Google+
МИРЫ. МЕТРО 2033 орлы 5HORRORGAMES Росомаха
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2007

Книги 2007

Ушедший год нельзя назвать ярким для фантастической литературы. Главное его событие можно было предсказать задолго: уже в 2006-м всем было известно, когда выйдет седьмой и последний томик о Гарри Поттере. К счастью, мы не присуждаем «Книгу года» переводным произведениям — а то бы интрига совсем пропала.

Что же касается неожиданностей и тенденций, то они в 2007 году не относились к самой фантастической литературе, а располагались где-то около. В бюджеты издательств мы не заглядывали, однако, по ощущениям, фантастику стали больше рекламировать. С одной стороны, это хорошо — популярности любимым жанрам прибавится. С другой — там, где тратят (а значит, и делают) большие деньги, музы обычно не на первых ролях.

На роль бомбы года мог бы претендовать роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033», подобранный чуть ли не в интернете и раскрученный до ста тысяч тиража и рекламных щитов на центральных улицах столицы, — если бы пару лет назад эта книга уже не выходила безо всякой помпы. Возможно, есть некий символизм в том, что роман Глуховского стал «всенародным бестселлером» именно в 2007-м: два года назад издатели не были готовы вкладываться в столь масштабную раскрутку фантастического романа. А теперь, видимо, пример киношников вдохновил.

Итак, в прошлом году русская фантастика показала стабильное и предсказуемое развитие. Мэтры выпустили очередные книги в своем духе, появилась очередная когорта «новых имен», издательства напечатали немного хороших переводов и побольше — плохих. Молодые и талантливые писатели снова поругались с премированными да маститыми. Состоялись ежегодные конвенты; впрочем, недоставало «Аэлиты».

В прошлом году рецензенты «Книжного ряда» существенно расширили сферу своих интересов. Появились долгожданные обзоры дисков (аудиокниг и музыкальных альбомов), рецензии на рисованные истории, зарубежные книги и научно-популярные издания. Для последних мы решили ввести в этих «Итогах» отдельную номинацию. Ну а до определения лучшего комикса или диска очередь наверняка дойдет через год.

Лучшее зарубежное фэнтези

Претенденты: Лоис М. Буджолд «Разделяющий нож»; Урсула Ле Гуин «Проклятый дар»; Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры»; Джон Райт «Последний страж Эвернесса»; Тэд Уильямс «Марш теней»; Робин Хобб «Дорога шамана»

Скотт Линч
Обманы Локки Ламоры

Переводного фэнтези в этом году выходило много, поэтому мы волевым решением не стали даже номинировать вторые, третьи, девятнадцатые части сериалов на эту награду. Впрочем, качественных внецикловых романов на русском языке почти не появилось — с натяжкой к ним можно причислить двухтомный «лавбургер» Лоис М. Буджолд. Поэтому костяк номинации в этом году составляют начальные книги новых сериалов — тех, которые мы наверняка будем читать и через год, и через два.

Обласканный западными критиками роман Скотта Линча не то чтобы не оправдал наших ожиданий, но поднятая вокруг него шумиха намекала на большее. Впрочем, если бы все фантасты дебютировали на таком уровне, мы жили бы в совершенно другом мире. Например, в Каморре — срисованном с позднесредневековой Венеции фэнтезийном городе, где плетет паутину своих обманов удалой вор Локки Ламора. Что-что, а вселенную Линч придумал на пять с плюсом. С удовольствием вернемся в нее еще не раз — а потщательнее закручивать сюжет и получше мотивировать персонажей писатель со временем научится, потенциал у него есть.

Конечно, «Обманы Локки Ламоры» не лучше новых книг Тэда Уильямса, Робин Хобб, Урсулы Ле Гуин. Но и не хуже их — а это уже говорит о многом. Итак, наша первая награда в этом году отправляется к талантливому американскому дебютанту.

(Рецензия на книгу — в №12 за 2007).

Лучшая зарубежная фантастика

Претенденты: Вернор Виндж «Ложная тревога»; Уильям Гибсон «Страна призраков»; Кристофер Прист «Лотерея»; Мэтт Рафф «Канализация, газ & электричество»; Чарльз Стросс «Небо сингулярности»; Роберт Хайнлайн, Спайдер Робинсон «Переменная звезда»

Мэтт Рафф
Канализация, газ & электричество

Если бы «Мир фантастики» отмечал наградами самые оригинальные названия фантастических книг, у романа Мэтта Раффа не было бы конкурентов в этой номинации. Впрочем, и лучшей зарубежной фантастикой года «Канализация, Газ & Электричество» стали вполне заслуженно. Одни сравнивают эту книгу с «продвинутой» фантастикой сороковых-пятидесятых, другие находят в ней влияние Нила Стивенсона, третьи считают социальной сатирой в духе Свифта и Воннегута, четвертые отмечают интерес Раффа к политическим теориям… Для нас «КГЭ» — в первую очередь замечательная фантастическая книга. Совершенно психоделический мир, лежащий где-то между вселенными ретрофантастики и «новых странных». Нетривиальный сюжет, поначалу выглядящий разрозненными фрагментами, а затем мастерски сплетенный в одну мегаисторию мирового заговора. Реалистичные  — насколько это возможно в столь причудливых декорациях — персонажи. Плюс приятные дополнения русского издания: безупречный перевод и великолепная обложка. Мы признаем заслуги Гибсона, Винджа, Стросса — но Мэтт Рафф в этом году перещеголял всех.

(Рецензия на книгу — в №8 за 2007).

Лучшие зарубежные мистика, триллер, городское фэнтези

Претенденты: Клайв Баркер «Книги крови»; Стивен Кинг «История Лизи»; Энн Райс «Меррик»; Джоан К. Ролинг «Гарри Поттер и дары смерти»; Ким Харрисон «Мертвая ведьма пошла погулять»; Джо Хилл «Призраки двадцатого века»

Клайв Баркер
Книги крови

Затеянное в этом году издание собрания сочинений Клайва Баркера на русском языке — лучшее признание заслуг этого многогранного фантаста. Однако среди множества достойных его произведений шеститомник «Книги крови» (вышедший у нас в трех книгах) занимает особое место. Вошедшие сюда рассказы заложили основу целого фантастического направления — так называемого сплаттерпанка. Сегодня он, конечно, не столь популярен, как, скажем, городское фэнтези, однако у сплаттерпанка наверняка большое и кровавое будущее.

Конечно, «Книги крови» — чтение не для всех, даже — для немногих. Однако, погружаясь в натурализм и даже садо-мазохизм, Баркер не забывает о литературных достоинствах. Качество его рассказов всегда на высшем уровне — чего, к сожалению, не скажешь о некоторых его романах. А потому из всего собрания его сочинений мы выбрали именно «Книги крови» — настоящий шедевр литературы ужасов, не только этого года, но и нескольких последних десятилетий.

(Рецензия на книгу — в №10 за 2007. Обзор творчества Баркера — в этом номере «МФ»).

Лучшее продолжение отечественного цикла

Претенденты: Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Лучезарный»; Александр Громов «Русский аркан»; Елизавета Дворецкая «Ночь богов»; Генри Лайон Олди «Ойкумена. Книга 2. Куколка», «Ойкумена. Книга 3. Кукольных дел мастер»; Вадим Панов «Костры над алтарями»; Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Колдун из клана Смерти»

Елена Бычкова, Наталья Турчанинова
Лучезарный

Скажем сразу, в списке претендентов на эту награду есть более качественные и профессионально написанные романы, чем «Лучезарный». Однако здесь мы выбираем не книгу года и не лучшее фэнтези года, а продолжение цикла. С этой точки зрения заключительная часть трилогии Елены Бычковой и Натальи Турчаниновой — вне конкуренции.

В двух предыдущих романах цикла мы словно ползали по громадному полотну, разглядывая отдельные фрагменты картины и недоумевая, как связать их в целое. «Лучезарный» же позволил нам отойти на несколько шагов и поразиться авторскому замыслу, увидев холст целиком. Ждать третьей книги пришлось больше двух лет, однако за это время соавторы смогли отточить писательское мастерство, что делает роман еще более привлекательным. Нам остается только подписаться под словами Алексея Пехова: «Ошеломительно неожиданная концовка» — и выдать «Лучезарному» звание лучшего продолжения года.

(Рецензия на книгу — в №3 за 2007).

Лучшие отечественные мистика, триллер, городское фэнтези

Претенденты: Юрий Бурносов «Чудовищ нет»; Ольга Громыко, Андрей Уланов «Плюс на минус»; Роман Злотников «Путь князя. Атака на будущее»; Евгений Лукин «Юность кудесника»; Вадим Панов «Занимательная механика»; Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Колдун из клана Смерти»

Юрий Бурносов
Чудовищ нет

После трилогии «Числа и знаки» Бурносова записали в мастеровитые авторы мистики и хоррора. Сей жанр плохо приживается на русской почве — нет у нас своего Кинга. Может, по этой причине Юрий решил поместить действие романов в абстрактное, псевдоголландское средневековье.

Но в четвертой и первой внесерийной книге Бурносов вернулся в реальную Россию, сюжет стал куда ближе к читателю, чем байки про друидов и охоту на ведьм, а речевая стилизация почти достигла совершенства. Два главных героя ни разу не встретятся на страницах: один живет в конце 19 века, а другой  — наш современник. При этом их крепко связывают и родственные узы, и судьба, и главное в хорошем мистическом романе — тайна. Вампиры здесь не похожи на сородичей из «Дозоров» и «Киндрэта», охота на кровососов — не хобби, не профессия, а миссия государственной важности. Эффектный эпилог, как мораль в басне, мастерски завершает тему контактов с чужими. Чудовища есть, но захотите ли вы с ними встречаться после книги Бурносова?

(Рецензия на книгу — в №11 за 2007).

Лучшая отечественная фантастика

Претенденты: Беркем аль Атоми «Мародер»; Алексей Бессонов «Пройдя сквозь дым»; Владислав Крапивин «Ампула Грина»; Сергей Лукьяненко «Чистовик»; Генри Лайон Олди «Ойкумена»; Вячеслав Рыбаков «Звезда Полынь»

Генри Лайон Олди
Ойкумена

Генри Лайон Олди не пишет циклов — по крайней мере, харьковский дуэт сам так считает. Даже если произведение растягивается на несколько томов — это все равно один большой роман, а вовсе не трилогия и не сериал. В принципе, истина в такой позиции есть: никому ведь не придет в голову называть четырехтомную «Войну и мир» тетралогией или сериалом.

И все-таки неожиданная «космическая симфония», исполненная творческим дуэтом Олега Ладыженского и Дмитрий Громова, получила в нашей реальности и временное измерение. Ее публикация затянулась больше чем на год. Можно даже сказать, что весь 2007 год для любителей отечественной космической фантастики прошел под знаком «Ойкумены».

Год назад мы уже вносили первый том трехкнижия в номинацию «Лучшая отечественная фантастика». Однако отдали предпочтение последней части другой космической трилогии, и тоже харьковского дуэта — роману Александра Зорича «Время — московское!». Впрочем, эти формальные черты — пожалуй, единственное, что объединяет нашего прошлогоднего лауреата и «Ойкумену». Выбравшись на просторы космоса, Генри Лайон Олди остался верен себе: насытил текст прямыми и скрытыми отсылками к истории и мифологии, сделал акцент на социальном и психологическом, а не на техническом или политическом облике далекого будущего — короче говоря, подтвердил свое реноме как одного из ведущих русскоязычных фантастов. И получил от нас по заслугам.

(Рецензии на книги — в №1, №8 и №12 за 2007).

Лучший отечественный авторский сборник

Претенденты: Дмитрий Быков «Рассказы ЖД»; Александр Громов «Змееныш»; Марина и Сергей Дяченко «Год черной лошади»; Леонид Каганов «Дефицит белка»; Вера Камша «Кесари и боги»; Евгений Лукин «Юность кудесника»

Марина и Сергей Дяченко
Год черной лошади

Идеальных сборников — как и вообще идеальных книг — не бывает. А даже если бывают, то появляются на свет они слишком редко, чтобы хватило на каждый год. Вот и теперешние номинанты: не без своих недостатков, но все-таки — лучшее из вышедшего.

Супруги Дяченко не стремились сделать тематическую подборку или определить лучшие свои рассказы и повести. И этим их книга выгодно отличается от прочих номинантов — она представляет собой этакую квинтэссенцию фантастики киевлян. Здесь есть и «фирменные» театральные повести, и произведения, затрагивающие морально-этические вопросы, и даже пара нефантастических рассказов. Если вы вдруг не читали книг Марины и Сергея Дяченко, «Год черной лошади» станет для вас идеальным поводом для знакомства с их творчеством. Понравится сборник — возьметесь за крупную форму; не понравится  — не будете жалеть о том, что потратили много времени. Поклонникам же киевского дуэта наши рекомендации ни к чему — у них томик давно на полке стоит.

(Рецензия на книгу — в №11 за 2007).

Лучшее отечественное фэнтези

Претенденты: Андрей Белянин «Ааргх»; Алексей Витковский «Витязь», «Выбор воина»; Юлия Остапенко «Птицелов»; Ник Перумов «Семь зверей Райлега. Тёрн»; Мария Семёнова «Там, где лес не растет»; Андрей Уланов «Раз герой, два герой…»

Мария Семёнова
Там, где лес не растет

Тринадцать месяцев назад книга Марии Семёновой «Там, где лес не растет» стала одним из главных ожиданий 2007 года по версии «Мира фантастики». Теперь мы можем с удовольствием отметить, что, по крайней мере, по этой позиции наши ожидания оправдались. Новая история о венне-путешественнике почти не уступает в качестве легендарному «Волкодаву» (и уж на голову превосходит другую изданную в прошлом году книгу Семёновой, «Бусого Волка»).

В новом романе «матушке славянского фэнтези» удалось то, что не получилось сделать у многочисленных авторов сериала «Мир Волкодава». Вселенная Семёновой была очень сильно «завязана» на персонажей — ярких, харизматичных, единственных в своем роде. Убери из повествования Эвриха, Серого Пса, Оленюшку — и книги рассыпятся. Однако история Волкодава завершена, возвращаться в свой главный мир Семёновой пришлось с новыми героями — и те оказались ничуть не хуже старых знакомых. Веннский калека, его верный полупес-полусимуран, сегванская воительница показали читателю любимый мир с новой точки зрения, новыми глазами. Нет, Коренге никогда не стать Волкодавом — его история не растянется на пять томов и по ней не снимут дорогое кино, — но в наши анналы он войдет как герой лучшего российского фэнтези 2007 года.

(Рецензия на книгу — в №9 за 2007).

Лучшая научно-популярная книга

Претенденты: Михаил Герштейн «Тайны крушений НЛО»; Борис Егоров «Российские утопии»; Антон Первушин «Завоевание Марса»; Виктор Сидорченко «Морское пиратство»; Сергей Чупринин «Русская литература сегодня»

Антон Первушин
Завоевание Марса: Марсианские хроники эпохи Великого противостояния

Антон Первушин за последние годы превратился в главного популяризатора космоса, точнее, истории его освоения. В каждой новой работе он подчеркивает: человечеству необходима космическая экспансия. В эпоху, когда научно-техническая революция свернула в информационно-медийное русло, трудно вернуть нашей цивилизации мечту о звездах. Миллиардные бюджеты уходят на развитие интернета и малопонятные «нанотехнологии», а если бы на эти деньги составить проект экспедиции к Красной планете?

Романтика Первушина, устаревшая, как ракета Р-7 и корабль «Восток», все же близка нам, поклонникам фантастики. А Первушину близок наш любимый жанр. Он и сам пишет НФ, и прекрасно в ней разбирается: «Завоевание Марса» скрупулезно классифицирует не только прожекты полетов на Марс, но и марсиан, и книги, где они появляются.

(Рецензия на книгу — в №7 за 2007).

Лучшая необычная книга

Претенденты: Дмитрий Быков «Рассказы ЖД»; Александр Зорич «Римская звезда»; Сюзанна Кларк «Дамы из Грейс-Адье и другие истории»; Нил Стивенсон «Ртуть»; Михаил Успенский «Три холма, охраняющие край света»; Джаспер Ффорде «Беги, Четверг, беги, или Жесткий переплет»

Нил Стивенсон
Ртуть

В прошлом году мы не составляли список номинантов на звание лучшей необычной книги года и не проводили традиционный опрос рецензентов по этой позиции. Тогда, год назад, эта номинация была экспериментальной. Теперь она существует на равных с остальными. Впрочем, не совсем.

Изначально мы не планировали включать книгу Нила Стивенсона в шорт-лист: уж слишком мало фантастического элемента в первом томе «Барочной трилогии». Мы думали подождать, пока у нас издадут следующий том — а там уже и номинировать. Однако, разослав списки всем постоянным авторам «Книг номера» для демократического голосования, получили почти единодушный ответ: а как же «Ртуть»?

Роман действительно заслуживает полученного звания. «МФ» могут упрекать в излишней щедрости при раздаче баллов книгам, однако никто не скажет, что мы разбрасываемся десятками. Обладателей высшей оценки за 2007 год можно пересчитать по пальцам одной руки — и «Ртуть» среди них.

«Барочную трилогию» Стивенсона можно сравнить с «Веком безумия» Грегори Киза: та же эпоха 17—18 веков, те же исторические лица. Однако если Киз выстраивает в своем цикле альтернативный, параллельный нашему мир, то Стивенсон предпочитает находить неизведанное в реальной истории. И в результате простое осознание того факта, что Исаак Ньютон был алхимиком, действует на читателя куда ошеломительнее, чем разговоры с ангелами. Именно это мы и назовем главным необычным свойством «Ртути» — умение подать реальность так, что она будет поинтереснее вымысла.

(Рецензия на книгу — в №8 за 2007).

Книга года

Претенденты: Андрей Белянин «Ааргх»; Юрий Бурносов «Чудовищ нет»; Ольга Громыко, Андрей Уланов «Плюс на минус»; Ник Перумов «Семь зверей Райлега. Тёрн»; Мария Семёнова «Там, где лес не растет»; Михаил Успенский «Три холма, охраняющие край света»

Юрий Бурносов
Чудовищ нет

Три года назад «Мир фантастики» назвал книгой года «Под знаком мантикоры» Алексея Пехова. На счету автора к тому времени была трилогия и этот внесерийный роман, не считая книг, сочиненных в соавторстве. Для Бурносова «Чудовищ нет» — четвертый роман и первый внесерийный после трилогии «Числа и знаки». Не считая нескольких приключенческих и НФ-книг, написанных под псевдонимом Виктор Бурцев в соавторстве с Виктором Косенковым. Мистическая арифметика? Рецепт по изготовлению «Книги года»? Обязательно четвертый роман, и чтобы до него вышла трилогия?

Редакция «МФ» не верит в мистику, вампиров и везение. Зато мы верим в талант, писательское трудолюбие, упорство и стремление к совершенству. «Чудовищ нет» Бурносов создавал несколько лет, отдельные эпизоды переделывал многократно, выстраивал сложную фабулу, шлифовал живую речь многочисленных персонажей, которые принадлежат к разным социальным слоям и живут в непохожие эпохи.

«Книгой года» в «МФ» впервые становится роман, относящийся к жанру мистики — удачные романы этого жанра по-русски пишутся нечасто. Видимо, трудно с материалом: чудовищ-то и вправду нет, с кого их рисовать? Что ж, в жанре поставлена новая планка качества, но вне зависимости от жанровой принадлежности редакция ждет от Бурносова пятого романа с нетерпением.

Итоги 2003 года

КНИГА года: НИЛ ГЕЙМАН «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Итоги 2004 года

КНИГА года: АЛЕКСЕЙ ПЕХОВ «ПОД ЗНАКОМ МАНТИКОРЫ»

Итоги 2005 года

КНИГА года: Сергей лукьяненко «ЧерновиК»

Итоги 2006 года

Лучшее зарубежное фэнтези: Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Лучшая зарубежная фантастика: Йен Макдональд «Река богов»

Лучшие зарубежные мистика, триллер, городское фэнтези: Нил Гейман «Дети Ананси»

Лучшая детская книга: Джонатан Страуд «Врата Птолемея»

Лучшая новеллизация: Илья Новак «Некромагия», «Магия в крови»

Лучшее продолжение отечественного цикла: Ник Перумов «Война мага. Эндшпиль», «Война мага. Конец игры»

Лучший отечественный авторский сборник: Шимун Врочек «Сержанту никто не звонит»

Лучшее отечественное фэнтези: Елизавета Дворецкая «Лес на Той Стороне»

Лучшая отечественная фантастика: Александр Зорич «Время — московское!»

Лучшая необычная книга: Олег Дивов «Храбр»

КНИГА года: НИК ПЕРУМОВ «ВОЙНА МАГА. КОНЕЦ ИГРЫ»

1 | 3
1 2 3 4
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
СУМРАК
№ 1
15.04.2008, 12:57
Кодекс войны лучшая фэнтези игра?? Бред... =\
И слишком много Ведьмака в итогах, когда игра жутко средняя по качеству.
Лекс
№ 2
15.04.2008, 17:59
Лучшее продолжение - "Гарри Поттер и орден феникса".
Нет, я не против, но зачем писать, что награждаете его потому, что в прошлом году наградили "Пиратов...". Это уже не итоги, а благотворительность.
Софи
№ 3
15.04.2008, 23:29
С лучшей экронизацией не согласна. На мой взгляд в списке были фильмы и получше "Трансформеров". Например, тот самый "Золотой компас".
Alex Transforner
№ 4
23.05.2008, 13:04
Я согласен с лучшим фильмом - "Престиж" хотя могли-бы ещё и быть "Трансформеры", а Лучший мультфильм "Беовульф" это не так
лучший "Рататуй"
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться