«Во вселенной нет ничего невозможного» Беседа с Бобом Эгглтоном В последние годы много говорится о том, что хотя писателей-фантастов в России не счесть, престижные награды регулярно получают одни и те же авторы. Любопытно, что аналогичная ситуация наблюдается в зарубежном фантастическом арте: знаменитых имен в избытке, но перечень завсегдатаев шорт-листов премий весьма невелик. Сегодня «Мир фантастики» беседует с одним из самых титулованных американских художников, настоящей живой легендой — Бобом Эгглтоном.
«Стараюсь не отстать» Добрый день, Боб. Для начала скажите — что побудило вас избрать стезю художника-фантаста? Рисовать я любил с детства и поэтому рано решил, что хочу стать профессиональным художником. Что касается пристрастия к фантастике — тут все гораздо интереснее. В 1964 году я побывал на крупной выставке в Нью-Йорке и впервые увидел макеты динозавров. Я был очарован ими! Примерно тогда же я «заболел» космической тематикой: Юрий Гагарин, Джон Гленн, «Аполлон», «Джемини» — эти имена и названия стали для меня почти святынями, и я с упоениями читал обо всех подробностях космических программ США и СССР. Затем я посмотрел «Космическую одиссею 2001 года», которая привела меня в полный восторг. Думаю, после этого мое будущее было предопределено. Уже позднее я посмотрел «Звездный путь» и «Годзиллу», которые также вдохновили меня. Все это помогло мне впоследствии стать профессиональным иллюстратором, завоевать восемь премий «Хьюго» и посетить множество удивительных уголков нашей планеты.  | Морская гладь еще спокойна... | Все перечисленные вами увлечения связаны с фантастикой, а как вы относитесь к фэнтези? Мне близок и этот жанр, в особенности я люблю творчество Говарда Лавкрафта. Возможно, это обусловлено не только литературными пристрастиями, но и тем, что он жил в том же городе, что и я — в Провиденс. Многие считают, что Лавкрафт сочинял ужастики, но мне кажется, его творчество ближе к мрачному, но все-таки фэнтези.  | ...но Ктулху уже не дремлет. | Вы иллюстрировали и фэнтези, и «ужасы». Как художник, какие различия вы видите между этими жанрами? Фэнтези более многогранно, а больше всего страха в зрителе пробуждают самые простые картины. Чтобы напугаться, человеку не нужны десятки монстров — нужна лишь соответствующая атмосфера. Порой я смотрю фильмы ужасов, чтобы почерпнуть из них какие-то идеи. Сравнительно недавно я с этой целью ознакомился с российским фильмом «Ночной дозор», который мне очень понравился. Вы и в киноиндустрии человек не чужой — работали над несколькими фильмами в качестве дизайнера. Не могли бы вы подробнее рассказать об этой странице вашей биографии? Существует распространенная легенда, что я работал консультантом на съемках американской «Годзиллы», но это не соответствует истине. На самом деле, я всего лишь оформлял некоторые сопутствующие фильму товары. Зато я принимал активное участие в работе над японским фильмом 2002 года «Годзилла против Мехагодзиллы». Саундтрек к нему был записан московским симфоническим оркестром, так что этот фильм имеет некоторое отношение и к России. Я работал также концепт-дизайнером мультфильмов «Джимми Нейтрон: Мальчик-гений», «Гроза муравьев» и фильма «Сфера», участвовал в создании спецэффектов для известного аттракциона Star Trek: The Experience, основанного на одноименном сериале. Для меня работа дизайнером интересна прежде всего потому, что дает богатейший простор для творчества. Художники создают сотни набросков и иллюстраций, чтобы помочь аниматорам и специалистам по трехмерной графике воплотить на экране самые фантастические образы. Не сложно ли вам переключаться с сольного творчества на работу в большой команде? Совсем нет. Мне нравится чувствовать себя частью команды талантливых людей. Сначала мы рисуем вместе, в одной большой комнате, затем забираем наброски домой и дорабатываем их, чтобы на следующий день положить результаты нашего труда перед арт-директором, который отбирает из них те, что будут использоваться в дальнейшем. В результате мы постоянно рисуем, основываясь на придумках своих коллег, и в итоге зритель видит плоды нашего совместного творчества. Таковы правила киноиндустрии, и те, кто хотят в ней работать, должны научиться наступать на горло собственному эго. Необходимо осознать, что ты не просто создаешь еще одну картину, а помогаешь фильму обрести свой индивидуальный облик. А удовлетворять собственные амбиции следует в сольных проектах.  | В его время спасительных ковчегов еще не строили. | Можно ли сказать, что многочисленные награды и известность уже удовлетворили ваши личные амбиции? Я никогда не бываю полностью доволен своими картинами и всегда говорю, что лучшей моей работой будет следующая. Награды приятно получать — с их помощью коллеги и зрители дают понять, что я совершенствуюсь. Но и искусство не стоит на месте, оно постоянно развивается и эволюционирует. И я стараюсь не отстать. Я смотрю на картины, которые нарисовал двадцать лет назад. и не могу избавиться от мысли: «Черт, ведь я мог все сделать лучше!», а через двадцать лет я буду так же думать о тех иллюстрациях, над которыми тружусь сейчас. Какие трудности подстерегают столь опытного художника, как вы? После стольких лет творчества сложно находить новые пути развития. Но я стараюсь. Например, сейчас я вместе со своим старым другом арт-директором Джоном Дэвисом планирую серию графических романов. Помимо этого, недавно я проиллюстрировал один из самых своих любимых фантастических романов — «Солярис» Станислава Лема. Впрочем, единственная настоящая сложность для художника — это пробиться и сделать себе имя, преодолеть остальные преграды гораздо проще.  | Тайны Соляриса уже более сорока лет манят творческих людей. | Успеху в любой области предшествуют годы упорного труда. Но, как наглядно демонстрирует пример Эгглтона и многих его коллег, талант и упорство позволяют успешно справиться с любыми трудностями. Впрочем, давайте перейдем от высоких материй и попросим мастера более конкретно рассказать о своем творчестве. «Дух захватывает» Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам, которые читают наш журнал? Я бы сказал, что очень важно научиться рисовать все что угодно — никогда заранее не знаешь, с чем придется работать в следующий раз, стоит быть готовым ко всему. Нужно в совершенстве овладеть базовыми навыками рисования. Они станут фундаментом вашей карьеры, и вы сможете решать, в какой области предпочитаете работать. Определившись с этим, составьте список компаний, с которыми хотелось бы сотрудничать, и постарайтесь их заинтересовать. Будьте уверены в себе и не опускайте руки после первых неудач. Они есть у всех, ведь желающих заниматься фэнтезийным артом всегда в избытке! Также я бы порекомендовал перенимать опыт у мастеров. Жителям России это несложно — посмотрите, ваша страна подарила миру десятки великих художников. Не пытайтесь копировать стиль Фразетты, Вальехо или других известных иллюстраторов! Постарайтесь понять, в чем они черпали вдохновение, как они творили, — и тогда сумеете выработать собственный неподражаемый стиль рисования. Иных способов стать мастером не существует, поэтому отнеситесь к моим словам серьезно.  | К иным мирам ведут разные пути. | Согласны ли вы с мнением, что современные технологии значительно упростили работу художников? Безусловно, компьютер — очень удобный инструмент, но он останется просто набором бесполезных деталей, если тот, кто им пользуется, лишен таланта и воображения. На мой взгляд, к компьютерам стали относиться как к панацее. И виноваты в этом в первую очередь современные блокбастеры: они приучили поклонников фантастики к бессмысленным спецэффектам. Поэтому лично я предпочитаю классическое кино, в котором компьютерная графика была средством, а не целью. Сейчас существуют десятки программ, позволяющих художникам творить невероятные вещи. Однако мастерство всегда важнее технических «наворотов». Профессиональному художнику компьютер сослужит отличную службу, но он не сумеет превратить бесталанного чайника в мастера. У цифрового рисования есть как плюсы, так и минусы. Например, любую ошибку можно с легкостью исправить нажатием пары клавиш. Но с другой стороны, у вас не остается оригинального полотна, а ведь именно они особенно ценились во все времена. Поэтому я советую придерживаться «золотой середины». Молодым художникам необходимо как можно больше рисовать своими руками на бумаге. Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы использовать компьютер, но не злоупотребляйте им.  | Так вот где я забыл любимого робота! | Как вы считаете, цифровой арт может погубить классическое рисование? Электронные картины не повесишь на стену, и потому они не интересны коллекционерам. А я только за этот год продал больше настоящих картин, чем могу сосчитать, — они становятся все ценнее с каждым годом. Поэтому я не думаю, что настоящая живопись исчезнет, ведь ручная работа всегда пользовалась популярностью у настоящих любителей искусства. Взгляните на полотна Айвазовского — кажется, что это вокруг вас бушует стихия, дух захватывает! Можно часами изучать каждый мазок кисти и наслаждаться тем, как гладь моря переходить в бесконечный полог небес. Такое ощущение присутствия способна создавать лишь настоящая картина. В юности Айвазовский много путешествовал и рисовал с натуры, а затем полагался на свою память и воображение. А какую подготовительную работу вы проводите, прежде чем начнете работу над очередным полотном? Я стараюсь использовать все доступные мне источники и как можно чаще рисовать с натуры. Чем реалистичнее картина, тем легче зрителю поверить в ее фантастические элементы. Поэтому я очень часто выбираюсь на природу и делаю наброски лесов, гор или рек. Раньше я выезжал за город с полотном и рисовал масляными красками. В последние годы я совсем забросил эту практику, но хочу ее возобновить в ближайшее время.  | Все достопримечательности Египта в одном флаконе: теперь вы можете купаться и осматривать пирамиды одновременно! | Боб Эгглтон успешно использует как классические навыки рисования, так и самые современные технологии. Подобное сочетание позволяет ему не только оставаться на вершине художественного Олимпа уже двадцать лет, но и прогрессировать с каждым годом. И каждому, кто хочет добиться серьезных успехов в фантастической живописи, следует прислушаться к мудрым советам нашего собеседника. «Стремиться к реализму» Давайте подробнее поговорим о вашем творчестве. Одна из отличительных особенностей ваших картин состоит в том, что вы уделяете много внимания фантастическим пейзажам, порой даже в ущерб героям. Чем вас привлекает пейзажная живопись? Мне действительно очень нравится рисовать живую природу. Думаю, за это стоит благодарить моих любимых художников, в числе которых — Шишкин и Айвазовский, великолепные пейзажисты. Никто так не рисовал море, как Айвазовский. Я восхищаюсь его мастерством каждый раз, как открываю альбом с его картинами. Шишкин потрясает своим умением изображать леса, горные массивы и природные явления. Когда я рисую пейзаж, то создаю новый мир. Я знаю, что есть много художников, которые великолепно изображают Конана или других героев классического фэнтези, и это здорово, но мне не хочется быть одним из многих, я стремлюсь к тому, чтобы мои работы были оригинальными. Я вижу свою задачу в том, чтобы создать фон для истории, которая родится в воображении зрителя.  | Столпотворение на водопое. | Вы сказали, что часто прообразом для фантастического пейзажа служит реальность. А на чем вы основываетесь, рисуя космические просторы? В этом случае приходится полагаться на воображение. Мне, кстати, приходилось обсуждать этот вопрос с учеными. Не желая никого обижать, все-таки скажу, что с воображением у них проблемы. Хотя даже они признают, что порой необходимо оттолкнуться от какого-нибудь фантастического образа, чтобы придать импульс исследованиям, но логический образ мысли мешает им создать его самостоятельно. Тут-то науке и приходят на помощь художники-фантасты. На мой взгляд, в нашей вселенной нет ничего невозможного. Но, тем не менее, нельзя давать слишком много воли своей фантазии, иначе получится пусть даже красивое, но бессмысленное полотно; поэтому я считаю, что художнику следует стремиться к реализму.  | Прежде чем бросать вызов ужасам космоса, следует разобраться с проблемами на Земле. | Как вы думаете, сможет ли человек покорить звезды и заселить другие миры? Вселенная огромна. Стоит посмотреть пару серий «Звездного пути», и начинает казаться, что установить контакт с иными расами — плевое дело. На самом деле нас ждет немало трудностей. Мне кажется, что сейчас человечество переживает переломный период — множество ужасных тенденций наблюдается по всей планете. Политики и террористы своими действиями подталкивают цивилизацию к хаосу. Невольно с ностальгией вспоминается простое и понятное время, когда США и СССР вели космическую гонку. Пора бы уже осознать, что все мы — люди, и между русскими и американцами не такая уж и большая разница. Если мы будем едины и дружны, то сможем справиться с любыми проблемами. Пока же действия политиков ведут к конфликтам и войнам, не приходится надеяться на скорое освоение иных планет и звездных систем. Вы нередко рисуете различных сверхъестественных существ — вам интереснее работать над уже сложившимися образами или создавать оригинальных монстров? Больше всего я люблю рисовать драконов. Они просто восхитительны, и я всегда с удовольствием их изображаю на своих картинах. Думаю, тут сыграла свою роль и моя давняя любовь к динозаврам. Если бы мы не знали, что они — древние ящеры, то наверняка приняли бы их за мертвых драконов. И мне бы хотелось, чтобы, глядя на мои картины, люди начинали верить в то, что образы, которые родились в моей фантазии, могут существовать на самом деле. Возвращаясь к вопросу, добавлю, что я с удовольствием придумываю собственных чудовищ или изображаю классических монстров вроде Годзиллы.  | Плох тот дракон, который не мечтает превзойти своих собратьев по мифологии. | Драконы присутствуют в мифологии большинства народов мира. Как вы считаете, почему именно они стали самым популярным чудовищем в истории человечества? Люди всегда облекали свои страхи в форму выдуманных чудовищ. Так рождаются мифы. В Библии мы читаем о Левиафане, и мне никак не избежать аналогий между этим монстром и Годзиллой. В Коране присутствует другой гигантский монстр — Нун, викинги верили в мирового змея, оплетающего весь мир, а моряки были убеждены в существовании кракена. Возможно, некоторые из этих легенд стали отражением событий, имевших место в реальности. Существует теория, что крупный крокодил случайно оказался в северных широтах, и кому-то пришлось его убить, чтобы защитить себя и свой скот, — так могла родиться легенда о Святом Георгии и Змее. Затем история обросла выдуманными подробностями, и обычный крокодил превратился в сознании людей в жуткое огнедышащее чудовище. А Марко Поло принес в Европу легенду о Грифоне, хотя, скорее всего, он видел всего лишь окаменелый скелет протоцератопса. Но тогда люди объясняли непонятные им явления, создавая мифы.  | Море волнуется раз... | Мы благодарим вас за интересную беседу. Не могли бы вы сказать несколько слов для наших читателей? Как я уже говорил, Россия подарила миру двух моих любимых художников. Я надеюсь, что когда-нибудь смогу посетить вашу страну и вживую увидеть их восхитительные полотна. Я желаю всего наилучшего всем, кто читает эти строки. Надеюсь, вам понравились мои картины. Помните, людям во всех уголках мира понятен универсальный язык фантастики и фэнтези, и я рад общаться с вами с его помощью. Фантастика сближает нас. Как пугающие и одновременно столь красивые и притягательные драконы поселились в легендах всех народов Земли, так и фантастика находит путь к сердцам людей в любом уголке планеты. И происходит это благодаря таким мастерам, как Боб Эгглтон. Именно они заставляют нас хотя бы на мгновение поверить в то, что для человека действительно не существует ничего невозможного. В то, что любая, даже самая фантастическая идея может воплотиться в жизнь. Иллюстрации предоставлены художником. «Мир фантастики» благодарит за помощь в подготовке интервью Александра Корженевского. Досье: Боб Эгглтон | Боб Эгглтон родился 13-го сентября 1960 года. Воспитанием будущего художника занимался по большей части отец, приобщивший юного Боба к литературе и искусству. На протяжении всей карьеры главной опорой и поддержкой для Эгглтона станет именно отец. Эгглтон учился в Художественном университете, но бросил его, почувствовав, что зря теряет время. Вскоре Боб стал одним из самых известных художников, работающих в фантастических жанрах. Он оформлял научную фантастику, фэнтези и произведения в жанре ужасов, работал в киноиндустрии. Детская любовь к динозаврам привела к тому, что Эгглтон стал большим поклонников драконов и одним из признанных мастеров в изображении этих знаменитых фэнтезийных существ. Боб Эгглтон восемь раз получал премию «Хьюго» как лучший профессиональный художник года, а в 1999 году удостоился премии Chesley Award за достижения в искусстве. Астероид 13562 назван в честь художника — «Бобэгглтон». Ближе познакомиться с творчеством художника, а также приобрести его картины можно, посетив его персональную страницу в сети по адресу bobeggleton.com. | |