Google+
Киношедевры: Кинг-Конг Макс фон Сюдов НЕВЕСОМОСТЬ МИРЫ. WARHAMMER FANTASY
Версия для печатиФантасты: Современники. Клайв Баркер

Темный властелин

Год за годом Баркер взбирался все выше по лестнице успеха, активно экспериментируя в дороге. В 1987 году появился его второй роман «Сотканный мир», ознаменовавший обращение автора к «темному фэнтези», в котором Баркер весьма преуспел. Более того, он пробует силы в написании масштабных эпопей — дилогии (пока!) «Искусство» и романа «Имаджика».

Эпопеи Клайва Баркера.

Начало 1990-х — переломный рубеж в жизни Клайва. В 1991-м Ассоциация писателей ужасов выбирает его своим грандмастером. А сам Баркер уже не первый год серьезно занимается кинематографом. Еще в 1985-м он сочинил сценарий для малобюджетного фильма «Подземный мир», который поставил Джордж Павлоу, двумя годами позже экранизировавший рассказ «Король Голый мозг» из третьих «Книг крови». Оба фильма внушили Баркеру такое отвращение, что он решил перенести свои фантазии на экран самостоятельно. В 1987 году вышел ужастик «Восставший из ада», в котором Баркер выступил сценаристом и режиссером. Снятый за весьма умеренную сумму (менее миллиона долларов), фильм 20 раз окупился в мировом прокате и обрел культовый статус среди поклонников «ужасного» кино. По мотивам фильма даже были созданы несколько комиксов. Любопытно, что Баркер привлек на роль Пинхэда друга юношеских лет Дуга Брэдли, открыв ему тем самым дорогу в большой кинематограф.

Клайв и Дэвид: влюбленные голубки.

Второй работой Клайва-режиссера стала экранизация его небольшого романа «Кабал» — картина «Ночной народ» (1990). Лента оказалась тепло принята критикой, получив специальный приз на Международном кинофестивале в Авориазе, да и финансово фильм окупился. В последующие годы Баркер продюсировал продолжения «Восставшего из ада» и основанную на его рассказе киносерию «Кэндимен». В 1995 году Клайв поставил по мотивам своей повести ленту «Повелитель иллюзий».

Благодаря кинематографическим и литературным успехам Баркер стал независим от сиюминутных запросов коммерческого книгоиздания. Приобретя в 1990-м старинный дом в Лондоне, Клайв засел за написание эпического фэнтези «Имаджика», над которым работал около двух лет. Сам Баркер считает эту книгу вершиной своего творчества — и с этим трудно не согласиться. Роман представляет собой объемное философское мистико-фэнтезийное полотно, где сочными мазками изображены перетекающие друг в друга миры-Доминионы, в том числе Земля. Главный герой — художник-пройдоха Джон Захария, в чьей душе «спит» личность великого мага Сартори, стремящегося объединить расколотые некогда Доминионы в единое целое.

В 1992 году Клайв перебирается в США, в Лос-Анджелес, где поселяется во внушительной усадьбе на Беверли-Хиллз. Отчасти переезд Баркера был связан с укрепившимся финансовым положением и деловыми интересами. Однако имелись и личные причины. В юношестве Баркер скоропалительно женился, но брак продержался недолго. Дело в том, что Клайв — гомосексуалист, о чем можно догадаться, внимательно читая некоторые его ранние произведения. Не то чтобы в Англии к геям относились предвзято, но в девяностых годах Америка была более благоприятным для них местом. В феврале 1995-го Баркер публично заявил о нетрадиционной сексуальной ориентации, а осенью 2000 года официально вступил в брак со своим давним партнером, чернокожим фотографом Дэвидом Армстронгом. Во многом автобиографический роман Баркера «Таинство» стал номинантом на премию «Лямбда» — главной фантастической награды за книги о сексуальных меньшинствах.

Разносторонний Баркер: театр, живопись, комикс, кино.

Творчество Баркера отличается разносторонностью — неспроста некоторые критики именуют его человеком эпохи Возрождения. Его самолично проиллюстрированная детская фантазия «Вечный похититель» (1992) внесена Министерством образования Великобритании в список литературы, обязательной для школьного чтения. В разные годы опубликовано несколько сборников пьес Баркера. В галереях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса с успехом проходили выставки картин писателя, которые затем влет расходились по частным коллекциям. Клайв расписал ночной нью-йоркский клуб Light Wisdom and Sound. Он дебютировал в кино как актер, сыграв в телефильме Quicksilver Highway (1997) — экранизации рассказов Стивена Кинга и своих. Спродюсированный Клайвом фильм «Боги и монстры» в 1998-м получил «Оскара» за адаптированный сценарий. Для студии Universal Баркер регулярно ставит театрализованное шоу Halloween Horror Nights. При его деятельном участии создаются видеоигры.

Не прекращает Баркер и литературные эксперименты: готический триллер «Галили» (1998), детективная мистика «Каньон холодных сердец» (2001), детское фэнтези с картинками «Абарат» (2002) и его продолжения. Любопытен взгляд писателя на фантастическую литературу в целом и ее месте в современном обществе:

Многие шедевры мировой литературы абсолютно нереалистичны: книги Шекспира, Мильтона, Блейка, Шелли, Мелвилла, По, Готорна... Тем не менее полно тех, кто смотрит на фантастику как на нечто низменное. По-моему, немало критиков попросту не имеют элементарной образованности в этом вопросе, вынося свои поспешные суждения. Так, обладающий невероятно мощной фантазией блистательный Джеймс Баллард долго игнорировался британскими критиками, пока не обратился к мейнстриму. А ведь он много лет писал замечательную прозу! Но лишь когда он сделал шаг за пределы фантастического гетто, эти невежды соизволили заметить его: «О, боже мой! Да этот парень отлично пишет!». Такое отношение — просто позор! Но говорят, что успех — наилучшая месть, и сейчас фантастический вымысел является одним из краеугольных камней любого списка бестселлеров...

Из интервью Баркера

Впрочем, не все радужно в жизни маэстро. Алкоголь, наркотики, оргии, тяжелейшие нервные срывы, едва не закончившиеся психушкой, — такое бесследно не проходит. Достаточно сравнить фотографии Клайва Баркера, сделанные с разрывом в 20 лет. Куда только подевался гламурный симпатяга! Увы, но ныне Баркер напоминает скорее оживший портрет Дориана Грея...

Портрет Дориана Грея.

— You make movies, you create books, you paint. Any other creative things you do?

— Fuck.

Красноречивый диалог Баркера с журналистом

Впрочем, жизнь Клайва Баркера — его личное дело. Чтобы относиться с должным уважением к этому нестандартному таланту, нам достаточно его сюрреалистических фантазий...

Это интересно
  • Клайв Баркер — матерый технофоб. Он пишет книги по старинке — от руки, не пользуясь компьютером и пишущей машинкой. У него нет электронной почты, он не пользуется интернетом. Его участие в создании видеоигр ограничивается идеями, сюжетом и придумкой визуальных образов.
  • Работа над романом «Имаджика» заняла 18 месяцев, в рукописи было 14 тысяч страниц, книга вышла толщиной 825 листов — самый объемный роман Баркера.
  • Студия Disney приобрела права на экранизацию цикла «Абарат», однако из-за серьезных творческих разногласий продюсеров с Баркером проект был заморожен на неопределенный срок.
  • В фильме «Ночной народ» одну из главных ролей сыграл известный канадский кинорежиссер Дэвид Кроненберг. Среди актеров — юношеские друзья Баркера Дуг Брэдли и Оливер Паркер. На основе фильма вышли две серии комиксов и две аркадные игры.
  • Клайву Баркеру принадлежит кинокомпания Seraphim Films. В ближайшее время он планирует сделать фильм на основе собственной линии игрушек Tortured Souls производства компании McFarlane Toys и написать сценарий новой версии «Восставшего из ада».
  • Японский режиссер Рю Китамура экранизирует рассказ Midnight Meat Train из первых «Книг крови». В 2008 году фильм выпустят компании Lakeshore Entertainment и Lionsgate.
  • Клайв Баркер написал сценарий для американской версии фильма «Годзилла», однако правообладатель — японская студия Toho — отвергла его как «слишком мрачный и страшный». Работу над фильмом поручили Роланду Эммериху, который сделал боевичок 1998 года.
  • В 1996 году Magnetic Interactive Studios собиралась выпустить приключенческую игру Hellraiser: Virtual Hell, но проект был закрыт.
  • В игре Clive Barker’s Undying (2001) компании DreamWorks Interactive Баркер озвучил маньяка-убийцу Эмброуза, никогда не расстающегося со своим любимым топором.
  • Клайв Баркер с детства увлекается комиксами. По его сюжету Marvel Comics в 1993 году выпустило «супергероическую» серию Razorline. На основе книг и фильмов Баркера в разные годы выходили графические романы Hellraiser, Nightbreed, Pinhead, The Harrowers, Book of the Damned, Jihad, Tapping The Vein, Dread, Son of Celluloid, Revelations The Life of Death, Rawhead Rex, The Yattering and Jack, Primal, The Thief of Always, The Great and Secret Show.
1 |
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ворчун
№ 1
26.11.2008, 20:40
Если даже Стивен Кинг считает Клайва Баркера будущим жанра ужасов,то этот жанр можно смело хоронить.Мда...
Медея
№ 2
26.11.2008, 21:47
Проблема Баркера лишь в том, что он все же немного "слишком". Его частенько заносит на пути безумных фантазий, и даже условно детская книга Абарат - вполне себе кошмарненькое творение. Но читать его можно, особенно если вас не пугает сплав безумия, кошмаров и насилия...
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться