Google+
спорт МИРЫ. WARHAMMER FANTASY Игровые новеллизации в России SFX
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Сэм Рэйми, его мертвецы и пауки

Серьезный Сэм

Сэм Рэйми

Главный монстр, который должен пугать зрителей, — сам создатель фильма.

Уэс Крэйвен

Зачем существуют институты кинематографии, режиссерские курсы и школы мастерства? Практически ни один из «звездных» голливудских режиссеров не учился снимать фильмы в университете, да и большинство актеров пришло в мир кино из бодибилдинга, модельных агентств или даже индустрии фастфуда. Такое впечатление, что классическое режиссерское образование только портит человека. Он привыкает работать по академическим схемам и с большим трудом придумывает что-то новое, в то время как «самородки», еще вчера подметавшие улицы, получают «Оскар» едва ли не за первый свой фильм.

Сегодня мы познакомим вас с Сэмом Рэйми — долговязым парнем с незапоминающейся внешностью разносчика пиццы, сумасшедшими искорками в глазах и психологией ребенка, запертого в магазине ночью перед Рождеством.

Семейный подряд

Сэмюель Маршалл Рэйми родился 23 октября 1959 года в городе Роял Оук, штат Мичиган. Именно здесь в 1991 году Томас Макллвейн, будучи уволенным с почты, застрелил пятерых человек. Такое поведение окрестили «почтальонным» («going postal» — т. е. сойти с ума и перестрелять кучу народа), что дало название кровавой игровой серии Postal.

Мать — Селия Барбара Рэйми (в девичестве Адамс) — торговала женским нижним бельем. Отец — Леонард Рональд Рэйми — продавал мебель. Старший брат Сандер, впервые познакомивший Сэма с комиксами про Человека-паука, утонул в 1968 году.

Дед и бабушка Рэйми эмигрировали в США из Польши, куда они, в свою очередь, попали из России. Став американцами, наши бывшие соотечественники, как это было принято в то время, сменили труднопроизносимую фамилию «Рейнгеверц» на «Рэйми».

После трагического происшествия старшим стал Айван — учитывая происхождение семьи Рэйми, его имя можно было читать как «Иван». Он выучился на врача и в настоящее время работает доктором «неотложки». Айван наотрез отказывается бросать медицинскую карьеру ради кино, но время от времени помогает Сэму. На его счету новеллизация «Армии Тьмы», тексты одноименных комиксов, а также соавторство в сценарии «Человека тьмы» и некоторые идеи для «Человека-паука 3».

Пожалуй, любимым братом Сэма был младший — Тед. Он всего на шесть лет младше режиссера, однако в юности Сэму приходилось нянчиться с ним чаще других братьев. Когда будущий режиссер учился в школе Birmingham Grooves (Бирмингем, штат Мичиган), он подружился с веселым парнем Брюсом Кэмпбеллом. Тот охотно помогал Сэму и оставался вместо него следить за Тедом, поэтому очень скоро сформировалась «неразлучная тройка»: Сэм, Брюс и Тед.

Сэм Рэйми: «Я помню, как мы показывали мои фильмы в колледже. После премьеры коробка из-под сигар была полна мелочи. И мы думали: «Черт, мы богаты!»

Сэм Рэйми: «Видеокамеры воспитают новое поколение режиссеров. С ними можно снимать сколько угодно, а раньше нам приходилось скидываться по доллару на пленку и целый день подметать улицы, чтобы заработать на монтаж».

Сегодня Тед Рэйми — актер. Особыми талантами он не блещет и зарабатывает деньги на жизнь лишь благодаря «семейному подряду». Сэм ставит его на третьи роли во все свои фильмы (последний случай — роль помощника редактора газеты Daily Bugle, где Питер Паркер работает фотографом), а также устраивает в другие проекты: «Игры патриотов», «Зена — королева воинов», «Исполнитель желаний», «Проклятие».

Тед Рэйми в «Зене».

И сейчас, и много лет назад Тед катится по жизни «на прицепе» у Сэма. Началось все в школе, где Брюс, Тед и Джон Кэмерон (голливудский продюсер, не имеющий никакого отношения к Джеймсу Кэмерону) увлеклись съемками на любительскую 8-миллиметровую камеру.

Следует иметь в виду, что атмосфера, в которой воспитывались братья, была невероятно патриархальной. Родители — консервативные иудеи — заставляли детей регулярно посещать синагогу и устраивали им паломнические туры в Израиль. Однако в тихом омуте черти водятся. Едва выйдя из-под родительской опеки, образцово воспитанные дети будто сорвались с цепи и принялись снимать кровавые «ужастики».

Сэм Рэйми: «Если в американских «ужастиках» кто-то открывает дверь, то мы знаем, что сейчас обязательно что-то произойдет. В японских «ужастиках» ты открываешь дверь и видишь фигуру в темноте. Ничего происходит, и это ОЧЕНЬ страшно».

Это интересно:
  • Рэйми сперва хотел, чтобы трюки в «Человеке-пауке» выполнялись по старинке каскадерами. Продюсеры уговорили его довериться спецэффектам.
  • В 2009 на экраны должен выйти римейк «Зловещих мертвецов». Кэмпбелл вновь влезет в шкуру Эша, Рэйми выступит продюсером.
  • Первый любительский фильм Рэйми назывался «Парень из Счастливой долины».
  • Старшая сестра Рэйми Андреа работает юристом и не принимает участия в кинопроектах братьев.
Творческие планы

В прошлом году Рэйми дал интервью журналу Premiere, где обмолвился, что компания Sony запланировала еще три серии «Человека-паука». Так как переговоры с прежними сценаристами закончились ничем, студия, вероятнее всего, наймет новых и даст им задание разработать сюжет четвертой серии с двумя злодеями, как и в третьей. Рэйми не уверен, пригласят ли его в режиссерское кресло, так как он хотел бы снять «Хоббита», но может стать продюсером «паукинианы». Справедливости ради заметим, что основные актеры «Властелина Колец» согласны работать только с Джексоном.

В конце 2007 года сценаристом четвертой части был утвержден Джеймс Вандербильт (он же привлечен к проекту X-men Origins: Wolverine).

В погоне за мечтой

Удивительно, но облик современного кинематографа определила именно 8-миллиметровая камера Super 8. Выпуская ее в 1965 году, специалисты компании Eastman Kodak даже и не предполагали, что маленькая пластиковая коробка, вмещавшая пленки всего на 2,5 минуты (при 24 кадрах в секунду, а 18-кадровый режим увеличивал продолжительность съемки до 3 минут 20 секунд), подарит кинематографу целую плеяду знаменитых режиссеров.

Рэйми на съемках «Зловещих мертвецов 2».

Сегодня камеры Super 8 стоят очень дорого, но в 1970—80-е годы они были доступны большинству представителей американского среднего класса. Обычно их покупали для съемки семейных торжеств. Богатые родители дарили Super 8 детям в качестве игрушек «для развития творческого потенциала». Ограниченность метража прививала пользователям камер отличное чувство времени и полезную привычку насыщать свои фильмы событиями. Кроме того, необходимость послесъемочной обработки отснятого материала давала «режиссерам» базовые навыки монтажа.

«Кварц-8XL» — самая совершенная любительская камера в СССР.

Неудивительно, что «восьмимиллиметровка» стала пропуском в большое кино для таких режиссеров, как Стивен Спилберг, Кевин Смит, Джем Коэн... В Советском Союзе любительские кинокамеры не пользовались таким ажиотажным спросом, как в США, и почему-то не воспитали великих режиссеров (одной из причин могло быть то, что юные любители кино работали в кружках и клубах, а не индивидуально). Вскоре 8-миллиметровки были вытеснены более удобными видеокамерами, и магия «маленького кино» исчезла навсегда.

Роб Таперт, школьный друг и деловой партнер Рэйми, женился на Люси Лоулесс (Зене).

Люси, Роб, Сэм и Тед на вручении премии «Сатурн».

В 1978 году Рэйми при поддержке соседа по общежитию Брюса Кэмпбелла и двух братьев собрал денег на съемки 32-минутного ужастика «В лесах». Им удалось пристроить фильм в ограниченный прокат, и он принес 350 тысяч долларов.

Вместо того чтобы пропить эти деньги, студенты задумали снять полнометражный фильм — очень дешевый и очень страшный. Рэйми достал 16-миллиметровую камеру. Одна маленькая студия бесплатно предоставила им рабочие площади. Сценарий Рэйми с братьями написал «на коленке» за несколько часов (история не блистала новизной — группа молодежи останавливается в заброшенном доме и случайно вызывает в наш мир могущественное Зло). Рэйми привлек к съемкам всех кого только можно: друзей, знакомых, родителей, соседей. В этом проекте не было ни одного профессионального актера.

Когда Сэму было 14, отец подарил ему Олдсмобиль «Дельта Рояль». С тех пор он появляется по всех фильмах. Даже в вестерне он, по слухам, был замаскирован под повозку.

Так появился фильм «Зловещие мертвецы» (1981). Результаты проката и отзывы критиков не внушали оптимизма, однако картина постепенно расходилась по стране и за несколько лет собрала впечатляющую армию поклонников. «Мертвецов» регулярно переиздавали на видео. К середине 1980-х на телевидении возникла негласная традиция показывать этот фильм в ночь на Хэллоуин — примерно так же, как у нас каждый Новый год крутят «Иронию судьбы».

Так Рэйми попал на заметку к кинобоссам. Ему поручили снять черную комедию «Волна преступности» (1985). Однако братья Рэйми и Кэмпбелл, привыкшие к свободному полету, постоянно конфликтовали с продюсерами студии Embassy Pictures. Те не доверяли юным дарованиям и контролировали каждый их шаг.

Кейт Бланшетт, Сэм Рэйми и Хилари Суонк на премьере фильма «Дар».

На съемках «Волны преступности» царил бардак. По воспоминаниям Кэмпбелла, ведущая актриса нанюхалась кокаина и умудрилась поджечь собственный грим, а один из актеров занимался в гостиничном номере экзорцизмом, чтобы изгнать злых духов из осветительных ламп. О кассовых сборах такого фильма можете догадаться сами.

Потерпев фиаско, Рэйми и компания решили вернуться к истокам и сняли комедийный ужастик «Зловещие мертвецы 2» с массой технических инноваций. Сэм вновь стал востребованным и решил сделать вторую попытку в мире большого кино, подписав контракт с Universal Pictures.

Он с детства обожал комиксы. Давней мечтой Сэма была экранизация «Тени» или «Бэтмена», однако права на «Бэтмена» были у Warner Bros., а права на «Тень» студия смогла купить лишь в 1994 году. Пришлось придумывать супергероя «с нуля». Так родился «Человек тьмы» (1990) — дорогой и стильный фильм, не снискавший особого успеха.

Рэйми, как обычно, разругался со студией и вновь вернулся к своим любимым «Зловещим мертвецам». Третья серия «выстрелила» с оглушительной силой. Продюсеры наконец-то поняли, что без их ценных советов Рэйми снимает гораздо лучше. Шэрон Стоун — большая поклонница «Зловещих мертвецов» — пригласила Рэйми в вестерн «Быстрый и мертвый» (1995).

Хитом тот не стал, но благодаря «звездной» команде актеров (Леонардо Ди Каприо, Рассел Кроу, Джин Хэкман, Лэнс Хенриксен) оставил режиссера на плаву. Далее он закончил триллер «Простой план» (1998), романтическую драму «Ради любви к игре» 1999 года (увы, Рэйми не сошелся характером с Костнером) и паранормальный триллер «Дар» (2000). Рэйми набивал руку, заводил полезные знакомства... Он берег силы и ждал своего звездного часа, мечтая взойти на голливудский Олимп исключительно по альпенштокам из кинокомиксов.

Уиллем Дефо и Рэйми на съемках «Человека-паука» (2002).

Почерк мастера

У Рэйми есть несколько излюбленных «фокусов» с камерой. В его фильмах она часто показывает мир «глазами» пули или стрелы либо очень быстро «наезжает» на какой-то отдаленный объект. При монтаже Рэйми любит собирать динамичные сцены из быстро меняющихся крупных планов. Режиссер обожает швырять что-либо в актеров (когда Питер Паркер выходил на ринг, Рэйми кидался попкорном) и регулярно показывает развевающийся американский флаг. Кроме того, Сэм частенько играет роли-камео в собственных фильмах.

На съемочной площадке Сэм всегда носит костюм, подражая своему кумиру Альфреду Хичкоку.

И пришел паук...

В 1995 Сэм предложил компании Warner свои услуги для съемок фильма «Бэтмен навсегда», но режиссерское кресло отдали господину Шумахеру, который превратил готическую сказку Бертона в развеселую гей-дискотеку и угробил всю франшизу так лихо, что Warner решились перезапустить ее лишь в 2005 году.

Обсуждение сцены в кафе («Человек-паук 2»).

В апреле 1999 Sony Pictures купила права на «Человека-паука». Концепцию фильма разработал Джеймс Кэмерон, однако ни он, ни другие именитые режиссеры (Бертон, Эммерих, Коламбус, Финчер) не желали браться за проект. Из-за провала «Бэтмена» кинокомиксы стали считаться бесперспективными.

И тут появился Сэм. Годы, проведенные в Голливуде, научили его смирению. К тому же он настолько любил комиксы про Питера Паркера, что прежний свободолюбец согласился работать на любых условиях и с любой командой. Результат вам известен. Фильм собрал 800 миллионов долларов и моментально перенес Рэйми в высшую лигу «мега-режиссеров». Впереди был только успех: «Человек-паук 2» получил «Оскара» и пять «Сатурнов», а третья часть заработала почти миллиард долларов.

Рэйми ковал железо еще до того, как оно успевало нагреться. Режиссерский хлеб достается ценой нервов и здоровья, поэтому Сэм, как и многие его коллеги, занялся продюсированием. Рэйми-маркетолог оказался достоин Рэйми-мастера. В 1990-х он запустил два успешных телесериала: «Приключения Геракла» и «Зена — королева воинов». Уловив огромный коммерческий потенциал в японских ужастиках, Сэм привез в США режиссера Такаси Симидзу и помог ему сделать римейки «Проклятья».

Но в отличие от того же Лукаса, Рэйми в первую очередь — творец, а не бизнесмен. Сейчас он подыскивает для себя новый крупнобюджетный проект. Кроме того, Рэйми готовится снимать дорогой телесериал по циклу «Меч Истины», причем Терри Гудкайнд будет принимать в работе над ним самое непосредственное участие.

Рэйми и его протеже Такаси Симидзу на премьере «Проклятия» (2004).

Переходим на личности

В 1993 году Сэм женился на Джиллиан Дил Грин (дочери Лорна Грина, звезды сериала Battlestar Galactica). У них родилось пять детей, трое из которых — дочка Эмма, сыновья Лорн и Генри — снялись в «Человеке-пауке 3». В последние годы Рэйми остепенился. Сейчас это очень умный, вежливый и мечтательный человек. По крайней мере, до тех пор, пока он не крикнет «Мотор!» и не начнет швыряться мусором в актеров. Связаться с ним можно по двум адресам: Renaissance Motion Pictures, 195 West Nine Mile Rd. (офис), и Ferndale, MI48220.; Agent: Creative Artists Agency, 9830 Wilshire Blvd., Beverly Hills, CA 90212 (агентство).

* * *

Карьера Рэйми очень напоминает творческий путь другого самородка — Питера Джексона. Новозеландец также начинал с залихватского трэша, а пришел к лучшему фэнтези за всю историю кинематографа. Рэйми бегал по лесу с любительской камерой и снял, вероятно, лучший в мире кинокомикс. То ли еще будет?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
СУМРАК
№ 1
04.06.2008, 18:31
Хорошая статья... я, если честна, и не знал, что Джоксер из Зены это брат Сэма Рейми. =3
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться