Google+
артур кларк МИРЫ. DRAGONLANCE Сделка с дьяволом БЕСТИАРИЙ. ГЕТЫ
Версия для печатиИнтервью: Алан Коул, писатель

«У людей слишком короткая память»

Беседа с Алланом Коулом

Наш сегодняшний собеседник — далеко не самый знаменитый или титулованный англоязычный фантаст. Однако это единственный современный американский писатель, который написал фантастический роман в соавторстве с нашим соотечественником. До сих пор никто так и не повторил литературного эксперимента, на который отважились Ник Перумов и Аллан Коул.

«Фантастика первой почувствует перемены»

Здравствуйте, Аллан. Роман «Армагеддон», написанный вами вместе с Перумовым, стал заметным событием в российской фантастике. Как возникла идея поработать с Ником?

Ник Перумов и Аллан Коул.

Идею подали редакторы издательства «Армада», где выходили в русском переводе циклы «Стэн» и «Антеро». Сотрудники издательства посетили фантастический конвент в Нью-Мексико, а потом гостили у меня. За это время мы успели подружиться, и мне предложили написать книгу вместе с российским писателем. Конечно, сочинять книгу вдвоем всегда непросто, особенно для людей из разных культур, но мысль показалась мне интересной. Правда, тогда дальше разговоров дело не пошло.

Вскоре я отправился в Европу с туром в поддержку очередного романа. Незадолго до поездки мне напомнили об идее соавторства и предложили поработать с Ником — полагаю, одновременно аналогичное предложение сделали и ему. Мы обменялись несколькими письмами, а вскоре и встретились лично. Полтора дня мы провели вместе, обсуждая все на свете, и я понял, что у нас может получиться хорошая книга.

Идея базового конфликта давно уже крутилась у меня в голове, а Ник предложил перенести действие во вселенную на стыке фантастики и фэнтези. Используя его знания в области биологии и наши познания в мифологии, мы разработали мир книги. С самого начала мы решили, что в романе должно быть два основных героя — американец и русский. Линию первого писал я, второго — Ник, затем мы свели их вместе.

Не так давно на английском языке выпущен роман Ника Перумова «Гибель богов». Вы его читали?

Я не только читал его прежде, еще до выхода, но и убедил своего издателя опубликовать эту великолепную книгу. Как только «Гибель богов» появилась у нас в продаже, я сразу же заказал себе экземпляр книги, и планирую перечитать ее в ближайшее время.

Изначально «Армагеддон» писался на английском языке. Ник Перумов не очень любит этот роман, поэтому он не переиздавался в России с 2000 года.

Как вы считаете, существует ли в США спрос на переводную фантастику?

На английском языке «Армагеддон» вышел только в 2006 году.

Я совершенно точно знаю, что многие американцы с удовольствием читали бы романы российских фантастов. Проблема в том, что у нас в стране лишь несколько крупных издательств занимаются фантастикой, и их интересует только одно — получить максимальную прибыль, приложив минимум усилий. Поэтому они предпочитают выпускать книги именитых авторов, и любому новичку, тем более иностранцу, очень сложно пробиться на рынок.

Думаю, развитие информационных технологий изменит ситуацию. Маленькие издательства, которые специализируются на распространении электронных версий книг, уже подтачивают монополию гигантов. Кажется, нас ждет повторение истории с млекопитающими и динозаврами, и первым жанром, который почувствует перемены, скорее всего, будет именно научная фантастика.

Какие впечатления остались у вас после визита в Россию?

Мы с женой посещали вашу страну дважды. В первый раз — еще во времена СССР, когда у власти был Горбачев. К сожалению, тогда пришлось почти все время провести с туристической группой, и мы толком не пообщались с простыми людьми. Но мне запомнилось, как в последний день нашего пребывания в Ленинграде, выходя из оперы, мы увидели группу молодых солдат, окутанных таинственным ореолом света, — как раз было время белых ночей. Я проговорил с ребятами около получаса и, прежде чем наш автобус уехал, подписал и подарил каждому по книжке из цикла «Стэн», которые взял с собой на всякий случай. Почти через десять лет эти романы стали бестселлерами в России, и я порой гадал, как сложилась судьба этих солдат, узнали ли они, что за книги попали им тогда в руки, помнят ли они о встрече с их автором.

Знаменитый тандем пробует силы в фэнтези.

В следующий раз мы приехали в Москву во время того самого рекламного тура, посетили множество достопримечательностей и познакомились с огромным количеством замечательных людей, в том числе с Ником Перумовым.

Вы много путешествуете. Какое отражение находят эти поездки в книгах?

Меня очень сильно вдохновляет посещение других стран. Многое из того, что я видел, путешествуя по Европе или таким экзотическим местам, как Антарктика, нашло свое отражение в романах о Стэне или других циклах.

Как раз недавно у меня появилась идея романа под рабочим названием The Tiger Queen. Читавшие «Стэн» наверняка помнят гурков — непальских гвардейцев Вечного императора. Уже несколько месяцев поклонники зовут меня приехать в Катманду. Пока я обдумывал их предложение, у меня начала вырисовываться новая книга. Теперь я очень хочу принять приглашение, ближе познакомиться с культурой этого региона, и тогда, думаю, у меня получится воплотить идею в жизнь.

Годы, отданные вами журналистике, как-нибудь помогают в писательском творчестве?

Безусловно, помогают. У тех, кто серьезно занимается журналистикой, вырабатывается собственный стиль, а также самодисциплина. Я работаю пять дней в неделю по восемь, а когда заканчиваю книгу, то и по двенадцать часов в сутки. Но при этом каждый год нахожу время для отпуска и отдыха. Эти привычки выработались у меня за то время, что я проработал журналистом. Кроме того, я приучил себя вести блокнот, куда записываю различные идеи, привык тщательно работать с различным справочным материалом и скрупулезно проверять все факты. И сейчас я прочитываю не менее двух десятков книг, прежде чем приступить к очередному роману.

Популярный на Западе роман не снискал в России особой славы, и окончание трилогии о Тимуре так и не вышло в нашей стране.

К сожалению, у столь ответственного подхода к работе есть и оборотная сторона: в последнее время Аллан нечасто радует своих поклонников новыми книгами, и они уже не пользуются тем успехом, что пять-десять лет назад. А в современной России почти невозможно найти в продаже «Армагеддон», да и переиздававшийся несколько раз цикл «Стэн» успел превратиться в библиографическую редкость. А ведь именно этот сериал прославил на весь мир имя Аллана и его соавтора Криса Банча.

«Многие наши идеи воплотились в жизнь»

Вам принесли известность книги, написанные с Крисом Банчем. Из-за чего вы перестали работать в соавторстве?

Мы оба стали известны еще до того, как начали писать вместе: и я, и Крис сделали себе имя, работая журналистами. Мы были молоды, полны идей и мечтали посвятить себя писательству, но основная работа отнимала большую часть нашего времени. Объединив усилия, мы смогли отчасти решить эту проблему. Хотя иногда я так выматывался, что буквально засыпал за рулем, возвращаясь домой от Криса.

Но мы никогда не собирались всю жизнь работать вместе. В наши планы входило лишь стать первым литературным тандемом в боевой фантастике, и, кажется, нам удалось справиться с этой задачей. Но у каждого из нас оставались собственные интересы и задумки: Крис отдавал предпочтение военным историям, меня же больше интересовали закулисные интриги. Поэтому в середине девяностых мы сосредоточились на сольном творчестве, оставшись добрыми друзьями.

Заключительная часть самого успешного сольного цикла Аллана.

В мире «Стэна», как и во многих других фантастических вселенных, человечеством правит император, наделенный почти безграничной властью. Получается, в условиях космического государства почти неизбежно возвращение к монархии?

Мы с Крисом придумали Вечного императора как раз для того, чтобы показать порочность «космического абсолютизма». Мы считали, что посредством таких персонажей фантастика пропагандирует тиранию, и решили показать, как подобная система функционировала бы в реальности. Нас поражало, что люди не перестают верить в чушь о «просвещенном монархе». Очередной красноречивый мерзавец выйдет на трибуну, трогательно поведает о том, как его заботят нужды простого человека, и толпы тут же готовы носить его на руках.

Впрочем, я не считаю, что существует идеальная форма социального устройства. В политике не действуют законы эволюции. Что лучше для общества в данный момент, определяется конкретными условиями и обстоятельствами. Конечно, тот, кто находится у власти, всегда утверждает, что нынешняя система лучшая из возможных, а его политические оппоненты говорят, что при них все заживут припеваючи. К сожалению, люди редко на самом деле выбирают, кто будет ими управлять. А когда выбор все-таки есть, общество склонно к ошибкам.

То есть вы с самого начала решили превратить Вечного императора из протагониста в отрицательного персонажа?

За два с лишним десятка лет «Стэн» не утратил привлекательности.

Император оставался злодеем на протяжении всего цикла. Если внимательно проследить за его словами и поступками, это становится очевидным. Посмотрите, как он себя ведет! Он с самого начала был очаровательным негодяем, который может с улыбкой на лице перерезать вам горло, после чего очень вежливо с вами попрощается. Да, мы с Крисом постарались выписать черты его характера и манеру говорить так, чтобы он вызывал симпатию. Но что с того? Я видел очень милые фотографии, на которых Гитлер играет с собакой!

И только на контрасте с таким персонажем мы могли заставить Стэна выглядеть положительным героем. В конце концов, он профессиональный убийца, но на фоне императора кажется милым и приятным парнем.

Однако многим читателям не пришлось по нраву противостояние Стэна и императора. Бытует мнение, что финал цикла вышел несколько смазанным...

Не соглашусь с подобной точкой зрения. Цикл издан на тринадцати языках, и, сколько я ни встречался с читателями, большинство нахваливали именно заключительные романы серии, потому что в них мы не только завершили сюжет, но и заставили по-новому взглянуть на предыдущие части истории. Именно после того, как мы завершили цикл, некоторые критики назвали его «сногсшибательной фантастической сагой». Те же немногие, кто оказался разочарован финалом, видимо, очень наивны и верят в такие абстракции, как благородный диктатор или добрый миллиардер.

Получается, как бы ни развивалась цивилизация, бесчестные политические махинации и кровавые конфликты останутся ее вечными спутниками. Неужели с этим ничего нельзя поделать?

Совершенно верно, все будет идти, как идет. Простите, но так уж устроен человек. И не в нечистых на руку политиках проблема, с людьми беда — у них слишком короткая память. Сколько раз уже случалось, что народ обманывали и ввергали в пучину катастроф. А затем не проходило и поколения, как появлялся очередной молодчик, который навешивал людям лапшу на уши, используя почти ту же риторику, что его предшественник, — и ему верили! Что приводило к еще большим бедствиям.

Большинство политиков из «Стэна» списано с живых людей, с которыми мне приходилось сталкиваться в бытность журналистом. Я расследовал деятельность такого количества коррумпированных политиканов и чиновников, что вы просто не поверите, если я начну перечислять! Однажды благодаря моим усилиям за решетку попал главарь группы, которая использовала лазейки в законах, чтобы отнимать у пенсионеров и ветеранов их дома. И этот парень, прежде чем сел в тюрьму, с негодованием вопрошал, за что я против него ополчился! К счастью, дома старикам вернули, но преступник получил очень маленький срок.

Главный герой Коула и Банча побывал воришкой, военным преступником, шпионом, телохранителем, спецназовцем, дипломатом, адмиралом и лидером повстанцев.

Война между Империей и Таанским союзом очень напоминает борьбу США и Японии во время Второй мировой. Это сходство не случайно?

Почти все конфликты во вселенной «Стэна» в большей или меньшей степени основаны на известных войнах. Лишь несколько мы от начала и до конца придумали — но не прошло и десятка лет, как многие из наших идей воплотились в жизнь. Перелистывая старые записные книжки, я с удивлением обнаружил, сколько событий нам удалось предугадать.

Мы намеренно сделали Таанский союз похожим на Японию, в которой кодекс бусидо всегда играл важнейшую роль. С одной стороны, нам показалось интересным описать противостояние таких сильных воинов, как Стэн и леди Этего. С другой стороны, демонстрируя то, как Вечный император ведет войну, мы стали постепенно разрушать его идеализированный образ.

Сериал о «Стэне» по праву считается одной из жемчужин военной фантастики. В романах этого цикла Коул и Банч сумели соединить увлекательные военные кампании с многоходовыми политическими интригами. Авторы писали о том, в чем прекрасно разбираются, и потому их истории получились не только увлекательными, но и удивительно реалистичными.

«Одному работать проще»

В последние годы все больше фантастики проникает на телевидение. С чем, на ваш взгляд, связан недавний взлет популярности телесериалов?

Сериалы, над которыми работал Коул, сейчас либо забыты, либо перешли в категорию классики.

Безусловно, фантастические сериалы последних лет на голову превосходят все то, что снималось в мою бытность сценаристом. И дело не только в спецэффектах, прогресса удалось добиться благодаря тому, что к работе над сериалами все чаще привлекают состоявшихся фантастов.

Вы с Крисом Банчем работали над сериалом Galactica 1980, а новая версия Battlestar Galactica стала одним из популярнейших телешоу последних лет. Как вы оцениваете возрождение вселенной?

На мой взгляд, Galactica 1980 — один из худших сериалов в истории телевидения. Мы с Крисом просто ненавидели это шоу, нам абсолютно не нравилось над ним работать, и мы напились на радостях, когда узнали, что его закрывают. Новая Battlestar Galactica — совсем другое дело! Я рекомендую посмотреть этот замечательный сериал всем, кто неравнодушен к качественной космической фантастике.

В последний раз романы Коула публиковались на русском языке в 2003 году.

А есть ли шанс, что приключения Стэна будут перенесены на экран?

Вероятность появления сериала по мотивам наших книг очень велика. Уже несколько раз в последний момент срывались планы компаний, собиравшихся экранизировать «Стэна», — в Голливуде такое случается сплошь и рядом. Но недавно компания самого Джорджа Лукаса приобрела права на съемку полнометражного мультфильма, а солидная европейская фирма планирует выпустить компьютерную игру по мотивам «Стэна». Если повезет, работа над обоими проектами начнется в ближайшее время.

Вам не привыкать работать в команде и над сценариями, и над романами. Вы легко находите общий язык с соавторами?

Совместное творчество — тяжелый труд. Решаясь на него, нужно приготовиться смирять собственное эго. Со временем я освоил один хитрый прием: если у меня с соавтором возникал спор, который никак не удавалось разрешить миром, мы просто переносили его на страницы книги. Из нашей дискуссии рождалась новая сцена, а решать, кто прав, мы оставляли читателю.

Одному работать гораздо проще. Единственная проблема заключается в том, что я и сам с собой соглашаюсь достаточно редко.

И в заключение — несколько слов для ваших российских поклонников...

Мои слова будут не просто данью традиции, поверьте, они идут от чистого сердца. Я объехал весь мир, но нигде не находил таких преданных, умных и образованных читателей, как в России. С появлением интернета я стал регулярно получать письма от своих российских поклонников, — и их комментарии, советы и критика оказали значительное влияние на мое творчество. Желаю всем своим российским друзьям и читателям долгих лет жизни, счастья и свободы.

До новых встреч, буду рад снова побеседовать с вами... на Марсе. Надеюсь, Россия построит на Красной планете небольшую колонию, куда пустят погостить пожилого американского фантаста. Там и встретимся, году эдак в 2027-м.

Цикл «Антеро», начатый с Банчем, Аллан завершил уже один.

Что ж, раз сбылись многие другие предсказания Коула, почему бы не воплотиться в жизнь и этому? Мы благодарим писателя за беседу и желаем ему долгих лет жизни и новых творческих успехов.

Досье: Аллан Коул

Аллан Коул родился в 1943 году в семье военного офицера, позднее завербованного ЦРУ. Детство будущий писатель провел в постоянных переездах: он побывал во многих странах Европы, Ближнего и Дальнего Востока. Впоследствии семья Аллана поселилась в Лос-Анджелесе, где Коул окончил университет и начал работать репортером.

Журналистике Аллан отдал четырнадцать лет своей жизни, а затем вместе с другом Крисом Банчем решил посвятить себя литературе. Свой первый роман «Стэн», с которого начался прославивший соавторов цикл, они закончили в 1979 году (еще три года ушло на поиск издателя).

Более пятнадцати лет Банч и Коул работали дуэтом — об их совместном творчестве вы можете прочитать в рубрике «Классики» этого номера «Мира фантастики». Во второй половине девяностых Аллан Коул создал «сольную» фэнтезийную трилогию о Тимуре, куда вошли романы «Когда боги спали» (Wizard of the Winds, 1997), Wolves of the Gods (1998) и The God’s Awaken (1999). После этого Аллан совместно с Ником Перумовым написал фантастический роман «Армагеддон» (Lords of Terror) — на сегодняшний день это последнее обращение Коула к крупной форме.

В восьмидесятых годах Аллан Коул писал сценарии для популярных телевизионных сериалов, среди которых немало фантастических: The Incredible Hulk, Buck Rogers in the 25th Century, Werewolf и Galactica 1980. Интернет-страничка писателя расположена по адресу acole.com.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться