Google+
Как достоверно описывать невозможное Code Geass Вселенная «Magic: The Gathering» МИРЫ. MIGHT & MAGIC
Версия для печатиМиры: Миры. Мир Терри Пратчетта. Плоский мир - адаптации

Многоликий Плоский мир

Адаптации книг Терри Пратчетта

Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся, оригинальных и вообще прекрасных идей. Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.

Терри Пратчетт «Мор, ученик Смерти»

Плоский мир

Знаменитый британский фантаст Терри Пратчетт не написал главной книги своей жизни — точнее говоря, он пишет ее уже двадцать с лишним лет. Фэнтезийная серия о Плоском мире насчитывает свыше сорока томов и пользуется неослабевающей популярностью как на родине, так и по всему миру. Тонкий английский юмор и умение доступно говорить о серьезных вещах стали отличительными чертами не только книг Пратчетта, но и их кинематографических, комиксовых, игровых переложений.

По мотивам романов Терри Пратчетта не снимали многомиллионных блокбастеров вроде «Гарри Поттера» и не создавали целого сонма настольных игр, как по «Песни льда и пламени». И все-таки не только литературным талантам знаменитого юмориста от фантастики обязан своим существованием Плоский мир. Еще рано говорить о том, что эта фэнтезийная вселенная зажила собственной жизнью: ее создатель уверенно держит бразды правления и далеко не каждому позволяет прикоснуться к своему детищу. С другой стороны, уступая другим мультимедийным проектам в количестве, Плоский мир не позволяет себе снижать планку качества.

Образ на экране

Возможно, кинематограф сегодня утратил позиции главного из искусств, но уж точно остается самым массовым. С него и начнем. Да, на улицах не встретишь афиш, приглашающих на премьеру очередного фильма о Ринсвинде, а в пунктах проката не найдешь дисков с полнометражками о страже Анк-Морпорка. Однако в формате «маленького экрана» — телевизионного — произведения Терри Пратчетта чувствуют себя вполне уютно.

Внучка Смерти на страже Страшдества.

Самый дорогой и громкий проект, основанный на книгах Пратчетта, вышел в эфир британского кабельного канала Sky One в канун Рождества 2006 года. Впрочем, дорогой двухсерийная экранизация «Санта-Хрякуса» может считаться лишь номинально: потраченные на нее шесть миллионов фунтов стерлингов по современным меркам — просто детский лепет. Скромный бюджет не мог не сказаться на видеоряде: «Санта-Хрякус» выглядит скорее детской новогодней сказкой, чем серьезной экранизацией популярного фэнтези-романа. Впрочем, кто возьмется утверждать, что первоначальная задумка авторов телефильма не была именно такой?..

Слово творца: Терри Пратчетт

«Санта-Хрякус» — далеко не первый роман в серии о Смерти и, наверное, не самое ваше известное произведение. Как вышло, что именно он оказался экранизирован?

С точки зрения режиссера, особенно ограниченного в финансах, у «Санта-Хрякуса» очень много плюсов. Во-первых, действие романа разворачивается в запоминающихся декорациях, которые при этом сравнительно несложно было воссоздать в Англии. Во-вторых, дело в рождественских мотивах, которые есть в книге: релиз фильма был приурочен к праздникам. Хотя основная причина — все-таки не в этом, а в бюджете, который не позволял снимать с особым размахом. Сам я с готовностью принял предложение об экранизации, потому что считаю «Санта-Хрякуса» одной из ярчайших книг серии. И я очень рад, что в фильме удалось сохранить дух и атмосферу романа.

В ходе работы над мини-сериалом кинематографисты тесно сотрудничали с Терри Пратчеттом: демиург Плоского мира даже исполнил эпизодическую роль в «Санта-Хрякусе». Но главное, конечно не в этом. Участие Пратчетта помогло сделать фильм очень близким к роману-первоисточнику и по стилю, и по духу. В итоге получилась идеальная недорогая экранизация — если понимать под этим термином киноиллюстрацию к роману, а не более-менее самостоятельное произведение. В принципе, телефильм может смотреть и человек, не знакомый с первоисточником, хотя такой зритель рискует многое упустить — например, детали отношений между Смертью и его внучкой.

Может быть, Пратчетт и не умеет снимать фильмы, зато успешно в них снимается.

Попал на телевизионный экран и персонаж детской трилогии Пратчетта — Джонни Максвелл. Британский мальчонка оберегает наш мир от призраков в сериале «Джонни и мертвецы» (1995) и отправляется во времена Второй мировой в трехсерийном телефильме «Джонни и бомба» (2006).

Уже десять лет о ведьмах можно не только читать книги, но и смотреть мультик.

Впрочем, в основу всех перечисленных экранизаций легли не самые известные книги Пратчетта. Но не остались обойдены вниманием телевизионщиков и более известные произведения — а именно «Вещие сестрички» и «Роковая музыка», по мотивам которых в 1996 году были выпущены мультсериалы. Может показаться странным, что экранизировать решили не первые романы циклов о Ведьмах и Смерти, однако выбор был обусловлен отнюдь не безалаберностью студии Cosgrove Hall. Поскольку сериалы были рассчитаны прежде всего не на поклонников Плоского мира, а на массового британского зрителя, их решили снять по мотивам книг с наиболее узнаваемыми культурными аллюзиями. Любой образованный англичанин без труда поймет, что в «Вещих сестричках» пародируются пьесы Шекспира, а уж современный рок, пробравшийся на Плоский мир в «Роковой музыке», тем более не нуждается в дополнительном представлении. Несмотря на далеко не совершенную графику, оба мультсериала смотрятся влет — в первую очередь благодаря тому, что их авторам удалось сохранить атмосферу Плоского мира. И еще один небольшой, но приятный бонус — голос Кристофера Ли, которым говорит Смерть.

Слово творца: Терри Пратчетт

Юмористическое фэнтези нередко почти лишено сюжета. Как вы считаете, подобные произведения сложнее экранизировать, чем стандартное фэнтези?

Любопытный вопрос. Всегда хорошо, если у книги есть внятный сюжет, как у «Санта-Хрякуса», потому что должен быть некий стержень, на котором все держится. Вспомните хотя бы «Автостопом по галактике», который пришлось несколько переработать, потому что оригинальный стиль Дугласа Адамса просто не вписывается в формат современного кино. Именно поэтому «Цвет волшебства» и «Безумную звезду» решено снять в виде единого фильма, разделенного на две части. Объединить эти книги не так сложно, как кажется, ведь в «Цвете волшебства» практически отсутствует сюжет, весь роман по сути дела состоит из бесконечных шуток и гэгов.

Для полноты картины упомянем о двух любительских экранизациях пратчеттовских книг. В Германии поклонники Плоского мира поставили ленту «Дамы и господа», а австралийские фэны сняли фильм под названием «Беги, Ринсвинд, беги!».

Веселые картинки

Если мультфильмы в плане рисунка оставляют желать лучшего, то прочие графические воплощения Плоского мира заслуживают по большей части лестных отзывов. Первым художником, чье имя стойко ассоциируется с творчеством Терри Пратчетта, стал маститый английский иллюстратор Джош (полное имя — Рональд Уильям) Кирби. Этот художник старой школы начал профессиональную карьеру живописца еще в 1954 году и отдавал предпочтение работе масляными красками. Удивительно, но автор четырех с лишним сотен обложек для различных фантастических романов вошел в историю всего благодаря своим юмористическим полотнам.

Джош Кирби помог Пратчетту оказаться среди своих героев.

Слово творца: Терри Пратчетт

На основе ваших романов создано множество разнообразных произведений. Какой формат кажется вам наиболее удачным для воплощения историй о Плоском мире?

Я бы хотел видеть свои книги экранизированными. Когда я пишу, перед моим внутренним взором всегда рисуется четкая картина происходящих событий. Сейчас я работаю над романом Nation. Даже когда я откладываю перо в сторону, эта книга продолжает жить в моем воображении в виде полноценного фильма. Мне остается только остановить кадр и описать увиденную сцену. Жаль, я не умею ставить фильмы, иначе сам снимал бы экранизации своих книг.

Джош Кирби начал оформлять романы Пратчетта еще до того, как те принесли писателю всемирную славу: в 1983 году он нарисовал обложку для «Цвета волшебства», и уже через несколько лет стал постоянным оформителем Плоского мира. Вопреки традиции, существующей в западной издательском бизнесе, согласно которой художник общается исключительно с арт-директором, а писатель не имеет никакой власти над оформлением своих книг, Кирби и Пратчетт сотрудничали достаточно тесно. Получив заказ на очередную обложку, художник всегда созванивался с писателем, чтобы обсудить детали будущей картины. Неудивительно, что для миллионов поклонников Плоского мира работы Кирби оказались единственно верным художественным воплощением пратчеттовских книг.

Но жизнь, вернее, Смерть, вносит свои коррективы. В 2001 году, на семьдесят третьем году жизни, Джош Кидби скончался. В последние годы жизни художник пытался найти в Лондоне помещение для выставки своих картин по Плоскому миру, но планам не было суждено воплотиться.

Один из сборников иллюстраций Кидби по мотивам Плоского мира.

С тех пор вся тяжесть работы по оформлению романов Пратчетта легла на плечи Пола Кидби, которого из-за созвучной фамилии нередко путают с Джошем. Пол и прежде рисовал героев Плоского мира: в 1996 году он выпустил 32-страничный альбом с изображениями самых известных обитателей Диска. А в 2004 году вышел томик The Art of Discworld — полноценное собрание «плоскомирных» работ Кидби, причем часть рисунков была представлена широкой публике впервые. Кидби оформил два из трех атласов выдуманных Пратчеттом земель и весей, а также стал соавтором иллюстрированной книги «Последний герой» — одного из самых оригинальных и ярких проявлений Плоского мира.

Решите заглянуть к Смерти в гости — не забудьте карту.

Слово творца: Терри Пратчетт

Наш журнал назвал «Последнего героя» самым стильным проектом прошлого года. Как у вас с Полом Кидби проходила работа над этой книгой?

Мы оба потратили очень много сил на создание этой книги. Достаточно сказать, что у Пола ушло около полутора лет на создание всех иллюстраций, а мне пришлось ужимать роман до объема повести. Можно смело сказать, что «Последний герой» — плод долгой совместной работы, которой я остался очень доволен. Но такие книги стоят очень дорого и, прежде чем браться за их создание, нужно быть твердо уверенным в том, что усилия окупятся. То же можно сказать и о книге The Art of Discworld, хотя она и представляет собой «всего лишь» сборник иллюстраций с моими комментариями. В обозримом будущем в Англии должен выйти иллюстрированный вариант романа The Wee Free Men. Других подобных книг я в ближайшее время не планирую, потому что их подготовка отнимает много времени, а сейчас оно нужно мне для новых романов.

Если повесть о последнем подвиге Коэна-варвара изначально создавалась как сплав литературного содержания и графической формы, то, работая над прочими своими романами, Пратчетт вряд ли задумывался об их адаптации в виде комиксов. Тем не менее, с четырьмя из них это произошло. И если «Цвет волшебства», «Безумная звезда» и «Мор, ученик Смерти» могут быть интересны, пожалуй, только записным поклонникам Плоского мира, то самую свежую на нынешний момент графическую новеллу — «Стража! Стража» — можно смело назвать удачной. Стильный рисунок Грэхема Хиггинса, который очень удачно уловил сущность героев, а также неплохое переложение текста первоисточника придутся по нраву даже взыскательному любителю комиксов.

«Цвет волшебства» в цветных картинках одноименной рисованной истории.

Любимый город может спать спокойно (последняя страница комикса «Стража! Стража!»).

Куда летит черепаха?

Перебрав традиционные способы зарабатывать на известном бренде, англичане принялись изыскивать способы оригинальные. Невозможно не вспомнить о Стивене Бриггсе — английском сценаристе, актере и драматурге, «подсевшем» на романы Терри Пратчетта. О Бриггсе шутят, что он знает о Диске больше, чем сам Пратчетт. Недаром в соавторстве с ним писатель подготовил и выпустил The Discworld Companion — своего рода энциклопедию и путеводитель по Плоскому миру.

Стивен Бриггс и орангутан помогут вам не заблудиться на просторах Диска.

С книжных страниц на театральные подмостки и обратно — один из изданных сценариев Бриггса.

Начиная с 1991 года Бриггс создает театральные постановки на основе произведений Пратчетта, лично участвуя в большинстве из них. Он уже поставил спектакли на основе четырнадцати книг о Плоском мире и примерил на себя роли многих персонажей — от Смерти до лорда Витинари. Пьесы Стивена Бриггса изданы отдельными томиками и продаются в английских книжных магазинах наравне с оригинальными романами Терри Пратчетта. Но неугомонному Бриггсу мало и этого: он начитал несколько аудиороманов (вообще, в звуковой формат переведены почти все книги о Плоском мире) и даже получил за это пару престижных премий.

Кто готов примерить балахон Смерти?

«Нуарный» детектив в реалиях Плоского мира.

А не хотелось ли вам самим почувствовать себя в шкуре обитателей Диска? И такую возможность предоставил поклонникам своего творчества Терри Пратчетт при содействии компании Steve Jackson Games. Совместными усилиями они выпустили в 1998 году ролевую игру GURPS Discworld, затем последовало дополнение GURPS Discworld Also, а в 2002 году основные правила были переизданы и снабжены иллюстрациями Пола Кидби.

Слово творца: Терри Пратчетт

Как обстоят дела с фильмом, который собирается снимать Сэм Рэйми?

Я стараюсь не интересоваться этим проектом. Кажется, дело сдвинулось с мертвой точки и скоро должен начаться подбор актеров, но точную информацию я рассчитываю получить только после визита в США. Это будет серьезный дорогой голливудский фильм. Если в Англии я могу влиять на съемочный процесс и к моему мнению вынуждены прислушиваться, то в Голливуде этого просто не умеют. Насколько я могу судить, Сэм очень хорошо понимает суть моего романа и горит желанием снять на его основе фильм. Это позволяет мне надеяться, что все будет сделано отлично.

Что же до видеоигр по Плоскому миру, то они выходили аж с 1986 года. Первые три, посвященные приключениям Ринсвинда, были неразрывно связаны с оригинальными романами и представляли собой ничем не примечательные приключенческие «бродилки». А вот вышедшая в 1999 году Discworld Noir оказалась несколько интереснее. Она могла похвастать оригинальным сюжетом (игрок брал на себя роль единственного на Диске частного детектива), а также своеобразным юмором, основанным на пародировании «нуарных» детективов.

* * *

Впрочем, вернемся к кинематографу. «Санта-Хрякус» был тепло встречен публикой, а это значит, что не за горами продолжение банкета. Канал Sky One уже дал добро на съемки фильма, основанного на «Цвете волшебства» и «Безумной звезде». Судя по всему, нас ожидают еще две двухчасовых серии, на этот раз — о незадачливом волшебнике Ринсвинде и первом туристе Плоского мира Двацветке. Но если этот сравнительно недорогой телефильм вряд ли вскорости выберется за пределы Великобритании, то другое произведение Пратчетта имеет хорошие шансы в ближайшем будущем попасть на большой экран. Мы имеем в виду детскую книгу о нелегкой жизни фей The Wee Free Men, экранизировать которую намеревается Сэм Рэйми. Пока проект замер на начальной стадии, но мы надеемся, что в скором времени он сдвинется с мертвой точки и Плоский мир продолжит набирать более чем заслуженную популярность.

Увидим ли мы фей на большом экране? Зависит от Сэма Рэйми.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
СУМРАК
№ 1
15.04.2008, 12:53
Арт сборники, на то и арт сборники, они всегда выполнены должным образом... И сравнивать их анимацией как-то глупо.
Grindel
№ 2
24.04.2008, 16:41
>Мы имеем в виду детскую книгу о нелегкой жизни фей The Wee Free Men

Большая просьба, узнавайте хотя бы примерный сюжет книги, прежде чем о ней написать. Никакой "нелегкой жизни фей" в трилогии про Тифани вообще нет.
Дофин
№ 3
24.04.2008, 19:34
Grindel, если я ничего не путаю, страна эльфов у Пратчетта в оригинале называется Fairyland, а само слово fairy служит чуть ли не синонимом эльфа. Называть пратчеттовских эльфов феями, конечно, неправильно, но и не называл бы это критической ошибкой.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться