Google+
Современники. Нил Гейман ЕСЛИ БЫ. УТОПИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ Фантастические воры SFX
Версия для печатиИнтервью: Стив Перри, писатель

Перерожденные

Фантастические новеллизации

Я прошел через сансару многих рождений. Рождаться вновь и вновь — горестно.

Будда

О чем мечтает Человек-паук? Какова подлинная причина вражды между джедаями и ситхами? Что скрывается за фасадом межпланетной войны во вселенной Halo? В фильмах и играх слишком многое остается за кадром. Но чем популярнее продукт, тем интереснее его многочисленным поклонникам самые незначительные детали вымышленного мира. Для удовлетворения фанатской жажды знаний и существуют новеллизации…

Поначалу термин «новеллизация» означал переработку сценария полнометражного фильма в роман. Однако с течением времени так стали называть художественные книги на основе различных по форме проектов — телесериалов, текстовых и настольных ролевых игр, видеоигр. Ныне новеллизации — огромный пласт массовой литературы, выпускаемой по всему миру многомиллионными тиражами. Осветить все новеллизации невозможно — но с некоторыми наиболее прославленными или типичными мы познакомиться сумеем…

Шагнувшие с экрана

Поначалу новеллизации базировались на популярных фильмах, причем первые из них появились в США еще в 1920-х годах. Что до фантастики, то первопроходцем здесь считается роман «Эксперимент Куотермаса» (1959), основанный на одноименном фильме 1955 года. Незамысловатая схема: посмотрел фильм и купил книгу — была особенно востребована публикой до распространения домашн их видеоносителей. Как правило, традиционные новеллизации писались по единому шаблону. Выпустившая фильм студия нанимала писателя и вручала ему сценарий, который служил основой романа. В итоге новеллизация становилась расширенной литературной версией сценария — не более того. Часто авторами выступали сами сценаристы или «литературные негры» — безымянные ремесленники, кропавшие весьма заурядные опусы на потребу непритязательной массовой аудитории. Надо ли говорить, что новеллизация воспринималась профессиональными писателями лишь как поточная «халтурка», возможность быстро и легко зашибить деньжат? Увы, но многие книги действительно сочинялись «на коленке»: сомнительный рекорд здесь принадлежит Майклу Аваллону, накатавшему роман «Под планетой обезьян» (1974) за выходные.

Такие романчики кропались на раз.

Подлинно массовый характер фантастическая киноновеллизация приняла в 1960-х, когда основой для книг стали телесериалы. Поначалу особой популярностью пользовался цикл романов «Человек из UNCLE» по американскому телешоу в духе фантастической бондианы. А затем наступила эра «Звездного пути»: начиная с 1967 года, вышло уже более 200 книг… Главное отличие этой серии новеллизаций от предшественников в том, что книжный цикл обрел собственную жизнь и продолжал выходить даже после того, как сериал-первоисточник завершил экранную судьбу. Книги не были просто перенесенными в печатную форму сценариями эпизодов — в них имелась масса дополнительного материала. Со временем воображение авторов рождало абсолютно новые истории, из которых складывался мир, не слишком привязанный к базовому сюжету. Особое значение имел тот факт, что в написании романов принимали участие многие известные фантасты, бывшие страстными поклонниками «Звездного пути». Им было по-настоящему интересно раскрывать новые грани фантастической вселенной и населяющих ее героев. Джеймс Блиш, Мак Рейнольдс, Дэвид Джерролд, Харлан Эллисон, Теодор Старджон, Вонда Макинтайр, Диана Дуэйн, Джо Холдеман, Алан Дин Фостер — звезды и звездочки американской научной фантастики, на любой вкус! Участие в «Звездном пути» стало также чем-то вроде школы для многих начинающих авторов, отменным способом отточить свое мастерство, попыткой переиграть грандов в открытой битве на едином поле.

Долгий Звездный путь.

Однако романы серии «Звездный путь» оказались лишь прологом для создания самой подробно прописанной и невероятно популярной фантастической вселенной, рожденной благодаря киноновеллизациям. Речь, конечно же, идет о «Звездных войнах», книжное измерение которых насчитывает более 300 томов, освещающих прошлое, настоящее и будущее далекой-предалекой галактики Джорджа Лукаса. В создании книжной вселенной Star Wars поучаствовало много известных фантастов: Вонда Макинтайр, Терри Брукс, Барбара Хэмбли, Грег Бир, Алан Дин Фостер, Уолтер Йон Уильямс, Майкл Стэкпол, Тимоти Зан, Дэйв Волвертон, Роберт Сальваторе, Кристин Кэтрин Раш, Мэтью Стовер, Роджер Макбрайд Аллен, Кевин Андерсон, Уильям Дитц, Терри Биссон, Стив Перри. И это не считая толпы ремесленников-середнячков или начинающей молодежи!

Самая большая галактика.

Стартовая книга «Новая надежда» была литературной версией сценария самого первого фильма, причем вышла она еще в 1976 году, за полгода до премьеры картины. На обложке гордо красовалось имя Джорджа Лукаса, хотя основную литобработку сценарного черновика сделал Алан Дин Фостер. Лет десять книжный сериал прозябал, существуя в основном за счет выхода на экран новых эпизодов первой трилогии. Мощный толчок к развитию серии дал Тимоти Зан, чьи романы о гранд-адмирале Трауне позволили по-новому взглянуть на историю далекой-предалекой галактики. С тех пор Сага безостановочно расширялась, вбирая в себя все новые сюжеты и героев.

Еще один значительный книжный проект — новеллизации телесериалов Джосса Уэдона про юную охотницу на вампиров Баффи и мистического сыщика Ангела — насчитывает почти полторы сотни книг! Среди других объемных серий киноновеллизаций — «Секретные материалы», «Вавилон 5», «Звездные врата», «Приключения Индианы Джонса», «Зена» — каждый из которых насчитывает десятки томов. В Старом свете вне конкуренции новеллизация британского культового телесериала «Доктор Кто»: вместе с сопроводительными материалами несколько раз возрожденный цикл насчитывает аж 285 книг, уступая по объему только «Звездным войнам».

На благодатной почве сериалов.

Киноновеллизации не стоят на месте. Появились «обратные» новеллизации — книги, написанные на основе фильмов-экранизаций. Правда, так происходит лишь в таких случаях производства кинокартины «по мотивам», когда от книги-первоисточника остаются рожки да ножки. Например, фильм Стивена Спилберга «Капитан Крюк» — весьма вольная экранизация повести Джеймса Барри о Питере Пэне. Лента разительно отличается от оригинала — немудрено, что на основе фильма в 1991 году вышел одноименный роман маститого Терри Брукса. Если же в экранизации нет коренных изменений, то первоисточник без затей переиздается массовым тиражом в особом «кинооформлении».

Иногда при создании новеллизаций происходят занятные вещи. Например, американский НФ-триллер «Козерог 1» (1978) режиссер Питер Хайамс поставил по собственному сценарию. На основе фильма почти одновременно вышло сразу два романа. Версия Рона Гуларта была опубликована в США, а книга Бернарда Росса (под этим псевдонимом скрывался тогда еще начинающий Кен Фоллетт) — в Великобритании. И хотя обе книги основаны на одном фильме, в них масса различий — все потому, что роман Росса базировался на начальной версии сценария, который был существенно изменен уже во время съемок. Результат — новеллизации могут похвастать абсолютно противоположными по смыслу финалами! Но подобный казус — сущий пустяк в сравнении с тем, что творится в нашем отечестве.

Это доктор! Кто?

К примеру, за несколько дней до начала российского проката фильма «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» в серии «Смотрим фильм — читаем книгу» появился соответствующим образом оформленный одноименный томик некоего Александра Оливье Эксквемелина. Самое забавное, что эта книга впервые вышла еще в 1678 году — и неоднократно издавалась в России. И вообще, труд Эксквемелина «Пираты Америки» (так он называется на самом деле) вовсе не художественное произведение, а мемуары очевидца пиратских «подвигов». Впрочем, лучше уж купить действительно познавательную книгу, нежели убогую поделку, сляпанную «в поддержку» блокбастера. Хотя выходят у нас и настоящие новеллизации. Из наиболее качественных стоит отметить роман Андрея Лазарчука «Параграф 78», который получился не в пример интереснее одноименного кинобоевичка.

Пират, да не тот!

Любопытно, что если ранее новеллизации за редким исключением выходили по следам популярных фильмов и сериалов, то в последние несколько лет книги появляются одновременно с первоисточником или даже раньше, за неделю-другую до премьеры. Иногда такой подход обусловлен наличием в книге сценарного материала, который не попал в фильм при съемках или был вырезан при монтаже. Но, возможно, такая практика — дань стремительной деградации массовой аудитории? Не поймут ведь в фильме ни шиша, если предварительно не разжевать…

По законам игры

Еще один пласт фантастических новеллизаций базируется на разнообразных играх. В романизации настольных ролевых игр имеется своя специфика. После того, как в 1974 году Дейв Арнесон и Гари Гигакс придумали фэнтезийную ролевую игру Dungeons & Dragons, за десяток лет только в США она приобрела более шести миллионов поклонников. Возникла насущная необходимость подпитывать воображение армии игроков. Чтобы облегчить процесс «вживания» в вымышленный мир, в недрах выпускавшей D&D компании TSR, Inc. началось производство сопутствующего материала в виде художественной литературы. Задачей романов и сборников, служивших дополнением к сценариям игровых кампаний, было максимально ярко показать антураж и персонажей фэнтезийных миров.

Чудовища и герои.

Литературное воплощение ролевых игр коренным образом отличается от новеллизаций фильмов. Последние всегда начинаются как обычный перенос содержания фильма в другую форму, и только потом могут перерасти рамки сценария. Игровые новеллизации дают автору куда большую свободу. Главной задачей тут становится сотворить детально прописанный мир, населив его яркими персонажами, дабы поспособствовать игрокам в придумывании собственных приключений.

В 1984 году вышел роман «Драконы осенних сумерек» — первый том сериала «Сага о Копье», рожденного фантазией Маргарет Уэйс и Трэйси Хикмэна. Соавторы сделали «Сагу о Копье» своим фирменным брендом. Постепенно книжный цикл перестал быть лишь подспорьем для ролевых игроков: ныне среди его поклонников множество тех, кто ни разу не пробовал играть в D&D. В серию входит уже около 200 томов, полсотни из них создали главные демиурги Уэйс и Хикмэн (как вместе, так поодиночке). В развитии вселенной поучаствовали многие известные авторы, некоторые использовали «Сагу о Копье» в качестве трамплина для своей литературной карьеры: Ричард Кнаак, Дуглас Найлз, Джейн Рейб, Марк Энтони, Мэри Герберт, Джон Мэддокс Робертс.

Еще более обширным и разнообразным — более 250 томов! — стал другой мир D&D, «Забытые королевства». У его истоков стоял канадец Эд Гринвуд, известный в нашей стране книгами о чародее Эльминстере. Однако львиную долю славы принес «Королевствам» другой плодовитый автор — Роберт Энтони Сальваторе, «папаша» культового темного эльфа Дзирта. Свою лепту в создание вселенной также внесли Трой Деннинг, Мэл Одом, Дуглас Найлз, Джейн Рейб, Марк Энтони, Линн Эбби, Виктор Милан и десятки других фантастов.

Под молотом войны.

Существует еще немало олитературенных ролевых вселенных — World of Darkness, Ravenloft, Dark Sun, Shadowrun, Spelljammer — но ни одна не может сравниться по популярности и объему с двумя признанными лидерами. Отдельно стоит отметить серию Warhammer, в рамках которой с 1987 года вышло уже более 250 книг. Серия опирается на популярную военно-тактическую настольную игру с миниатюрами компании Games Workshop. Такая основа дала солидный простор для воображения авторов, чем те и пользуются. В написании книг обычно принимают участие мастеровитые ремесленники, набившие руку на игровых новеллизациях: Уильям Кинг, Дэн Абнетт, Бен Каунтер, Ричард Ли Байерс и многие другие.

Подвиги компьютерных героев.

Выпускаются также новеллизации компьютерных и консольных игр. На первый взгляд, они не должны сильно отличаться от кинематографических, ибо основаны на вполне конкретных сценариях. Однако видеоигра обычно также становится лишь отправной точкой для романа, прирастая ворохом изобретенных авторами книг подробностей. Особенно это касается новеллизаций шутеров с упором на экшен — здесь придумать можно все, что угодно, ибо примитивный оригинал дает широкие возможности для фантазии. Ныне особенно хорошо продаются книги, базирующиеся на популярнейших боевиках серии Halo (на Западе) и S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl (в СНГ). Имеются также новеллизации стратегических игр (Warcraft, Starcraft) или космических симуляторов (Wing Commander).

Зазеркальный мир

В последние годы развлекательный кинематограф буквально заполонили комиксы. Издатели откликнулись массовым выпуском новеллизаций: названия романов Стива Перри «Люди в черном», Питера Дэвида «Человек-паук 3» и «Фантастическая четверка» говорят сами за себя. В ходу также книжные приквелы, сиквелы и «вбоквелы» кинокомиксов: к примеру, «Заговор Грейзера» Дина Уэсли Смита и «Свет Зарта» Майкла Тейтельбаума дополняют приключения Людей в черном, а «Поглощенный Громом» Кристофера Беннета показывает новый виток событий вокруг Человека-паука. Есть и обратная связь: выходит все больше комиксов, основанных на фильмах, книгах и играх. Процесс, что называется, пошел — и его уже не остановить…

Литературный комикс.

Так что же такое современная новеллизация? Явление культуры или просто способ выжимания дополнительных доходов? Отношение к новеллизациям среди профессионалов от фантастики — писателей, критиков, журналистов — как правило, весьма прохладное. Ни одна новеллизация не имеет шансов попасть в номинации мало-мальски престижных фантастических премий. Авторы вроде Маргарет Уэйс и Роберта Сальваторе, несмотря на солидные тиражи и гонорары, известны лишь как ремесленники от литературы. Самый влиятельный фантастический журнал мира Locus определил для новеллизаций отдельный список бестселлеров — чтобы не путалась эта шушера под ногами у подлинных творцов. Аналогичным образом поступают многие издания, которые отслеживают состояние книжного рынка. Однако новеллизации продолжают держаться в рейтингах популярности на очень высоких позициях. Да, вероятнее всего, это действительно литература второго сорта, — но она занимает законное место под солнцем, ибо помогает поклонникам фантастических миров ближе познакомиться с предметами своих страстей. И это абсолютно нормально.

Десять новеллизаций

Рэндел Фрейкс, Вильям Вишер «Терминатор»

Джеймс Блиш «Звездный путь»

Андрей Лазарчук «Параграф 78»

Джордж Лукас, Алан Дин Фостер «Новая надежда» («Звездные войны»)

Терри Брукс «Капитан Крюк»

Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмэн «Драконы осенних сумерек» («Сага о Копье»)

Роберт Сальваторе «Темный эльф» («Забытые королевства»)

Чарльз Грант «Гоблины» («Секретные материалы»)

Алексей Калугин «Дом на болоте» (S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl)

Дэн Абнетт «Инквизитор» (Warhammer 40000)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться