, особенно когда я работал на TSR. Тогда мне нередко приходилось рисовать обложку еще до того, как был готов текст книги, поэтому всем художникам приходилось полагаться прежде всего на рекомендации писателей и редакторов. Они зачастую лишь в общих чертах описывали, что хотят увидеть на обложке. И порой надо было приложить серьезные усилия, чтобы убедить редактора, что хоть его задумка относительно будущей картины неплоха, из нее не получится хорошая обложка. Обычно мне удавалось настоять на своей правоте.

Судя по вашим словам о драконах, для вас не существует проблемы вдохновения...

Повседневная жизнь темных эльфов не располагает к жизнерадостности.

Когда-то ее действительно вовсе не существовало — все мое время отнимали работа и попытки самосовершенствоваться. Сейчас сохранять мотивацию и интерес к работе стало сложнее. Это неизбежно, когда занимаешься чем-то ежедневно из года в год. Сохранять свежий взгляд на жизнь помогают перемены в деятельности. Если я устаю от рисования, то посвящаю несколько дней скульптуре или резьбе по дереву. Хотя порой я немного завидую тем профессионалам, которые умудряются поддерживать высочайший интерес к работе вне зависимости от любых обстоятельств.

На одной из самых известных ваших иллюстраций изображен знаменитый драу Дзирт, который выглядит гораздо более пожилым, чем следует из текста романов Сальваторе и последующих изображений этого героя. Чем вызвано это противоречие между иллюстрацией и книгами?

Это был как раз тот случай, когда я оформлял еще не законченную книгу и вынужден был полагаться лишь на пространное описание сцены, которую редакция хотела видеть на обложке книги. Если честно, мне просто никто не сказал, какого возраста должен бить Дзирт. Я всегда представлял эльфов высокими и достаточно мрачными созданиями. Учитывая продолжительный срок эльфийской жизни, я решил изобразить Дзирта именно таким, уже пожившим и много повидавшим героем. Впрочем, я слышал и немало положительных отзывов об этой иллюстрации, так что, по всей видимости, многое зависит от того, как каждый конкретный читатель представляет себе драу.

Как вы предпочитаете рисовать — просто придумываете внешность своим героям или работаете и с живыми моделями?

Обычно я выдумываю облик персонажа. Разумеется, неосознанно я часто использую во время рисования те или иные черты своих знакомых или просто людей, которых когда-либо видел. Хотя многие коллеги со мной не согласятся, я считаю, что использование моделей только создает дополнительные сложности. Когда рисуешь с натуры, вольно или невольно даешь воображению меньше воли.

Дзирт в исполнении Джефа на обложке первого номера «Мира фантастики».

Нет сомнений, что для художника, оформляющего фэнтези, воображение — не менее важный инструмент, чем технические навыки. И пусть картины Джефа Исли, мастера старой школы, предпочитающего классическое рисование современному цифровому арту, порой не так технически совершенны, как работы его молодых коллег, зато немногие могут сравниться с ним в умении передавать атмосферу фэнтезийных миров и эпических подвигов.

«Трудитесь и стремитесь к совершенству»

На страже трона.

Как вы оцениваете тот факт, что современные художники все чаще полагаются не только и не столько на кисти и краски, сколько на современные технологии?

Безусловно, цифровой арт пришел в искусство всерьез и надолго, но он не сумеет полностью вытеснить традиционное рисование. Хотя бы по той простой причине, что многим нравится покупать настоящие картины и украшать ими стены своих домов. Лично я — не большой поклонник электронного рисования и не слишком хорошо в нем разбираюсь; возможно, со временем я его «распробую» и стану относиться к нему с большей симпатией.

Ритуал поклонения темному божеству.

Каким справочным материалом вы пользовались, рисуя доспехи или оружие, до появления интернета?

И раньше, и сейчас я предпочитаю ориентироваться лишь на собственную коллекцию средневекового оружия, которую собираю большую часть своей жизни. По-моему, это интереснее, чем просто залезть в энциклопедию и скопировать из нее какой-нибудь рисунок. Впрочем, возможно, я просто ленюсь лишний раз найти на полках нужную книгу.

На нескольких ваших иллюстрациях, созданных на основе «Забытых королевств» и «Саги о Копье», вы изображали богов — их сложнее рисовать, чем обычных фэнтезийных героев?

Когда я рисую высших существ, то стараюсь, чтобы они выглядели красивее и благороднее обычных людей. В данном случае стандартные приемы — пафосная поза героя и особое освещение, будто бы изливающееся от самого персонажа.

Рыцарь против чудовища — классический фэнтезийный сюжет.

Герои на ваших картинах частенько сражаются с различными чудовищами, причем не только с драконами, но и с гораздо более оригинальными существами. Вам нравится придумывать новых фэнтезийных чудовищ?

Конечно, интереснее всего рисовать того монстра, чей образ только что родился в воображении. Создавать что-то новое всегда очень здорово! Нередко я сажусь за стол с карандашом и листком бумаги и делаю наброски всего, что только приходит в голову. Пожалуй, такое творчество — одна из лучших сторон профессии художника. Творить гораздо интереснее, чем просто перерисовывать классические сюжеты или героев.

Легендарные герои Копья на страже родного мира.

За свою карьеру вы нарисовали многих известных героев; над образом кого из них было сложнее всего работать?

Давным-давно компания TSR приобрела права на издание игр об Индиане Джонсе. Я должен был нарисовать обложку для книги, но не мог найти фото Индианы, на котором он был бы в нужной мне позе, поэтому я решил положиться на свое воображение. Начальство из Lucasfilm заставляло меня вносить в иллюстрацию одну правку за другой, но я никак не мог удовлетворить их требованиям. Мне казалось, что картина получилась очень неплохо, но заказчики посчитали иначе и в итоге обратились к другому художнику.

Возможно, проблема в том, что я больше люблю рисовать героев иного плана — могучих наездников на драконах в витиеватых доспехах из «Саги о Копье». А еще я всегда жалел, что мне редко поручают изображать фэнтезийных красавиц. От этой работы я получаю огромнейшее удовольствие!

Есть женщины в фэнтезийных вселенных...

Вам часто приходится вносить значительные изменения в свои картины по требованию издательств?

Я часто вношу те или иные изменения и меняю изначальную концепцию во время работы, но обычно делаю это по собственному почину. Редакторы из TSR, а теперь и из Wizards of the Coast обычно ограничиваются лишь общими пожеланиями насчет будущей иллюстрации. А какие именно графические приемы использовать, какое применить композиционное решение — эти детали они оставляют на откуп самим художникам. Разве что время от времени нас просят добавить какой-нибудь важный сюжетный штрих. Порой это достаточно сложно, если композиция получилась плотной и картина близка к завершению.

В этой сказке трех желаний не будет.

Многие молодые художники начинают свое творчество с подражания мастерам. Какие рекомендации вы могли бы дать своим начинающим коллегам?

Думаю, основной совет универсален для людей любой профессии: трудитесь и стремитесь к совершенству. Помимо этого, необходимо научиться относиться критически к своим работам. Лишь умея находить собственные ошибки, вы сможете их исправить. Поначалу следует как можно больше экспериментировать, чтобы выяснить, что у вас лучше всего получается, и затем сосредоточиться именно на этом стиле. Очень важно, чтобы ваша картина оказалась в нужном месте в нужное время и привлекла внимание потенциального работодателя. Поэтому будьте настойчивы, но не назойливы.

В рабочем кабинете.

С чем связано то, что вы все свое внимание уделяете фэнтези и почти не рисуете фантастические иллюстрации?

На протяжении многих лет я работал на компанию TSR, а она всегда ориентировалась в первую очередь на поклонников фэнтези. Конечно, время от времени мне удавалось нарисовать одно-два фантастических полотна, но такие заказы носили эпизодический характер. Наверное, сказалось и то, что, хотя я люблю фантастику, мне не очень нравится рисовать фантастические картины. Я чувствую, что нашел свою творческую нишу в фэнтези. И я с очень большим уважениям отношусь к тем художникам, которым удается одинаково хорошо оформлять и фэнтези, и фантастику.

Мы благодарим вас за интересные ответы и желаем дальнейших творческих успехов. И несколько слов для читателей «МФ», пожалуйста!

Передаю всем вашим читателям свои наилучшие пожелания! В людях из разных стран гораздо больше общего, чем принято считать. Я очень рад, что мы смогли поговорить, обсудить общие интересы и получить от этого массу удовольствия.

Рождение дракона.

Можно по-разному относиться к ролевым играм в целом и Dungeons & Dragons в частности, но нельзя не признать, что именно благодаря детищу TSR мир познакомился с творчеством десятков талантливых людей, в числе которых наш собеседник занимает одно из первых мест. Джеф Исли  настоящий волшебник кисти и красок, создавший сотни потрясающих полотен, многие из которых входят в золотой фонд фантастических иллюстраций.

Досье: Джеф Исли

Джеф Исли родился и вырос в Николасвилле, что в штате Кентукки. В 1976 году он окончил государственный университет в городе Мюррей и тут же начал карьеру профессионального художника. Первыми нанимателями Джефа стали компании Warren Publishing Company и Marvel Magazine Group, но настоящий успех и слава пришли к Исли лишь спустя несколько лет.

В 1982-ом он принял судьбоносное решение перейти на работу в компанию TSR, которой в те годы принадлежали права на ролевую игру Dungeons & Dragons и всю сопутствующую ей продукцию. Оформляя их, Джеф Исли очень скоро стал одним из самых известных фэнтезийных иллюстраторов в мире, а многие его рисунки считаются классикой жанра. Он рисовал обложки и внутренние иллюстрации для многих ролевых руководств, в том числе и для трех базовых книг второй редакции Dungeons & Dragons: Player's Handbook, Dungeon Master's Guide и Monstrous Manual.

Впрочем, Джеф занимался не только оформлением игровых проектов — из-под его пера вышло немало иллюстраций к произведениям таких авторов, как Роберт Сальваторе, Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэн. Помимо этого, Исли создал несколько обложек для альбомов популярной металлической группы Rhapsody of Fire. Официальная страница художника в интернете располагается по адресу jeffeasley.com.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться