Google+
Реальность Жюля Верна ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Бесконечная история Фрэнк Миллер
Версия для печатиИнтервью: Анастасия Парфёнова, писательница

«Хобби для души»

Беседа с Анастасией Парфеновой

Практически каждый месяц в отечественной фантастике появляется два-три новых имени. Одни писатели оказываются бабочками-однодневками, другие вскоре становятся популярными авторами. Немногим удавалось так успешно дебютировать, как Анастасии Парфеновой, но, написав несколько великолепных романов, она вот уже несколько лет лишь изредка радует своих поклонников произведениями малой формы. Мы не могли не поинтересоваться причинами затянувшегося литературного молчания перспективной писательницы.

«Исходя из противоречия»

Приветствуем вас, Анастасия. Начнем с традиционного вопроса, который мы задаем всем молодым писателям: что вас подвигло заняться литературным творчеством?

Писать я начала с классической мотивации — «профессор был неправ». Впрочем, речь не о том профессоре, о котором вы наверняка подумали. Я говорю о преподавателе, читавшем в моем университете на первом курсе основы общей психологии. Выходит этот профессор и начинает рассказывать, что человеческий мозг работает так и вот так, психика устроена следующим образом... А за первой партой сидит студентка и думает: «А что если мыслительные процессы будут происходить совсем иначе?». Исходя из этого противоречия, я и попыталась составить психологический портрет совершенно другой расы. Из этого портрета получилась героиня, затем зародился мир, появился сюжет — так и возникла моя первая книга.

Эльф от человека должен отличаться не только остротой ушей.

Создать модель поведения расы, которой не существует на самом деле, — нелегкая задача. Что помогло вам ее успешно решить?

Я придумала свои психологические законы, которые абсолютно не похожи на те, по которым функционирует и развивается психика человека. Раса эль-ин устроена так, что их «коллективное бессознательное» имеет собственную волю и разум, которые непосредственно влияют на индивида. И мне было интересно смоделировать общество, которое, с одной стороны — состоит из независимых личностей, а с другой, объединено неким единым для всей расы подсознанием. Оно зачастую стремится непосредственно руководить своими составными частичками, но те ведь и сами — личности, и могут противиться такому вмешательству в свою жизнь.

Магия и технология нечасто столь органично уживаются в одном произведении, как в трилогии «Танцующая с Ауте».

Трилогия об эль-ин представляет собой весьма оригинальный сплав фэнтези и фантастики, а ваше следующее произведение — роман «Город и ветер» — уже более-менее классическое фэнтези. Насколько сильно различался подход при работе над этими произведениями?

«Город и ветер» действительно загнан в гораздо более узкие рамки — это и рамки жанра, и рамки мира. Да и героями романа стали люди, так что мотивация их поступков уже должна была соответствовать гораздо более строгим требованиям. Это усложнило мою задачу, но сделало работу более интересной.

Как получилось, что вы написали книгу от лица мужчины?

Конечно, мне куда проще было написать роман от лица женщины. Мои первые попытки проникнуть в сознание персонажа-мужчины, как мне кажется, были не слишком удачны: герои получались либо предсказуемыми, либо недостоверными. Я пыталась понять, как мыслят мужчины, но пришла к выводу, что это невозможно! Тем не менее в «Городе и ветре» главный герой — мужчина. Я сделала это намеренно, посчитав, что необходимо научиться писать и о мужчинах. Было безумно интересно работать над Тэйоном: пытаться понять, о чем он думает, прописывать его биографию, создавать объемный и сложный характер. Мне кажется, у меня получился весьма живой персонаж.

Что будет, если, вопреки фэнтезийным штампам, человек из иного мира перенесется в наш?

«Карьеры недостаточно»

Рядом с сильной женщиной может быть только сильный мужчина.

«Город и ветер» — законченное произведение, но при этом время допускает продолжение. Нет ли у вас в планах такой книги?

Вопрос продолжения для меня — больной. Я изначально планировала написать роман, действие которого разворачивалось бы в том же мире, но с иными действующими лицами в главных ролях. У меня придуманы и сюжет, и герои, которые мне очень нравятся. Более того, сама книга написана примерно наполовину, но пока у меня просто не доходят руки ее закончить.

Зачастую, начав успешный цикл, писатель превращает его в бесконечный книжный сериал. Не было ли у вас соблазна и дальше развивать историю «Танцующей с Ауте» вместо того, чтобы ограничиваться трилогией?

Когда я поставила финальную точку в «Обрекающих на жизнь», у меня было множество задумок; крылья распускал «Город и ветер», мне хотелось развить новые идеи, посмотреть, во что они могут вылиться, если приложить старание. Может быть, лет через десять я еще вернусь к миру Ауте, но пока я не обдумывала эту возможность серьезно.

Вся трилогия об Ауте под одной обложкой.

Почему так затянулась ваша творческая пауза и когда же, наконец, выйдет новая книга?

Так получилось, что все творчество проходит как бы внутри меня. Перенести идеи (а их очень много) на бумагу никак не удается. Я закончила «Город и ветер», защитила диплом, некоторое время не знала, чем заняться — пойти в аспирантуру, начать делать карьеру или посвятить всю себя литературе. Около года меня мотало из стороны в сторону, но потом я все-таки решила сделать ставку на карьеру, а она отнимает много сил и времени. Я прихожу вечером домой, включаю компьютер, но вместо того, чтобы писать, часто решаю почитать чужое произведение — просто чтобы расслабиться.

Но сейчас мне кажется, что одной только успешной карьеры мне будет недостаточно. Мне не хватает творчества, и я хочу к нему вернуться — вряд ли как к основной профессии, скорее как к хобби для души.

Один цикл закончился — пора приниматься за другой.

Насколько я знаю, вы собирались написать роман в соавторстве с Алексеем Пеховым, прологом к которому должна была послужить ваша совместная повесть «Под флагом милорда Кугеля». Как зародилась эта идея, какова судьба проекта?

Однажды у нас возникла замечательная идея написать про пиратов. Мир и персонажи не заставили себя долго ждать. Действительно, мы планировали развить историю, но пока все упирается в практику — мне не пишется, а у Алексея достаточно много своих очень интересных проектов, за которыми я как читатель с большим интересом слежу.

В последнее время в России появляется все больше молодых авторов, пишущих фантастику и фэнтези. Как вы считаете, с чем это связано?

Прежде всего, как мне кажется, это связано с появлением компьютеров. Все-таки сесть за компьютер гораздо проще, чем взяться за перо и чернила. А интернет позволяет моментально выложить свое творение на всеобщее обозрение, получить отзывы и критику. Плюс развился издательский рынок, так что возникла реальная возможность опубликовать свой роман. Таким образом, у тех, кому есть что выразить на бумаге, появилось все, что для этого нужно.

Какое же фэнтези без хорошей драки?

На предыдущем «Страннике» вы получили персональную премию от Ника Перумова, одного из основателей современного отечественного фэнтези. Оказали ли влияние те книги, которые Ник и другие авторы писали в конце прошлого века, на ваше творчество?

На мое формирование как писателя повлияли, во-первых, русская классическая литература, во-вторых, Санкт-Петербургский государственный университет и весь преподавательский состав кафедры психологии, и только в-третьих — отечественная и западная фантастика, которую я читала.

А премия от Ника стала для меня своего рода планкой, ниже которой я теперь не имею права опуститься. Я просто не смогу принести в издательство текст, которым не буду довольна сама. Раз меня столь высоко оценил Мастер — нужно соответствовать.

Потенциал молодой писательницы отнюдь не реализован в полной мере. И потому мы надеемся на скорейшее возвращение Анастасии в литературу, желаем ей вдохновения и творческих успехов!

Досье: Анастасия Парфенова

Будущая писательница родилась 11 февраля 1982 года и до пятнадцати лет жила в городе Северодвинске, что в Архангельской области. В 1997 году переехала в Санкт-Петербург, где окончила школу, после чего поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет психологии.

Первый роман Анастасии — «Танцующая с Ауте» — был опубликован в 2002 году и стал началом одноименной трилогии, представлявшей собой необычный сплав фэнтези и фантастики. Затем последовало два отдельных романа — «Посланник» и «Город и ветер». Все пять книг вышли менее чем за три года.

Своими главными увлечениями Анастасия называет литературу и музыку. Ее любимая книга — «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. В детстве будущая писательница занималась танцами, посещала музыкальную школу, дизайнерские курсы, занятия по каратэ и институт банковского дела, однако постепенно все это забросила. Анастасия очень многосторонний человек и, помимо литературы, увлекается психологией экстремальных ситуаций, психологией искусства, кросскультурной антропологией, историей, лингвистикой и поэзией.

Осенью 2006 года Парфенова удостоилась премии «Ника», учрежденной Ником Перумовым: мэтр фэнтези решил отметить лучшего, по его мнению, молодого фантаста России и присвоил Анастасии титул «Звезда поколения». Страничка писательницы во Всемирной сети расположена по адресу anteya-tor.net.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться