Google+
АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ ТЮРЬМЫ орлы FIREFLY
Версия для печатиАниме: Конвенты. Animatrix 6, аниме-конвент

Предел мечтаний

Animatrix-2008

Фотографии:

Денис Ветлужский, Михаил Дьяконов, Антон Тимофеев, Татьяна Ефремова

27 января состоялся шестой «Аниматрикс»  единственный на сегодняшний день крупномасштабный аниме-конвент Москвы. По традиции в названии каждого из них обыгрывается его номер: «АнимаТРИкс», «Аниматрикс 4 you», «Аниматрикс а5»... В этот раз конвент назывался «Аниматрикс: Жесть», и неспроста.

«Случится страшное!» — такой многообещающей фразой началась церемония открытия шестого «Аниматрикса». Первый проходил в небольшом клубе, от которого и получил свое название, второй уместился в здании школы, четвертый — в Центральном доме предпринимателя. Нынешний же, как и прошлогодний, проходил в Государственном театре Владимира Назарова и собрал около 1700 человек, из которых одних выступавших было более четырехсот. Но довольно статистики. Случилось ли обещанное страшное и оправдал ли конвент ожидания?

Все враги умерли со смеху

Среди прочих фестивалей «Аниматрикс» славится жесточайшим отбором выступающих. Неудивительно, ведь даже прошедших его было так много, что начавшееся около часа дня действо завершилось лишь к одиннадцати вечера. Удалось ли организаторам обеспечить высокое качество представления, ограничив количество номеров? И да, и нет.

Сет Найтлорд. Гран-при в номинации «Косплей-дефиле».

В том, что касается костюмов, механизм строгого отбора сработал как часы. На конкурсе дефиле было множество жемчужин — все и не перечислишь. Присутствовал там и шикарный Сет Найтлорд (Trinity Blood), и весьма убедительный боец отряда Panzer («Оборотни»), и мрачный Бельмонт (Castelvania), и плотоядная Кармила (Vampire hunter D), и заставившие вспомнить детство Кэнди и Тэрри («Кэнди-Кэнди»), а также куклы покемонов в человеческий рост. Иные выступления не отличались сложностью костюмов, но подкупали игрой, заставляющей поверить: эти танцующие на сцене девочки в школьной форме — действительно Судзумия, Юки и Микуру (Melancholy of Haruhi Suzumiya), а эти трое в розовых платьицах явились прямо из кошмарных снов Мимы Киригоэ (Perfect Blue).

Боец отряда Panzer. Приз зрительских симпатий в номинации «Косплей-дефиле».

Если же говорить о конкурсе сценического косплея, то здесь вновь дала о себе знать тенденция, заметная в программе большинства сегодняшних аниме-конвентов: тотальное господство номеров пародийного содержания. Не поймите неправильно: юмор — это хорошо. Если, конечно, юмор подобающий, чего, увы, нельзя сказать о значительной части выступлений. Странная картина: косплееры шьют роскошные костюмы, делают аутентичные жезлы-мечи-пулеметы, накладывают тонкий грим и после всех мытарств будто бы стесняются написать вразумительный сценарий. Неужели они боятся, что их обругают за пафос, и предпочитают вымученно шутить?

В итоге блок косплей-сценок оказался больше похож на шоу юмористов «Аншлага». Из полутора десятков выступлений меньше трети задумывались как серьезные. На общем фоне ярко выделилась группа «Аццкие покемоны», поставившая танец доктора Мураки с его куклами (Yami-no matsuei), а также группа Zombie Powder, продемонстрировавшая страшную сказку (Mononoke). Из оставшихся действительно смешными можно было назвать всего два-три выступления. Большинство представляло собой плохой КВН в великолепных костюмах. Хочется обратиться к косплеерам: не бойтесь серьезности, господа! Стоят ли высококлассные костюмы шуток, плоских настолько, что и Петросяну не снилось? Неужели умиление зрителя — меньшая награда, чем его недоуменные усмешки?

Недостаток серьезности в основном блоке косплея отчасти компенсировали закрывавшие конвент внеконкурсные выступления. В начале — жестокая сценка по «Юной революционерке Утэне» команды Visual Majors, чья «Свадьба лис» взяла в номинации «J-Rock-косплей» прошлогоднего «Аниматрикса» разом Гран-при и Приз зрительских симпатий. За ней шел двадцатиминутный спектакль Castelvania: Moment of Innocence белорусского «Сообщества Дружных Отаку», филигранно срежиссированный и предельно серьезный, после которого зал аплодировал стоя. И кто после этого скажет, что «пафос» — это плохо?

Граф Дракула со свитой.

Светлана Чаянова — организатор

Как все начиналось?

Сначала мы поехали в Питер на «М.Ани.Фест». Посмотрели, вернулись домой в некотором шоке, после чего ко мне пришел лидер группы «Четыре Четверти», и спросил: «А почему у нас такого нет?». Я ответила, что у нас, мол, нет помещения. «Теперь есть, — заявил тот. — Так что организовывай». Вот мы и организовали. А потом еще раз, и еще, и еще. Вертимся, как белки в колесе, — это уже шестой «Аниматрикс».

«Аниматрикс» известен драконовскими методами отбора участников. Почему так вышло, и оправдывает ли себя такая политика?

Оправдывает. Просто в какой-то момент количество подаваемых заявок превысило наши возможности. Мы просто не могли уместить в программу все нужные номера. Поэтому сперва устроили стандартный отбор, а потом — очень жесткий.

Что в планах?

В планах ясности нет. Если мы договоримся с влиятельными денежными спонсорами, то очень сильно расширяемся. Если не договоримся — это будет последний «Аниматрикс».

Последний?

Да, сложно продолжать в таком режиме — устали, да и не дети мы уже. Когда я начинала эту деятельность, мне было 23, сейчас же почти 29, и, честно говоря, нет ни сил, ни денег расширяться дальше. А стагнация — явно не лучшее решение.

Мираж на сцене

Kimi ni aitakute Камуи Гакта. Это надо было слышать.

Другая грань обязательной программы аниме-фестиваля — конкурс караоке. Под караоке в данном случае понимается отнюдь не популярное развлечение, заключающееся в травмировании соседских ушей жуткими звуками. Речь идет о конкурсе вокала, качество которого часто бывает на полупрофессиональном, а иногда и профессиональном уровне. Так было и в этот раз — драконовский отбор сыграл свою роль. Впрочем, он все же дал осечку: одна из выступавших команд попыталась добиться успеха, обращаясь не к чувству прекрасного, а к самым низменным инстинктам публики фривольным (чтобы не сказать «порнографичным») выступлением. Публика не оценила: девушек просто освистали.

За исключением этого инцидента, блок караоке прошел на одном дыхании. Рассказывать обо всех участниках не хватит ни слов, ни места, поэтому ограничимся лишь победителями. Гран-при получила исполнительница из Санкт-Петербурга с песней Makenai («Я не проиграю») из Tenjou Tenge, совместившая в выступлении первоклассный вокал и красивую хореографию. Приз за вокал достался московскому певцу с пронзительной Subete wa umi e («Все вернется в океан») из Sakura Taisen. Лучшим представлением был назван номер команды, исполнивший песню Tuxedo Mirage из Sailormoon. Они действительно соткали на сцене хрупкий мираж из мыльных пузырей, воздушных шаров и колышущейся ткани. Приз же зрительских симпатий достался исполнителю песни Kimi ni aitakute («Скучаю по тебе») Камуи Гакта.

Илья Терентьев

Команда Hotel Moscow  Гран-при и Приз зрительских симпатий в номинации «Косплей».

Кое-кто из нашей команды в свое время очень любил «Семь самураев», и мы решили сделать сценку. Почему нет? Там хорошие костюмы, есть что показать. Идея выступления родилась после двух дней мозгового штурма. Мы взяли выдержку из бусидо и сделали на ее основе театр теней. Затем покумекали, как можно перевернуть идею с ног на голову и воскресить убитых героев. В итоге получился этакий «День сурка». Завершающим эпизодом взяли так называемый японский алгоритм-марш — сочинили его под себя, расписали, поставили музыкальное сопровождение и хореографию.

Маски и бабочки

Смысл? На этой картинке его нет.

Хотя аниме и J-рок имеют общую родину, а многие почитатели одного ценят и другое, два фэндома имеют множество различий, становящихся заметными, когда они сходятся на одном конвенте. Для тех, кто не знаком с особенностями японской эстрады, следует пояснить, что стиль, называемый у нас J-роком, у себя на родине известен как Visual Rock. Как и предполагает название, он отличается ярким, часто вызывающим и даже шокирующим видеорядом, подчас отодвигающим на второй план собственно музыку и вокал. По признанию фанатов, некоторые группы вообще имеет смысл смотреть только с выключенным звуком. В отличие от косплееров, J-рокеры обвинений в пафосе не боятся, скорее даже наоборот.

Радужные бабочки не живут долго...

Блок J-рока получился соответствующим: причудливым, вычурным, иногда на грани кича, иногда фантасмагоричным на грани безумия, почти не дружащим со здравым смыслом, зато надолго остающимся в памяти. Не в пример косплеерам, J-рокеры редко сдерживают чувство прекрасного, каким бы изощренным или даже извращенным оно ни было. На сцене продемонстрировали все возможное и невозможное: оживших кукол, хищные маски, исполинские книги, сходящих с портретов призраков, — все при поддержке техники, редко используемой на обычных J-рок-вечеринках. Присутствовали дымовая машина, разнообразные прожекторы и светофильтры, а также запрещенный Женевской конвенцией стробоскоп.

Гран-при достался московской группе JU~ON, разыгравшей трагическую и очень запутанную историю любви, мести и смерти версальских аристократов. Приз зрительских симпатий получил коллектив R'square за манипуляции с париками и масками. Кроме того, хочется отметить сценку группы Romantic, отличившуюся редким для J-рок-косплея свойством — она могла похвастаться ясным сюжетом. Сценарий был явно навеян известной мангой Акино Мацури «Магазинчик ужасов»: в зоомагазин приходит маленькая девочка, и таинственный хозяин предлагает ей волшебных животных — только в клетках сидят музыканты из легендарной группы Malice Mizer. Феникс для девочки слишком горяч и ярок, бабочку она отвергает, потому что та быстро умрет (вероятно, не я один вздрогнул в этот момент: «бабочка» — всеобщий любимец, барабанщик Ками — действительно умер очень молодым), летучую мышь — потому что она слишком мрачна. Тогда хозяин выпускает животных на волю...

Не менее запоминающимся стало и дефиле. Ни о каких «черных тряпочках», любовью к которым иногда попрекают J-рокеров, не было и речи: костюмы получились один другого шикарнее. Приз жюри достался участнице из Москвы, косплеившей музыканта Kaya~sama, приз же зрительских симпатий достался группе питерцев с косплеем группы D.

С парадных портретов сходят призраки.

Kaya~sama

Гран-при в номинации «J-rock дефиле».

Мой персонаж — J-рокер Кайя. Это очень многогранная личность, он пишет красивую музыку о своем мире, перевоплощается в различные образы, его много косплеят. Для меня это знаковый герой, единственный, кого я изображаю на данный момент. На создание костюма ушло почти два месяца.

А что будет дальше?

Ведьма измерений. Гран-при за фотокосплей.

Кроме сценических конкурсов, программа «Аниматрикса» включала награждение победителей соревнований, проходивших в сети. До начала конвента на сайте шло голосование за звание лучшего фанфика, сценария косплей-сценки, фанарта, йон-комы (анимешного комикса-стрипа из четырех кадров), фотокосплея. Особняком стояли видеоконкурсы, в которых состязались авторы AMV (Anime Music Video — клип из визуального ряда аниме, положенного на музыкальную композицию), видеокараоке и видеокосплея. Голосование по этим конкурсам обычно ведется отдельно, а награждение победителей должно состояться на особом мероприятии — проводимой в рамках конвента вечеринке «Видеоматрикс», ориентировочная дата проведения которой — конец февраля.

В конкурсном творчестве недостатка не было, а вот с более практическим приложением таланта и умений все обстояло гораздо печальнее. На конвенте раздавалось ровно два отпечатанных на черно-белом принтере бесплатных фэнзина: «Anime-инфо», уже много лет выпускаемый организаторами питерского фестиваля «Анимацури», и новорожденный Anigatsu, также приехавший из Петербурга. Кроме этого, среди прилавков с лицензионным аниме и привезенными из Японии фигурками-брелочками стоял один лоток, наполненный рукодельными кошачьими ушами, анимешными статуэтками, куклами, вышивками и прочим скарбом. Не было ни додзинси, то есть самостоятельно издаваемой манги (хотя ее рисуют много и очень неплохо), ни домашних альбомов звезд аниме-сцены (хотя их записывают), ни самодельных компьютерных игр. Отсутствовали даже бывающие на такого рода мероприятиях анимешники-портные, раздающие визитки и демонстрирующие фото пошитых ими костюмов.

Любой фэндом начинается с восхищения чем-то необычным и стихийного поиска собратьев по увлечению. Потом участникам становится скучно только потреблять, и начинается творчество — от фанфиков до полевых игр. Постепенно складывается общество полупрофессионалов, так называемых «просьюмеров» — одновременно потребителей и производителей. Из него со временем могут выйти настоящие умельцы, чье творчество окажется интересно за пределами фэндома. Если в Японии давным-давно так и происходит, то российский анимешный клуб прочно застрял между второй и третьей фазой. В нем есть множество талантливых и искусных людей, но они предпочитают работать для себя или в лучшем случае для конкурсов. По словам Всеволода Леглера, одного из организаторов «Анимацури», оргкомитет пытался провести в рамках фестиваля выставку, но столкнулся с сопротивлением художников, не желающих выставлять работы на публику. Ярмарки полупрофессиональных работ, обычные за рубежом, для нас пока — недостижимая мечта. В конце «Аниматрикса» организаторы объявили: либо следующий конвент превзойдет все, что они делали раньше, либо не состоится вовсе. Пределы развития достигнуты, и если на новый уровень перейти нельзя, то оргкомитет не будет и пытаться. Увидим ли мы отечественное аниме-событие масштаба японского Comiket? Или страшное действительно случится, и история «Аниматрикса» прервется, а аниме-фэндом так и не выйдет на новый уровень? Можно надеяться на счастливый исход. Но лучше, конечно, действовать решительно.

Наталья Сударева

Гран-при в номинации «Фанарт».

Дело в том, что система кулинарии в игре Ragnarok Online — весьма необычная вещь. Открываешь книгу рецептов и думаешь, как из перечисленных ингредиентов, странных и зачастую просто несъедобных, получается красивое и вкусное блюдо. Собственно, именно этот момент я и попыталась изобразить в работе, немного оживив ее курьезной ситуацией.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться