Google+
МИРЫ. DRAGONLANCE Гарри Поттер: Мир Джоан К. Ролинг 5HORRORGAMES Макс фон Сюдов
Версия для печатиФантасты: Классики. Крис Банч

Война и книги

Фантастика Криса Банча

Крис был солдатом и, в собственном понимании этого слова, патриотом.

Аллан Коул

Один из самых распространенных советов, который дают начинающим писателям опытные коллеги: писать о том, в чем хорошо разбираешься. Почти наверняка кто-то дал молодому Крису Банчу именно такой совет. Перенеся в книги богатый жизненный опыт, Банч стал одним из самых успешных авторов боевой фантастики.

Много ли вы можете с ходу назвать фантастических и фэнтезийных романов или циклов, в которых совсем не было бы войны? Чем спокойнее и безопаснее становится жизнь любителя фантастики, тем чаще обнажаются мечи и стреляют бластеры на книжных страницах. Конечно, чтобы написать хорошую военную фантастику, вовсе не обязательно побывать на передовой или отслужить два года в стройбате. Однако писатель, в свое время вдоволь понюхавший пороха и на своей шкуре испытавший, что такое война, в девяти случаях из десяти расскажет даже о вымышленных солдатах и баталиях куда убедительнее, чем фантаст с исключительно гражданским прошлым.

От войны до литературы — один шаг

Калифорниец Крис Банч родился в самый разгар Второй мировой — 22 декабря 1943 года, — однако, в отличие от многих своих сверстников, долго не расставался с мечтой примерить военную форму и с оружием в руках сразиться с вратами своей страны. И страна охотно предоставила ему такую возможность. Когда Соединенные Штаты ввязались во Вьетнамскую войну, Банч добровольно вступил в ряды звездно-полосатой армии и отправился прививать азиатам идеалы свободы и демократии. Сложно сказать, чем было продиктовано такое решение — юношескими иллюзиями или же более практическими соображениями, — однако, судя по роману о Вьетнаме «Расплата королей», номинированному на Пулитцеровскую премию, Банч вернулся на родину ярым противником войны.

И все-таки именно Вьетнаму мы обязаны рождением Банча-писателя. На войне он приобрел богатейший багаж знаний, впоследствии позволивших ему стать одним из лучших авторов военной фантастики двадцатого века. Кроме того, во время службы Банч стал проявлять интерес к работе литератора — писал заметки в армейскую газету Stars & Stripes.

Увлечение журналистикой помогло молодому ветерану Вьетнамской войны найти свое место под солнцем и «на гражданке». Причем писать Банчу приходилось про все на свете, он брался за любую работу — от статей для Rolling Stone до редактирования самиздатовского журнала о байкерах (к числу которых относился и сам). Набив руку, Крис занялся сценариями для телефильмов и сериалов, а потом замахнулся и на полноценный роман.

Но прежде чем говорить о фантастике Криса Банча, нужно упомянуть о его друге, зяте (муже сестры) и многолетнем соавторе — Аллане Коуле. Они познакомились, еще учась в колледже, а добившись определенного успеха на журналистском поприще, вновь встретились и стали работать вместе. Партнерам потребовалось около трех лет упорного труда, чтобы добиться публикации первого романа и продать сценарий телепьесы. Они еще долго будут писать для телевидения, однако всемирную славу Коулу и Банчу принесут все-таки не сценарии, а фантастические романы. Первый успех окрылил соавторов, и уже вскоре они полностью посвящают себя писательству.

Рассказывая правду о войне, Банч выступал за мир.

«Вампирский» сборник Банча — пожалуй, самая необычная из книг писателя.

Космос всегда манил Банча.

Во вселенной Вечного императора

В 1982 году вышел первый романа Криса Банча и Аллана Коула, дебютный для обоих соавторов. Книга получила название в честь главного героя — «Стэн», — а открытый ею цикл по сей день остается самым известным творением Коула и Банча. Ни совместными, ни сольными проектами писатели так и не смогли превзойти сериал о суперагенте Стэне и Вечном императоре, который вот уже несколько тысячелетий повелевает всей освоенной человечеством вселенной.

Хотя на обложках Стэн всегда один, в книгах он непременно полагается на помощь верных товарищей.

Цикл о Стэне построен по типичной для фантастического боевика схеме: тяжелое детство главного героя, возмужание, а затем — стремительный взлет к вершинам успеха и власти. За восемь томов, составляющих сериал, Стэн становится из нищего бродяги одним из лучших воинов и влиятельнейших политиков вселенной. Личный и профессиональный рост героя становится фоном для увлекательнейших приключений Стэна и его приятеля-шотландца Алекса Килгура. Сюжет закручен соавторами профессионально и выписан мастерски, боевые сцены поражают бешеным драйвом — но всё это не главные достоинства «Стэна».

Сериал Банча и Коула на редкость многообразен: соавторы не боялись ставить Стэна сотоварищи в самые разные ситуации и даже изменять стиль повествования от книги к книге. Вот герои проворачивают тайную операцию в тылу врага — а страниц через двести они уже командуют целым флотом космических кораблей, а уже в следующем томе им придется сменить мечи на орала, превратиться в дипломатов и погрузиться в политические дрязги.

И через много лет после завершения цикла Банч останется прежде всего соавтором «Стэна».

Другим козырем, который разыграли авторы цикла, стало их доскональное знакомство со внутренней кухней армии и спецслужб (отец Коула служил в ЦРУ). Фантастические по антуражу романы получились очень жизненными и реалистичными — и дело не только в юморе и характерах героев. Читая о выдуманных Банчем и Коулом политические интригах, подлых предвыборных трюках и махинациях со средствами массовой информации, то и дело невольно проводишь параллели с днем сегодняшним. И оказывается, что мрачноватое отдаленное будущее, о котором писали американские фантасты, до отвращения напоминает тот мир, где мы живем сейчас. Кроме того, тандему удалось создать одного из самых ярких и необычных фантастических диктаторов — обаятельного, циничного, жизнелюбивого мастера многоходовых интриг Вечного императора, оказавшегося едва ли не более популярным, чем сам Стэн, а ведь и тому харизмы не занимать.

Вселенная «Стэна» не менее многолика, чем тематика и стиль восьмикнижия. Соавторы предложили на суд читателя десятки планет, населенных самыми разнообразными расами с совершенно несхожими культурой, традициями и политическим устройством. Диктатура соседствует в цикле с демократией, а космические путешествия — с первобытным строем.

Единственное, что объединяет разрозненные миры в единое целое, — Вечный император, хитрый землянин, единственный обладатель секрета универсального энергоносителя «Антиматерия-2». Это вещество — не просто основа галактической экономики, а необходимое для межзвездных путешествий топливо. Имея такой рычаг влияния, бессмертный правитель может с легкостью диктовать свою волю народам вселенной. Однако даже интригану с тысячелетним стажем не всегда удается погасить конфликты в зародыше — и тогда в дело вступают Стэн с Алексом. Пока они заодно с императором, им удается все, — но идиллия не будет длиться вечно.

В «Стэне» лихие приключения гармонично сочетаются с политическим триллером. Авторы не просто развлекают читателя, но и через призму фантастики высвечивают пороки современного общества и его верхушки. А вот военная составляющая, как ни странно, порой оставляет желать лучшего: почти все космические баталии основаны на морских сражениях Второй мировой, но не слишком хорошо адаптированы для реалий межзвездных битв и потому получились неубедительными. Многие читатели отмечают, что последние романы сериала оказались слабее, чем ранние книги Коула и Банча. Конечно, с этим можно поспорить, но, в любом случае, соавторы не могли продолжать без конца историю Стэна. Настало время двигаться дальше.

Книги Криса Банча

«Стэн» (соавтор Аллан Коул)

«Стэн» (Sten, 1982)

«Волчьи миры» (The Wolf Worlds, 1984)

«При дворе Вечного императора» (Court of a Thousand Suns, 1985)

«Флот обреченных» (Fleet of the Damned, 1988)

«Месть проклятых» (Revenge of the Damned, 1989)

«Возвращение императора» (Return of the Emperor, 1990)

«Вихрь» (Vortex, 1992)

«Конец империи» (Empire’s End, 1993)

«Антеро» (соавтор Аллан Коул)

«Далекие королевства» (The Far Kingdoms, 1985)

«История воина» (The Warrior’s Tale, 1994)

«Королевства ночи» (Kingdoms of the Night, 1995)

Заключительный роман, «Возвращение воина» (The Warrior Returns, 1996), Аллан Коул написал в одиночку.

«Невидимый воин»

«Невидимый воин» (The Wind After Time, 1996)

«Битва с небесами» (Hunt the Heavens, 1996)

«Незримое божество» (The Darkness of God, 1997)

«Король-Провидец»

«Король-провидец» (The Seer King, 1997)

«Король-демон» (The Demon King, 1998)

«Король-воитель» (The Warrior King, 1999)

«Последний легион»

«Последний легион» (The Last Legion, 1999)

«Лики огня» (Firemask, 2000)

«Сила урагана» (Storm Force, 2000)

«Крушение звезд» (Homefall, 2001)

«Повелитель драконов»

«Крылья Урагана» (Storm of Wings, 2002)

Knighthood of the Dragon (2003)

The Last Battle (2004)

«Космос-Риск»

«Космос-Риск, Лимитед» (Star Risk, Ltd., 2002)

Scoundrel Worlds (2003)

The Doublecross Program (2004)

The Dog from Hell (2005)

The Gangster Conspiracy (2007, соавторы Стив и Дэл Перри)

Отдельные романы

A Reckoning for Kings (1987, соавтор Аллан Коул)

A Daughter of Liberty (1992, соавтор Аллан Коул)

The Empire Stone (2000)

«Корсар» (Corsair, 2001)

Пути расходятся, жанр остается

В конце прошлого века Банч и Коул стали настоящими звездами легендарной серии «Фантастический боевик».

Еще во время работы над «Стэном» у соавторов родился второй совместный проект, начавшийся с романа «Далекие королевства». Поменялся жанр — на этот раз Банч и Коул обратили свой взор на фэнтези. А главный герой, Антеро, в отличие от Стэна, выходец из богатой и достойной семьи — но и его судьба привела на солдатскую стезю. Сменились декорации, герои и их мотивация, зато стиль и дух творений Банча и Коула остался неизменным — в центре внимания, как и прежде, войны и интриги. Затем последовали продолжения, но, несмотря на смену главного героя (теперь эта роль досталась внучке старого друга и учителя Антеро), цикл так и не смог выйти за рамки профессионального, качественного, но все-таки не хватающего звезд с неба развлекательного фэнтези.

Что делают персонажи классического сериала Battlestar Galactica на обложке книги Банча?

Не было никаких ссор или разрыва, писатели остались хорошими друзьями, но заключительную часть тетралогии «Антеро» Аллан Коул писал уже один. С 1996 года Банч работает только в одиночку. Первый «сольник» не заставил себя долго ждать: «Невидимый воин» открыл одноименную трилогию. В ней писатель решил вернуться к жанру, принесшему ему успех, — боевой фантастике. Несколько лет спустя автор создал еще один образчик жанра — цикл «Последний легион».

Сольная карьера Банча отличается завидной плодовитостью: не проходит года, чтобы не вышла одна, а то и две книги под его именем. Впрочем, нельзя сказать, что фантаст попросту взял уже обкатанный в «Стэне» шаблон и начал без остановки штамповать литературные клоны самого известного своего цикла. Просто писатель предпочел создавать именно то, что у него лучше всего получалось, — военную фантастику с примесью шпионского боевика.

В «Невидимом воине», хотя действие разворачивается в далеком будущем, герои занимаются совсем не фантастическим делом — разыскивают древний магический артефакт. В «Последнем легионе», напротив, все по законам военной фантастики: много батальных сцен, глобальный межзвездный конфликт и пара отважных наемников, спасающих всех и вся, не забывая отпускать грубоватые шутки. Не хватает только Стэна с Вечным императором, но не хватает сильно: новые персонажи не так глубоки и оригинальны, из-за чего и весь цикл не так самобытен.

Оба цикла Криса Банча написаны умелым ремесленником от литературы, они увлекательны и вполне могут занять достойное место в коллекции любителя военной фантастики. Но до уровня «Стэна» этим произведениям далеко.

Лихие наемники не упустят своего ни в космосе, ни на поверхности планет.

Писатель-воитель

Параллельно с фантастическими циклами Крис пишет трилогию эпического фэнтези «Король-провидец», ставшую одним из самых примечательных творений автора. Источником вдохновения писателю послужила эпоха наполеоновских войн, нашлось в романах место и фэнтезийному альтер эго самого Бонапарта. Впрочем, роль главного героя досталась не ему, а лихому кавалеристу Дамастесу, который стал квинтэссенцией положительных качеств всех лучших полководцев Первой империи.

От наполеоновской эпохи в «Короле-провидце» мало что осталось, даже огнестрельное оружие заменила магия.

Впрочем, об «альтернативке» или даже историческом фэнтези речи не идет: Банч нечасто оглядывался на реальность. Например, император Тенедос у него великолепный маг, напрочь лишенный военных талантов. Гений сражений Дамастес сначала обеспечивает победы монаршему покровителю, а после «Ста дней» оказывается во главе противников Императора. В описании баталий Банч в очередной раз на высоте, и цикл можно было бы назвать отличным, если бы не обилие постельных сцен и не чрезмерное идеализирование писателем героя трилогии на фоне превращающегося в чудовище Тенедоса.

Дракон в роли «кукурузника».

В начале двадцать первого века Крис Банч продолжил опыты с фэнтези трилогией «Повелитель драконов». Построена она по тому же принципу, что и большая часть романов Банча: военная проза в антураже вымышленного мира. Автор заменил самолеты на драконов, добавил щепотку магии и юного героя, превращающегося в матерого аса, — и вот цикл готов. Только начальный роман этой трилогии был издан на русском языке, аналогичная участь постигла и последний цикл Банча — «Космос-риск», очередную вариацию на тему космического спецназа...

* * *

Закончить этот сериал писатель уже не успел: в 2005 году он скончался от рака легких. Последний роман написали по наброскам Банча его друг Стив Перри вместе с сыном. Потеряла ли фантастическая литература великого писателя? Ответ на этот вопрос будет все-таки отрицательным. Но заслуживает ли Банч, до последних дней жизни работавший над фантастическими книгами, уважения, а его романы и циклы — внимания? Определенно, да.

Посмертный роман мэтра.

Крис Банч отличался способностью писать по два-три романа в год, умудряясь не снижать качество своих книг. Он хранил редкую верность единожды выбранному направлению фантастической литературы — и не так уж важно, какие декорации он использовал для своих историй. И именно военная фантастика, конкуренция в которой традиционно крайне высока, принесла Банчу заслуженную славу одного из лучших мастеров в своем деле.

Потому, если вам интересен этот жанр, но вы не знаете, на чье творчество стоит обратить внимание, приглядитесь к Банчу. Открыв его книги, вы погрузитесь в увлекательную историю об интригах, дружбе, секретных операциях и всепобеждающей отваге — обо всем том, без чего на протяжении всей истории человечества войны были немыслимы.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться