Google+
Tolkien SOviet галактические империи МИРЫ. BATTLETECH BADASS
Версия для печатиИнтервью: Боб Эгглтон, художник

«Во вселенной нет ничего невозможного»

Беседа с Бобом Эгглтоном

В последние годы много говорится о том, что хотя писателей-фантастов в России не счесть, престижные награды регулярно получают одни и те же авторы. Любопытно, что аналогичная ситуация наблюдается в зарубежном фантастическом арте: знаменитых имен в избытке, но перечень завсегдатаев шорт-листов премий весьма невелик. Сегодня «Мир фантастики» беседует с одним из самых титулованных американских художников, настоящей живой легендой — Бобом Эгглтоном.

 «Стараюсь не отстать»

Добрый день, Боб. Для начала скажите — что побудило вас избрать стезю художника-фантаста?

Рисовать я любил с детства и поэтому рано решил, что хочу стать профессиональным художником. Что касается пристрастия к фантастике — тут все гораздо интереснее. В 1964 году я побывал на крупной выставке в Нью-Йорке и впервые увидел макеты динозавров. Я был очарован ими! Примерно тогда же я «заболел» космической тематикой: Юрий Гагарин, Джон Гленн, «Аполлон», «Джемини» — эти имена и названия стали для меня почти святынями, и я с упоениями читал обо всех подробностях космических программ США и СССР. Затем я посмотрел «Космическую одиссею 2001 года», которая привела меня в полный восторг. Думаю, после этого мое будущее было предопределено. Уже позднее я посмотрел «Звездный путь» и «Годзиллу», которые также вдохновили меня. Все это помогло мне впоследствии стать профессиональным иллюстратором, завоевать восемь премий «Хьюго» и посетить множество удивительных уголков нашей планеты.

Морская гладь еще спокойна...

Все перечисленные вами увлечения связаны с фантастикой, а как вы относитесь к фэнтези?

Мне близок и этот жанр, в особенности я люблю творчество Говарда Лавкрафта. Возможно, это обусловлено не только литературными пристрастиями, но и тем, что он жил в том же городе, что и я — в Провиденс. Многие считают, что Лавкрафт сочинял ужастики, но мне кажется, его творчество ближе к мрачному, но все-таки фэнтези.

...но Ктулху уже не дремлет.

Вы иллюстрировали и фэнтези, и «ужасы». Как художник, какие различия вы видите между этими жанрами?

Фэнтези более многогранно, а больше всего страха в зрителе пробуждают самые простые картины. Чтобы напугаться, человеку не нужны десятки монстров — нужна лишь соответствующая атмосфера. Порой я смотрю фильмы ужасов, чтобы почерпнуть из них какие-то идеи. Сравнительно недавно я с этой целью ознакомился с российским фильмом «Ночной дозор», который мне очень понравился.

Вы и в киноиндустрии человек не чужой — работали над несколькими фильмами в качестве дизайнера. Не могли бы вы подробнее рассказать об этой странице вашей биографии?

Существует распространенная легенда, что я работал консультантом на съемках американской «Годзиллы», но это не соответствует истине. На самом деле, я всего лишь оформлял некоторые сопутствующие фильму товары. Зато я принимал активное участие в работе над японским фильмом 2002 года «Годзилла против Мехагодзиллы». Саундтрек к нему был записан московским симфоническим оркестром, так что этот фильм имеет некоторое отношение и к России. Я работал также концепт-дизайнером мультфильмов «Джимми Нейтрон: Мальчик-гений», «Гроза муравьев» и фильма «Сфера», участвовал в создании спецэффектов для известного аттракциона Star Trek: The Experience, основанного на одноименном сериале. Для меня работа дизайнером интересна прежде всего потому, что дает богатейший простор для творчества. Художники создают сотни набросков и иллюстраций, чтобы помочь аниматорам и специалистам по трехмерной графике воплотить на экране самые фантастические образы.

Не сложно ли вам переключаться с сольного творчества на работу в большой команде?

Совсем нет. Мне нравится чувствовать себя частью команды талантливых людей. Сначала мы рисуем вместе, в одной большой комнате, затем забираем наброски домой и дорабатываем их, чтобы на следующий день положить результаты нашего труда перед арт-директором, который отбирает из них те, что будут использоваться в дальнейшем. В результате мы постоянно рисуем, основываясь на придумках своих коллег, и в итоге зритель видит плоды нашего совместного творчества. Таковы правила киноиндустрии, и те, кто хотят в ней работать, должны научиться наступать на горло собственному эго. Необходимо осознать, что ты не просто создаешь еще одну картину, а помогаешь фильму обрести свой индивидуальный облик. А удовлетворять собственные амбиции следует в сольных проектах.

В его время спасительных ковчегов еще не строили.

Можно ли сказать, что многочисленные награды и известность уже удовлетворили ваши личные амбиции?

Я никогда не бываю полностью доволен своими картинами и всегда говорю, что лучшей моей работой будет следующая. Награды приятно получать — с их помощью коллеги и зрители дают понять, что я совершенствуюсь. Но и искусство не стоит на месте, оно постоянно развивается и эволюционирует. И я стараюсь не отстать. Я смотрю на картины, которые нарисовал двадцать лет назад. и не могу избавиться от мысли: «Черт, ведь я мог все сделать лучше!», а через двадцать лет я буду так же думать о тех иллюстрациях, над которыми тружусь сейчас.

Какие трудности подстерегают столь опытного художника, как вы?

После стольких лет творчества сложно находить новые пути развития. Но я стараюсь. Например, сейчас я вместе со своим старым другом арт-директором Джоном Дэвисом планирую серию графических романов. Помимо этого, недавно я проиллюстрировал один из самых своих любимых фантастических романов — «Солярис» Станислава Лема. Впрочем, единственная настоящая сложность для художника — это пробиться и сделать себе имя, преодолеть остальные преграды гораздо проще.

Тайны Соляриса уже более сорока лет манят творческих людей.

Успеху в любой области предшествуют годы упорного труда. Но, как наглядно демонстрирует пример Эгглтона и многих его коллег, талант и упорство позволяют успешно справиться с любыми трудностями. Впрочем, давайте перейдем от высоких материй и попросим мастера более конкретно рассказать о своем творчестве.

«Дух захватывает»

Какие советы вы могли бы дать начинающим художникам, которые читают наш журнал?

Я бы сказал, что очень важно научиться рисовать все что угодно — никогда заранее не знаешь, с чем придется работать в следующий раз, стоит быть готовым ко всему. Нужно в совершенстве овладеть базовыми навыками рисования. Они станут фундаментом вашей карьеры, и вы сможете решать, в какой области предпочитаете работать. Определившись с этим, составьте список компаний, с которыми хотелось бы сотрудничать, и постарайтесь их заинтересовать. Будьте уверены в себе и не опускайте руки после первых неудач. Они есть у всех, ведь желающих заниматься фэнтезийным артом всегда в избытке!

Также я бы порекомендовал перенимать опыт у мастеров. Жителям России это несложно — посмотрите, ваша страна подарила миру десятки великих художников. Не пытайтесь копировать стиль Фразетты, Вальехо или других известных иллюстраторов! Постарайтесь понять, в чем они черпали вдохновение, как они творили, — и тогда сумеете выработать собственный неподражаемый стиль рисования. Иных способов стать мастером не существует, поэтому отнеситесь к моим словам серьезно.

К иным мирам ведут разные пути.

Согласны ли вы с мнением, что современные технологии значительно упростили работу художников?

Безусловно, компьютер — очень удобный инструмент, но он останется просто набором бесполезных деталей, если тот, кто им пользуется, лишен таланта и воображения. На мой взгляд, к компьютерам стали относиться как к панацее. И виноваты в этом в первую очередь современные блокбастеры: они приучили поклонников фантастики к бессмысленным спецэффектам. Поэтому лично я предпочитаю классическое кино, в котором компьютерная графика была средством, а не целью.

Сейчас существуют десятки программ, позволяющих художникам творить невероятные вещи. Однако мастерство всегда важнее технических «наворотов». Профессиональному художнику компьютер сослужит отличную службу, но он не сумеет превратить бесталанного чайника в мастера.

У цифрового рисования есть как плюсы, так и минусы. Например, любую ошибку можно с легкостью исправить нажатием пары клавиш. Но с другой стороны, у вас не остается оригинального полотна, а ведь именно они особенно ценились во все времена. Поэтому я советую придерживаться «золотой середины». Молодым художникам необходимо как можно больше рисовать своими руками на бумаге. Конечно, нет ничего страшного в том, чтобы использовать компьютер, но не злоупотребляйте им.

Так вот где я забыл любимого робота!

Как вы считаете, цифровой арт может погубить классическое рисование?

Электронные картины не повесишь на стену, и потому они не интересны коллекционерам. А я только за этот год продал больше настоящих картин, чем могу сосчитать, — они становятся все ценнее с каждым годом. Поэтому я не думаю, что настоящая живопись исчезнет, ведь ручная работа всегда пользовалась популярностью у настоящих любителей искусства. Взгляните на полотна Айвазовского — кажется, что это вокруг вас бушует стихия, дух захватывает! Можно часами изучать каждый мазок кисти и наслаждаться тем, как гладь моря переходить в бесконечный полог небес. Такое ощущение присутствия способна создавать лишь настоящая картина.

В юности Айвазовский много путешествовал и рисовал с натуры, а затем полагался на свою память и воображение. А какую подготовительную работу вы проводите, прежде чем начнете работу над очередным полотном?

Я стараюсь использовать все доступные мне источники и как можно чаще рисовать с натуры. Чем реалистичнее картина, тем легче зрителю поверить в ее фантастические элементы. Поэтому я очень часто выбираюсь на природу и делаю наброски лесов, гор или рек. Раньше я выезжал за город с полотном и рисовал масляными красками. В последние годы я совсем забросил эту практику, но хочу ее возобновить в ближайшее время.

Все достопримечательности Египта в одном флаконе: теперь вы можете купаться и осматривать пирамиды одновременно!

Боб Эгглтон успешно использует как классические навыки рисования, так и самые современные технологии. Подобное сочетание позволяет ему не только оставаться на вершине художественного Олимпа уже двадцать лет, но и прогрессировать с каждым годом. И каждому, кто хочет добиться серьезных успехов в фантастической живописи, следует прислушаться к мудрым советам нашего собеседника.

«Стремиться к реализму»

Давайте подробнее поговорим о вашем творчестве. Одна из отличительных особенностей ваших картин состоит в том, что вы уделяете много внимания фантастическим пейзажам, порой даже в ущерб героям. Чем вас привлекает пейзажная живопись?

Мне действительно очень нравится рисовать живую природу. Думаю, за это стоит благодарить моих любимых художников, в числе которых — Шишкин и Айвазовский, великолепные пейзажисты. Никто так не рисовал море, как Айвазовский. Я восхищаюсь его мастерством каждый раз, как открываю альбом с его картинами. Шишкин потрясает своим умением изображать леса, горные массивы и природные явления.

Когда я рисую пейзаж, то создаю новый мир. Я знаю, что есть много художников, которые великолепно изображают Конана или других героев классического фэнтези, и это здорово, но мне не хочется быть одним из многих, я стремлюсь к тому, чтобы мои работы были оригинальными. Я вижу свою задачу в том, чтобы создать фон для истории, которая родится в воображении зрителя.

Столпотворение на водопое.

Вы сказали, что часто прообразом для фантастического пейзажа служит реальность. А на чем вы основываетесь, рисуя космические просторы?

В этом случае приходится полагаться на воображение. Мне, кстати, приходилось обсуждать этот вопрос с учеными. Не желая никого обижать, все-таки скажу, что с воображением у них проблемы. Хотя даже они признают, что порой необходимо оттолкнуться от какого-нибудь фантастического образа, чтобы придать импульс исследованиям, но логический образ мысли мешает им создать его самостоятельно. Тут-то науке и приходят на помощь художники-фантасты. На мой взгляд, в нашей вселенной нет ничего невозможного. Но, тем не менее, нельзя давать слишком много воли своей фантазии, иначе получится пусть даже красивое, но бессмысленное полотно; поэтому я считаю, что художнику следует стремиться к реализму.

Прежде чем бросать вызов ужасам космоса, следует разобраться с проблемами на Земле.

Как вы думаете, сможет ли человек покорить звезды и заселить другие миры?

Вселенная огромна. Стоит посмотреть пару серий «Звездного пути», и начинает казаться, что установить контакт с иными расами — плевое дело. На самом деле нас ждет немало трудностей. Мне кажется, что сейчас человечество переживает переломный период — множество ужасных тенденций наблюдается по всей планете. Политики и террористы своими действиями подталкивают цивилизацию к хаосу. Невольно с ностальгией вспоминается простое и понятное время, когда США и СССР вели космическую гонку. Пора бы уже осознать, что все мы — люди, и между русскими и американцами не такая уж и большая разница. Если мы будем едины и дружны, то сможем справиться с любыми проблемами. Пока же действия политиков ведут к конфликтам и войнам, не приходится надеяться на скорое освоение иных планет и звездных систем.

Вы нередко рисуете различных сверхъестественных существ — вам интереснее работать над уже сложившимися образами или создавать оригинальных монстров?

Больше всего я люблю рисовать драконов. Они просто восхитительны, и я всегда с удовольствием их изображаю на своих картинах. Думаю, тут сыграла свою роль и моя давняя любовь к динозаврам. Если бы мы не знали, что они — древние ящеры, то наверняка приняли бы их за мертвых драконов. И мне бы хотелось, чтобы, глядя на мои картины, люди начинали верить в то, что образы, которые родились в моей фантазии, могут существовать на самом деле.

Возвращаясь к вопросу, добавлю, что я с удовольствием придумываю собственных чудовищ или изображаю классических монстров вроде Годзиллы.

Плох тот дракон, который не мечтает превзойти своих собратьев по мифологии.

Драконы присутствуют в мифологии большинства народов мира. Как вы считаете, почему именно они стали самым популярным чудовищем в истории человечества?

Люди всегда облекали свои страхи в форму выдуманных чудовищ. Так рождаются мифы. В Библии мы читаем о Левиафане, и мне никак не избежать аналогий между этим монстром и Годзиллой. В Коране присутствует другой гигантский монстр — Нун, викинги верили в мирового змея, оплетающего весь мир, а моряки были убеждены в существовании кракена. Возможно, некоторые из этих легенд стали отражением событий, имевших место в реальности. Существует теория, что крупный крокодил случайно оказался в северных широтах, и кому-то пришлось его убить, чтобы защитить себя и свой скот, — так могла родиться легенда о Святом Георгии и Змее. Затем история обросла выдуманными подробностями, и обычный крокодил превратился в сознании людей в жуткое огнедышащее чудовище. А Марко Поло принес в Европу легенду о Грифоне, хотя, скорее всего, он видел всего лишь окаменелый скелет протоцератопса. Но тогда люди объясняли непонятные им явления, создавая мифы.

Море волнуется раз...

Мы благодарим вас за интересную беседу. Не могли бы вы сказать несколько слов для наших читателей?

Как я уже говорил, Россия подарила миру двух моих любимых художников. Я надеюсь, что когда-нибудь смогу посетить вашу страну и вживую увидеть их восхитительные полотна.

Я желаю всего наилучшего всем, кто читает эти строки. Надеюсь, вам понравились мои картины. Помните, людям во всех уголках мира понятен универсальный язык фантастики и фэнтези, и я рад общаться с вами с его помощью. Фантастика сближает нас.

Как пугающие и одновременно столь красивые и притягательные драконы поселились в легендах всех народов Земли, так и фантастика находит путь к сердцам людей в любом уголке планеты. И происходит это благодаря таким мастерам, как Боб Эгглтон. Именно они заставляют нас хотя бы на мгновение поверить в то, что для человека действительно не существует ничего невозможного. В то, что любая, даже самая фантастическая идея может воплотиться в жизнь.

Иллюстрации предоставлены художником.

«Мир фантастики» благодарит за помощь в подготовке интервью Александра Корженевского.

Досье: Боб Эгглтон

Боб Эгглтон родился 13-го сентября 1960 года. Воспитанием будущего художника занимался по большей части отец, приобщивший юного Боба к литературе и искусству. На протяжении всей карьеры главной опорой и поддержкой для Эгглтона станет именно отец.

Эгглтон учился в Художественном университете, но бросил его, почувствовав, что зря теряет время. Вскоре Боб стал одним из самых известных художников, работающих в фантастических жанрах. Он оформлял научную фантастику, фэнтези и произведения в жанре ужасов, работал в киноиндустрии. Детская любовь к динозаврам привела к тому, что Эгглтон стал большим поклонников драконов и одним из признанных мастеров в изображении этих знаменитых фэнтезийных существ.

Боб Эгглтон восемь раз получал премию «Хьюго» как лучший профессиональный художник года, а в 1999 году удостоился премии Chesley Award за достижения в искусстве. Астероид 13562 назван в честь художника — «Бобэгглтон».

Ближе познакомиться с творчеством художника, а также приобрести его картины можно, посетив его персональную страницу в сети по адресу bobeggleton.com.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться