Google+
DARK SUN Классики кино. Хаяо Миядзаки Творчество Филипа Хосе Фармера Григорий Распутин
Версия для печатиКунсткамера: Кунсткамера (№52; декабрь 2007)

Кунсткамера

Продолжаем рассказывать вам о малоизвестных и занимательных фактах, имеющих отношение к фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

Замужем за фантастом

Брэкетт и Гамильтон — королевская чета космооперы.

Подобно тому, как жены декабристов отправлялись вслед за мужьями в Сибирь, многие из прекрасных половин писателей-фантастов бороздят просторы страны Фантазии рука об руку со своими супругами. Фэндом представляет собой довольно сплоченное сообщество, поэтому неудивительно, что многие фантасты находят спутников жизни среди «своих». Причем тенденция прослеживается как в нашей стране, так и на Западе.

Эдмонд Гамильтон считается одним из родоначальников космической оперы, а титул «королевы» этого жанра по праву принадлежит его супруге Ли Брэкетт. Помимо множества фантастических и детективных книг, писательница создала один из вариантов сценария Пятого эпизода «Звездных войн».

Генри Каттнер и Кэтрин Мур.

Еще раньше, в тридцатые, начала торить дорожку женщинам-фантастам Кэтрин Мур — супруга Генри Каттнера. Этот фантастический дуэт оказался настолько сплоченным, что не всегда разберешься, написан тот или иной рассказ Каттнером, Мур или же «рожден в браке». К сожалению, творческий союз просуществовал меньше двадцати лет: в 1958-м Каттнер скончался.

Похожая судьба ждала Евгения и Любовь Лукиных. Они пришли в фантастику как соавторы — и оставались ими вплоть до смерти Лукиной в 1996 году. Знатоки их творчества отмечают, что сольные произведения Евгения Лукина стали совсем другими.

Фантастические союзы могут быть очень разными. Одни, как разведенные ныне Вернор и Джоан Винджи, создают книги строго по отдельности. Жена Олега Дивова состоялась в литературе как прозаик Светлана Прокопчик, а «половинка» фантаста Дмитрия Янковского Александра Сашнева завоевала премию романом «Наркоза не будет». Другие творят как соло, так и в соавторстве: в пример можно привести Роберта Асприна с Линн Эбби или Алексея Пехова с Еленой Бычковой. Третьи не мыслят творчества без «второй половинки», подобно Сергею и Марине Дяченко.

Стивен и Табита Кинги.

Далеко не всем в жены достаются «сестры по оружию» — но и в этом случае роль прекрасного пола в жизни фантастов сложно переоценить. Неизвестно, кто бы стал сегодня королем ужаса, если бы не Табита Кинг, которая не только спасла черновик первого романа Стивена, но и помогла ему избавиться от наркотической зависимости. Зоя Головачева выступает идейным вдохновителем книг своего мужа: разработанная ими эзотерическая картина мира нашла отражение и в романах Василия Головачева, и в книге супругов «Кто мы? Зачем мы?». А жена Юрия Никитина Лилия Шишикина стала для писателя не только литагентом и водителем, но и первым издателем: именно она возглавляла издательство «Равлик». Впрочем, куда заметнее деятельность супруги Игоря Алимова (вместе с Вячеславом Рыбаковым известен как Хольм ван Зайчик): критик Маша Звездецкая широко известна в интернетовских и фантастических кругах.

Связать свою жизнь с фантастом — судьба не менее тяжелая и не менее ответственная, чем быть женой декабриста. И не в последнюю очередь потому, что супруга для настоящего писателя — только вторая любимая женщина. Первая — всегда Литература.

Желязны из ростовского КЛФ

Начало девяностых в нашей стране стало золотым веком переводной фантастики. Советская цензура осталась в прошлом, а за авторскими правами еще особо не следили. Как грибы после дождя, множились серии англо-американской фантастики. Из мутной воды «дикого» книгоиздательского капитализма можно выловить немало курьезов.

В серии «Монстры вселенной» издательства «ММЛ», где печатались Гарри Гаррисон, Стивен Кинг, Фредерик Пол, — третий том проекта, «Бог света» (1992), представлял собой сборник романов Роджера Желязны, дополненный парой рассказов. Один из них, «Когда расцветают бомбы», через год был перепечатан в сборнике «Этот бессмертный» издательства «Центрполиграф».

Обычная для того времени история — если бы не одно «но». Роджер Желязны никогда не писал такого рассказа. А вот в Советском Союзе «Когда расцветают бомбы» уже печатались — в 1982 году в заводской многотиражке. Кто же заложил бомбу?

Невольным виновником мистификации стал участник ростовского КЛФ «Притяжение» Сергей Битюцкий — его именем и подписана газетная публикация. В перестроечное время один из экземпляров газеты попался на глаза составителю самиздатовских сборников фантастики, который как раз работал над переводами Желязны. Сочтя рассказ вполне желязновским по духу, составитель попросту перепечатал его из газеты. Со временем любительский сборник добрался до профессионального издателя, и тот, ничтоже сумняшеся, пустил его в тираж. Тираж, надо сказать, был еще по-советски солидным: 100 тысяч у «ММЛ», а затем еще 60 тысяч у «Центрполиграфа».

А еще через несколько лет тиражи упали, права на переводы начали покупать, а рассказ «Как расцветают бомбы» по понятным причинам перестали включать в собрания сочинений Роджера Желязны.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться