Google+
Что делать, если вы... умерли? 5HORRORGAMES Творчество Филипа Хосе Фармера «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Марсиане

Зеленые человечки на красной планете

Марсиане в научной фантастике

«Они жили на планете Марс, в доме с хрустальными колоннами, на берегу высохшего моря...»

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Мы до сих пор не знаем, есть ли жизнь на Марсе — или ее там нет и никогда не было. Однако там, где пасует наука, открывается необъятное поле для игры воображения. Если судить о Марсе по фантастике, то он — самая населенная планета Солнечной системы. О марсианах писали не только астрономы, но и философы, поэты, футурологи и популяризаторы. Марсиане давно перестали быть образом инопланетных существ, марсиане сами по себе — часть нашей культуры, наравне с героями народных сказок и древних легенд.

Всерьез о марсианах заговорили во второй половине 19-го века, после того как итальянец Джованни Скиапарелли в октябре 1877 года обнаружил на красной планете сеть тонких прямых линий, которые он назвал «каналами». Если у астрономов интерпретация Скиапарелли вызывала горячие споры, то публика восприняла его гипотезу с восторгом. Уже тогда было известно, что Марс очень похож на Землю, хотя и уступает ей по массе. Считалось, что у красной планеты имеется достаточно плотная атмосфера. Логически делался вывод, что на Марсе есть жизнь и разум.

Карта Марса, сделанная Джованни Скиапарелли; отчетливо видны тонкие линии «каналов».

Человекоподобные марсиане

В январе 1972 года американский космический аппарат «Маринер-9» передал на Землю снимки поверхности Марса с близкого расстояния. Никаких каналов на красной планете не оказалось. Больше того, Марс предстал безжизненным, покрытым кратерами миром, больше похожим на Луну, чем на Землю. Но самое интересное, что даже после разочаровывающих открытий марсиане никуда не ушли из нашей культуры. Наоборот, их стало еще больше, и они стали разнообразнее. Почему так произошло?

Первый марсианин прибыл на Землю в метеорите, он имеет маленький хобот, но определенно человекоподобен (повесть Франсуа-Генри Педефера де Парвиля «Житель планеты Марс», 1865).

Долгое время считалось, что марсиане ничем не отличаются от людей. В этом предположении была своя логика. Христианская церковь, позиции которой всегда были сильны в Европе, утверждала, что бог создал людей по своему образу и подобию. Следовательно, человек является эталоном, и любые другие разумные существа во Вселенной должны походить на него.

Вера в то, что красная планета древнее Земли, накладывала отпечаток на рассуждения о том, как выглядят марсиане. Считалось, что они устроены изящнее землян: они более красивы, более умны, более благообразны. Они строят не дома, а дворцы, окружая их цветущими садами. А еще они — телепаты, потому что чтение мыслей считалось неизбежным приобретением, которое когда-нибудь подарит нам всем эволюция.

Таких «изящных» марсиан можно встретить в самых разных романах. Например, в романе «Через Зодиак» (1880), написанном американским поэтом, прозаиком и историком Перси Грегом. Согласно Грегу, на Марсе обитает древняя цивилизация, технологически превосходящая земную, но с социальными атавизмами: монархия, вопиющее неравноправие полов (женщин здесь продают и покупают).

Марсиане очень похожи на людей (постер к фильму «Аэлита», 1924).

Человекоподобные марсиане из фильма «Аэлита» (1924).

В 1890 году ирландец Роберт Кроми выпустил роман «Бросок в пространство». Его герои, успешно отбиваясь от вредных индейцев, строят на Аляске межпланетный «Стальной шар» с антигравитационным двигателем и отправляются на Марс. Жители красной планеты и в этом случае оказываются чрезвычайно похожи на людей, а марсианская цивилизация — на патриархально-британскую версию Утопии.

В 1894 году нью-йоркский автор Густавус Поуп выпустил дилогию «Романы о планетах». Герой, американский морской офицер, терпит кораблекрушение в Атлантическом океане. От неминуемой гибели его спасают вовремя подвернувшиеся марсиане, после чего привозят его к себе в гости. Офицер тут же влюбляется в марсианскую принцессу. Его глубокое чувство находит понимание, но злобный принц из соседнего государства, позарившийся на девушку и ее королевство, развязывает войну.

Марсиане строят межпланетный корабль (повесть Бориса Анибала «Моряки Вселенной», 1940).

Очень похожий мир мы встречаем в классической «Аэлите» Алексея Николаевича Толстого, первое издание которой увидело свет в 1922 году, и в вольных продолжениях на тему этого бессмертного произведения — в повести Анатолия Андреева «Звезды последний луч...» (1987) и в романе Василия Головачева «Магацитлы» (2003). В момент гибели Атлантиды представители касты «магацитлов» покинули родину, чтобы завоевать Марс и навязать местному населению свою культуру. В конечном итоге цивилизация новых марсиан пришла к такому упадку, что ее не смогла спасти даже революция, которую развязали на красной планете земные космолетчики.

Совсем по-другому развивались отношения между землянами и марсианами в романе немецкого писателя Курта Лассвица «На двух планетах» (1897). Человекоподобные обитатели красной планеты настолько превосходили людей в гуманитарном и техническом отношении, что предпочли оккупировать Землю, лишь бы остановить бесконечные империалистические войны и дать нам возможность наслаждаться плодами развитого социализма и демократии. Однако земляне предпочли независимость и сумели, переняв технологии, вышибить оккупантов в космос.

Хрупкие человекоподобные марсиане с телепатическими способностями описаны в «Марсианских хрониках» американского писателя Рэя Брэдбери. Наследники древней цивилизации строителей каналов живут в невыразимо прекрасном, но увядающем мире. История Марса заканчивается с прилетом землян. Обычная земная ветрянка убивает марсиан надежнее всякой войны.

Земной город на Марсе (иллюстрация к «Марсианским хроникам» Рэя Брэдбери).

Марсианин из фильма «Марсианские хроники» (постер к телесериалу 1980 года).

Похожие картины угасания можно найти в произведениях советских писателей Бориса Анибала «Моряки Вселенной» (1940), Константина Волкова «Марс пробуждается» (1961) и Александра Шалимова «Цена бессмертия» (1965).

Человекоподобные представители древней марсианской цивилизации засветились и в фантастическом кинематографе. Их можно увидеть в таких старых фильмах, как «Небесный корабль» (1917) датского режиссера Фореста Холгера-Мадсена и в фильме «Аэлита» (1924) советского режиссера Якова Протазанова. Почти неотличимы от людей жители красной планеты в современных экранизациях рассказов Брэдбери: в телевизионном сериале Майкла Андерсона «Марсианские хроники» (1980) и в киноленте Павла Астрахана «Четвертая планета» (1995).

Крылатые марсиане наблюдают жизнь землян (французская иллюстрация, 1897).

«Марсианские приключения» Рэя Брэдбери

Рассказы Рэя Брэдбери, объединенные в сборник «Марсианские хроники», были написаны в разное время, но все вместе впервые увидели свет в 1950 году. С тех пор сборник переиздавался практически в неизменном виде. Только однажды, в британском издании сборника, вышедшем под названием «Серебряная саранча» в 1951 году, рассказ «Эшер-2» был заменен на рассказ «Огненные шары». В этой новелле на Марс прибывают христианские миссионеры для утверждения своей веры среди местных аборигенов. Однако вместо одичавших марсиан они встречают энергетическую форму жизни — древних существ, обменявших телесную оболочку на приобщение к чистой божественной морали. Миссионерам ничего не остается, как заложить основы новой, марсианской религии.

Несмотря на то, что Рэй Брэдбери считается элитарным писателем среди фантастов, многие его произведения были переложены на язык комиксов. Первые комиксы по мотивам рассказов Брэдбери нарисовали художники британского периодического издания E. C. Comics. При этом главный редактор Альберт Фельдштайн не удосужился поставить молодого автора в известность о постигшем его счастье. И вскоре получил письмо, в котором Рэй Брэдбери писал, что сама адаптация ему очень понравилась, но неплохо было бы получить за нее гонорар. Впоследствии классик по этому поводу писал, что многие авторы-снобы, наверняка возмутились бы и запретили адаптации своих произведений, но он сам помнит, какое удовольствие комиксы доставляли ему в детстве, и не может обвинять этот жанр в культивировании каких-то низменных инстинктов или вредных привычек.

2
1 2 3
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
магеллан
№ 1
05.09.2010, 23:33
Наряду с фантастами,планету Марс заселили учёные-ареографы,дав элементам рельефа названия типа:равнина Амазония,борозды Медузы,хаос Горгоны и т.д. Жаль,что никто из фантастов не эксплуатирует такой поворот событий;я как-то предпринял незавершенную попытку.
Bad 13
№ 2
06.09.2010, 12:16
Жизнь с поверхности этой планеты исчезла четыре миллиарда лет назад. Об этом свидетельствуют данные электромагнитного сканирования Марса. Сейчас, сила магнитного поля планеты практически равна нулю.
Когда-то на красной планете извергались вулканы, и каждое такое извержение отображалось в лаве виде, заряженных кристаллов магнитного железняка. Возраст самого молодого такого извержения как раз 4 миллиарда лет. С тех пор Марс лишился и своих океанов и плотной атмосферы. Причина маленький размер планеты и остывание ядра. Так, что прежде чем заселять Марс, неплохо было бы вернуть ему мощное магнитное поле планеты, иначе микроорганизмы-колонисты просто не выдержат радиационный душ.

В целом статья довольно любопытная и вышла весьма интересной.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться