Google+
Терминаторы 10 шестеренок стимпанка МИРЫ. WARHAMMER 40000 «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья
Версия для печатиФантасты: Современники. Гай Гэвриел Кей

Романтик былых времен

Гай Гэвриел Кей

Я не из Новой Эпохи. Если вы все-таки хотите наклеить на меня какой-нибудь ярлык, то я бы назвал себя историком.

Гай Кей

В юности у Кея было три вероятных плана на будущее: стать хоккеистом, юристом или писателем. В итоге увлечение хоккеем осталось за спиной: Кей решил получить высшее образование и поступил на философский факультет университета Манитобы. Там его застало предложение Кристофера Толкина помочь разобрать черновики Профессора. Кей согласился со словами: «Кто в здравом уме не заинтересовался бы этой идеей?»

Родившийся 7 ноября 1954 года Гай Гэвриел Кей вырос в канадском городе Виннипеге в семье хирурга. Его родители Самуэль и Сибилла обожали литературу и привили сыну любовь к книгам — в детстве Гай увлекался сочинениями Толкина, Эддисона, Дансени, Лейбера. В Виннипеге жили также Алан и Хелен Класс с дочерью Бейли. Алан был коллегой Самуэля Кея, их семьи дружили, и когда Гай и Бейли подросли, то встречались иногда по старой памяти. Эта дружба сыграла важнейшую роль в жизни Гая — ведь в 1967 году Бейли Класс вышла замуж за британца Кристофера Толкина! Так Кей познакомился с сыном демиурга Средиземья.

Начало пути

Кей приложил руку к Средиземью!

В 1974-1975 годах, когда Кей помогал младшему Толкину в редактировании «Сильмариллиона», у канадца четко сформировались две идеи. Во-первых, он понял, что хотел бы всю жизнь заниматься писательством. Во-вторых, он осознал, что зарабатывать деньги книгами не столь просто, особенно если ты молод и неопытен. Потому Кей возвращается в Канаду, где поступает на юридический факультет Университета Торонто.

Там Кей познакомился с известным криминалистом Эдвардом Гринспеном. Позже писатель рассказывал о невероятных ощущениях, возникающих при беседе с человеком, который шесть часов назад арестовал убийцу. Знакомство сыграло важную роль — Гринспен вместе со сценаристом и продюсером Джорджем Джонасом в 1981 создали радиосериал «Весы правосудия», а через год пригласили туда Гая Кея. В течение восьми лет он сочинял сценарии для этих постановок. В 1985 за свою работу Кей даже получил премию от Верховного Суда Канады.

В 1984 у Гая Кея выходит дебютный роман «Древо жизни», начальная часть трилогии «Гобелены Фьонавара», созданной в жанре эпического фэнтези. Это история о пятерых студентах, которые попали в параллельный мир, сыграв важную роль в противостоянии Света и Тьмы. Стандартный зачин заиграл под пером Кея новыми красками. Писатель сумел вернуть эпическому фэнтези красоту, размах, романтичность, эмоциональность, которые потерялись среди однообразных томиков фэнтезийного чтива. Кей писал этот роман как ответ подражателям Толкина, ибо Гая раздражало засилье многотомных вторичных сериалов, их откровенно коммерческая направленность. За счет упорной и кропотливой работы Кею удалось далеко продвинуться по тропе эпического фэнтези, выделившись на фоне коллег-ремесленников.

Трилогия вызвала особый интерес у любителей североевропейской мифологии. Король Артур, Ланселот, Гвиневра, Пуйл, Древо Жизни, Дикая Охота — лишь самые известные архетипы творения канадца. Мифы и легенды лежат в самом сердце «Гобеленов», задавая настроение всему циклу.

Университеты Гая Кея.

Романы Гая Гэвриела Кея

«Гобелены Фьонавара»

«Древо жизни» (The Summer Tree, 1984)

«Блуждающий огонь» (The Wandering Fire, 1985)

«Самая темная дорога» (The Darkest Road, 1986)

«Сарантийская мозаика»

«Дорога в Сарантий» (Sailing to Sarantium, 1998)

«Повелитель императоров» (Lord of Emperors, 2000)

Отдельные романы

«Тигана» (Tigana, 1990)

«Песнь для Арбонны» (A Song for Arbonne, 1992)

«Львы Аль-Рассана» (The Lions of Al-Rassan, 1995)

«Последний ñвет Солнца» (The Last Light of the Sun, 2004)

«Изабель» (Ysabel, 2007)

Как придумать новый жанр?

Резко ворвавшись в эпический жанр, Кей столь же быстро и покинул его владения, сместившись в сторону псевдоисторического фэнтези. В 1990 году романом «Тигана» он открыл новую страницу в жанре фэнтези и своем творчестве; почти все его последующие книги создавались по схожей схеме. Писатель выбирал какой-то момент в истории человечества, исследовал его, общался с учеными, нередко ездил в те места, где происходили интересующие его события. В общем, погружался в атмосферу. Когда же степень понимания Кеем того времени достигала нужного уровня, он начинал работу над романом.

Писатель создавал мир, очень похожий на наш, но с рядом мелких отличий — магических или художественных. В этот мир Кей помещал героев, прототипами которых становились исторические или мифологические персонажи. И все это — ради того, чтобы рассказать историю и позволить ей хотя бы в романе окончиться не столь плачевно, как в реальности.

Книги Гая Кея издавались во многих странах мира.

«Тигана» списана с Тосканы позднего средневековья. Это история о противостоянии тирании и свободы. Король-чародей Брандин, стремящийся к мировому господству, решает завоевать маленькое, но гордое княжество Тигана. Он посылает любимого сына во главе армии, но тот погибает от руки Принца Тиганы. Обезумевший от горя Брандин накладывает заклятье, действие которого приводит к забвению даже имени княжества среди людей! Лишь память рожденных в Тигане способна удержать ушедшие навеки слово и историю. И вот через 20 лет подросшие дети воинов, защищавших княжество, мечтают вернуть утраченную Родину…

Внимательный читатель без труда заметит изменения, которые произошли в творчестве Кея. Идейный слой книги остался прежним, но антагонист обрел человеческий облик — это не обычный для фэнтези злобный Темный Властелин! Брандин совершил немало зла, принеся боль множеству людей, но он способен любить и быть любимым. Конечно, любой писатель, желающий остаться в рамках фэнтези и при этом творчески расти, рано или поздно наделяет злодеев противоречивыми характерами, но мало кому удавалось сделать их настолько человечными, как Гаю Кею. 

Нет, он не Толкин, он — другой!

Успех книги и приличный гонорар за нее дал Кею шанс совершить один из самых важных в жизни шагов — он стал профессиональным писателем. Впрочем, Кей продолжает время от времени сочинять не только фэнтезийные романы, но и сценарии для телевидения.

В 1990-м у Кея умер отец и родился сын. Такое сочетание грусти и счастья не могло не отразиться на творчестве писателя. Его следующий роман «Песнь для Арбонны» (1992) проникнут одновременно печалью и светлым ожиданием. Автор построил мир на основе Прованса и Лангедока времен Альбигойских крестовых походов. Именно в этом романе Кей в наибольшей степени проявил свою скрываемую обычно романтичность. Привычное в его книгах противостояние «тирания-свобода» дополнилось еще одним — «мужской шовинизм-равенство полов». Королевство Гораут, где религия и традиции делают женщин рабынями, стремится подавить артистичную Арбонну, в которой людей оценивают по их реальным достоинствам, а не по половым признакам. Значительное место в романе принадлежит искусству, игравшему в предыдущих книгах Кея лишь вспомогательную роль. Особая роль отдана музыке: одна из главных героинь, девушка Лиссет, по профессии бард, и ей предстоит сыграть в грядущих событиях роль не меньшую, нежели воинам и правителям.

Новая история: сделано в Канаде.

В основу следующего романа Кея «Львы Аль-Рассана» (1994) легло противостояние мусульман и христиан в Испании середины 11 века. Мир на пороге Священной Войны, и именно в это время судьба сводит двух достойных людей — джадита Родриго Бельмонте и ашарита Аммара ибн Хайран. Им суждено сыграть главные роли в развитии событий, но прежде — пройти через серию испытаний, закалив мужество и силу. В этом романе Кей, наконец, пришел к полному отсутствию однозначно положительных и отрицательных героев. Столкновение двух религий, двух идеологий — здесь не может быть правых и виноватых, лишь достойные и сильные духом способны заслужить уважение читателя. По словам самого Кея, именно возможность показать жизнь перед Священной Войной была одним из факторов, из-за которых он решил написать эту книгу. Но противостояние религий — лишь верхушка, причина для войны. Сражения не нужны богам, они идут на потребу властителям, стремящимся к новым землям и капиталам. Кей подводит читателя к мысли, что война не решает проблем: совместным созиданием народы достигли бы гораздо большего.

Мир дилогии «Сарантийская мозаика» (1998, 2000) смоделирован с Византийской империи времен императора Юстиниана. Мозаичник Кай Криспин отправляется в великий Сарантий, чтобы украсить строящийся собор, который по плану императора Валерия должен принести тому место в исторической пам яти потомков. Незаурядному в мышлении мозаичнику суждено стать близким к сильным мира сего, попав в самое сердце интриг и тайн столицы империи. Читатель словно погружается в атмосферу величественного града на границе Востока и Запада, где на ипподромах устраиваются соревнования колесниц, во дворцах затеваются заговоры и плетутся интриги, а незаметные врачи и рабыни принимают судьбоносные решения. Люди живут, любят, ненавидят, умирают и борются за свое будущее. И на фоне их страстей и чаяний присутствуют редкие проблески магии — древний бог, таинственные вечерние огоньки, говорящие птицы… Глобальное противостояние народов или религий здесь на заднем плане, на первый же выходят судьбы обычных людей, их интересы и желания, столкновение которых порождают новый мир, где будут жить следующие поколения.

Мифопоэтика Гая Кея

В творчестве Кея всегда находится место поэзии. В 2003 году у канадца вышел сборник Beyond This Dark House с поэтическими произведениями, созданными им за 20 лет. Греческие и кельтские мифы, выдуманные миры, родные канадские просторы — все обрело звучание на страницах этой книги.

Ветер перемен

Гай Кей окончательно сформировал облик своей безымянной вселенной, где происходит действие всех его книг, в романе «Последний свет солнца» (2004), сюжетной основой которого послужило противостояние викингов и англосаксов во времена Альфреда Великого. Увы, но роман продемонстрировал некий творческий тупик, в котором оказался Кей. Да, все элементы его типичной прозы на месте, формально книга по-прежнему великолепна, но поклонники канадского писателя привыкли каждый раз получать нечто новое. В данном же случае появилось ощущение, что Кей подустал от разработанного им самим жанра-метода псевдоисторического фэнтези. Книге не хватает души, страсти, внутренней жизни.

Попытка отойти от шаблона.

Явно почувствовав это, Кей решил попробовать себя в ином качестве. Действие его последнего  романа «Изабель» (2007) разворачивается в нашей современности: юному герою предстоит столкнуться с пробудившимися от многовекового сна древними силами. Попытка отказаться от стереотипов оказалась довольно удачной, однако станет ли эта книга всего лишь эпизодом для Кея или он решил кардинально изменить направление творчества, покажет только время.

«Изабель» — одновременно и уход от того, чем я занимался, и нет. Я по-прежнему предан тому, чему посвятил последние 15-20 лет — работе с историей, исследованию влияния прошлого на нашу сегодняшнюю жизнь… Но когда ты меняешь ориентир, никогда нельзя точно сказать, что читатели захотят меняться с тобой вместе» (Гай Кей).

Что же дал Гай Гэвриел Кей жанру фэнтези? Несмотря на различия, каждый его роман обладает некой постоянной идейной базой — набором мыслей, которые писатель хочет донести до читателя. К примеру, канадец превозносит в своих книгах искусство, показывая, насколько сильно от творчества зависит не только судьба отдельно взятых людей, но и ход самой Истории. Искусство вечно, и лишь оно по-настоящему способно сохранить души и мысли на тысячелетия.

Второй по важности постулат – роль обычного человека в Истории может быть так же велика, как роль великого мыслителя. Не только мозаичник, бард или правитель создают историю; даже гонец или писец могут инициировать развитие событий. Мир напоминает пирамиду: те, кто внизу, пусть и незаметно, но влияют на происходящее, и мелкая ошибка может привести к огромной беде, а небольшое проявление силы воли — остановить ужасную трагедию. Каждый сам выбирает путь, по которому он пойдет: станет ли он мелким камешком в реке времени или могучим волнорезом.

Особая заслуга Кея — в том, что в его текстах нет места цинизму и пародии. Сколько за последние годы появилось романов, где герои, спасая мир, делают это с демонстративным пренебрежением, изливая потоки дешевого словоблудия, кажущегося авторам ироничным или смешным! Кей тоже может быть ироничен, но никогда не опустится до уровня издевок над жизнью и людьми. Возможно, оттого его персонажи величественны и красивы духовно; в них веришь, их успехам радуешься… Многим начинающим авторам есть чему поучиться у канадского мэтра.

Стиль Мастера

У Гая Кея есть особые приемы и мелкие детали, которые он вставляет в каждый роман. Например, эпизоды, создающие метафорическую связующую нить всех его книг, когда появляются пророки, рассказывающие о далеком и прекрасном Первом из Миров (Фьонаваре), или две луны, освещающие по ночам путь всем его персонажам. Многие интересовались, не планирует ли канадец написать объединяющий роман, затрагивающий все книги и вселенные. До сих пор Кей отрицает подобную возможность. Еще деталь — писатель старается до конца рассказать о судьбе абсолютно всех героев. Мелькнет на страницах книги какой-нибудь воришка, выполнит мелкую миссию; впору бы ему и исчезнуть, но Кей поведает о будущем персонажа, о том, как тот, скажем, через 30 лет стал мудрым отшельником, к которому люди обращаются за советом. 

Большинство романов развивается по схожей схеме: один или несколько персонажей попадают на чужбину, обзаводятся там друзьями, в то время как на заднем плане зреет глобальный конфликт, решающую роль в котором предстоит сыграть главным героям. Кей часто заставляет героев делать выбор между семьей или Родиной. А самый запоминающийся прием писателя — хеппи-энд с горчинкой. Каждый его роман заканчивается удачно в глобальном плане, но с небольшой трагедией вроде гибели одного из полюбившихся персонажей.

Гай Гэвриел Кей – мыслитель, историк, провидец.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться