Google+
КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК Бесконечная история 25 сериалов Хоббит
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Мечи
Кратко о статье: Клинок для героя     Меч, как и крест (кстати, чрезвычайно схожий с мечом по форме), в сознании миллионов является основным символом европейского средневековья. Возможно, именно поэтому для многих слово "меч" — воплощенная романтика. Но в первую очередь — это оружие, и, наверное, любому ясно, что внешний вид и форма меча определяются отнюдь не соображениями эстетики. Красота меча почти всегда подчинена истинной, прагматической цели — сделать убийство себе подобных настолько эффективным и удобным, насколько это возможно. Но что же представляет собой сам меч, как он развивался, каким он бывает? Средневековье — прототип почти любого героического произведения в стиле фэнтези, а меч... Меч — это Оружие.

Клинок для героя

Меч в истории и в фэнтези

—— Что ты там читаешь, сынок?

—— "Конана", мам.

—— А что это такое?

—— Ну-у... фэнтези.

—— И не надоело тебе читать про выдуманных мужиков, размахивающих железками? Сходил бы, в футбол поиграл.

—— Не железками, мам. Мечами...

—— (Случай из жизни)

Меч, как и крест (кстати, чрезвычайно схожий с мечом по форме), в сознании миллионов является основным символом европейского средневековья. Возможно, именно поэтому для многих слово "меч" — воплощенная романтика. Но в первую очередь — это оружие, и, наверное, любому ясно, что внешний вид и форма меча определяются отнюдь не соображениями эстетики. Красота меча почти всегда подчинена истинной, прагматической цели — сделать убийство себе подобных настолько эффективным и удобным, насколько это возможно. Но что же представляет собой сам меч, как он развивался, каким он бывает? Средневековье — прототип почти любого героического произведения в стиле фэнтези, а меч... Меч — это Оружие.

Рассмотрим эволюцию реального меча от античности до Нового времени, а затем сравним исторические мечи с клинками, которые появляются на страницах романов и в кино. Ходят пересуды, что авторы фэнтези плохо знают оружейную историю. Так ли это?

Простота конструкции
5 Kb

Небольшая справка. Меч — рубящее и колющее длинноклинковое (до 1,5-2 м) оружие с прямым, и, как правило, обоюдоострым клинком (хотя здесь часты исключения). В клинке, которым и наносится урон, различают голомень (в), дол или грань (г), острие (а) и лезвие (б). Эфес же меча состоит из рукояти (е), гарды (д) — в большинстве случаев крестовины, и головки (ж). У некоторых мечей гарда может иметь форму круга, а головка представлять собой набалдашник. Рукоять обычно делается из дерева и оплетается проволокой, либо выполняется целиком из металла. Головка представляет собой металлический шарик, который может иметь шляпку. Крестовины меча двоякого рода: прямые и с опущенными концами. Мечи с крестовинами второго типа наиболее пригодны для рубки с коня. В процессе развития, в зависимости и от оборонительного вооружения, и от приемов боя, форма меча изменялась.

Меч в истории

Генетически меч средневековья не связан с античными формами меча, а идет от германской спатхи. Скажем больше — именно длиной и весом варварских мечей римские публицисты той эпохи (к примеру, Сальвиан) наперебой объясняли беспрестанные поражения имперских войск. Спатха, наводившая ужас на выродившихся римлян, — обоюдоострый длинный меч, общая длина которого составляла 75-80 см, ширина 4-5 см. Действительно, невиданный в античности размерчик.

Применялся древними германцами и скрамасакс, меч с однолезвийным клинком, длиной 45-75 см и шириной 6,5 см. Рукоятка его была достаточно длинной, и изготовлялась при этом из дерева. Кстати, именно от названия этого меча получили свое официальное имя саксы (а не наоборот, как можно подумать).

4 Kb

Норманнский меч из раскопок. Датирован примерно 900-1000 годами. Все признаки скандинавского меча налицо.

После падения Римской империи и до выделения рыцарской конницы в главную ударную силу на поле брани, то есть в период с 6 по 10 века, длинный меч стал массовым оружием во всем европейском регионе. Особой популярностью пользовался меч каролингский, названный так в честь правящей во Франции династии. Такие мечи, широко распространенные во всей Европе, были длиной 80-90 см, шириной 5-6 см и имели прямой клинок, который мог быть как обоюдоострым, так и иметь одностороннюю заточку и скошенное в одну сторону острие.

А когда на успевшую было цивилизоваться Европу хлынул норманнский поток, печальной знаменитостью стал пользоваться скандинавский меч. Он очень хорошо подходил рослым и физически сильным викингам. Будучи достаточно толстым в поперечнике (под стать хозяевам), меч обладал очень массивным противовесом (у некоторых мечей размером почти с кулак) и небольшой гардой (или вообще не имел ее). В самом деле, зачем берсеркам какая-то там дополнительная защита руки? Зато некоторые экземпляры имели на навершии крюк или небольшой крюкообразный клинок, которым можно было атаковать противника, уведя в сторону его меч основным клинком.

5 Kb

Поздний средневековый рубяще-колющий меч 1400- 1450 г. К концу средневековья лезвие рыцарского меча все больше приобретало клиновидную форму.

Вообще мечи 9-10 веков имели ровный широкий клинок, закругленный к концу, и являлись исключительно рубящим оружием. Для преодоления кольчужной защиты этого было вполне достаточно. Мечи же 11-12 веков с заостренными концами и слегка сужающимися книзу клинками имеют назначение не только рубящего оружия, но и колющего. В конце 12 века рукоять меча удлиняется настолько, что позволяет действовать двумя руками. В этот период мечи имеют заточенные у острия клинки, способные проникать сквозь сочленения брони. А это значит — наступил век пластинчатых доспехов, когда в железо прятали даже лошадей.

Классический рыцарский длинный меч, который в массовом сознании и являет собой образ "меча вообще", окончательно оформился к 13 веку. Средняя длина его клинка составляла 75-80 см, меч был плоский, шириной 5 см и имел долы. Гардой служила простая перекладина, дужки которой могли незначительно загибаться вверх. Рукоять, рассчитанная на одну ладонь, имела в длину 10 см. Заканчивалась она навершием — противовесом, которое часто использовалось как тайник для хранения какой-нибудь христианской реликвии, повышающей святость меча и боевые качества его владельца. Поэтому рыцари навершие в рукопашном бою не применяли. Вес меча составлял 1,25-1,8 кг.

Думаю, никто уже не удивится (тенденция должна была стать ясна), что после внедрения сплошного латного доспеха в первой четверти 14 в. клинок рыцарского меча стал длиннее. Это увеличивало силу его удара и дистанцию поражения. Так появился полутораручный меч, сначала в Германии, потом в Англии, затем — в остальных странах Западной Европы.

52 Kb

Фламберг, "пламенеющий меч". Современная реконструкция.

Полутораручный меч (полуторный) — меч с удлиненной пятой клинка (незаточенной частью клинка у рукояти). Пята давала возможность при необходимости перехватить оружие двумя руками (за рукоять и пяту). Крестовина "полуторника" удлинена и могла иметь дужки для защиты второй руки. Классическим примером полуторного меча является так называемый бастард (дословно — "незаконнорожденный", названный так за неопределенность хвата: то ли он одноручный, то ли двуручный...). Этот тип меча был очень популярен, так как мог использоваться и в комбинации со щитом, и отдельно, как двуручный меч.

Длина настоящего двуручного меча доходила до двух метров, он носился без ножен на плече. Двуручный эспадон, достигавший человеческого роста, был, в частности, оружием швейцарских пехотинцев 16 века. Воины с эспадонами находились в передних рядах боевого построения. Их задачей было перерубать и сбивать длинные копья бойцов противника. Двуручные мечи как боевое оружие не пережили 16 век, и в дальнейшем использовались в качестве почетного оружия при знамени.

Помимо эспадона, самыми модными моделями двуручников средневековой Европы были фламберг, альшпис и эсток. Фламберг — двуручный меч, применявшийся в Швейцарии и Германии с 15 по 17 век. Длина его достигала 1,5 м, клинок имел волнистую (пламевидную) форму, а рукоять покрывалась материей или кожей. Альшпис — двуручный меч с клинообразным клинком, иногда с двумя круглыми гардами, причем вторая располагалась по центру рукояти и являлась разграничителем для левой и правой рук. Эсток — тяжелый меч с клинком длиной 112 — 115 см, предназначенным для колющих ударов. Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов у него не было. Длина рукояти эстока достигала 33-34 см, крестовины — 25-27 см.

Вспоминая о средневековом оружии, нельзя обойти вниманием и фальшион — меч с расширяющимся к острию коротким клинком с односторонней заточкой. Наибольшую известность фальшион получил как дополнительное оружие английских лучников, а в середине 14 века его стала использовать и конница, благодаря способности клинка наносить разваливающие рубяще-режущие удары.

9 Kb

Фальшион мог перерубить конечность за один удар.

К фальшиону типологически близок палаш (от венгер. pallos) — длинноклинковое рубяще-колющее оружие с прямым клинком. Палаш может иметь двустороннюю (ранние образцы), одностороннюю и полуторную заточку. Длина клинка — до 85 см. Появление палаша в качестве военного оружия относится к концу 16 — началу 17 веков, когда в Западной Европе появляются регулярные кавалерийские части. Но палаш — это уже вырожденная форма меча, появление которой было связано с переходом к веку пороха.

С началом массового применения огнестрельного оружия, способного пробить любую существовавшую броню, доспехи перестали использоваться. И в мече, как оружии против закованных в железо врагов, попросту отпала необходимость. Его заменила более удобная шпага и другое легкое клинковое оружие.

Фэнтези — вторая реальность?

К большому сожалению, многие (но отнюдь не все!) авторы книг в стиле фэнтези, даже талантливые и популярные, не отличаются обширными познаниями в области холодного оружия (и мечей в частности). Правда, с развитием этого жанра ситуация пусть медленно, но улучшается. Вероятно, это связано с тем, что читатель стал более любопытен и придирчив. Описание оружия, сводящееся к фразе "длинный меч с богато украшенной рукоятью", уже мало кого устроит.

22 Kb

Однако какое у вас тут старье! У орков-то пластинчатые доспехи...

На заре жанра это было еще вполне возможно. Толкин, например, не дает подробного описания клинков, задействованных в книге. Тем не менее, он настолько дотошно описывает своих персонажей и их народы, что выяснить, "откуда уши растут", зная историю нашего мира, не так уж сложно. И такое исследование провели создатели фильма "Властелин колец". Хотя, возможно, провели не очень тщательно.

К примеру, у гондорца Боромира (Гондор явно срисован с государства франков 9-10 веков) должен быть каролингский меч, но пользуется он оружием, явно принадлежащим уже к эпохе расцвета средневековья, примерно 14 века. Зато с Роханом все в порядке. Прототипом этого народа послужили готы 5-6 века. И на экране мы видим, что при обороне Хельмовой Пади роханцы пользуются мечами, по типу сходными с образцами эпохи Великого переселения народов.

Арагорн в фильме вовсю щеголяет одним из вариантов классического рыцарского меча, что вполне оправданно. По Толкину он потомок нуменорцев, дун-адан, Западный Рыцарь. У Гэндальфа в Мории мы можем увидеть также рыцарский меч, один из наиболее поздних его вариантов. Клинок у мечей этого типа длинный, тонкий и резко суженный. Рукоять допускает использование двумя руками. Мечи этого типа были в употреблении между 1360 и 1420-ми годами. Правда, Гэндальф не имеет возможности пользоваться им как двуручником, поскольку вторая рука у него обычно занята посохом, по совместительству фонариком.

26 Kb

Мечи из фильма "Властелин колец". Слева направо: Стинг (меч, перешедший от Бильбо к Фродо), Гламдринг (волшебный меч Гэндальфа, как и Стинг, светится при приближении орков), меч Короля-Чародея (инструкция по применению отсутствует) и Нарсил (сломанный меч, которым Исилдур отрубил палец Саурону; здесь — в первозданном виде).

А вот с назгулами творятся настоящие чудеса. На Заверти (Амон-Сул), у четверых из нападавшей пятерки нормальные двуручники-эстоки, но меч Короля-Чародея (предводителя назгулов) имеет крайне странную форму. Рукоять у него предназначена для двух рук, и все бы хорошо, но клинок явно взят от полуторного меча, то есть имеется незаточенная часть у основания клинка для хвата... третьей рукой? Впрочем, кто их, назгулов, знает...

С книгами и сложней, и проще. Трудно ожидать от писателя подробного технического описания любого клинка, который вскользь упоминается. Тем не менее хочется хоть какого-то намека на то, как, собственно, представлять себе оружие действующих лиц, их доспехи, одежду, украшения... Конечно, никто не обязан быть специалистом во всех областях, которых касается произведение, но хотя бы поверхностное знание должно присутствовать, иначе книга вряд ли станет любимой у современного читателя.

Популярность Ника Перумова вполне можно объяснить хотя бы тем, что он имеет привычку давать читателю описания, необходимые для нормального представления картинки, стоящей за текстом. По характеристике Черного фламберга Хозяина Ливня из книги "Алмазный меч, деревянный меч" мы представляем себе огромный и тяжелый волнистый клинок, способный пробить любой доспех. Это описание рождает ощущение пугающей мощи. "Хозяин Ливня закинул свой чудовищный фламберг на плечо", — и мы вспоминаем, что фламберги и в действительности были настолько длинны и тяжелы, что носить их в ножнах на поясе или за спиной не представлялось возможным. Автор это знает, и уже это одно создает ощущение профессионализма.

19 Kb

Перумовский Хозяин Ливня и его фламберг на обложке. Художник явно был вдохновлен текстом.

В его произведениях мелькают разнообразнейшие названия оружия: секиры, глефы, мечи, сабли, алебарды, копья, луки, арбалеты, топоры, кинжалы, даже косы (у нападавших из Империи Клешней в "Рождении мага"); кажется, что ни один вид оружия не обойден вниманием. И в каждом описании сквозит понимание того, как все это применялось, какие-то особенности, присущие именно тому типу, о котором в данный момент идет речь.

К примеру, дан обстоятельный словесный портрет фальшиона Фесса (того самого, нестандартного, который против неупокоенных), причем сказано, чем он так отличается от обычного и почему. И так везде. Этим создается ощущение живого мира, где у каждого народа свое оружие и своя история.

Хотя и у Перумова без ляпов не обошлось. Да, те самые печально знаменитые гномы с двуручниками, объявившиеся на страницах эпопеи "Кольцо Тьмы". Помимо понятных претензий к соотношению "рост воина / длина оружия", мелькает и другое соображение — как-то не верится в эффективность применения двуручных мечей в боевом построении типа "хирд". Которое предполагало, как-никак, сомкнутый строй. Вот сбить с ног, оглушить или поранить соседа в таких условиях очень даже возможно, а что касательно врага... Ох, сомнительно!

Но не будем забывать о том, что оружие фэнтези-героев подчиняется не физическим законам Земли, а особенностям авторского мира. Много ли мы знаем о чарах, заложенных в клинке, и о том, как они влияют на его внешний вид? Поэтому не станем относиться к творцам фэнтези строго.

Виртуальная схватка на мечах

36 Kb

Длинный меч — самое распространенное оружие D&D. Еще бы — оно красуется даже на логотипе игры!

Литература, по вполне понятным причинам, не может дать полного удовлетворения тем, кто мечтает помахать мечом в реальности. Если уж не дают взяться собственными руками за настоящую рукоять клинка, то дайте это сделать моему герою! Для таких людей и существуют фэнтезийные ролевые игры. И Dungeons & Dragons (D&D) давно стали классикой этого направления.

Повышенный интерес D&D к мечу (особенно длинному) связан с тем, что меч является оружием бойца-индивидуала. Именно вокруг такого персонажа и вертится сюжет героического эпоса. Однако интерес интересом, но индивидуальные особенности того или иного вида оружия представлены в системе, что называется, не очень реалистично. Так, порою почти невозможно понять, какими соображениями руководствовались разработчики системы, когда расписывали параметры вреда, наносимого оружием. Да и дополнительные способности оружия первыми вариантами системы особенно не учитывались. А ведь для участника ролевой игры недостаточно просто сознавать, что в руке твоего персонажа — палаш или фламберг. Необходимо четко понимать, каковы в действительности преимущества и минусы каждого конкретного оружия. Игроки и ведущие, разбирающиеся в средневековом оружии, зачастую вносят в стандартные правила собственные изменения. Они пытаются учесть морфологические особенности клинка — форму, веса, длину... Похвальное стремление к реализму.

35 Kb

Что до компьютерных ролевых игр, то используемые в них "модели вычисления урона", как правило, являются разбавленными и урезанными вариантами боевой системы D&D или других настольных игр. Причем, как ни странно, чем дальше — тем больше упрощений. Если в Diablo II все смотрелось еще вполне прилично, то в современных 3D-ролевках а-ля Morrowind дела приобрели худой оборот. В расчет разработчики принимают единственный принцип: чем больше и тяжелее меч — тем больше урон. Будем надеяться, что со временем эта тенденция исчезнет.

Вспомним важную вещь, о которой не стоит забывать знатокам средневековой истории, играющим за столом или на компьютере. Игра есть игра, и она никогда не станет реальностью. И не всегда стремящиеся к "реализму" дополнения делают игру интереснее. Чаще они лишь утяжеляют правила, затягивают и усложняют игровой процесс. Так что и этой крайности — бездумного стремления к "правде жизни" — нужно избегать.

Наследники Сен-Жермена

Для тех, кому недостаточно настольных и компьютерных ролевых игр...

Разумеется, сделать какое-то подобие меча может каждый. Из любых подручных средств — металлической трубы, доски, лыжи, швабры, вообще из чего угодно, хотя бы отдаленно напоминающего меч и поддающегося обработке. Мы хотим вам рассказать об одном из способов изготовления меча. Возможно, ваш меч будет немного тяжелее других образцов, зато вполне прочный.

В качестве основы предлагаем взять... клюшку. Да, самую обычную хоккейную клюшку.

Рис. 1. Берется клюшка. Материал любой: дерево, полупластик, пластик (самый прочный). Отпиливается верхушка на выбранной длине, в зависимости от того, какого размера вы хотите меч.

2 Kb

Рис. 2. Теперь нужно сделать гарду. Находим металлическое кольцо диаметром около 20 см, такой толщины, какую сможете согнуть (2-5 мм). Кольцо гнется посередине и помещается в месте укрепления гарды.

Сначала лучше всего примотать его крест-накрест проволокой, а потом — изолентой. После чего рекомендуется обмотать изолентой всю гарду, чтобы не пораниться об острые края!

3 Kb

Рис. 3. Для большей крепости клинка (если он деревянный) можно также обмазать клинок эпоксидной смолой и обмотать бинтом. И повторить процесс 2-3 раза. Наконец, весь меч обматывается изолентой и украшается по вкусу!

1 Kb

(По материалам сайта fw.nm.ru.)

* * *

Как оказалось, многие авторы книг и кинофильмов фэнтези просиживают вечера за чтением оружейных энциклопедий, а по выходным гуляют по залам исторических музеев. И это делает их сказочные творения настолько правдоподобными, что начинаешь задумываться: а не видел ли автор все описанное собственными глазами?

Без огрехов, естественно, не обошлось, но разве может быть творчество без ошибок и промахов? В конце концов, на ошибках учатся.

Если тема "Оружие в фэнтези" окажется востребованной, мы еще вернемся к ней на страницах журнала. Благо интересного материала предостаточно.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Bad 13
№ 1
15.09.2009, 13:30
Хорошая статья! Меч это прежде в моём понимании символ рыцарства! И меланхолия об ушедшей эпохи которую оживляют лишь авторы фентози!=))))
Резчица
№ 2
16.09.2009, 18:37
Очень интересная статья про самое популярное и мое лично любимое оружие.
ersh57
№ 3
16.09.2009, 20:26
Обзор, как всегда краток. И хотя со многими положениями я не согласен, но информация представлена, несомненно, интересная.

Хотя, саму историю данной разновидности холодного оружия стоило бы расширить. Пусть тремя-четырьия абзацами, но стоило. Меч менял свой облик в зависимости от вида схватки. Стоило бы упомянуть и бронзовые рапироподобные мечи, и восточные мечи. Но... Краткость не всегда дает ясность.
Ранго
№ 4
17.09.2009, 22:04
Класс стаья. Кстати - упрёк в сторону игр справедлив именно для игр созданных по боевой системе карт. игр Д/д. Там действит. больше меч - больше урон. Возьмём линейку - на поверку оказывается, что короткий кинжал или кастет в тысячу раз эффективней двуручника и разбойные классы сливают рыцарей и солдат только так. Статья 9.5 балла из 10.
Винкельрид
№ 5
18.09.2009, 23:47
Статья великолепна тем, что в ней столько бреда, что хочется даже пожать авторам руки (о, среди авторов - женщина! Значит - поцеловать руку, стоя на колене) за мужество, с которым они брались за статью, не удосужившись прочитать хотя бы Бехайма или Винклера.

Чего стоит хотя бы вот такой момент:
"...меч Короля-Чародея (предводителя назгулов) имеет крайне странную форму. Рукоять у него предназначена для двух рук, и все бы хорошо, но клинок явно взят от полуторного меча, то есть имеется незаточенная часть у основания клинка для хвата... третьей рукой?"

То есть авторы совершенно уверены в том, что у двуручников никогда не было этой самой незаточенной части клинка! Мало того, они уверены, что это - прерогатива исключительно полуторных мечей! Уверенность, с которой несётся такая чушь, вызывает приступ ностальгии - вот он, 2003 год, когда Края поблизости ещё не было...
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться