Киношедевры: Кинг-Конг Как достоверно описывать невозможное MASS EFFECT Метательные машины
Версия для печатиМиры: Миры. Мир Полдня А. и Б. Стругацких

Прекрасное далёко

Мир полдня

Мы писали Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить... В нашем понимании это мир, в котором высшим наслаждением и источником счастья является творческий труд. Все прочее вырастает из этого принципа. И люди там счастливы, если им удается этот главный принцип реализовать. Дружба, любовь и работа — вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли, да и не пытались.

Борис Стругацкий

Название мира: Мир Полдня

Возникновение: 1959 год новой эры нашего мира

Создатели: Аркадий и Борис Стругацкие

Происхождение: Литература

Воплощения: Комиксы, компьютерные и настольные игры, фильмы

Многие советские фантасты пытались нарисовать притягательный и непротиворечивый образ коммунистического будущего. У кого-то получалось хуже, у кого-то лучше, однако все эти миры оказались похоронены под обломками Советского Союза. Исключением стала вселенная, созданная фантазией братьев Стругацких. Писатели исходили из предположения, что в утопическом мире будущего будут жить «почти такие же» люди, как и сегодня, но чуть более воспитанные, более трудолюбивые и более добрые. Мир Полдня отразил бытовавшую в 1960-х надежду на скорое наступление лучших времен и превратился в идеал для трех поколений читателей. Конечно, популярности этой утопии во многом способствовали литературный талант авторов и их желание обсуждать самые острые проблемы человеческого бытия. Однако Мир Полдня перерос литературную основу и до сих пор остается одной из наиболее обсуждаемых в нашей стране фантастических вселенных.

Аркадий и Борис Стругацкие за работой.

Межпланетный коммунизм

Первым текстом, который принято относить к Миру Полдня, стала большая научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959), посвященная путешествию фотонного планетолета «Хиус» на Венеру. Космический корабль отправляется 18 августа 1991 года из Союза Советских Коммунистических Республик (ССКР). Мы не знаем, каким образом коммунизм одержал победу над капиталистическими станами, однако из текста явственно следует, что эта форма общественного устройства распространилась далеко за пределы Советского Союза, охватив страны Восточной Европы и Китайскую Народную Республику, ставшую главным стратегическим партнером ССКР.

Первое издание «Страны багровых туч».

1. Атомная ракета-колонна «Хиуса».

2. Экипаж осваивает невесомость.

3. Земляне на Венере.

Фотонный планетолет представлял собой принципиально новый космический корабль, созданный под руководством Государственного комитета межпланетных сообщений при Совете Министров (ГКМПС) — очень влиятельной организации, занимающейся освоением Солнечной системы. ГКМПС запустил первые лунные ракеты, основал колонию на Марсе и совершил прорыв к венерианской Урановой Голконде — открытому месторождению радиоактивных руд. И новый космический корабль, и Голконда дают комитету возможность выйти на новый уровень межпланетных сообщений, это «ключ к большим планетам».

Мрачные пейзажи в окрестностях Урановой Голконды.

Космическая экспансия ширится. Из первых глав составной повести «Возвращение (Полдень, XXII век)» (1962) мы узнаем, что уже к пятидесятилетию запуска Спутника, в 2007 году, в Первый межзвездный полет отправляется прямоточный фотонный корабль «Хиус-Молния» под командованием опытного космонавта Василия Ляхова. Однако фотонные звездолеты слишком медленны, а потому реальное освоение Галактики начинается только после открытия «Д-принципа» («деритринитация»), когда корабль при достижении субсветовой скорости буквально «прокалывает» пространство.

Из более поздних произведений: «Попытка к бегству» (1962), «Далекая радуга» (1963), «Трудно быть богом» (1964), «Обитаемый остров» (1968), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974), «Жук в муравейнике» (1979) и «Волны гасят ветер» (1985) — мы узнаем, что на смену «Д-космолетам» пришла «нуль-транспортировка», сделавшая в 22 веке космос вторым домом для человечества. Теперь любой совершеннолетний землянин может сдать соответствующий экзамен, вступить в Группу свободного поиска (ГСП), получить в свое распоряжение самый новый звездолет и отправиться куда угодно.

К тому времени изменился и сам человек. На Земле больше нет отдельных стран и межгосударственных границ, все ее жители — убежденные коммунисты. А еще они с детства проходят так называемую «биоблокаду» («фукамизацию»), которая «многократно повышает способность организма адаптироваться к таким физическим агентам внешней среды, как жесткая радиация, неблагоприятный газовый состав атмосферы, высокая температура»; человек становится устойчив к ядам и любым вирусам, у него регенерируют поврежденные внутренние органы, расширяется спектр восприятия окружающего мира. Фактически перед нами — совершенно новый человек, избавленный от многих проблем, физически и духовно здоровый. Какие мотивы могут двигать таким человеком? Что не дает ему успокоиться и почивать на лаврах прогресса? Стругацкие дали простой и однозначный ответ: успокоиться и почивать не позволит неиссякаемое любопытство, присущее человечеству как виду. Главной движущей силой объединенного человечества станет постижение тайн Вселенной. И на этом пути его будут ждать самые удивительные открытия.

Обложка первого книжного издания повести «Возвращение (Полдень, XXII век)».

Игры по книгам Стругацких

Повести Аркадия и Бориса Стругацких обретают второе рождение в начале 21 века. По ним снимаются фильмы и создаются компьютерные игры. Вышло уже пять игр.

• «Обитаемый остров: Землянин» — приключение, разработчик — Step Creative Group. В игре достоверно воспроизведены приключения Максима Каммерера на планете Саракш.
  • «Обитаемый остров: Послесловие» — пошаговая стратегия, разработчик — Wargaming.net. Повествует о войне на Саракше, начавшейся после событий повести «Обитаемый остров».
  • «Обитаемый остров: Чужой среди чужих» — шутер от первого лица, разработчик — Orion. В игре воспроизведен один из эпизодов «Обитаемого острова»: прорыв Максима Камеррера через радиоактивный и напичканный автоматическим оружием лес.
  • «Отель «У погибшего альпиниста» — приключение, разработчик — Electronic Paradise. Игра полностью основана на одноименной повести.
  • «Трудно быть богом» — ролевая игра, разработчик — Burut CT. Cоздана по мотивам одноименной повести. Посвящена деятельности Прогрессоров в средневековом государстве Арканар.
1 2 3