Google+
Фрэнк Миллер Тёмное фэнтези SFX Фантастические воры
Версия для печатиФутурология: Футурология. Спорт будущего

Прыжки на орбите

Спорт будущего

Спасительной силой в нашем мире является спорт — над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа.

Д. Голсуорси

Чем станет спорт в ближайшие десятилетия? Что ждать, кроме нашпигованного электроникой футбольного мяча и улучшенных на жалкие доли секунд и миллиметры олимпийских рекордов? Есть мнение, что в начале 21 века произойдет революция в том, как люди соревнуются друг с другом. По крайней мере, к этому есть все предпосылки.

Хотите помечтать о водяной феерии в невесомости и гонках на реактивных ранцах по пересеченной местности? Что скажете о турнирах в виртуальных мирах и трехмерном футболе? Мы решили заглянуть в будущее на несколько десятилетий и поразмышлять над эволюцией спортивных дисциплин. Никакой надуманности и высосанных из пальца гипотез — материал подготовлен на основе известных технических достижений и убедительно изложенных энтузиастами описаний.

Электрификация

Цифровые технологии помогут сделать спорт более точным и честным. Известные футбольные судьи регулярно получают письма-угрозы от болельщиков. Дело в том, что порой невозможно наверняка определить даже такой простой вещи, как был ли гол или нет.

Adidas и Cairos Technologies делают футбол «умным». Изначально предполагалось, что каждого игрока на поле и сам мяч оснастят сенсорами, которые связываются с антеннами в углах поля около двух тысяч раз в секунду. Удалось бы избежать спорных моментов; например, стало бы ясно, стоит засчитывать гол или нет, исходя из местонахождения игрока — вдруг он находился в офсайде? Кроме того, у тренеров во время матча оказалась бы бесценная статистика: кто из игроков более активен, с какой силой они бьют по мячу и т.д. Но в 2005 году комплекс не прошел испытания, и FIFA отказалась использовать его на World Cup 2006.

Разработчики изменили подход, создали иной сенсор и снабдили им только сам мяч. Под голевой линией на глубине 20-30 см располагают двухмиллиметровый кабель, который генерирует электромагнитное поле. Как только мяч пересекает линию ворот, датчик подает сигнал на специальные часы четырех судей. Инновация успешно протестирована в Японии в декабре 2007 на Club World Cup Japan 2007. Игроки не заметили разницы между траекториями полета обыкновенного и чипованного мячей. На установку цифровой системы достаточно 15 минут. Возможно, на World Cup 2010 в ЮАР опробуют сыграть в футбол нового поколения.

Интеллектуальный мяч для старого доброго футбола.

Известный спорный момент: на Чемпионате мира в Англии в 1966 году на 110-й минуте английский форвард Херст попал в перекладину, мяч почти вертикально отскочил на голевую линию и вернулся на поле. Гол оказался решающим — победила сборная Англии. Загвоздка в том, что никто до сих пор не уверен, нужно ли было его засчитывать.

Подобные технические улучшения не помешают ни одному виду спорта. К примеру, можно оснастить датчиками тенистый мячик. После этого вопросы о том, было ли касание сетки или зоны вне игрового поля, будут сняты.

Частное мнение

Генри Лайон Олди (Олег Ладыженский, Дмитрий Громов).

Дуэт писателей-фантастов, написавший роман «Ойкумены», который получил в «МФ» награду как «Лучшая отечественная фантастика 2007 года».

Стоит ли нам ждать перехода футбола в новое измерение?

Нет, не стоит. В противном случае это уже будет называться не футболом, а как-то иначе. Футбол в том виде, в каком мы его знаем сейчас, просуществует почти не меняясь еще очень и очень долго. Во всяком случае, мы в этом уверены.

Космос

Снимок с борта спутника Genesis I. Первая удача частной космонавтики.

В космосе побывало всего пять космических туристов (готовится к полету шестой), а некоторые энтузиасты уже вовсю разрабатывают концепцию спорта нулевой гравитации. Скажете — это не более чем пустая трата времени? Отнюдь. Когда дело касается больших денег, темпы развития бизнеса поражают.

Компания миллионера Роберта Биглоу уверенно движется к созданию орбитальных отелей. Заявлено, что к 2010 году можно будет за 15 млн долларов приобрести билет на четырехнедельный орбитальный круиз, доплата в 3 млн долларов продлит удовольствие вдвое.

Возможно, к обещанному сроку Роберт не успеет построить свою CSS (Commercial Space Station) Skywalker — слишком фантастичными кажутся его планы. Однако на счету американца два успешных запуска тестовых модулей с помощью российских ракет «Днепр» — Genesis I и Genesis II, что говорит о серьезности намерений. Модули, кстати, функционируют по сей день.

Мяч, который летал сам по себе.

Пионер «нулевого» спорта — компания ZERO-G, она в буквальном смысле продает ощущения невесомости, приглашая всех желающих на борт Boeing 727-200. За сеанс самолет 15 раз выходит из пике, даря 25-30 секундное чувство полета. В 2004 на одном из этапов шоу Biggest Looser участники должны были наперегонки собрать разноцветные шарики. Это было первое соревнование в условиях нулевой гравитации.

Следом в Канаде образовалась IPX Entertainment, которая предложила создать реалити-шоу Space Champions. Предполагается, что играть будут в параболический футбол, пока что только на самолете ZERO-G. Правила игры держатся в секрете, даже участникам их изложат только в последний момент. Видимо, чтобы они не разбежались раньше срока, когда узнают, что в матчах будут принимать участие инопланетяне-людоеды и киборги-убийцы. Запуск шоу планируется в ближайшее время: две команды — Toronto Astronauts и Los Angeles Invaders — проведут 13 встреч, и по итогам каждой должны будут убирать одного игрока. К финалу в каждой команде их останется семь. На второй сезон шоу пригласят сразу шесть команд, из США, Европы и Азии. В дальнейшем компания планирует перевести шоу на орбитальные отели Роберта Биглоу.

Командная игра в условиях многоцентровой гравитации и зон невесомости.

Купание на орбите подарит кардинально новые впечатления.

Любопытнее всего оказались выкладки об орбитальном спорте, подробно изложенные на сайте Space Future Consulting. Предположим, что стадион будет не менее 20 метров в длину. На таком пространстве можно экспериментировать с вариантами балета, футбола, тенниса и даже баскетбола без воздействия сил гравитации. Если однажды в отеле появятся вращающиеся в противоположные стороны секции, что будет создавать искусственную силу тяжести, образуется в буквальном смысле новое измерение игры. В центре такой конструкции никакой гравитации не будет. Противники, находясь на участках с разными векторами силы притяжения, станут запускать мячи или воланы уже не по прямой, а по спиральной траектории.

Оригинальный вариант водного поло в невесомости под названием Blitzball присутствовал в игре Final Fantasy X (PlayStation 2).

Теперь представьте бассейн без гравитации: швыряйте друг в друга огромные объемы воды, проплывайте сквозь них или уворачивайтесь. Для безопасности стоит обзавестись дыхательной маской. Когда будут построены модули с противоположно направленной гравитацией, можно нырнуть и вынырнуть уже на другой стороне. На середине пути в таком бассейне вы непременно испытаете невесомость.

Space Future Consulting считает, что Олимпийские игры в невесомости будут проведены не раньше, чем через 50 лет. Для этих целей потребовалось бы сконструировать стадион 100 метров в диаметре. Дело не только в несовершенстве техники, но и в деньгах. Доставка на орбиту одной тонны, к примеру, воды, обходится в 100 тысяч долларов. Чтобы удовлетворить запросы спортсменов, потребуется не менее 1000 тонн воды.

Так могут выглядеть утренняя аэропробежка и аэрогимнастика в условиях невесомости или очень низкой гравитации.

Киберспорт

В мире уже несколько ТВ-каналов освещают компьютерный спорт. Ежегодно в разных странах проводятся международные турниры по кибериграм, самый известный — World Cyber Games. А летом случится знаковое событие. Турнир The Digital Games получил право на использование официальной олимпийской символики и состоится летом в Шанхае параллельно с пекинской Олимпиадой. Не удивимся, если лет через двадцать на Олимпийских играх появятся киберспортивные дисциплины.

Но мышки, клавиатуры и джойстика недостаточно для максимально точного управления виртуальной армией или одиночным бойцом. Наиболее полное погружение обеспечат шлемы-очки со встроенными дисплеями и наушниками. Некоторые модели умеют следить за поворотами головы и двигать в соответствии с этим картинку, но чувствительность датчиков оставляет желать лучшего — для игры в Quake ее пока явно не хватает.

Частное мнение

Василий Головачев.

Писатель-фантаст, автор «Реликта», сериала «Запрещенная реальность» и т.д.

Станет ли спорт более универсальным, то есть будет ли дисциплин меньше?

Я считаю, что спорт в том виде, в каком он культивируется сейчас, не сохранится. Во-первых, он колоссально вреден для здоровья. Спортсмены, достигшие хороших результатов, зачастую вынуждены лечиться, так как отдали почти всю энергию, рассчитанную на целую человеческую жизнь. Во-вторых, дифференциация спорта ведет к деградации людей, так как они вынуждены сосредотачиваться исключительно на своей дисциплине. Если человечество все-таки выживет, оно придет к интеграции и знаний, и спортивных увлечений, то есть люди перейдут на игровые виды спорта, которые могут доставить удовольствие всем — и спортсменам, и зрителям.

В руки игроку можно дать подобие Wiimote — пульт консоли Nintendo Wii с датчиками перемещения. Несложно установить сенсоры на локти и колени — так компьютер будет знать положение тела в пространстве.

Существуют разработки и пооригинальнее: американцы из компании Emotiv System проектируют прибор для управления играми с помощью эмоций. Считыватель надевается на голову и анализирует электромагнитное излучение, создаваемое нейронами. Решили передвинуть фигурку на виртуальной доске? Подумайте об этом, и действие свершится. Улыбки, поджатые губы, высунутый язык и другие выражения эмоций также обрабатываются.

Анализатор мозговых волн. Фантастика в действии.

Следующий шаг интеграции с виртуальным миром — создание пространства для перемещения. Компания Virtual Space Devices создала дорожку-интерфейс и выиграла контракт с армией США на 8 млн долларов. Система называется iPlane, первые ее два поколения трудятся на благо военных. Человек в специальном шлеме перемещается по виртуальной местности в любом направлении, а в реальности не выходит за пределы дорожки. Третье поколение iPlane находится в активной разработке, предполагается, что устройства будут отслеживать перемещения и в воздухе. Принцип действия тот же, но человек надевает на талию толстый ремень, который со спины поддерживается металлическим манипулятором... Судя по всему, при необходимости манипулятор может приподнять пользователя, в результате будет симулироваться полет или падение.

Виртуальная игрушка iPlane второго поколения досталась военным.

Полетать и поплавать

В январе Thunderbolt Aerosystems представила реактивный ранец, способный обеспечить 75 секунд полета, это на 300% больше того, что обеспечивают существующие в единичных экземплярах модели энтузиастов. Компания намеревается к декабрю выпустить Thunderjet с турбореактивным двигателем и с временем полета 35 минут! Рекорд планируется поставить благодаря новым эффективным катализаторам и легким материалам двигателя. Соревнования на реактивных ранцах могут стать реальностью.

Innespace Productions работает над бионическими дельфинами. Не подумайте плохого — животных не мучают. Так принято называть водные гоночные машины, которые по виду напоминают дельфинов: они способны уходить под воду и стремительно выныривать. Заплывы на таких аппаратах обещают стать очень зрелищными. Организована даже Aquabatic Racing League, на сайте компании представлен примерный план соревнований для четырех участников. Сейчас проект ищет спонсоров.

Действующий прототип машины называется SeaBreacher — 4,9 метра в длину, в движение приводится 175 «лошадями» морского роторно-поршневого мотора. «Дельфин» развивает скорость 70 км/ч, финальная версия обещает разгоняться до 80 км/ч. Под водой скорость неизбежно уменьшается в полтора раза.

SeaBreacher даже переворачиваться умеет, как дельфин. Зрелищность соревнованиям обеспечена.

* * *

Уникальный сплав виртуальности и реальности, манипулирование гравитацией, синтез новых видов спорта... Соревнования будущего видятся нам более безопасными, зрелищными и доступными для большего числа людей. Новые виды спорта навсегда заставят забыть о том, что привычно и порой неоправданно вредно для организма. Возможно, навсегда канут в Лету футбол, хоккей и бег с препятствиями. Одно ясно наверняка — играть и соревноваться станет интереснее и полезнее.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться