Google+
5HORRORGAMES БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ Глен Кук ШОН БИН
Версия для печатиТрибуна: Трибуна (№57, май 2008). Андрей Щербак-Жуков. «Нехорошее» сло...

«Нехорошее» слово

Ситуация с фантастикой в современном российском культурном обществе лично мне больше всего напоминает анекдот про то, как отец отучал Вовочку говорить «нехорошие слова».

Андрей Щербак-Жуков. Писатель-фантаст, литературный критик, книжный журналист

— Никогда не говори слово «жопа»! Запомни: нет такого слова! Ты понял? Нет его — и всё тут!..

А Вовочка задумался и отвечает:

— Как-то странно выходит: жопа есть, а слова — нет!

Вот и у нас примерно то же самое. Фантастика есть. Она по мере сил развивается, становится разнообразней, берется за новые для себя темы. Всё чаще интерес к фантастическому инструментарию проявляют писатели, которых принято считать авторами мейнстрима... Но вот это самое «принято считать» всё портит! Стоит только произнести в приличном литературном обществе «нехорошее», табуированное слово «фантастика», как тут же раздается хоровое «Фи-и-и!», носики брезгливо морщатся, бровки гневно поднимаются вверх... И всё!..

Что «всё»? Ну, например, отнесенное к фантастике произведение «прокатывается» большинством голосов жюри престижных литературных премий — при этом часто не будучи даже прочитанным! Да-да! Иногда раздается критика в адрес «фантастических» премий — мол, голосуют за имена, не читая... Думаете, в жюри мейнстримовских премий все всё прочитывают? Точно так же верят именам, издателям, сериям. И уж если книга вышла в «фантастической» серии, если хоть где-то в ее аннотации фигурирует это «нехорошее» слово, то уготованный ей максимум — стараниями гибких умом и всё же читающих тексты членов номинационной комиссии прорваться в длинный список. Ну, может быть, в короткий — если он, как, скажем, в «Большой книге», достаточно велик. Дальше — стоп! Стереотипы работают железно! Качественная фантастика за подписью Татьяны Толстой, Ольги Славниковой, Павла Крусанова воспринимается как достойное уважения расширение «серьезным» автором ассортимента форм и приемов. То же самое, но авторства Андрея Лазарчука, Евгения Лукина или Олега Дивова, — как смехотворная попытка беллетриста прыгнуть выше головы. Серьезные критики, от которых зависит погода в мире литературы, никак не желают признать: если сорвать с книг этих авторов обложки и перечитать сами тексты, — окажется, что все они уже давно играют на одном поле.

А всё потому, что «фантастика» — это бранное слово. Лишнее доказательство тому — стремление некоторых издательств изобрести для него эвфемизмы, слова-прикрытия. «Амфора» называет свою серию книг «История будущего», «Форум» продвигает термин «гипер-фикшен»... По сути это та же самая фантастика, те же яйца, только в профиль, но — ура! — табуированное слово не произнесено! А это значит, что у носиков есть шанс остаться не наморщенными, а у бровей — не подняться на лобик... Увы, такой прием срабатывает не на все сто: шансов попасть в короткий список престижной премии у такой книги больше, но лауреатом она всё равно не станет. Ситуация сложилась патовая.

Обратимся к зарубежному опыту. Когда-то английские и американские критики говорили о «гетто», в котором находится их фантастика. Однако примерно полвека назад всё изменилось. Пришла так называемая «новая волна» — поколение писателей, значительно расширивших само понятие фантастики, скрестивших ее с литературой абсурда, добавивших структурализма и прочих достижений культуры 20 века. Их имена нам хорошо известны: Филип Дик, Роджер Желязны, Сэмюэл Дилэни, Брайан Олдисс... «Утоптанную» ими площадку в восьмидесятые расширили «киберпанки» и «гуманитарии», а позднее — и неорганизованные постмодернисты от фантастики.

Увы, в России такого не произошло. Нечто подобное готовили писатели «четвертой волны», хотевшие «сделать из фантастики литературу», — но перестроечный вал переводной литературы смел их. Впервые в истории российской фантастики была прервана нить прямого наследования. Новая формация писателей как бы начала всё с нуля — с боевика, с космической оперы, с откровенных приключений. И, как результат, российская фантастика утратила свой культурный авторитет — тот, что был некогда заработан братьями Стругацкими и их прямыми последователями.

Кто же виноват? Винить писателей бессмысленно: они пишут как умеют, и по мере сил дрейфуют в сторону максимальной востребованности. Стараясь угодить невзыскательной аудитории, издатели отрезают от «страны фантастики» самые лакомые куски. То, что когда-то было самым передовым, самым экспериментальным и интересным, вдруг оказалось «за границей». Но свято место пусто не бывает — эти территории начали «осваивать» авторы мейнстрима, в меньшей степени ориентированные на коммерческую прибыль, чем фантасты.

Отечественная фантастика сама отдала все свои самые перспективные земли, сама загнала себя в гетто, из которого так стремилась вырваться англо-американская фантастика полвека назад. И теперь у большинства представителей основного потока литературы само это слово ассоциируется не с Гоголем и Булгаковым, не с научно-философскими изысканиями Ефремова и не с социально-психологическими загадками Стругацких, а с легким, приключенческим жанром.

Тут сам собой напрашивается второй проклятый вопрос: «Что делать?». Вернуть утраченный авторитет труднее, чем потерять его. Нужно время. И нужно возвращать «отданные территории». Нам — всем, кто связан с фантастикой, — всем вместе необходимо «разминать» это понятие, развивать его. Иначе оно так и останется в категории табуированных, не принятых в приличном обществе.

Мнение оратора может не совпадать с позицией редакции «МФ».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Yakut
№ 1
25.05.2010, 16:45
Мне кажется винить тут прежде всего надо издателей, которые издают именно те книги, которые, как им кажется, буду популярны.
Проблема в том, что появилось слишком много фантастической чепухи, безвкусицы. И это никогда не закончатся, пока издатели не перестанут получать от этого прибыль. А они пока получают и видимо не плохую.
KrasavA
№ 2
17.06.2010, 00:56
Цитата:
Обратимся к зарубежному опыту. Когда-то английские и американские критики говорили о «гетто», в котором находится их фантастика. Однако примерно полвека назад всё изменилось. Пришла так называемая «новая волна» — поколение писателей, значительно расширивших само понятие фантастики, скрестивших ее с литературой абсурда, добавивших структурализма и прочих достижений культуры 20 века. Их имена нам хорошо известны: Филип Дик, Роджер Желязны, Сэмюэл Дилэни, Брайан Олдисс... «Утоптанную» ими площадку в восьмидесятые расширили «киберпанки» и «гуманитарии», а позднее — и неорганизованные постмодернисты от фантастики.
Думаю, нам остаётся только ждать "новой волны". Фантастика - это целая вселенная. И написать в ней всё просто не реально. Побарахтаются наши писатели на мелководье, а потом и глубины освоят. В статье же сказаны, что нашим пришлось начинать с нуля. Так что, думаю, ещё не всё потеряно.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться